Оценивая Михаила III, следует, однако, учитывать то обстоятельство, что историки времен Македонской династии, желая оправдать Василия III, всячески чернили его предшественника. Один из летописцев, например, утверждал, что император, растратив казну на кутежи, распорядился перелить в монеты золотой платан Льва Математика и приказал разломать световой телеграф, дабы неприятные известия не мешали столичной черни развлекаться на ипподроме. Однако этот платан и световой телеграф существовали и позднее, так что, может быть, и иные рассказы о бесчинствах Михаила – лишь дошедшие до наших дней отголоски давно забытой политической борьбы. Василий I Македонянин (? – 886, сопр. с 866, имп. с 867) Происхождение Василия I изрядно запутано историками Македонской династии, прежде всего внуком императора, Константином VII Багрянородным, который в своем сочинении 75 довел родословную его предков до парфянских царей, Константина Великого  и Александра Македонского! Среди обилия чудес и легенд, украсивших жизнеописания Македонянина, кое-что существенное затерялось – например, точная дата его рождения (в промежутке между 813  и  836 гг). Родился будущий император в семье небогатых армянских переселенцев во Фракии, около Адрианополя. Достигнув зрелого возраста, он поступил на службу к македонскому стратигу Цанци, а затем отправился в столицу – искать счастья, надеясь на свои достоинства: красоту, ловкость и недюжинную силу. Был в Константинополе некий чиновник Феофил, прозванный за малый рост Феофилицей (Феофиликом). Этот коротышка имел страсть набирать в свою свиту слуг рослых и видных, а потому приметил Василия и сделал его своим конюшим. Несколько произошедших в разное время случаев сделали Василия известным в столичных кругах. Во время одной из поездок Феофилицы по Пелопоннесу Македонянин приглянулся фантастически богатой местной аристократке, вдове Данилиде, и та осыпала его небывалыми милостями, подарив ему целое состояние. Дружба Данилиды и Василия не прекращалась и после восшествия его на престол, а умирая, она завещала ему немалую часть своих колоссальных богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Конец 866 г. Письма папы Николая I Императору Михаилу III и Патриарху Фотию. Требует, чтобы бывший Патриарх Игнатий и Патриарх Фотий предстали перед ним для его суда (!), лишает Фотия сана и угрожает ему анафемой. Громы и молнии римского ересиарха не дошли до Патриарха Фотия, так как Император Михаил III запретил папским легатам ступать в империю. Зима 866/7 гг. Изгнание греческого духовенства из Болгарии. Начало 867 г. Немецкая миссия в Болгарии на короткое время, возглавляемая Епископом Ерменрихом (или Германриком) Пассауским. Зима (ноябрь) 867 – до лета 870 г. Период пребывания латинского духовенства в Болгарии, окончившееся определением Константинопольского Софийского церковного собора 28. II. 870 г. о принадлежности Болгарии как церковного диоцеза юрисдикции Вселенской Константинопольской Патриархии. 866/867 гг. Возвращение обратно в Болгарию изгнанных из Рима еретиков – левкианов (новацияне ?), изгнанных ранее из Болгарии св. Царем Борисом по настоянию св. Патриарха Фотия. (ГИБИ, т. VI, с. 71–72.) Начало 867 г. Послание св. Патриарха Фотия восточным Патриархам в связи с болгарским церковным вопросом. (ГИБИ, т. IV, с. 99–100; Сборник от Посланията на Цариградския Патриарх Фотий и Отговорите на nana Николай I по допитванията на българите, C., 1994.) Великий пост – май-сентябрь 867 г. Собор в Константинополе восточных Патриархов, созванный св. Патриархом Фотием по болгарскому вопросу. Чтобы польстить и привлечь на сторону Византии немецкого императора Людвига, его удостоили титулом Imperator Romanorum (!). Анафема против папы Николая I, католики провозглашены отступниками, еретиками и антихристами. Лето 867 г. Письмо Императора Михаила III св. Царю Борису против латынян. (Письмо не сохранилось. Царь Борис переслал его папе Николаю I и о нем известно из Ответов папы Николая на вопросы Царя Бориса. Nicolaus papa, Epistolae, p. 293; ЛИБИ, т. с. 64–65.) Между 860–867 гг. Первое крещение россов. Назначение греческого Епископа для них. (Окружное послание св. Патриарха Фотия, 35; ГИБИ, т. IV, с. 102.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ночь 23 на г. Убийство Императора Михаила III кесарем (соправителем), бывшим его конюхом Василием Македонянином. 867–886 гг. Император Василий I Македонянин. Македонская династия. г. Низвержение св. Патриарха Фотия. 