синода прошении, изъясняет, что из 42 воспитанников, кончивших с ним курс семинарского учения в 1849 году, только 8 рукоположены в сан священнический, прочие-же, а в числе их и он, Федоров, не удостаиваются сего потому, что не могут внести архиерейскому письмоводителю Ширяеву положенных им на каждого ста рублей серебром; ибо чиновник сей, только по получении сей суммы, побуждает преосвященного к богослужению, которое он редко совершает, а между тем не платящие воспитанники, проживая в Екатеринославле с женами, снискивают себе пропитание – летом пилением дров на пристани, а зимою колотьем льда. При сем воспитанник Федоров просит обратить начальственное внимание на такое горестное его и соучеников его положение. 2) Преосвященный Иннокентий, от которого по содержанию таковой жалобы требовались сведения и самые дела о воспитанниках, не произведенных в священство, в рапорте своем св. синоду от 30-го минувшего апреля объяснил, что жалоба Федорова есть наглая клевета, как в отношении к самому преосвященному, так и к письмоводителю его Ширяеву; что редкому служению его в 1849 и 1850 годах были причиною болезненные припадки его, и что воспитанник Федоров не рукоположен доселе потому, что не умеет прочесть порядочно часов. При сем преосвященный представил производящиеся у него ставленнические дела о воспитанниках: Федорове, Комаревском, Шереметьеве, Ладдаеве, Иванкове и Постреланеве. Из дел сих видно, что они начались 1) 25-го октября, 2) 9-го декабря 1849 года, 3) 22-го мая, 4) 7-го октября, 5) 17-го июля и 6) 25 сентября 1850 года. Рассмотрев внимательно объяснение преосвященного Иннокентия и все означенные дела и сообразив оные с жалобою воспитанника Федорова, св. синод с прискорбием замечает, что изъясняемые им, воспитанником, нарекания имели основание в той непростительной медленности, какая допущена была преосвященным сперва в производстве дел, а потом в откладывании рукоположения, и хотя нет в виду законных доказательств, чтобы действия сии зависели от причин, указуемых Федоровым, за всем тем нельзя не согласиться, что они могли послужить к жалобам со стороны обиженных и даже соблазном для посторонних, тем более, что если преосвященный действительно не мог служить по болезни, то, с окончанием каждого делопроизводства, надлежало ему отсылать ставленников для рукоположения к соседственным епархиальным архиереям и, таким образом, предотвращать повод к нареканиям и жалобам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гражданский год начинался и кончался осенью. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Неделя завершалась субботой, которая была седьмым днем недели, поэтому «день первый» (после субботы) соответствует нашему воскресенью. Сутки начинали считать с захода солнца (примерно с 18 часов). В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день — на утро, полдень и вечер. Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на 4 стражи, вошло в употребление понятие «час» — двенадцатая часть дня или ночи. С 18 до 21 часов, по нынешнему счету, была первая стража, с 21 до 24-вторая стража, с до 3-третья стража, с 3 до 6-четвертая стража; счет дневного времени начинался с 6 часов утра, время от 6 до 9 называлось третий час, с 9 до 12-шестой час, с 12 до 15-девятый час, с 15 до 18-двенадцатый час. Приложение 5. Карты.  Библиография. Принятые в библиографии сокращения БВ — «Богословский Вестник». Журнал Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, 1892–1918. ВДИ — «Вестник Древней истории», М., — Л., 1937–1971. ВР — «Вера и Разум», Харьков, 1884–1917. Вех — «Всход», СПб., 1881–1906 (евр. журн.). ВЧ — «Воскресное чтение», М., 1837–1892. ДЧ — «Душеполезное чтение», М., 1860–1917. ЕЭ — Еврейская энциклопедия, СПб., т. I — XVI. ЖМНП — «Журнал Министерства Народного Просвещения», СПб., 1834–1917.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Все было замечательно красиво и хорошо устроено; мне этот вечер напомнил прежние времена, когда происходили пиршества и увеселения у помещиков! 