Спросим не о власти в России, а о власти России. Князь Владимир Киевский основатель Руси в той ее определяющей форме, от которой ведут себя другие государственные образования на Восточноевропейской равнине вплоть до Московского княжества, образец для всей династии Рюриковичей и также для более поздних правителей, святой креститель Руси. Если его фигура считается многими важной для последующей истории всей России, то и способ перехода власти от него, первого, к первому его престолонаследнику должен быть тоже знаменательным. Об этом говорят, как нам кажется, пока еще односторонне. Летописи сообщают: в 1015 году Владимир разболелся. Печенеги шли на Русь. Владимир собрал войско и послал с ним своего сына Бориса, в крещении Романа, князя Ростовского. 15 июля 1015 Владимир умер в Берестове, своей резиденции под Киевом. «И ведавше мнози плакавше по нем все множество: боляре яко отца, людие яко строителя, нищий яко заступника и кормителя». Тут странные слова: ведали многие, плакало всё это, т. е. знавшее о факте смерти, множество. Дело в том, что кончину князя скрывали, и вот почему. Борис, посланный преследовать печенегов, отсутствовал, и бояре «потаиша Владимерово представление того ради, дабы не дошла весть до окоянного Святополка», еще одного из сыновей Владимира. Он всё-таки узнал, «з дружиною своею приспе в Киев» «вборзе» и «седе на столе отчи». Он начал раздаривать имение отца и, пишет летопись, киевляне имение брали, но с задней мыслью: они ненавидели Святополка и «бяху с Борисом, чаяху на княжение, любяху бо его вси». «Святополк же окоянны, помысли в себе, рек: «Се же убих Бориса, како погубить Глеба?»» Глеб, в крещении Давид, тоже сын Владимира, муромский князь. Конь споткнулся под Глебом, дурное предзнаменование. Оно скоро подтвердилось, ему передали от Ярослава (Новгородского): «Не ходи, отец наш умер, а брат убиен от Святополка». «Се же слышав, Глеб возопи со слезами, плача, глаголя по отцы, паче же по брате: «Увы мне, брате мои, господине. Лутче бы ми умрети с тобою, нежели жить на свете сем, аще б видил брат мои мое воздыхание, то явил бы лице свое англьское; толико постиже мя беда и печаль; уне бы ми умрети с тобою, господине мои.» Со слезами глаголя и моляся, подобно князю Борису словеса глаголя». Глеб, как перед этим Борис, тоже убедил дружину не поднимать гражданской войны, оставить его одного. «Лутче есть единому умрети за вся». «Окоянни же то видевше, устремишась, аки зверие, диви». Опять у летописца нет никакого двойного счета, никакой скидки на исторические условия и обстоятельства, никаких точек зрения. Глеб своим: «Братия милоя, меня оставите, а сами не погниете меня деля [ради]». Он умер, говорит летопись, молясь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

VI В теснейшей связи с вопросом о месте крещения св. Владимира стоит и вопрос о времени этого события, отчасти правильность решения первого из них находится в зависимости от правильности решения второго. Здесь, при определении времени принятия Владимиром христианства, приходится иметь дело с такими точными данными, которые, кажется, не должны бы возбуждать резких разногласий и подавать повод к перетолкованиям, чего, однако, к сожалению, нет. Весь вопрос, по-видимому, сводится к простому умению считать; но оказывается, что это умение – дело крайне мудреное, что каждый исследователь считает по своему, не признавая правильными вычисления других. Важные для решения вопроса о времени крещения Владимира хронологические данные, находящиеся в древнейших памятниках отечественной литературы, суть следующие: по Иакову, Владимир, умерший в 1015 году, «по святом крещении поживе 28 лет». „Сказание“ о Борисе и Глебе неизвестного автора почти повторяет слова Иакова: „многым днем минувшим, летом 28 по святом крещении, въпаде Володимер в недуг крепок“, от которого и скончался. Пр. Нестор годом крещения св. князя признает 987. Основываясь на этих данных, принимая по внимание, что они находятся в древнейших и авторитетных памятниках, г. Завитневич действительно и приходит к тому выводу, что Владимир крестился в 987 г., что решительно несогласно с хронологией начальной летописи. Защитники последней для оправдания ее показаний делают попытку доказать, что вышеприведенные данные древнейших источников не только не противоречат летописной хронологии, но даже подтверждают ее. Возражая Завитневичу и опровергая его вычисления касательно года Владимирова крещения, проф. Соболевский говорит: „Г. Завитневич, определяя год крещения по Иакову, предполагает, что в его 28 г. нужно видеть ровно 28 – не больше и не меньше и потому отсчитывает эти 28 лет от 15 июля 1015 г. по точным правилам арифметики. Конечно, у него получается 987 г. Но древние русские люди были мало знакомы с именнованными числами и производили действия с ними не по арифметическим правилам, а как-нибудь проще, вероятно по пальцам; при этом, высчитывая годы от события до события, они обыкновенно включали в их число оба года, в которые совершились эти события “ 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

