Архимандриты 36. Преподобный Поликарп архимандрит, преставися в лето 6690 месяца июлия в 24 день Преподобный Поликарп постриженник и с 1164 года архимандрит Киево-Печерский. Из летописи известно, что великий князь Михаил-Ростислав, любивший преподобного Поликарпа, открывал ему свое желание удалиться от дел мирских в монастырь, но Поликарп сказал ему: «князь, Господь требует от тебя других подвигов: твори правду и блюди землю Русскую». Поликарп ум. 24 июля 1182 года. Память в день преставления. Мощи в Антониевой пещере. Некоторые смешивают его с Поликарпом черноризцем, которому Симон Владимирский писал послание, и тем поставляют себе затруднение по значительному расстоянию лет. Уже одно то, что черноризец Поликарп в 1231 году (См. Филарет, Обзор Р. Дух. литер., стр. 63) писал послание к архимандриту Акиндину, достаточно доказывает, что он не мог быть архимандритом Печерским в 1182 году. 37. Преподобный Акиндин архимандрит Упоминается в 1231 году (Собрание Летоп. I, 194). По соображениям преосв. Филарета Черниговского (Р. Св., август, стр. 117), настоятельствовал в Киево-Печерской Лавре с 1219 года. Год кончины не известен. Мощи почивают в Феодосиевой пещере. Память общая 27 августа. К преподобному Акиндину было писано известное послание черноризца Поликарпа (См. выше, 36). 38. Преподобный Игнатий архимандрит С 1435 года архимандрит Печерской Лавры. Чудотворец. Время кончины не известно. Память его 20 декабря и общая 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 39. Преподобный отец Антоний первоначальник, преставися в лето 6578 месяца маия в 7 день В мире Антипа, первоначальник иночества в России, уроженец города Любеча. Пострижен на Афоне, в монастыре Есфигменском. Пришел в Киев около 1028 года и поселился в пещере Варяжской. Мало-помалу собрались к нему любители пустынной жизни. Когда число братии умножилось до 15-ти и в пещере была устроена церковь с трапезою, Антоний, в расстоянии 100 саж. от прежней пещеры, выкопал другую, которая и доныне называется Антониевою, или Ближнею, а братству своему назначил игуменом Варлаама, выпросил у князя Изяслава гору над пещерою и указал место для построения Великой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

10 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ преставилась в 1173 году, Мая 23. Св. мощи её почивают в Киевских пещерах пр. Феодосия. Смотри Киевский Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Мая 23. 11 . Пр. ПОЛИКАРП, Архимандрит Печерский, преставился в 1182 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июля 24. 12 . Св. ИОАНН, первый Архиепископ Новгородский, преставился в 1186 году, Сентября 7. Св. мощи его обретены в 1439 году, Октября 4, и почивают в Новгородском Софийском соборе в приделе Иоанна Предтечи открыто. Церковь память его совершает Сентября 7. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 7. 13 . Пр. НИКИТА Столпник Переславский, преставился страдальчески в 1186 году, Мая 24. Св. мощи его почивают в Никитском Переславском монастыре. Церковь память его совершает Мая 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 24. 14 . Св. ЕВСТРАТИЙ Преподобномученик, Печерский, преставился страдальчески, будучи брошен в море в XII веке, Марта 28. Св. мощи его после обретены, и почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Марта 28. 15 . Пр. ЕРАЗМ Печерский преставился в XII веке, Февраля 24. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 24. 16 . Пр. ЛАВРЕНТИЙ, затворник Печерский преставился в XII веке, Января 29. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Января 29. 17 . Св. МИХАИЛ Константинович, Князь Муромский, убит в 1192 году, Мая 21, – и брат его 18 Св. ФЕОДОР. Св. мощи их обретены в 1555 году, и почивают в Муромском Благовещенском монастыре, вместе с отцом их (смотри ниже). Церковь память их совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 19 . Пр. ТИТ, Пресвитер Печерский, преставился в XII веке, Февраля 27. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 27. 