История отношений между церквями с XI века до половины XV века, до падения византийской империи, сама собою распадается на две части: на историю отношений с половины XI-ro до половины XIII и с половины XIII до половины XV века. Часть первая обнимает собою время постоянных международных столкновений православных с латинянами в крестовых походах и вследствие того постепенного созревания в народных массах антипатии друг в другу, – время более дружного противодействия вследствие общей политической опасности православных всех классов и сословий латинянам, – период первых крестовых походов и существования латинской империи. – Часть вторая обнимает собою такое время, когда постоянных столкновений между массами православных и латинян не стало, когда не стало таким образом обстоятельства, сплотившего все классы православных в одно целое, когда наступила реакция в некотором конечно, сравнительно небольшом количестве людей против окончательно созревшей в народе религиозной неприязни, когда кроме того интерес политический более уже не побуждал враждовать с латинянами, когда политика напротив должна была стремиться к более тесной связи, чем прежде с западным миром, когда вследствие всех этих обстоятельств явились в православном мире партии и вопрос об унии с Римом получил для православных особенное значение. Это время лионской унии и флорентийского собора. ЧАСТЬ I. (1053– 1261) ГЛАВА I. Состояние вопроса о соединении церквей греческой и латинской в первое время после окончательного их разделения (1053–1204) Значение этого периода времени для истории попыток к церковной унии В нашей литературе доселе мало обращали внимания на важную в отношении к рассматриваемому вопросу эпоху крестовых походов. Для вопроса о соединении церквей эта эпоха важна впрочем не столько попытками к восстановлению церковного мира между востоком в западом (эти попытки были в рассматриваемое время довольно ничтожны), сколько замечательна в том отношении, что дает возможность проследить усиление религиозной неприязни, религиозного отчуждения между народными массами восточными и западными, греческими и латинскими. Широкое развитие народной религиозной неприязни началось именно в это время. Характеристикою столкновений народных масс греческих и латинских в данное время и начнем наш очерк. Попытки к соединению церквей, коренившиеся главным образом в тогдашней политике, составят продолжение очерка, а отношение восточного духовенства к вопросу о церковной унии – его заключение. Усиление религиозно-национальной неприязни в народных массах востока и запада, особенно во время крестовых походов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В доказательство этого православного учения приводятся свидетельства св. Писания. Так, 1) в Слове Божием наше оправдание называется «духовным обновлением», совлечением ветхого человека и облечением в нового» ( Еф.4:23 ; Кол.3:9–11 ; ср. 1Кор.15:47 ), что означает восстановление в человеке чрез благодать Божию тех совершенств душевных, которые были утрачены им чрез грех прародительский (1049 а –1050 а ); 2) оправдание приписывается освящающему действию живущего в нас Духа Святого ( 1Кор.3:16, 6:19, 12:4–6 ; Рим.8:9 ), Который служит живительным источником многих благодатных даров для души человеческой, как-то: любви Божией ( Рим.5:5 ), света духовного ( 2Кор.4:6 ; Еф.5:8 ; 1Сол.5:4–5 ), жизни и обновления ( 1Ин.3:11 ; Гал.6:15 ) и свободы от греха и смерти – Рим.8:2 ; 2Кор.3:17 ; Гал.4:31 (1050 а –1053 б ). 3) Слово Божие изображает верующих во Христа в таких внешних чертах, которые свидетельствуют о их внутренней духовной жизни и нравственной деятельности, развивающейся при благодатном руководстве Духа Святого, именно: христиане представляются живыми членами организма, имеющего главою Господа Иисуса Христа ( Рим.12:5 ; 1Кор.12:27 ), а также под образом ветвей на лозе ( Ин.15:4–5 ), заимствующих силы для доброй жизни от Самого Господа. На основании сказанного «Камень веры» более подробно определяет различие между православным и протестантским взглядом на оправдание. 1) По учению православному, оправданные становятся праведными и святыми внутреннею правдою и святостию и, таким образом. делаются сообразными своей Главе – Христу ( Рим.8:29 ). Между тем, по учению протестантов, оправданные сами по себе, остаются нечистыми и грешными, но только «вменяются быти праведни вне себе, сиречь в Христе», и таким образом является поразительное несоответствие между Главою и членами. 2) По учению православному, в оправданном человеке не остается греха ( Пс.50:9, 12 ; 1Кор.6:11 ; Еф.1:4 ); по протестантскому – и после оправдания грехи в человеке не уничтожаются, а только прикрываются правдою Христовою. Отсюда следует, что люди оправданные подобны гробам н овапленным, девам юродивым, «козлищем смердящым, иже в числе овец от пастыря вменяются», волкам в одежде овчей (1053 б –1056 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