2-го июня. Воскресенье. Встали поздно. В 10 час. пошли к обедне; здесь служат благолепно и поют очень хорошо. Гулял на дальней части парка. В час был большой общий завтрак. Читал бумаги, так как сегодня приехал фельдъегерь. Всего 15° в тени и нам это кажется совсем прохладно. После чаю пошел играть с другими в в первый раз. Обедали в 8 час. и затем происходили общие игры с беготней и визгами на балконе. (англ.) 3-го июня. Понедельник. День свадьбы д. Сергея и Эллы. В 8 час. отправился верхом с Викторией, Ludwig и Фавкой Лобановой. Утро стояло чудное и прохладное. Проехали через Петровское — имение Голицыных. После кофе играл с другими в lawn-tennis до завтрака, а также затем с 4х до 7 1/2 ч. Простились с Ludwig, который возвращался в Средиземное море на эскадру. После обеда играли румыны, те, же, что были в 1894 г. летом в Петергофе. Очевидно они соблазнили все общество своей игрой и танцы начались в столовой. Ушел к себе вниз читать. Легли спать в свое время. 4-го июня. Вторник. Все утро до завтрака играли в lawn-tennis. Затем погода начала портиться и около 4 часов полил дождь. Попробовали было играть в ту же игру, но стало слишком мокро. Выпив чаю в саду под навесом, пошли домой. После обеда снова произошла возня и общая беготня. 5-го июня. Среда. Опять настала жаркая погода. С 9 час. начали играть в lawn-tennis я удачнее вчерашнего. После завтрака стрельба из воздушных ружей и пистолетов. В 4 часа опять lawn-tennis и чай в саду. Потом все общество отправилось на разных лодках по реке. Были застигнуты грозой с ливнем, от которого все промокли до костей. Вечером опять обычная возня. 6-го июня. Четверг. В 8 час. поехал с Викторией верхом в Усово, ехали красивым лесом по старой Звенигородской дороге. Вернувшись домой, выпили кофе и отправились играть в lawn-tennis — эта игра стала главным спортом нашей здешней жизни. После завтрака сел за чтение. 13 пакетов привезенных фельдъегерем. Радовался, что в один день окончил дела. Обедали в 7 1/2 ч. и как тот раз отправились всем нашим обществом в Архангельское. Сидели в ложах, весь партер был унизан цветами, папоротником. Давали два акта “Севильского цирюльника” и 4й из “Риголетто”. Затем ужинали у Сумароковых и вернулись домой около 2 ч. Другие остались танцевать. 7-го июня. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Очень распространенным злоупотреблением в XVI–XVII вв. было многогласие – практика одновременного исполнения разных частей службы в одном храме несколькими клириками, вызванная затруднительностью точного соблюдения Иерусалимского устава на приходах. Желание уменьшить продолжительность службы, не сокращая ничего из последования, привело к возникновению многогласия и утрате всякой возможности правильного восприятия богослужения. Проблема многогласия обсуждалась на Стоглавом Соборе, однако была окончательно решена только при Патриархе Иосифе (1642–1652). Совершение Божественной литургии. К XVII в. установилась практика совершения перед литургией всех часов: 1, 3, 6-го и 9-го. Служебники того времени запрещают совершение проскомидии не во время чтения часов. Совершались перед литургией и изобразительны (что противоречило смыслу этого чина), причем при совпадении нескольких праздников допускалось пение на изобразительных тропарей «на блаженнах» и чтение Апостола и Евангелия в честь одного из праздников, а на литургии – в честь другого. Часы завершались отпустом в открытых святых вратах. Чин самой литургии мало изменился по сравнению с филофеевско-евфимиевским, однако значительно усложнился чин предваряющих литургию молитв, закрепленный Стоглавым Собором (гл. 9). По объему текстов он стал сопоставим с самой литургией. Кроме множества тропарей он включал в себя молитвы от осквернения, покаянные молитвы из последования исповеди. В XVI в. литургию служили, как правило, на шести просфорах. В XVII в. проскомидию совершали уже на семи просфорах, в чин проскомидии вошла молитва «над вином служебным», сопровождавшаяся благословением вина рукой, что было нарушением 12-го правила св. Никифора I Исповедника. Литургия начиналась очень поздно, зачастую после полудня. Это было связано, в частности, с тем, что перед литургией пели различные молебны (естественно, почти без сокращений). Литургия совершалась очень неспешно, на ней обязательно читались два Апостола и два Евангелия – рядовое чтение и праздничное (а если праздника не было, то