20 . Пр. НЕСТОР летописец, преставился в XII веке, Октября 28. Мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В день 24-го июля празднуется память  святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба,  во святом коещении нареченных Романа и Давида, сыновей св. равноапостольного кн. Владимира, рожденных от матери-христианки. Оба они с ранней юности отличались искренним христианским благочестием и по праву заслужили наименование – «прекрасный цвет новокрещеной земли Русской». Еще при жизни отца они получили в управление уделы: Борис – Ростовское княжество, а Глеб – Муромское и много потрудились для того, чтобы насадить веру Христову в своих подданных – грубых и диких язычниках. После блаженной кончины св. кн. Владимира великокняжеский престол захватил Святополк, прозванный «Окаянным» за то, что стремился с помощью наемных убийц устранить своих братьев, которых считал опасными для себя конкурентами. Дружина предлагала Борису идти на Киев, чтобы выгнать Святополка и стать самому великим князем, но Борис решительно сказал; «Не подниму я руки на старшего брата моего; умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца», и предпочел умереть мученическою смертью. Вслед за ним был убит и младший брат Глеб. Святополк, желая удержать власть за собою, убил еще брата Святослава и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. Четыре года продолжалась эта брань, пока в 1019 г. на р. Альте, где совершилось страшное злодеяние братоубийства, Ярослав нанес решительное поражение братоубийце и занял Киевский престол. Первой его заботой было воздать почести его мученически-пострадавшим братьям. С большим трудом разыскали их тела, и они погребены были вместе в Вышгороде, после чего на могиле их начали совершаться чудеса. При открыли гробов их, тела их оказались белы, как снег, лица их сияли небесным светом, и все люди ощутили великое благоухание. Тогда же в честь их был установлен праздник 24 июля, и им составлена была служба. В 1240 г. при нашествии Батыя мощи их были неизвестно где сокрыты, но память их всюду чтилась свято на Руси, и им было посвящено много монастырских и приходских церквей. В тот же день прославляется память  преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского.  Мощи его почивают в Антониевой пещере. Он известен, как жизнеописатель св. угодников Печерских († 1182 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

806 Нестор в житии и в летоп. 1, 78; 5, 146. Мних Иаков, степен. кн. 1, 205. Никон. л. 1, 165. В переславском летописце: «в 6695 (1187) мая во 2 д. на перенесение св. муч. Бориса и Глеба родися сын у в. к. Всеволода и нарекоша имя ему в св. крещении Борис» стр. 100. 807 Этим чудом оканчиваются известия Нестора о чудесах князей в его слове, по лучшим спискам. Чтен. общ. ист. 1859 г. стр. 23. и прим. к стр. 12. Те же известия в степ. кн. 1, 206–210. 809 Первая стихира службы: «радуйся и веселися Вышгороде». Между чудесами упоминается и чудо с заключенными в темницу. – Паремии взяты из Иаковлевой повести о мучениках. 811 Собр. л. 2, 93. 94; 1, 84; 7, 79. 80. О том, что издавшие в 17 в. печерский патерик напрасно приняли Поликарпа, писавшего в 1230 г. архим. Акиндину 2 о печерских отцах, за блаж. архимандрита Поликарпа, любимого Ростиславом, – писал уже Карамз. 3, пр. 171. Ошибка издателей – очевидна. См. мая 10. 812 См. о св. Афанасии дек. 2. М. Сильвестр о св. Афанасии: «жил при святом игумене Поликарпе». Patericon р. 144. 815 Собр. л. 2, 98–101; 1, 151; 7, 84; 9, 237–239. Распределение событий 1154–1174 г. перепутанных по списках летописей, – у Погодина в статье: кн. Андрей Боголюбский, Спб. 1849 г. в исследов. 4, 113–116. Киев. лет. «зажьжен бысть и монастырь печерьскый святые Богородицы от поганых, но Бог молитвами святые Богородицы с блюде и от таковые нужа». 816 Собр. л. 2, 107. Под 1182 г. «По смерти его бысть мятеж в монастыре: по старци бо оном не могоша избрати себе игумена». 