С привычками языческими заодно действовал во вред христианской жизни дух времени, невежественный и дышавший кровью во всей Европе, довольно мрачный и между греками. Говорят, что век извиняет человека: но, тем не менее, христиане страждут от страстей века, и страдали в древней России. История древней России представляет печальную картину диких раздоров. Князья удельные дрались друг с другом за участки, и при первом случае бросались на великого князя за его престол; брат восставал на брата; нередко дети поднимали оружие на отца, и отец на детей. Лучшие питомцы любви Христовой выходили из борьбы со злым духом времени победителями высокими, мучениками. Таковы были св. Борис и Глеб – прекрасный цвет новокрещенной земли русской. По глубокой, нежной любви к новой, св. вере, они были лучшие из сыновей св. Владимира; новая вера отражалась в душе и жизни их, как в ручьях чистой воды небесный луч света. Не таков был Святополк. В душе его жило язычество с дикой страстью к власти; наставления Рейнберга освятили эту страсть. Сердцу его незнакома была христианская любовь. Он был христианином по имени, свирепым на деле. Св. Владимир уже видел в Святополке ненависть к брату Борису. Опасаясь, чтобы эта ненависть не была причиной какого-нибудь несчастия, Владимир призвал доброго Бориса к себе в Киев из Ростова. Это не смягчило, а раздражило Святополка. Он видел, что хотят предоставить Борису, а не ему, права великого князя. Скоро прошел слух о вторжении печенегов в поселения русских. Владимир отправил Бориса против врагов, и в его отсутствии скончался. Получив весть о смерти отца, Борис приглашаем был дружиной занять престол его: имел верную надежду и на киевлян, знавших прекрасные качества его и намерение отца. Борис отвечал дружине: «не могу поднять руки на старшего брата своего; отец мой умер, но тот будет мне вместо отца». Святополк не понимал Бориса, не понимал и Глеба, которого любил Борис. Он послал наемных убийц убить Бориса. Извещенный о намерениях брата, Борис молился: «Господи, не постави им греха сего», – и пострадал, как мученик кроткой любви (июля 24-го 1015 г.) Та же участь настала вслед за тем и для Глеба. Святополк известил его, что отец болен и желает видеть его. Глеб, не подозревая ни в чем брата, спешил в Киев; близ Смоленска брат Ярослав известил его о смерти отца и брата; Глеб горько оплакивал особенно последнего; но в то же время явились и посланные Святополком убийцы и зарезали св. князя (сент. 5-го 1015 г.). § 23. Благочестивые обычаи

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В следующем, 1014 году, обострились отношения между Св.Владимиром и его сыном Ярославом, который отказался платить великому князю ежегодную дань в две тысячи гривен. Тогда, как говорится в Летописи: «Сказал Владимир: «расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войной на Ярослава, на сына своего.» Когда Ярослав узнал об этом, он нанял в Швеции большую дружину варягов-наемников и стал готовиться к войне. Однако, весной 1015 года Св.Владимир тяжело заболел. Чувствуя близость смерти, он призвал к себе из Ростова своего сына Бориса и, по-видимому, именно ему назначил быть своим преемником на великом княжении, т.к. ни Святополка, ни Ярослава не мог считать этого достойными. В это время на южные области Русской земли внезапно напали орды печенегов. Св. Владимир поручил Борису командование своей великокняжеской дружиной и послал его на отражение врагов, а сам вскоре, 15 июля 1015 года, скончался. Как сообщает Летопись, приближенные хотели утаить смерть Владимира от Святополка, однако это сделать не удалось. Пользуясь отсутствием Бориса в столице, Святополк воссел на великокняжеский престол и стал задабривать киевлян богатыми подарками, однако, как замечает летописец: «сердце их не лежало к нему.» Видя непрочность своего положения на великокняжеском престоле Святополк задумал злодейски, с помощью тайно подосланных убийц, истребить всех своих братьев и править всей Русью единолично. Борис и младший брат его Глеб, как свидетельствует Иоакимовская и Тверская летописи, были детьми Св.Владимира, рожденными в законном христианском браке от царевны Анны. Они, как писал церковный писатель XIb. Иаков-Мних, «сияли, как две светлые звезды» своими прекрасными качествами и служили истинной усладой старости Св.