Это заставляет его ввести в текст отстутствующее в еврейском тексте противопоставление ( λλ) между shavah и damam (неметь, стихать, умолкать и т. д.) - и если в оригинале один глагол разъясняет другой ( " я вел себя как... - то есть стихал " ), то в версии LXX они уже противопоставлены друг другу! Ну и венчает все непонимание переводчиком параллельной конструкции: " я вел себя словно (евр. k-=греч.  ς ) дитя...//душа моя, словно дитя... " , которую он просто пословно воспроизводит, не пытаясь даже разобраться в содержании текста - как, века спустя, поступит и наш славянский переводчик. Так что толковать древний еврейский текст, пользуясь неудачным переводом (никониянским) с не всегда удачного перевода (Септуагинты), - сизифов труд. Лучше и не пытаться. Ну и, в полном согласии с псалмом, на ровном месте лучше бы не умничать. свящ. Алексей Агапов 03 сентября 2011г. 14:01 А. С. (Александре Сергеевне?) Простота Вашего подхода - мнимая. Свести в одном пассаже деньги и детей - это же целый силлогизм, и весьма остроумный. В нем созвучию двух слов уделено, я думаю, решающее место. Так действуют создатели рекламных слоганов. Но они осознанно руководствуются привычным техническим приемом (можете считать это их лукавством). А вы поступили так вполне непосредственно и неосознанно - по врожденному чувству родного языка.  Насчет того, как постигают родной язык дети - это великая тайна. Ведь после детства больше никакой другой язык, даже превосходно изученный, уже не займет в сознании человека место родного: механизмы постижения с возрастом становятся иными. Не любите сложностей - прочтите об этом замечательную книгу Корнея Чуковского " От двух до пяти " . В простоте этой книжки - большая премудрость и восхищение поэта чудом детского языка. С другой стороны, не во всех смыслах " детское " бывает хорошо. Апостол Павел говорит, что когда он был младенцем, то по-младенчески размышлял, но когда повзрослел, то оставил младенческое. Например, если маленькому ребенку грубость в обращении со взрослыми не вменяется, то услышать или прочесть грубость от взрослого - оскорбительно.

http://bogoslov.ru/article/1924675

«И к святым Божиим церквам свещи и фимиам и просфоры за души приносят да сподобит Господь Бог неизреченнаго велика и учинит с праведниками, яко благ и человеколюбец. Ему подобает слава ныне и присно во веки веков. Аминь». Далее идет такой помянник: «Помяни Господи души усопших рабов своих преждепочивших от Адама до сего дня, иже от Божией руки созданнаго человека, прадеда нашего Адама и его супругу прабабку нашу Еву. И вся во благочестии от века умерших православных. Помяни Господи вселенских Патриархов и Преосвященных митрополитов, помяни Господи православных царей и цариц..., князей и княгинь..., помяни Господи Архиепископов и Епископов..., помяни Господи священнический чин и диаконский и весь причт церковный... черноризцев... умирающих Христа ради;... замученных... от зверей и рыб съеденных... молниею сожженных..., гладом и жаждою и наготою и от мраза скончавших души своя. Помяни Господи всякою смертию Божиим изволением умерших православных». Далее идет род великих князей. «Помяни Господи благоверных великих князей: великаго князя Владимира во святом крещении Василия (вверху написано киноварью: «иже крести рус. землю»), вел. кн. Владимира (Мономаха), вел. кн. Ярослава, вел. князя Александра (Невскаго), вел. кн. Димитрия (Донскаго), вел. кн. Иоанна (Московскаго), вел. кн. Василия (Московскаго), во иноцех Варлаама, князя Феодора (Володской) князя Георгия, царя и вел. кн. Иоанна (Московскаго) во иноцех Иону, царевича сына его Иоанна. Помяни Господи благоверных великих княгинь: великую княгиню Анну, вел. кн. Василиссу, вел. кн. Евдокию, вел. кн. Елену, вел. кн. Елену, царицу и вел. кн. Анастасию. Род князей Суздальских. Помяни Господи вел. князя Андрея, князя Георгия, вел. кн. Василия, кн. Александра, вел. кн. Константина, князя Андрея, вел. кн. Димитрия, вел. кн. Бориса, вел. кн. Димитрия. Род князей Шуйских. Помяни Господи благоверных князей: Василия (Строяпа), Симеона (Кропива), Иоанна, князя Георгия, кн. Даниила, кн. Феодора, кн. Александра (Брюхатой), кн. Василия, князя Феодора, кн. Иоанна, кн. Василия (Бледной), кн. Михаила, кн. Георгия, кн. Иоанна (Хрен), кн. Иоанна (Стопа), кн. Феодора (Скопин) во иноцех Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В нынешнем, Государь, во 182 году