У Преосвященного Ректора я встретился со своим земляком и почти сверстником по Владимирской Семинарии – заслуженным ординарным профессором Академии, Дм. Вас. Поспеховым, с которым отправился потом в его дом и познакомился с его семейством. Дм. В-ч, между прочим, сказывал мне, что предпринял было писать сочинение на ученую степень доктора «О Клименте Александрийском », но внезапная болезнь остановила его на половине этого труда, и потому он, вместо этого сочинения, представил другое, написанное им прежде, исследование о книге Премудрости Соломона (Киев 1873 г.). Почтенный земляк мой живет очень прилично – имеет два собственных дома и очень счастлив в своем семействе. Возвратившись домой, я нашел у себя Ректора Семинарии, архимандрита Виталия 1102 . В беседе с ним речь зашла, между прочим, о рецензии на мою книгу: «Воспоминания об Архиепископе Леониде», помещенной в издаваемом при Киевской Семинарии журнале «Руководство для сельских пастырей». Оказалось, что эту рецензию писал преподаватель семинарии Пав. Розанов (магистр XVIII курса (1852 г.) Московской Академии), не без участия впрочем самого Ректора. Коснулся также разговор пресловутой газеты «Церк.-Общ. Вестник». О. Виталий уверял меня, что редактор этой злонамеренной газеты П.… ежегодно получает от Обер-Прокурора графа Толстого по 2 тысячи рублей субсидии. В 6 часов вечера слушал я всенощную в домовой церкви: служба шла очень стройно. 3-го ч. воскресенье. В 9-ть часов утра отправился я в Киево-Печерскую Лавру к литургии, которую совершали мы с высокопреосвященным Митрополитом соборне. Вот какие особенности замечены были мною при богослужении: 1) облачение Митрополита происходило во время чтения часов, при тихом возглашении протодиаконом положенных стихов, и только слова: Тако да просветится свет твой, и проч., произнесены были громогласно; 2) на Митрополита, по древнему обычаю, возлагается две панагии, но без наперсного креста, что представляется довольно странным; 3) диаконы, во время чтения часов, кадят и алтарь, – чего в Москве не бывает, на том основании, что алтарь кадит после малого входа сам архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но возвратимся назад. В 3 часа пополудни в тот день, т. е. 26 числа, начинается благовест к малой вечерни, по окончании которой архиерей в малом облачении с старшей братией подходит к раке мощей преп. Нила и, по окаждении оной со всех сторон и прочтении пред оной молитвы к Угоднику Божию, братия подъемлют раку и поставляют оную посреди собора на возвышенном катафалке. Затем совершается молебен Преподобному. В 6 часов вечера благовест ко всенощной. Я выходил с братией на литию; после 1-й кафизмы читал жи- —173— 1880 г. тие преп. Нила, а на полиелее, пред Евангелием, читан был мной акафист Преподобному 1603 . – Богослужение окончилось в половине 11-го часа. На следующий день, 27-го числа, в день обретения мощей Преп. Нила, в 8 часов утра начался перезвон и затем благовест к литургии. Около 9 ½ часов прибыл из Осташковских церквей крестный ход на барже, украшенной разноцветными флагами и буксируемой 9-ю небольшими лодками с гребцами в красивой однообразной одежде; кроме того, баржу сопровождала целая флотилия больших и малых лодок с богомольцами: прекрасная и необычайная картина!.. На монастырской пристани встречен был мною с братией городской крестный ход. Затем началась божественная литургия, по окончании коей поднята была священнослужителями находившаяся посреди собора рака с мощами Угодника Божия Нила и вынесена из храма. На площади пред собором совершено было мной водоосвящение; затем двинулся крестный ход с монастырской и городской святыней вокруг монастырских стен, между тем тысячи богомольцев на всём протяжении крестного хода подходили под раку мощей препод. Нила. Умилительно было видеть это благоговение и искреннее благочестие многотысячной массы богомольцев, стёкшихся с разных сторон, из разных весей и градов. Шествие святыни продолжалось до 2 часов пополудни. По окончании всего, духовенство участвовавшее в богослужении и крестном ходе, а также некоторые из почётнейших светских лиц, приглашены были, сначала в архиерейские покои на чай и закуску, а затем в братскую трапезу, где был предложен праздничный стол, за которым однако ж, по древнему обычаю, кроме монастырского пива и мёда, никаких других напитков не допускается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После чаю читал. Элла переехала к нам из Большого дворца; она ездила в город осматривать наши помещения в Зимнем, которых отделка близится к окончанию. После обеда читал вслух. 