818 Ркп. святцы: «преп. архимандрит Поликарп преставился в л. 6690 (1182) июля в 24 д.». Святыни Киева стр. 44. опис. киев. лавры стр. 108. 819 Ркп. житие пр. Макария – в б. общ. ист. 54. Царского 743. В ч. минее 25 июля с немногими переменами. 820 Ныне здесь, в Макариевой обители при слободе Ромне, храм св. Троицы с пределом в честь основателя пустыни пр. Макария. 823 Стихира: «бывшу гневу Божию на люди, варвары обитель твою плениша и чада твоя мечи, яко классы пожаша». Минея июльская М. 1646 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Муч. Константина с о. Идры. Пострадал в 1800 г. от турок на о. Родосе. Афон патер. Служба и житие в Новом Лимонаре. III. Преставление пр. Филиппа крапского. Основатель пустыни между реками большим и малым Ирапом в 45 верстах от Череповца, † 1527 г. Белоз. 516. 209. ( Филим 8 марта). IV. Поставление Иоанна Златоустого попом. Мак. В 1136 только слово о нем, а не память. Сн. 15 нояб. V. Ипатия , еп. гангрского. Вас. Петр. Сирл. У. 1610 и др. (31 марта). Фантина нового в Калабрии. 319. Лавр. Петр. Сирм. (30 авг. называется новым в отличие от Фантина исповедн. при Константине В. см. Мюллера 24 июля). Фомы , патриарха константинопольского. Охр. Хлуд. ев. 28 (21 марта). Успение св. Александра невского. Лавр. св. 364. (нояб. 23.). 15 I. Свв. мучч. Гурия, Самона († 306 г.) и Авива († 322 г.), исповедников в Едесе. Конст. 42 и все. М. Р. †. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Стих. Икасии. Служба (Авива втор. Вас. Сирл. МГр. 2 дек.). Свв. мучч. Елпидия, Маркелла, Евстохия при Иулиане. Петр. Лавр. 1295 (Сирл. Мед. М. Р. 16 нояб.). Св. муч. Димитрия в Даоде ок. 307. Вас. С сего дня пост до Р. X. II. Преп. Кинтиона , еп. селевкийского. 1295. (239. Сирм. 13. Сирл. 16 нояб.). МГр. 1870 Кинтириана. III. Пр. Филиппа рабангского. Основал монастырь нар. Рабанге в 32 верст. от Вологды в 1448 г. † 1457 г. 15 нояб. Мощи под спудом. Ипатменской иконы Божией Матери. Благоуханный Цвет – иконы Божией Матери, в Воронеже. Купятицкой иконы Божией Матери. Явилась в 1182 г. прежде была в Купятицком монастыре, минской епархии, ныне в Киево-Соф. соборе. Описание чудес ее издано в 1688 г. Обзор Русск. Литер. Филар. § 173. Сн. Слава пресв. Владычицы. IV. Поставление патриархом Иоанна Златоустого. Лавр. Печ. Прол. 1685 в виде повести. Сн. М. Гр. 15 дек. Восстановление 13 нояб. Мучч. Евпсихия, Неарха, Картерия и прочих. 1295. Неарх не известен. Евисихий и Картерий 5 ноября. V. Убиение Иакова апостола, брата Иоанна Богослова. Неап. Снн. 1 и 2. Вас. Асс. и др. (30 апр.). Иустиниана и Феодоры . 1295. МГр. (14 нояб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Как свидетельствуют документы Приказа книгопечатного дела (РГАДА, ф. 1182), над первым изданием «Николина жития» (так книга названа в делах) 1640 г., и над вторым изданием 1641 г. работали одни и те же шесть справщиков: протопопы Иоаким и Михаил Рогов, Иван Наседка, старец Савватий, вдовый дьякон Иван Селезнев и мирянин Шестой Мартемьянов. За это каждый из них получил издание, над которым работал, и у справщиков осталась кавычная книга. В расходной книге в (РГАДА, ф. 1182, д . 34) указаны не все имена; в приходной книге 7148 и 7149 гг. (РГАДА, ф. 1182, д . 35) все шесть справщиков поименованы: – издание «Николина жития» 1640 г.: да справщико дано гдрва жа/ловани в протопопомъ/да бгородицкому ключарю да/ста р цу саватю да кону//да шесто му по кнге члку (д. 34, л. 3–3 об.); да гдрова жаловая дано спращико ченигоскому протопопу михаилу/да олеадроскому протопоп ио/киму да бошаго собор ключарю стац саватю да вдово му дь/кону да шестоку по кнге члвку (д. 35, л. 165 об.); – издание «Николина жития» 1641 г.: да спращико дано гдрова (так!) двумъ/протопопо да бгроцкому ключарю/да стацу саватю да кну/ивану да шесто му по кнге члвку (д. 34, л. 14 об.); да гдрва жалавая дано спращико/две протопопо ченигоского собор/протопоп михаилу стеанов да оле/адра неского протопоп иокиму/да бгодицкому ключарю ивану да стац саватю да вдово му /дькону да шестому матея/нов покнге члвку (РГАДА, ф. 1182, д. 35, л. 199 об.). Справщики, готовившие третье издание, поимённо не названы ни в одной из двух книг Приказа книгопечатного дела. Обозначено только их количество – пятеро (д. 34, л . 