31 «В то время была мода на потешных, вероятно, потому, что полагали, что этими мальчиками, играющими в военных, подымают патриотический, национальный дух. Этому делу придавали государственное значение... Но, конечно, это потешное дело так и осталось потешным, но не для детей, а для взрослых» (Витте С. Воспоминания. Гл. 69). 34 Ср. заседание ГД 3 октября 2008, когда обсуждалось предложение почтить минутой молчания память погибших 15 лет назад при вооружённых столкновениях в Москве. После выступления спикера, предложившего «относиться политкорректнее к тем событиям», вопрос был снят с повестки дня, и депутаты спокойно продолжили работу. 36 С. А. Муромцев упокоился на кладбище Донского м-ря, в похоронах участвовали тысячи людей, несогласных с действиями российского правительства. 37 Гейден Пётр Александрович (1840–1907) – граф, тайный советник (1890), судебный деятель, член I ГД. На Съезде земских деятелей (Петербург, 6–8 ноября 1904) обосновывал необходимость конституционных инициатив земств: «Если не будет дано правильно обоснованных начал, Россия пойдёт с неизбежностью к революции» 40 Гучков Александр Иванович (1862–1936) – председатель III ГД с 29 октября 1910 по 14 марта 1911, глава фракции «Союза 17 октября». Капустин Михаил Яковлевич (1847–1920) – товарищ председателя III ГД с 29 октября 1910 по 9 июня 1912, член ЦК «Союза 17 октября». Трёх оставшихся фамилий в списке депутатов III ГД нет. Возможно, имеется в виду Карпов Виктор Иванович (1859–1936) – юрист, член ГС с 1907, принадлежал к группе правых. Ср. единодушие в оценке: «А разве это значительно? – спросил Лев Николаевич. – Не всё ли равно? ...Будет на его месте какой-нибудь Толбяков. Все они друг на друга похожи» (Булгаков В. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. М., 1989. С. 109). 42 19 ноября 1910 арестанты Вологодской временной каторжной тюрьмы отказались от принятия пищи и выхода на работу; вызванные начальником тюрьмы солдаты подвергли телесным наказаниям 86 человек. 27 ноября 1910 политзаключённые Зерентуйской каторжной тюрьмы пытались покончить жизнь самоубийством (один умер) в знак протеста против жестокого обращения администрации. III ГД большинством голосов отклонила соответствующий запрос. В 1912 в той же тюрьме был высечен 101 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

408 Деяние собора издано при чиновнике 1677 г. Оно же в I т. ист. иер. 577–610. Грамота Митрополита Корнилия в 4 т. акт. эксп. 205. Чиновник архиерейского служения в первый раз издан в Москве 1600 г. Сл. Naberti Αρχιερατικον, liber pontificalis eccl. grec. Paris. 1643 f. 410 На заглавном листе постной триоди: «напечатася третие (и от марковых глав, с старых печатных московских, понеже устав еще з греческого не преведеся) повелением» и пр. См. у Строева в опис. кн. Царского 221. У Толстого 149. В библиотеке Толстого рукоп. (стр. 709, 332): «чин строения и священия святаго мира, переведено с греческого по воле Патриарха Иоакима в 1683 г.». 413 См. в ист. акт. царские грамоты к новгородскому Митрополиту Корнилию от 14 ноября 1682 г. Память верхотурского воеводы от 16 ноября 1682 г. Двинскому воеводе от 2 сентября 1686. 93. 100. 101. В декабре 1685 г. предписано: того, кто будет укрывать раскольников, наказывать кнутом. (Чулкова юрид. словарь 2, 136). 414 Ист. акт. 5, 98. акт. эксп. 4, 260. Извлечение из увета см. в книжке: истина соловецкой обители, стр. 141–154. 415 Строева опис. книг Толстого стр. 243. 346. Дополнение к описанию (м. 1841), стр. 201, где еще «молебен о соединении и умирении веры православныя», разосланный в 1688 г. 422 Пращица Питирима стр. 348. Протопопа Андрея известие о раскольниках стр. 72–76. 83–86. Ветка – остров на р. Соже, в черниговской губернии, тогда принадлежавшей Польше. Летопись о войнах Хмельницкого говорит, что после 1668 г. «многие (не принимая определений собора 1667 г.), выходили на Украину, поселялись на севере ее, оставив свои пожитки, или лишенные их против воли». Чтен. моск. общ. ист. 1846 г. 2, стр. 66. 