—448— рическому отделу при Московской академии на счет миссионерских сумм отклонить. X. Заявление о. ректора академии, архимандрита Лаврентия: «Долгом считаю заявить совету академии, что Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иустином, Епископом Рязанским и Зарайским, пожертвованы в библиотеку академии 10 томов его сочинений и сданы мною библиотекарю Николаю Колосову ». Определили: Послать Преосвященному Иустину, Епископу Рязанскому, благодарность за пожертвованные им в академическую библиотеку сочинения. XI. Записки профессоров: А. Лебедева , Г. Воскресенского, В. Соколова и И. Татарского о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Справка: I. К выписке представлены следующие книги: 1) Krumbacher. Michael Glycas. München, 1895. (Орд. проф. А. Лебедевым ). 2) Соболевский, А.И., проф. Сборник снимков с славяно-русских печатных изданий. Ч. 1–2. Спб. 1895. 3) Заметки по славянской грамматике. 1895. 4) Великорусские народные песни. T. 1. СПБ. 1895. 5) Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. 6) Петухов, Е.В. Очерки из литературной истории Синодика. 7) Жданов, И. Русский былевой эпос. Исследования и материалы. I–V. СПБ. 1895. 8) Флоринский, Т. Лекции по славянскому языкознанию. Ч. I. Юго-западные славянские языки (болгарский, сербский и славянский). Киев, 1895. 9) Памятники древнерусской учительной литературы. Вып. 1. СПБ. 1894. 2264 То есть, каким образом Христос мог назвать Себя «путем и дверью», если не Он, а Отец привлекает людей к Себе? – Это возражение св. Ефрем не удостаивает ответом. 2274 τη в начале: Феод. Мопс. Компл. и др., нет: Кир. Ват. Син. Ал. др. – του εν(ν)ατου μηνος: Слав. Кир. Ват. Син. Фед. Мопс. Итал., вм: τω ενυατω μηνι Компл. и μηνι τω εννατω Алекс. – Вм: ετους δευτερου Компл. ετει δευτερω, Слав. – В Слав. после Δαρειου приб.: βασιλεως, как Вульг. Авг. и, кажется Кирилл в толковании, – но во всех других и Евр. нет, – δη после επερ. кроме Кирилла чит: Ват. текст, Алекс. изд. (ма­лыми буквами), но Алекс. код. Компл. Ват. Син. Феод. Мопс. и мн. не чит., как и Слав. – После μεμιασμενος (Син. Феод. Мопс. др.) или – μμενος (Ват. др.) Кирилл чит.: ακαθαρτος без η, как в Ват. Син. Компл., но Слав. как Алд. с η. – Опуск. ακαθαρτος: Компл. и нек. мин. Феод. Мопс. Итал. LXX Иерон. Вульг. соотв. Евр. также и у Кир. нет в толковании (1053. А). – Чт. Кир. επι ψυχη имеется в Син. Ват. Итал., – др.: ψυχη – Алекс. изд. (в скобах: επι), – απο παντος τουτων: Син. Алекс. (изд. επι) др., απο παντων… επι παντος Ват., επι παντων… Альд. опуск. οι ιερεις в 13 ст. и Син. Ват. Алекс. чит. ειπαν вм. ει πον. Итал. immun­dus in anima de omnibus his, Вульг. pollutus in amnia ex… Слав: нечис­тый душою всякому сих. – В ст. 14 вм. εαν Кир. чит. в толк.: αν, как Алд. Компл. и нек. рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книга Иудифь Название книги Как в греческой, так и в латинской Библиях, книга Иудифь называется по имени знаменитой Иудеянки Иудифи, история которой составляет главный предмет сей книги, греческое название ее – Ιουδεϑ, латинское же – Liber Judith. Указание времени события, описанного в книге Иудифь Время события, описанного в книге Иудифь, с точностью не определено толковниками, по неимению ясных и положительных указаний – как в самой книге, так и в посторонних источниках. По наиболее распространенному мнению, история Иудифи случилась во время пленения Манассии, царя иудейского, Ассириянами, т. е., около 670 г. до Р. X. Мнение это основывается на следующих соображениях. Во времена Иудифи, по указанию ее книги, Ассирийская монархия находится наверху своего могущества 1053 , – а, между тем, говорится о каком-то пленении Иудеев, недавно бывшем и уже кончившемся, и о разграблении и осквернении Иерусалима и храма 1054 . Поскольку же нельзя разуметь здесь плена Вавилонского, ибо во время этого плена Ассирийской монархии уже не существовало, – а, между тем, было еще в ранние времена, своего рода, пленение Иудеев Ассириянами, вместе с царем их Манассией 1055 ; то к этим временам и нужно относить историю Иудифи. Примечание. Против