правление. В 1137 г. И. К. вступил в Сирию и вынудил кн. Раймунда Антиохийского принести вассальную присягу Византии. На Антиохийский Патриарший престол был возвращен правосл. патриарх, поставленный в К-поле, а лат. патриарх Радульф был изгнан. В Сирии византийцы захватили неск. укрепленных пунктов и тем самым упрочили положение крестоносных гос-в. Тем не менее И. К. не решился осаждать Халеб (Алеппо), а осада г. Шайзар (Сезер) принесла ему лишь контрибуцию местной мусульм. общины. Поход послужил укреплению престижа Византии в ближневост. делах, однако не принес прочного успеха, поскольку И. К. не мог держать свои главные военные силы длительное время вдали от основных владений империи. По возвращении И. К. в К-поле был вновь устроен триумф. В 1139-1140 гг. И. К. был вынужден вернуться к войне с Данишмендидами, к-рые за предыдущие годы сумели оправиться от поражений. Византийцы напали на новую столицу султана Мехмеда Неокесарию (ныне Никсар, Турция), однако осада города не принесла им успеха. В 1142-1143 гг. И. К. начал 2-й большой поход в Сирию. К этому моменту влияние Византии на крестоносцев вновь уменьшилось; в 1140 г. в Антиохии был восстановлен латинский Патриарший престол. В 1142 г. войска И. К. вновь продвинулись в Киликию и готовились к дальнейшему движению на Восток, но их планы были сорваны. Во время охоты И. К. случайно поранил себе руку отравленной стрелой и вскоре умер, передав власть сыну Мануилу. Лит.: Лопарев Х. М. Брак Мстиславны//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Пападимитриу С. Д. Брак рус. княжны Мстиславны Добродеи с греч. царевичем Алексеем Комниным//ВВ. 1904. Т. 11. C. 73-98; Kurtz E. Unedierte Texte aus der Zeit des Kaisers Johannes Komnenos//BZ. 1907. Bd. 16. S. 69-119; Chalandon F. Jean II Comnene (1118-1143) et Manuel I Comnene (1143-1180). P., 1912; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Ostrogorsky G. Autokrator Johannes II und Basileus Alexius//SK. 1938. Vol. 10. P. 179-183; Browning R. The Death of John II Comnenus//Byz. 1961. Vol.

http://pravenc.ru/text/469754.html

Др. историческое сочинение - «Деяния имп. Фридриха I Барбароссы» (Gesta Friderici) - О. Ф. не успел завершить. К июню 1157 г. он закончил 1-ю книгу и часть 2-й книги. По поручению императора в марте-июне 1160 г. труд был доведен до конца Рахевином (ок. 1120-1170/77), писцом, капелланом и нотарием О. Ф. Сохранилось 3 рукописи XII в. из Юж. Германии; рубежом XII и XIII вв. датируется копия с экземпляра, сделанного Рахевином для имп. Фридриха Барбароссы (Paris. lat. 18408). Однако в дальнейшем это сочинение оставалось малоизвестным: от XV-XVI вв. осталось лишь 9 неполных списков «Деяний...» ( Wattenbach, Schmale. 1976. S. 56). Работая над этим произведением, О. Ф. опирался на 7-ю книгу своей «Хроники...», посвященную событиям от времени начала борьбы за инвеституру до 1146 г., а также на документальные источники и дипломатическую переписку. Рахевин, завершивший это сочинение, привлекал законодательные документы, письма и грамоты. Основную информацию оба хрониста черпали из устных свидетельств современников и собственных наблюдений. Сведения о жизни и деятельности О. Ф. приводит Рахевин. Среди др. источников, позволяющих реконструировать биографию О. Ф.,- Анналы мон-ря Клостернойбург, нем. и франц. хроники, королевские и имп. дипломы