генваря в 14 день, били челом тебе Вел. Государю Царю и Вел Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, а мне холопу твоему в Сумском остроге в съезжей избе подали челобитную рейтарскаго строю порутчики Василей Гутковской, Федор Стахорской, чтоб тое их челобитную приняв, послать к тебе Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, к Москве в Новгородцкой приказ и я холоп твой у порутчиков у Василья Гутковскаго, у Федора Стахорскаго челобитную приняв, послал к тебе Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, к Москве с маеором Степаном Келеным, в нынешнем во 182 году генваря в 15 день, а отписку и челобитную велел подать окольничему Артемону Сергееву Матвееву, да дьяком думному Григорью Богданову, Якову Поздышеву, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину. Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу бьют челом холопи твои новокрещеные иноземцы рейтарскаго строю начальные люди порутчики Васка Гутковской, да Федор Стахорской. В прошлом, Государь, во 180 году, по твоему Вел. Государя указу посланы мы, холопи твои, на твою Вел. Государя службу с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым под Соловецкой монастырь и в Сумской острог, и на 181 год нам, холопем твоим, твое Вел. Государя годовое денежное жалованье дано, a no твоему Вел. Государя указу прислан в Сумской острог воевода Иван Алексеевич Мещеринов и нам, холопем твоим, по твоему Вел. Государя указу, велено с ним, воеводою Иваном Алексеевичем Мещериновым, быть на твоей Вел. Государя службе под Соловецким монастырем и на нынешней, Государь, на 182 год, твое Вел. Государя годовое денежное жалованье нам, холопем твоим, не дано и мы, холопи твои, будучи на твоей Вел. Государя службе, оскудали и обдолжали великими долгами. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожалуй нас, холопей своих, вели, Государь, свое Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между осенью 1382 и летом 1383 г. в связи с этими событиями вновь наметилось сближение между Московским и Виленским дворами. Вел. князья согласовали общего кандидата на Русскую митрополию. Им стал архиеп. Суздальский св. Дионисий . Литовский вел. кн. Ягайло Ольгердович обещал перейти в Православие и объявить об этом в стране, жениться на дочери вел. кн. Димитрия Донского и признать его сюзеренитет. По данным ливонских источников, посредническую роль в этом договоре играла мать правителя ВКЛ - вдовая Литовская вел. кнг. Ульяна Александровна (тверская княжна по происхождению). Однако в кон. 1383 г. окружение вел. кн. Ягайло Ольгердовича решило вернуться к политическому наследию Литовского вел. кн. Гедимина и создать прочный союз с Польским королевством. Одной из его целей должна была стать помощь ВКЛ в борьбе против крестоносцев, которые в 1383 г. в очередной раз атаковали Вильно и Троки. Вел. кн. Ягайло, как и ранее, стал склоняться к повторному крещению по католическому обряду (см.: Флоря Б. Н. Договор Дмитрия Донского с Ягайло и церк. жизнь Вост. Европы//Неисчерпаемость источника: К 70-летию В. А. Кучкина: [Сб. ст.]/Отв. ред.: Б. Н. Флоря. М., 2005. С. 233-237). Оно позволяло ему занять вакантный краковский престол. Заявить об этом открыто вел. кн. Димитрию Донскому литовская сторона, имевшая неясные внешнеполитические перспективы, сразу не могла. Поэтому весной 1384 г. Киевский вел. кн. Владимир (Василий) Ольгердович нашел иные юридические причины для задержания в Киеве свт. Дионисия († 1385), поставленного в К-поле на Русскую митрополию. Несмотря на эту внешнеполитическую неудачу в ВКЛ, блгв. вел. кн. Димитрий Донской значительно укрепил свое положение на Руси. Даже военное поражение в 1385 г. в конфликте с Рязанским вел. кн. Олегом Иоанновичем не изменило центростремительных тенденций. В конце года при посредничестве прп. Сергия Радонежского правители Москвы и Переяславля Рязанского пошли на перемирие. Коломна и ее волости окончательно признавались частью Московского вел. княжения. Союз между сильнейшими княжениями в Вост. Руси был скреплен династическим браком. В 1386 г. вел. кнж. София Димитриевна стала женой будущего Рязанского вел. кн. Феодора Ольговича. Крепкий военный союз покончил с враждой между Московским и Рязанским великокняжескими дворами. В том же году войска князей Сев.-Вост. Руси объединились с войском Димитрия Донского и выступили в поход против Вел. Новгорода во главе с правителем Москвы.

