Таков в общих чертах образ Мессии и Его царства, начертанный в канонических писаниях ветхозаветных пророков. Мы объединили здесь основные черты всех пророческих обетований Ветхого Завета за исключением пророчеств Даниила: эти последние в виду их особенного значения для развития позднейших иудейских представлений о Мессии заслуживают нарочитого внимания 353 . Важнейшим мессианским местом в книге Даниила нужно назвать следующее пророчество: «видел я в ночных видениях, – вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). По древнейшему толкованию, принимаемому православной церковью, под именем Сына человеческого пророк разумеет Мессию; это мнение разделяется и многими западными учеными даже не ортодоксального направления 354 ; но многим кажется, как было уже сказано, что здесь под образом Сына человеческого олицетворяется весь израильский народ подобно тому, как четыре всемирных монархии олицетворяются в том же видении под образом четырех животных ( Дан. 7:1–8 ) 355 . Но все это толкование основано или на непонимании вполне ясных выражений текста или же на намеренной переделке его; пророк Даниил вполне определенно говорит, что «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» ( Дан. 7:17 ); отсюда по аналогии нужно заключать, что и под Сыном человеческим следует разуметь не будущее всемирное царство Израиля, а грядущего Владыку этого царства – Мессию. Лучшим подтверждением правильности такого толкования Даниилова видения о Сыне человеческом может служить тот факт, что авторы иудейских апокалипсисов, стоящие в самой рабской зависимости от прор. Даниила, понимают его пророческое видение в смысле указания на Мессию. «Не подлежит сомнению, что автор кн. Еноха узнает в Данииловом «Сыне Человеческом» Мессию, конечно, не по титулу, а по символическому одеянию» 356 . Кроме того у пророка Даниила указания на Мессию делаются не в этот только месте: в Дан. 9:25–26 он прямо говорит о Христе Владыке, под именем которого никак уже нельзя разуметь отвлеченную идею будущего израильского царства 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Таково назначение тела человеческого. Родится оно зараженным смертью и грехом, родится оно в смерть по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного из персти и возвратившегося в персть, погибшего человека, но возрождается в купели Крещения во спасение по образу тела, которое принял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистой Девы: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3, 27 ). Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с Телом Самого Христа – соединяется тело с Божественным Телом, кровь с Божественною Кровью. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь,» сказал Господь, – «пребывает во мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 56 ). Ядущий всесвятое Тело Христово и пиющий всесвятую Кровь Христову при посредстве такой полноты вкушения приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается Телом Богочеловека, кровь его делается Кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине – Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к нам: «тела ваши суть члены Христовы» ( 1Кор. 6, 15 ). «Тело»... «для Господа и Господь для тела» ( 1Кор. 6, 13 ). «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13, 14 ). «Дары Святаго Духа, – сказал некоторый великий угодник Божий, 355 – уже естественны естеству обновленному». Уже естественно телу, составляющему собой единое с Телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там не слитно и неразлучно со Христом и Дух Святой. Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. Тень святого апостола Петра исцеляла больных (см. Деян. 5, 15 ); принадлежности из полотна, которые имел святой апостол Павел для своего употребления, были приносимы к больным – и больные от прикосновения к ним исцелялись, а нечистые духи оставляли мучимых ими (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Те же, кто отнимает у человека этот дар Божий, суть богопротивники, бесы – носители зла. Вот почему Апостол Павел призывает: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:10–12). По апостольскому слову, Христос, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собой» (Кол. 2: 15). В Новом Завете выражена вера в то, что во втором пришествии Христа «Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть, и силу» (1 Кор. 15: 24). Своеобразие изображения жизни в рассказах Тургенева предстаёт в дина­мике взаимодействующих планов бытия: национально-русского и вселенского; конкретно-исторического и философско-универсального; социально-политиче­ского и религиозно-нравственного; земного и надмирного; сиюминутного и вневременного, вечного – всего того, что составляет живую русскую душу «Записок охотника». Алла Анатольевна Новикова-Строганова - доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва), историк литературы ПРИМЕЧАНИЯ Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. – М.: Наука, 1978–1982. – Сочинения: В 12 т. – Т. 3. – С. 355. В дальнейшем сочинения И.С. Тургенева цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/16/...

Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов» (Прит. 8:22–25). 354 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит. 8:27–30). 355 Имеется в виду первоначальный идеальный план мира. 356 Это второй момент бытия Сына, когда Он содействовал Отцу в творении мира. Этот момент у греческих святых Отцов получил название λογος προφορικος (‘произнесенное слово’). См. Святитель Феофил. Указ. соч. В целом это учение о двойственном слове имеет больше недостатков, нежели достоинств, ибо слишком сближает бытие Сына с творением мира. Эту оценку можно отнести к самому принципу различия Божественных Лиц — к понятию Домостроительства, которое использует Тертуллиан. Ведь Божественное Домостроительство предполагает отношение Бога к чему–то иному, нежели Он Сам в Себе, в Своем вечном и неизменном бытии, то есть отношение к твари. И напротив, Домостроительство никак не может помочь нам понять бытие Бога в Самом Себе, полноту внутритроичных отношений Божественных Ипостасей. Впрочем, это общий недостаток учений о Святой Троице того времени, который был исправлен лишь в IV в. 357 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Излилось из сердца моего слово благое». 358 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». 359 Синод. пер.: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их». 360 Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) — характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже § 9). Поэтому здесь слово «Дух» означает духовную природу Слова Божия. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

То есть требовать с людей то, что ты сам не исполняешь, – верх ханжества и лицемерия. Блаженный Иероним так истолковал рассматриваемый стих: «Это против всех вообще учителей, которые приказывают [исполнять] трудные действия, а не делают более легких (minora). Но при этом должно заметить, что и плечи, и персты, и тяжесть, и связки, которыми обвязывается тяжесть, необходимо понимать в духовном смысле » 355 . Речь идет о духовном закабалении, разновидность «церковного» крепостничества. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Этими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действиях: именно то, что они от подчиненных без всякого снисхождения требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами себе предоставляют полную свободу действия, между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, то есть к самому себе быть судьей строгим и взыскательным, а к подчиненным – кротким и снисходительным. Фарисеи же поступали наоборот. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны, потому что не испытали, как трудно учить делами» 356 . И далее мы читаем: Мф.23:5 . «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Слова « расширяют хранилища » – имеется в виду филактерии (теффилин). Представляли из себя кожаные коробочки, которые закреплялись кожаными ремнями на лбу или левой руке. По мнению законоучителей, обязанность ношения филактерия возложена на евреев самим Моисеем; они ссылаются на следующие четыре цитаты из Библии: «и навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор.6:8 ); «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» ( Втор.11:18 ); «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими» ( Исх.13:9 ) и «и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» ( Исх.13:16 ). Скорее всего, так как обрезание прообразовывало собой крещение ( Кол.2:11 ), то ношение теффилин (филактерия) могло прообразовывать собой ношение креста на груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тогда опечалился он сильно об ослеплении и безумии [этого] человека и сказал своему слуге: «Иди и позови всех, кто здесь, и принеси стеклянную , полную воды». (21.4) И когда было сделано это и собрались все, тогда святой взял чашу и сказал: «Хотите ли знать, какую силу имеет это слово». И тотчас изобразил крест на чаше во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И вылил воду сверху в воздух, и сказал: «Благословен Господь, стой покуда». И встала вода наверху в воздухе и висела долгое время пред всеми. И весь народ восклицал: «Господи, помилуй!», пока не сказал он то же слово: «Благословен Господь, опустись». И опустилась. (21.5) Тогда поняли силу божественного слова, и все пали, преклонив колена пред ним, и просили прощения и молитв, чтобы им всем перемениться и следить за этим словом. (22.1) И тот же, о ком мы упоминали, истинный раб 354  Божий авва Феодор, мне рассказывал: «Когда я был в Византии, я слышал от людей, любящих Бога, что играли они с другим неким отроком в месте, называемом 355 > и сделали из них некоторых пресвитерами, а иных – диаконами 356 . (22.2) Взяли хлеб и поместили его на копие, как просфору, и как бы совершили литургию. И когда сказали: «Един [свят]…», пронзен был хлеб