сер. XII в., а также переписка Вибальда из Ставло († 1158), одного из наиболее влиятельных придворных 1-го герм. короля из династии Штауфенов - Конрада III (антикороль в 1127-1135, рим. король в 1138-1152). Жизнь Семья О. Ф. принадлежала к высшей южногерм. знати. Его отец - Леопольд III Святой, маркграф Австрии (1095-1136), происходил из древнего рода Бабенбергов. Мать - Агнесса († 1143), дочь имп. Генриха IV (1084-1105), в 1-м браке была замужем за Фридрихом I, герцогом Швабии (1079-1105). Т. о., по материнской линии О. Ф. приходился имп. Генриху IV внуком, его наследнику кор. Генриху V (1098-1125, правил самостоятельно с 1106, император с 1111) - племянником, кор. Конраду III - родным братом, а имп. Фридриху I Барбароссе - дядей. Братья О. Ф. занимали важнейшие посты в империи: Леопольд IV († 1143) был маркграфом Австрийским (с 1136) и герцогом Баварским (с 1139), Генрих II († 1177) - маркграфом (с 1141, с 1156 герцог) Австрийским и герцогом Баварским (1141-1156), во 2-м браке (с 1148/49) был женат на Феодоре († 1184), племяннице визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Третий брат О. Ф.- Конрад († 1168) был епископом Пассау (1148-1164) и архиепископом Зальцбурга (1164-1168).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

богослова, историка, участвовавшего в богословских диспутах об исхождении Св. Духа в 1136 г. в К-поле. Хотя в «Житии А» используются вычурные грецизированные названия городов (Эрбиполис - Вюрцбург, Парфенополис - Магдебург), составитель агиографического текста явно происходил из герм. земель: рассказывая о строительстве церкви в аббатстве Премонтре, он упоминает «gallici» (лат.- франкоговорящие) там, где автор «Жития В» употребляет слово «nostrates» (лат.- наши). Несмотря на большое число исторических сведений и аутентичных деталей, «Житие А» содержит ряд заметных анахронизмов. В частности, присутствует серьезная ошибка в последовательности Римских пап: сказано, что сразу после папы Гонория II (1124-1130) на Папский престол под именем Луция II был избран кард. Герард, хотя на самом деле между ними были еще папы Римские Иннокентий II (1130-1143) и Целестин II (1143-1144). Восстание в Магдебурге (1129) описано после сообщения о Реймсском Соборе (1131). В целом в «Житии А» сделан акцент на периоде «апостольской» проповеди и странничества Н. «Житие В» (BHL, N 6249) впервые было опубликовано Л. Сурием (De probatis sanctorum historiis… Coloniae Agrippinae, 1579. Vol. 3. P. 622-652). Это издание признано неудовлетворительным, т. к. при подготовке было сделано много пропусков в тексте и корректировался стиль автора. И. Х. ван дер Стерре подготовил новое издание по 16 рукописям, из к-рых в наст. время идентифицированы 3 ( Sterre J. Chr., van der. Vita S. Norberti. Antverpiae, 1656). Это издание было перепечатано болландистами (ActaSS. Iun. T. 1. P. 761-793), они разделили текст на 19 глав и 118 параграфов (в оригинале было деление на 54 главы), опустили примечания и указания библейских цитат, а также внесли нек-рые коррективы в текст. Ж. П. Минь частично использовал текст ван дер Стерре и добавил комментарии из др. изданий (PL. 170. Col. 1235-1358). Совр. исследователи признают необходимость нового критического издания этого памятника. В наст. время известны 25 рукописей этой редакции Жития (5 из них датируются XII в.).

