В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ефрем, преподобный Печерский, епископ Переяславский († 1098, память 28 января/10 февраля и 28 сентября/11 октября) До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Изяслава (Дмитрия) Ярославича. В 1056 году Ефрем принял монашеский постриг от игумена преподобного Никона в Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония Печерского († 1073, память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября). Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился странствовать по святым местам. Посетив Святую Гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита в связи с тем, что в Переяславе существовала особая, отдельная от Киева, титулярная митрополия, учрежденная в 60-е гг. XI в., что было следствием своеобразного политического устройства Руси при наследниках Ярослава Мудрого. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1077–1089). В своей епархии святитель Ефрем возвел много благолепных храмов из камня. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Святитель Ефрем прославился как благотворитель и благоукраситель Переяслава, укрепив его каменными стенами, устроив бесплатные больницы для бедных, а также общественные бани (по другим сведениям – крещальни, или баптистерии при храмах). В 1091 году преосвященный Ефрем участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского . В книге П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» преосвященный Ефрем упоминается митрополитом Киевским в 1088–1091годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Блаженная кончина святителя последовала в 1098 году. Честные мощи его были положены в созданной им церкви, а впоследствии перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря. Известно, что в древности существовало не дошедшее до нас Житие святителя. Сведения о нем находятся в Житии преподобного Феодосия и в летописях. Труды: Житие святителя Николая Мирликийского/Памятники древней письменности. – СПб., 1878–1925. – Вып. 34. Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского/Памятники древней письменности. – СПб., 1878–1925. – Вып. 72. Литература: Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, т. 1. – С. 511–512. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 2-е изд. – Чернигов, 1865, 2 т., ч. 1. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, январь. – С. 493. Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимы е для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 177. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 1-е изд. – СПб., 1895. – С. 123–126. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. – М., 1888. – С. 273. Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкви/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г., (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, январь. – С. 177. Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 2. – С. 65, прим. 160. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1047. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

б) Г. Директора Императорского Лицея в память Цесаревича Николая, от 3 декабря 1913 года за 4307: „Препровождая при сем седьмой (VII-й) выпуск Ученых Записок вверенного мне Лицея, покорнейше прошу прислать в обмен Ваши издания“. в) Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи, от 5 марта за 99: „Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи, препровождая при сем свое издание „Иконы Московского Придворного собора Спаса на Бору“, И. Покрышкина, имеет честь обратиться в Императорскую Московскую духовную академию с предложением, не найдет ли она возможным вступить с Комитетом во взаимный обмен изданиями“. Определили: Поручить редакции академического журнала высылать с 1914 года „Богословский Вестник“ во все три вышепоименованные учреждения, возбудившие вопрос об обмене изданиями. —101— XV. Отношения: а) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 19 февраля за 339, с возвращением принадлежащих фундаментальной академической библиотеке книг под 27267, 4199, 38/112 и 13856. б) Совета Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, от 6 марта за 449, с уведомлением о получении возвращенных Советом Московской Академии: 1) книги – Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη Κατχησις, 2) журнала – Jewisch Quarterly Review за 1890 г. 2, 3, 4 и 9, и рукописи – „Записка о чествовании Св. Анны Кашинской“. в) Совета той же Академии, от 13 марта за 479, с уведомлением о получении возвращенных Советом Московской Духовной Академии рукописей под 1451, 1157 и 21/1098 (были присланы при отношении Совета Императорской С.