1 . Боже мой, Боже мой!.. Почто Ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? 8 . Все видящие меня ругаются мне, расширяют уста, кивают головою, 9 . И говорят: он положился на Господа; пусть избавит его, если благоволит о нём. 15 . Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались, сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. 16 . Сила моя иссохла, как череп; язык мой прильпнул к устам, и в персть смерти Ты полагаешь меня. 17 . Окружили меня псы; толпа злых ходит вокруг меня; пронзили руки мои и ноги мои. 18 . Я мог бы перечесть все кости; они смотрят и делают из меня зрелище. 19 . Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. 20 . Но Ты, Господи, не удаляйся... 21 . Избавь от меча душу мою, от пса одинокую мою. В этих воплях страждущего Праведника, в этом излиянии бесконечной скорби Его и во взываниях Его ко Господу не только ясно открываются нам крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа, но изображается самое состояние души Его среди сих страданий, её бесконечное томление и бесконечная преданность в волю Бога Отца. Подобный характер трогательности у священных поэтов сохраняется во всех тех изображениях, где человек является пред Богом не только как Его творение, но и как исполнитель, или нарушитель святого Его закона. Выражение во всех таких случаях, не преставая быть возвышенным, принимает трогательный тон сердечной беседы, напоминающий беседы сына с отцом и отца с сыном. Этот характер имеют, во-первых, те псалмы, в которых раскрывается или спокойное убеждение в неприкосновенности и спасении души, уповающей на Бога, или пламенное рвение ся к Богу (см. Пс.3:22, 41, 83 ). Во всех псалмах сего рода поражает нас близость отношений, в каких поставляют себя к Богу святые псалмопевцы. Так, когда пророк Давид взывает к Нему ( Пс.3:2 ): Господи! как много у меня врагов; многие восстают на меня. 4) Но Ты, Господи, щит, охраняющий меня... 6) Я ложусь, сплю и встаю; ибо Господь ограждает меня. 7) Не боюсь тем народа, которые отовсюду ополчались против меня;– воззвание сие показывает нам такую сыновнюю уверенность во взывающем, такую близость Его к Богу, какие возможны только между послушным сыном и любящим его отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Евхаристическое русло связано прежде всего с отрывком о «гостеприимстве Премудрости» ( Притч.9 ). Премудрость «построила себе дом», «вытесала столбы», приготовила трапезу, через слуг призвала людей есть ее хлеб и пить ее вино. Эта тема найдет свое развитие в сакраментальном и евхаристическом богословии, а также в иконографии. Уже в Притч.1 выявляется олицетворение Премудрости, когда она обращается к неразумным: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: „Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению; вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои»» ( Притч.1:20–23 ). Это напоминает также пророчество Иоиля, которое апостол Петр цитирует в день Пятидесятницы: «Изолью отДуха моего на всякую плоть» (Иоил.2и Деян.2:17 ). «Возвещу вам слова мои» ( Притч.1:23 ), то есть Мое Слово. Премудрость здесь как бы обозначает одновременно и Слово и Дух. После внушительного увещевания, Премудрость одновременно отличает себя от Господа и отождествляет себя с Ним ( Притч.1:24–29 ). Устами Премудрости Сам Бог Израилев возвещает, что грядет в Иерусалим вершить Свой суд. Тут есть настоящее эсхатологическое видение, которое можно сопоставить с великими пророчествами Исайи или Иеримии о суде Божьем, о призыве к покаянию, о явлении Бога, карающего нечестивых. В этом отрывке из книги Притч.есть обновленное пророческое видение, и мы не можем совершенно отличить дидактический жанр книги Премудрости от жанра пророческого, поскольку оба эти жанра имели в ту эпоху одинаковую перспективу. Рассмотрим теперь Притч.8:1–31 . Можно различить в этом отрывке три части: 1 . Преамбула, она же и взывание (1–11): «Не Премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутьях... потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