http://pravenc.ru/text/2577955.html

Патриаршество у нас в России было учреждено в 1591 году, а поэтому время написания данного Илитария никоим образом не может быть относимо ранее начала 17 столетия. Никак нельзя признать точным определение времени написания 16 в. (стр. 277) за Илитарием так как и почерк письма (скорописная вязь), и особенный состав содержащегося в нем чина Литургии с тремя просфорами говорят нам о времени более раннем. Мы без колебания относим его к 18 веку. К тому же времени и по тем же основаниям мы относим Илитарий а не к 15 в., как это делает г. Саккелион (стр. 276), ни на чём не основываясь. Не наблюдается описывателями и возможная точность определения рукописей по времени их написания. Так, например, Евхологий, отнесен ими к 13 в. (стр. 62), хотя из существующего лунника, начинающегося с 6742 г. и оканчивающегося 6777 годом, т. е. 1234–1269, можно почти с несомненностью сказать, что Евхологий этот написан около 1234 года. Счёт листам рукописей во многих случаях указан неверно. В данной рукописи 246 листов, а не 276, как указано у Саккелиона (стр. 62). Евхологий в 141 лист (по Саккелиону 167 листов) отнесен к 13 веку, но можно и более точно определить эту рукопись. В ектении в числе умерших поминаются византийские императоры Алексий I Комнен (1081–1118), Uoahh II (Кало-Иоанн) Комнен (1118–1143), Алексий II Комнен (1180–1183), Мануил Комнен (1143–1180), в монашестве носивший имя Матфея, и Aлekcuй III Ангел (1195–1203).  Следовательно, рукопись написана в первой четверти 13 столетия. Но наряду с этими, так сказать, недоценками рукописей или неверностями и неточностями в определениях времени написания их, мы видим и наоборот, переценки: рукописи определяются выше на столетие или даже на два. Например, пергаментный Илитарий по письму и по изложению содержащегося в нём « Διταξις’ α τς θεας λειτουργας» может быть относим к 15 или даже к 16 веку, но никоим образом не к 14 веку, как определяет г. Саккелион (стр. 276). Рукопись содержащая в себе известный рассказ о крещении россов « Διγησις κριβς πως ραπτσθη τ τν Ρσσων θνος», с большим правом может быть относима к 16 в., чем к 15 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа), (1058.IV.5–1059.I.24) Николай II (Жерар де Шеврон), 1059.I.24–1061.VII.27 Александр II (Ансельмо да Баджо), 1061.X.I-1073.IV.21 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа), (1061.Х.28–1072) Св. Григорий VII (Гильдебранд), 1073.IV.22–1085. V.25 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа), (1080.VI.25, 1084.III. Виктор III (Дезидерий Эпифани), 1086.V.24–1087.IX.16 Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.III.12–1099.VII.29 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда), 1099.VIII.13–1118.I.21 Теодор (Джибер) (антипапа), (1100–1102) Альберт (антипапа), (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа), (1105.XI.18–1111) Геласий II (Джованни Каэтани), 1118.I.24–1119.I.28 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа), (1118.III.8–1121) Каликст II (Ги из Бургундии), 1119.II.2–1124.XII.13 Гонорий IV (Ламберто ди Фьяньяно), 1124.XII.15–1130.II.13 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (ahmunana),(124.XIII) Иннокентий II (Грегорио Папарески), 1130.II.14–1143.IX.24 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа), (1130.II.24–1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа), (1138.III –1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло), 1143.IX.261144.III.8 Луций II (Джерардо Каччанемичи), 1144.III.121145.II.15 Евгений III (Бернардо Паганелли), 