132 У Византия – Матфиа, котораго память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, – 16 ноября. 133 В Житии св. патриарха Цареградскаго Евтихия (умер 582) сказано, что он “погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарнъм степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки” (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).-Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 135 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был “вельми велик” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 136 По Стефану Новгородцу: “от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен” (Там же; сн. Путега. иерод. Зос. стр. 61; дьяка Алекс. стр. 72; диакона Игн. стр. 100 –101). 137 Об этой доске в монастыре Пантократора говорять и другие наши паломники. Стефан Новгородец: “идохом к Спасу великому монастырю, рекше Вседержителю... .ту доска Господня лежит, иже привезена бысть святою Еленою царицею” (Там же, стр. 54). Дьяк Але ксандр: “в Пантократоре монастыре есть доска Спасова, на нейже несли его ко гробу” (стр. 72). Диакон Игнатий: “идохом в великий честный монастырь Пантократов, и целовахом святую доску Господню, на нейже со креста снемше тело Христово положиша, и Претастыя слезы на том вообразишась” (стр. 101). Иеродиакон Зосима: “в том бо монастыре стоит дска, на нейже Христа несли ко гробу; на нейже слезы Богородицы Марии и доныне знати” (стр. 61). 138 Т. е. в церкви святых Апостолов: потому что здесь, по свидетельству паломников, были мощи св. Спиридона, епископа Тримифунтскаго, котораго память совершается церковию 12 декабря. 139 Название монастыря Калуяновым указывает, вероятно, на строителя его – Калоиоанна Комнина (1118 – 1143). По Синаксарю, память св. Власия, епископа Севастийскаго, пострадавшаго при Ликинии, совершалась в Царьграде 11 февраля, в храме, посвященном его имени и находившемся близ св. Филиппа неподалеку от монастыря Спаса Человеколюбца (Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. IV. р. 121. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t, VI. p. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛЛИСТ I РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Каллист I, еп. Римский. Мозаика апсиды в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. 1130–1143 годы Каллист I (Каликст; лат. Callistus, Callixtus; + 222 ?), епископ Римский (218 - 222), священномученик Память 14 октября (Итал. ) Важнейший источник сведений о Каллисте - сочинение " Опровержение всех ересей " ( " Философумены " ), которое приписывается Ипполиту Римскому . В трактате получила отражение позиция противников Каллиста, описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Официальное жизнеописание Каллиста содержится в источниках IV-VI веков, самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 года (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что Каллист был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 год, его понтификат продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому , Каллист возглавлял Римскую Церковь 5 лет . Более подробные сведения включены в раннюю редакцию " Liber Pontificalis " (составлена вскоре после 530), где утверждается, что Каллист был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение трёх постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. Каллист рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христианское кладбище на Аппиевой дороге, которое впоследствии именовалось кладбищем Каллиста. Папа принял мученическую смерть, 14 октября был похоронен на кладбище Калеподия, на третьей миле Аврелиевой дороги. Большая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель " Liber Pontificalis " , не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам . Схожие сведения приведены в Мученичестве Каллиста , предположительно составленном в конце V века. Согласно этому источнику, Каллист принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://drevo-info.ru/articles/13679972.h...