425 Заметим здесь хитрость раскольничьих учителей. Они внесли в синодик всех этих самоубийц; но ни о ком не сказали: сам сожегся, или сами сожглись, а пишут: «помяни, Господи, сожженых», или «сожженых благочестия ради». Чувствуют, что и простой смысл, простое чувство отвратились бы от самоубийц и не дерзнули бы молиться за ожесточенных. И потому извращают правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Будем творить молитвы о нем, об упокоении много пришельствовавшей души его, да и он предстанет о нас своею молитвою пред престолом Божиим. Дела же его, особенно по оставшимся от него до нас многочисленным писаниям, в которых каждая строка и каждое слово имеют вес и значение, будем усердно изучать и, согласно заповеди Апостола ( Евр. 13:7 ), взирая на скончание жительства его, отнюдь не осуждать или злословить его, а напротив, всеми силами стараться подражать этому великому образцу мудрости, веры и любви. Чрез это, без сомнения, будут внесены «новые силы в наше сознание, в наше просвещение»; 100 и во всяком случае от сего гораздо будет более истинной пользы, нежели от порицаний, осуждений и злословий, от страсти ли какой или от другой какой-либо причины происходящих и производящих только «уменьшение ко всему и ко всем уважения, доверия, надежды». 101 Только при таких условиях отношения к делу мы можем надеяться достигнуть истины в представлении о нем. Ибо «только в тихой, а не волнуемой воде отражается образ солнца: только в тихой, не волнуемой страстями душе, может отразиться высший свет духовной истины». 102 1 Речь, произнесенная в торжественном собрании Общества Любителей Духовного Просвещения в день исполнившегося двадцатипятилетия со дня кончины митрополита Филарета 19 ноября 1892 года. 3 Санктпетербургской, где Филарет служил инспектором и наставником философии в 1809–1810 годах. 6 См. Ровинского, Подробный словарь русских гравированных портретов, т. II, стр. 1771–1772. Спб. 1889. 10 Сочинений м. Филарета т. V, стр. 250–251. Москва, 1885. Проповедь произнесена была в 1854 году в Коммерческом училище и – рассуждает о воспитании. 12 Из надгробного слова А. В. Горского в память м. Филарета. Слово это в свое время (в 1867 г.) было весьма распространено в печати. 13 Незнание дела относительно м. Филарета у многих простирается до того, что напр. в упомянутом словаре гравированных портретов м. Филарет назван Василием Максимовичем вместо Василия Михайловича. 18 Разумеется сад, разбитый, по распоряжению м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

24 Острог – укрепление из заостренных сверху бревен, плотно одно подле другого, стоймя вкопанных в землю. 29 Примет – лес и др. зажигательные вещества, которые во время осады при­кидывали к строениям для зажжения их. 39 Патриотический – вытекающий из любви к родной земле. Патриотизм – любовь к родине, отечеству. 49 Святой мученик Варлаам, уроженец Антиохии Сирийской, жил в царствование Диоклетиана. Память его ноября в 10 день. 54 По другому преданию: зажглась не лампада, а свеча, во время молебна, который митрополит служил всенародно в соборе перед своим отъездом. 100 Заметка для учителя.Само собой разумеется, что учитель объясняет детям всякую задачу, показывает ее требования, прежде нежели предложить ее детям для исполнения. 101 Заметка для учителя.Впоследствии ученику нужно будет дополнить это правило так: слог, состоящий из одной буквы, нельзя ни оставлять, ни переносить на другую сторону. 102 З аметка для учителя. После выписки каждой пары предложений ученик пусть и расставляет ударения. Этим способом механическое списывание будет одновременно оживляться умственным упражнением. 103 Заметка для учителя.Цель всех изложенных до сих пор задач состоит в том, чтобы постепенно приучить зрение детей к внимательному наблюдению за каждой буквой списываемого слова и слух их к отчетливому различению звуков диктуемого слова, без чего дальнейшие письменные работы не могут совершаться надлежащими образом. 