867–877 гг. Второе патриаршество Вселенского Патриарха Игнатия. 867 г. Римские клирики Епископ Формоза Портуенский и пресвитер Павел Популонский в Болгарии. Болгарским посольством в Рим (во второй половине 867 г.) св. Царь Борис выразил желание, чтобы Формоза стал бы болгарским Архиепископом. Папа Николай I из-за ненависти к Формозе, так как считал, что он домогается папского престола, отказал св. Царю Борису и отозвал Формозу. [Епископ Формоза был ярым папистом, т. е. приверженцем господства папской власти над всей вселенской Церковью, придерживающийся к filioque, триязычник, т. е. радетель совершения богослужения только на трех языках, антиконстантинополец, т. е. противник Восточной Православной Церкви в лице Вселенской Патриархии в Константинополе, аскет (а аскетизм плюс еретизм приводит к беснованию). Позднее – римский папа. После смерти вытащен из могилы, судим и поруган папой Стефаном в 896/7 гг. Его труп с отрезанными пальцами сбросили в р. Тибр.] 13.XI.867 г. Смерть папы Николая I. 14.XII.867–14.XII.872 г. Время папства папы Адриана II. Он был противником Формозы, осудил Константинопольский собор 867 г. и признал filioque. 867/8 г. Папское посольство в Болгарии, сопровождаемое болгарскими послами в Рим. Февраль 868 г. Св. Царь Борис выгнал интригантствующего против Формозы пресвитера Павла Популонского и отослал его вместе с Формозой. Формоза должен был покинуть Болгарию, так как его отозвали. Февраль 868 г. Болгарское посольство в Риме во главе с кавканом Петром. В составе делегации были Епископы Формоза Портуенский и Павел Популонский. С ними был греческий монах Власий Аморейский, возможно как переводчик. Св. Царь Борис просил, чтобы Архиепископом для Болгарской Церкви был бы рукоположен и назначен диакон Марин, дипломат, друг Формозы, позднее – папа римский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лев VI подает кинжал имп. Василию I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 105) [Греч. Λων ο Σοφς; Философ] (19.09.866, К-поль - 11.05.912, там же), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии Л. М.- старший сын Василия I Македонянина , патрикия и придворного паракимомена (император в 867-886), и его 2-й жены Евдокии Ингерины. Л. М. был крещен свт. Фотием I , патриархом К-польским. Поскольку Евдокия состояла в незаконной связи с имп. Михаилом III, Василий подозревал, что Л. М. мог быть сыном Михаила, и относился к ребенку холодно. Слухи о незаконном происхождении Л. М. сопровождали его всю жизнь и отразились в нек-рых визант. исторических сочинениях, а также существенно повлияли на политику в период его правления. Спустя неск. лет после того, как 23 сент. 867 г. Василий I был провозглашен императором, его соправителями стали оба его старших сына: Константин (род. от 1-го брака с Марией ок. 859) был коронован ок. 868 г., Л. М.- 6 янв. 870 г. Кроме них у имп. Василия и Евдокии Ингерины родились также Стефан I (в 867; патриарх К-польский в 886-893) и Александр (ок. 870; император в 912-913). После смерти царевича Константина 3 сент. 879 г. Л. М. стал единственным офиц. наследником престола. Тем не менее отношения Л. М. с имп. Василием оставались натянутыми. При дворе сформировались партии сторонников Л. М. и Василия, к-рые стремились оказать услуги и тому и другому и участвовали в заговорах. Так, в 885 г. был раскрыт заговор доместика Иоанна Куркуаса и 66 др. знатных лиц, намеревавшихся свергнуть Василия и передать власть Л. М. Последовали казни. Вероятно, в нач. 886 г. придворный Феодор Сантаварин донес имп. Василию, что Л. М. якобы собирается убить отца и для этого прячет нож за голенищем сапога. На охоте имп. Василий попросил у Л. М. нож, и Л. М. действительно достал нож из сапога. Разгневанный император посчитал это доказательством вины Л. М., взял сына под стражу, заточил во дворец и собирался ослепить его, но придворные отговорили Василия от этого. 20 июля 886 г. Л. М. был освобожден, а 29 авг. имп. Василий получил травму на охоте и умер; вся полнота власти василевса перешла к 20-летнему Л. М. При этом на протяжении всего правления он разделял титул василевса со своим братом Александром, к-рый официально считался его соправителем, хотя влияния на ход дел не имел.