А этому совершенно противоречат вышеуказанные предположения об устройстве жертвенника, согласно которым верхняя часть жертвенника была открытой, так что получавшийся вследствие горения жертв пепел должен был оставаться поверх земли, которой наполнялся по этим представлениям жертвенник, и, во-вторых, ни в верху, ни в середине жертвенника не было плоскости, на которой могли бы помещаться носимые на нем сосуды. Не согласуются эти представления также с древними переводами и свидетельством Иосифа Флавия. В переводе 70 как «каркоб», так и «микбар» переведены одним и тем же словом σχρα-огнище, у Иеронима – «kapkoб«-«arula»-«жepmbehhuчek», а «мukбap«-«cramicula»-«cemoчka». Согласно этим переводам, еврейские слова «каркоб» и «микбар» обозначали предметы, находившиеся в верхней части жертвенника и служившие местом жертвенного огня и сожжения жертвы. Иосиф Флавий устройство жертвенника всесожжений уподобляет устройству алтаря кадильного, причем, как и этому, присвояет «огнище» ( σχραν- " каркоб»), что в алтаре кадильном соответствует «гаг» (ср. § 97) и что в жертвеннике всесожжения по Иосифу соединялось с «сеткой» ( δικτφ-микбар 355 ). Наконец, эти представления являются несообразными и с технической точки зрения, так, как, в случае помещения медной сетки в верхней или в нижней половине стенок жертвенника, устройство его было бы недостаточно прочным и изящным. В виду несоответствия названных представлений с библейским текстом, с его переводами и преданием и, вместе с тем, некоторой несообразности их в техническом отношении, ни то, ни другое представление не может считаться правильным. Наиболее правдоподобным является такое представление устройства жертвенника всесожжений, какое было высказано Витсием 356 , а в позднейшее время защищается Пэном, автором капитального труда о храме Соломоновом 357 , по которому жертвенник имел особое огнище, помещавшееся на решетчатой площадке вверху его (Витсий), или на половине его высоты (Пэн) 358 . На основании сопоставления различных данных, относящихся к устройству жертвенника, положение в нем и значение «каркоб» и «микбар» представляется аналогичным с положением и значением «гаг» ( σχρα) в алтаре кадильном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Вне деревянного остова скинии, против входа во святилище, стоял жертвенник всесожжения (мизбах гаола) или просто жертвенник (мизбеах). Он имел вид пустого внутри ящика, 3 л. в высоту и по 5 л. в ширину и длину. Стены его были сделаны из дерева ситтим и как снаружи, так и изнутри обложены медью, почему иногда и самый жертвенник назывался медным. Вверху его, по четырем углам, были выступы, называвшиеся рогами и имевшие вид рогов животных ( Исх. 27:1–8 ). Среди принадлежностей жертвенника в еврейском тексте называются: одна – «каркоб», а другая – «микбар». Названия этих принадлежностей переводятся и понимаются различно, соответственно чему различно изображается и внешний вид жертвенника всесожжения. Большая часть археологов и библеистов 19 в. под «каркоб» разумеют особую «доску», а под «микбар» – сетку, причем ту и другую полагают ниже верхней половины жертвенника таким образом, что с «каркоб» (доска) является «доской», на которую становились священники и по которой они ходили около жертвенника, а «микбар» (сетка)- " сеткой», закрывавшей стенки жертвенника от половины и до низу и находившейся снизу каркоб (доски). Такое представление разделяют многие из ученых, напр., Бэр, Кейль, Мунк, Винер, Рим, Мейер, в новейшее время Шикк, Вигуру и нек. друг. (ср. русско-синод. пер. Исх. 27:4–5, 38:4 ). Другие ученые, напр. Эвальд, Кнобель, проф. Олесницкий и нек. друг. 354 , в «каркоб» видят как бы особую кайму, соединявшую вверху углы жертвенника, а под нею до половины высоты жертвенника предполагают сетчатую работу стенок жертвенника, Ни то, ни другое представление, строго говоря, не имеет достаточного основания ни в самом тексте, ни в его переводах, ни в предании, ни, наконец, в самых требованиях техники. Что касается библейского текста, то из Чис. 4:13–14 очевидно, что во время странствования по пустыне жертвенник, при снятии со стана и перед отправлением в путь, очищался от пепла, накрывался пурпуровой одеждой, и на него ставились все сосуды, употреблявшиеся для служения на нем, что вынуждает предполагать в его устройстве существование таких частей, в которых, во-1-ых, мог оставаться пепел и которые нуждались в очищении и, во- 2-х, на плоскости которых могли удерживаться носившиеся на нем сосуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Каркоб» имел вид медной решетчатой плиты, посредством колец надевавшейся на углы жертвенника. Снизу этой плиты была приделана медная полукруглая корзинка, сделанная из тонкой сетки, доходившая до половины высоты жертвенника. Назначение верхней плиты («каркоб») заключалось в том, чтобы служить местом сожжения жертвы, а назначение медной сетки («микбар») – в том, чтобы задерживать в себе падавший сверху пепел. Когда нужно было переносить жертвенник на другое место, то верхняя его плита (каркоб) с находящейся под нею сеткой (микбар) снимались и очищались от пепла. Потом жертвенник покрывался пурпуровой одеждой ( Чис. 4:13–14 ), а на верхней его плите или в висевшей внутри его, снизу плиты, сетчатой корзине помещались относившиеся к нему сосуды 359 . Для перенесения жертвенника, по двум сторонам его, по углам были ввинчены медные кольца, в которые вставлялись сделанные из дерева «ситтим» и обложенные медью шесты ( Исх. 27:6–7 ). К сосудам жертвенника относились: горшки для высыпания в них пепла, лопатки, чаши, вилки и угольницы. Все эти сосуды были сделаны из меди ( Исх. 27:3 ). § 103. Умывальница Между жертвенником всесожжения и скинией стояла медная умывальница (кийор, – Исх. 30:17–21 и 38:8), из которой священники, совершавшие служение при скинии, омывали свои руки и ноги. По своему устройству она разделялась на две части: собственно умывальницу («кийор») и основание к ней («кэн»). По своему виду умывальница, по представлению большинства археологов, имела форму церковной купели, с кранами по сторонам, и стояла в невысоком медном бассейне, в который стекала вода во время омовения и который служил для верхней части умывальницы основанием. Многие археологи, на основании Исх. 38и ясного свидетельства Филона Александрийского, предполагают на лицевой стороне умывальницы особые зеркала, в которые священники рассматривали свои лица после омовения 360 . Весьма вероятно, что таким зеркалом могла служить отполированная плоскость стенок умывальницы 361 . § 104. Двор скинии и расположение на нем скинии Деревянный остов скинии, стоявшие перед ним жертвенник всесожжения и умывальницу – с четырех сторон окружал двор скинии (хоцар гаммишкан, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