копием и обрелся лежащим на алтаре святой Марии в (22.3) И это чудо стало известно всем. И взяли и положили хлеб этот со святой жертвой, которая была предложена святыми иереями. Отроки же таким образом были замечательно научены. (22.4) И когда они выросли, кто был [тогда] пресвитером – посвящен был в пресвитеры, и [кто] диаконом – в диакона, и [кто] чтецом – в чтеца в церкви святой Богородительницы в Урвикиевых». (26.1) И тот же нам рассказывал: «Архипресвитер нашего селения мне расказывал: «Некий персидский юноша вошел в мой дом, и увидел у меня в передней комнате изображение пресвятой Богородительницы, и сказал мне: «Знаешь, чье это изображение?» И я ответил: «Непременно». (26.2) Тогда сказал он мне: «Воистину, вы не знаете, а я воистину знаю силу Ее». Отвечал я и сказал ему: «Каким же образом ты, чужеземец, лучше нас знаешь?» 357  (26.3) И сказал он мне: «Во времена царя Хосроя мы пришли в Иверию, и была одна девица в доме, в котором я был.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Третий момент. Следствием Голгофской Жертвы Христа стало полное примирение Творца и творения. И именно в такой последовательности. Рассматривая слова апостола Павла: Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его ( Рим.5:9–10 ),– баптисты приходят к выводу, что святой апостол имеет в виду, что именно Бог испытывает чувство вражды к человеку из-за грехов последнего. Справедливости ради стоит сказать, что данная точка зрения не является общепринятой: в данном вопросе жёсткой дискуссии баптистам помогает избежать общее восприятие примирения – как процесса, инициатором которого стал Бог . «Именно Бог, печалясь о роде человеческом, предлагает людям мир; именно Он сделал все необходимое для того, чтобы примирить человека с Собой» 354 . Четвёртый момент, необходимый для понимания баптистского учения о спасении, относится к вопросу об усвоении (распространении) плодов Искупления. В этом вопросе богословского единства у баптистов нет – так называемые «общие баптисты» противостоят баптистам «частным». Первые, находясь под влиянием арминианского богословия (Якоб Арминий годы], голландский богослов), утверждают, что каждый человек имеет возможность получить дар Божьей Благодати, необходимой для обретения спасительной веры. Человек, обладая свободной волей, может этот дар принять или отвергнуть. Их оппоненты склоняются к кальвинизму (Жан Кальвин годы], французский теолог) и соответственно считают, что плоды Подвига Христова могут распространяться только на тех, кто ко спасению предопределён. Переходя к изложению непосредственно баптистского учения о спасении, необходимо сказать, что основным положением данного учения является доктрина о так называемом «личном спасении по вере». Основной текст, на который баптисты опираются в разработке названной доктрины, – Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8–9 ). Здесь необходимо отметить, что баптизм, являясь протестантской деноминацией, не признает учения о благодати как о Божественной энергии, понимая её как «незаслуженное благоволение» или «милость Божью» 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У Епифания К. Наег. LXIV (adv. Origen. Adam.), c. XXXI–XXXII, col. 1117C– 1121A. 353 Григорий Б. Ог. XL, T. XXXVI, col. 424А: Πι’στευε, τν συ’μπαντα κο’σμον, ’σος τε πατο’ς, κα ’σος ο’ρατος, ξ οκ ’ντων παρ Θεο γενο’μενον, κα προνοι’α το ποιησαντος διοκου’μενον, δε’ξασθαι τν ες τ κρττον μεταβολη/ν. Cp. Е. Феофан. Толк. Паст. Послан. Тит. ( Тит.1:2 ), стр. 31: «Мир вещественный не имеет в себе цели. Он – поприще и место, в коем положено образовываться разумным тварям для вечной жизни... Он прейдет, как средство, когда достигнуто будет то, что им посредствуется. Когда духовные твари воспримут свое благообразие, тогда преображен будет и он, в соответствие с ними, и отбросит настоящее грубое и тленное свое состояние». 354 Ср. Проф. Чистович. Древне-греческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. Историческое исследование (СПБ. 1871), стр. 203. 355 De divin. nom. c. VI, § 2, col. 856D – 857A. (cnf. De Eccles. Hierarch. C. VII, § 1, col. 552–553): ... ’λους μς, φυχς φη’μι κα τ συζυγ σω’ματα, πρς πανυει ζων κα αθανασι’αν πη’γγελται μεταθη’σειν πργμα τ παλαιο’τητι μν ’σως παρ φυ’σιν δοκον, μοι δ κα σοι κα τ λιθει’α κα θεον κα πρ φυ’σιν. ‘Υπρ φυ’σινδ τν καθ μς φυ’σιν τν πωμε’νην, ο ο τν παναθεν τς θεας ζως ατ λρ ς πασν, ο’ση τν ζων φυ’σει, κα μα’λιστα τν θειοτε’ων, οδεμι’α ζω παρ θυ’σιν υ’περ θυ’σιν. 356 Признавая за человеком вечное значение не как за духовным существом только, но и как за существом – вместе с тем – материальным, утверждая воскресение и вечную жизнь прославленных человеческих тел, христианство этим удовлетворяет самым действительным, насущным потребностям природы человека, поскольку последний представляет собою не только разумно-свободную личность, но – неразрывно с этим – и существо чувственно-материальное. « Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Пославшого Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Утром, когда, по повелению царя, пришли за Петром, то все удивились, что с ним сделалось. 