3 . Ничто да не отторгнет тебя от Божест­венной Господней любви, ничто да не воспре­пятствует тебе, ничто да не прекратит ее в те­бе – ни огонь, ни меч, ни гладь, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни бу­дущая, но пусть она только одна пребывает всегда в душе твоей. 4 . Старайся, трезвись и прилагай всякий день усердие к усердию – да всегда восхо­дишь к Нему желанием и любовию, да всегда распаляешь к Нему сердце свое, да будешь весь в Боге и Бог в тебе, да обрящешь тихое пристанище душе своей и сподобишься веч­ных благ. 5 . Ищи Господа день и ночь всем сердцем твоим и всею душою твоею – да, обретши Его, найдешь вечное сокровище и богатство и исполнишься всех благ: «взыскающии Его не лишатся всякаго блага» ( Пс.33:11 ) и получат великую благодать и милость. 6 . Все свое упование, все сокровище, все богатство свое имей в Боге; всю славу и на­слаждение свое в Нем полагай. Это одно не обольстительно и не тщетно. Это одно пребу­дет с тобою в будущей вечной жизни, и ты по­лучишь благую часть, которая не отнимется от тебя вовеки. 7 . Всегда – день и ночь – непрестанно вопий к Богу, день и ночь утреннюй к Богу, денно и ночь взыскуй Бога – да обрящешь Его, да найдешь Искомого, " ищай бо, несо­мненно обрящет, и просяй, без сомнения при­мет и толкущему отверзется», сказал Господь ( Мф.7:8 ). Помни, что все святые имели великую ревность и неутолимую любовь к Богу. От сильной любви к Богу они даже за­бывали иногда: в теле ли они? Ты же и мало­го не имеешь, что бы мог сказать в день суда! 8 . Почему не сделается для тебя сладким пресвятое имя Господа Иисуса? Почему не раз­жжется и не распалится окамененное сердце твое? Почему предпочитаешь обольститель­ную мрачную суету радостному – пресладко­му – взыванию ко Господу? Зачем предпочи­таешь окаянную, расслабляющую леность усердному и теплому восклицанию к Богу? Во­пий, вопий, не ленись, восклицай к Нему тщательно – «не чувствуя усталости». Не давай сна очам твоим и зеницам дремания. Пока не об­рящешь Искомого, и не получишь желаемого, и не соединишься с Присносущным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Близок Господь ко всем призывающим Его во истине. Желание Его Он исполняет, взывания их слышит, и спасает их» ( Пс.144:18–19 ), поет Божий пророк, – царь Давид, «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф.7:11 ), говорит Господь наш Иисус Христос. Значит, Бог слышит молитвы наши и, если не исполняет, то по Своим премудрым планам, о чем мы говорили уже. А то и в нас самих могут найтись такие причины, которые как бы задерживают щедрую руку Господа. Иногда мы можем просить не согласного с волею Божиею и нам неполезного. По своей близорукости мы часто считаем благом то, что для нас совсем не благо. Можете ли человеколюбивый Господь Бог подать такой дар, который явился бы для нас камнем преткновения в деле спасения? Вот человек просит себя богатства. Для чего оно ему? Если для праздной и греховной жизни, то не получит, ибо зла просит. Или если душа молящегося обременена тяжкими грехами то, доколе не покается, – будет отвержен и в молитвах своих. «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему», говорит премудрый царь Соломон ( Притч.15:8 ). «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, и не будет услышан» (21:13). Часто в нас недостает веры и должного упования на Бога. За неверие и Господь Бог как бы не слышит нас. Но если бы и с верою просили мы и с надеждою, да и просили бы совершенно согласного с волею Божиею, и однако не получили бы просимого, то что должно делать нам? Господь Иисус Христос дает нам наставление продолжить молитву и прошение ( Лк.11:9–10 ). И приточный ведь проситель поступил так. Мы оставили забывшегося грешного человека пришедшим в себя. Он восчувствовал свое убожество, уразумел бедность в духовных благах и понял, что должно обратиться к Тому, у Кого обилие и полнота во всем. По притче проситель идет к соседу богатому, да при том дружественно расположенному. Он имеет упование, что сосед не откажет. Вера в Божие милосердие окрыляет и грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В Евангелии сказано конкретно и ясно: Если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24: 23–24). Но много ли мы исполняем из того, что написано в Евангелии? Зачастую