Богородичное) чтение. Современники свидетельствуют, что в праздничные дни литургия порой оканчивалась ок. трех часов пополудни. В XVI в. на литургии появилась ектения об усопших. Ко времени Патриарха Никона установилась традиция не затворять святых врат на литургии до херувимской песни, но после великого входа закрывать их до причащения мирян даже при архиерейском служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 4-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца). По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...». По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 1-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Итак, 1-й час входил в составъ всенощной службы, составляя ее заключительный акт. Соответственно этому, и в некоторых позднейших чинах служба 1-го часа в великую пятницу относится к утрене. Начертанная паломницей схема приложима и ко всем позднейшим чинам; за ее пределы не выходит ни один из них. Составные элементы остаются те же; видоизменяется лишь их распорядок. Как по месту, так и по времени, ближе других чинов к описываемой в «Паломничестве,» службе примыкает последование часов великого пятка, находящееся в Святогробском Типиконе 1122 года и усвояемое св. Софронию, патриарху иерусалимскому. По всей вероятности, это и есть принадлежащая ему редакция. Все часы – с 1-го по 9-й – соединены здесь в одно последование. Служба начинается возгласом диакона: «Благослови, владыко». Далее – Трисвятое, «Приидите поклонимся», и 1-й час. На каждом часе в начале положено по одному обычному псалму (100, 50, 90, 85). Затем – Аллилуиа, «Егда славнии», Слава – богородичен часа; и поются обычные «тропари страстей». Тропари поются с припевами из псалмов. На 1-м часе указано четыре припева, а на остальных часах – по шести: по два стиха для каждого из трех тропарей. Припевы частью нынешние, частью особые. На 1-м часе, кроме двух нынешних припевов ( Пс. 2:1–2 ), указаны еще: «Господи, что ся умножиша» ( Пс. 3:2 ) и «Мнози глаголют души моей» ( Пс. 3:3 ); на 3-м часе первый стих – нынешний ( Пс. 5:2 ), остальные – особые: «Яко к Тебе помолюся, Господи» ( Пс. 5:3 ), «Господи, да не яростию» ( Пс. 6:2 ), «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» ( Пс. 6:3 ), Господи Боже мой, на Тя уповах» ( Пс. 7:2 ), «Да не когда похитит, яко лев» ( Пс. 7:3 ); на 6-м часе все стихи иные: «Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс. 16:8 ) и «Врази мои душу мою одержаша ( Пс. 16:9 ), «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем» ( Пс. 9:2 ) и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе» ( Пс. 9:3 ), «И Ты, Господи, посмеешися им» ( Пс. 58:9 ) и «Расточи я силою Твоею» ( Пс. 58:12 ); наконец, на 9-м часе также особые стихи: «Спаси мя, Господи, яко оскуде» ( Пс. 11:2 ) и «Суетная глагола кийждо» ( Пс. 11:3 ), «Доколе, Господи, забудеши мя» ( Пс. 12:2 ) и «Доколе положу советы» ( Пс. 12:3 ), «Сонм лукавых одержаша мя» ( Пс. 21:17 ) и «Ископаша руце мои» ( Пс. 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Ночью шел сильный дождь часов до 10. Окончил последние бумаги. Костя приехал с Кавказа и был у обедни. До завтрака приняли депутацию от 1-го Оренбургского казачьего полка имени Алексея, поднесшую ему форму и седло с полною походною укладкою. Поиграли в теннис, сначала с небольшим дождем. Пили чай дома. Принял Щегловитова. В 8 час. поехали вчетвером в Харакс к обеду. После этого были веселые игры и вернулись в 12 час. 5-го мая. Понедельник. Погулял хорошо и вернулся к 12 час. домой с дождем, кот. продолжался до ночи не унимаясь. Принял Толю Барятинского. После завтрака сидели дома; поиграл в кости, а Аликс с детьми готовила вещи к базару. В это время происходила репетиция парада и подошла [эскадра] и стала на якорь на рейде. В 6 час. принял Горемыкина. Начал отвечать на телеграммы. Получил подарки до обеда. 