И остались... без закона и письма 726 . И они породнились с жителями (той) страны и [смешались с язычниками] и научились делам их 727 . И они всегда выходили вместе с ними на [войну] и стали одним (с ними) народом. Только завета обрезания они держались, и [некоторые из них] соблюдали субботу. И не было царя в стране казар 728 , а того, кто одерживал победы на войне, они ставили над собой военачальником (и продолжалось это) до того самого дня, как евреи вышли с ними по обыкновению на войну, и один еврей выказал в тот день необычайную силу мечом и обратил в бегство врагов, напавших на казар. И поставили его люди казарские, согласно исконному своему обычаю 729 , над собою военачальником. И оставались они в таком положении долгое время, пока не смиловался господь и не возбудил в сердце (того) военачальника желания принести покаяние, и склонила его (на это) жена его, по имени Серах 730 , и она научила его сделать (себе) полезное 731 . Он и сам, будучи (уже) подвергнут обрезанию, был согласен (на это), да и отец молодой женщины, человек праведный в том поколении, наставил его к пути жизни. Когда же услышали об этом цари македонские и арабские 732 , они очень разгневались и послали к казарским князьям послов со словами хулы на Израиля: «Зачем вам переходить в веру иудеев, которые находятся в рабстве у всех народов?» И они говорили слова, которых мы не в состоянии передать, и склонили сердце князей ко злу. И сказал (тогда) главный князь, еврей 733 : «Зачем нам много говорить? Пусть придет несколько мудрецов израильских, греческих и арабских и расскажет перед нами и вами каждый о деянии Бога……….конец его» 734 . И они так сделали и послали... царям арабов; мудрецы же израильские добровольно пришли... [к] князьям казарским 735 . И начали греки свидетельствовать... и стали иудеи и арабы опровергать их. А затем... и опровергали их иудеи и греки. И после того начали говорить [мудрецы израильские начиная от шести дней творения до того дня, когда израильтяне поднялись из Египта, и до прихода их в землю населенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати, греки тоже пользуются еврейскими именами, например, свт.Иоанн Златоуст. - Вот имя Федот (т.е. Богом данный), так есть же русское имя Богдан. Назову я так сына, и он с детства будет знать, что он - дитя, данное Богом. И у него вопрос возникнет: «А кто такой Бог? А почему Бог дал вам меня?» И вот уже можно с ним говорить о Боге, о Христе, о Любви. А если сына зовут Федя, возникнут у него такие вопросы? Возможно. Но много позже. Ибо его имя ему ничего не говорит. Сусанна - почему так и не назвать Лилия? О. Владимир: - Когда мы приняли христианство, греки воспользовались этим и привнесли и свои имена. У нас сейчас продолжается та же традиция: когда крестим в Православие татар, казахов, башкир... то даём им имена по святцам, а ведь у них тоже есть свои имена. Был Толгат, стал Анатолий. Хотя это интересный вопрос: почему мы не можем сохранить человеку его имя, каким назвали родители? А может быть, он его прославит! И мы, если бы крестились именами предков, имели бы сейчас небесных покровителей со славянскими именами. Это проблемы, которые перед нами жизнь ставит, и мы должны дерзать их как-то решать. О.Игорь: За истекшее тысячелетие не только имена, но и библейские истины столь прочно вошли в наше сознание, что мы даже не задаёмся вопросами, откуда это. Мы активно пользуемся в общении друг с другом словами и целыми фразами из Священного Писания. Многие русские народные пословицы, поговорки, афоризмы, летучие фразы - этот кладезь народной мудрости - восходят в текстам Священного Писания. Например: «Кто не работает, тот не ест» - «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт.3.19) ; «Друг познаётся в беде» - «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит.17.17) ; «Кто сеет ветер - пожнёт бурю» - «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.4) ; «Как аукнется, так и откликнется» - «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31) ; «Пришла беда - открывай ворота» - «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно - палатки мои» (Иер.4.20); «Шила в мешке не утаишь» - «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф.10.26); «Язык мой - враг мой» - «Язык глупого - гибель для него» (Прит.18.7), «Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак.3.8)...