Владимира. Оба они были воспитаны отцом и матерью в истинно христианском духе. От младенчества они ясно и твердо усвоили евангельский нравственный идеал, и во всем следовали ему в жизни. Иаков-Мних говорит, что, видя Св.Владимира постоянно благотворящего всем нуждающимся больным и сирым, сами «такожде творяща и утверждашася на милостыне» и прочих добрых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С внутренними причинами переплетались внешние. Стремясь примирить западного соседа – воинственного князя Польши, Владимир женил Святополка на польской принцессе, но недооценил амбиций уже тогда добивавшегося королевской короны Болеслава. Тот, вероятно, сознательно постарался сделать из туровского князя своего агента влияния, надеясь в дальнейшем продвинуть его на киевский стол. Заговор по захвату власти созрел в 1013 году, но Владимир узнал о нём своевременно и принял решительные меры. Святополк, и его жена, а также её духовник и по совместительству папский агент, епископ Рейнберн, были брошены в «порубы» - земляные узилища. Болеслав ответил войной, призвав на подмогу германскую знать и печенегов. Эти орды разорили юго-западную окраину Руси, но не смогли отвоевать червенские города. Не удалось Болеславу и освободить зятя и дочь, их перевели в Киев. Здесь же находились и любимый сын Владимира Борис, и родная сестра Ярослава Предслава. Война против поляков и печенегов продолжилась и в следующем, 1015 г. В такой обстановке, платить отказался город, когда-то взрастивший Владимира, а теперь отсылавший в южную столицу самую большую дань – две тысячи гривен. Уже четыре года «сидел» там переведённый сюда из Ростова один из старших детей, средний сын Рогнеды Ярослав, родившийся, приблизительно, в 980 году. Свидетель родительских конфликтов, материнских обид, он и в зрелом возрасте едва ли чувствовал любовь или хотя бы приязнь к отцу. Мотивы невыплаты киевской дани Новгородом доподлинно не известны, как и причины смерти Вышеслава, предшественника Ярослава, определённо ясно лишь то, что ежегодная отправка 2000 гривен радости у новгородцев не вызывала. Думается, что вовсе не амбиции возмужавшего Ярослава, а интересы мужей новгородской «тысячи», почувствовавших затруднения центральной власти, были здесь главной причиной мятежа. Не желая повторить судьбу старшего брата Ярослав предпочёл встать на строну новгородцев. Не получив обычной новгородской дани Владимир и его окружение восприняли это как повод к войне. Князь в это время сильно хворал, но приказал готовить гати и мосты для движения войсковых колонн, но выступление на север пришлось отложить из-за печенежской угрозы. В это же время с киевским войском к южным рубежам отправился Борис, а 15 июля 1015 г., в разгар подготовки к походу на Новгород, Владимир умер в своей загородной резиденции Берестове.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

царского происхождения св. братьев, чем объясняется и характерная «царская» топика применительно к Б. в древнейшей службе («цесарьскыим веньцем от уности украшен, пребогатый Романе» и др.) и в ст. «О Борисе, как бе възъръм», включенной в состав СС (Б. «млад... бе еще, светяся цесарьскы») ( Абрамович. Жития. С. 51, 136). Однако это намерение киевского князя натолкнулось в 1013-1014 гг. на активное противодействие его старших сыновей - Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего в Новгороде, что дает основание относить обнародование планов Владимира относительно Б. примерно к 1012/13 г. Посланные Святополком варяги пронзают мечом тело св. Бориса. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 128) Посланные Святополком варяги пронзают мечом тело св. Бориса. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 128) После кончины кн. Владимира (15 июля 1015) киевский стол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах (по наиболее надежным данным - хронике Титмара,- Владимир подверг Святополка заключению, в к-ром тот и пребывал до самой смерти крестителя Руси). Эти события застали Б. возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Б. отказался, не желая «възняти руки на брата своего стареишаго» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 132; Т. 2. Стб. 118; НПЛ. С. 170). После этого большая часть дружины покинула Б. (Впрочем, есть указания и на то, что отношения Б. с киевлянами не были безоблачными; так, в Тверском сборнике XVI в., сохранившем и др. отсутствующие в ПВЛ детали междоусобия 1015-1019 гг., читаем, что, когда ладья с телом убитого Б. причалила под Киевом, «киане же не приаша его, но отпнухуша прочь» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 128.) Миролюбие Б. не остановило Святополка, пославшего неск. «вышегородских болярцев» (видимо, Вышгород и был местом заключения Святополка) на убийство младшего брата. Предупрежденный о приближении убийц, Б.