6-го мая. Вторник. Мне минуло 46 лет! Вот-с! К счастью погода поправилась. Писал телеграммы. В 11 час. был церковный парад на площадке и затем большой завтрак. От 3 до 5 час. играли в теннис. Пили чай одни. Отвечал до отчаяния на телеграммы. В 7 1/2 поехали к обеду на яхту. Вечером “Штандарт” и все суда были красиво иллюминированы. Видели веселый и интересный кинематограф в столовой. Вернулись домой в 12 ч. 7-го мая. Среда. Продолжал отвечать на телеграммы и, когда это занятие мне надоело, пошел гулять. Покатался с Алексеем на море. Погода была дивная при штиле. После завтрака отлично поиграли в теннис; пили чай там же в домике. В 6 час. вышли к выпускным юнкерам Тифлисского военного училища в составе 130 чел. Снялись с ними группою. Принял Горемыкина и затем Барка. Усиленно читал весь вечер. 8-го мая. Четверг. Предполагал с утра совершить поездку на Чатыр-даг, но туман в горах и начавшийся около 7 час. дождь заставили отказаться от дальнего выезда. Сделал хорошую прогулку с Ком[аровым] и Дрент[ельном] через ферму, Ай Никол и Орианду В[итт] домой с 7 1/4 до 9 1/4. Затем больше не выходил, т. к. дождь зарядил на целый день. Завтракали наверху. До чая писал Мама. Пили чай с офицерами.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

После зори вернулся с президентом. В 7 1/4 был большой обед у Николаши и Станы в шатре. В 9 1/2 поехал с Пуанкаре, Ольгой и Татьяной в театр. Был хороший, недлинный спектакль. Закусывал с Аликс и дочерьми — в халатах. 10-го июля. Четверг. Поехал с Пуанкаре на смотр войскам, кот. начался с объезда в 10 час. Он ехал с Аликс и М[арией] и А[настасией]. Прохождение кончилось в 12 1/4. Остался очень доволен. Завтрак был в Красносельской палатке. Днем сделалось очень жарко. Вернулись по жел. дор. в 3 часа. Погулял, сильно потел и выкупался с наслаждением. С запада полезла большая туча; прошла гроза с ливнем как раз перед нашим уходом с Пуанкаре в Кронштадт. В 7 1/2 переехали на новый брон. “France”, на юте кот. был обед на 104 челов. Все прошло очень хорошо, и в 10 час. мы простились с президентом и пошли в Петергоф, куда прибыли в 11 час. штилем и с темнотою. Читал. 11-го июля. Пятница. Жара дошла до 24° в тени. Утром был занят до часа. Завтракал Багратион (деж.). Погулял до 3 1/4; затем поехал с Ольгой и Татьяной в Красное. Принял кавалерийскую и воздухоплавательную офиц. школы перед большой столовой. Опоздал на скачки на полчаса. Обедал у кавалергардов и был в театре. 12-го июля. Суббота. В четверг вечером Австрия предъявила Сербии ультиматум с требованиями, из которых 8 неприемлемы для независимого государства. Срок его истек сегодня в 6 час. дня. Очевидно, разговоры у нас везде только об этом. Утром поехал в Красное Село, и в 10 час. состоялся отличный смотр Астраханскому полку. От 11 ч. до 12 ч. у меня было совещание с 6 министрами по тому же вопросу, и о мерах предосторожности, кот. нам следует принять. Завтракал с офицерами Астрахан. гренад. п. В 2 1/2 поехал в лазарет т. Михень. Оттуда в военный госпиталь. Передал приз за лучшую стрельбу в кавалерии Л.-Гв. Гусарскому полку. Произвел смотр 9-му драг. Казанскому и 12-му Гусар. Ахтырскому полкам. Все шефы присутствовали. В 6 час. было производство юнкеров перед столовой палаткой. В 7 час. был обед офицерам обоих полков. После разговоров поехал с тремя старшими дочерьми в театр. Был длинный юбилейный спектакль по случаю его 50-летия. Вернулся в Петергоф в час с четвертью, а лег после 3-х часов, из-за массы бумаг. 13-го июля. Воскресенье.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Ставка ВГК привлекла к Пражской наступательной операции (6–11 мая 1945 г.) значительные силы – 1-й (Маршал Советского Союза И.С. Конев), 2-й (Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский) и 4-й (генерал армии А.И. Ерёменко) Украинские фронты, в составе которых имелось 18 армий, три танковые и три воздушные армии, пять танковых, два механизированных и три кавалерийских корпуса – всего 153 стрелковые дивизии и 7 стрелковых бригад, 24,5 тыс. орудий и миномётов, более 2,1 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, свыше 4 тыс. боевых самолётов. Наступление 1-го Украинского фронта, на который возлагалась основная задача, началось 6 мая, на сутки раньше намеченного срока. Форсированным маршем на Прагу были брошены 4-я (командующий генерал-полковник Д.Д. Лелюшенко) и 3-я (генерал-полковник П.