В 1093 году умер Всеволод. Владимир не захотел воспользоваться своим положением и овладеть киевским столом, так как предвидел, что от этого произойдет междоусобие; он сам послал звать на киевское княжение сына Изяславова Святополка (княжившего в Турове), который был старше Владимира летами и за которого, по-видимому, была значительная партия в киевской земле. Во все продолжение княжения Святополка Владимир оставался его верным союзником, действовал с ним заодно и не показал ни малейшего покушения лишить его власти, хотя киевляне уже не любили Святополка, а любили Владимира. Владимир сделался, так сказать, душой всей русской земли; около него вращались все ее политические события. Едва только уселся Святополк в Киеве, как половцы прислали к нему послов с предложением заключить мир, Святополк привел с собой из Турова дружину, людей ему близких. С ними он во всем совещался, и они посоветовали ему засадить половецких послов в погреб; когда после того половцы начали воевать и осадили один из пригородов киевской земли-Торцкий, Святополк выпустил задержанных послов и сам предлагал мир, но половцы уже не хотели мира. Тогда Святополк начал совещаться с киевлянами; советники его разделились во мнениях: одни, более отважные, порывались на бой, хотя у Святополка было наготове с оружием только восемьсот человек; другие советовали быть осторожнее, наконец порешили на том, чтобы просить Владимира помогать в обороне киевской земли от половцев. Владимир отправился со своею дружиною, пригласил также своего брата Ростислава, бывшего на княжении в Переяславле. Ополчение трех князей сошлось на берегу реки Стугны, и там собрался совет. Владимир был того мнения, что лучше, как бы ни было, устроить мир, потому что половцы были тогда соединены силами; то же доказывал боярин по имени Ян и еще кое-кто из дружины, но киевляне горячились и хотели непременно биться. Им уступили. Ополчение перешло реку Стугну, пошло тремя отрядами, сообразно трем предводительствовавшим князьям, прошло Триполье и стало между валами. Это было 20 мая 1093 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

Так и казалось, говорит, что у Аэция все лежит на кончике языка. Но по ясности и стройности учения, равно как и по чрезвычайной доступности его для учащихся отдает предпочтение Евномию (Н. Е., VIII, 18). 1142 Многих исследователей Евномия вводит в ошибку его платоническая. Теория имен и заставляет видеть в нем платоника. Действительно, по учению Евномия, которое он изложил в своей апологии на апологии, Бог при творении каждой вещи дал ей приличное и соответственное природе имя (Greg. Nyss. с. Eun., 12; Migne. gr. s., t. 45, 1045), так что, познавая имя вещи, человек познает природу ее (с. Eun. ibid., с. 1048–1093). Источник этого воззрения Евномия на имена сам Григорий нисский указывает в «Кратиле» Платона (с. Eun., ipid., с. 1045), где действительно дарование имен приписывается высшей силе. Возможно, что в связи с этим диалогом или безотносительно к нему, но вскоре после времен Платона образовалось мнение, получившее широкое распространение, что именно он учил о высшем происхождении имен и соответвствии их природе вашей (ср. Steinthal., Geschichte Sprachwiessenchaft bei d. Griechen und Römer, Berlin, 1863, s. 91; см. Diekamp. Die Gotteslehre d. hl. Gregor, v. Nyssa. Münster, 1896, ss. 144–151). Во всяком случае эта теория имен не лежала в основе догматической системы Евномия, – это видно уже из того, что она встречается только во второй его апологии, – а служила лишь одним из способов аргументами в пользу теории. 1145 Greg. Myss. с. Eun., III, 12. Migne, ibid., с. 944; ср. с. 1093 De vita Mos., Migne, gr. s., t. 44, c. 377. 1159 Bas. Magni, c. Eun. II. Migne, gr. s., t. 29, c. 573, но не как прочие творения (Eun. Apol., 28: рождение нерожденного, но не как одно из рождений, творение ( κτσμα), но не как одно из творений и пр. Migne, gr. s., t. 30, с. 868. 1164 Greg. Nyss. De deitate filii et spir. s., Migne, gr. s., t. 46, c; 857. Cp. Epiph., haer. LXXVI. 1188 По истории омиусианской партии см. дельное исследование Gumme-rus " ä «Die homusianische Partie bis zum Tode d.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) После смерти Всеволода в 1093 г. киевский стол с согласия влиятельного черниговского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха занял старший в княжеском роде Святополк Изяславич (1093-1113). Смертью Всеволода воспользовался наиболее воинственный из Святославичей - Олег (с 1083 при поддержке Византии княживший в Тмутаракани), к-рый в 1094 г. при помощи половцев силой вернул себе отчинный Чернигов, вытеснив оттуда Владимира Мономаха в Переяславль. В этой запутанной политической ситуации в 1097 г. в днепровском г. Любече собрался общерус. съезд князей, призванный усовершенствовать учрежденный Ярославом Мудрым киевский сеньорат, приспособив его к изменившимся условиям. Постановление Любечского съезда: «Каждый да держит отчину свою» - означало, что владения князей по завещанию Ярослава закреплялись за его внуками: за Святополком Изяславичем - Киев, за св. кн. Давидом , Олегом и Ярославом (Панкратием) Святославичами - Чернигов (Тмутаракань в 90-х гг. XI в., видимо, перешла под власть Византии), за Владимиром Всеволодовичем - Переяславль и Ростов (помимо которых в руках Мономаха оказались еще Новгород и Смоленск), за Давидом Игоревичем - Волынь, за счет юга и юго-запада к-рой (буд. Галицкого княжества) были, однако, наделены также двое Ростиславичей. Эффективность системы коллективного сохранения status quo, установленной в Любече, была немедленно продемонстрирована в силовом урегулировании конфликта на Волыни, развязанного Давидом Игоревичем и начавшегося ослеплением Василька Ростиславича: Святополк был вынужден отказаться от попыток захватить владения Ростиславичей, а Давиду пришлось лишиться своего стола и довольствоваться второстепенным Дорогобужем. Др. положительным следствием княжеских съездов стали инициированные Владимиром Мономахом совместные действия против кочевников, набеги к-рых резко активизировались в 90-х гг. XI в., после смерти Всеволода. В результате побед 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. половецкая опасность была устранена на полвека и половцы заняли подчиненное место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе. Решения Любечского съезда не затрагивали традиц. принципа наследования киевского стола генеалогически старейшим из князей; они лишь, как ясно из дальнейшего, исключили Святославичей из числа его потенциальных наследников - ведь de jure Киев не был для них отчиной, т. к. киевское княжение Святослава Ярославича считалось узурпацией. Это привело к фактическому соправлению на Руси Святополка и Владимира Мономаха, так что после смерти первого в 1113 г. Киев при поддержке местных бояр беспрепятственно перешел в руки последнего. Киевское княжение Владимира Мономаха и его старших сыновей (1113-1139)