253, §§1–2 253–254, §2 1041 а –1042 а 254, §§3–6 1042 а –1043 а 254, §§3–7 1043 а –1044 а 254, §§3, 8 Буквальный перевод с распространением цитатами: Пс.6:3, 37:6; 17:7 ; и с сокращением речи Бекана об Иисусе Христе, как враче душ человеческих. 1044 а –1045 а 254, §3 255, §10 пререк. 1-е 255, §14, 256, §16 1045 б –1047 аб 256, §§18–21 Заимствовано (по местам буквально) с незначительными сокращениями. 1047 б –1048 б Заимствованы мысли, изложенные самостоятельно. 1049 аб –1050а 1-е утвержд. 256, §3 Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 1050 а –1053 б 357, §§4–8 Буквальный перевод 1053 б –1054 а 257, §9 Буквальный перевод с незначительным распространением в конце «утверждения» 1054 аб 257–258, §10 Буквальный перевод 1054 б –1056 а пп. 1–3 259, §§5, 2, 3 пререк. 1-е 258, §13 1056 б –1057 б 258, §14 Заимствовано с присоединением самостоятельного примера, поясняющего мысль о вменении нам правды Христовой. 1057 б –1058 аб 258, §§15–16 Буквальный перевод с добавлением нескольких строк в начале ответа. 1059 а –1060 б 258, §§17–18 Буквальный перевод с вставкою нескольких строк на стр. 1059 б 1060 б –1061 б 259, §§19–20 Буквальный перевод 1061 б –1062 б 426 2 D–427 1 A Заимствовано с незначительным сокращением На основании предложенной сравнительной схемы мы можем судить о том, в какой сильной зависимости от богословских систем Беллярмина и Бекана находится трактат «Камня веры» о благих делах в отношении к своему содержанию. Подводя итоги сделанному нами сличению названного трактата с Disputationes Беллярмина и трудами Бекана, эту зависимость мы можем определить в следующих положениях. 1) Большая часть содержания трактата представляет собою буквальные заимствования из указанных католических источников. 2) При воспроизведении некоторых частей содержания последних «Камень веры» допускает более или менее значительные сокращения. 3) В иных случаях распространяет и излагает более подробно заимствуемое содержание. 4) Иногда пользуется мыслями источников и распространяет их цитатами из св. Писания. 5) Иногда наоборот: заимствует данные св. Писания для доказательства своих мыслей. 6) При составлении весьма многих отделов трактата одновременно пользуется Беллярмином и Беканом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Думайте над тем, что собираетесь сказать. Усмотрели вдруг заказчика с организатором! Стыдно так перекладывать с больной головы на здоровую. 1053. Ответ на 1048, Русский Сталинист: Да, плохо! То, что Вы написали было очень плохо! Но как можно лишать жизни ни за что! И дети, дети! Они-то почему!? Жена и мать зачем!? Доктор Боткин, лечивший мальчика? Они-то почему все были уничтожены? Нет и не может быть у Вас ответа на этот вопрос, никогда не может быть подобного ответа, потому что зверство и изуверство не подлежит объяснению и оправданию! 1052. Ответ на 1053, Максим Михайлов: Дня четыре назад хотел присоединиться к умным комментариям в беседе. А теперь вижу, как всё хорошее в комментариях затерялось за ненужными подробностями/откровенностью и ожесточёнными фразами. Жалко, когда читаешь-читаешь и тебе понравившийся комментатор " срывается " . Но всё равно, отметая мелкие вещи, хочу выразить поддержку В.Р., Андрею Козлову, Андрею Карпову. Поддержка именно в критике ими " православного социализма " . Спасибо! Храни Вас Господь! 1051. Абсурд Или классическая трёхсубъектная схема заказных убийств- Заказчик, Организатор, Исполнитель. Из них троих только Исполнитель непосредственно нажимает на курок, лишая жизни жертву. Тем не менее, и Заказчик, и Организатор также несут уголовную ответственность за совершённое преступление, причём, как правило, бОльшую, чем Исполнитель. Если же следовать ущербной логике наших горе-оппонентов, то Заказчик и Организатор вообще ни при чём, ведь они непосредственно не лишают жизни жертву, значит, и привлекать их к уголовной ответственности не за что, вся вина лежит исключительно на одном только Исполнителе. 1050. Дня четыре назад хотел присоединиться к умным комментариям в беседе. А теперь вижу, как всё хорошее в комментариях затерялось за ненужными подробностями/откровенностью и ожесточёнными фразами. Жалко, когда читаешь-читаешь и тебе понравившийся комментатор " срывается " . Но всё равно, отметая мелкие вещи, хочу выразить поддержку В.Р., Андрею Козлову, Андрею Карпову. Поддержка именно в критике ими " православного социализма " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/31/pr...

