6-я лекция «Молитва» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Андреем Рахновским. Лекция протоиерея Андрея Рахновского (продолжительность: 1 час 22 мин.)      Ответы на вопросы (продолжительность: 43 мин.)      Рейтинг: 9.5 Голосов: 612 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 15 апреля 2017, 14:42 Спасибо большое за лекцию! Кратко, лаконично, по существу и по нашим нуждам. Спаси Господи! Василий 1 декабря 2016, 14:47 Здравствуйте. Лекция -полезная, много сказано по делу и очень правильно. Спасибо. Но, есть очень важная деталь, я говорю о платке на голове у женщин. На вопрос: как носить платок? был очень странно получен ответ...Возьмем к примеру писание и толкование его, а не то как греки и еще кто то там к делу относиться и уж не как на каком то приходе решили придумать и поступить!( а то тогда уже будет не Церковь Христова, а собрание секты)Первое послание к Коринфянам:3Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. 4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 6Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. 11Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Если посмотрим толкование на этот отрывок Святых отцов, то поймем, что жена смиренная будет носить платок и будет перед молитвой одевать его, конечно ясно ,что детишкам и девам его и не обязательно одевать, но ради смирения, как бы готовя себя стать под мужем, платок надо надевать. Понятно, что молиться надо и можно в любое время, по этому не всегда это возможно в платке, но что касается Храма и еще какого то уединенного место для молитвы, то конечно надо надевать платок. Ясно конечно, говориться о Благочестии,но кто и дальше как бы по любви и небрежению собрался жить, ну что ж, у каждого своя воля!!!

http://pravoslavie.ru/98653.html

( 77 , 1) Все эти данные можно найти у Скамона Митиленского, Теофраста Эресского, Кидиппа Мантинейского, Антифана, Аристодема, Аристотеля, а также у Филостефана и перипатетика Стратона в его сочинении Об изобретениях. (2) Все эти выдержки я привожу для того, чтобы продемонстрировать еще раз, что варвары изобрели немало полезного для обыденной жизни, и греки многое у них позаимствовали. (3) Если же кто вздумает пренебрежительно отзываться об их языке, то отвечу им словами Анахарсиса: «Все эллины говорят как скифы (skuqi/zousin)». (4) А Анахарсис этот пользовался почетом у эллинов за его изречение: «Одежда для меня — шерсть, пища — молоко и сыр». Видите теперь, что варварская философия заботится скорее о деле, нежели о словах. ( 78 , 1) Апостол же говорит: «Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец».  «И потому говорящий на чужом языке молись о даре истолкования».  (2) Но ведь и искусство словесности и письменность проникли к эллинам сравнительно поздно. (3) Так, первое сочинение о природе написал Алкмеон из Кротона, сын Перифа. (4) Другие же говорят, что первым издал книгу о природе лишь Анаксагор из Клазомен, сын Гегезибула. (5) Стихотворные произведения на музыку переложил первым Терпандр из Антиссы, используя для этого спартанский лад (no/moi). Дифирамбы изобрел Лазос из Гермионы, гимн изобретен Стесихором Гимерейцем, танец — лакедемонянином Алкманом, любовная поэма — теосцем Анакреоном, а танец в сопровождении пения ввел фивянин Пиндар. Милетянин Тимофей первым установил правила пения для лиры и хора. ( 79 , 1) Ямб изобрел Архилох Паросский, а Гиппонакс с Эфеса — неполный ямб. Афинянин Феспид изобрел трагедию, а Сусарион икариец — комедию. (2) Грамматики приводят даты жизни всех этих мужей, однако сравнительное рассмотрение всех этих дат было бы слишком долгим, да и ненужным делом, поскольку, как мы уже видели, даже сам Дионис, именем которого называются дионисийские праздники, жил значительно позже Моисея или, в лучшем случае, примерно в то же время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