С. Рыбалко) гвардейские танковые армии. В период с 6 по 8 мая армии трёх фронтов прорвали вражескую оборону на всю оперативную глубину, преодолели Рудные горы, вышли на рубежи в 60-150 км севернее, восточнее и южнее Праги. В 20 часов 8 мая советское командование передало по радио обращение к немецким войскам с предложением прекратить сопротивление и сложить оружие, но враг, стремясь прорваться на запад и юго-запад, чтобы капитулировать перед американцами, ультиматум не принял. И советские войска перешли к преследованию противника. В течение ночи на 9 мая танковые армии 1-го Украинского фронта совершили 80-километровый марш. В 4 часа утра 10-й гвардейский танковый корпус 4-й гвардейской танковой армии первым вступил в Прагу. Вслед за ним к городу вышел 9-й механизированный корпус 3-й гвардейской танковой армии. Вскоре танкистов поддержали передовые части 13-й (генерал-полковник Н.П. Пухов) и 3-й гвардейской (генерал-полковник В.Н. Гордов) армий. К 10 часам 9 мая советские войска при активной поддержке населения полностью очистили столицу Чехословакии от оккупантов. К 18 часам в неё вошли также подвижные соединения 4-го Украинского фронта. После овладения Прагой – главным узлом дорог Чехословакии – пути отхода противника на запад и юго-запад были перерезаны. 10–11 мая советские войска вели преследование и ликвидацию противника. Только в плен было взято 858 тыс. немецких солдат и офицеров, из них 60 генералов. В ходе этих боевых действий воинами 25-го танкового корпуса была взята в плен большая группа изменников Родины во главе с бывшим генералом РККА Власовым, стремившаяся выйти в расположение американских войск.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/08/kto_i_...

Руководящим значением в западной Церкви пользуется римский чин богослужения, одобренный для всеобщего употребления Тридентским собором. Но кроме него в некоторых храмах и монастырях, в силу давности, употребляются и свои местные чины, – как, например: бенедиктинский (в бенедиктинских монастырях), амвросианский (в Милане), галликанский (в Лионе), мозарабский (в Испании) и друг. Все эти чины находятся в самом близком родстве с древнеиноческими правилами псалмопения 261 . По римскому чину, на 1-м часе сначала тайно читаются молитвословия: «Отче наш», Ave Maria (Богородице, Дево, радуйся) и Credo (апостольский символ); затем произносится стих «Боже, в помощь», Слава и ныне, Аллилуиа. После этого обычного начала полагается стихотворный гимн часа, всегда один и тот же (Jam lucis orto sidere), и следуют псалмы с одним антифоном; по воскресеньям к ним присоединяется также символ св. Афанасия. Далее – краткое чтение из Ветхого или Нового Завета (capitulum, lectio brevis), краткий респонсорий, стих (versus), молитвословия – preces (не всегда), исповедание, или прощение (confessio), молитва часа (collecta) и, наконец, чтение Мартиролога. – Остальные часы – 3-й, 6-й и 9-й – несколько короче. На каждом из них, после обычного начала, в котором опускается только символ, полагается гимн часа; затем по порядку следуют псалмы с антифонами, библейское чтение, респонсорий, стих, preces и заключительная молитва (collecta). В частности, гимн только на часах предшествует псалмам, следуя непосредственно за обычным началом, на остальных же службах он помещается после псалмов, подобно нашему часовому тропарю. По содержанию своему каждый гимн соответствует времени совершения службы, и имеет двоякое окончание: или – Deo Patri sit gloria – – amen (на 1-м часе и на laudes), или же – Praesta, Pater püssime – – amen (на остальных службах). В отношении псалмов 3-й, 6-й и 9-й часы придерживаются трипсалмия, а 1-й час заключает в себе скрытое многопсалмие (чтó с полной наглядностью обнаруживается в поместных чинах). В субботу и в праздники на 1-м часе исполняются три псалма (по латинскому счету): псалом 53-й и два первых отдела 118-го псалма (ст. 1–16 и 17–32), который для богослужебного употребления делится на 11 частей, по два восьмистишия (octonaria) в каждой; в прочие же дни присоединяется еще и четвертый псалом: в воскресенье – 92 или 117, в понедельник – 23, во вторник – 24, в среду – 25, в четверг – 22, в пятницу – 21. На 3-м, 6-м и 9-м часах продолжается исполнение псалма 118-го, при чем на каждом часе положено по три отдела этого псалма, применительно к трипсалмному строю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010