http://pravenc.ru/text/180439.html

В Германии популярность императора росла на фоне его миротворческой политики, он провозгласил по всей империи «божий мир» (1085). Император, справившись с оппозицией, возглавляемой Оттоном Нортхаймским и еп. Хальберштадтским Бурхардом, подчинил себе бóльшую часть Саксонии. По привилегии, дарованной Г. евреям г. Вормса (1090), им гарантировались защита жизни и собственности, свобода экономической деятельности и отправления религ. обрядов, право нанимать домашних слуг из христиан, относительная автономия евр. общины. Устанавливался обязательный порядок разбора споров между евреями и христианами. Тем самым Г. создал юридический устав, содержавший основы урегулирования отношений между евреями и христианами в Германии, действовавший неск. веков. В 1090 г. Г. отправился в новый поход на Италию, где сложилась опасная для императора династическая коалиция, закрепленная браком 17-летнего Вельфа, сына Вельфа IV, с 40-летней Матильдой Тосканской. Против Г. в Италии вспыхнуло восстание (1093), к к-рому присоединился сын Г. Конрад, провозглашенный к тому времени королем Италии. Г. заключил союз с Вельфом. На съезде князей в Майнце Г. лишил Конрада права наследования имп. титула, но смог добиться того, чтобы герм. королем был избран младший сын Генрих (1098). В 1093/94 гг. между Г. и имп. Адельгейдой наступил разрыв, очень быстро, после вмешательства в дело сторонников Урбана II, приобретший скандальные формы. В 1095 г. на Соборе в Пьяченце была рассмотрена жалоба императрицы на супруга, в результате чего брак был расторгнут. В 1104 г. Генрих, сын императора, объявивший себя защитником католич. Церкви, в союзе с папой Римским поднял мятеж против отца. По приказу сына Г. был арестован на съезде князей в Майнце и заточен в тюрьму в Боккельхайме (1105), из к-рой бежал. Во время подготовки к войне с сыном Г. умер. Тело Г., с почестями захороненное епископом Льежским, было выкопано сыном, имп. Генрихом V, и 5 лет без погребения находилось в недостроенной часовне в г. Шпайер. После снятия церковного отлучения папой Пасхалием II Г. был погребен в усыпальнице франконской династии в г. Шпайер (авг. 1111).