мнения, относящего историю Иудифи ко временам междуцарствия, после убиения царя Амасии, – т. е. к 820–809 годам 1056 , достаточно возразить, что в эти времена не было никакого пленения Иудейского, и, что первосвященник Иудейский Елиаким, современник Иудифи, не мог бы с такой свободой действовать во враждебном царстве Израильском, как это изображается в книге Иудифь 1057 . Тогдашний царь Израильский, враждебный Иудеям, Иеровоам II не позволил бы этого. Писатель книги Иудифь – не обнаруживает себя никакими, более или менее, прямыми и ясными признаками и потому, остается в совершенной неизвестности. Насчет его существуют одни только предположения. Так, полагают, что, современный Иудифи, первосвященник Елиаким был первоначальным составителем записок об Иудифи, в истории которой он принимал такое большое участие. Полагают это на том основании, что Иудеи через своих избранных мужей имели неизменный обычай предавать памяти потомства наиважнейшие события своей истории. Кроме этого, хронологическая отчетливость и точность, и мельчайшие подробности, с какими изложена история Иудифи, предполагает в составителе ее современника и очевидца описываемых событий. Впоследствии же, кто-нибудь, на основании записок Елиакимовых, издал вновь историю Иудифи, с некоторыми дополнительными примечаниями, – чем и объясняется разность переводов сей книги. К таковым прибавлениям может принадлежать, например, описание смерти Иудифи, а равно, и замечание, что Израиль не был тревожим врагами во дни Иудифи, и много дней по смерти ее 1058 . Происхождение книги Иудифь от неизвестного писателя, между прочим, и служит причиной, почему эта книга ни иудейской, ни христианской церковью не принята в число канонических. Цель книги

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Из Изяславской губернии шли не столь благоприятные вести. Изяславский губернатор Шереметев 1048 писал, что селений, просящих о присоединении к православию, весьма мало. Но для этой губернии были особые временные причины, препятствовавшие обнаружению православных стремлений народа, – причины, которые с приездом на Украину преосвященного Виктора, по мнению губернатора, легко могли быть устранены 1049 . И Берхман давал знать в своём письме, что необходимо скорее начать дело воссоединения; но Шереметев прямо писал: «С нетерпеливостью ожидаю прибытия вашего высокопреосвященства: – – – прибытие вашего высокопреосвященства, или по крайней мере благочинных, крайне нужно» 1050 . Но всё дело в том, что начать дело воссоединения преосвященный Виктор ещё не мог. Много для этого было причин. Не очень-то легко было собрать «благочинных». Ещё труднее было оторвать их в самую рабочую пору от земли и двинуть на дело. Явилась неизбежная проволочка с получением из «известной дваддатитысячной суммы» некоторого пособия благочинным на переезды, без чего они, конечно, не имели возможности подняться с места. Не были ещё присланы в достаточном количестве антиминсы, миро, и т. п. То пособие в этом отношении, которое было прислано из Могилёва и Чернигова, оказалось одной только каплей в море: Черниговский преосвященный прислал 85 холщевых антиминсов и «аглицкую бутылку» мира 1051 ; из Могилёва священник Прорвич привёз тоже немного – 26 антиминсов, 3 фунта не освященного мира и 13 служебников 1052 . Да и где, в самом деле, было взять преосвященным антиминсов и мира больше, когда эти священные предметы по епархиям находятся лишь для удовлетверения наличной потребности и только в небольшом запасе на неожиданные случаи. «В Киеве и миро варят, и антиминсы печатают», – писал преосвященному Виктору Черниговский преосвященный Иерофей 1053 , советуя обратиться в Киев 1054 . Преосвященный Виктор в Киев уже писал, но оттуда ещё не было никакого ответа. И вот, прежде чем всё это было улажено, «потеряние времени», которого так боялся и Виктор, и Тутолмин, по необходимости произошло немалое.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ist der sogenannte Nilus-Bericht eine brauchbare religions-geschichte Quelle?//Anthropos. 1955. 50. 81–148. 