http://pravenc.ru/text/2462231.html

понедельника - воспоминание воскрешения Лазаря (см. Лазарева суббота ), к-рое в вост.-сир. традиции, вероятно, перенесено на этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 143-152). В западно-сирийском обряде эти дни посвящены приближающимся Страстям Христовым; особо подчеркивается тема исполнения ветхозаветных пророчеств и прообразов Страстей (в частности, во вторник - жертвоприношения Авраама); песнопения повествуют также о том, как вожди иудеев задумали убить Христа. Необычный чин «восхождения на Небеса» (иначе - «чин светильников», или «чин 10 дев») совершается на ночной службе Вел. понедельника: священники и диаконы в полном облачении совершают торжественное шествие с крестом и Евангелием из северных дверей алтаря к юж. (или вокруг храма), при этом поются Пс 117 и особые песнопения. Затем в полной темноте поются Пс 50, ряд гимнов и читаются Иер 18. 18-22, Деян 3. 22-26, Евр 5. 12-14 и Мф 25. 1-13, возглашается ектения, священник подходит к алтарной завесе и трижды касается ее крестом. Завеса и двери отверзаются, возжигаются все светильники в храме, и процессия входит в алтарь (Ibid. P. 172-173). Многочисленные библейские чтения на дни Страстной седмицы характерны для практики Коптской Церкви (http://www.bombaxo.com/coptic.html [Электр. ресурс]). На латинском Западе богослужения первых 3 дней Страстной седмицы совершаются в целом по чину будних дней Великого поста. Чтения мессы по тридентскому чину (принятому в католич. Церкви до сер. XX в.): Ис 50. 5-10, Ин 12. 1-9 (Вел. понедельник); Иер 11. 18-20, Мк 14. 1 - 15. 46 (Вел. вторник); Ис 62-63, Ис 53, Лк 22. 1 - 23. 53 (Вел. среда); по совр. чину (см. ст. Novus ordo ): Ис 42. 1-7, Ин 12. 1-11(Вел. понедельник); Ис 49. 1-6, Ин 13. 21-33, 36-38 (Вел. вторник); Ис 50. 4-9, Мф 26. 14-25 (Вел. среда). В амвросианском обряде Евангелия мессы иные: Лк 21. 34-38, Ин 11. 47-54, Мф 26. 1-5 (соответственно в Вел. понедельник и Вел. среду); после реформ, последовавших за II Ватиканским Собором, ветхозаветные чтения мессы амвросианского обряда (ранее совпадавшие с рим.) заменены на чтения из книг Иова и Товита (к-рые ранее читались в Вел. понедельник и Вел. среду на часах в составе чина оглашения), а Евангелие Вел. понедельника заменено на Ин 12. 27-36 (Евангелие Вел. вторника оставлено без изменений, Вел. среды продлено за счет стихов 14-16). Византийская гимнография

http://pravenc.ru/text/150085.html

1370 г. О. в сопровождении вел. кн. Тверского, а также вел. кн. Смоленского Святослава Иоанновича подошел с войсками с запада к границам Московского княжества. После неудачной осады Волока (Ламского) войска О. 6 дек. 1370 г. подступили к Москве и начали осаду Кремля, оборону которого возглавлял вел. кн. Димитрий Иоаннович. Одновременно в Перемышле, южнее Москвы (ныне село в Калужской обл.), находился серпуховской кн. Владимир Андреевич с войском, к которому вскоре присоединился Пронский вел. кн. Владимир Ярославич (Димитриевич) с рязанской «ратью». Это заставило О. заключить 14 дек. перемирие (вскоре скреплено браком дочери О. и кн. Владимира Андреевича) и уйти в ВКЛ. После того как хан Мамаевой Орды Мухаммед-Булак летом-осенью 1371 г. подтвердил Димитрию Иоанновичу его ярлык на вел. княжение Владимирское, ВКЛ вновь выступило на стороне вел. кн. Тверского Михаила Александровича (в нач. 1371 также получившего от Мухаммеда-Булака ярлык на вел. княжение Владимирское), возобновившего военные действия против вел. кн. Владимирского и его союзников. Весной 1372 г. кн. Кейстут, полоцкий кн. Андрей Ольгердович и др. литов. князья разорили окрестности Переяславля (Залесского), а затем совместно с вел. кн. Тверским, захватившим до этого Дмитров, совершили