было 14 октября 1143 года. Мощи преп. Николы Святоши нетленно почивают в пещере преподобного Антония. Память святого священномученика Сильвана в Палестине, около которого находилась рудокопня. в 311 г. Память его совершается еще 4-го мая. В рудокопнях он сделался епископом, почему в прологах называется еще епископом Кесарийским. Житие преподобного отца нашего Евфимия Нового небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов — воинственных племен Галльского или Кельтского происхождения. — Анкира был один из замечательных городов Галатии. гора в Малой Азии, на границе между Фригией и Вифинией. Иоанникий Великий подвизался на горе Олимпе в половине IX века. Прославился даром пророчества, предсказав окончание иконоборства и свою смерть. Память его 4 ноября. (от греч. — «кинос» общий, и «виос» — жизнь) — называются общежительные монастыри в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. великую схиму. «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13). его 1-го сентября. так как непосвященным не позволено брать Христовы Тайны своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне Запасными Дарами. его празднуется Церковью 9 ноября. — Грецию. Евфимий Великий подвизался в V веке; память его 20 января.— В отличие от Евфимия Великого, преподобный Евфимий Солунский называется «Новым». преп. Евфимий Новый и называется Солунским или Фессалоникийским, — хотя отечество его было селение Опсо, находившееся в далеком расстоянии от Солуни; город Солунь пользовался покровительством и заступничеством преп. Евфимия, как при жизни его, так и по кончине, и в нем совершалось много чудес от св. мощей преподобного. Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Здесь блаженный князь владел многими землями и тем устраивал покой свой, своей семье, – жене и детям. 190 Это-то между прочим и было причиною того, что Святоша издревле именуется князем Черниговским, хотя в собственном смысле он ни разу не сидел на столе черниговском, и кроме удела Луцкого никаким другим княжением никогда не владел, так что вследствие этого, по всей справедливости, ему несравненно приличнее наименование князя Луцкого, чем Черниговского. 191   В 1107 году Святослав Давидович оставил жену и детей и 17 февраля того же года принял пострижение в Киево-Печерской Лавре с именем Николая. 192 Долго жил здесь Святоша, питаясь всегда трудами рук своих, несмотря на богатые доходы, получаемые им от имений, которые он употреблял на нищую братию и в особенности на строение храмов. Так, по преданию, устроен им в Лавре храм св. Троицы, что над святыми вратами, и больничный монастырь святого Николая, принадлежащий искони Печерской обители и существующий доселе. Вместе с сим св. князь любил также приобретать разные церковные книги, которые потом жертвовал в монастыри и церкви на потребу верующих. За сим в 1142 году, еще раз видим святого князя миротворцем между братьями великого князя Всеволода и князьями Черниговскими, разорявшими в борьбе за уделы области Черниговскую и Переяславскую. Великий князь просил Святошу быть посредником между враждующими; блаженный отправился на место борьбы и своими внушениями совершенно примирил князей Черниговских с братьями Всеволода. 193 Это было последнее служение преподобного Николая церкви и отечеству. В следующем 1143 году 14 октября блаженный князь-инок почил от трудов своих и перешел в вечность служить единому Господу. 194 В этот же день святая Церковь совершает и его память. 195 7) Преподобный Нифонт, епископ Новгородский (игумен Волынский) Родители блаженного Нифонта, в мире Никиты, были люди благочестивые и зажиточные, жившие близь Киева. По смерти их благочестивый сын роздал свое имение бедным и посвятил себя на служение Богу в Киево-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская Празднование 9/22 октября История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения. Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом. Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями. В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора. Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Сия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

http://pravoslavie.ru/1940.html

Архив Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская Празднование 9/22 октября Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская, празднование 9/22 октября. Привезли в Россию святую икону Ефесскую «Одигитрию» в царствующий град Москву. Поставили драгоценную святыню в своих боярских палатах и устроили малую домовую церковь в честь принесенного образа Ефесской «Одигитрии». Предание История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения. Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом. Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями. В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора. Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Сия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

http://pravoslavie.ru/put/051021152843.h...

