Оценивая Михаила III, следует, однако, учитывать то обстоятельство, что историки времен Македонской династии, желая оправдать Василия III, всячески чернили его предшественника. Один из летописцев, например, утверждал, что император, растратив казну на кутежи, распорядился перелить в монеты золотой платан Льва Математика и приказал разломать световой телеграф, дабы неприятные известия не мешали столичной черни развлекаться на ипподроме. Однако этот платан и световой телеграф существовали и позднее, так что, может быть, и иные рассказы о бесчинствах Михаила – лишь дошедшие до наших дней отголоски давно забытой политической борьбы. Василий I Македонянин (? – 886, сопр. с 866, имп. с 867) Происхождение Василия I изрядно запутано историками Македонской династии, прежде всего внуком императора, Константином VII Багрянородным, который в своем сочинении 75 довел родословную его предков до парфянских царей, Константина Великого  и Александра Македонского! Среди обилия чудес и легенд, украсивших жизнеописания Македонянина, кое-что существенное затерялось – например, точная дата его рождения (в промежутке между 813  и  836 гг). Родился будущий император в семье небогатых армянских переселенцев во Фракии, около Адрианополя. Достигнув зрелого возраста, он поступил на службу к македонскому стратигу Цанци, а затем отправился в столицу – искать счастья, надеясь на свои достоинства: красоту, ловкость и недюжинную силу. Был в Константинополе некий чиновник Феофил, прозванный за малый рост Феофилицей (Феофиликом). Этот коротышка имел страсть набирать в свою свиту слуг рослых и видных, а потому приметил Василия и сделал его своим конюшим. Несколько произошедших в разное время случаев сделали Василия известным в столичных кругах. Во время одной из поездок Феофилицы по Пелопоннесу Македонянин приглянулся фантастически богатой местной аристократке, вдове Данилиде, и та осыпала его небывалыми милостями, подарив ему целое состояние. Дружба Данилиды и Василия не прекращалась и после восшествия его на престол, а умирая, она завещала ему немалую часть своих колоссальных богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незадолго перед тем доместик Востока Андрей 78 разбил арабов в Киликии и добрался до предместий Тарса, но город брать не стал. При дворе тогда служил некий Кест Стиппиот, который обвинил Андрея перед императором в трусости и поклялся Тарс взять. В конце концов Василий, поддавшись уговорам, сместил Андрея и назначил на его место Стиппиота. Последний не только не выполнил обещанного, но 14 сентября 883 г. по собственной беспечности погубил себя и порученное ему огромное войско буквально у ворот Тарса. Император, осознав ошибку, вернул Андрея в Киликию. Македонянин много строил в Константинополе и его окрестностях, не жалея средств на восстановление пострадавших от времени сооружений. Немалую долю из них составляли церкви, ибо Василий всяко заботился о торжестве христианства, причем не только у себя в стране: к его правлению относится любопытное известие о крещении руссов (видимо, т.н. «Приазовской Руси»). Василий I умер 29 августа 886 г. По одной из версий, его поддел рогом на охоте олень и, зацепив за пояс, долго тащил по лесу, пока один из телохранителей не догнал его и не перерубил пояс мечом. Придя в себя, император распорядился сначала выяснить, не злоумышлял ли его спаситель, обнажая меч на василевса. Получив во время такого приключения смертельные ушибы, Македонянин скончался через несколько дней. Согласно версии Багрянородного, Василия I поразило «истечение желудка». Лев VI Философ (Мудрый) (866 – 912, сопр. с 870, имп. с 886) 19 сентября 866 г. у Евдокии Ингерины родился сын Лев. Так как всей столице было известно о ее конкубинате с императором Михаилом III, вопрос об истинном отце Льва достаточно щекотлив, и вполне вероятно, что по крови императоры Македонской династии, начиная