350 Ирод, в ярости, судил стражей, велел их казнить и отправился в Кесарию. Он раздражен был на Тирян и Сидонян и хотел наказать их, но они покорились, а потому призвал к суду своему только одних уполномоченных. В назначенный день Ирод явился во всем царском величии, сел на возвышенном месте и говорил к ним. «Это голос Бога, а не человека!» восклицал народ. Упоенный лестью Ирод, действительно считал себя почти Богом, но вдруг Ангел Господень поразил его и он, будучи изъеден червями, умер. 351 Человек этот, издевавшийся над Иисусом, по законам вечной премудрости должен был умереть постыдно, среди своей гордыни. С прекращением же жизни его, прекратилось гонение и Церковь продолжала распространяться. 352 Варнава и Савл на Кипре. Савл меняет имя на Павла Варнава и Савл, выполнив в Иерусалиме то, 353 что им было препоручено, возвратились в Антиохию и привели с собой Иоанна прозванного Марком, племянника Варнавы. 354 Пророки и учители, бывшие во главе этой Церкви были тогда: (в 46 г.) Варнава, Симеон, называемый Нигер, Луций из Киринеи, Манаил совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда, совершив пост и молитву, они возложили на них руки и отпустили. Бог, избрал сих двух Апостолов, которым уже сообщил дары Духа Святого, однако Ему благоугодно было, чтобы Церковь в лице представителей своих возложила на них руки, сопровождая внешнее действие постом и молитвою. Пост, при самом начале Церкви был уже в обычае и считался средством благоугождения Богу. Неизвестны подробности действия трех пророков и учителей, возлагавших руки на Варнаву и Савла. 355 Оба апостола, 356 под водительством Духа Святого, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. Прибывши же, в Саламину, столицу острова, они проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских. Иоанн Марк содействовал им. Они прошли весь остров до Пафа, где нашли волхва и лжепророка, иудеянина Элима Вариисуса, который был близок к римскому проконсулу Сергию Павлу правителю острова. Сергий Павл был муж разумный и желал слышать Варнаву и Савла, но волхв Элима тому противился, употребляя все старания отвратить проконсула от веры. Но Савл, изменивший имя свое на имя Павла, сопротивлялся влиянию волхва, и однажды, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: «О исполненный всякого коварства и злобы, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне се рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Чудо это было в присутствии проконсула, который был до того поражен, что уверовал, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Чувственные пожелания и стремления имеют такую силу, что заглушают и подавляют стремление высшие, духовные, и человеку нужно бывает много усилий, чтобы сохранить в сердце чистоту желаний и чувствований, победить чувственные помыслы и влечения. Из сердца, извращенного грехом, исходят, по словам Спасителя, злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.13:19 ). Так грех внес глубокое повреждение во все духовное существо человека, все силы духа потерпели повреждение. Вследствие этого в отправлении духовных сил нарушилось полное согласие и целесообразность; некоторые силы стали брать перевес над другими, напр. чувство или воображение или рассудочность; открылась внутренняя борьба человека с самим собою. Ибо плоть желает противного духу, говорит апостол о состоянии сил в естественном человек, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы ( Гал.5:17 ). 354 Самое тело вышло из совершенного повиновения душе, получило неестественное преобладание над душою и увлекает постоянно человека ко греху. Кратко совокупность произведенных грехом изменений в духовной природе человека можно обозначить повреждением образа Божия в человеке, внутренне соединенного с духовными силами. Но нельзя допускать уничтожения или совершенной потери человеком вследствие греха образа Божия. Существо человеческое после падения не превратилось все в грех, в скверну, но удержало свою сущность. 355 Следы образа Божия, хотя затмившегося («некие, так сказать, сотрения божественной печати» по выражению митр. Филарета), сохранились и в падшем человеке. На это указывается и в самом Писании. Так, об Адаме говорится, что он родил сына по подобию своему и по образу своему ( Быт.5:3 ), откуда следует, что образ Божий перешел на его сына и вообще на потомков его. Яснее то же видно из заповеди Божией, запрещающей пролитие крови человеческой: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010