С 1053 опасность со стороны турок усилилась, сам турецкий султан Тогрул-бег двинулся во главе своей орды на империю; наступил кризис. Средств для борьбы с турками стали искать внутри империи и вне её, как в одном, так и в другом случае ни пред чем не задумывались. Поиски в иностранных государствах имели целью приобретение союзников, заключение дружественных договоров, с помощью которых можно было или увеличить военные силы, необходимые для борьбы с турками, или обезопасить окраины от внешних нападений, и таким образом получить возможность не развлекаться по сторонам, но сосредоточиться на одном пункте – борьбе с турками в Азии. Разными щекотливостями, в роде национальной гордости, государственной чести, решено было пренебречь, всевозможные уступки сделать, только бы цель была достигнута. Искательностью проникнуты были отношения византийского двора с Генрихом III германским. Искало византийское правительство союза и у римского папы. Союз с папой важен был в двух отношениях: во-первых, в виду совокупных действий против норманнов, во-вторых для успешнейшего заключения мира с Генрихом германским. Норманны по причине нападения на папские владения и церковные земли были такими же врагами римского папы, как и византийского императора. Папа и император делались в этом случае естественными союзниками, никаких особенных забот для их сближения ни о той, ни с другой стороны не требовалось. Но вопрос о посредничестве папы для заключения союза между германским и византийским двором привходил как элемент сверхдолжный, по отношению к которому папа приглашался на услугу Византии и мог требовать себе за то награды. (Проф. Скабалановича вышеуказанная статья: Христ . Чт., 1885, I, 98–101). 423 Папа писал Керуларию: Scripsisti nobis, quoniam si una ecclesia Romana per nos haberet nomen tuum, omnes ecclesiae in toto orbe terrarum haberent per te nomen nostrum. Ibidem, 776. 426 Ibidem, 778. Non ingratus (imperator) illi, quae (Romana ecclesia) tuum verticem diademate terreni principatus decenter insignivit.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

П. полностью разделяет т. зр. Кирулария в вопросах о прибавлении к Символу веры (к-рое П. считает «наихудшим злом») и о безбрачии духовенства. В то же время П. отказывается верить сведениям о том, что римляне не почитают иконы и мощи святых. Предлагая Кируларию написать новому папе, П. советует ему требовать от того лишь удаления Filioque из Символа веры и оставить в стороне опресноки вместе с проч. спорными вопросами, дабы «не погубить все, добиваясь всего» (Ibid. P. 203). П. призывает Кирулария проявлять сдержанность и осмотрительность, дабы избежать еще большего разрыва между Церквами. Как видно, в послании к Кируларию П. отстаивает позицию, весьма далекую от той, к-рую он защищал в послании к Доменико. Опресноки больше не кажутся ему важной проблемой. Безусловно, должно было пройти нек-рое время для столь заметной перемены во взглядах. Поскольку переписка между Кируларием и П. датируется летом-осенью 1054 г., письмо П. Доменико должно было быть написано заметно раньше, что подтверждает его датировку временем не позже 1053 г. и, соответственно, датировку назначения П. на Антиохийскую кафедру временем не позже 1051 г. Сохраненные в рукописной традиции т. н. каноны П. являются позднейшими выдержками из его послания к Доменико Градскому. Соч.: Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae Graecae et Latinae saec. XI composita extant/Ed. C. Will. Lipsiae; Marpurgi, 1861. P. 189-204, 208-228; Michel A. Humbert et Kerullarios. Paderborn, 1930. Bd. 2. S. 416-457; idem. Die Botschaft Petros " III von Antiocheia an seine Stadt über seine Ernennung//BZ. 1938. Bd. 38. N 1. S. 111-118. Лит.: Michel A. Die Friedensbotschaft Grados an Antiocheia im Schisma des Kerullarios (1053-1054) und ihr Widerhall//Studi Gregoriani per la storia di Gregorio VII e della riforma gregoriana. R., 1947. Vol. 2. P. 163-188; Bianchi G. Il patriarca di Grado Giovanni Domenico Marango tra Roma e l " Oriente//Studi Veneziani. Pisa, 1966. Vol. 8. P. 19-125; Todt K.-P. Die Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 668-691; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 122-212. А. В. Бармин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580344.html

