85 На обороте Панагии слова: П-у П-у К-ь Б-й Сия панагия подарена Преосв. Платоном, митр. Московским, Преосв. Серапиону, митр. Киевскому, 1812 г Ноября 10 дня. 86 В Настольной грамоте Моск. Патриарха Иоакима, данной М. Гедеону Четвертинскому в 1676 г. сказано: «в священнодейственном служении и при нас постилати (Митрополиту Киевскому) ковр, два егколпия (панагии) палагати; попустихом же, ради в той стране обыклости и митру носити со крестом и в путных шествиях ношение пречестнаго креста пред ним в своей ему епархии». См. у пр. Евгения Опис. К.-Соф. Собора в. Прибавл. 20 (стр. 101). Митры с крестом употребляются по всей Малороссии не только Архиереями, но и Архимандритами. 87 Надпись по обручу, следующая: Божиею милостию мы, Великие Государи и Великие Князья Иоанн Алексиевич и Пётр Алексиевич и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексиевна, всея великия и малыя и белыя Росии самодержцы, пожаловали богомольца нашего преосвященнаго Гедеона, Митрополита Киевскаго и Галицкаго и всея России в 7194 г. (т. е. в 1686). 88 Этот саккос был сначала украшен жемчугом разной величины, но при митр. Гаврииле Кременецком жемчуг переложен на другой саккос. Остаётся палица, украшенная драгоценными камнями. По новой описи этот саккос значится под 25. 89 Упомянутая мантия во время Французской революции куплена одним Русским путешественником и подарена преосв. Самуилу, когда он был ещё в Ростове. См. у пр. Евгения в описании, стр. 54. 90 Преосв. Евгений в своём описании поместил следующий перевод этого посвящения и этой молитвы: «Святейшие и блаженнейшие патриархи града Москвы и всего севера, помяните нас грешных, принёсших храму Святой Богородицы омофор сей 1611 года». (Это на одном конце омофора). «Богородице Дева Мария, не одной Москвы и всего севера, но и всего мира покровительница, поклоняющимися Богу Сыну твоему величаемая, спаси нас в день страшного суда рабов твоих царя Арчила, царицу Катанану и детей наших». (Это на другом конце). 91 Таким образом, К.-Соф. Собор, в своих драгоценностях, сохраняет память не только Высочайших Особ, как защитников Церкви, также знаменитых Святителей России, украшавших Церковь , но и многих вельмож, служивших украшением Отечества нашего и украшавшихся усердием к Вере и Церкви. Имена жертвователей означены в двух старых описях, из коих одна заведена в 1740, а другая в 1750 г. (Они находятся в К.-Соф. библиотеке в числе рукописей под 364 и 365). Заметим, что кроме Царских имён и имён преосв. Митрополитов Киевских (которые все должны быть почитаемы благотворителями Собора, потому что и при жизни, и по кончине их поступали в Собор многие священные вещи, прежде принадлежавшие им), кроме упомянутых выше имён вельмож Русских, находятся в описях Собора имена многих других благотворителей, как-то:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Антонин Пий (138–161) был государь кроткий и человеколюбивый. Но в его время много бедствий постигло римскую империю: голод, наводнение Тибра, землетрясения, опустошительные пожары. Жрецы не замедлили внушить народу, что все эти бедствия – месть богов за то, что римляне терпят, а не истребляют христиан, – и гонение на христиан опять поднялось, и продолжалось до тех пор, пока св. Иустин философ не подал (150 г.) императору апологии в защиту христиан. Марк Аврелий (161–180 г.) был мудрый государь и философ, следовавшей учению стоиков. Евангельское смирение христиан казалось ему странностью, а мужество, с каким они шли за веру на смерть, безумным упорством или сумасбродством. С другой стороны, он был сердечно предан языческой религии, и в новых бедствиях, постигших римскую империю, слышал голос свыше – восстановить древнее идолослужение. Оттого при нем гонение на христиан вспыхнуло с новою силою. Напрасно св. Иустин философ думал остановить это гонение второю апологиею, поданною императору: она не произвела на него желанного действия. Не произвели на него желанного действия и другие христианские апологеты. И только одно чудесное событие могло остановить Марка Аврелия в преследовании христиан, именно когда он сражался с маркоманнами и квадами, и когда войско его, окруженное со всех сторон неприятелем, томилось в безводном месте сильной жаждой, – тогда по молитве христиан, бывших в рядах его, полился дождь и утолил жажду воинов, а гром и молния обратили в бегство врагов. Марк Аврелий остановил гонение. Мученики во II веке Из бесчисленного множества мучеников второго века более замечательны: св. Климент римский , св. Игнатий богоносец , св. Иустин философ и св. Поликарп смирнский . Св. Климент, епископ римский, происходивший от знатного рода, самими Апостолами научен был вере христианской, и от них же поставлен был в епископа римской церкви, которою управлял около 10 лет (92–101 г.). Язычники, раздраженные успехом его проповеди, обвинили его пред Траяном, и Траян послал его в заточение в Херсонис-Тавричесий, нынешний Крым, куда в то время ссылались преступники на работы в каменоломнях. Климент и здесь не переставал проповедывать о Христе, и обратил к Нему многих: за это бросили его с камнем на шее в Черное море. Св. мощи его обретены были в IX веке просветителями славян, св. Кириллом и Мефодием. Св. Климент, можно сказать, был первый, после апостола Андрея-Первозванного, проповедник веры Христовой в нашем отечестве. Память его 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