1145.II.15 – 1154.VII.8 Анастасий IV (Коррадо), 1153.VII.12 – 1154.XII.3 Адриан IV (Николай Брейкепир), 1154.XII.4 – 1159.IX.1 Александр III (Роландо Бандинелли), 1159.IX.7 – 1181.VIII.30 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа), (1159. IX.7 – 1164.IV.20) Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа), (1164. IV.22 – 1168.IX.20) Калликт III (Джованни де Струми) (антипапа), (1168.IX- 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа), (1179.IX.29 – 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли), 1181.IX.1 – 1185.XI.25 Урбан III (Уберто Кривелли), 1185.XI.25 – 1187.Х.20 Григорий VIII (Альберто де Морра), 1187.Х.21 – 1187.XII.17 Климент III (Паоло Сколари), 1187.XII.19 – 1191.III Целестин IlI (Джачинто Бобоне), 1195.III.30 – 1198.I.8 Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи), 1198.I.8 – 1216.VII.16

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Др. направлением дипломатической деятельности Джерардо была Юж. Италия; король Сицилии Рожер II (1130-1154) и знать Сицилийского королевства поддерживали антипапу Анаклета II. В 1137 г. кардинал возглавил папскую делегацию в мон-рь Монте-Кассино ; целью миссии было участие в споре о легитимности избрания аббата Райнальда II и об отношениях аббатства с императором и Папским престолом. Во время дискуссии Джерардо продемонстрировал глубокие познания в истории и каноническом праве. В 1137 г. во время переговоров с Лотарем III Джерардо пытался добиться согласия императора на прямое подчинение Монте-Кассино папе Римскому. В том же году Джерардо вместе с др. членами папской делегации - кард. Гвидо (впосл. папа Римский Целестин II (1143-1144)), канцлером Римской курии кард. Аймериком и католич. св. Бернардом Клервоским - участвовал в переговорах в Салерно о преодолении церковной схизмы, проходивших в присутствии кор. Рожера II. На этих переговорах Джерардо показал себя твердым сторонником Иннокентия II. В 1141 г. Джерардо занял пост библиотекаря папской курии, а в 1143 г. стал канцлером. Известно, что он состоял в переписке с аббатом Клюни Петром Достопочтенным и Бернардом Клервоским. Участвовал в избрании папы Римского Целестина II. После его смерти был избран на Папский престол. Выбрал себе имя в честь еп. (папы) Римского Луция I (253-254), память которого совершается 5 марта. Канцлером Л. назначил англ. теолога Роберта Пуллена. Л. пожаловал привилегии мн. церквам, мон-рям и еп-ствам, гл. обр. тем, которые он посетил до своего избрания на Папский престол (среди них еп-ства Равенна и Болонья, базилики Сан-Фредиано и Санта-Мария-ди-Рено, а также ряд мон-рей и еп-ств в Германии). В целом Л. следовал внешнеполитической линии своих предшественников. Он поддерживал имп. Матильду, дочь англ. кор. Генриха I (1100-1135) и вдову герм. имп. Генриха V (1111-1125), в ее борьбе с кор. Стефаном Блуаским (1135-1154) за англ. престол. Поскольку значительная часть рим. знати не признала избрание Л., понтифик рассчитывал на поддержку со стороны норманнов и был готов начать переговоры с кор. Рожером II. 4 июня 1144 г. король встретился с папскими легатами в Чепрано, однако переговоры не привели к желаемому результату из-за оппозиции части кардиналов, а также из-за того, что сыновья Рожера II угрожали начать военные действия против Л. В период между июлем и окт. 1144 г. папа заключил с кор. Рожером II договор сроком на 7 лет; согласно этому договору, Рожер II сохранил захваченные земли, однако признал папские владения (в т. ч. Беневенто) и обязался оказывать поддержку понтифику в противостоянии коммуне Рима.

