На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 3-й: «Доблии мученицы истины...», «И ныне» – предпразднства, глас 8-й: «В Вифлееме раждается...». По Трисвятом – тропарь мучеников. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Вифлееме...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...», возглас: «Яко милостив...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется. Примечание. Поскольку навечерие Рождества Христова в текущем году приходится на субботу, совершение царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу (см. Типикон, 24 декабря, 1-е «зри»; 25 декабря, 2-е «зри»). Отдельно от утрени (по Уставу, «в начале втораго часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов навечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных . Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 44-й и 45-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ. По окончании 45-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-05/

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже. Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня. Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8). Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно. Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

http://pravoslavie.ru/98568.html

Обеты письменные навсегда остаются в монастыре Принятие детей Должны принести потребное для бескровной жертвы Милостыню приписывают до своей смерти, не отдают Священника Не скоро принимать. Если настаивает, то только согласно с уставом, чтобы все исполнял без чести. Ставят на рядовое место Монаха-странника Утешать в гостиной Если намеревается вступить в братию – испытывать: если с пороками – не брать, попросить удалиться Если благого нрава – убеждать остаться для примера другим Суточный режим От Пасхи до сентября 1–4 час: братия выходит на работы; 4–6 час: чтение; по 6-м: обед, отдых; с 9-го: работа до вечера От сентября до Великого поста До 2 часов: чтение; в 2 часа: три часа петь; потом работа до 9 часа, обед, псалмы В Великий пост С утра до 3 часа: чтение; с 3 до 9: работы В воскресенье Чтение, работы по благословению Может быть и два раза, по немощи братии: в 3-м или 6-м часу: обед; вечером: ужин Достаточно два варева + 1 фунт хлеба на брата + овощи (если достанут) Стакан вина (виноградного) в день. Но кому Бог дал, пусть воздерживается «Ибо вино, как читаем, есть вещь вовсе не монашеская» Время трапезы От Пасхи до Пятидесятницы – два раза: в 6 часов (12 часов у нас) + вечером ужин В среду и пятницу – пост до 9-го часа (15 часов) В Великий пост – одна трапеза повечеру (чтобы окончить все при свете) Престарелые и дети Снисхождение в роде пищи и пораньше, чем для всех «Разрешать больным и вкушение мяса для подкрепления наиболее немощных. Но коль скоро оправятся, пусть по обычаю воздерживаются от мяса» Больные Им служат с особой заботой. Чаще разрешают бани После трапезы Собирались все на чтение (часто преподобного Кассиана) и на повечерие Всем вместе либо по десять человек. В одеждах, опоясанными Одежда Одежды братиям должны быть назначаемы по качеству места, где живут Куколь (два): на зиму – шерстяной, на лето – платяной Полукафтанье (два): для вымывания и для ночей Нарамник (один) – для работ Обувь: сандалии и сапоги Феморали (=пантолоны) – в дорогу На кровать – рогожу, сагу (=мешок с сеном), одеяло, подушка