66 об.; д. 36, л. 215 об.). Состав справщиков устанавливается по предыдущим и последующим изданиям Московского печатного двора. В январе-декабре 1643 г. за работу над Часовником, Прологом, Соборником, Триодью постной, получили книги «черниговский протопоп Михайла», «богородицкий ключарь Иван», старец Савватий, Шестой Мартимьянов и Захар Афанасьев (д. 34, л. 66; д. 36, л. 110−110 об., 136−136 об., 167−167 об.). То есть в работе над третьим изданием «Николина жития» не принимал участия протопоп Иоаким и вдовый дьякон Иван Селезнев, вместо которых к работе приступил Захарий Афанасьев Подосенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Упоминается под 1182 г. в Ипатьевской лет. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–627). Под 1183 г. в этой же летописи описываются события, связанные с поставлением еп. Николая. «В то же лто преставис епископъ Полотьскии именемь Ди нисии мъу же оубо семь поглаголемь преставившюс Леноу Ростовьскомоу епископоу и поставленъ бъусть Никола Грчинъ епископомъ Всеволодъ же Гюргевичь князь Соуждальскии не при его но посла Киевоу ко Святославоу ко Всеволодичю и к митрополитоу Никифороу рекъ не избраша сего людье земл наш но же еси поставилъ ино камо тоб годно тамо же идежи а мн постави Лоукоу смиренаго духомъ и кроткого игоумена святаго Спаса на Берестовемь митрополить же Микифоръ не хотше поставити его но неволею великою Всеволода и Стославлею и постави Луку в Суждальскую землю и посла Полотьскую (В этот же год (1183) преставился епископ Полоцкий по имени Дионисий. Мы же о таком расскажем: После преставления Леона Ростовского епископа был поставлен Никола Гречин. Всеволод Юрьевич, князь Суздальский не принял его, а послал в Киев к Святославу Всеволодовичу и к митрополиту Никифору письмо, где сказал: «Не выбирали этого человека (епископом) люди нашей земли, но если ты поставил, кого тебе было угодно, то делай, что хочешь, а мне поставь Луку, смиренного духом и кроткого, игумена Святого Спаса на Берестове». Митрополит Никифор не хотел его поставить, но по сильному настоянию Всеволода и Святослава он поставил Луку епископом в Суздальскую землю и послал (Николая) епископом в Полоцк.) Эта летописная запись не позволяет ввести абсолютно точную датировку. В Лаврентьевской лет. дается точная дата поставления в Ростов епископа Луки – 11.03.1185. Изначально Николай был поставлен в епископы Ростовские, следовательно, в 1183 г. он не мог именоваться епископом Полоцким. Возможно, в 1182 г. Николай мог быть поставлен на Ростовскую кафедру, которая в это время пустовала. Но из-за неприятия Суздальским князем был после кончины епископа Полоцкого Дионисия перемещен на Полоцкую кафедру. А именование его в 1182 г. Полоцким указывает на то, что летописная запись была сделана позже, когда Николай уже был Полоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упоминается под 1182 г. в Ипатьевской лет. при рассказе о поставлении в игумены Печерскому монастырю священника Василия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 625–628). Под 1183 г. в этой же лет. описываются события, связанные с его поставлением. «В то же лто преставис епископъ Полотьскии именемь Динисии мъу же оубо семь поглаголемь преставившюс Леноу Ростовьскомоу епископоу и поставленъ бъусть Никола Грчинъ епископомъ Всеволодъ же Гюргевичь князь Соуждальскии не при его но посла Киевоу ко Святославоу ко Всеволодичю и к митрополитоу Никифороу рекъ не избраша сего людье земл наш но же еси поставилъ ино камо тоб годно тамо же идежи а мн постави Лоукоу смиренаго духомъ и кроткого игоумена святаго Спаса на Берестовемь митрополитъ же Микифоръ не хотше поставити его но неволею великою Всеволода и Стославлею и постави Луку иепископомъ в Суждальскую землю и посла Полотьскую