(По описи 124). 37 (38). Το ατο παρομοα. Другая такая же. «Ветха». (По описи 125). 38 (39). Αωροϑου λγος περ σκσεως. Дорофеевы слова о пустынножительстве. «Оная книга ветха». (По описи 116). E. 39 (40). ραμ το Σρου λγοι παραινετικο. (По описи 139). (Л. 28) 40 (41). То ατο τρα. Того же вторая книга. «Во оболочке ветхой». (По описи 140). 41 (42). πιατου επισχπου Κπρου βος, ετι δε Εϑυμου το μεγλου, Μαρας τς Αγπτιας, μαρτριον θεοδολου κα γαϑποδος κα πιστολαι Βασιλεου το μεγλου πρς Γργορων τν Θεολγον κα λλους. (По описи 141). 42 (43). Τετραευαγγλιον μετ εξηγοεως. Четвероевангелие с толкованием. (По описи 129). 43 (44). Εαγγλιον κκλησιαστικν. Евангелие церковное. «У него оболочка несколько повреждена». (По описи 147). 44 (45). «Ετερον ομοιον. Другое такое ж. 1056 г. «Ветхо». (По описи 153). 45 (46). Τετραευαγγλιον μετ παραρασεως. Четвероевангелие с толкованием. «У него листы ветхи и оболочки отчасти нет». (По описи 131). 46 (47). Εαγγλιον κυριαχορμιον λεγμενον, ες ο λγοι το Ξυιλνου. Евангелие воскресное с толкованием Ксифилиновым. 1553 г. (По описи 132). 47 (48). Εαγγλιον κ το κατ Λουκαν κα ωννην μετ εξηγσεως. Евангелие от Луки и Иоанна с толкованием. «У него листы отчасти повреждены и оболочка несколько пообилась». (По описи 148). 48 (49). Εαγγλιον μετ σκολων. Евангелие с толкованием. «У него доска переломлена и ветха оболочка». (По лл. 1–8 и 353–355 (354–356) подпись иеродиакона Гедеона, «евангелие с толкованием». Л. 3 об. помета Аф. Скиады: «exscriptus anno 1482». На л. 355 об.: «в сей книге по щету 356 листов, щитал певчей Никанор. 49». От первых двух тетрадей рукописи остались только два листа, с л. 3 начинается 3-я тетрадь. Сигнатура тетрадей идет внизу, на первом листе тетради; во многих местах она при переплете отрезана, остались только части ее. Лл. 3–356 тетради γ – μς. По окончании евангелия Матфея следует оглавление к Марку (л. 257 об. – 258), изображение ап. Марка (л. 259), сведения о нем и его евангелие, которое оканчивается на л. 353. На лл. 353–355 оглавление к евангелию Луки; л. 355 об. – чистый. – 31 X 4 сант. с полями; 20,1 X 15 сант. один текст. По 24 строки на странице. Писана черными и красными чернилами и золотом. По описи 144).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Решения Арелатского Собора вызвали протест папы Римского Либерия, который рассчитывал на обсуждение именно догматических проблем. Папа осудил поведение своих легатов и потребовал от К. созыва нового, более представительного Собора. Теперь К. мог добиться осуждения свт. Афанасия и на более крупном церковном форуме. Летом 355 г. был созван Собор в Медиолане (см. Медиоланские Соборы ), в к-ром, по сообщениям древних историков, участвовали ок. 300 епископов ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 12). На Соборе также в присутствии К. большинство зап. епископата во главе со свт. Дионисием Медиоланским попыталось противостоять арианской партии Урсакия и Валета, организовать прение о вере и утвердить Никейский Символ веры. Однако К. выступил перед Собором с обвинениями в адрес свт. Афанасия, участники Собора не могли не считаться с требованием императора и утвердили анафему святителю. К. удалось убедить Собор в том, что Никейскому Символу веры ничто не угрожает и дело Афанасия никоим образом не связано с вопросами веры. Трое отказавшихся поддержать К. (Дионисий Медиоланский, Евсевий Верчелльский и папский легат Луцифер Каралисский) были отправлены в ссылку в вост. провинции. Вместо Дионисия на Медиоланскую кафедру был избран арианин Авксентий. Т. о., все важнейшие кафедры Западной Церкви, кроме Римской, оказались в руках ариан, сторонников политики К. В кон. 355 г. были сосланы и последние противники К. на Западе - папа Либерий и еп. Осий Кордубский. Отголоски пропаганды К. против Афанасия, в т. ч. различных клеветнических обвинений и слухов, распускаемых арианами, сохранились в «Римской истории» Аммиана Марцеллина , который в 355 г. находился в Галлии. «Тогда в Александрии был епископ Афанасий, который считал себя более значительным, чем имел на то право, и совался не в свои дела... съезд многих епископов... лишил его сана. О нем рассказывали, что, обладая большими познаниями в искусстве предсказаний и разных тонкостях авгурской науки, он несколько раз предсказывал будущее» ( Amm. Marc. Res gestae. XXV 7. 7-8).