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Незадолго перед тем доместик Востока Андрей 78 разбил арабов в Киликии и добрался до предместий Тарса, но город брать не стал. При дворе тогда служил некий Кест Стиппиот, который обвинил Андрея перед императором в трусости и поклялся Тарс взять. В конце концов Василий, поддавшись уговорам, сместил Андрея и назначил на его место Стиппиота. Последний не только не выполнил обещанного, но 14 сентября 883 г. по собственной беспечности погубил себя и порученное ему огромное войско буквально у ворот Тарса. Император, осознав ошибку, вернул Андрея в Киликию. Македонянин много строил в Константинополе и его окрестностях, не жалея средств на восстановление пострадавших от времени сооружений. Немалую долю из них составляли церкви, ибо Василий всяко заботился о торжестве христианства, причем не только у себя в стране: к его правлению относится любопытное известие о крещении руссов (видимо, т.н. «Приазовской Руси»). Василий I умер 29 августа 886 г. По одной из версий, его поддел рогом на охоте олень и, зацепив за пояс, долго тащил по лесу, пока один из телохранителей не догнал его и не перерубил пояс мечом. Придя в себя, император распорядился сначала выяснить, не злоумышлял ли его спаситель, обнажая меч на василевса. Получив во время такого приключения смертельные ушибы, Македонянин скончался через несколько дней. Согласно версии Багрянородного, Василия I поразило «истечение желудка». Лев VI Философ (Мудрый) (866 – 912, сопр. с 870, имп. с 886) 19 сентября 866 г. у Евдокии Ингерины родился сын Лев. Так как всей столице было известно о ее конкубинате с императором Михаилом III, вопрос об истинном отце Льва достаточно щекотлив, и вполне вероятно, что по крови императоры Македонской династии, начиная со Льва, – потомки Аморийской. Во всяком случае, Василий I испытывал к нему неприязнь, особенно усилившуюся после кончины Константина – любимого сына от первой жены. Поэтому, когда Лев был обвинен фаворитом Василия, Сантаварином, в злых умыслах по отношению к отцу, тот, нимало не раздумывая, заключил его в одном из помещений дворца – Маргерите – под арест, лишив знаков царского достоинства, но оставив при нем жену Феофано. Император подумывал было даже ослепить сына, но синклит и Фотий воспротивились такому недостойному деянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Обвинительные материалы 1195 против папы рассылались не только но всему Западу, но были посланы и на Восток, и патриарх Фотий решил воспользоваться эгими документами 1196 несмотря на то, что к 867 г. конфликт между папой и германскими епископами был давно улажен 1197 . На Константинопольском соборе 867 г. было рассмотрено дело папы Николая по обвинению западных клириков, в результате чего папа был анафематстъован. С точки зрения канонического права разбор дела папы не только в его отсутствие, но даже без его извещения делал это осуждение совершенно незаконным. После осуждения папы византийский император Михаил III и Фотий сразу же направили письмо западному императору Людовику II, в котором они просили силой сместигь папу Николая с престола 1198 . Однако вместо этого спустя несколько дней после собора 867 г. сам патриарх Фотий был смещен новым императором Василием Македонянином и отправлен в ссылку. На патриарший престол был возвращен Игнатий, а послы, которые везли Людовику II документы собора 867 г., были возвращены с половины пути. Вместо них в Рим были направлены другие послы с просьбой прислать в Константинополь папских легатов для водворения мира в Восточной Церкви. Папа Николай умер в ноябре 867 г., видимо так никогда и не узнав о своем мимолетном осуждении и о немедленном восстановлении своего имени в диптихах Константинополя в течение бурного 867 г. Папа Адриан II (867–872 гг.) прислал легатов, и в 869 г. Константинопольский собор отменил решения соборов 859 и 861 гг., вынесенные против патриарха Игнатия, а также сжег акты собора 867 г. Фотий и его сторонники были анафематствованы. Однако в скором времени Фотий вернулся из ссылки и примирился с патриархом Игнатием. После смерти последнего Фотий, по желанию императора, снова занял патриарший престол и немедленно приступил к торжественной реабилитации своей прежней деятельност и. Созванный Фотием огромный собор 879–880 гг., куда были приглашены и легаты от Римского папы Uoahha VIII (872–882 гг.), признал Фотия совершенно правым во всем, отменил и осудил все решения, когда-либо принятые против него 1199 , и анафематствовал всех его непримиримых противников 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