-Петербургской Духовной Академии от 28 января за 183). г) Императорского Московского и Румянцовского Музея, от 7 февраля за 209, с уведомлением о получении возвращенных Советом книг: 1) „Журнал Министерства Народного Просвещения“ за 1835 г. 9:2) „Ученые записки Казанского Университета“ за 1864 г. вып. 2 и 3) „Восход“ за 1904 г., 4 тома. д) Императорской Публичной Библиотеки, от 22 февраля за 731, с уведомлением о получении книг, возвращенных Советом Академии при отношении от 7 февраля за 66; и от 22 марта за 1020 – с уведомлением о получении возвращенных Советом – рукописи под 32 и книги Епископа Антонина „Книга Притчей Соломона“, т. III.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игнатием, бывшим впоследствии митроп. Никейским († не ран. 860.Ф. А. Ч. Истор. обз. песнопев-Чернигов 1864, ст. 334), доселе печатается у нас для пения по средам. В каноне Богоматерь называется «стена необоримая» (седал.), «градовъ и весей непобедимое христианское въ бедахъ хранилище и npeдrpaдie»: (пес. 4, трп. 1), «тобою», говорится, «нершимь нашъ градъ сохраняется» (пес. 3. трп. 1). Поэтому не случайно, думаю, когда говорилось о заложении церкви, прибавлено было «в среду». Не ещё ли здесь основание приписать Мономаху ведение мемуаров? 11 Здесь между летописями Ипатской и Лаврентьевской разногласие в годе. Мы берем показание Платовой вот почему: Ипатская и Лаврентьевская согласны в годе перехода Мстислава из Новгорода в Белгород, а по Новгородской первой это произошло 17-го марта (выезд из Новгорода). Ипатская, ведённая по сентябрь этого года современником, рассказывает после этого, о походе на Ярославца (1-м) и подробно, поход этот Лаврентьевская относит уже к следующему году, только изменяя глагол иде (И.) на ходи ихарактерно для современника и позднейшего летописца!). Стояли у Владимира 60 дней, а потому возможно, что поход, начавшийся в августе, кончился в сентябре, когда умер Лазарь Переяславский. Есть наклонность в летописи отмечать церковные события по сентябрьскому году, и потому летописец мог где-нибудь найти известие о смерти Лазаря под 6626 сентябрьским годом, отчего бегство Ярославца после 1-го января он обозначает уже 6627 мартовским годом, но оно предшествует смерти Алексия Комнена, и эта смерть (15-го августа 1118 г.) попадает у него под этот же год. Продолжатель Ипатской, не современник уже, делает другую ошибку, ставя, вероятно, с поля известие о посылке Романа и следующее за тем известие о смерти Алексия перед известием о бегстве Ярослава, которое отнесено правильно к 6626 году и сопровождается прямо известием о смерти Романа. 12 Здесь я опять следую Ник. Л. (П.С. IX, 138), потому что указание на 11 августа не противоречит имени князя: если не в 8, то в 9 день – 19 августа совершается память св. м. Андрея Стратилата, затем при рождении Андрея Владимировича 11 августа зачатие его падает на 1-ую половину ноября, что, вероятнее, чем конец февраля 1102 г., приходящийся на первые недели поста, судя по известной религиозности наших предков и при совете св. ап. Павла 1Кор.7:5 . 13 О походе 1098 года выше мы впрочем предположили, что его можно усматривать в словах: «и на бъ идохо с стополко». Поход на Лучск, может быть, оставил свой след в одном слове и рополкъ, которое, может быть, следует отделять от оумре, относя последнее слово к отцу Мономаха. В этом случае приходится видеть пропуски после слов: «и рополкъ и «с стополко».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Впоследствии Эдесса на некоторое время вновь обрела независимость, но с III по VI вв. по Р.Х. подпала под власть Римской Империи. В эту эпоху город Эдесса был значительным центром Христианства. Широкую известность здесь приобрела эдесская богословская школа, основанная в IV в. св. Ефремом Сирином . В конце V в. в городе распространилось учение монофизитов (получивших здесь наименование яковитов). В начале VII в. Эдесса захвачена персами, но по миру 629 г. возвращена Византии. В первой половине VII в. завоёвана арабами, отвоёвана в 1031 г. византийцами. В 1083–1086/87, 1095–1098 гг. Эдесса в составе государств, основанных армянскими феодалами. В это время город в основном был заселён сирийцами, армянами и греками; также значительный центр арабской и армянской культуры (в XII в. здесь жил известный армянский историк Матэос Урхаеци). В 1098 г. Эдесса, захваченная крестоносцами, стала центром эдесского графства. В 1144 г. подпала под власть правителя Мосула и Халеба Имад-ад-Дина Зенги, в 1182 г. Салах-ад-Дина. Затем переходила от одних властителей к другим, в 1637 г. завоёвана Османской Империей, переименована в Урфу. Ныне же Эдесса в пределах Турции. 