http://pravenc.ru/text/2057136.html

293-301 ГРАЦИАН [Цезарь Флавий Грациан Август] (359 - 383), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I 301-302 302-305 ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия) 305-306 ГРАЦИНИАН И ФЕЛИН († между 249 и 251), мученики (пам. зап. 1 июня), пострадавшие в г. Перузия (совр. Перуджа, Италия) в гонение имп. Деция ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 306-310 ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 310-311 ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель 311-313 313-318 318-319 «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским университетом с янв. 1920 г. 319-320 ГРЕГУАР Анри (1881 - 1964), бельг. византинист, один из основателей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines» (Брюссель, с 1924) 320-321 ГРЕКОВ Александр Петрович (1909 - 2000), худож.-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, член Союза архитекторов РФ 321-322 322-323 ГРЕЛЛЕТ Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье; 2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер 323-326 326-329 329-330 330-345 345-355 355-427 355-391 391-427 427-430 ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития 430-436 436-443 443-444 444-445 ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей 445-446 446-447 ГРИГЕНТИЙ (сер. VI в), архиеп. Зафара, свт. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

КРЕСТ (См. также СКОРБИ, ИСКУШЕНИЕ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ) Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. I, 87. Каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и призвав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом. I, 330–331. Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. I, 331. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. I, 331. Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов. I, 332. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу, он не преобразится в крест Христов. I, 355. Крест Христов – учение Христово. I, 355. Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти все- святые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. I, 355–356. Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя. I, 356–357. Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения. I, 356. С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство. I, 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАС I Дамас I [лат. Damasus] (ок. 304/5, Рим - 11.12.384, там же), св. (пам. зап. 11 дек.), папа Римский (с 1 окт. 366). Согласно Liber Pontificalis , предки Д. были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Д., овдовев, а по др. версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в рим. ц. св. Лаврентия, впосл. став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Д. В 355 г. он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 г. свт. Афанасия I Великого . В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиак. Феликсом (впосл. антипапа Феликс II ) на особом собрании, в к-ром принимал участие и Д., торжественно поклялись в присутствии мирян, что, «пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа» (Collectio Avellana, N 1; Hieron. Chron. 2365). Однако, когда в 355 г. имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство рим. клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 нояб. 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на нек-рое время удалось восстановить единство рим. клира. 24 сент. 366 г., в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (ц. Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии 7 пресвитеров и 3 диаконов избрали новым папой диак. Урсина (366-367), к-рого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский. Др. партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (ц. Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Д. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 окт. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Д. отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в к-рых были человеческие жертвы, продолжались 3 дня ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29; Sozom. Hist. eccl. VI 23).