со Льва, – потомки Аморийской. Во всяком случае, Василий I испытывал к нему неприязнь, особенно усилившуюся после кончины Константина – любимого сына от первой жены. Поэтому, когда Лев был обвинен фаворитом Василия, Сантаварином, в злых умыслах по отношению к отцу, тот, нимало не раздумывая, заключил его в одном из помещений дворца – Маргерите – под арест, лишив знаков царского достоинства, но оставив при нем жену Феофано. Император подумывал было даже ослепить сына, но синклит и Фотий воспротивились такому недостойному деянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со смертью в 801 г. Ставракия вся власть сосредоточилась в руках Аэция. Неспособность Ирины управлять страной становилась все более очевидной, среди высших константинопольских сановников, войск и народа росло недовольство безобразным положением дел. В 802 г. император Карл предложил Ирине заключить брачный союз и таким образом объединить Западную империю с Восточной. Аэций, имевший другие намерения, а именно возвести на трон своего неоскопленного брата, со всей решительностью воспротивился предложению «варвара». Пока партии Ирины и Аэция изощрялись в тайных интригах, наиболее решительный при дворе человек, логофет Никифор, нанес удар и тем, и другим: осенью 802 г. Никифор сверг императрицу и отправил ее в ссылку на остров Принкипо, а затем – на Лесбос, где она и скончалась 9 августа 803 г. Падение Ирины искренне оплакивали лишь обогащенные ею монахи. Феофан с негодованием писал: «жившие благочестиво и разумно удивлялись Божьему суду, как попустил он, чтобы свинопас [Никифор I. – С.Д .] лишил престола ту, которая подвизалась за православную веру» с. 349]). Сохранились скульптурные портреты Ирины на диптихах из слоновой кости. Один из таких диптихов находится в музее Барджелло во Флоренции. Константин VI (771 – после 797, сопр. с 776, имп. 780 – 797, факт. с 790) Константин VI, последний император Исаврийской династии, родился в столице 14 января 771 г. После кончины Льва IV u дo 790 г. за малолетнего василевса правила мать Ирина. Временщик евнух Ставракий безнаказанно притеснял не имевшего реальной власти во дворце императора. 9 февраля 790 г., пользуясь суматохой, поднявшейся во время землетрясения в столице, Константин VI u heмhorue преданные ему вельможи попытались устранить Ставракия, но заговор не удался. Константина мать избила и подвергла домашнему аресту, остальных участников постригли и сослали. Встревоженная самостоятельностью сына, Ирина решила низложить его, однако войска взбунтовались, и Ирине пришлось отступить. Константин VI обрел ту власть, которой он был лишен и к которой стремился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

S. 152, 6–8). (Майстер Экхарт. Речи наставления. Книга Божественного утешения. О человеке высокого рода. Об отрешенности. Проповеди/Пер., сопр. статья и коммент. М.Ю. Реутина. М., 2010. С. 117.) Idem. Predigt 84 (Pf.): «Die besten meister sprechent, daz diu verstendikeit schele alzemale abe unde nimet got bloz, als er luter wesen ist in sich selben. BekantnUsse brichet durch warheit unde guete unde vellet uf luter wesen unde nimet got bloz, als er ane namen ist» (S. 270, 31–35). Воспоминания о споре с Гонсальвом Испанским и общая оценка этого спора содержатся в знаменитой проповеди «Quasi Stella matutina» (No 9 по нумерации Й. Кинта, No 33 в сборнике середины XIV в. «Рай разумной души»), прочитанной саксонским провинциалом И. Экхартом сразу после парижского магистериума 1302–1303 гг. перед образованными монахами эрфуртского конвента. См.: Ruh К. Meister Eckhart. Theologe. Prediger. Mystiker. Munchen, 1989. S. 63–71. 