удачный поход на Кашин. В июле 1372 г. вел. кн. Михаил Александрович объединился под Любутском на Оке с О., выступившим в очередной поход вместе с вассалами и союзниками. Однако туда же вскоре подошел с войском вел. князь Владимирский. В результате О., не решившись на сражение, через послов заключил перемирие на срок с 1 авг. по 26 окт., по условиям к-рого вел. кн. Димитрий Иоаннович возвращал ВКЛ Ржеву Володимерову, а О. обещал не вмешиваться в московско-тверские отношения и не поддерживать вел. кн. Михаила Александровича в борьбе за вел. княжение Владимирское. Важнейшим направлением деятельности литов. князей в Юж. Руси была борьба за галицко-волынское наследство с Польшей и Венгрией (при участии Орды), начавшаяся после смерти последнего галицко-волынского князя Юрия II (Болеслава) в марте 1340 г.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

(кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 5.07.1402, Переяславль-Рязанский (ныне Рязань)), вел. кн. Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402). Из рязанских Рюриковичей; сын вел. кн. Рязанского Иоанна Александровича, отец вел. кн. Рязанского Феодора Ольговича . По мнению А. В. Кузьмина, имянаречение О. И. было связано с почитанием в Рязанском вел. княжестве Олега Игоревича Красного. Впервые упомянут в источниках 22 июня 1353 г., когда его войска захватили входивший в Московское княжество г. Лопасню на р. Оке (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 63). В 1365 г. совместно с вел. кн. Пронским Владимиром Димитриевичем (Ярославичем) и козельским кн. Титом Семеновичем разбил на Воине у Шишовского леса под Ст. Рязанью правителя Бездежского улуса, мурзу Тагая, который до этого сжег Переяславль-Рязанский (Там же. Стб. 80). Победители отняли у ордынцев всю добычу и полон. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIV в., во время «замятни» в Орде, О. И. захватил часть пограничных владений, ранее принадлежавших русским князьям. Проводил политику, направленную на укрепление княжеской власти, но не сумел полностью подчинить Пронское княжество. В дек. 1370 г. направил в Перемышль на р. Моче рать под командованием вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича на помощь вел. кн. Владимирскому св. Димитрию Иоанновичу для отражения 2-го похода Литовского вел. кн. Ольгерда на Москву. Рязанцы не участвовали в военных действиях, т. к. вел. кн. Литовский Ольгерд, боясь попасть в окружение, запросил мира. 14 дек. 1371 г., в период кратковременного обострения отношений с Московским великим княжеством, проиграл сражение у с. Скорнищева (ныне микрорайон Канищево в черте Рязани) войскам под командованием кн. Д. М. Волынского Боброка (Там же. Стб. 98-99). О. И. бежал из столицы, где москвичи посадили на вел. княжение вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича. Свергнув его в апр. 1372 г., О. И. вернулся в Переяславль-Рязанский, но был вынужден примириться с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем. В 70-х гг. XIV в. сохранял нейтралитет, когда тот боролся за ярлык на Владимирское великое княжество против блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича. Обеими сторонами признавался третейским судьей по спорным вопросам (напр., в московско-тверском договоре от 1 сент. 1375; см.: ДДГ. 9. С. 28). Летом 1373 г. владения О. И. были разорены изгонной ратью ордынского темника Мамая. В 1378 г. разрешил московским войскам вел. кн. Димитрия Иоанновича и его союзников войти в свои владения навстречу движению ордынских войск эмира Бегича. Помимо москвичей против захватчиков действовала рязанская рать под командованием пронского кн. Даниила Владимировича. Помощь О. И. способствовала победе войск рус. князей над ордынцами в битве на р. Воже в 1378 г. Местью за это стал последовавший осенью того же года новый разгром владений О. И. изгонной ратью из Мамаевой Орды. Были захвачены и сожжены располагавшийся на Куликовом поле Дубок и Переяславль-Рязанский, откуда раненый О. И. был вынужден бежать.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