7–9. На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. (На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл ecu требы твоя: и за подвоями дверей твоих положил еси память твою: мыслил ecu, яко аще от Мене отступиши, более нечто возъимееши: возлюбил ecu спящыя с тобою, и умножил ecu блужение твое с ними, и многи сотворил, иже далече от Тебе, и послал ecu послы за пределы твоя, и смирился ecu даже до ада). Ревнуя о почитании мнимых богов, желая к ним приблизиться, иудей-язычник восходил на высокую гору, выдающуюся над всей окрестностью, ибо веровал, что боги его обитают на вершинах гор (Моавитяне, Финикийцы, Греки и пр.), – и на такой горе ставил свой жертвенник: но этот жертвенник скорее был ложем блужения, ибо идолослужение иудея было прелюбодеянием, так как иудей всякий должен был состоять в верном завете с истинным Богом, как бы в брачном союзе с Ним. – И дома он оставался идолопоклонником: за подвоями (то же, что за косяками) дверей своего дома он ставил память свою, точнее – предмета своей памяти – небольшие статуэтки домашних богов (терафимы, пенаты, лары), тогда как Израиль должен был любить Господа и помнить закон Его, по Его заповеди: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей). И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор.6:4–9 ). Служа идолам и в дубраве, и на горе, и дома, иудей-язычник суеверно ожидал, что такое служение (а в сущности – решительное отступление от истинного Бога) принесет ему больше пользы и благополучия, чем верное служение Богу отцов его, Иегове. Так размышляя, и так любя идолов, он даже спал с ними, как падшая женщина со своим прелюбодеем (любовником); и таких любимцев он набирал много, издалека, посылал за ними нарочитых людей (гонцов) за пределы своего отечества (например, в Финикию, может быть, ради того, чтобы приобрести особенно хорошо сделанные статуэтки): но, чем больше он таким богам поклонялся, тем больше унижался, и унизился, наконец, до ада, ибо развратившись до крайности, снискал гнев Божий уже без милости!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(872) Именно поэтому эта Церковь , одна и единственная, имеет лишь одно Тело, одну Главу, а не две, как у какого-нибудь монстра: это Христос и Петр, наместник Христа [Christi vicarius], а также преемники Петра, согласно тому, что Господь сказал самому Петру: «Паси овец Моих» [ Ин 21, 17 ]. Он говорит «Моих» вообще, не имея в виду тех или иных в частности; это подразумевает, что все они были поручены Ему. Если, следовательно, греки или кто-либо еще говорит, что они не были поручены Петру и его преемникам, они должны признать, что не являются овцами Христовыми, частью Его стада? потому что в Евангелии от Иоанна Господь говорит: «И будет одно стадо и один Пастырь» [ Ин 10, 16 ]. (873) Слова Евангелия нас учат: эта власть [potestas] имеет два меча, духовный и светский. Оба они во власти Церкви: меч духовный и меч материальный. Но последний используется для Церкви, первый – Церковью. Первый – руками священников, второй – руками королей и рыцарей с согласия и по воле священников. Меч поэтому должен быть подчинен мечу и власть светская – власти духовной. Духовная власть должна взять верх над всеми видами власти земной по достоинству и знатности, мы должны это признать тем более, что духовные вещи на порядок выше мирских. Истина эта удостоверяет: власть духовная может учредить власть земную и судить ее, если она нехороша. Поэтому, если власть земная исказилась, она будет осуждена властью духовной, если же это произошло с низшей духовной властью, она будет осуждена высшей духовной властью. Но если исказилась высшая духовная власть, один только Бог может ее судить, а не человек. Апостол свидетельствует об этом: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» [ 1Кор 2, 15 ]. (874) Эта власть [autoritas], хотя она дана человеку и используется человеком, – не от человека, но от Бога. Она дана Петру из уст Бога, когда Господь говорит ему: «...что свяжешь...» [ Мф 16, 19 ] и основана для него и его преемников на Том, Кого он, камень, исповедовал. Всякий, кто противится этой власти [potestas], упорядоченной Богом [a Deo ordinatus], «противится Божию установлению» [ Рим 13, 2 ], если только он не предполагает двух начал, как Мани, чье мнение мы считаем ложным и еретическим, потому что, согласно Моисею, не в началах, но «в начале сотворил Бог небо и землю» [ Быт 1, 1 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