104 Заметка для учителя. Эта задача, как и некоторые другие значительные по объему, исполняется не в один, а в несколько приемов – смотря по летам и развитию детей. 105 Заметка для учителя. Здесь выбраны такие примеры, относительно которых существует правило: пиши каждое слово так, как оно произносится. Детям нужно только напомнить, что всякая речь начинается с прописной буквы, а в конце ее нужно ставить точку. К этому нужно добавить, что каждое слово нужно писать отдельно. Читать далее Источник: Доброе слово : Книга для классного чтения, примененная к потребностям сельских народных училищ с трехлетним курсом и церковно-приходских школ/Сост. Г.М. Дьяченко. – Изд. 2-е испр. м вновь переработанное. – Москва : Тип. М.Г. Волчанинова; Изд. кн. Маг. В.В. Думнова, 1890./[Кн. 1]: Первый год обучения. – VIII, 152 с.; [Кн. 2]: Второй год обучения. – VIII, 230 с.; [Кн. 3]: Третий год обучения. – VIII, 284 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    2 ноября 1826 года 206. К А.Ф.А.    Скажи находящему помыслу, чтобы он не мечтал пред душой твоей напрасно и не вспоминал бы ничего другого, как только единого Господа Иисуса Христа, и Того распята.    Душа — существо нераздельное: не может наслаждаться вместе временным и вечным; она или вся во временном, или вся в вечном может только пребывать. Душе свойственно вечное, а временное — телу. Когда презирается временное, тогда оскорбляется чувственность телесная, душа же благими размышлениями вся пленяется в вечное блаженство. Теперь видно и из самой сущности души нашей, что «многими скорбьми подобает нам» войти «в Царствие Божие» (см.: Деян 14:22). А когда вам мысль воображает меня в памяти вашей, тогда молитесь: Господи, избави мя от мечтания, даждь ми память смертную и умиление; плени все желание мое к небесным, да не мечтается ничто земное во уме моем. Прочтите святого Ефрема Сирина 101, 102, и 103-е Слово.     Января 23-го 1829 г. 208. К А.Ф.А.    Чтобы покоиться в Господе, не приятно ли будет вам оставить всякую переписку неполезную для примирения своих мыслей со словом Божиим? Вас удостоверит самый опыт, сколь тяжело душе, прилежно внимающей спасению своему, произнести без нужды какое-нибудь слово... А кому сие благорасположение души не нравится, тот оставляется при собственной его воле. Однако, хотя и неприметно, но с каждым часом умаляется время, если продолжим отлагать день за днем надлежащий спасения подвиг, то навеки можем лишиться стяжания вечного блага.    Помнящий вас о Господе     н. р. Е.    Июля 6-го, 1830 г. 212. К А.Ф.А.    Уединенная жизнь требует твердого намерения и непрестанной памяти в разуме. Для чего ж уединяемся? Чтобы нужда сего предприятия сделалась явною пред нашими глазами и чтобы не иметь никакого сообщения с живущими в бесстрашии и угождающими своему самолюбию. Но при этом же разумении цели уединения нужно крайнее смирение и зазрение себя так, чтобы признавать себя изо всех грешных самопоследнейшею. А иначе не можно терпеть в благочестии постоянного уединения. Занятие же нужно здесь беспрерывное: то чтение, то молитва, то поклоны, то рукоделие; отдохнувши, снова начинать то же, как будто сейчас только принимаетесь за начало дела, а прошлого как будто и не было...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преставися Григорей в лето 6957 (54 об.); служба ему (55–56); октября 1 – преподобного Саввы иже над Вешерою рекою жившаго (56 об.); октября 7 – память преподобного Сергиа Обнорского иже на Норме нового чудотворца (63 об.); служба ему (64 об.–65 об.); октября 19 – память преподобного Иоанна Рыльского (76), служба ему (76 об.