http://pravenc.ru/text/153171.html

12 июля выбыла по указанию командования Северного фронта в район военных действий 2-я Московская дивизия, а 14 июля выступила маршем для занятия оборонительных рубежей в укрепарайонах 3-я Фрунзенская дивизия. Численность в трех выступивших стрелковых дивизиях следующая: 1-я Кировская 2-я Московская 3-я Фрунзенская Численность личного состава Рядовых Младшего начсостава Начальствующего состава Коммунистов 1258 (10,3%) 1197 (13%) 950 (9,4%) Комсомольцев 1015 (8,4%) 1750 (19,1%) 1475 (14,6%) Таким образом, к 19 июля Ленинградская армия народного ополчения скомплектовала и передала по назначению три стрелковые дивизии общей численностью в 31 тыс. чел., шесть истребительных полков численностью около 5000 чел. и пятнадцать артиллерийско-пулеметных батальонов – около 15 тыс. чел., а всего свыше 50 тыс. бойцов, командиров и политработников. Все выделенные к этому времени из армии народного ополчения соединения и части полностью укомплектованы политсоставом, снабжены как за счет районных организаций, так и отделением снабжения политотдела армии политпросветимуществом. ФОРМИРОВАНИЕ ГВАРДЕЙСКИХ ДИВИЗИЙ Вторым этапом работы политотдела армии было прямое участие в формировании четырех гвардейских дивизий. После выделения из состава ЛАНО вышеперечисленных частей и соединений в дивизиях 12 районов города осталось по состоянию на 17 июля 27153 чел., из них рядовых 18530 и младшего начсостава 2942 чел. В некоторых дивизиях по существу остался только начсостав, а количество рядовых бойцов было невелико. Например, Выборгская, Ленинская, Василеостровская и Приморская дивизии в круглых цифрах насчитывали соответственно 600, 650, 500, 350, 50 рядовых бойцов. Дивизии 4-я Дзержинская и 5-я Куйбышевская были доукомплектованы до 7–8 тыс. за счет других дивизий. Во исполнение приказов 05 и 06 по ЛАНО от 18 июля 1941 г. в этот день началось формирование 1-й гвардейской дивизии из обученных контингентов других дивизий и 2-й гвардейской дивизии из остатка обученных и необученных контингентов других дивизий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

997 Иезуиты в России свящ. М. Морошкина, ч. 1, стр. 197–200; Арх. ун. м., 989 – письмо Левниского, от 27 (16) марта 1783 г. 999 Там же, 1000 – письмо полоцкого епископа к пинскому епископу Горбацкому, от 14 февраля 1784 г. 1003 Арх. ун. м., 989 – письма Левинского, от 3 августа, 20,27 ноября, 4 и 18 декабря 1783 г; Русск. Арх. 1867 г., стр. 1227. 1006 Постановление полоцкой униатской консистории и окружная грамота её, от 24 июля 1781 г. – из собрания ун. писем 0. С. Сидорского. 1012 Арх. ун. м., 990 – письмо Левинского, от 19 Февраля 1784 г.; 1000 – письмо полоцкого епископа, от 14 февраля. 1013 Там же, 990 – выписка из письма Гребницкого, вложенная в письмо Левинского к Смогоржевскому, от 18 марта 1784 г., и упоминаемая в нем. 1015 Еще 12 Февраля 1784 года полоцкий губернатор (Ребиндер) по просьбе Лисовского делал запрос управляющему Смогоржевского, Беликевичу, на каком основании все вывозится из имений полоцкой архиепископии на польскую сторону и вырубаются леса, – 990 – копия при письме Левинского, от 11 марта 1784. г.; 991 – письмо от 12 июля 1785 г., известия о дипломатических сношениях; 991 –письмо из Полоцка от 17 апреля 1785 г., о действиях Лисовского. 1018 Польскому послу в Петербург поручено было наблюдать за Лисовским, когда он бывал там, 991 –письма Левинского, от 18 января и 15 февраля 1785 г.; 1000 – письмо к Смогоржевскому подканцлера Хребтовича, от 1 февраля 1785 г. О затруднениях Лисовского поэтому делу в Петербург сам король извещал Смогоржевского, связка 451 – подлинное письмо короля, от 10 февраля 1785 г. Радость его по этому поводу, 991 – письмо Левинского, от 10 февраля 1785 г. 1019 991–письмо Левинского, от 15 и 18 января, и связка 451– письмо короля, от 10 февраля 1785 г. 1021 10 февраля 1785 г. Левинский просил Смогоржевского поспешить решением дела о полоцком коадъюторе, потому что «интриги князя Потемкина могут возобновиться» 991). 