360 В оригинале: «est subsistens» (LW V. S. 60, 10). Субсидировать (subsistere, subsistentia) – подобно субстанции, существовать, вернее, наличествовать (ибо такое наличие не описывается посредством предикатов существования), но, в отличие от субстанции, не быть носителем акциденций. К субсистенциям относятся роды, виды, экхартовские «духовные совершенства» и пр. Экхарт позаимствовал данный термин, вероятно, из толкования Гильберта Порретанского на трактат «О Троице» Северина Боэция. 361 Ср.: Meister Eckhart. Expositio Libri Genesis. P. 78: «...ибо что само по себе пребывает вовне созданным или сотворенным, то в Самом Слове является жизнью, и таково его первое бытие. Так, скажем, ларь, сработанный во внешнем мире из вещества. В разуме ремесленника он не изготовлен, но есть некая жизнь или что-то живое» (LW I. S. 240, 3–6). (Майстер Экхарт. Об отрешенности/Пер., вступит, статья и коммент. М.Ю. Реутина. М.; СПб., 2001. С. 87.) 362 Ср.: Аристотель. Метафизика. V, гл. 9 (1018 а ) (Аристотель. Соч.Т. I. С. 158). Thomas Aquinas. Summa contra Gentiles. II, cap. 49: «Intellectus autem supra seipsum agendo reflectitur; intelligit enim seipsum, non solum secundum partem, sed secundum totum.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Римский престол с восторгом признал нового василевса, чего нельзя было сказать об администрации восточных провинций. Законный император Константин Копроним легко набрал свежие войска в Малой Азии и в конце осени 742 г. подступил к Хрисополю, но, не рискнув в преддверии зимы начать осаду, покинул берега Босфора и отошел обратно в Аморий. В мае 743 г. Артавасд сам направился из Константинополя в Опсикий, надеясь померяться силами с императором. В бою при Сардах узурпатор был разбит и с позором ретировался в столицу. Его второго сына, моностратига Армениака Никиту, спешившего на помощь отцу, Копроним разгромил в кровопролитном сражении при Модрине. В сентябре Константин V осадил Константинополь. Корабли его перехватывали шедшие в город караваны с продовольствием, и вскоре в столице начался голод. Артавасд приказал вывести из Константинополя всех неспособных носить оружие. В суматохе город покинули, переодевшись в женское платье, и многие не пожелавшие сражаться мужчины. Никита, собравший свои отряды, объявился у Хрисополя, надеясь прорвать кольцо блокады, но Константин V немедленно переправился через Босфор, вторично нанес ему поражение, взял в плен и, закованного в цепи, приказал предъявить осажденным. 2 ноября Константинополь был взят штурмом, Артавасд, успевший бежать, был схвачен и ослеплен вместе с сыновьями. Борьбой двух императоров в полной мере воспользовались арабы, вволю пограбившие оставшиеся без защиты территории восточных провинций. Лев IV Хазар (750 – 780, сопр. с 751, имп. с 775) Старший сын Константина Копронима от его первой жены, хазарянки Ирины (откуда и прозвище), Лев родился 25 января 750 г. Зимой следующего года отец венчал его на престол. Традиционно Льва IV принято считать посредственным государем, при котором даже страсти религиозной борьбы приутихли из-за апатии и невмешательства императора. Действительно, за время его правления важных событий в жизни страны произошло куда меньше, чем при других императорах Сирийской династии, но нужно учитывать и то, что Лев Хазар пробыл у власти всего пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Панофски Э. Готическая архитектура и схоластика//Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. С. 74. 228 Gilson Е. Preface//Lossky V.N. Theologie negative et connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart. P., 1960. P. 10. 229 Топоров B.H. Мейстер Экхарт-художник и «ареопагитическое» наследство//Символ. No 51. С. 132–133. 230 Такое качество положительного знания отражено, в частности, в типично экхартовском термине «брать» (nemen), ср.примеч. 