Священное Писание, вызывая у нас уважение, оказывается не связано с нашей реальной жизнью. Если бы трезвая осторожность проявилась в те дни, то, помимо евангельского предостережения, люди еще обратили бы внимание на некоторые странности в речах Стефана. Он говорил о знамениях и чудесах, якобы поданных ему Самим Христом, которые подчеркивали значимость его фигуры. Например, Стефан вспоминал, как накануне появления таинственного монаха он погнался с хворостиной за коровами, забредшими в пшеницу, а те вдруг пали перед ним на колени. Стефан рассказывал об этом ради лучшего убеждения публики: «Не так ли и нехристи падут перед нами!» — уверенно заключал он. Дети верили ему безоговорочно. Но культ его личности возрастал не по дням, а по часам. Многотысячные толпы детей собирались послушать пламенные речи Стефана, теснились поближе к нему, чтобы заполучить хотя бы маленький лоскут его одежды, и, случалось, в этой безумной толчее за «святыней» придавливали насмерть одного-двух малышей. Ни порка родителей, ни вразумления короля, ни взывания богословов того времени к здравому разуму не принесли результатов — возле Стефана собралось «воинство» в 30 000 детей. Все они были убеждены в его святости. Фрагмент картины «Крестовый поход детей в XIII в.» кисти Дж. М. Бойс Покажется невероятным, но в то же самое время в Германии появился подобный же мальчик. Звали его Николай (точнее, Николас), только был он чуть помоложе, около десяти лет от роду. Мальчик выступил в Кёльне и утверждал, что увидел крест в облаках, а голос свыше повелел ему собирать детей в поход. Немедленно последовали исцеления бесноватых и прочие чудеса, а народ в считанные дни разнес слух об этом по всем окрестностям. Чудо, наглядно перед всеми совершенное, воспринималось как очевидное доказательство истины.

http://pravoslavie.ru/98463.html

В одной своей книге старец Софроний говорит, что благодатная молитва о всем мире подобна молнии, которая озаряет светом всю вселенную. То же самое мы можем сказать и о жизни самого старца. Его жизнь на планете Земля была яркой и блистательной, она осветилась благодатью Божией. Всю свою жизнь старец творил молитву в глубоком покаянии и созерцании, и мы верим, что он молится и сейчас. Сейчас его молитва даже еще сильнее, ибо много может усиленная молитва праведного 626 . Я смиренно прошу у старца благословения и прощения. Во время заупокойной службы мне живо вспомнилась картина вознесения пророка Илии и крик Елисея: “Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его» 627 . Действительно, приснопамятный старец Софроний жизнью своей, своим словом был колесницей и конницей Израиля Божественной благодати. Поэтому я и заканчиваю эти простые и скромные слова сердечным взыванием: “Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его, благослови нас и мир " ». Слово Иерофея, митрополита Навпакта и Святого Власия, на успение старца Софрония, исихаста и богослова Благослови, Отче! Велика и притягательна сила Божественной мудрости. Как говорит мудрый Соломон: «Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее... Она таинница ума Божия и избирательница дел Его» 628 . Эта внутриипостасная мудрость Божия есть Слово и Сын Его, открывшийся бестелесно пророкам и открывающийся во плоти апостолам и святым в последние дни. Други Божии являются в веках любителями этой мудрости. Возлюбив ее, они ищут ее душой и сердцем, эту приседящую престолу Твоему премудрость 629 . Как люди, они были слабыми и неуверенными в соединении суда и законов, но, облеченные Духом Святым, они жаждут только Желанного и ждут самого Последнего суда. Богословие Православной Церкви, отождествляемое с учением о нетварном свете и знании, происходящем из него, есть мудрость. Богословие есть и опытное знание, и «незнание, превосходящее знание», и знание, которое есть «образ будущего в чистом единстве разума, проникающее в таинства будущего». Так что я, вслед за Исааком Сирином , скажу, что оно есть плод безмолвия о Боге. Таким образом, безмолвие есть преддверие православного опытного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В ряде случаев действие совести обозначено в ветхозаветном