–77 об.); октября 21 – принесение мощей преподобного Иллариона Меглинского чудотворца (78 об.); октября 23 – принесение мощей преподобного Иакова Боро(ви)ц, нового чудотворца (80 об.); служба ему (81–82 об.); октября 27 – память благоверного и Христолюбивого князя Андрея Смоленского и Переславского (87); октября 28 – память Арсениа архиепископа Сербс иже перевел греческую грамоту на русскую и утверди (87 об.); служба ему (90); октября 29 – преставление преподобного Авраамия архимандрита Богоявленского Ростовского (90 об.); служба ему (19–92 об.); ноября 5 – память Ионы архиепископа Новгородс чудотворца. В той же день погребен бысть благоверный князь Андрей Иванович Углецкой. Преставися на дамять святаго священномученика Акепсимы в тюрьме в неделю в лето 6042. Положено тело его честное у святых мученик Бориса и Глеба в преименитом граде Москве (97 об.); ноября 6 – память предодобного Варлаама игумена Хутынского нового чудотворца. Преставися в лето 6780 (99), служба ему (99 об.–101); ноября 11–праведного Максима Христа ради юродивого Московского чудотворца (104 об.); служба ему (105 об.–106 об.); ноября 17 – память преподобного Никона игумена Живоначалныя Троица Сергиева ученика (117); ноября 22 – убиение великомученика и страстотерпца Христова Михаила Тверского (125 об.); ноября 23 – преставися благоверный князь Александр Ярославич Владимирскый, Новгородскый, Невскый и всея России самодержец новый чудотворец, а в иноцех Алексей. Положены быша честныя его мощи в храме Пречистыя Богородица честного Ея Рождества в преименитом граде в славном Владимере. Сотворено смиренноиноком Михаилом тояже обители идеже блаженного тело лежит честное. в лето 6771 ноября вть 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

132 У Византия – Матфиа, котораго память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, – 16 ноября. 133 В Житии св. патриарха Цареградскаго Евтихия (умер 582) сказано, что он “погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарнъм степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки” (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).-Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 135 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был “вельми велик” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 136 По Стефану Новгородцу: “от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен” (Там же; сн. Путега. иерод. Зос. стр. 61; дьяка Алекс. стр. 72; диакона Игн. стр. 100 –101). 137 Об этой доске в монастыре Пантократора говорять и другие наши паломники. Стефан Новгородец: “идохом к Спасу великому монастырю, рекше Вседержителю... .ту доска Господня лежит, иже привезена бысть святою Еленою царицею” (Там же, стр. 54). Дьяк Але ксандр: “в Пантократоре монастыре есть доска Спасова, на нейже несли его ко гробу” (стр. 72). Диакон Игнатий: “идохом в великий честный монастырь Пантократов, и целовахом святую доску Господню, на нейже со креста снемше тело Христово положиша, и Претастыя слезы на том вообразишась” (стр. 101). Иеродиакон Зосима: “в том бо монастыре стоит дска, на нейже Христа несли ко гробу; на нейже слезы Богородицы Марии и доныне знати” (стр. 61). 138 Т. е. в церкви святых Апостолов: потому что здесь, по свидетельству паломников, были мощи св. Спиридона, епископа Тримифунтскаго, котораго память совершается церковию 12 декабря. 139 Название монастыря Калуяновым указывает, вероятно, на строителя его – Калоиоанна Комнина (1118 – 1143). По Синаксарю, память св. Власия, епископа Севастийскаго, пострадавшаго при Ликинии, совершалась в Царьграде 11 февраля, в храме, посвященном его имени и находившемся близ св. Филиппа неподалеку от монастыря Спаса Человеколюбца (Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. IV. р. 121. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t, VI. p. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