6-го октября. Пятница. С вечера у Аликс опять появились боли, которые она чувствовала ночью, когда просыпалась. Так как утром они продолжались, я отказал охоту и остался дома. Около 10 час. Аликс встала и провела весь день на ногах как ни в чем не бывало; так вот, а я думал, что эти боли начало конца. Был Витте с докладом, а потом вернувшийся из Франции. Завтракали втроем с Эллой. Погода сделалась чудною, так и манило внаружу. Погулял одиноко. После чаю читал. Обедали: д. Владимир, Элла и д. Павел; сидели вместе у Аликс. Кн. Лобанов-Ростовский А. Б. 7-го октября. Суббота. Весь день моя душка жена чувствовала себя отлично — дело застряло, а мы так надеялись, что к воскресенью известное событие произошло бы! Погода была чудная — ясная при 8° тепла. Гулял более часа. В первый раз Ванновский был с докладом, потом гр. Воронцов. Завтракали с д. Павлом в первой комнате Аликс. Ездил с ним верхом; встретились все в Павловске у белой березы. После чаю занимался и вечером читал вслух. Предстоящие роды Александры Федоровны. 8-го октября. Воскресенье. Погода была пакостная, лил дождь и дул сильный ветер. Поехал с Эллой к обедне. Завтракали у себя со всем наличным семейством в Царском — всего 7 душ! Немного погулял, как и утром. Зато долго читал для своего удовольствия. Обедали втроем с д. Павлом, Элла не пришла, так как у нее болела голова. 9-го октября. Понедельник. Холодный ясный день. В тенистых местах лежал снег, днем, очевидно, растаявший. Сделал свою обычную прогулку от 10 — 11 час. Было четыре доклада: Чихачова, Ермолова, Хилкова и Филиппова. Завтракали втроем с Эллой. Обошел весь парк в полтора часа. После чаю читал. Обедали вчетвером у Аликс. Д. Павел пел немного, Элла аккомпанировала. 10-го октября. Вторник. Состояние здоровья душки Аликс позволило мне отлучиться на несколько часов из Царского. В 11 час. отправился в Питер. В вагоне имел доклад Ванновского. Около 12 ч. вышел на “Александрии” из Невы и пошел в Кронштадт. Завтракал с сопровождавшими меня вельможами. Погода стояла отличная, хотя было холодно, но море представляло из себя зеркало. На большом рейде посетил последовательно: эскадр, брон. “Наварин”; крейсеры 1го р. “Рюрик”, “Дмитрии Донской”, брон. бер(еговой) об[ороны] “Адмирал Ушаков” и морех. лодку “Грозящий”. Первое и четвертое судна не совсем готовы, остальные на днях уходят в Тихий океан. Душа радовалась видеть таких прекрасных представителей нашего флота! Ушел из Кронштадта в 3 3/4 и пришел в Петербург в 5 1/4 ч. Рад был вернуться домой и узнать, что день прошел спокойно. После обеда втроем читал вслух. 11-го октября. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В 6 ½ часов утра 22-го ноября, со стороны д. Ахмедли раздались два пушечных выстрела и, вслед затем, из аванпостной цепи пришло донесение, что неприятель большими массами наступает на передовую Маренскую позицию. Маренская позиция была занята десятью ротами 1-го и 3-го батальонов 31-го пехотного Севского полвк, четыремя орудиями 20-й конной батареи и тремя эскадронами 13-го драгунского Военного ордена полка. По первому же выстрелу отряд приготовился для встречи противника. В 7 часов на гребне высот, против центра и левого фланга Маренской позиции, показалась густая неприятельская цепь, поддерживаемая большими сомкнутыми колоннами и несколькими сотнями военных черкесов. Вслед затем против центра, на вершине горы, открыла огонь неприятельская батарея из двенадцати орудий дальнего боя. Дружно встретили храбрые роты Севского полка первый натиск неприятеля, и по всей линии открыт был сильный огонь. Турки, слабо атакуя фронт, большими силами двинулись против левого фланга позиции; тогда взвод 4-й батареи 9-й артиллерийской бригады, стоявший на этом фланге, под командой капитана Полетковского, не смотря на направленный на него убийственный огонь неприятельской артиллерии, встретил неприятельские колонны меткими выстрелами из своих орудий, действуя преимущественно шрапнелью без установки трубок; в то же время роты, занимавшие левые ложементы, частыми залпами старались остановить натиск атакующих. Первая атака на центр позиции была отражена ротами Севского полка, руководимыми своим батальонным командиром, подполковником Улагаем, который тут же пал, смертельно раненый. После первой неудачи, турки, получив значительные подкрепления, с новой силой налегли на центр отряда и, вместе с тем, стало заметно, что густые неприятельские колонны движутся со стороны