иепискупить» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 628). (В этот же год (1183) преставился епископ Полоцкий по имени Дионисий. Мы же о таком расскажем: После преставления Леона Ростовского епископа был поставлен Никола Гречин. Всеволод Юрьевич, князь Суздальский, не принял его, а послал в Киев к Святославу Всеволодовичу и к митрополиту Никифору письмо, где сказал: «Не выбирали этого человека (епископом) люди нашей земли, но если ты поставил кого тебе было угодно, то делай что хочешь, а мне поставь Луку, смиренного духом и кроткого, игумена Святого Спаса на Берестове». Митрополит Никифор не хотел его поставить, но по сильному настоянию Всеволода и Святослава он поставил Луку епископом в Суздальскую землю и послал (Николая) епископом в Полоцк.) Эта летописная запись не позволяет ввести точную датировку. В Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1 Стб .392) дается точная дата поставления в Ростов епископа Луки – 11.03.1185. Изначально Николай был поставлен в епископы Ростовские, следовательно, в 1183 г. он не мог именоваться епископом Полоцким. Для разрешения противоречий предположим следующее развитие событий: в 1182 г. Николай мог быть поставлен на Ростовскую кафедру, которая в это время пустовала. Но из-за неприятия Суздальским князем после кончины епископа Полоцкого Дионисия Николай был перемещен на Полоцкую кафедру. А именование его в 1182 г. Полоцким указывает на то, что летописная запись была сделана позже, когда Николай уже был Полоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современный Андронику сицилийский король Вильгельм II, пользуясь внутренними замешательствами в Византии, подготовил против нее обширную экспедицию, целью которой было, конечно. не только желание отомстить за погром 1182 года или помочь какому-то подозрительному претенденту на византийский трон, а стремление самому завладеть греческим престолом. Андроник же решил начать переговоры как с Западом, так и с Востоком. Он заключил договор с Венецией до начала 1185 года. В этом договоре, заключенном с республикой св. Марка, «чтобы поддержать империю» (pro firmatione Imperii) Андроник соглашался отпустить венецианцев, находившихся еще в заточении после избиения 1182 г. и обещал платить каждый год известную сумму в возмещение причиненных убытков. Он начал на деле соблюдать этот договор, и первая сумма была уплачена в 1185 году. Он также постарался сблизиться с папой, от которого он явно надеялся получить помощь, обязуясь обеспечить известные гарантии католической церкви. В конце 1182 г. папа Луций III послал легата в Константинополь. Кроме того, одна западная хроника приводит весьма интересный материал, согласно которому в 1185 г. Андроник против воли патриарха построил в Константинополе церковь. которую он снабдил богатым доходом. Там латинские католические священники совершали культ по своему обряду. «До наших дней церковь эта называется Латинской церковью.» Наконец, незадолго до смерти, Андроник заключил формальный союз с султаном Египта Саладином. По словам западного хрониста, «движимый болью и огорчением [Андроник] должен был прибегнуть к совету и поддержке Саладина.» Условия этого союза, скрепленного клятвой, звучат следующим образом. Если Саладин сможет с помощью советов и помощи императора захватить Иерусалим, Саладин оставит для себя любую другую область, которую они смогут завоевать. Иерусалим и все побережье, кроме Аскалона, остаются свободными. Однако он будет владеть этими территориями под сюзеренитетом Андроника. Император будет владеть всеми завоеванными у Иконийского султана территориями до Антиохии и Малой Армении, если новые союзники смогут ими овладеть. Однако «вследствие своей смерти, Андроник не смог реализовать этот план.» Договор этот показывает, что Андроник был готов уступить Палестину Саладину на условии, что тот признает сюзеренитет империи. Однако ни соглашение с Венецией, ни уступки папе, ни союз со знаменитым Саладином не могли спасти ситуацию, или сохранить власть в руках Андроника.