4. При толковании ветхозаветных событий и установлений, автор послания всецело держится аллегорического метода. Иногда это оправдано, но порой выводы автора натянуты, а доводы неубедительны. 5. Послание, приписываемое апостолу Варнаве , представляет собою ответ на волновавший первых христиан вопрос об отношении к Ветхому Завету и иудеям. Глава четвертая. Священномученик Климент Римский § 1. Жизнеописание О жизни священномуч. Климента Римского сохранилось мало достоверных сведений. По происхождению он являлся римским язычником, и к вере во Христа был обращен св. апостолом Петром. Впоследствии, священномуч. Климент был учеником и сотрудником св. апостола Павла. Древние писатели единогласно называют его мужем апостольским, а священномуч. Ириней Лионский свидетельствует, что священномуч. Климент общался с апостолами, жил между ними и был ими наставляем. По преданию, священномуч. Климент был поставлен во епископа города Рима св. апостолом Петром. По свидетельству священномуч. Иринея и еп. Евсевия, он занимал римскую кафедру после Лина и Анаклита, с 92 по 101 год. Скончался священномуч. Климент мученически около 103 года в Херсонесе Таврическом, на территории Крыма, куда был сослан императором Траяном. Его мощи были обретены святыми Кириллом и Мефодием, во время их путешествия к хазарам. Память священномуч. Климента празднуется Православной Церковью 25 ноября/8 декабря. § 2. Сочинения Священномуч. Клименту несомненно принадлежит «Первое послание к Коринфянам». Это послание пользовалось в древней Церкви особенным уважением. Об этом послании священномуч. Климента упоминали св. Дионисий Коринфский, священномуч. Ириней Лионский и блаж. Иероним Стридонский . «Первое послание к Коринфянам» священномуч. Климента является одним из первых письменных памятников христианского вероучения, после творений апостольских. Написано послание около 97 года. Кроме вышеуказанного послания, известны под именем священномуч. Климента еще «Второе послание к коринфянам», «Два окружных послания к девственницам», «Климентины», «Пять писем», «Литургия Климента», «Восемьдесят пять правил апостольских, переданных через Климента», а также восемь книг «Постановлений святых апостолов, через Климента римского епископа и гражданина». Из всех этих сочинений первые два спорны, а остальные, по мнению исследователей, не принадлежат священномуч. Клименту Римскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Во Вкладных Книгах (Рукоп. Кирил. библ. 86 / 1324 , л. 114; 85 / 1323 , л. 101) сказано, что половину села Воскресенского «пожаловал» в 7077 году царь Иван Васильевич, но он, очевидно, только дозволил принять вклад в монастырь. 1105 Данная – в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 825–124. Список с подлинной данной (неполный) в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 698 и об. Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 15–16. 1106 Данная в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 826–125. Списки с данной в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 610 и об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд IV, 113 б, стр. 243–244. См. также межевую память от 7078 г. ноября 2 в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 843–142 и список с «данной грамоты» от того же года и числа в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 245–247. 1107 Подлинная данная в Моск. Арх Мин. Юст., Белоозеро, 827–126. Списки с данной и духовной в: Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд IV, 113 б, стр 239–240; Рукоп. Ак. библ. А 1/16, л. 614 об.–615. Ср. стр. XXXIX. 1108 Списки с купчих: в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 1134 об.–1136 об. и л. 1136–1137 об. В купчей со стороны Кирилла сказано: «по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жалованью и приказу се аз игумен Кирилл»... «купили»... и проч. (л. 1136). 1109 Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113, стр. 211–217. Список с царской грамоты от 1567 г. ноября 25, в Рукоп. Ак. библ. А II / 47 , л. 273–276. 