д. Буйновцы, с целью охватить правый фланг и ударить в тыл Маренской позиции. Между тем, на левом фланге кипел ожесточенный бой. Одно орудие капитана Полетковского было подбито; ряды в ротах быстро редели; неприятель все больше и больше охватывал фланг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Под этим же числом (18 мая) видим и первое заседание семинарского правления, но случаю получения устава; постановления этого заседания составляют первый журнал семинарского правления. Вот содержание этого журнала, отмеченного под 1: «сего 1809 г. мая 18 дня, вторник. Члены семинарского Правления в присутствие прибыли в нижеписанных часах: Семинарии ректор иеромонах Анатолий, Инспектор иеромонах Филарет, Эконом священник Петр Успенский. В 7 часов. «В оном собрании; но случаю получения из Комиссии дух. уч. устава дух. семинарий и устава уездных училищ первых частей, по слушании оных, положило следующее: 1) списать копии с уставов для употребления, а подлинники отдать переплесть и хранить в Правлении, на стол членов. 2) Списав копии с статей, относящихся к должностям о. ректора, инспектора, эконома, также и учителей, разослать оные им для исполнения. 3) Расписание учебных в семинарии часов, сочиненное о. ректором иером. Анатолием, в силу копии с 15 статьи журнала Комиссии дух. уч. Февраля 23, 1809 г., с утверждением Его Высокопреосвященства, с сего дня привести в действо; также расписание учебных часов уездного училища, выписав из устава, привести в надлежащее действие. 4) Конспекты бакалавра и учителей, требованные в силу копии с 15 ст. журн. Комм. д. уч. февраля 23, 1809 г., – по силе устава семинарий гл. 1-й о конспектах § 89-го, предоставить рассмотрению о. ректора иеромонаха Анатолия. Под статьями журнала находятся следующие подписи: «Ректор семинарии иеромонах Анатолий. Инспектор иеромонах Филарет. Письмоводитель А. Бутковский». Резолюция митрополита: «1809. мая 26 ч. Смотрено. Записав сдать в Правление». Затем вторые части уставов (семинарского к училищного) высланы из Комиссии на основании ее журнала от 22 мая, в июне месяце. (См. журн. сем. Пр. 6, 19 июня 1809 г. ст. 3.) 4 Недостатки эти указаны и в «Докладе Комитета о усовершении духовных училищ». 1809 г. стр. 9 и след. 6 Первоначально из двух отделений: низшего и высшего. Лучшие 7 воспитанников бывшей александроневской академии приняты во вновь открытую академию, в состав ее 1-го курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник: на 1-м и 9-м часах – «Боже, ущедри ны...», на 3-м и 6-м часах – «Молитвами святых отец наших ...». Чтец: «Аминь» и читает молитву часа. §6. Последование пасхального часа Пасхальный час – краткое богослужение, которое совершается на Пасху и во все дни Светлой седмицы не только вместо часов, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Вследствие особой торжественности пасхального богослужения все молитвословия пасхального часа поются. Священник: «Благословен Бог наш...». Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Воскресение Христово видевше…» (трижды). «Предварившыя утро яже о Марии…», «Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне…», «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение радуйся…». «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Священник: «Молитвами святых отец наших ...». Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» . Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник (с амвона): «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Че­ловеколюбец» (воскресный малый отпуст). Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «конечное» (поется особым быстрым распевом). Следует особо рассмотреть вопрос, на каких пасхальных часах произносится начальный возглас «Благословен Бог наш…» и на каких совершается отпуст. Дело в том, что в Типиконе и Цветной Триоди этому вопросу не уделяется должного внимания, но дается только общее полное последование пасхального часа с начальным возгласом и отпустом. Однако, основываясь на принципах совершения других видов часов, можно сделать вывод, что вряд ли правильным будет буквальное употребление начального возгласа и отпуста на каждом пасхальном часе, особенно при совершении 3-го и 6-го часов. Потому по аналогии с обычными часами можно предложить следующие практические замечания относительно совершения пасхальных часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В этом отношении прежде всего останавливают на себе внимание Типографские рукописи 138/255 (Триодь XI–XII в.) и 147/305 (Стихирарь XII в.). Часы великой пятницы имеют здесь надписание: «слоуж(ба) двоюнадесяте треп(арю), поющихся в великыи пяток на часех, – творение Софрония архиепископа». Порядок службы обычный; но состав ее имеет особенности. Прежде всего указываются иные псалмы 360 ; за ними идут отдельные тропари со стихами и – богородичны. На 1-м часе тропарь обычный; стихи те же, что и в Типогр. 