http://pravoslavie.ru/31621.html

Тогда просим пожаловать. Книги Григория митрополита 5 и Устав братский с отчетами переплести послал. Еще велел переплести и собор 1654 года, как книжечку, содержащую знаменитый памятник. 6 От преосвященного Викторина 7 я получил приглашение побывать в его епархию. Я думаю пока отказаться, – не знаю на дела взгляд нового владыки. Как владыка оглядится с делами и какие будут его распоряжения, тогда можно будет лучше видеть. Вы что об этом скажете? Призываю на вас и на ваше семейство Божие благословение. Архимандрит Павел.» «И писать и читать слово архимандрит так еще не привык, что оно как будто мне чужое, и это потому, что оно весьма выше моего достоинства». Затем 3-го мая о. Павел писал мне: “Получено официальное известие о приезде владыки. Он прибудет в Москву 7-го числа утром в 9 часов, а вход в Успенский собор последует 10-го числа. Я ездил к о. председателю справиться, когда назначить время явиться ко владыке Совету Братства св. Петра. Отец председатель назначил 8-го числа в 10 часов собраться на Троицкое подворье. Если вам угодно и удобно это время, то прошу меня уведомить, и я повещу о том и прочих членов Совета. Алексей Иваныч желает участвовать в представлении. Андрей Ефимыч Сорокин 8 просил меня пригласить и его, как члена Братства. Если вам это угодно, то и его приглашу, а если не угодно, то нет. Только прошу меня о том уведомить. С открытия братской лавки 9 , с 4-го апреля по 1-е мая, всех брошюр и листов продано 1116, на сумму 70 руб. Я думаю, что это хорошо; а какой будет впредь успех, еще предположить трудно.» Не получив еще этого второго письма, я писал о. Павлу 4-го мая в ответ на предшествовавшее письмо его: “Получил я письмо ваше (от 28-го апр.), а вчерашнего дня еще пакетик со вложением Старообрядца. Относительно предполагаемого представления владыке я должен сообщить вам, что на 8-е число назначено в числе прочих представление нашей Академии. Не включено ли в число представляющихся на этот день и наше Братство? Во всяком случае не воспользоваться ли нам этим именно днем, чтобы испросить дозволение представиться? Это мог бы устроить нам преосвященный Амвросий, распоряжающийся этим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Жизнь показывает, что некоторые службы – как Рождество, Крещение, Страстная – мы нередко путаем: поэтому я и пишу здесь об уставе. Если Рождество случится в понедельник или воскресенье, то царские часы справляются в предшествующую пятницу. Сначала священник, облачившись в фелонь (а архиерей – в мантию и малый омофор с клобуком), выносит на середину Евангелие и полагает на аналой. Потом начинает часы обычным возгласом: «Благословен Бог…» Если где есть диакон, – возглашает прежде: «Благослови, владыко». Чтец читает часы. Церковник заранее заготовляет кадило и угли на все время часов. Обычно после «Приидите, поклонимся…» начинается каждение: вокруг Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, клиросы, людей и весь храм, опять иконостас, настоятеля, Евангелие с одной передней стороны. Тропарь предпразднства – петь, а не читать; ибо царские часы – служба торжественная. Прочие тропари часов также поются. Затем паримии, Апостол и Евангелие. Во время Апостола каждения нет, хотя бы был и диакон: не положено в уставе. На 3-м и 6-м часе каждение совершается только вокруг Евангелия, пред иконостасом и – предстоящих; но ни алтарь, ни храм не кадятся. А на 9-м часе так же кадит, как и на 1-м. По прочтении Евангелия – оно уносится в алтарь; и царские врата, доселе все время открытые, затворяются. В конце изобразительных – разница: если в этот день не бывает литургия (когда Рождество в понедельник и воскресенье), тогда после «Всесвятая Троице…» поется трижды «Буди имя Господне…»; затем читается «Слава, и ныне» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» Если же в тот же день будет литургия, то после «Всесвятая Троице…»: Диакон: «Премудрость». Лик: «Достойно есть» (половину). Священник: «Пресвятая Богородице…» Лик: «Честнейшую…» И отпуст обычный (а не рождественский), и многолетствование. Если же Рождество случится в другие дни, то есть кроме воскресенья и понедельника, то царские часы служатся накануне праздника; и тогда они начинаются ранее, – можно в 8 часов утра (по уставу: «в начале втораго», то есть в начале 8-го утра). Если Рождество в воскресенье или понедельник, то в пятницу после царских часов ничего не служат до самой вечерни: литургии не бывает. Если же Рождество в другие дни, то будет литургия накануне (в навечерие праздника).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Службы русским святым: 1) 23 марта (мая?) – Леонтию Ростовскому (83 об.