8 .3. Второе путешествие апостола Павла (52–54 гг.) ( Деян. 15, 39–18, 22 ) Прожив некоторое время в Антиохии и утвердив там Церковь , апостолы Павел и Варнава вместе со спутниками Силою и Иоанном-Марком, разделившись на две группы, предприняли новое путешествие. Варнава с Марком отплыли на о. Кипр, а Павел с Силою отправились пешком вдоль берега Средиземного моря на север в город Тарс. Святой апостол Павел посетил во втором путешествии следующие места: в Малой Азии – Сирию, Киликию (Тарс), Ликаонию (Дервия, Листра, Икония), Антиохию Гисинийскую, Галатию и Фригию, Троаду (древняя Троя); в Греции – Неаполь; во Фракии – Филиппы, Амфиполь, Фессалоникли (Салоники), Верию, Афины. Город Афины представлял особенно удобное место для евангельской проповеди. Афиняне отличались философским образованием: на улицах и площадях города постоянно велись споры о разных вопросах, так что, кроме синагоги, апостол мог находить слушателей для своей проповеди и под открытым небом. Но гордые своим философским образованием, представители школ стоиков и эпикурейцев высокомерно и поверхностно отнеслись к апостольской проповеди. Они даже не поняли самого главного в ней. Слыша в проповеди апостола имя Иисуса и слово «воскресение», они думали, что он проповедует каких-то новых богов. Жаждующие услышать разъяснений от апостола Павла, греки схватили его и привели на высшее афинское судилище – ареопаг. Здесь апостол произнес блестящую речь, которая может назваться образцом ораторского искусства и христианской проповеди ( Деян. 17, 22–31 ). «Афиняне, – начал свою проповедь апостол Павел, – по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17, 22–23 ). Закончил свою проповедь апостол благовестием о Христе, воскресшем из мертвых. Не веровавшие в воскресение мертвых философы  эпикурейской школы стали смеяться над проповедником и говорили: «Об этом мы послушаем тебя в другое время» ( Деян. 27, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9). Ст. 10. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою». Не вернее ли будет читать этот стих так: «увидев же звезду остановившеюся, они»... или: «поняв звезду, они почувствовали особенно великую радость»? Далее сейчас же говорится, что они вошли в дом: значит, они действительно поняли значение остановки звезды, потому-то и возрадовались. Термин: «понимать», весьма часто и у всех почти народов заменяется термином: «видеть». Припомним еврейское: () (видеть и знать), латинское: videre (видеть и понимать) готское: witan (видеть) и немецкое: merken (?) (знать), славянское: «видети» и «ведети». У нас выражение: видишь, как это не хорошо? равносильно выражению: понимаешь, как это не хорошо? – выражение: чтобы мы видели, что... равносильно выражению: чтобы мы понимали, что... Правда, форме εδον греки почти всегда придавали значение видения (для выражения понятия знания они видоизменяли её в οδα); но, хотя и не часто, зато начиная с самого Гомера они и форме εδον придавали значение если не знания, то понимания. Ст. 16. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Такое чтение не выдерживает, по нашему мнению, тех оттенков мысли, которые заключаются в греческом тексте. Выражение: от двух лет и ниже, по времени... наводит на мысль, что Ирод приказал избить всех детей с двухлетнего возраста до самого последнего новорожденного. Но если бы греческий текст действительно заключал в себе эту мысль, то в нем стояло бы не κατωτρω, а κατωττω. Κατωτρω, правда, значит «ниже», но это значение его не простирается до самого низа, до самого последнего; находящееся ниже всего, оказывающееся самым последним выразилось бы по-гречески словом κατωττω. – Κατ τν χρνον переведено: «по времени». Выражение довольно неопределенное: тогда как κατ τν χρνον имеет весьма определенный смысл; это значит: «приноровительно или применительно ко времени, соображаясь со временем, соответственно времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