137; на Слава и ныне – богородичен: «Иже твое застоупление приобретше». На 3-м часе положен тропарь, названный в Типогр. 137 «седальным» («На купарисе»); стихи: «Пригвоздиша роуце» ( Пс. 27:17 ) и «Разделиша ризы» ( Пс. 27:19 ); Слава и ныне: «Жзл силы стяжавше». На 6-м часе указан нынешний тропарь 3-го часа («Господи, осудиша Тя»); стихи: «Спаси мя, Боже; яко внидоша воды» ( Пс. 68:2 ) и «Поношение причая (чаяше?) душа» ( Пс. 68:21 ); богородичен: «Нарекыи благословеноую Матер». На 9-м часе тропарь обычный («Видя разбойник»); стихи: «Уподобихся нисходящим» ( Пс. 87:5 ) и «Положиша мя в рове» ( Пс. 87:7 ): богородичен: «Агньца и пастыря и спаса миру». После богородичных поются «тропари страстей», с двумя стихами каждый. Тропари – обычные и расположены по три на каждом часе в обычном порядке; лишь 11-й и 12-й переставлены один на место другого. Стихи частью обычные, но большею частью те же, что и в Святогробском Типиконе 1122 года. Прокимны и стихи на 1-м и 3-м часе – обычные, на 6-м – нынешние припевы к тропарям ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м – прокимен: Разделиша ризы (обычный припев), а стих: Видящии мя вон бежаша ( Пс. 30:12 ). Чтения все – обычные; но евангелия, по большей части, короче нынешних. После евангелия – Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40, – «и так кончат вся часы». В конце 9-го часа – «Святый Боже, и блаженная, и Господи помилуй 30, и отпоущение» 361 . Рассматриваемая «служба 12-ти тропарей» занимает совершенно самостоятельное положение в отношении часов. Взаимоотношение их, по смыслу надписания, выражается лишь в том, что «служба 12-ти тропарей» исполняется «на часех» (при чем почти всецело покрывает их).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Некоторые из суточных служб можно всецело отнести к l2-muncaлмhым последованиям, другие – лишь отчасти, иные, наконец, допускают только самое отдаленное сопоставление с ними. Таким образом, по степени близости к чину 12-ти псалмов, все суточные службы распадаются на три основные группы. Первая из них заключает в себе службы, развившиеся на основе чина 12-ти псалмов; сюда относятся: почасия 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, вторая и третья часть великого повечерия, малое повечерие и полунощница, а также нынешний «чин 12-ти псалмов " », ночные часы и, наконец, кафизмы с тропарями и молитвами. Все это – трипсалмные последования; хотя в древности некоторые изъ них бывали и однопсалмными, и двупсалмными, и четырехпсалмными. Ко второй группе относятся дневные часы с изобразительными, первая часть великого повечерия и первая часть утрени. Часы занимают как бы середину между первой и второй группой: с одной стороны, соединяясь с междочасиями, они примыкают к 12-типсалмным последованиям, а с другой стороны, благодаря посредству своих тропарей-прокимнов и избранных стихов, находятся в связи с антифонными службами (см. выше, гл. 4, часть 21 «Свойства монастырских часов»). Последование изобразительных имеет свое самостоятельное трехъантифонное начало. Первые части повечерия и утрени, одинаково начинаются шестопсалмием, которое затем сменяется антифонами. С первой группой у них являются общими тропари – седальны; впрочем, самые шестопсалмия их могут считаться разрозненными частями келейного 12-типсалмия. Наконец, третью группу составляют вечерня и вторая хвалебная часть утрени. Здесь преобладает антифонное исполнение, со стихирами «на Господи воззвах», «на Хвалите» и «на стиховне». Стихиры и преобладающее антифонное исполнение являются характерной особенностью вечерни и «хвалений» утрени; в частности, стихир вовсе не имеет ни одна из предшествующих групп, а антифоны свойственны, правда, и второй группе, но не в таких исключительных размерах. Службы первой группы обязаны своим происхождением анахоретской практике и потому могут быть коротко названы келейными или скитскими службами (σκιτικα κολουϑαι).