С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

В святом крещении Василий, сын великого князя Святослава, внук св. Ольги. Крестился в православную веру в КОрсуни и крестил русский народ в 988 и 989 году. Ум. 15 июля 1015 года и погребен в созданном им Десятинном храме. По свидетельству Кальнофойского, мощи обретены митрополитом Петром Могилою в 1635 году. Глава св. Владимира хранится в великой церкви Киево-Печерской Лавры, нижня челюсть в Московском Успенском соборе, а ручная кисть в Киево-Софийском соборе. «Память и похвала князю Русскому Володимиру» принадлежит перу писателя XI века, черноризца Иакова, а «житие Владимира или испытание» принадлежит перу Грека Феодосия, переводившего книги с Греческого на Славянский язык для Печерского подвижника князя Николы Святоши. Сочинения эти напечатаны митрополитом Макарием в Ист. Русс. Церкви, I, стр. 255–268. Память празднуется повсеместно 15 июля. Сказание о кончине у Барсукова, стр. 104. 3. Святыя благоверныя князи Борис и Глеб, дети его, а память святаго Бориса месяца сентября в 24 день. Святаго Глеба память месяца сентября в 5 день, убиени быша от брата своего Святополка в лето 6524 Св. князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, сыновья св. Владимира, еще язычника, и матери-христианки. Убиты по распоряжению брата их Святополка Окаянного, вскоре после кончины отца их в 1015 году. Св. Борис убит на берегу реки Альты 24 июля, а св. Глеб не далеко от Смоленска 5 сентября. Мощи обоих братьев в 1019 году погребены в Вышгороде, в новопостроенном храме. В 1072 году великий князь Изяслав построил новый храм и перенес в него мощи страстотерпцев. Память празднуется 5 и 24 сентября, 24 июля и 10 декабря, а перенесение мощей 2 мая и 11 августа. По «Иконописному Подлиннику» под 2 мая: «Борис подобием рус, власы мало с ушей, брада невелика, аки Космина, на главе шапка, опушка черная соболья, ризы на нем княжеские, шуба бахатная, выворот черной соболей, исподняя риза зеленая камчатная, в руке крест, в другой меч в ножнах. Глеб подобием млад, лицем бел, власы кудреваты, на главе шапка, опушка соболья, ризы княжеские, в руке крест, в другой меч в ножнах; у обоих на ногах сапоги» (Филимонов, стр. 334 и 397). «Чтение» и «Сказание» о св. страстотерпцах, жития в нескольких редакциях, чудеса и служба подробно описаны у Барсукова (стр. 72–75). 4. Святый Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его месяца февраля в 28 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Наконец, и наш нынешний святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл тоже призвал превратить в общенародный праздник памяти князя Александра именно 12 июня, а не 6-е. И это совершенно правильно. – День рождения Александра Невского, таким образом, совпадает с государственным праздником – Днем России. Еще одно символическое совпадение? – Причем очевидное. С одной стороны, мы имеем государственный праздник с не очень внятным содержимым. Хотя слово «независимость» убрали из его названия, но все же помнят, в чем там дело. С другой стороны, у нас есть совершенно очевидное народное волеизъявление относительно общенародной значимости конкретного лица. Патриарх Кирилл и призвал наполнять этот праздник именно таким созидающим смыслом, праздновать его как день рождения выдающегося русского исторического деятеля. Что же касается так называемого «официального юбилея» Невской битвы 1240 года, то получилось еще смешней и печальней. «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», в подлинности которой никто не сомневается, прямо свидетельствует: «Выступил же на них в день воскресения, 15 июля, на память 630 святых отцов Халкидонского Собора и святых мучеников Кирика и Улиты». Возьмите любой, даже самый дешевый, церковный календарь и посмотрите, на какой день выпадает память этих святых. Это и сегодня 15 июля. Ничего за девять веков не изменилось. Но по новому-то стилю это будет 28 июля! И даже если пересчитывать по григорианскому календарю, выйдет 22-е. Откуда взялось 15-е? – Может, это не так уж и важно? Главное, что вспомнили… – Хорошо, что вспомнили. Но связи опять обрываются. Например, на 15/28 июля сегодня падает день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. В XIII веке он еще не был канонизирован, иначе бы составитель жития Александра обязательно и его упомянул. Но день его успения – 15 июля 1015 года – был хорошо известен всем летописцам. Так вот, некоторые церковные историки, например Г.П. Федотов, полагают, что именно победа в Невской битве ускорила общецерковное прославление князя Владимира. Сначала в Новгороде, а потом и в остальных русских княжествах. При нынешней дате «официальных» торжеств даже разговор на эту тему выглядит странно.