1045 . Henninger J. Zum Verbot des Knochenzerbrechens bei den Semiten//Studi in onore di G. Levi della Vida. Roma 1956. 1. 448–458. 1046 . Kaster G. Nilus Sinaita (der Ältere)//LCI 8. 65–66. 1047 . Mayerson P. Observations on the «Nilus» Narrationes. Evidence for an unknown Christian sect//J. of the American Research Center in Egypt (Boston). 1975. 12. 51–74. 1048 . Theodorou F. Nilus’ Narrations: micro-level teaching, a new criterion of stylistic differentiation//Byz 1993. 63. 224–236. «Дневник» Эгерии CPL 2325; RFIV, 283–284 Автор – исп. монахиня, язык пам. – диалектная латынь; пам. известен по единств. ркп XI в., открытой в 1884 г. «Дневник» – один из наиб. ранних (кон. IV в.) дошедших пам. паломнической лит-ры, с ценными сведениями о егип. и палестинском монашестве (а также литургич. и эортологич. практике др. Церкви). 1049 . Egeria. Itinerarium/Ed. Maraval P. P. 1982. (SC 296). 1050 . Рус. пер.: 1) Безобразова П. В.: Правосл. Палестинский сборник СПб. 1901. 54. XXX, 63. 2) Марковой-Помазанской Н. С., по старому изд. SC 21 (ed. Petre Н. P. 1948) и по изд.: Franceschini Е., Weber R. Itinerarium Egeriae. Turnhout 1953. (Corpus Christianorum. Series latina): Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М. 1994. 131–221 (предисл. 133–160). [Ср. 1051 . Devos P. Egeriana IV//АВ 1994. 112. 241–254. 1052 . Férotin М., Leclercq Н. Etheria//DACL 1922. 5:1. 552–584. 1053 . Lambert A. Egeria//Revue Mabillon. 1936, 1937, 1938. 26, 27, 28. 71–94, 1–24, 49–69. Апфий Авва Апфий (так по-славянски, что отвечает греческому, по-коптски Афу; кон. IV-haч. V в.) – великий отшельник и впоследствии епископ Оксиринха. Согласно его Житию, исправил погрешительные мнения святителя Феофила, когда последний, выступая против ереси антропоморфитов, принял нек-рые мнения оригенистов. Житие представляет собой ориг.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

10 Правило великосхимников, т. е. монахов, имеющих полное пострижение, следующее: каждые сутки делать коленопреклонений, т. е. земных поклонов, согласно святым отцам, – 300 (см.: Добротолюбие. С. 1053) (Callist. et Ign. Xanthopul. Op. ascet. 39//PG 147, 712D.); согласно же рассудительным мужам Святой Горы, коленопреклонений – 120, а поясных поклонов – 12 четок. Монахи в малой схиме, они же ставрофорные, делают коленопреклонений 100, а поясных поклонов – б четок. Рясофорные же – коленопреклонений 100, а поясных поклонов – 3 четки. Если монахи неграмотны и не могут ни прочесть, ни выслушать свое правило, им следует вместо утрени помолиться стоя 30 четок, говоря на каждый узелок четок: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Вместо часов – 10 четок, вместо вечерни – 10 и вместо повечерия – 10, как определяют канонники Святой Горы. А о том, когда исполняется прежде указанное правило, а когда не исполняется, смотри I Всел. 20. 11 Василий Великий в своем подвижническом слове, начало которого: Приидите, вси труждающиися..., употребляет те же выражения и требует от будущего старца и духовного отца тех же добродетелей, что и настоящее правило. Обращаясь к готовящемуся предать себя в повиновение, Василий говорит: «С большой заботой и предусмотрительностью постарайся, брат, найти такого непогрешимого учителя и руководителя твоего жительства, который хорошо знает, как руководить шествующими к Богу, украшен добродетелями, имеет от своих дел свидетельство его любви к Богу, знает Божественные писания, не сребролюбив, не предан суете, прилежит безмолвию, боголюбив, сострадателен к нищим, не гневлив, силен в наставлении своих ближних... и пр. И вообще говоря, мужа многодобродетельного, чтобы ты стал наследником благ, присущих ему» (Basil. Magn. Sermo de renuntiat. saeculi//PG 31, 632B.). А св. Каллист Ксанфопул в гл. 14 (Добротолюбие. С. 1021), изъясняя, каким должен быть непогрешимый старец, учит: «Он должен из священных писаний приводить свидетельства того, что говорит. А когда найдешь такого старца и вручишь себя ему, нужно следовать его повелениям» (Callist. et Ign. Xanthopul. Op. ascet. 