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Мы снова у Храма Св. Гроба Господня. Посмотрим отсюда на прочие достопримечательности Иерусалима. По левую сторону «Св. ворот» находится двухэтажное здание колокольни с церковью во имя Сорока мучеников. В этой церкви – гробница Иерусалимских патриархов. С этой церковью соединяется другая: во имя Мироносиц. Сохранилось предание, что эта церковь построена на том самом месте, где Мария Магдалина увидела Господа по Его воскресении и услышала от Него слова: «Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не взошед к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Вот смежная церковь Св. Иакова. Св. Иаков был первым епископом Св. Града, и в церкви во имя его сохраняется его кафедра; здесь же – икона Богоматери, писанная, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Можно представить себе то невыразимое чувство благоговения, с которым поклонник подходить к этой иконе Богоматери – древней и писанная рукой того, кто описал и земную жизнь Ея Божественного Сына! С южной стороны площадки храма, о которой мы говорили в III главе книжки, находится так называемое «Геосиманское подворье», и в церкви его – плащаница Божией Матери. Монастырь греческий, под именем Авраамиева, переносит нас в глубочайшую древность, в ту седую старину, когда жил и действовал патриарх Авраам: Здесь он готов был принести в жертву Иегова своего единородного сына Исаака, но был удержан ангелом. Тут же помещаются и многие другие церкви и обители. Они принадлежат разным народам, и каждая, по месту или по находящимся в ней предметам, связана с каким-либо священным преданием. Заслуживает полного нашего внимания так называемая «Святогробская обитель» с ее громадными постройками, в которых живут черноризцы, греки имеются помещения для богомольцев. Эти старые обители вызывают у посетителя чувство глубокой благодарности: в то время, когда не было еще всех тех удобств, какими ныне обставляется путешествие в Иерусалим и пребывание в нем; когда постоянные смуты и беспокойства угрожали пришедшему помолиться даже опасностями, – в это время большая греческая обитель одна стояла на страже интересов прибывающих в Иерусалим и исполняла то, что в настоящее время исполняют многие другие учреждения. Нужно и вообще заметить, что православные греки оказали в этом случай много услуг, и по справедливости им принадлежит наибольшее число монастырей и храмов в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народ, бывший с ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря… Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо — местоимение тоато ‘это’ выдвинуто вперёд, чтобы передать сильное подчёркивание. Речь идёт о двух толпах: одной, идущей вместе с Иисусом и свидетельствующей о чуде, и второй, которая вышла навстречу Ему. Это чудо, как сказано у Иоанна в 11:45–46, имело решающее значение. Фарисеи говорили между собою — возвратное местоимение в значении взаимного (‘говорили друг другу’). Видите ли — глагол qewre‹te может быть понят как форма изъявительного наклонения (‘видите’) или императива (‘смотрите’). Ср. 11:49. Не успеваете ничего — глагол зfele‹n ‘помогать, приносить пользу’, см. ещё в Мф 27:24; Ин 6:63; ‘у вас ничего не выходит, вы ничего не достигаете’. Весь мир идет за Ним — евр. kol ha‘olam ‘весь мир’ и сходное выражение по-арамейски — обычная идиома в значении ‘все (люди)’, ср. франц. tout le monde ‘все’, букв. ‘весь мир’; ср. 7:4; 14:22; 18:20. Буквально это значит не более чем ‘все на Его стороне’, но в духе обычной для Иоанна иронии здесь возникает дополнительный смысл, не осознаваемый самими фарисеями: во-первых, Иисус был послан в мир для того, чтобы спасти мир (3:17) и во-вторых, непосредственно следующий за этим эпизод с греками, пришедшими на праздник (ст. 20), предвозвещает будущую Церковь из язычников, которая распространится на весь мир. Пророчество Зах 9:9 также имеет универсальное значение. 27. Греки, пришедшие на праздник, и предсказание о смерти (12:20–36) Приход эллинов к Иисусу означает исполнение невольного пророчества в предыдущем стихе (весь мир идет за Ним). Иоанн пишет Евангелие для грекоязычных читателей, главным образом — для христиан из язычников. Он знает, что весть Евангелия дошла до них и что христианская Церковь включила их в себя, но греки остаются пока на периферии повествования. Иоанн рассказывает о том, что они просили Филиппа о встрече с Иисусом и что Филипп и Андрей сообщили Ему об этом, однако не говорит о том, состоялась ли сама встреча. Было бы одинаково ошибочным увидеть тут нарушение логики повествования (незавершённый сюжет) или стремление Евангелиста к исторической точности, — то есть что он не знал, состоялась ли встреча, и только потому не написал об этом. Смысл незавершённости рассказа заключается в том, что язычники приблизились к Иисусу, ибо настал час Его смерти и прославления, но не видят Его (ср. блаженны невидевшие и уверовавшие 20:29). Только после Его смерти и воскресения Благая Весть будет обращена равно к иудею и к язычнику.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