http://pravenc.ru/text/162132.html

О раннем периоде жизни Ансельма Ланского не сохранилось почти никаких сведений; дата и место его рождения точно неизвестны (анализ основных сведений см.: Giraud. 2010. P. 35-69). Исследователи относят его рождение к нач. 50-х гг. XI в.; они опираются на свидетельства, согласно к-рым Ансельм скончался в преклонном возрасте, однако едва ли прожил более 70 лет, т. к., согласно замечанию в одном из сочинений Роберта де Курсона ( 1219), мать Ансельма пережила его (см.: Lef è vre. 1895. P. 1-2; Giraud. 2010. P. 37). Встречающаяся в лит-ре гипотеза о том, что Ансельм родился в Париже, не находит подтверждений; ныне считается, что он был уроженцем Лана, косвенные указания на это обнаруживаются в сочинении Петра Кантора ( 1197) «Сокращенное слово» (см.: Petr. Cant. Verb. I 45) и в др. источниках (ср.: Giraud. 2010. P. 37-39). Вероятно, Ансельм получил образование в школе при кафедральном соборе Лана, причем в значительной мере благодаря самостоятельным занятиям в б-ке школы, т. к. нет сведений о деятельности в Лане крупных магистров теологии, к-рые могли бы руководить его богословским образованием. Ансельм мог также обучаться в Реймсе, т. к. этот город являлся центром архиеп-ства, к которому относился Ланский диоцез, и в нем существовала известная школа при кафедральном соборе (подробнее см.: Williams. 1954); до сер. 70-х гг. XI в. учебным процессом в ней руководил Бруно Картузианец ( 1101). Предположение о том, что Ансельм Ланский был учеником Ансельма , архиеп. Кентерберийского (1093-1109), основывается на встречающемся в одной рукописи комментариев Ансельма Ланского на Евангелие от Матфея упоминании о том, что этот комментарий был составлен им на основании трудов Ансельма Кентерберийского, «его учителя» (см.: Bibliothèque municipale d " Alençon. Ms. 26. Fol. 91r). В наст. время установлено, что это упоминание является вставкой позднейшего происхождения; в оригинальной рубрике рукописи упоминания об Ансельме Кентерберийском нет. Поскольку др. свидетельства о личных связях между Ансельмом Кентерберийским и Ансельмом Ланским отсутствуют, версия об «ученичестве» признаётся в совр. науке вымыслом (см.: Giraud. 2014. P. 240-241; ср.: Williams. 1954. P. 669). Нек-рыми исследователями была предложена гипотеза о том, что Ансельм обучался у теолога и проповедника Манегольда из Лаутенбаха ( после 1103), однако бесспорные подтверждения этой гипотезы в источниках отсутствуют и она основывается лишь на выявлении смысловых параллелей и зависимостей между их взглядами (анализ см.: Giraud. 2010. P. 42-47).

http://pravenc.ru/text/Ланской ...

Закрыть Британский хвост виляет Трампом 14.11.2016 1093 Время на чтение 7 минут Лондон попытается убедить нового президента США Дональда Трампа не сотрудничать с Москвой по Сирии. Об этом в субботу, 12 ноября, сообщила The Telegaph. В Форин-офисе обеспокоены заявлениями миллиардера, что он будет налаживать отношения с президентом РФ Владимиром Путины м и с Москвой. Изменение позиции Трампа в отношении с РФ станет «приоритетом номер один» в работе МИД Великобритании на ближайшие месяцы, отмечает издание. Напомним: 11 ноября Трамп дал интервью газете The Wall Street Journal. В нем он заявил, что в Сирии необходимо бороться с террористической группировкой «Исламское государство» а не пытаться свергнуть президента страны Башара Асада. Кроме того, миллиардер пообещал прекратить помощь так называемой умеренной сирийской оппозиции. «Мы их не знаем. Кто все эти люди?» - сказал он об антиправительственных повстанцах. Заметим, что аналогичных взглядов Трамп придерживался и ранее. «Я не говорю, что Асад хороший человек, потому что это неправда. Но наша главная проблема - не Асад, а ИГ», - заявлял он в марте 2016 года. Как пишет The Telegaph, британские дипломаты надеялись, что Трамп после выборов смягчит свои позиции по ряду вопросов, как это произошло с программой медстрахования Obamacare (одна из ключевых программ Барака Обамы, которую Трамп обещал полностью закрыть). Однако по сирийскому вопросу миллиардер остался непреклонен. Взгляды нового лидера США находятся в глубочайшем противоречии с интересами британского премьера Терезы Мэй, которая обвиняет Асада в «зверском насилии» и настаивает, что в долгосрочной перспективе «Сирия должна быть без Асада». В свою очередь, глава МИД Британии Борис Джонсон обвинял Россию в совершении военных преступлений из-за гибели сотен гражданских лиц, и жестко критиковал Трампа. Так, в прошлом году министр неосмотрительно заявил, что опасается ехать в Нью-Йорк, поскольку «там существует реальный риск встретить Дональда Трампа». И вот теперь для британского руководства пришла пора «собирать камни». Как пишет The Telegaph, Великобритания столкнулась с опасностью дипломатического кризиса в отношениях с США. Британские чиновники признали, что Лондону предстоят «чрезвычайно трудные» переговоры с избранным американским президентом. Но менять свою позицию Британия, тем не менее, не намерена. «Нам совершенно ясно, что Асаду нет места в будущем Сирии. На его руках кровь 400 тысяч человек», - цитирует газета представителя Форин-офиса.