–89 об.); 2) 24 июля – Борису и Глебу (102–107). Рукопись начинается службою 1 сентября, оканчивается службою 9 марта. 789. Сборник избранных служб , в лист, 505 лл., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 272, 432 и 473 подклеены с ущербом для текста; 1-й лист чистый. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Трефолой от церкви Николая чудотворца что во святой Луке». Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается началом службы 1-го февраля. Службы русским святым: 1) 20 сентября – великому князю Михаилу Чернииговскому и боярину его Феодору (59–68); в службе два канона, из которых один надписан: «твоение таха иеромонах Пахофомиа святыа горы сербина». Этот канон не значится в сочинении Барсукова: «Источники русской агиографии»; 2) 25 сентября – Сергию Радонежскому (73–84); 3) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (185 об.–196 об.); 4) 21 декабря – Петру митрополиту (329–338). 790. Сборник избранных служб , в лист, 490 лл., без начала, полууставом XV–XVI вв., в гожаном переплете; листы 60, 102, 222, 226, 247, 452 и 453 подклеены. с ущербом для текста; 175 лист позднейшаго письма. Рукопись уачииается продолжением службы на 1-e сентября, оканчивается последованием часов в навечерие Рождества Христова, которое помещено в рукописи за службою в неделю по Рождестве Христове. Службы русским святым: 1) 19 сентября – великому князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (46 об.–90 об.); 2) 20 сентября – великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (90 об.–101); 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (106 об.–122); 4) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (201 об.–218 об.); 5) 21 декабря – Петру митрополиту (405 об.–417). Кроме указанных, есть еще служба Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде (286 об.–296 об.). 791. Сборник избранных служб , с проложными сказаниями, в лист, в два столбца, без начала и конца, 260 лл., полууставом XV–XVI вв., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы 142, 143 и 186; от 62-го листа осталась только нижняя половина. Нет нескольких листов между листами: 18 и 19, 86 и 87, 105 и 106, 133 и 134. На поле 246 об. приписка скорописыо: «Сия книга лета 7188 (1680) года ануария». Рукопись начинаетея проложными сказаниями 7-го декабря, оканчиваетея стихирами службы 13-го февраля. Между прочими службы: 1) декабря 21 – Петру митрополиту (55 об.–64 об.); 2) января 12 – Савве Сербскому (157–164); 3) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (239 об.–250) и 4) февраля 12 – Алексию митрополиту (250–260).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресение, 4 января Чуть свет, наши русапеты закопошились 48 . Шум и гам обычные. Звон к обедне получасом ранее. Молящихся было весьма немного. После службы чай и сборы. Ранее 10 часов Патриарх отправился, прислав гонца ко мне с извещением. После немалых перипетий были готовы и мы – я, Парфений 49 , Симон 50 , Порфирий 51 и Якуб, предводимые Хусейном Зяде 52 . Едем. Бедовый конь Парфениев. Гефсимания, Елеон, Вифания. Спуск к источнику Апостолов. Ожидающий нас уже целый час Патриарх с владыкою Мелетием. Присоединение наше к великому каравану. Тепло и чуть не жарко. Переодевание. Едем далее. Зелено, прохладно и весело. У хана 53 отдыхаем и закусываем притом пирожками, яйцами и апельсинами, увлажняя кое-чем сухоядение. Спуск и спуск. Фотий с иерихонцами, предводимый своим губернатором Юзефом-агою 54 . Страшная уади Кельт 55 . Пешеходство до самой равнины Иорданской. Многоводный поток. Остановка у греческой гостиницы. Переезд к нашему приюту 56 . Многолюдство непомерное в доме и в саду. Просто ступить ногою негде. Осмотр наших владений. Чай в «моей» (!) комнате и росстани. Шатательство туда-сюда при свете луны. Мечтания о верхнем этаже дома 57  и другие pia desideria 58 . Понедельник, 5 января Еще было темно, как все закопошилось и загудело в доме. Часа полтора тянулась отправка люда Божьего на Иордан. Чуть забрезжило, постучались ко мне в дверь и доложили, что Блаженнейший уже тут и ждет меня. Наскоро собрался я и примкнул к его свите. Разлившийся поток Елисеев, принятый мною за реку Хозевитскую 59 . Прохладно до холода. В стороне монастырь Предтечи 60 . Спускаемся в долину. Сыро. Торжественная встреча с ружейными выстрелами без числа и меры. Спешенье и процессиальное шествие к временно сколоченной на берегу святой реки церкви. Немедленно за сим чтение царских часов 61 : 1-го по-гречески, 3-го по-русски, 6-го по-гречески и 9-го по-русски. Служили Божественную литургию Епифаний 62 и наш Парфений. По окончании ее было на реке водосвятие, совершенное Его Блаженством. Вся служба кончилась ранее полудня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