4 Св. Абгар V Аршакуни, или бар Ману Уккама, царь Эдессы, столицы Осроэнского царства, правил с 4 г. до Р.Х. до 7 г. по Р.Х., и во второй раз с 13 по 50 гг. по Р.Х. Личность этого легендарного монарха окутана весьма многими тайнами, а порой и мистикой. До сих пор историкам всего мира не удалось до конца выяснить, кто же был этот царь Абгар? Одно можно сказать определённо, что царь Абгар происходил из династии Аршакидов и был в близких родственных связях с царским домом Армении. Однако, несмотря на это, (при переложении предания о св. Абгаре с сирийского языка на армянский язык) древняя армянская историография делает св. Абгара царём Великой Армении, празднование его памяти уже в древности было внесено в календарь Армянской Церкви. Память св. царя Абгара V Аршакуни Вселенская Православная Церковь празднует декабря 31 (января 13) (о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Студит , прп. † 826 г. (Болланд.). Происходил из Константинополя от знатных родителей. Наиболее полное и точное (по А. Доброклонскому , Феодор исповедник и игумен Студийский, 1913 г. стр. 215) житие святого, написанное студийским монахом Михаилом во 2 половине IX в. (Лопарев. Греческие жития, 161). Издано у Migne, P.G., 99 стр. 233−328. Другие жития, произведшие характер, но с некоторыми самостоятельными подробностями, у Migne, ibid., 113−232, и в книге Доброклонского, приложение Память 11 ноября. Феодор Трапезунтский, муч. Знатный и богатый военачальник, замученный агарянами в Феодосиуполе в 1098 г. (Ср. Anna Comnena II, 121 ed. Reifferscheid). Содержание его жития сообщил Пападопуло-Керамевс в «Виз. Временнике». 1906 г. стр. 135−136. Память 2 октября. Феодор, игумен Хорский, прп., † 595 г. (Болланд.). Происходил из Константинополя и был дядя императрицы Феодоры. Житие, написанное в IX в. (см. Ф. Шмит в Изв. Константинополь. Инстит. 1906 г. стр. 9−10), по сбивчивым легендам о некоем Феодоре, игумене Хорского монастыря, и Феодоре военачальнике, постригшемся в монахи (ibid., 18−21). Издано Х.М. Лопаревым («Записи Классич. Отдел. Импер. Археол. Общества» 1903 г., «De theodoro monacho hehumenoque Chorensi», стр. 1−26). Память 5 января. Феодор Эдесский , прп., род. 793 г. † 860 г. (Лопарев, Греческие жития 431−432). Сын богатого эдесского горожанина, подвизался в Палестине. Известен легендой об обращении им в христианство вавилонского царя Мавии. Житие, написанное Василием, епископом Эмесским, племянником святого (стр. 1, 3:7), издано И. Помяловским («Зап. СПб. Унив. И. Факультета», 1892 г. стр. 1−220). Память 9 июля. Феодосий Великий, прп., знаменитый палестинский подвижник. Происходил из Каппадокии, † в 529 г. (Болланд.). Житие, написанное современником святого, риторически образованным Феодором еп. Петрейским (Ehrhard у Krumbacher, 186). Издано Usener’oм (Der heilige Theodosios., 1890, стр. 3−101). Составленное по нему краткое житие Кирилла Скифопольского , ibid, стр. 105−113. Память 11 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1096.  …малопитательною пищею… — Из правила четвертого — «О трапезе братской» устава Скита Неусыпаемых (Всех Святых): «Трапеза в Скиту да будет всем общая и навсегда постная; рыбы и скоромного и молошного ничтоже да поставляется…» (Устав Скита Всех Святых на острове Валаам. АВМ. Ф. 5. Оп. 1. С. 5). 1097.  Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника — преподобного Антония Великого (память 17 января ст. стиля). 1098. Пропуск оригинала. 1099.  Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379 гг.) — великий учитель Вселенской Церкви. Память 1 января ст. стиля и 30 января ст. стиля (в Соборе Трех Вселенских учителей). 1100.  …старец иеросхимонах Леонид… — Из жития преподобного Оптинского старца Льва. Первый оптинский старец, преподобный Леонид (Лев Данилович Наголкин, 1768–1841). В 1797 г. вступил в число братии Оптиной Пустыни. Через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид; в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря — в иеромонаха. В 1804 г. Преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского), отцом Феодором. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о. Феодором и о. Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу. Старцы, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз — в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 г. преподобный Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Его старчество продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. В сентябре 1841 г. старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841 г., служили всенощную в память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский , до своего пострижения в монашество был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1068). Тяготясь шумной и суетливой жизнью и пожелав принять монашество, он получил благословение святого Антония Печерского и был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы Ефрем вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич убоялся гнева Божия, внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря. Святой инок Ефрем был вынужден удалиться. Он уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Будучи в Константинополе, святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в своем монастыре. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита. Он украсил Переяслав многими прекрасными церквами и гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Он устроил бесплатные больницы для бедных и странников, построил несколько общественных бань. В 1091 году преподобный Ефрем принимал участие в открытии и торжественном перенесении мощей преподобного Феодосия. Известно, что в древности существовало не дошедшее до нас житие святителя. Сведения о нем мы находим в житии преподобного Феодосия и в русских летописях. Святителю Ефрему приписывается сказание и похвальное слово Николаю Чудотворцу. Скончался святой в 1098 году. Преподобный Ефрем был погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря. Память его совершается также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Иконописный подлинник Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра. Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909939.htm...

Наконец, сами русские князья, или одержимые духом корысти, или в приливе необузданного гнева, пользуясь самовластием, бывали мучителями святых подвижников. В Киево-Печерском монастыре в XI в. подвизался преп. Григорий (8 января), прославленный даром чудотворения. Однажды он шел к Днепру за водой. В это время подъезжал к монастырю переяславский князь Ростислав. Слуги князя стали оскорблять Григория, и он в ответ на это предсказал им скорую смерть вместе с их князем. Разгневанный Ростислав приказал связать ему руки и ноги и с камнем на шее бросить в Днепр. Предсказание св. Григория, однако, сбылось: Ростислав со своей дружиной после неудачной битвы с половцами утонул в реке Стугне. Через пять лет после Григория замучены были, также князем, два известных друга – Феодор и Василий Печерские (1098 г.). До князя Мстислава дошел слух, что Феодор нашел в пещере сокровище. Он позвал инока к себе и спрашивал, правда ли это. Феодор отвечал, что действительно он видел многое множество золота и серебра, которое, по слухам, было оставлено в пещере варягами. «Почему не откроешь ты мне этого сокровища? – сказал князь. – Я поделюсь с тобой, и ты будешь другом мне и отцу моему, Святополку». Феодор, уже освободившийся тогда от страсти корыстолюбия, отвечал, что он охотно отдал бы все князю, но что Господь отнял у него самую память того места, и теперь он не знает, где зарыто сокровище. За такой ответ князь велел держать его три дня связанным без хлеба и воды, затем приказал избить до крови, повесить в густом дыму и жечь медленным огнем. Князь приказал привести друга Феодора, Василия. Его насильно взяли из пещеры, из которой он не выходил пятнадцать лет. Когда и Василий не мог указать князю скрытого сокровища, Мстислав велел мучить и его, как Феодора, и даже сам пустил в него стрелу. Измученных друзей посадили в темницу, и в ту же ночь они умерли. Жертвою безумного гнева царского сделался, как известно, и священномученик митрополит Филипп. Хотя многие подвижники русские, принявшие смерть мученическую, и не терпели при этом насилия самой вере их во Христа, однако их подвиг есть истинный подвиг мученический. Для всех их мучительная смерть была последним святым делом в их святой жизни. Если не самою верою во Христа, то святою жизнию ради Христа, своими добродетелями и трудами ради спасения они привлекали на себя гнев мучителей, а потому вместе со всеми страстотерпцами они достойно восприимут мученический венец... «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. CXV, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010