http://pravenc.ru/text/168690.html

К сожалению, список сочинения „о римском отступлении“ нельзя назвать исправным; в нем встречаются ошибки и описки, происшедшия, нужно полагать, от небрежности переписчика. ‘Так об Исидоре говорится, что он „проклянул пап“ (VIII, 355 стр.) вм. „приклякнул“ (VI, 317 и 282 стр.). О жидовствующих сказано, что они прельстили в Новгороде соборных попов, „а попы племя свое и дядей многих“ (VIII, 355 стр.), нужно конечно: „и людей многих“ (VI, 317). О Гришке Отрепьеве говорится, что „завистный змий“ возвел его на царство „и тем хоте судом своим превратити всю святую нашу церковь “ (VIII, 355 стр.); ясно, что вм. „судом“ нужно: „сосудом“ (VI, 317, 288 стр.). – Никон обвиняется в том, что насеял „злым тернием“ „добре возделанную ниву чернца того благочестивого царя Алексея Михайловича (VIII, 356 стр.). Какой смысл такого обвинения? А между тем он будет ясен, если прочитать указанное место так, как напечатано в VI т.: „...ниву сердца тогда благочестивого царя... (318 и 284 стр.). Представим еще пример. В сочинении „о римском отступлении“, в конце его, читается: „Кто бо смеет не освященный освящати. Что аще и бысть тогда до вселенских святых собор, бысть во время гонения на христиан, и то не просто; а после седьми вселенских собор воструби седьмой ангел и со ангелом вся вселенная проклятие положиша: проклят от земли, что от церковных преданий“.. (VIII, 360 стр.). Неудобовразумительное место! Обращаемся к VI т. „Материалов“. Здесь напечатано: „Кто бо смеет неосвященный святити что? Аще и бысть то где до вселенских святых соборов, во время гонения на христиан, и то не просто; а после седьми вселенеких соборов не обрящет никтож, чтобы простец крестил младенца по нужи. По скончании бо седми вселенских св. соборов воструби ангел и со ангелом вся вселенная: проклят приложивый, проклят отъемляй что от церковных npeдahuй“…(VI, 325 стр.). Смысл ясный! Кроме пропуска и очевидных описок в приведенном месте из сочинения „о римском отступлении“, мы здесь встречаемся еще и с неверною пунктуацией издателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

144 Речь идет о событиях 350—351 гг. Афанасий бежал в Фиваидскую пустыню и прятался там среди анахоретов, иногда тайно посещая Александрию. По другим данным, Афанасий был низложен только в 356 г. Известно, однако, что на Сирмийском соборе Александрию представлял уже арианин Георгий Cokpam.II.29; Coзoмeh.IV.6 . 145 В 350 г. 146 Галл был старшим сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина Великого. 147 Сирмийский собор 351 г. стал первым собором, на котором епископы, близкие к императору Констанцию II, пытались восстановить религиозное единство в имперской церкви на арианской платформе. На этом соборе были приняты два разных символа веры греческий и латинский . В греческом варианте Сын не назывался ни единосущным, ни подобосущным, и осуждались как те, кто считал Сына нерожденным, безначальным и равным Отцу, так и те, кто считал Сына происшедшим из не-сущего или из какой-либо другой ипостаси кроме Бога . В латинском варианте вообще запрещалось использовать термин «сущность» и утверждалось, что Сын подчинен Отцу, что он ниже Отца «по чести, достоинству и имени» и что он, в отличие от Отца, рожден. За всем этим стояло стремление умеренных ариан отказаться от доктрины единосущия и навязать доктрину «подобия Сына Отцу по сущности и естеству». 148 Битва при Мурсе совр. Сисак в Хорватии между стотысячной армией Магненция и восьмидесятитысячной армией Констанция произошла 28 сентября 351 г. Несмотря на победу, потери правительственных войск 30 тыс. убитыми оказались больше потерь узурпатора 24 тыс .. 149 Сражение у горы Селевк произошло 10 августа 353 г. 150 Клавдий Сильван восстал в 355 г. Однако он правил всего 28 дней. 151 Осенью 354 г. 152 355 г. Флавий Клавдий Юлиан также получил в жены сестру императора Елену. 153 Юлий Римский умер в 352 г. Сменивший его Либерий занимал престол в 352—355 и в 356—366 гг. 154 Климент Александрийский сер. II в.-ок. 215 — один из первых отцов церкви, автор концепции христианского гносиса знания . Секст Юлий Африкан — первый христианский хронист эпохи Северов конец II-haчaлo III в .. Ориген ок.185—254 — крупнейший христианский философ и теолог, осужденный впоследствии Пятым Вселенским собором 553 г. за субординационизм учение, что Бог-Сын ниже Бога-Отца .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010