Писании через понятие «стыд» и родственные ему по смыслу понятия: «от стыда краснеют» ( Иов.6:20 ), «устыдились беззаконий своих» ( Иез.43:10 ). Что заставляет человека краснеть? — Конечно же, внутреннее осознание своей неправоты. Но это происходит не без участия совести. О том, что люди с правильно функционирующей совестью поступали в соответствии с нравственными требованиями Божьего закона, хорошо сказал апостол Павел: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14-15 ). Среди конкретных библейских примеров, указывающих на проявления совести у иудеев, можно выделить пример с Иосифом, отказавшимся вступать в тайную интимную связь с женой своего господина. В качестве обоснования отказа от её назойливых предложений Иосиф сослался и на личное к ним отношение, как к противоречащим его внутренним представлениям о добре, и на то, что такая связь была бы богопротивной ( Быт.39:8-9 ). Характерным примером взывания к совести могут служить слова Моисея, обращенные к бунтовщикам из колена Левиина, незаконно претендовавшим на власть: «послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них?» ( Чис.16:8-9 ). Состояние совести человека зависит от того, насколько он праведен или грешен. При поврежденности функции совести как законодателя она бывает колеблющейся или неведующей. В этом случае хорошее может восприниматься человеком как плохое, а плохое — как хорошее, например, попустительство — как милосердная снисходительность, жадность — как бережливость, холодность и равнодушие — как сдержанность, бравада — как храбрость, раболепие — как смиренность, гордость — как чувство достоинства.

http://azbyka.ru/sovest-v-vethom-zavete

В связи с этим приятием преображения со стороны творения, следует вспомнить то, что нам известно о не-ипостасной любви, именно любви творения к своему Творцу и хвалы Ему, к которой призывается тварь в Слове Божием. Преображение мира силою Духа Святого, ипостаси любви, явится и новым возгорением славословящей любви твари к своему Творцу. Тогда станет подлинной действительностью, что «небеса поведают Славу Божию, н о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18, 2–5 ). И тогда исполнятся во всей силе взывания трех отроков в песни, воспетой ими в пещи огненной ( Дан. 3, 57–81 ), они обращены ко всей одушевленной и неодушевленной, но равно одуховленной твари: «Благословите, все дела Господни, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа – небеса – – все воды, которые превыше небес – – все силы Господни – – солнце и луна – – звезды небесные – – всякий дождь и роса – – все ветры – – огнь и жар – – холод и зной – – росы и иней – – ночи и дни – – свет и тьма – – лед и мороз – – иней и снег – – молнии и облака – – земля – – горы и холмы – – все произрастания на земле – – источники – – моря и реки – – киты и все движущееся в водах – – все птицы небесные – – звери и весь скот – пойте и превозносите Его во веки». Весь строй мироздания, данный в Шестодневе, призывается здесь к хвале Господа, ведению Его и любви к Нему. К полноте преображения мира, выражаемой в разных образах, следует еще присоединить образ «великого города, святого Иерусалима, который нисходит с неба от Бога. Он имеет Славу Божию» ( Откр. 21. 10–11 ). Далее описывается этот город, материал его, драгоценные камни и устройство (11–23), причем он «измеряется мерою человеческой, какова мера и ангела» (17). Нисхождение с неба этого города, который явно имеет земное назначение и даже происхождение, конечно, не может быть понято буквально. Образ этот означает преображение града земного, человеческого, исторического («спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вняв этому свидетельству, некоторые из учеников Крестителя, оставив его, пошли за Иисусом, и потом привели к Нему своих сродников и знакомых ( Ин.1:35–51 ). Это были первые ученики и последователи Христа. Иисус, обходя с ними города и веси, начал призывать всех в царство Божие и учить, как не глаголал еще ни один человек ( Ин.7:46 ), с явлением Божественной чудотворной силы в исцелении всяких болезней и немощей в людях. Слух о Нем вскоре распространился по всей Сирии, и народ отвсюду стал стекаться ( Мф.8:25 ; Лк.8:15–16 ) к Нему и приводить своих немощных. Тогда Он из числа более усердных слушателей избрал сначала 12 Апостолов, которые после сего и были постоянно при Нем, всюду за Ним следовали, слушали Его проповедь и спрашивали разрешения о непонятом, – потом избрал еще 70 Апостолов, и посылал их пред лицем Своим в те города и места, куда Сам намерен был идти, – возвещать, что царство небесное близко, и во имя Его исцелять недужных. VII. Проповедь И. Христа: – а) о покаянии Призывая всех в царство небесное – к жизни истинной – блаженной, Иисус Христос, подобно Предтече и Крестителю Своему Иоанну, как на первую ступень, или начальную стезю в это царство, указал на необходимость покаяния, и взывания: покайтесь, в притчах Своих уподоблял грешника заблудшей овце и потерянной драхме и свидетельствовал, что как радуется человек, нашедший заблудившуюся овцу, и женщина, отыскавшая потерянную драхму, так ликуют небеса и Ангелы Божии радуются об одном грешнике покаявшемся. Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец, и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне, и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришедши домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною; я нашел свою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату, и искать тщательно, пока не найдет? A нашедши созовет подруг и соседок, и скажет: порадуйтесь со мною; я нашла потерянную драхму. Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот пример. Кража. Восьмая заповедь гласит: не кради. Когда Иисус Навин завоевал землю Ханаанскую и один из его воинов украл некие вещи, из-за этой кражи вся армия Навина потерпела поражение. Вот как это было. Ахан, сын Хармия из колена Иудина, украл в завоеванном городе одежду, а также горсть серебра и слиток золота и всё это закопал в землю. Вскоре послал Навин три тысячи воинов захватить небольшой городок Гай. Хотя в городе было мало вооруженных защитников, им удалось отбить нападение израильтян, изгнать их, настичь и разбить наголову. Не малые отряды разбили превосходящую численностью армию израильтян, но этот грех . Так Господь объяснил Навину, сказав: Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили ( Нав. 7:11 ). По всем естественным законам и по военным расчетам трех тысяч израильских воинов было вполне достаточно, чтобы захватить город Гай. Но в связи с тем, что никаких естественных законов не существует, ясно, что нарушение именно нравственного закона, единственного существующего закона, и привело в результате к проигранной битве и гибели сильной армии. Другой пример. Идолопоклонство. После смерти Иисуса Навина на смену старым пришли новые поколения, не вспоминавшие о милости Божией. Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам (то есть поклоняться ложным языческим божествам); оставили Господа Бога отцов своих ( Суд. 2:11–12 ). Из-за этого Господь Бог предал их в руки врагов, окружавших их, которые стали притеснять и угнетать их. И это случалось не один раз. В течение всего длительного периода власти Судей над израильтянами непрестанно и неизменно повторялись три главных события: отпадение израильтян от Бога, наказание Божие в виде рабства чужеземного и покаяние народа с взыванием к Богу об избавлении, и снова: отпадение, наказание и вопли раскаяния, и снова, и снова. Человек поистине поражается Божию терпению и милости и удивляется лукавству и изменчивости души народа израильского. Стоило только Богу вызволить этот народ из беды и даровать ему свободу, как израильтяне тотчас начинали пятнать свободу отпадением от Бога истинного и поклонением идолам – Ваалу и Астарте, фантастическим божествам из окрестностей Тира и Сидона, в землях Моавитских и Филистимских. А за этим непременно следовало рабство. Но как только народ начинал страдать, он с воплями взывал к Богу истинному с мольбами о помощи. Стоило раскаявшимся израильтянам обратиться к Богу, как Бог избирал Своим орудием некоего человека и посредством его прогонял врагов и освобождал земли Своего народа. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их ( Суд. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010