А ротмистр же Яков Буксенден в Сумском остроге умре. И ныне по указу Вел. Государя маеору Степану Келену и ротмистру Гаврилу Бушу велено быть в Сумском остроге по прежнему и для той посылки Вел. Государя жалованья велено ему Степану дать из Монастырскаго приказу против дачи прошлаго 180 году и память о даче тех денег в Монастырской приказ апреля в 6 день нынешняго 182 году послана. А на умершаго место ротмистра Якова Буксендена велено быть ротмистру ж Ивану Порошину и Вел. Государя грамота о высылке того Ивана послана из Иноземскаго приказу. И февраля в 5 день писал к Вел. Государю из Сумскаго острогу воевода Иван Мещеринов и прислал заручную челобитную начальных людей, порутчиков Василья Гутковскаго, Федора Стахорскаго, а в челобитной их написано: в прошлом де во 180 году по ево Вел. Государя указу, велено быть на ево Вел. Государя службе з головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым (см. челобитную Гутковскаго и Стахорскаго выше сего). 182 года апреля в 10 день, по указу Вел. Государя окольничей Артемон Сергеевич Матвеев, слушав сеи выписки, приказал тем порутчиком дать его Вел. Государя жалованье по окладам их против 180 году из Монастырскаго приказу и о том Вел. Государя жалованье послать память. И против сей пометы начальным людем о жалованье в монастырской приказ память послана апреля в 19 день нынешняго 182 году против прошлаго 180 году, что им же дано Василью Гутковскому и Федору Стахорскому Великаго Государя жалованье. У подлинной памяти припись дьяка Якова Поздышева. 121 . Дело по челобитью ротмистра Буша 1035 Царю Государю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом холоп твой рейтарскаго строю ротмистер Гаврилко Буш. Был я холоп твой на твоей Вел. Государя службе с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым, в Сумском остроге под Соловецким монастырем, а ныне посылают меня холопа твоего по прежнему на твою Вел. Государя службу в Сумской острог под Соловецкий монастырь, а твоего Государева жалованья мне холопу твоему на нынешней на 182 год не выдано, а маеору Степану Келену велено твое Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От Царя и Великаго Князя Алсксея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, на Двину думному нашему дворянину и воеводе Федору Полуехтовичу Нарышкину, да дьяку нашему Афанасью Зыкову. В прошлом во 181 году писал к нам Вел. Государю из Сумскаго острогу голова Московских стрельцов Клементей Иевлев и прислал в известном деле Двинскаго стрельца Ивашка Мурзина. И по нашему Вел. Государя указу тот стрелец Ивашка с Москвы послан на Соловецкой остров к воеводе к Ивану Мещеринову Сумскаго острогу с стрельцом Степкою Пакулевым по прежнему. И как к вам ся наша Вел. Государя грамота придет, а буде тому Двинскому стрельцу Ивашке Мурзину нашего Вел. Государя жалованья на прошлой на 181 год и на нынешней 182 год по указу не дано, и вы б велели о том справясь то наше Вел. Государя жалованье ему Ивашке выдать против его братьи. Писан на Москве лета 7182 апреля в 10 день. 119 . Дело о перемене начальных людей над стрельцами, осаждавшими Соловецкий монастырь 1033 Лета 7182 марта в 5 день, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу стольнику князю Ивану Борисовичу Троекурову, да думному дворянину Семену Федоровичу Полтеву, да к дьяком к Ивану Клементьеву, да к Левонтью Меншову. В прошлом во 180 году апреля в 3 день, по