С масштабным походом русов на столицу Византийской империи, состоявшимся летом 860 г., принято связывать т. н. первое К. Р. Окрестности К-поля подверглись жестокому разграблению. Свидетелем этого нападения стал патриарх св. Фотий I (858-867, 877-886), который описал его в гомилиях «На нашествие росов». Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Русы отступили, а через нек-рое время, согласно хронике Продолжателя Феофана (ок. 950), от них прибыло посольство с просьбой о крещении. О факте крещения русов в «Окружном послании» (866/7), обращенном к вост. патриархам, Фотий свидетельствует, что они «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», поставив себя «в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против нас». Здесь же он сообщает, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам» ( Кузенков. 2003. С. 75). Следует отметить, что 60-е гг. IX в. были отмечены особыми миссионерскими усилиями Византии в деле распространения христианства на землях славян. К 864 г. относится начало просветительской миссии славянских первоучителей святых Кирилла (Константина Философа) (827-869) и Мефодия (815-885) в Вел. Моравии, а к 864/5 г.- крещение равноап. кн. болг. Бориса и его бояр. Согласно ПВЛ, военный поход 860 г. (в летописи он ошибочно отнесен к 866) на К-поль возглавили киевские князья Аскольд и Дир . Над могилой Аскольда, вероятно, во 2-й пол. XI в. была поставлена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Это дало основание предположить, что князьям-соправителям принадлежала идея К. Р. Никоновская летопись XVI в. сообщает о К. Р. при «князи Рустемъ Осколде» (ПСРЛ. Т. 9. С. 13). Впрочем, достоверность этого свидетельства мн. исследователи ставят под сомнение. Поздняя визант. традиция приписывает К. Р. имп. Василию I Македонянину (867-886) и К-польскому патриарху Игнатию (847-858, 867-877).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. Феодоры К тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2563704.html

502 Скорее всего, речь идет о Константине V (718–775, сопр. с 720, имп. с 741), хотя по времени предстоятельство Иоанна совпадает и с годами, когда императором был последний представитель Исаврийской династии, Константин VI (771 – после 797, сопр. с 776, имп. 780–797). До 790 г. он правил вместе с матерью, августой Ириной (ок. 752–803, имп. 769–790 и 791–802, как автократор 797–802). 504 В греческом тексте – ek tes peratikes («в заморье»), что указывает на место, откуда смотрел автор Жития, то есть на Южный берег Черного моря. Поскольку герой Жития, Иоанн, нашел убежище в Амастре (Амастриде) и, прожив четыре года, умер там же, в епископство прославленного, со временем причисленного к лику святых Георгия Амастридского (790–807/809), не исключего, что его агиограф был именно из этого «христолюбивого города», крупного портового центра Пафлагонии, имевшего давние устойчивые связи с Таврикой (см.: §5, 6). 505 502 Тавроскифы – народ, имя которого встречается у римского географа Птолемея (II в.) и писателя Юлия Капитолина (IV в.). Они помещали тавроскифов вне Крымского полуострова, по направлению к низовьям Днепра, но большинство других римских и византийских авторов считали, что это племя жило в Крыму. Оно действительно фигурирует в надписях, в частности, в титулатуре боспорских царей. По словам Прокопия Кесарийского, города Херсон и Боспор лежат за таврами и тавроскифами. По самому смыслу своему двойное имя заключает в себе прямой намек на соединение двух племенных элементов, возможно, перемешавшихся вследствие соседства, то есть – тавров, древних обитателей нагорья и гор Крымского полуострова, и скифов, что, по выражению В. Г. Васильевского , вполне соответствовало бы географической природе вещей. В нашем Житии «сторона (земля) тавроскифов» (ton Tauroskython ges) находится на южном берегу Крыма и противопоставляется Романии. Примечательно, что в Житии свв. епископов Херсонских (§ 2) местом отправки епископа Василея назван Херсон Тавроскифской эпархии (см. выше). Выходит, в представлении современников это были земли епископии, включавшей Херсон, Горный и Южный берег Таврики – Готфию. В этом видится косвенное подтверждение долгого отсутствия отдельной, самостоятельной Готфской епископии и фактического подчинения этих земель Херсонской епископии (Тавроскифской или Херсона Доранта, какая, несомненно, существовала в конце VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010