http://sedmitza.ru/lib/text/434313/

Оставляя пока в стороне весьма любопытный вопрос о состоянии Афин, который частию служит содержанием приведенной нами речи Михаила Акомината, попытаемся определить время, когда могла быть она сказана, и когда, следовательно, наш писатель получил Афинскую кафедру. Доселе принимаемый 1175 г. 19 , само собою разумеется, не имеет более значения, и то место речи Михаила на смерть брата, которое, по видимому, оправдывало указание на этот год, в сущности оказывается просто ораторскою фигурой 20 . Михаил Акоминат жил в Константинополе до смерти царя Мануила (24-го сентября 1180 г.), был очевидцем и непосредственным деятелем в событиях, последовавших в столице Византийской империи за смертью этого императора, и посвящен в епископы патриархом Феодосием при императоре Алексее II. Он прибыл в Афины еще ранее того времени, когда Андроник Комнин, в октябре 1183 года захватил императорскую власть. Посвящение Михаила и прибытие его в Афины, по всей вероятности, нужно относить к предшествующему 1182 г. Для нас весьма важно установить эти даты, ибо свидетельство М. Акомината о событиях ближайших ко времени царя Мануила, получает чрез то высшую перед другими свидетельствами (Евстафия, H. Акомината) авторитетность. Тот величайший архипастырь, к которому привязался Михаил, был несомненно патриарх Феодосий I (1178 – 1183 гг.), честно исполнявший долг пастыря церкви в смутную эпоху борьбы партий и благородно защищавший права наследника престола против домогательств Андроника. Привлекательный характер этого патриарха обрисован в письмах М. Акомината, которые позволят нам также в свое время определить и почтенную его деятельность. Сосланный Андроником на остров Теревинф, Феодосий нисколько не утратил уважения своих друзей, которые теплым участием облегчали его заточение 21 . Недавними открытиями, сделанными в Афинах, приготовлено было частию разрешение хронологической проблемы вступления М. Акомината на Афинскую кафедру именно в желаемом нами смысле. Г. Питтака напечатал в Археологической Эфимериде 22 надписи из которых видно, что в 1182 г. умер в Афинах митрополит Георгий Ксир, а в 1190 г. – митрополит Георгий Бурза. Первая дата, таким образом, определяет смерть предшественника М. Акомината на Афинской кафедре. Сопоставив же ее с прямыми указаниями нашего писателя, что он находился еще в Константинополе в 1182 году, при торжественном вступлении в город Андроника, в качестве защитника интересов малолетнего императора Алексея II (в последующих речах найдем решительные на то доказательства), мы получим тот же год, как бесспорную дату, для приветственной речи М. Акомината к афинской пастве 23 . Вторая надпись, упоминающая о смерти Георгия Бурзы в 1190 г., не должна смущать нас в виду того обстоятельства, что Лекьен 24 под 1156 г. называет Афинского митрополита того же имени. Весьма может быть, что Т. Бурза, отставленный от должности, жил в Афинах до 1190 года частным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010