http://pravenc.ru/text/2110924.html

Оттона , еп. Бамбергского). После смерти Лотаря (1137), в марте 1138 г. швабский герц. Конрад III Штауфен (в 1127-1135 антикороль, в 1138-1152 рим. король) без ведома части князей был провозглашен в Кобленце королем и коронован в Ахене. Он вступил в конфликт с Генрихом Гордым из рода Вельфов, объявил его вне закона и лишил обоих герц-ств, передав Саксонию Альбрехту Медведю, а Баварию маркграфу Леопольду IV Австрийскому из рода Бабенбергов. Это положило начало длительному противостоянию родов Вельфов и Штауфенов. В 1142 г. было достигнуто соглашение, по к-рому герц-ство Саксонское переходило малолетнему наследнику умершего Генриха Гордого - Генриху Льву, а его мать Гертруда выходила замуж за Генриха II Бабенберга, герц. Австрийского. Однако после смерти Гертруды в 1143 г. борьба продолжилась. С 1147 г. под воздействием проповедей Бернарда Клервоского организовывались крестовые походы против слав. племен, когда нем. князья, особенно саксонские, под видом крестовых походов против язычников завоевывали земли славян за Эльбой и в Померании. Герц. Генрих Лев захватил земли ободритов (1160), где было основано еп-ство Мекленбург (1170), восстановлены еп-ства Ольденбург (1150; с 1160 перенесено в Любек) и Ратцебург (ок. 1154), Альбрехт Медведь отобрал земли лютичей, составившие ядро маркграфства Бранденбург, где было восстановлено еп-ство (1165). При поддержке Генриха Льва на эти земли распространилась деятельность августинцев-каноников, премонстрантов и цистерцианцев (деятельность последних особенно с XIII в.). Помощь крестоносцам в 1147 г. и позднее, при покорении прибалт. народов, оказывали купцы сакс. городов, а также восстановленного в 1143 г. Любека. В 1184 г. среди ливов близ устья Зап. Двины проповедовал католич. миссионер Мейнгард , а затем - его последователь еп. Бертольд Ливонский . При поддержке папы Целестина III он возглавил в 1198 г. первый отряд крестоносцев, прибывший в Ливонию морем, возможно на купеческих кораблях. По свидетельству хрониста Генриха Латвийского , нем. купцы (в основном выходцы из северогерм. городов и часто из Любека) неоднократно принимали участие в походах крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Сам Святой Престол никогда не исключал в такой возможности в принципе. В прошлом, когда к нему обратились по этому вопросу, он ограничился следующим заявлением: «В изложенных обстоятельствах пользоваться привилегией Апостола Павла не разрешается» 273 , то есть не входит в практику из-за тех затруднений, которые могли бы возникнуть в конкретных обстоятельствах. Новое каноническое законодательство ещё более открыто навстречу некой положительной возможности. В то время как кан. 1125, § 1 предыдущего Кодекса требовал, чтобы один из супругов «обратился и принял крещение», соответствующий кан. 1143, § 1 нового Кодекса гласит: «Брак, заключённый между двумя некрещёными, расторгается по привилегии Апостола Павла в пользу веры стороны, принявшей крещение», не определяя при этом, обязательно ли эта сторона должна быть «обращённой», то есть католической. Дух и цели привилегии Св. Павла – не в том, чтобы способствовать крещению, но чтобы «благоприятствовать вере», которая из него произрастает, ставя «верного» или «христианина» в такие условия, в которых он мог бы жить этой верой. Во всяком случае, здесь в каноническом законодательстве привилегия Св. Павла рассматривается в силу того, что сторона, принимающая крещение, подчиняется каноническим нормам и, следовательно, потому, что она является «обратившейся» (кан. 1145), то есть католической. Чтобы супруги смогли во всей полноте реализовать тесную общность всей жизни, к которой Бог призвал их через призвание к браку, необходимо, чтобы они были близки физически и морально. Физическая близость осуществляется в совместном проживании в одном и том же доме, когда он становится средоточием семейной и личной жизни. Моральная близость осуществляется в гармонии чувств, которые должны существовать между супругами. В силу этих замечаний в качестве второй предпосылки для использования привилегии Св. Павла требуется, чтобы сторона, не принявшая крещения, разрушила этот союз, «отдалилась», физически разлучилась с супругом, принявшим крещение. Кан. 1143, § 2 поясняет, что этот акт должен считаться имеющим место, когда «некрещёная сторона не желает сожительствовать с крещёной стороной либо не желает сожительствовать мирно, не нанося оскорблений Творцу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Кроме того, объединения гос-в по религиозному признаку по сути существовали лишь номинально. Их отношения осложнялись большим числом противоречий и прямых военных столкновений, т. к. каждое из небольших государств в регионе боролось как с мусульманами, так и с христианами за укрепление своего положения. Крепость крестоносцев (впосл. т. н. цитадель Салах-ад-Дина) близ соврг г. Аль-Хаффа (Сирия). Сер. X–XII вв. Крепость крестоносцев (впосл. т. н. цитадель Салах-ад-Дина) близ соврг г. Аль-Хаффа (Сирия). Сер. X–XII вв. Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ паломников, а также приток товаров из Европы, правители Иерусалимского королевства стремились завоевать палестинское побережье. Кор. Балдуин I организовал несколько экспедиций против Египта и Сельджукского султаната, в ходе к-рых существенно расширил границы гос-ва, захватив порты Акра (Акко), Триполи, Бейрут и Сидон (ныне Сайда, Ливан). К 1115 г. территория Иерусалимского королевства включала всю территорию Палестины; кор. Балдуину I удалось поставить под контроль Вади-эль-Араба вплоть до зал. Акаба. При кор. Балдуине II (1118-1131) королевство достигло наибольших размеров, однако уже при кор. Фульке Анжуйском (1131-1143) мусульманские государства стали опережать крестоносцев в том, что касалось политической и военной консолидации. В 40-х гг. XII в. лидером мусульманских сил в регионе стало атабекство Мосула, которым управлял Имад ад-Дин Зенги (1127-1147). В дек. 1144 г., после нескольких лет упорного натиска на Эдесское графство, Зенги захватил Эдессу. Гр. Эдессы Жослен II (1131-1150) сохранил лишь небольшую часть своих владений к западу от Евфрата и не имел надежд своими силами отстоять все графство. Осенью 1146 г. ему удалось ненадолго вернуть себе Эдессу, однако из-за военного превосходства мусульман ему пришлось вновь отступить. С падением Эдесского графства общее положение крестоносцев на Востоке ухудшилось; создалась прямая угроза падения Антиохийского княжества. Изменить ситуацию не могли ни правитель Антиохийского княжества Раймунд из Пуатье, ни правивший Иерусалимским королевством совместно со своей матерью Мелисендой Балдуин III (1143-1162, с 1153 единолично).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1099-1105 Гражданская война среди сельджуков. 1102 Фатимиды наносят поражение крестоносцам при Рамлахе. 1109 Крестоносцы овладевают Триполи. 1115-1116 Крестоносцы оккупируют Трансиорданию. 1118 Смерть византийского императора Алексея I Комнина. 1119 Войска Атабега наносят поражение крестоносцам на " Кровавом поле " . 1122 Аббасидский халиф впервые за много лет собирает свою армию. В последнем набеге на Византию печенеги терпят поражение при Эски-Загре, половцы занимают их земли. 1124-1126 Война Византии с Венецией. 1127 Занги становится губернатором Мосула. 1128 Венгры вторгаются в земли Византии до Филиппополя, но отражены. 1136-1139 Иоанн II Комнин (1118-1143) в упорной борьбе отвоевывает у турок значительную часть потерянных в предыдущие два десятилетия земель в Анатолии, отвоевывает Киликийскую Армению, совершает походы в Северную Сирию, установив сюзеренитет над крестоносным княжеством Антиохией после осады города (1137-1138). 1138 Вероятный год рождения Саладина. 1144 Занги овладевает удерживавшейся крестоносцами Эдессой. 1146 Убийство Занги. Крупный поход византийцев против турок, окончившийся успехом, но не принесший результатов. 1147 Второй крестовый поход проходит через Константинополь. Крестовый поход германцев терпит поражение от сельджуков. 1147-1148 Роже II Сицилийский нападает на Эвбею и Коринф, захватывает Корфу, пока не изгнан. 1148 Второй крестовый поход терпит поражение под Дамаском. 1149-1152 Мануил I Комнин (1143-1180) подавляет восстание сербов и наносит поражение пришедшей им на помощь венгерской армии (1150), вплоть до вторжения в Венгрию. Возобновившаяся в 1155-1156 война снова оканчивается поражением венгров. 1152 Карательный поход византийцев против Киликийской Армении. 1153 Крестоносцы овладевают Аскалоном, последним опорным пунктом Фатимидов в Палестине. 1154 Нур-ал-Дин захватывает Дамаск. 1155-1158 Пытаясь вернуть потерянные Византией владения в Италии, византийцы наносят поражение сицилийским норманнам в битве при Андрии (1155). Несмотря на этот и другие успехи поход терпит неудачу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010