14//PG 147, 652AB.). По словам Василия Великого , все, что говорит старец, должно быть для братства законом и правилом (Basil. Magn. Ascet. (brev.) 64//PG 31,1128D.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Лично нас этот поступок не оскорбляет, разве что делает явным, что среди моей родни есть люди бессмысленные до крайности. Вот Гармоний – отец «привратника» 1052 , как сказала Сапфо 1053 , – действительно оскорблен, а ведь он был человек, живший воздержно и умеренно, в благородстве же могший потягаться с самим Кекропом 1054 . И вот, внучка того, кто был большим Кекропа – «привратником» и ее дядей Геродом, – продается Сосию и Тибию 1055 , если только не верить словам тех, кто нас ради превозносит происхождение матери жениха, производя ее от знаменитой Лайды 1056 . Эта Лайда ведь, как уже рассказывал один логограф 1057 , была рабыней из Иккары 1058 , купленной на Сицилии – таково происхождение счастливой матери, родившей нашего славного жениха. Раньше она спала со своим хозяином – судовладельцем, затем с ритором – опять же ее хозяином; третьим после этих был такой же, как и она, раб: вначале их связь была втайне от города, затем – на виду у всего города, где она имела в своем искусстве вес. Когда же из-за дряблости морщин она оставила свое ремесло, то стала обучать расцветших девиц и подкладывать их вместо себя чужеземцам. [Я говорю об этом с уверенностью,] ибо ее сын – ритор – утверждает, что отказывается от положенной законом обязанности содержать свою мать 1059 , на том основании, что она гетера. Но в сторону закон [– есть куда более важное обстоятельство]! Рожденный таким [как лаидин сын] образом – знает свою мать, сомнения у него есть только относительно второго родителя. А значит – лишенный отца – всю заботу, которую человек благородный оказывает обоим родителям, должен сосредоточить на матери. [А что мы видим?! Жених племянницы покойного Эсхина, воистину, под стать ей самой!] 145 (45). Брату 1060 Этот [– человечишка, о котором я тебе пишу –] и имя раба имеет, и склонности. Не зная об этом, я взял его учителем гимнастики для своих мальчиков, купив у наследников Феодора 1061 . Это мерзавец искони (ибо и природа, и воспитание его порочны); что до его образа жизни, то он не замедлил стать достойным его природы – с детства он проводил время в харчевнях, на петушиных боях и за игрой в кости, «но сейчас, – как сказал бы Лисий, – он закончен, доведен до совершенства, достиг предела отвратительности». Он ни на самую малость не похож на покровителей палестры – Геракла и Гермеса, – будучи служителем Котитто, всяких закопченных Аттиков 1062 и других такого же рода даймонов 1063 , если они существуют; причем все эти [божественные силы определенно] заботятся о нем настолько же, насколько и он беспокоится о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Яко огнь, попаляаи дубравы, яко пламень, пожигааи горы, тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смутиши я. Исполни лиця их безчестия, и взыщут имени Твоего, Господи! Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И уведят , яко имя Тебе – Господь, Ты един Вышний по всей земли» (Библия 1581. л. 16 об.). «Боже мой! Положи их, яко коло, яко трость пред лицем ветру. Яко огнь, попаляяй дубравы, яко пламень, пожигаяй горы, тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Исполни лица их безчестия, и взыщут имяни Твоего, Господи! Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают , яко имя Тебе – Господь, Ты един Вышний по всей земли» л. 250). «Ничтоже бо есть покръвено, еже не откръвено будет, и таино, еже не уведено будет, еже глаголю вам в тьме, рьцте в свете, и еже в ухо слышите, проповедите на кровех» (Алексеев и др. 2005, 58). «Ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет, еже глаголю вам в тме, рцете в свете, и еже в уши слышите, проповедите в кровех» (Библия 1581, л. 6). «Ничтоже покровено, еже не открыет, и тайно, еже не разумеется , зане елико ресте во//тме, во свете услышится ся, и еже ко уху глаголасте, проповестся на кровех» (Афанасий 4, л. 84 об. – 85). В старославянском языке среди глаголов со