59, ч. I. Еще пара примеров: Predigt 23: «Разум души берет Бога (nimet got), поскольку Он – чистое бытие, возвышенное бытие... Они же [учителя] берут благость (nement sie giiete) и полагают ее поверх бытия... И берут Его (nement sie in) снова, поскольку Он – истина» (DW I. S. 400, 1–5); Predigt 24: «Отрекись от себя самого и всех вещей, от всего, чем являешься сам по себе, и прими себя (nim dich) в соответствии с тем, что ты есть в Боге» (DW I. S. 419, 6–8); Predigt 52: «Мое сущностное бытие выше Бога, поскольку мы берем Бога (als wir got nemen) как начало творений» (DW U.S. 502, 6–7). Такая речевая фигура Экхарта, по-видимому, как-то связана и является смутным воспоминанием платоновского «а не рассмотреть ли» (ρα ο σκεπτον), предшествующего переходу к очередной гипотезе. Ср. замечание К. Флаша о гипотетической «если... то» (wenn... dann) – структуре мышления Дитриха Фрайбергского: Flasch К. Dietrich von Freiberg. Philosophic, Theologie, Naturforschung urn 1300. Frankfurt a.M, 2007. S. 299–300. 231 О молитвенном опыте Экхарта см.: Loser Fr. Oratio est cum deo confabulatio. Meister Eckharts Auffassung vom Beten und seine Gebetspraxis//Deutsche Mystik im abendlandischen Zusammenhang. Kolloquium Kloster Fischingen 1998/Hrsg. von W. Haug, W. Schneider-Lastin. Tubingen, 2000. S. 283–316. 232 Ср.: Seuse H. Seuses Leben. I, Кар. 14: «do nam er in siner betrahtunge drie meister... und daz waren die lieben heiligen: unse vater Dominicus, sant Arsenius und sant Bernhart» (Bihlmeyer. S. 38, 6–9). 233 О популярности восточно-христианской мистико-аскетической литературы в Германии X1V-XV вв. Свидетельствует, в частности, следующий отмеченный М.Л. Хорьковым факт. В рукописи XIV в. «Книги Вечной Премудрости» Г. Сузо, хранящейся в собрании Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (Нем. q. I. 295), имеются многочисленные, расположенные на полях читательские глоссы. Они написаны рукой, отличной от руки переписчика-францисканца. Размещенная в нижней части листа 1 гглосса к тексту Г. Сузо содержит отсылку к мнению Исаака Сирина («abbas Ysaac de Syria»). См. Также: Сузо Г. Книга Вечной Премудрости//Пер., сопр. ст. и коммент. М.Л. Хорькова. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Многие считали разгром армии Никифора и гибель его самого наказанием «от Бога» за жесткую политику в отношении имущества православной церкви и гордыню. Как бы то ни было, гибель царя и армии не принесла империи ничего хорошего. За несколько лет, прошедших с этого события, в стране, находившейся в окружении внешних врагов, произошло несколько крупных мятежей. Ставракий, Михаил I Рангаве, Лев V Армянин Ставракий (? – 812, сопр. в 803 – 811, автократор в 811) Ставракий был коронован отцом в декабре 803 г. Феофан, нелюбезно настроенный к Никифору и его сыну, пишет, что он «ни видом, ни силой, ни разумом не был годен для столь высокого достоинства» с. 362]). Воины вынесли Ставракия, тяжело раненного стрелой в спину, из битвы в Вырбишской теснине и доставили в Адрианополь. Император распорядился перевезти себя в столицу, но рана не заживала и он не вставал с ложа. Патриарх Никифор решил оказать нажим на бывшего при смерти василевса и стал требовать возвращения церкви ее богатств и льгот, урезанных при Никифоре Генике, однако Ставракий отказался это сделать. «Ставракий, видя себя без надежды на жизнь, старался предоставить престол супруге своей, или, в дополнение к прежним бедствиям, ввести между христианами димократию» (Феоф., с. 362]). Пользуясь болезнью императора, часть придворных решила его устранить. Так как Ставракий был бездетен, на престол, не дожидаясь кончины автократора ромеев, стал претендовать его родственник, куропалат Михаил Рангаве. Слухи об этом дошли до василевса слишком поздно, когда он был окружен изменниками. Он пожелал ослепить соперника, но это оказалось уже невозможным: немощному монарху мало кто подчинялся. Клика, ставленником которой был Рангаве, решила поторопиться, и 2 октября 811 г. император Ставракий был низложен. Он лицемерно уверял преемника в своей преданности, опасаясь за собственную жизнь. Михаил позволил ему из жалости остаться в