Damasc., 1041=Max., 325. к) Невозможно допустить во Христе одну сложную волю. Damasc., 1044=Max., 296. л) Невозможно приписать Христу так называемую «произвольную склонность» (γνμη). Damasc., 1044 — 1045=Max., 308 — 309 . Замечание по поводу различных значений этого слова в Св. Писании. Damasc., 1045=Max., 312 . м) Единосущие Сына с Отцом как до, так и после воплощения. Damasc., 1052 — 1053=Max., 348 — 349. Исчисленные места буквальных заимствований Дамаскина из творений Максима предметом своим имеют двойство природных воль во Христе. Немало подобного рода заимствований находим мы в рассуждениях Дамаскина и относительно двух природных действований во Христе. Сюда относятся следующие положения, не менее подробно раскрытые, чем положения первой группы: н) Двойство действований во Христе не нарушает единства Его ипостаси, и единство ипостаси не препятствует признанию двух действований, так как действование составляет существенное определение природы, а не лица. Damasc., 1053=Max., 336 — 337 . о) Невозможно приписать Христу одно действование, как бы его ни понимали: слияние двух различных действований в одно, а равно и совершение одним действованием свойственного двум различным природам решительно немыслимо. Damasc., 1056=Max., 340, 341, 344. π) Смысл различных названий человеческого движения, встречающихся у отцов Церкви. Damasc., 1060–1061=Max., 349 — 352. ρ) Одно действование человека, состоящего из двух сущностей. Damasc., 1065=Max., 336. с) Проявление свойственной человечеству Христа силы самосохранения. Damasc., 1088 — 1089=Max., 297. τ) Сюда же должно отнести излюбленную Максимом аналогию «раскаленного меча». Damasc., 1053 — 1056=Max., 337 — 40, 341. Почти все исчисленные места буквальных заимствований, с включением еще нескольких, весьма сходных по мысли, выбраны Дамаскиным из рассуждений Максима в разговоре с Пирром. Если из той части разговора Максима с Пирром, которой пользуется Дамаскин, исключить рассуждения чисто полемического характера — что, как было замечено выше, и делает Дамаскин — то окажется, что целую половину «Диспута с Пирром» почти без всяких изменений Дамаскин вставил в свое «Точное изложение православной веры».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Арабский географ аль-Мукаддаси в сер. X в. восхищался благоустроенностью Сухара - «преддверия Китая, сокровищницы Востока и рынка Йемена», но в 965 г. многовековое процветание этого города было прервано опустошительным нападением «эмира эмиров» Адуда ад-Даулы из династии Буидов, правившей Ираком. За буидским владычеством (967-1053) последовало признание гегемонии керманской ветви Сельджукидов (1053-1154). В 1154 г. влиятельное племя бану-набхан основало в Маскате собственное царство, к-рое, несмотря на вторжения монг. ильханов из Ирана в 1265 и 1269 гг., существовало до 1470 г., но лишилось влияния при малике Махзуне ибн аль-Фалле (1406-1435) гл. обр. из-за усиления власти имамов с 1428-1429 гг. В XV в. портовые города О., среди к-рых после падения Сухара лидировал Кальхат, играли важнейшую роль в торговле между Вост. Африкой, Зап. и Юж. Азией. В их смешанном населении заметное место занимали иранцы (персы и белуджи) и африканцы - зинджи (потомки невольников из банту и кушитов). Купеческие колонии оманских арабов были разбросаны по Индии и Зондскому архипелагу. Их слава как капитанов, шкиперов и лоцманов сыграла роковую роль в судьбах их страны: в 1498 г. именно мореход из возродившегося к тому времени Сухара Ахмад ибн Маджид провел к малабарскому берегу корабли Васко да Гамы. В нач. XVI в. португ. конкистадоры стали проникать в оманские порты, в 1507 г. Афонсу д " Албукерки разорил крупнейшие из них - Маскат, Сухар и Матрах, в 1508 г. сравнял с землей Кальхат, к апр. 1515 г. подчинил все прибрежные районы О. Ормузскому владению, входившему в состав португ. Индийского вице-королевства. В Маскате португальцы построили фортификации с элементами иберо-романской архитектуры. В 1552 и 1581-1588 гг. флотоводцы Османской империи пытались превратить Маскат в свой оплот на Индийском океане, но Лиссабону, а затем (после испано-португ. унии) Мадриду удавалось вернуть контроль над ним. С нач. XVII в. возвысился род Яруб, представитель к-рого, Насир бин Муршид (1624-1649), провозгласил себя имамом ибадитов и возглавил антипортуг. джихад. Испанцы и португальцы, к-рых в 20-х гг. XVII в. потеснили в Персидском зал. сухопутные силы иран. Сефевидов, а также флоты Англии и Нидерландов, в янв. 1650 г. окончательно покинули Маскат, а в 60-х гг. XVII в.- большую часть восточноафрикан. побережья.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