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами, совершив три поклона, произносит возглас «Благословен Бог наш...» Чтец – «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш» и последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма чтец глаголет «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды) с 3 поясными поклонами. «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Другой чтец глаголет – «И ныне» – и начинает рядовую кафизму. «Аллилуиа» между «Славами» поется, как обычно. После 3-й «Славы» сам чтец заканчивает «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Иерей пред царскими вратами глаголет тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» по тому же чину, как и тропарь 1-го часа. По исполнении тропаря и поклонов иерей возглашает «Слава», чтец – «И ныне» и Богородичен «Богородице, Ты еси Лоза Истинная». Во время Богородична полагаются 3 поясных поклона. И далее все последование часов по порядку, указанному в Типиконе и Часослове.    На 6-м часе читаются тропарь пророчества, прокимен и паримия.    В конце 9-го часа – молитва Ефрема Сирина только с 3 поклонами.    После молитвы 9-го часа отверзается завеса царских врат, певцы поют «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Каждый стих сопровождается поясным поклоном, а последние три стиха «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко», «Помяни нас, Святый» – с поклонами земными. Затем чтец глаголет – «Лик Небесный», «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш» и кондаки.    Кондаки на изобразительных читаются в следующем порядке: в храме Христовом – кондак храма, дня, рядового святого по Минее, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». В храме Богородицы – кондак дня, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храма Богородицы. В храме святого – кондак дня, храма святого, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне». «Честнейшую», «Именем Господним». Иерей на солее произносит «Боже, ущедри ны» и молитву святого Ефрема Сирина с 16 поклонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Часослов Син. 863 в начале 1-го часа приводит тропарь: «Ночь прешед, благодарю Тя, Господи»; этот тропарь повторяется трижды. Затем, после восьми псалмов и Аллилуиа со стихами, читается, в качестве тропаря часа, молитва «(Христе), Свете истинный», предваряемая словами своего окончания: «И исправи», служившими, вероятно, ее припевом. Вслед за тем – на «Слава» – указываются и другие тропари, чередующиеся по дням недели: в понедельник и вторник – «Грешников просящих услыши, Господи», в среду и пятницу – «Яко имеяй множество щедрот на смирение наше», в четверг – «Пречистая Богородице, в отчаянии от лютых наших прегрешений», в субботу – «Победоноснии мученицы». Наконец, приводятся, по-видимому, тоже в смысле тропаря, обычные стихи часа: Пс. 118 , ст. 133–135 (Стопы моя) и Пс. 70 , ст. 8 (Да исполнятся); при чем первый стих повторяется трижды. На 3-м часе за псалмами следует тропарь часа «Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа», с надписанием: «Того благий». Наряду положены и другме тропари: в понедельник и вторник – «Помышляю день страшный и трепещу» (9 каф.), в среду и пятницу – «Токмо водрузися древо креста» (сед. 6 гл.), в четверг – «Милосердия источник (двери?) отверзи нам». Читаются неизменно, в качестве тропаря, и обычные стихи: «Господь Бог благословен» ( Пс. 67:20–21 ), с троекратным повторением первого стиха. В числе тропарей 6-го часа первым, после псалмов, поставлен нынешний тропарь «Иже в шестый», но в измененном и дополненном виде; при чем надписывается он словами своего видоизмененного окончания: «И гвоздьми». На «Слава» для понедельника и вторника назначается тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», для четверга – «Упование мира, благая Богородице Дево» (отпуст. 6 гл.), для пятницы – «Господи, очисти грехи наша, Ты бо еси человеколюбец». Затем читаются обычные стихи: «Скоро да предварят ны», трижды, и – «Славы ради имене Твоего» ( Пс. 78:8–9 ). На 9-м часе после псалмов положен тропарь «Иже душу, на древе вися, предал еси»; тропарь этот предваряется и заканчивается молитвенным возгласом «Христе Боже наш, слава (Тебе)» и напоминает собою обычный тропарь 9-го часа: «Иже в девятый час». За ним следуют иные тропари: в понедельник и вторник – «Страшен еси, Господи, и кто противостанет праведному Твоему гневу», в среду и пятницу – «Пречистому образу Твоему», в четверг – «С пророками и мучениками, и учениками Спаса, Богородице Марие, предвари». После тропарей приводятся обычные стихи: «Не предаждь нас до конца», трижды, и – «Авраама ради» ( Дан. 3:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010