http://pravoslavie.ru/38449.html

По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (U 337 г., память 21 мая/3 июня) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой. Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога Христианского. Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г. ). Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками 7 марта. Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. В 987 г. в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир (U 1015 г., память 15/28 июля). Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2347

Закрыть itemscope itemtype="" > Князь Владимир, митрополит Иларион и наше время 15/28 июля - память равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015) 27.07.2016 1307 Время на чтение 8 минут Выступление на международной конференции «Тысячелетняя традиция почитания св. равноап. князя Владимира» (Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 8.6.2015) Владимир Соловьев утверждал, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Федор Достоевский призывал судить о русском народе не по тем грехам, которые он часто совершает, а по тому идеалу, который он сохранил в своей душе. В настоящем изложении речь пойдет об идеальном историософском горизонте Святой Руси, о духовном пределе, к которому стремится ее государственность и культура. Русь Киевская и Московская суть именно Золотая Русь, воспринявшая благовестие Христа и пытавшаяся осуществить его в своем земном устроении. Насколько эта попытка удалась - об этом человек не может вынести окончательного приговора. Но постараться осмыслить Россию как духовную реальность необходимо. Как известно, христианская Русь началась в Киеве, после ее Крещения Владимиром Святым в 988 г. Уже в княжение сына Владимира Ярослава Мудрого в Киеве строится Софийский собор - символ утверждения Православия на славянской земле. Почти одновременно Софийский собор возводится в северо-западном центре Руси - в Новгороде. И если Крест над цареградской (константинопольской) Софией был заменен после 1453 г. мусульманским полумесяцем, то над новгородской и киевской Софией он высится до сих пор... Не впадая в преувеличения, можно сказать, что все мышление Древней Руси было софийным. Не только храмовая архитектура, иконопись, пение, не только порядок и строй богослужения - сифийным был весь круг русской культуры. Это относится к летописям («Повесть временных лет»), эпическим сказаниям («Слово о полку Игореве»), народным былинам и народным духовным стихам. Для наших же философских целей наиболее важно замечательное произведение первоначальной русской православной мысли - «Слово о Законе и Благодати» митрополита киевского Илариона (середина XI в.). Именно в этом «Слове» яснее всего выражена древнерусская софийность, здесь просияла умственным светом Русь золотая.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В Москве представят масштабную диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» 21 января, 2015. Новостная служба Военными художниками студии создано более 80 панорам и диорам, десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, шедевры монументально-исторического жанра. 21 января. ПРАВМИР. В Манеже представят диораму, посвященную крещению войска святого князя Владимира. Выставка Студии военных художников имени М.Грекова откроется 28 января в московском Манеже, на ней представят среди прочего масштабную диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе», — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Минобороны. Военными художниками студии создано более 80 панорам и диорам, десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, шедевры монументально-исторического жанра. Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свтославичь , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Владимир стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий . Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный. Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 (по новому стилю 28) июля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 августа, 2015 28 июля, 2015 28 июля, 2021 26 июля, 2019 26 июля, 2019 28 июля, 2017 28 июля, 2016 17 октября, 2015 5 августа, 2015 3 августа, 2015 28 июля, 2015 28 июля, 2021 26 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-moskve-predstavyat-m...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Муромские свв. - житие Муромские святые Древнерусские города хранимы небесными покровителями. Град Муром и былинный Муромский край особенным образом явили Святой Руси многочисленный собор Божиих подвижников, канонизированных Русской Православной Церковью: Преподобного Илию Муромского, монаха Печерского (+ ок. 1188, память 19 декабря/1 января); Благоверных князя Петра и княгиню Февронию, Муромских чудотворцев-покровителей семьи и брака (+ 1128, память 25 июня/8 июля); Первого Муромского князя Глеба, наряду с его братом князем Борисом - первых русских святых-страстотерпцев (+ 1015, память 2 мая по старому стилю/15 мая по новому стилю и 24 июля/6 августа); Благоверных князей Константина (Ярослава) Святославича и сыновей его Михаила и Феодора (+ 1129, память 21 мая/3 мая по новому стилю); Святителя Василия, епископа рязанского и муромского (+ 1295, память 3/16 июля); Праведную Иулианию Лазаревскую (+ 1604, память 2/15 января). Старец Антоний Муромский, в схиме Арсений (+ 1762, память 15/28 августа). Таким образом, град Муром храним небесными покровителями, собор которых насчитывает более 20-ти святых. Таково на удивление редкостное и во многом уникальное средоточение прославленных Божиих подвижников в этом чудесном древнем святорусском граде, опоясанном рекою Окой, величаемой в преданиях люда православного «поясом Богородицы». Муромские святые и прославили былинный град сей как христианскую твердыню, которая и поныне сохранила в соборах монашеских обителей и храмах нетленные чудотворные мощи Божиих подвижников. Жития Муромских святых составили особенный цикл, своего рода «ожерелье жемчужин», поскольку отличаются своеобразными художественными особенностями и потому входят во многие сборники и хрестоматии по литературе Древней Руси. Жития Муромских святых изучают на всех гуманитарных факультетах, не только российских, но и мировых институтов и университетов. Кроме всецерковно канонизированных святых, прославлены ещё двенадцать Муромских местночтимых Божиих подвижников. Среди них первый Муромский епископ Василий, вместе с князем Константином крестивший муромцев (гробница епископа сохранилась в подклете Свято-Благовещенского собора); преподобный Антоний Грошовник, схимонах Спасо-Преображенского монастыря и сотаинник преподобного Серафима Саровского; праведный Гавриил (Ястребов, + 1897), Муромский протоиерей, которого почитал старцем святой Иоанн Кронштадтский.