28/10 Преподобного Ефрема Сирина (373–379). Преподобного Феодосия Тотемского (1568). Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI). Тропарь преподобному Ефрему Сирину , глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш./Моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Час присно провидя Суда,/рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/делателей же был в делех учитель, преподобне ./Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ефреме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Феодосию Тотемскому, глас 1 От юности, преподобне Феодосие,/желание твое ко Христу Богу вперив,/Егоже ради град и отечество оставль,/и славу суетную, яко прах, вменив,/последовал еси преподобному Димитрию/и обители его сожитель был еси./Преселився ко граду Тотьме/и в междоречие вселився,/постом и бдением и власяным одеянием,/и веригами тело свое удручил еси./Сего ради Бог , видев твоя труды,/и по преставлении чудесы обогати тя:/бесы изгонявши, и слепыя просвещавши,/от всяких недуг и бед избавлявши приходящия к тебе с верою, и вопиющия:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Дающему тобою всем исцеление. Ин тропарь, глас 2 От мирскаго мятежа изшед,/преподобне отче наш Феодосие,/и в тихое пристанище достиг,/преподобному Димитрию сожитель был еси,/и оттуду, Божиим Духом направляем,/во град Тотьму преселился еси,/и во отоцех водных обитель себе воздвигл еси,/идеже равноангельное житие пожив,/последовал еси Христу,/Егоже ради власяну ризу и вериги на теле твоем носил еси./Смирением и нищелюбием украсився,/славу суетную презрел еси/и отеческое имение добре расточил еси,/молением же к Богу и слезными струями бесы посрамил еси./Темже по успении твоем Христос даром чудес обогати тя./Имея убо дерзновение ко Господу,/преподобне отче наш Феодосие,/моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

События после 1204 г. показали, что делу церковного единства невозможно было помочь простой оккупацией Византии. Дальновидная восточная политика Рима не желала дать себя отождествить с завоевательными планами Карла Анжуйского, и когда Климент IV дал повод думать, что поддерживает эти планы, то сделал он это с целью оказать давление на византийского императора и принудить его к повиновению Римской Церкви, тем самым стремясь к победе не анжуйской, а римской политики 1052 . Когда затем Климент IV скончался (1268) и папский престол в продолжение длительного времени оставался незамещенным, хитроумный Палеолог нашел себе опору во французском короле, ибо Людовик Святой не меньше, чем современные ему папы, стремился к освобождению Святой Земли от неверных и к восстановлению мира в католической Церкви. Укрепленный в своем намерении посольствами византийского императора, он сумел удержать своего воинственного брата от войны против греческих христиан: Карл Анжуйский был вынужден последовать за ним в крестовый поход в Тунис. Благодаря этому запланированная война с Византией в решающий момент была сорвана. В сентябре 1271 г. вакансия на римском папском престоле заместилась: несмотря на противодействие Карла Анжуйского, папский престол занял уже не француз, а итальянец Григорий X. Пламенный сторонник идеи крестового похода и церковной унии, Григорий X не приветствовал завоевательные планы Анжуйца. Уния с греками более, чем когда-либо, стала приоритетом папской восточной политики 1053 . За время отсутствия Карла Анжуйского в Европе ситуация во франкской Греции изменилась в пользу византийцев, которые смогли вновь укрепить свое положение на Пелопоннесе. Впрочем, крестовый поход в Тунис был лишь кратким эпизодом: вскоре после прибытия в Африку Людовик IX умер во время эпидемии, а Карл» Анжуйский после краткой победоносной кампании вернулся на Сицилию. Прибытие новых войск в Морею в 1271–1272 гг. положило конец успехам византийцев. Влиянию Карла Анжуйского в греческих и славянских землях на Балканах Михаил VIII попытался противодействовать посредством упрочения династических связей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010