731 О годе смерти надпись в Дечанской обители: «доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом пред смертию своею». Раича IÏ 581, 596. Тоже Цароставник у Раича IÏ 706, 724. Летопись: «в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану». Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98–103), но безуспешно; показания крапивникской летописи неточны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XÏ 38, 43, 80). В хиландарском типике «ноебра 3 престави се Урошь краль третий (Миклошича Monum. р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а нояб. 11 св. тело погребено было в Дечанской обители. 734 Троношская лет. в Гласнике V, 65. На монетах: краль с умеренною бородою и усами, с надписью: «трети Стефан Уроше кр.» Гласник IIU: 220, 221. На наружной стене неродимльскаго храма изображен: «краль сты Стефан». Зап. геогр. общ. XIII, 230. Икона – в Павловом афонском монастыре у Григоровича стр. 101. 735 Служба св. Стефану дечанскому в ркп. Гласнике XI, 38. Григоровича стр. 33. «Молебное пение в память св. вм. краля сербскаго Стефана дфчанскаго», Белград 1650 г. Тут две службы, но обе ожидают замены лучшими. 736 Вершинского Месяцеслов стр. 182. Спб. 1852 г. Поклонник свят. горы 336. В греческих минеях назначалось ещё 2 ч. августа днём «памяти об имп. Юстиниане», и именно «в храме св. апостолов», который перестроен был Юстинианом и в котором похоронен был он. 737 Прокопий De bello Vandalico 2, 24. De ædificiis IV, 1. Луккари (Annall. ragusiani lib. 1. p. 1) прибавляет, что сестра Истока была за Селимиром королём далматским и сербским. Бегленица, сестра Управды, была в супружестве за Дульциссином и её сын Юстин был императором, после дяди. О других родственниках Du-Cangë Familiæ byzant. р. 97–101. Кодин: «храм св. Прокопия, называемый Бегленицан, построен на тавре Юстинианом; он построил и много дворцов с именем родной сестры своей Бегленицы. Эта церковь опустошена была огнём и её возсоздала Антонина, супруга магистра Величара, носившая платье имп. Феодоры, по убеждению самой Бегленицы, с которою жила она по смерти мужа своего. De sedif. const, p. 108. ed. Beckeri.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

203 О годе смерти надпись в Дечанской обители: «доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом предь смертию своею». Раича II, 581. 596. То же цароставник у Раича, II, 706. 724. Летопись: «в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану». Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98–103), но безуспешно: показания Крапивникской летописи не точны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XI, 38. 43. 80). В Хиландарском типике «ноебра 3 престави се Урошь краль третий (Миклошича Monum р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а ноября 11 ов. тело погребено было в Дечанской обители. 206 Троношская лет. в Гласнике V, 65. На монетах: краль с умеренною бородою и усами, с надписью: «трети Сгефан Уроше кр.» Гласник III, 220. 221. На наружной стене Неродимльского храма изображен «краль сты Стефан». Зап. геогр. общ. XIII, 230. Икона – в Павловом Афонском монастыре у Григоровича стр. 101. 207 Служба св. Стефану Дечанскому в ркп. Гласнике XI, 38. Григоровича стр. 33. «Молебное пение в память св. вм. краля Сербского Стефана Дечанскаго», Белград 1850 г. Тут две службы, но обе ожидают замены лучшими. 208 «Того же (6942) м. нояб. 22 преставись Максим уродивый». Спб. лет. VIII, 99. Русск. врем. 2, 192. В ркп. Румянцева XVI в. 397 под 21 янв. «преставление св. чудотворца Максима уродиваго». Здесь а) служба ему, которой нет в печ. минее; б) краткое житие, которого нет в прологе. В другой ркп. 364. «о житии и страдании Максима Христа ради юродиваго». Здесь же о обретении мощей, о построении храма в 1698 г. Далее л. 632, м. нояб. 11 д. «сказание вкратце о житии и перенесении мощей св. блаж. Максима Москов. чудотворца». У Толстого (2 368) служба ему на 13 августа, нап. в авг. минее М. 1646 г. По ркп. святцам, «преставися 1433 г. ноябр. 11, мощи обретены 1568 г. мая 13, перенесены авг. 13». О праздновании А. Э. 1. 203: пролог 11 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010