значением «знать» и «обладать знанием» особое место занимали глаголы с корнями вед- , зна- и ум- . Это связано с тем, что средневековый человек по-разному стремился передать понятие «истинного, божественного знания» и «знания ложного, человеческого» 1052 . Сверхчувственное, божественное знание в языковом сознании человека связано было с глаголами с корнем вед -; «ведать» – значит обладать божественным знанием 1053 . По отношению к человеку и его способности к познанию этот глагол употреблялся, как правило, в отрицательных контекстах: «Бог весть», но «не весть» 1054 . В семантике глаголов «разумети» и «познати» заложено стремление к обладанию разумом, к познанию; эти глаголы связаны с обозначением процесса овладения знанием, которое дано человеку скорее как чувственное знание, как способность к восприятию божественной мудрости 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

господства неоднократно восставали апулийские лангобарды (крупнейшее восстание произошло в 1009-1018). Визант. катепану (наместнику) Василию Боиоаннесу некоторое время удавалось противостоять лангобардам. После его смещения (1028) Византия окончательно утратила свое влияние в регионе, вскоре он был завоеван норманнами. Один из норманнских отрядов сражался в Апулии на стороне византийцев. В 1030 г. их предводитель Райнульф Дренго стал правителем графства Аверса. Как союзников норманнов использовали и лангобардские правители Юж. Италии. Так, князь Салерно Гаймар IV (1027-1052) пожаловал др. предводителю норманнов, Вильгельму де Отвилю, титул графа Мельфи и предоставил право создавать новые баронства на отвоеванных у Византии землях. Позже гр. Дрого (1046-1051), брат и преемник Вильгельма де Отвиля, присягнул на верность имп. Генриху III, что узаконило власть норманнов в Юж. Италии. В 1047 г. Дрого, приняв титул «герцог и магистр Италии, граф норманнов всей Апулии и Калабрии» (dux et magister Italiae comesque Normannorum totius Apuliae et Calabriae), захватил Беневенто, а барон Рикард Дренго, единолично правивший графством Аверса,- Капую (1062). В Юж. Италии сложилось 2 норманнских государства: династия Дренго утвердилась в графстве Аверса, а династия Отвиль - в герцогстве Апулия и Калабрия. Возросшее могущество норманнов, разорение ими мон-рей и грабежи населения на землях, относившихся к Папской области, привели к конфликту с Римскими папами. Папа Лев IX заключил союз с визант. катепаном Аргиром, но ему не удалось привлечь на свою сторону лангобардского правителя Салерно Гизульфа II (1052-1077), не желавшего конфликтовать с норманнами; в результате папская армия была разбита (июнь 1053), Лев IX попал в плен, из к-рого был освобожден весной 1054 г. Во 2-й пол. XI в. отношения между Римскими папами и норманнскими правителями улучшились. В 1059 г. папа Николай II признал гр. Аверсы Рикарда I (1049-1078) князем Капуанским, а Роберта Гвискара, к-рый к тому времени захватил власть в Апулии и Калабрии,- герцогом Апулии, Калабрии и еще не завоеванной Сицилии.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Благодаря покаянию в психологическом плане человек приносит Богу в качестве жертвы свои свободу и волю. Бог принимает эту жертву и в качестве воздаяния дает человеку благодать, чтобы тот преодолел узкие рамки своего естественного существования и вошел в поток Его вечности 1042 . Данное онтологическое применение предоставляет человеку апокалиптическое созерцание, которое восхищает его дух во все более глубокой молитве и выводит его за пределы узкой темницы мира – на свободу бесконечности Божией 1043 . Состояние этого созерцания убедительными и простыми словами описывается святым Силуаном в конце его писаний. Согласно этим словам, человеческая душа пленяется любовью Божией 1044 . На психологическом уровне слово Божие возжигает дар покаяния. Благодаря любви это слово остается единственным законом существования человека. После этого наступает «время», когда лицезрение святости смиренного Бога (Христа) возжигает природу человека, превращая ее во всецелое желание любви 1045 . В этот момент происходит