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

190 Здесь блаженный князь владел многими землями и тем устройвал покой свой, своей семье – жене и детям. 191 Это-то между прочим и было причиною того, что Святоша издревле именуется князем Черниговским, хотя в собственном смысле он ни разу не сидел на столе Черниговском и кроме удела Луцкого никаким другим Княжением никогда не владел, так что вследствие этого, по всей справедливости, ему несравненно приличнее наименование князя Луцкого, чем Черниговского. 192 В 1107 году Святослав Давидович оставил жену и детей и 17 февраля того же года принял пострижение в Киево-печерской Лавре с именем Николая. 193 Долго жил здесь Святоша, питаясь всегда трудами рук своих, несмотря на богатые доходы, получаемые им от имений, которые он употреблял на нищую братию и в особенности на строение храмов. – Так, по преданию, устроен им в Лавре храм Св. Троицы, что над св. вратами, и больничный монастырь Св. Николая, принадлежащий искони печерской обители и существующей доселе. Вместе с сим Св. князь любил также приобретать разные церковный книги, которые потом жертвовал в монастыри и церкви на потребу верующих. За сим в 1142 году еще раз видим Св. князя миротворцем между братьями велик. князя Всеволода и князьями Черниговскими, разорявшими в борьбе за уделы области Черниговскую и Переяславскую. – Великий князь просил Святошу быть посредником между враждующими; блаженный отправился на место борьбы и своими внушениями совершенно примирил князей Черниговских с братьями Всеволода. 194 Это было последнее служение преподобного Николая Церкви и отечеству. В следующем 1143 году 14 октября блаженный князь – инок почил от трудов своих и перешел в вечность служить единому Господу. 195 В этот же день Св. Церковь совершает и его память. 196 VIII. Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский (игумен Волынский). Родители Блаженного Нифонта, в мире Никиты, были люди благочестивые и зажиточные, жившие близ Киева. По смерти их благочестивый сын роздал свое имение бедным и посвятил себя на служение Богу в Киево-Пвчерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Кукузель, прп. - житие Преподобный Иоанн Кукузель, родом из Диррахии (Болгария), в детстве остался сиротой. Обладая очень красивым голосом, поступил в придворную Константинопольскую школу, где за свои дарования приобрел расположение императора Иоанна Комнена (1118 - 1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Не желая оставаться среди довольств и роскоши, избегая вступления в брак, который готовился для него императором, юный Иоанн стал искать пути покинуть столицу и скрыться в отдаленной пустыни. Волею Божией, встретившись с афонским старцем - игуменом, прибывшим в Константинополь по монастырским делам, Иоанн открыл ему свое намерение и, по его благословению, вместе с ним ушел на Святую Гору. Там его приняли, постригли в монашество и поручили ему пасти монастырское стадо. Уходя со стадом в далекие святогорские пустыни, юноша мог в уединении беспрепятственно предаваться молитве, Богомыслию и пению Божественных гимнов. Ангельская красота его голоса очаровывала даже животных, которые собирались вокруг пастуха и как завороженные слушали его. По своей скромности и смирению юный певец не открывал братии своего дара. Только однажды трогательное пастушеское пение потрясло одного пустынника, и он известил игумена о дивном певце. Юный Иоанн открылся, что он бывший придворный певец, и слезно умолил игумена оставить его на прежнем пастушеском послушании. Боясь немилости императора, который мог найти своего любимца и вернуть со Святой Горы, игумен сам ездил в Константинополь, рассказал императору всё о судьбе бывшего его подданного и просил не препятствовать молодому иноку идти по избранному им спасительному пути. С тех пор Иоанн Кукузель по воскресеньям и в другие праздники пел в соборе на правом клиросе. За свое пение святой удостоился великой милости Самой Божией Матери: однажды после акафиста, пропетого перед иконой Богородицы, святому Иоанну в тонком сне явилась Сама Богоматерь и сказала ему: " Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя " . При этих словах Она вложила в руку Иоанна золотую монету и стала невидима. Монета была подвешена к иконе, и с того времени от иконы и монеты стали совершаться чудеса. Икона та, именуемая " Кукузелиса " , находится и поныне в Лавре святого Афанасия. Память совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе.

http://pravicon.com/info-2471

6. Никита: жил в VIII веке. После него – два архиепископа, неизвестных по имени. Один из них был на двух поместных сборах при патриархе Иоанне VIII Ксифилине в 1066 и 1067 г., а другой – на соборе 1143 г. 7. Константин: был на двух соборах: на соборе 1147 г., где подписал приговор о лишении сана патриарха Космы II Аттика, зараженного ересью богомилов, и на соборе 1156 г., на котором состоялось определение о лишении престола антиохийского патриарха. 8. Арсений. – В XIII в. готфская архиепископия была переименована в митрополию. 9. Софроний митрополит: заседал в синоде в 1292 г., на котором были читаны царские уложения. 442 10. Феодосий: разбирал около 1385 г., недоразумение: к готфской или херсонисской епархии принадлежал Кинсанус. 443 11. Антоний: продолжал в 1386 и 1389 г. тоже разбирательство. 444 12. Иоанн Оловолос или Оловол, из великих хартофилаксов, занимал готфскую митрополию в 1399–1410 г. 13. Дамиан, митрополит всей Готфии: возобновил в 1428 г. Партенитский храм, построенный св. Иоанном, архиеп. готфским. 445 14. Константий. О нем свидетельствует каменная с греческой надписью плита, найденная под развалинами церкви селения Бияссал, при р. Каче. Вот ее содержание: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи, крестителя Иоанна смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готфии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского на память его и родителей его, лета 7096 (т.е. в 1588 г. по Р. Хр.), в ноябре месяце.» 446 15. Анфим митрополит: прибыл в Крым в 1639 г. За ним следует пять митрополитов, о которых упомянуто только время прибытие в Крым, именно: 16) Давид: 12 октября 1652 г., 17) Мефодий: 15 ноября 1673 г., 18) Неофит: 13 мая 1680 г., 19) Макарий: 21 июня 1707 г. и 20) Парфений: 23 декабря 1710 г. Он, по некоторым сведениям, первый подписался o Gotfias kai Kafa и жил до 1721 г. 447 21. Гедеон прибыл в Крым 25 ноября 1725 г. По ходатайству константинопольского патриарха Серафима, оп получил (1759 г.) от турецкого султана Мустафы грамоту, состоявшую из 39 пунктов.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010