22 марта того же года, высказывая опасение за судьбу имений польской части полоцкой архиепископии, он пишет, что «Лисовский опять полетел к Потемкину (там же). 10 мая, извещая, что Чудовский хочет переселиться к Лисовскому (не оставляя управления польской частью полоцкой архиепископии) говорит, что решение этого дела зависит от короля, но «могущество и рекомендация Потемкина во всяком случае страшны» (там же). 19 июля, извещая о переговорах касательно польской части полоцкой архиепископии, Левинский говорит: «словом, все дело зависит от петербургского двора, а там диктатор Потемкин благоприятствует не нашей стране, не стоит за правду, а безусловно благоприятствует Лисовскому» (там же). Польская часть полоцкой архиепископии осталась за Лисовским.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

40. Июля 29. О мерах к улучшению учебно-воспитательной части в духовных училищах. 41. Июля 29. О воспрещении делать позаимствования на нужды архиерейских домов и на другие епархиальные потребности из монастырских сумм, без разрешения Св. Синода и о проч. 42. Августа 8. По вопросу о том, следует ли указанный в циркулярном указе Св. Синода от 12 Января 1859 г. порядок избрания старост к безприходным церквам применять при определении старост к церквам в казённых и других заведениях (Ср. Ц. В. 89 г. 398. Собран. Уз. 89 г. 1015). 43. Августа 29. О проекте Инструкции для действий Мировых Съездов, при обеспечении земельными наделами и помещениями православных сельских причтов в Западных губерниях (И. С. З. 50726 Ср. Ц. В. 88 г. 231 и 90 г. 352). 44. Сентября 22. О доставлении сведений о благотворительных учреждениях, состоящих в духовном ведомстве. 45. Сентября 28. О Высочайше утв. опред. Св. Синода относительно вознаграждения епархиальных архитекторов 1% за составление планов и смет, и за наблюдение за работами (П. С. З. 51031). 46. Сентября 29. О порядке представления секретарей Духовных Консисторий к чинам и за выслугу лет. 47. Октября 15. О введении в духовных семинариях учения о русском расколе в курсы Догматического Богословия и русской церковной истории. 49. Ноября 10. По Высочайше утв. определению Св. Синода о сборе подаяний в пользу ново-построенного в г, Сараево храма в течении одного года. 50. Декабря 23. По Высочайше утв. мнению Государственного Совета, об увеличении пенсионного кредита духовного, ведомства (П. С. З. 51250). 51. Декабря 23. По Высочайшему повелению, о лицах духовного сана, имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны 3 ст. по статуту сего ордена (П. С. З. 45471. Ср. Ц. В. 92 г. 409). 52. Декабря 24. О порядке записи денег, жертвуемых в пользу церквей на вечное поминовение. 53. Декабря 23. Касательно перемещения учителей духовных училищ. 1. Января 11. О кончине Е. И. В. Государыни Великой Княгини Елены Павловны. 2. Января 11. О порядке исполнения постановленных светскими судами приговоров, коими священнослужители присуждаются к тюремному заключению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди праздничных мероприятий, в этом году, также заявлен фестиваль-праздник колокольного звона «Слава тебе Боже», который пройдет в России, Украине и Беларуси. Для организаторов пресс-конференции стало приятной неожиданностью то, что тема празднования Крещения Руси вызвала большой интерес у украинских и российских СМИ: на пресс-конференции присутствовали 18 съемочных групп телеканалов и около 30 представителей печатных и электронных СМИ. День Крещения Руси отмечается 28 июля – в православном церковном календаре (по старому стилю 15 июля) в день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). Начиная с 2007 года традицию ежегодного празднования Дня Крещения Руси инициировала и проводит Международная общественная организация «День Крещения Руси». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 апреля, 2020 15 апреля, 2020 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 1 июня, 2020 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 22 апреля, 2020 17 апреля, 2020 16 апреля, 2020 15 апреля, 2020 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/v-kieve-prezentovali-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010