http://ruskline.ru/opp/2016/noyabr/14/br...

Закрыть «Коллективный Нерон» в бархатных перчатках Усиливается «мягкое» антихристианское вмешательство Евросоюза в религиозные дела Украины 13.03.2013 1093 Время на чтение 12 минут Часть первая Брюссель перешел на более прямые формы изменения политики Митрополии УПЦ МП, напрямую втягивая ее архиереев в свои пропагандистские мероприятия, финансируя их поездки и проживание. И заставляют их там присягать верность «брюссельскому обкому» и «единственно верной» либеральной политической идеологии, вынуждают поддерживать столь милый западным политикам «религиозный плюрализм» на Украине (то есть расколы и конфликты). Так, 7 марта представители Всеукраинского совета Церквей, куда входит и УПЦ МП, приехали в Брюссель по приглашению еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле И, как сообщают украинские дипломаты в своих обтекаемых, но четких выражениях опять присягнули на верность политическому курсу на дальнейшее подчинение Украины ЕС. «Украинские представители Церквей и религиозных организаций разных конфессий поддержали обращение к стороне ЕС о заключении в ноябре 2013 года Соглашения об ассоциации как отвечающего европейским стремлениям украинского народа, которое будет способствовать укоренению современной европейской модели цивилизационного развития в Украине», - отметил представитель Украины при ЕС посол Константин Елисеев. Вообще-то большинство жителей Украины выступает за присоединение к Таможенному Союзу, другим формам объединения с Россией и Белоруссией. Неужто это неизвестно «представителям церквей»? Тем более, что вступление Украины в ЕС в качестве полноправного члена совершенно невозможно, а ассоциация с ЕС только наносит удар по ее суверенитету, не принося никаких экономических выгод, хотя для христианских деятелей они должны быть вторичными, а первичными - духовные и нравственные критерии, по которым Украина тем более не должна стремится к «евроинтеграции». По словам дипломата, эти священнослужители единогласно выступают за то, что будущее Украины надо строить на основе европейских ценностей и демократических стандартов, и призывают Евросоюз не оставлять Украину наедине с сегодняшними вызовами. Посол отметил, что сторона ЕС имела возможность в очередной раз убедиться в активной позиции гражданского общества Украины, и, в частности, руководства религиозных организаций, в отношении диалога Украина-ЕС и поддержки европейского курса развития государства.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/14/...