1110 Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 556–568 об. и проч. «Книга отдельная» – в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 823–122, л. 12. Деревни были отделены 9 ноября 1568 (7077) года. 1111 Данная в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 821–120. Список с данной в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 305–306; Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 1238; см. также Рукоп. Ак. библ. А II / 47 , л. 338 об.–340 об. – Подлинная жалованная царская грамота на этот двор от 31 марта 1568 г. в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 822–121. 1112 Список с данной в Рукоп. Пмп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефрем Херсонесский, сщмч. Описания иконы Ефрем Херсонесский, сщмч. - житие Еще задолго до крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императо-рам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено св. апостолом Андреем Первозванным (U 62 г.; память 30 ноября/13 декабря). Дальнейшему распростра-нению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117 гг.) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский (U 101 г., память 25 ноября/8 декабря). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину. В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В 300 г. до начала гонения, которое император Диок[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Сщмч. Ефрем. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 6129.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 105 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (115) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1816

Ноября в 9 день был есмь у обедни в Гефсимании, служил Иверский поп. Того дни без нас Патриарх приказал у себя всем чернецам приходить в церковь и в трапезу в клобуках; понеже стыдно ему стало, что Арсений и Иона всегда ходят в клобуке. И того дни за столом и в церкви у вечерни все были старые и молодые старцы в камилавках, и все меж себя смеются, что не обыкли тому; а иные и роптали на Арсения: от тебя де нам то; мы де прежде сего и не знали того. Ноября в 15 день в субботу вечером отперли церковь ; а в неделю в 16 день Патриарх служил в церкви Воскресения Христова. Того ж дни после заутрени сам Патриарх постриг Гордия и дал под начало Арсению, и призвав Арсения говорил, чтобы его держал под началом крепко, так как держат на Москве в великих монастырях. На Введение Патриарх не служил у себя и к празднику не ходил и не облачался. В 22 день в субботу пошли с утра к Савве святому пеши, пришли после полудни в монастырь; были у святого Саввы два дня. В 25 день, в полночь 95 пошли к Содомскому морю; с гор сошли к берегу морскому на заре, на место называемое Фесско, и тут мешкали до обеда, и пеши 96 пошли в монастырь, пришли в другом часу ночи. Глава 18. О Саввинском монастыре и о Вифлееме и о службе в вертепе В 26 день пошли в город, и пришли в вечерню. Декабря в 5 день на праздник святого Саввы Патриарх сходил для нужи из церкви на третьей песни, и паки пришел, а на осмой песни паки сошел, и не бывал и не служил того дня. На братию рыба была свежая, а в пяток было то, а Патриарх ел у себя в келье без рыбы. На Николин день на утрени 97 , на полунощнице, на литии 98 сошел в келью и не бывал; а служил у праздника. Тут на обедни на Апостоле был архидиакон 99 …… В 17 день 100 декабря на память пророка Даниила и трех отроков, в среду, на братию вино 101 и ужин 102 . А в прочие дни, в среду и пяток, во весь пост вина нет на братию, но вместо вина горячей водки по кубку; а варение по вся дни; в среду и пяток ужина нет; в прочие дни во весь пост вино и ужин. Часы пели царские; поп в епитрахили начинал, а диакон кадил в стихаре. Стихиры пели по обычаю; аллилуиа не поют и ектений нет, якоже чин у Троицы. На первом часу Патриарх чел Евангелие, сам в епитрахили, и в омофоре, и в мантии, в алтаре на престоле, снем камилавку, а диакон в стихаре. Прочел и сложа омофор и епитрахиль и вышед Царскими дверьми, стал на своем месте. На прочих же часах чли Евангелие попы токмо в епитрахилях, в алтаре же на престоле. Многолетие кличет канархист, все вдруг прочет по статьям не разделяя. Такожде и на Крещение во всем. А по крылосам многолетие не поют.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Иоанна Златоустог о перенесены из Коман в Царьград и положены в церкви святых Апостолов чрез 35 лет по смерти святителя, в царствование Феодосия младшего, при патриархе Прокле: μετ παραδρομν δ λ τν πανχϑη μγας Χρυσστομος π Κομνων, δικα χρησαμνου σπουδ Пρκλου το τς Κωνσταντινουπλεως πισκπου... ς τ το Χρυσοστμου λεψανον νακομζει τ λ´ τει τς βασιλεας Θεοδοσου, κα ες τν τν γων Αποστλων ποτϑησι ναν (Сокращ. ист. ed. 1. t. 1. p. 585, 599; сн. Чет. Мин. 27 января, где сказано: «положиша же святое его тело во святом олтаре под жертвенником»). 