5) «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный...», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Приидите, поклонимся...». Примечание. Помимо данной, наиболее распространенной практики, существуют еще следующие традиции, касающиеся исполнения тропаря Пасхи на службах суточного круга в послепасхальный период. По одной из них, на 1-м, 6-м часах и вечерне тропарь Пасхи не отменяет текст «Приидите, поклонимся...», а предваряет его. По другой традиции, «Христос воскресе...» не произносится в начале присоединяемых служб (напр., вечерни, 1-го и 6-го часов), на них читается только «Приидите, поклонимся...». 6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых...» поется (единожды) вместо «Видехом Свет Истинный...». Входное: «Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...». 7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых...». 8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает. 9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых...» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб. 10) «Царю Небесный...» не читается и не поется до дня Святой Троицы. 11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

Для молитвы же внешней, особенно для общественного Богослужения, требовались определенные часы дня и ночи. Так было в церкви Ветхозаветной, где в скинии приносилась утренняя и вечерняя жертва. 1281 Кроме того, Царь Давид молился и повелевает молиться утром, 1282 в полдень, вечером и в полночь. Он говорит: вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Пророк Даниил молился в три времена дне. 1283 В Новозаветной церкви сам законоположник Иисус Христос и Его ученики – св. Апостолы молились и в полночь. 1284 Частью в подражание Иудеям, частью из желания молиться в минуты важнейших событий христианской церкви, христиане также собирались ежедневно для молитвы в определенные часы даже во времена гонений на христиан. Когда же гонители препятствовали им собираться в определенные часы дня, то они собирались для молитвы ночью. С прекращением гонений христиане распределили свои службы применительно к утвердившемуся Римскому обычаю делить день и ночь на четыре стражи. В уставе Студийском, напр., сказано: «да будет ведомо, яко по миновании второй стражи нощи или 6-го часа, в начало седьмого падает знамение водяных часов и по знаку его встает будильник и обходит спальни со свещею, возбуждая братию встать для утреннего славословия». 1285 Таким образом мало-помалу образовались ежедневно совершаемые службы церковные и с известного времени совершались церковью в три времени дня: 9-й час, вечерня и повечерие отправляются при окончании дня; полунощница, утреня и 1-й час совершаются от полуночи до рассвета; в 9-й час по нашему счислению 1286 совершается Божественная Литургия с последованием 3-го и 6-го часов. Самую же существенную часть всего повседневного Богослужения, к которой все другие части Богослужения тяготеют, как к своему центру, предшествуя ей и приготовляя тем христиан к важнейшему Богослужению, составляет совершение того священнодействия, которое Иисус Христос повелел творить в свое воспоминание. Это та вечеря Господня, 1287 которую Он установил пред временем своих страданий; на ней и теперь, как и прежде, глубочайшая тайна нашей веры, так сказать, постоянно опять воплощается; на ней воспоминается и празднуется самое высокое и искреннее соединение благодарной и молящейся церкви с её главою или сидящим одесную Бога Отца и однако невидимо и действительно – духовно присутствующим, Иисусом Христом, насколько она способна к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Самые ранние литургические книги, содержащие термин «ипакои»,- это груз. Лекционарии , отражающие традицию иерусалимского богослужения V-VII вв. (см.: Tarchnischvili. 1959-1960; Leeb. 1970). Здесь И. также употребляются в качестве припевов к стихам псалмов. Каждому тексту предшествует указание «И говорят ипакои», хотя, судя по контексту - исполнение народом или клириками,- скорее всего подразумевается хоровое пение на достаточно простые мелодии, возможно в виде мелодической речитации. В Лекционариях содержатся И. только для больших праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление (на вечерне и на освящение воды), Вход Господень в Иерусалим, Великий понедельник, Великий четверг (на умовение ног), Великая пятница (во время шествия по местам Страстей Христовых и на омовение Креста), Великая суббота (на крещении оглашенных) и Воздвижение Креста Господня. Самые большие группы И. встречаются в службах Великой пятницы и Воздвижения (т. н. Ипакои Креста). Некоторые тексты этих древнейших И. встречаются только в этой группе источников, другие сохранились в совр. богослужении, хотя почти все поменяли жанровую принадлежность. Напр., на Рождество Христово указаны И. «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк 2. 14) и «Исаие, ликуй,/Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила» (ныне ирмос 9-й песни канона 5-го гласа), на великое освящение воды в день Богоявления - «Ко гласу вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень» (Ис 40. 3) (в совр. богослужении - начало одного из тропарей царских часов навечерия Богоявления). В Великую субботу после совершения таинства Крещения новообращенные входят в храм с пением И. «Елицы во Христа креститеся». Некоторые И. в совр. богослужении не только существуют в ином жанровом определении, но и поются в др. дни и на др. гласы. Особенно много сохранилось И. из ночной службы Великой пятницы. Напр., И. 7-го гласа «О Иудина окаянства» в неизменном виде исполняется ныне как стихира 1-го гласа на «Господи, воззвах» в Великую среду, а И. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» и «Егда предстал еси Каиафе, Боже» в неизменном виде стали седальнами соответственно 6-го и 12-го антифонов «Последования Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010