столице, где Ставракий и умер 11 января следующего года. Михаил I Рангаве (? – 844, имп. 811 – 823) Куропалат Рангаве 66 был мужем Прокопии, дочери Никифора I. Едва заняв престол, Михаил I принялся подкупать простой народ, вельмож, армию и духовенство денежными подарками. По словам Феофана, «он обогатил всех патрициев, сенаторов, архиереев, иереев, монахов, военных и нищих, как в царственном граде, так и в самих провинциях, так что все безмерные сокровища, собранные сребролюбием Никифора, от которого он и погиб, в несколько дней исчезли» (Феоф., с. 363]). Патриарх Никифор потребовал от нового императора письменной клятвы не отступать от православной веры, иконопочитания и не посягать на права церкви. В угоду воинствующему фанатизму монашества василевс объявил смертную казнь всем еретикам – манихеям, павликианам и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На покрове по темно-коричневому шелку вышито прямоличное, в рост, изображение митрополита Алексия 433 . Обе руки его подняты к груди. Левая держит закрытое Евангелие, пальцы правой молитвенно сложены. На святом – крестчатый саккос, омофор и клобук с херувимом на очелье. Изображение вырезано по контурам с древнего фона (виден в местах утрат шитья) и переложено па новый, сшитый из двух вертикальных полотнищ фиолетовый камки с узором хризантем. Личное, усы и борода шиты «в раскол», частично «по форме», некрученым блестящим шелком песочного цвета. Радужки глаз и губы – желтым. Черты лика, контуры и детали рисунка – темно-коричневым. На саккосе, шитом крученым темно-фиолетовым шелком «атласным» швом – золотые кресты и точки, обведенные синими кругами. Сверху вниз по краям саккоса идут золотые полосы, пряденым же золотом шиты подольник и зарукавья, украшенные красными и синими овалами, кружками и треугольниками, имитирующими драгоценные камни. Такие же «камни» на «золотом» окладе Евангелия. Подкладка саккоса шита шелком песочного цвета; клобук, омофор и нижняя одежда – пряденым серебром; концы клобука, херувим, полосы на нижней одежде и кресты на омофоре – пряденым золотом. Шитый золотной же нитью нимб окружен золотным с коричневым шелком шнуром. В золотном шитье – крупные простые швы («рядки», «черенок», «городок»). На обрамленных с двух сторон золотыми полосами каймах по темно-коричневой камке пряденой серебряной нитью вязью шиты тропарь и кондак святому: тропа(р) гла(с) и ко апо(ст)л сопр(с)толиа и врача предобра и служител благопри(т)на к рац твоеи бж(ст)вен(н)и притека//юще и стлю але(к)сие бгому(д)ре чюдоно(с)че сшедше днес любовию к памя(т) твою свтло пра(з)днуем во псалм(х) и пнии(х) радующес и хр(с)та слав(ще) (же) и таковую благода(т) теб даровавшаго исцлениее(м) и граду твоему москв великое утверждение//ко(н)да(к) гла(с) и ко (же) слнце незаходимое тче подобие браза твоего т гроба воси на(м) т много бо л(т) сокровенны ч(с)тны//тво мощи бртошас нетлнны стлю алексие применитые же гра(д) москва тою бо благодат приемле(т) вси бо страну сии сияши аве чиде(с) бо добродтнл мни богащаеши вс(х) на(с) с дяниемъ благодати поющих ти аллилуи. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем на нижнюю и правую. Буквы направлены наружу. Подкладка из тафты розового цвета. На ней пришито шесть петель с металлическими кольцами и привешен номерок: ОПИСИ ЧАСТЬ//ОБЩ. 20554//ЧАС. 1968//СР 945.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