Государеву Цареву и Вел. Князя (полное) указу послан на его Вел. Государя службу в Сумской острог на Игнатьево место Волохова с головою Московских стрельцов с Клементьевым Иевлевым, начальные люди маеор Степан Келин, ротмистер Гаврила Буш, Яков Бунсенден, порутчики Василей Гутковской, Федор Стаховской. И в нынешнем во 182 году сентября в 6 день, по указу Вел. Государя на Клементьево место Иевлева послан Иван Мещеринов, а с ним велено быть начальным людем прежним, порутчику Василью Гутковскому, Федору Стаховскому, а маеор Степан Келен и ротмистр Гаврило Буш присланы к Москве, а ротмистр Яков Бунсенден в Сумском остроге умре. И Вел. Государь Царь и Вел. Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, указал вместо прежних начальных людей маеора Степана Келина и ротмистеров Гаврила Буша, да Якова Букселдена прислать в Новгородцкой приказ к окольничему к Артемону Сергеевичу Матвееву, да к дьяком к думному к Григорью Богданову, да к Якову Поздышеву, да к Ивану Евстафьеву, да к Василью Бобинину из Иноземскаго приказу трех человек начальных людей для посылки к Соловецкому монастырю на остров, к воеводе к Ивану Мещеринову и ученья ратных людей. И по Государеву Цареву и Вел. Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, указу стольнику князю Ивану Борисовичу Троекурову, да думному дворянину Семену Федоровичу Полтеву, да дьяком Ивану Клементьеву, да Левонтью Меныыому, о присылке тех начальных людей учинить по указу Вел. Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

передал свой удел И. В. Так был сделан важный шаг на пути присоединения Рязанской земли к Русскому гос-ву. Вел. кн. Иоанн III. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г. Вел. кн. Иоанн III. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г. На княжение И. В. приходится изменение характера отношений между вел. князем и членами его семьи. По традиции Великое княжество Московское считалось общим достоянием всех членов княжеского рода; когда кто-то из членов рода умирал, его удел подлежал разделу между братьями, приобретения («примыслы») также должны были делиться между членами семьи. И. В. не соблюдал эти нормы. Когда в 1472 г. умер его брат Юрий, его удел стал частью великокняжеских земель. После присоединения Вел. Новгорода И. В. не дал братьям пожалований в Новгородской земле. В 1479 г. недовольные Андрей и Борис Васильевичи, выступив против вел. князя, уехали на литовскую границу, отправив семьи в Витебск к кор. Казимиру. В условиях, когда Московскому вел. княжеству угрожали войска хана Ахмата, И. В. поспешил примириться с братьями. Они получили нек-рые земли, но как пожалование вел. князя, а не как результат семейного передела. По договорам, заключенным в 1481 г., братья были вынуждены признать «братом старейшим» не только И. В., но и его старшего сына, дать обязательство не сноситься с Ордой, не вести ни с кем переговоров без «веданья» вел. князя, ходить в походы по приказу вел. князя «без ослушанья». Так постепенно утверждалось представление о членах московского княжеского дома не как о соправителях вел. князя, а как о его подданных, хотя и наиболее высокопоставленных. Когда в 1491 г. кн. Андрей нарушил свои обязательства, он был арестован и умер в тюрьме. По мере достижения успехов титул вел. князя пополнялся все новыми наименованиями присоединенных земель, а с сер. 80-х гг. в документах, исходивших из великокняжеской канцелярии, он начинает постоянно именоваться вел. князем всея Руси. Вслед за интеграцией земель Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в едином Русском гос-ве был проведен ряд реформ, способствовавших консолидации бывш.

http://pravenc.ru/text/469780.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010