Старейшая в Германии церковная библиотека оцифровывает около 300 тысяч книг своего фонда Мюнхен, 16 мая 2011 г. Старейшая и самая большая в Германии церковная библиотека, расположенная на Соборной горе в баварском городе Фрайзинг, оцифровывает около 300 тысяч книг своего фонда, которые теперь будут доступны в Интернете, сообщает сайт католического архиепископства Фрайзинга и Мюнхена, пишет Седмица.Ру. Каталог всех книг этой уникальной библиотеки также можно будет найти в Интернете. В настоящее время в церковной библиотеке во Фрайзинге насчитывается около 322 тысяч книг, в том числе 345 редких рукописей, 3215 музыкальных рукописей и 224 инкунабулы. Здесь имеются книги на разных языках: латыни, французском, испанском, английском, греческом, церковнославянском и русском. История создания библиотеки восходит ко второй половине VIII века, а ее основателем считают правящего тогда епископа Арбео – автора широко известного на Западе «Кодекса Аброганс» («Codex Abrogans»), который некоторые эксперты считают «одной из первых немецких книг», а епископа Арбео, благодаря ей – «первым писателем немецкого происхождения». На полках церковной библиотеки находилась созданная в V веке во Франции рукопись на латинском языке «Pentanteuch-Codex». Здесь же хранился и другой известный манускрипт начала VII века – «Codex Valerianus» из Северной Италии. В древние времена на Соборной горе находился и монастырский скрипториум, где фрайзингские монахи переписывали священные книги. Во второй половине VIII века во Фрайзинге были созданы написанные на пергаменте «Послания апостола Павла» («Paulusbriefe»). Спустя сто лет, в 860 году, – рукописное Евангелие («Evangeliar»). Наиболее продуктивно работы в скриптории шли в правление епископа Хитто (811/812 – 836) и его преемника Эрханберта (836–854). Изготовление рукописных книг достигло здесь своего расцвета в XI веке. В 1803 году на Соборной горе обнаружили древнейший письменный памятник словенского языка – так называемые «Брижинские (Фрейзингенские) отрывки» (словен. – «Brizinski spomeniki»). Они были написаны латиницей (т.н. каролингским минускулом) между 972 и 1093 годами в долине реки Мёлль в Каринтии. Он является одной из древнейших сохранившихся славянских рукописей вообще. Все эти манускрипты в числе других наиболее ценных рукописей (около 600 экземпляров), веками хранившиеся на Соборной горе, в начале XIX века, в период секуляризации в Баварии, отправили в Мюнхен, где они стали частью уникальной коллекции Баварской государственной библиотеки. 16 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46518.html

Первые упоминания о князе-иноке в летописи связаны с событиями междоусобной войны 1097-1100 гг., начало к-рой положило вероломное ослепление владимиро-волынским кн. Давидом Игоревичем теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича (1097). В этот период Святослав Давидович воевал на стороне киевского кн. Святополка Изяславича (1093-1113). По всей видимости, он следовал воле отца, к-рый благодаря поддержке Святополка в 1097 г. получил черниговский стол, сменив на нем младшего брата Олега (решение Любечского съезда). В составе войск киевского князя Святослав в течение 7 недель осаждал Владимир Волынский, где укрывался Давид Игоревич. После взятия города (9 апр. 1099) и бегства владимирского князя в Польшу участвовал в сражении на Рожни (урочище в верховьях Зап. Буга к востоку от Звенигорода) против Володаря и Василька Ростиславичей, но в результате поражения вместе с киевским князем, его сыновьями и племянниками бежал с поля битвы во Владимир. Отсюда Святополк послал своего старшего сына Ярослава за помощью в Венгрию, а сам направился в Киев. Во Владимире он оставил сына Мстислава, а в Луцке посадил Святослава. Отсутствием Святополка воспользовался Давид, к-рый вернулся на Русь и при помощи половецких отрядов под Перемышлем разгромил находящийся в союзе с киевским князем венг. отряд. После этого он начал готовиться к осаде Владимира. Первостепенной задачей Давида было предупредить внезапное появление киевских полков под стенами города. С этой целью он навязал Святославу соглашение, по к-рому луцкий князь должен был уведомить его о возможном движении Святополка. В ходе начавшейся 12 июня 1099 г. осады был убит Мстислав Святополчич, и из Киева в помощь осажденным были направлены войска под командованием воеводы Путяты. Когда полки подошли к Луцку, к ним примкнул Святослав, предварительно арестовав находящихся у него Давидовых «мужей». Внезапное нападение 5 авг. на лагерь Давида под стенами Владимира предопределило успех похода. Осада была снята, власть в городе перешла в руки Василя, посадника Святополка, после чего Святослав вернулся в Луцк, а Путята - в Киев. Однако вскоре при содействии половцев Давид вернул себе контроль сначала над Луцком, а позже и над Владимиром. В этой ситуации Святославу ничего не оставалось, как покинуть Волынь и вернуться к отцу в Чернигов.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 г. на Византию. В 964 г. Святослав Великий совершил, видимо, неудачный поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 г. организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными. Будущий креститель Руси князь Владимир Святой еще в 981 г. совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 г. князь их усмирял снова. В 988 г., по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на р. Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако р. Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как еще один языческий бог. Всерьез же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом некрещеной. В 1024 г. после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчиненные земли вятичей. Крещение орловского края и всей земли племени вятичей связано с именем киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030–1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своем «Поучении детям», познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 г. совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он, видимо, гордился до конца дней и с описания данного события начинает свою автобиографию.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010