«Ни обрезания, ни необрезания», т.-е. ни обрезанных, ни необрезанных. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуем ( Гал.5:6 ). Также: «призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто, и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» ( 1Кор.7:18–19 ). «Варвара, Скифа». Варварами Греки называли тех иностранцев, которые не говорили греческим языком, которых они почитали грубыми, необразованными ( 1Кор.14:11 ; Деян.28:2–4 ). А Скифов, древних обитателей обширных стран Европы и Азии, на север от Черного и Каспийского морей, Греки почитали самыми грубыми и дикими между варварами. «Все и во всех Христос». Все и все необходимое для своего обновления в жизни духовной и для достижения спасения получают от Иисуса Христа: Он примирил нас с Богом Отцем, принесши самого Себя в умилостивительную жертву за грехи всех людей; Он открыл нам волю Своего Отца, преподав божественное учение, о котором Господь сказал: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя ( Ин.7:18 ); Он устроил на земле Церковь и оставил в ней свое учение и спасительные таинства; Он исходатайствовал у Бога Отца и ниспослал верующим в Него Всесвятого Духа Утешителя, подающего всем благодатные дары, необходимые для спасения. Он для всех есть истинный свет ( Ин.8:12; 9:5 ), есть путь и истина и живот ( Ин.14:6 ). Он для всех есть непоколебимое основание спасительной веры и надежды ( 1Кор.3:11 ) и высочайший предмет любви. Св. Златоуст учит: Всяческая, говорит Апостол, и во всех Христос; то-есть, Христос да будет для всех все, – и достоинство, и род, и во всех вас – Он один 40 . Все эти блага равно принадлежат всем верующим в Иисуса Христа, из какого бы они народа, племени и состояния ни происходили. А без веры в Иисуса Христа ни для кого невозможно спасение: никакие преимущества образования, никакие преимущества племенные, народные или общественные, не освободят его от греха, не доставят ему новой, благодатной жизни, не приведут его к вечному блаженству. «И раб и свободный» истинную свободу духа могут получать только чрез веру в Иисуса Христа ( 1Ин. 8:32–36 ; 1Кор.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

П. Мельников-Печерский Уважение к старцам В одной стране (Спарте) был закон, который предписывал молодым людям вставать при появлении старца, молчать, пока он говорит, и уступать ему дорогу при встрече. На одном народном празднике почтенный грек искал места, где бы он мог отдохнуть. Несколько молодых людей, его соотечественников, стали знаками подзывать к себе старца, и когда он с трудом добрался до них, то, вместо почтительного приема, встретил грубые насмешки. Бедный старик, вытесняемый отовсюду, обратился в ту сторону, где сидели спартанцы. Верные священному обычаю своей земли, они скромно встали и посадили его рядом с собой. Те самые греки, которые над ним так бесстыдно потешались, удивились поступку своих великодушных соперников, и громкие крики одобрения раздались со всех сторон. Слезы потекли из очей старца. Обратившись к народу, он громко произнес: – Греки постигают добро, а спартанцы его делают. Сильвио Пеллико Благодарный ученик Преподобный Симеон, будучи мальчиком, пас овец своего отца. Но это не мешало ему ходить и в церковь . В один из воскресных дней юный Симеон пришел со своими родителями к литургии. С благоговением слушая чтение и пение, он с особенным вниманием воспринимал слова Евангелия, из которого на этот раз читалась нагорная проповедь Спасителя о девяти Заповедях Блаженства. Но так как он не понимал значения этой проповеди , то обратился за разъяснением к стоящему подле него старцу. Незнакомый старец объяснил мальчику непонятое. Тогда благодарный Симеон упал ему в ноги и, принося благодарность, между прочим сказал так: – Ты мне отец, ты мне мать, ты учитель благочестия и вождь моего спасения. Преподобный Симеон хранил юношеское воспоминание до конца жизни. Об отношении к подчиненным У современника Апостола Павла, Филимона, был слуга Онисим, который, в чем-то провинившись перед своим господином и боясь его гнева, убежал от него. Раб, да еще беглый, – какой это жалкий изгой для тогдашнего общества, смотревшего на рабов как на рабочую скотину! Но Апостол видит и в рабе Онисиме одинаково бессмертную душу, искупленную Кровью Христа. Поэтому он его утешает, говорит ему о Боге униженных и угнетенных, возвещает ему Евангелие; и когда сердце его открывается для восприятия Христова учения, он его рождает для новой жизни, то есть крестит. И для него Онисим уже не раб, а сын по вере. Желая, однако, примирить его со своим господином, Филимоном, Апостол отсылает его к нему с посланием, в котором пишет следующее: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я (т. е. крестил) в узах моих... Прими его, как мое сердце... Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» ( Фил. 1, 10, 12, 16, 17 ). Этим Посланием Апостол устанавливает сердечное отношение между господином и слугой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По мнению древних, ад находится под землей, которую они себе представляли плоскостью, и находится на таком расстоянии от поверхности земли, на каком она отстоит от неба. Существовало мнение, что попавшим один раз в ад нет уже выхода оттуда. Но Платон говорит, что после года мучений волны уносят нас в другое, более спокойное место. Не только каббалисты, но и все иудеи помещают ад внутрь земли. А простой иудейский народ отводит место аду в воздухе. Вот слова народной философии: «Душа после смерти тела остается бессмертной и не тотчас достигает небесных радостей. Она целый год блуждает в этом мире, и особенно около своего тела, много терпит от демонов, которые находятся в воздухе. Здесь она очищается от пороков, и это есть геенна высшая. Неверные будут содержаться в аду вечно, а иудеи – только до времени. Ад же есть двоякий: один высший, а другой низший». Кто от кого заимствовал воззрение о месте ада в воздухе – греки от иудеев или иудеи от греков, решить трудно, потому что позднее греки помещали свой ад также в воздухе. Об этом свидетельствует Плутарх, который, сам не определяя места для ада, приводит об этом свидетельства других своих современников, изъясняющих стих Гомера: «душа, вылетевшая из тела, пришла в ад», принимая ад за темное, невидимое место, где бы оно ни находилось – в воздухе или под землей. Все праведники Ветхого Завета – представители народной веры – считают, что ад находится внутри земли. Так, патриарх Иаков, будучи сокрушен скорбью о смерти возлюбленного сына Иосифа, желает сам сойти к нему в ад, считая его умершим. Многострадальный Иов среди испытаний воспоминает о загробном месте, называя его темной и мрачной землей, землей вечной тьмы, где нет ни света, ни жизни человеческой: прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма ( Иов10:21–22 ). Судьба Корея и его сообщников, по пророчеству Моисея, сбылась: расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества ( Числ.16:31–33 ). Святой царь Давид посмертное состояние душ называет адом преисподним, то есть находящимся во глубине земли: Ты избавил душу мою om ада преисподнего ( Пс.85:13 ). Святые пророки Исаия и Иезекииль видят ад во глубине земной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Предпраздничные дни продолжались, и Господь каждый день проповедовал в храме. Тысячи людей приходили слушать Его. Среди «пришедших на праздник были некоторые еллины» (греки) ( Ин. 12:20 ). Пробравшись в толпе к ученикам Христовым, они подошли к апостолу Филиппу, который знал греческий язык. «Господин, – сказали они ему, – нам хочется видеть Иисуса». Тогда, Филипп, посоветовавшись с апостолом Андреем, т. к. придавал этой встрече большое значение, сообщил Иисусу о желании греков видеть Его. Греческий образованный мир давно ждал обновления жизни. Ищущий философский ум греков не склонен был упорствовать в традициях своего древнего идолопочитания; лучшие греческие мыслители, писатели и философы настойчиво искали Истину и готовы были принять ее, откуда бы она ни исходила. Но «ищущий всегда находит», – говорил Христос. Здесь в данное время греческий мир встретился с Истиной Жизни. И Христос сказал грекам, а вместе с ними и всему человечеству: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Глубочайшую мысль об обновлении и возрождении общей жизни через смерть отдельной личности, до конца могли понять в то время только греки, с их глубоким культурным мышлением, еврейству вряд ли это было доступно. Чтобы начать новую жизнь, надо совершенно покончить со всеми старыми предрассудками, греховными привычками и страстями, надо умереть для прежней жизни, надо отречься от себя и начать жить для Истины, для Христа (Бога). «Любящий душу свою потеряет ее, – продолжал Христос, – а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную... Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет... И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин. 12:24–26 ). Греческий мир увидел тогда Христа и впоследствии, просветившись светом Его учения, похоронил свою древнюю языческую веру. Начал новую христианскую жизнь и положил основание христианской культуре. Христос знал, что в грядущих веках учение Его распространится по всему миру, но теперь в ближайшие дни Ему предстояла мучительная смерть от руки римских палачей. Здесь же, в храме, в присутствии всего народа, обратился Он к Отцу Своему Небесному:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст. 1. Се дние Господни грядут и разделятся корысти твоя в тебе. С евр.: Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. Дние грядут – какие дни? Сам пророк, как видно, разумел время взятия Иерусалима врагами. Но Иерусалим брали и опустошали Греки при Антиохе Епифане и Римляне при Тите и Веспасиане. А потому, толковники разумеют, то времена Антиоховы (например, св. Ефрем Сирин , Гроций и др.), то нашествие Римлян (например, бл. Феодорит, Калмет и др.), а есть и такие, которые относят ко временам антихриста. Здесь пророк подробнее раскрывает то, что сказал выше о судьбе людей, из которых одна часть останется на земле, спасется, а две части будут наказаны Богом, и погибнут. Пророк, обращаясь к Иудеям, как бы, так говорит: вот наступают дни, когда враги, победившие вас, взявшие ваши города, спокойно будут делить среди вас, внутри ваших городов, награбленную ими добычу, и никто не осмелится воспрепятствовать сему дележу. «Пророк указывает (поясняет св. Ефрем Сирин ) на времена Антиоха Епифана, когда Греки добычу, взятую в Иерусалиме, разделили внутри стен его». Ст. 2. И соберу вся языки на Иерусалим в брань, и пленится град, и расхитятся домове, и жены осквернятся: и изыдет пол града в пленение, а останок людей Моих не потребятся от града. С евр.: И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города войдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Как в войсках Римлян, разрушивших Иерусалим, находились разные народы, так и в войсках Антиоха Епифана, захватившего Иерусалим, находились, также, разные народы, ему подчиненные. Антиох, полагая, что Иудея намерена отложиться от него, взял Иерусалим вооруженной рукой, и повелел воинам нещадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять, кто станет скрываться в домах... В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч. Тогда же Антиох взял сокровища храма, и, похитив из одного храма тысячу восемьсот талантов, делил добычу между приверженцами; по удалении в Антиохию, оставил управлять Иудеями таких же грабителей, каков был сам – Филиппа, Андроника, Менелая, Аполлония , которые много зол причинили Еврейскому народу ( 2Мак. 5:11–26 ). Может быть, на это событие и намекает здесь св. пр. Захария. Тогда, по пленении Иерусалима, дома были разграблены; жены были осквернены; половина жителей пошла в плен ( 2Мак. 5:14 ), сорок тысяч продано в рабство, и только немногие остались в городе, спаслись, может быть, преданные язычеству и Антиоху. См 1Мак. 1:43 203 . При нашествии Римлян были подобные же злодейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Теософка – не уничижительный эпитет. Рерихи, для которых вообще было характерно поразительное нечувствие русского языка, употребляли это словечко (напр.: «Вы, как давняя теософка…» – Рерих Е. И. Письмо В. А. Дукшта-Дукшинской от 27.4.37//Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 2. М., 1996, с. 303), не замечая, что звучит оно скорее обзывательски. 158 Рерих Е. И. Письма 1929 – 1938. Т. 1. Минск, 1992, с. 439. 159 Рерих Е. И. Письма 1929 – 1938. Т. 2. Минск, 1992, с. 12. 160 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для неё Иисус – просто человек. 161 Тареев М. М. Христианская философия. ч. 1. Новое богословие. М., 1917, сс. 31 – 32. 162 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6,3.//Творения. Ч. 6. – М., 1863. С. 52. 163 См. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, сс. 76-77. 164 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М…1987, с. 132. 165 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М…1987, сс. 180-182. 166 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 2. Ленинград, 1935, С. 132. 167 Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991, с.162. 168 Разрушенный в 146 г. до н.э. Карфаген был вновь заселён при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован. 169 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см. Ис. 23,1,6,10,14). 170 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 1. Ленинград, 1935, С. 162. Подробнее – т. 2, сс. 17-18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иис. Н. 6, 25: «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своём он положит основание его и на младшем своём поставит врата его». Ср. 3 Цар. 16, 32-34: «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его и на младшем своём сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Иисуса, сына Навина». 171

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010