150 Мощи св. Григория Богослова перенесены из Назианза в Царьград и положены в церкви святых Апостолов в царствование Константина Багрянородного (Чет. Мин. 25 января). Диакон Игнатий видел «мощи святаго Ивана Златоустаго и мощи святаго Григория Богослова патриарха в каменных ковчезех запечатаны» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 101). 151 У Византия (. Κωνσταντινοπολις, τμ. α´ σελ. 394): τ λεψανον το αποστλου Ματϑα – Матфиа, которого память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, Ματϑαου – 16 ноября. 152 В Житии св. патриарха Цареградского Евтихия († 582) сказано, что он «погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарным степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки» (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).– Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 154 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был «вельми велик» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 155 По Стефану Новгородцу: «от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен» (Там же; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Климент Климент (снисходительный, милостивый) ( Флn. IV, 3 ) – на него указывает св. ап. Павел в означенной цитате, как на одного из сотрудников, имена которых начертаны в книге жизни. Более о нем не упоминается в Новом Завете. Древние отцы Церкви вообще полагают, что означенное лицо есть Климент Римский , бывший по церковной истории третьим епископом Рима. Существует предание, что Климент единогласно был избран римскими пресвитерами в епископы на место умершего Клита, именуемого также Анаклетом. Живя во время гонений Домициана, он скончался мученически в третий год царствования Траяна (в 100 или 101 г. по Р. X), именно по повелению императора был брошен в море с камнем на шее: близ г. Херсонеса Таврического. О мощах св. Климента в месяцеслове имп. Василия сказано, что драгоценные мощи его перенесены верными в Херсонес и доселе, т. е. до конца X в., творят чудеса. При св. Владимире они перенесены были в Киев и хранились здесь в Десятинной церкви. Св. Клименту Римскому приписывалось несколько сочинений, впрочем более или менее сомнительных; но послание его к Коринфской Церкви всеми признавалось за подлинное и так уважалось древними, что читалось в церквях после канонических книг Свящ. Писания. Оно исполнено духовного помазания, силы, ясности и чистоты учения; в каждом слове оного дышат любовь, кротость, ревность и мудрость. Есть еще второе послание Климента к коринфянам, но оно дошло до нас не в полном виде и, по свидетельству Евсевия, было не столько известно и распространено, как первое, и древние им не пользовались. Память св. Климента Римского празднуется Церковью 25 ноября. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

(Рукоп. Археогр. Комм., по Охр. Кат. 147, по Барсук. – 101, л. 3). – Подобная же запись встречается и в книгах 1693–1694 г. Здесь, на л. 31 об. сказано: «Ноября в 15 день Ракульской волости Воскресенской священник Павел с сыном своим Дмитрием подрядились поставить в дом архиерейский семь бочек смолы на срок, на Николин день вешней две бочки, а пять бочек на Петров день и Павлов нынешняго 202-го году, за то за все за семь бочек выдано им 2 руб. 18 октября, наперед дано». (Рукоп. Археогр. Комм. по Охр. Кат. 142, по Барсук – 102). 71 В собр. И. М. Сибирцева находится, между прочим, следующая архиерейская память – на имя Холмогорского соборного ключаря, священника Алексея, собиравшего в 1687 г. дань в Важском уезде: «Лета 7195-го Января в 4 день по указу Преосвящ. Афанасия... память ево архиерейского Важской десятины данного збору Колмогорскаго Спаского большаго собора ключарю священнику Алексею. В нынешнем во 195-м году Березницкой волости у священника Стефана взято в ево архиерейской дом угловатых плетеных три больших да три малых, и за те кореноватики ему Стефану деньги не плачены, да ему ж велено сверх того сплести кореноватик большой, да малой, да шкатулка и за те потому ж деньги не плачены. И как к тебе ся память придет, и ты б за взятые в доме архиерейской за шесть кореноватиков заплатил ему священнику Стефану из неокладных доходов из внешных пошлин тридцать алтын, да вновь которые будут зделаны за два кореника да за шкатулку потому ж настоящая цена заплатить и привести к Преосвящ. Архиепископу на Колмогоры с собою вместе». (Это черновой список. На обороте надпись: «Такова послана за приписью казначейскою»). Корневатики. Корневатик – плетёный сосуд, изготовляемый обычно из кедрового корня и черёмухового прута. – примечание электронной редакции. 72 Полоняничные деньги – налог в России 1551–1679 гг., который собирали на выкуп русских «полоняников» (пленных) главным образом из Крыма. – примечание электронной редакции. 74 На обороте помета дьяка Данила Лебедева: «208 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010