http://pravicon.com/info-2989

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли 26 июля, 2019 Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2024 году. Житие, биография и молитва — в статье. Князь Bлaдuмup I Святославич Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свтославичь , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий . Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный. Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2024 году И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой) Креститель Руси — князь Владимир Святой Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»   Святой князь Владимир Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры . Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории. Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги . Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

Князю нужны соработники Как празднуют день Крещения Руси в храме равноапостольного князя Владимира в Саратове? 28 июля, 2014 Как празднуют день Крещения Руси в храме равноапостольного князя Владимира в Саратове? 28 июля Церковь совершает память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Это день его преставления (1015 год, 15 июля по юлианскому календарю). Но с 2010 года, с момента подписания тогдашним Президентом России Дмитрием Медведевым соответствующего Указа, этот день в нашем государстве считается и праздником Крещения Руси, днем духовного рождения нашего народа. Годом Крещения Руси принято считать 988й — большинство исторических источников говорят, что весной этого года киевский князь Владимир, уже крестившийся «в веру греческую» и обвенчавшийся с византийской принцессой Анной, вернулся из Корсуни на Русь и предпринял легендарное крещение киевлян в водах Днепра. В 1988 году обновившаяся, но все еще советская власть разрешила Церкви отпраздновать 1000-летие Крещения Руси широко и гласно и сама содействовала празднованию. Это стало знаковым событием, вехой: с тысячелетнего юбилея началось то, что мы называем сегодня Вторым Крещением Руси (России). В прошлом году мы торжественно отмечали 1025-летие первого Крещения Руси и 25-летие второго. А в будущем году в России, и не только в ней, будет широко отмечаться 1000летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Это будет делом и Церкви, и государственной власти — создана уже соответствующая рабочая группа при Президенте России. Храм, освященный во имя святого равноапостольного князя Владимира, находится в Детском парке Саратова. Эта белая церковь древнерусского стиля — напоминание о Владимирском соборе, который был выстроен саратовцами к 900летию крещения народа, то есть к 1888 году. Собор находился там, где сейчас стадион Детского парка. Восстановить его на прежнем месте и в прежнем виде не представлялось возможным. Поэтому храм, напоминающий саратовцам о Крещении Руси, об обращении народа в Православие, было решено строить поодаль.

http://pravmir.ru/knyazyu-nuzhnyi-sorabo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010