( < < back) В практике Греческой Церкви причастие обычно отделено от исповеди, так как право исповедовать имеют лишь некоторые, самые опытные священники. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > У греков со времён турецкого владычества сохранился обычай крестить только середину груди. Тогда это было вызвано опасностью преследований со стороны мусульман, теперь так крестятся в силу привычки. ( < < back) «Не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой…» (Пс. 54:13–14). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Троглодитами древние греки называли коренных жителей Эфиопии, Ливии, Кавказа, Скифии и других стран, которые, в отличие от них, жили не в городах, а в пещерах. ( < < back) В Греческой Церкви — сборники житий святых, соответствующие русским Четьям Минеям, но написанные более кратко. ( < < back) < >< back) > Песнопение, которое поётся на утрени после канона. Для него обычна тема света, откуда его другое название «светилен». ( < < back) < >< back) > В Греческой Церкви Символ веры и молитва «Отче наш» на литургии всегда читаются или самым почётным лицом, или всем народом. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Ср. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). ( < < back) Согласно Уставу, вечерня всегда должна служиться вечером, но в нынешней практике Греческой и Русской Церквей в день Пятидесятницы она обычно совершается сразу после литургии. ( < < back) У слова «покаяние» в греческом монашеском лексиконе есть ещё значение «монастырь, в котором принят постриг». ( < < back) Монах Иосиф Ватопедский. «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского». В русском переводе книга издана московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2004 г. ( < < back) Участник монашеского движения колливадов, во главе которого стояли преподобные Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и Афанасий Парийский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

„И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться... И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь“( Иер. 31:12–14 ). Но пресыщение этими благами не ведет к добру и порицается в Священном Писании . „Кто любит веселье,–обеднеет, а кто любит вино и тук–не разбогатеет (Пр. 21: 17).“ „Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток“. „Горе тебе, земля, когда царь твой отрок и когда князья твои едят рано. Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и князья твои едят во время, для подкрепления, а не для пресыщения“.( Еккл. 10:16–17 ). Сделав общий очерк того, что и как ели и пили древние евреи, дополним его сообщениями путешественников о том, как питаются палестинские жители в настоящее время. „Какое кушанье подают там на первую смену? Наших щей, нашего вкусного борща, пишет о. протоиерей Фоменко, там не знают. А кашу кушают. Там это очень распространенное кушанье, как и у нас. Что же подают вместо щей? На тех обедах, на которых мне приходилось угощаться, первое блюдо состояло из порезанных на круглые части помидоров (а как они превосходно дозревают на Востоке, и как они вкусны там!); к этим помидорам добавлялись маслины, сладкий лук, изредка чеснок; (лук и чеснок в Палестине и Египте очень вкусные и любимые приправы к столу) капорцы и оливковое масло. Все эти принадлежности первого кушанья перемешивались вместе в одном блюде, подавались в сыром виде и их брали из блюда руками. Греки называет это блюдо: салатикон. Оно общеупотребительное кушанье во всей Палестине и Сирии. Другое общеупотребительное кушанье там, как и у нас – это каша. Наименьше мне приходилось встречать кашу в виде разваренного риса. Чаще мне приходилось угощаться кашей из мелких пшеничных и ячменных круп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   h5 Авв.1:6—11. Ибо вот Я подниму халдеев, народ жестокий и неудержимый, ходящий по широтам земли, чтобы захватить чужие поселения. Он внушает страх и ужас: от него самого будет исходить суд его и тяжкое бремя. Кони его легче барсов и быстрее вечерних волков и рассыплются повсюду всадники его, ибо кони его прибудут издалека: они прилетят, как орел бросающийся на добычу. Все они прибудут, чтобы грабить. Их лицо, как жгучий ветер, и соберет он пленников, как песок, и будет он торжествовать над царями, и жестокие правители будут посмешищем ему. Сам он смеется над всякою крепостию: он окружит ее валом и возьмет ее. Тогда изменится дух его: он будет ходит вокруг и сокрушаться, — эта сила его есть сила Бога его.     