переход от психологического уровня жизни на онтологический. Для созерцания святости Божией, одного покаяния никогда не бывает достаточно. Несовершенным также остается познание истины, содержащейся в заповедях Христовых. Поэтому и возрождение человека в непоколебимом Царствии как переход в истинную онтологию происходит посредством великой скорби покаяния. Эта скорбь покаяния превращает дух человека во всецелую молитву. Молитва же в свою очередь является необходимой предпосылкой для возрождения человека и возведения всей его жизни в онтологические категории. Тогда человек переживает всего Адама как единого человека-человечество и его логика преображается, чтобы воспринять бытие в богословских категориях 1046 . 2. Онтологическое возрождение Слово Божие и заповеди Христовы занимают центральное место в учении старца Софрония. Он верит, что слово Христово, благодаря своему божественному происхождению, есть явление божественной Вечности на земле 1047 . Также он утверждает, что слово Христово является нетварным божественным Светом и направлено в человеческое «глубокое сердце», которое является местом и центром ипостасного начала 1048 . Также он свидетельствует, что, чтобы глубокое сердце открылось слову Христову и человек получил благодать покаяния, он должен иметь всецелую веру в божество Христа 1049 . Тогда он принимает глаголы Божии не как мертвые писания, но как действенные «дух и жизнь» 1050 , как откровение 1051 , которое отражается в сердце человека отзвуком таинственной вечности 1052 . Живое слово Божие падает в глубины сердца, как семя любви, и рождает в душе покаяние, предоставляя человеку возможность преодолеть границы обыденного религиозного сознания 1053 . Тогда человек на опыте убеждается, что учение Христово превосходит уровень этики. Что оно является боготворящим 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

При папе Льве IX (1049-1054) Гумберт , кардинал-епископ Сильва-Кандиды († 1061), составил новую редакцию текста (Das Constitutum Constantini. 1968. S. 15-17). В нее были внесены небольшие изменения, призванные подчеркнуть легитимность светской власти папы Римского над странами Запада, к-рую имп. Константин Великий уступил папе Сильвестру и его преемникам. Представители Римской курии использовали «Постановление Константина» в полемике с греками. Так, пространная выдержка из текста приведена в послании папы Льва IX К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию от 2 сент. 1053 г. в качестве иллюстрации тезиса о «царственном священстве святого Римского апостольского престола» (Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant/Ed. C. Will. Lpz.; Marburg, 1861. P. 72-74; см.: Krause. 1983). О К. д. говорится в формуле клятвы на верность папе Римскому, приведенной в послании папы Григория VII (март 1081 - Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar. B., 1923. Bd. 2. S. 576. (MGH. EpSel. T. 2. Pars 2)). По мнению исследователей, во 2-й пол. XI в. под влиянием К. д. обряд папской коронации стал претерпевать изменения и сблизился с ритуалом коронации императора ( Schramm P. E. Die Imitatio imperii in der Zeit des Reformpapsttums// Idem. Kaiser, Könige und Päpste. Stuttg., 1970. Bd. 4. H. 1. S. 180-191). В эпоху григорианской реформы текст «Постановления Константина» использовался в сборниках канонического права, составленных еп. Ансельмом Луккским (ок. 1083), кард. Деусдедитом (80-е гг. XI в.), еп. Иво Шартрским (90-е гг. XI в.) и др. (напр.: Deusdedit. Collectio canonum. IV 1//Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. Bd. 1. S. 397-401; см.: Petersmann. 1974). Внимание канонистов, вовлеченных в спор об инвеституре , привлекали темы, связанные с передачей папе Римскому власти над странами Запада и с разделением властных полномочий между понтификом и императором. С XII в. К. д. рассматривался как важный аргумент в пользу верховной власти папы Римского и в духовных, и в светских вопросах (potestas directa in temporalibus).

http://pravenc.ru/text/2057118.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010