821 . Muyldermans J. Une nouvelle recension du «De octo spiritibus malitiae» de S. Nil//Muséon. 1939. 52. 235–274. Публ. коптского текста в сопр. нем. пер. и греч. оригинала с комм. : 822 . Scbenke Н.-М. Das Berliner Evagrius-Ostrakon (P. Berol. 14700)//Zs. für ägyptishe Sprache und Altertumskunde. B. 1989. 116. 90–107. опубл.: Id. Ein koptischer Evagrius//Graeco-Coptica. Griechen und Kopten im byzantinischen Ägypten/Hrsg. Nagel P. Halle 1984. 219–230. Известны сирийский, арабский, латинские, эфиопский, грузинский, церковнославянский (Макарий митроп. Четьи-Минеи. Апрель. 457–459) переводы (подробнее в CPG). Комментарии: 823 . Négrier P. Des huit esprits de perversité d’Évagre du Pont//ColCist. 1994. 56. 315–330. Рус. пер.: 824 . 1)//TCO 31. 4 .1067). 201–222; то же: Нил.Твор. 4 .1070). 121–132; 825 . 2) Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 229–270. [Тот же пер., что в ТСО, но в выдержках]. В большинстве греч. рукописей авторство приписывается Нилу, по в ряде греч. манускриптов и во всех сирийских и эфиопских рукописях трактат значится под именем Евагрия. К Евлогию монаху слово первое (Tractatus ad Eulogium) (CPGS 2447; TLG 4110/20) PG 79. 1093–1140. Приписывается Нилу в ряде греч. ркп, но в других греч. ркп и в сирийской и армянской традициях автором назван Евагрий. Имеется также древний груз. пер. 826 . Muyldermans J. Evagriana de la Vaticane//Muséon. 1941. 54. 1–15. [Греч. текст «Tractatus ad Eulogium» (пс.-Нил) (fragmenta) Евагрия Понтика по ркп: Vaticano (Città del), Biblioteca apostolica Vaticana, Vat. gr. 703, и Paris, Bibliothèque nationale, gr. 1188, f. 108v. В комм. описана также Евагриана, содержащаяся в 5 др. ркп из того же фонда: les «Vaticani graeci» 653, 703, 1088, 1434, и «Ottob. gr.» 436]. Рус. пер.·. 827 . а)//ТСО 31 4 .1067). 223–271; то же://Нил. Твор. 4 .1070). 133–158; б) Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 286–303 (в отрывках). К Евлогию монаху слово второе (О пороках, противоположных добродетелям) (De vitiis quae opposita sunt virtutibus) (CPGS 2448; TLG 4110/21)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

182 О влиянии Моше бен Маймона на богословие Экхарта см.: RejffkeE.Eckharmiana IV. Studien zum Problem der Entwicklung Meister Eckharts in Opus tripartitum//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1938. Bd. 57. S. 19–95; Liebeschutz H.Meister Eckhart und Moses Maimonides//Archiv fur Kulturgeschichte. 1972. Bd. 54. S. 64–96; Imbach R.Ut ait Rabbi Moyses. Maimonidische Philosophic bei Thomas von Aquin und Meister Eckhart//Collectanea Franciscana. 1990. Bd. 60, 1/2. S. 99–115. См. также: Пападимитриу Г.Маймонид и Палама о Боге. М., 2003. 183 Оба термина позаимствованы из: Westerkamp D.Negation im Absoluten. Begriffund philosophische Probleme der negativen Theologie. Braunschweig, 2002. S. 2. (Рукопись.) Перевод терминов П.А. Гринцера. 184 Meister Eckhart. Expositio sancti Evangelii secundum lohannem. P. 207: «У Бога по причине того, что Он является бытием, не может отсутствовать или не хватать бытия. Ибо бытие противостоит отсутствию и недостаче. Потому-то Бог не есть какая-то часть мироздания, но есть нечто, пребывающее вне или, скорей, раньше и выше него. Вот почему Богу не присуще никакое лишение или отрицание, но Ему, и только Ему, подобает «отрицание отрицания», каковое есть ядро и вершина чистейшего утверждения, согласно сказанному в Исх 3 : «Аз еемь [Тот], Кто еемь " » (LW III. S. 175,2–7). 185 Idem. Expositio Libri Exodi. P. 178. LW II. S. 153, 3–6. Ср.: Rabbi Mosis Majemonidis Liber Doctor perplexorum. I, cap. 58. Buxtorf, p. 96; Petrus Hispanus. Summulae logicales. IV, p. 4. P. 45. [Peter of Spain (Petrus Hispanus Portugalensis). Tractatus called afterwards «Summulae logicales»/Ed. L.M.De Rijk.Assen, 1972.] 187 Ср.: Thery G.Le commentaire de maitre Eckhart sur le livre de la sagesse//Archives d " Histoire Doctrinal et Litteraire du Moyen Age. 1928. Vol. 3. P.364–382. См.: также: Реутин М.Ю. Образ человека в творчестве Иоанна Экхарта. Теория экстаза//Россия XXI. М., 2010. Вып. 3. С. 146–167. 188 Γρηγορου το Παλαμ πρ τν ερς συχαζντων Ill, cap.2,p. 20. MeyendorfT, p. 679, 1–9. (Цит. По: Св. Григории Палама . Триады в защиту священнобезмолствующих/Пер., сопр. ст. и коммент. В. Вениаминова. М., 1995. С. 322.)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

  001     002