LXX: Ибо вот я воздвигну халдеев, народ жестокий и неудержимый, который ходит по широтам земли, чтобы овладеть селениями не своими, он страшен и славен. От него самого будет исходить суд его и захваты будут уходить от него. И выскочат кони его быстрее рысей и волков Аравийских, и сядут на коней всадники его, и полетят на грабеж издалека, и будут лететь, как орел, готовый к тому, чтобы пожрать. Придет конец нечестивых, сопротивляющихся лицам их; и соберет он пленников, как песок, и сам будет посмеиваться над царями, и жестокие правители будут увеселением для него; он поругается над всякою твердынею и устроит насыпь и возьмет ее. Тогда изменит дух свой и будет ходить вокруг и смиренно говорит: «Такова крепость Бога моего».    — То, что я сказал вам: „Присмотритесь к народам, внимательно смотрите и вы удивитесь и придете в изумление, потому что во дни ваши совершится деяние, которому никто не поверит, когда о нем будет рассказано“, — это и есть именно то, что описывает следующая речь: Вот я воздвигну Навуходоносора и Халдеев, народ воинственнейший и неудержимый, свидетелями крепости которого и военной храбрости являются почти все греки, которые писали историю варваров. И дело его состоит не в том, чтобы обрабатывать землю плугом, но чтобы жить мечем и грабежом и чтобы захватить города, не принадлежащие ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

   (77, 1) Все эти данные можно найти у Скамона Митиленского, Теофраста Эресского, Кидиппа Мантинейского, Антифана, Аристодема, Аристотеля, а также у Филостефана и перипатетика Стратона в его сочинении Об изобретениях. (2) Все эти выдержки я привожу для того, чтобы продемонстрировать еще раз, что варвары изобрели немало полезного для обыденной жизни, и греки многое у них позаимствовали. (3) Если же кто вздумает пренебрежительно отзываться об их языке, то отвечу им словами Анахарсиса: «Все эллины говорят как скифы (skuqizousin)». (4) А Анахарсис этот пользо­вался почетом у эллинов за его изречение: «Одежда для меня — шерсть, пища — молоко и сыр». Видите теперь, что варварская философия заботится скорее о деле, нежели о словах.    (78, 1) Апостол же говорит: «Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, напри­мер, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужест­ранец, и говорящий для меня чужестранец» (1Кор. 14:9—11). «И потому говорящий на чужом языке молись о даре истолкования» (1Кор. 14:13). (2) Но ведь и искусство словесности и письменность проникли к эллинам сравнительно поздно. (3) Так, первое сочинение о природе написал Алкмеон из Кротона, сын Перифа. (4) Другие же говорят, что первым издал книгу о природе лишь Анаксагор из Клазомен, сын Гегезибула. (5) Стихотворные произведения на музыку переложил первым Терпандр из Антиссы, используя для этого спартанский лад (nomoi). Дифирамбы изобрел Лазос из Гермионы, гимн изобретен Стесихором Гимерейцем, танец — лакедемонянином Алкманом, любовная поэма — теосцем Анакреоном, а танец в сопровождении пения ввел фивянин Пиндар. Милетянин Тимофей первым установил правила пения для лиры и хора. (79, 1) Ямб изобрел Архилох Паросский, а Гиппонакс с Эфеса — непол­ный ямб. Афинянин Феспид изобрел трагедию, а Сусарион икариец — комедию. (2) Грамматики приводят даты жизни всех этих мужей, однако сравнительное рассмотрение всех этих дат было бы слишком долгим, да и ненужным делом, поскольку, как мы уже видели, даже сам Дионис, именем которого называются дионисийские праздники, жил значительно позже Моисея или, в лучшем случае, примерно в то же время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010