Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Рождество Предтечево Месяца июня в 24-й день Величаем тя,/Предтече Спасов Иоанне,/и чтим еже от неплодове/преславное рождество твое. Псалом избранный: Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим./ И воздвиже рог спасения нам в дому Давидове, отрока Своего./ Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея./ Тамо возращу рог Давиду, уготовах светильник помазанному Моему./ Сильно на земли будет семя Его./ Род правых благословится./ Служити Ему в преподобии и правде пред Ним вся дни живота нашего./ И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися./ Предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его,/ дати разум спасения людем Его/ во оставление грехов их милосердия ради милости Бога нашего,/ направити ноги наша на путь мира. Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Месяца августа в 6-й день Величаем Тя,/Живодавче Христе,/и почитаем пречистыя плоти Твоея/преславное преображение. Псалом избранный: Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его./ Приемля кроткия Господь, смиренныя же возносит./ Кто взыдет на гору Господ ню? или кто станет на месте святем Его?/ Господи, кто обитает в жилищи Твоем?/ или кто вселится в горе святей Твоей?/ Посли Свет Твой и истину Твою./Просвещаеши Ты дивно от гор вечных./ Вселенную и исполнение ея Ты основал еси./Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуетася./ Господи, во Свете лица Твоего пойдут/ и о Имени Твоем возрадуются весь день./ И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века. Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Успение Пресвятыя Богородицы Месяца августа в 15-й день Величаем Тя,/Пренепорочная/Мати Христа Бога нашего,/и всеславное славим/успение Твое. Псалом избранный: Воскликните Господеви, вся земля,/пойте же Имени Его./ Воскликните пред Царем Господем./ Исповедайтеся Ему, хвалите Имя Его/ во граде Господа Сил, во граде Бога нашего./ Бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе./Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий./ Бог основа и в век./ Освятил есть селение Свое Вышний./ Святыня и великолепие во святиле Его./ Воспою и пою во славе моей./ Чашу спасения прииму и Имя Господне призову./ В мире вкупе усну и почию./ Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя./ Господь праведен, ссече выи грешников./ Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея./ Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний./ Помяну имя Твое во всяком роде и роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следи, чтобы была ты подобна не Симону-фарисею, а той несчастной, которая, на глазах у него, умастила благовонным миром Господа своего, омыла слезами покаяния ноги Его и отерла их волосами своими, «юже, душе, потщися подражати». Ибо из несчастья жизни своей вышла она, победив его силою Божией: ведь та, кому сказал Сам Господь: «прощаются тебе грехи» ( Лк. 7, 48 ), – она ведь уже и не здесь; не здесь, хотя тело ее пребывает видимым, не здесь, хотя слезы ее еще не высохли, не здесь, хотя продолжает она еще покаянный плач. Она – уже при вратах Царства, где ожидает ее Спаситель, потому что приняла «оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи». И, чтобы открыть эти врата, осталась ей самая малость: идти с миром и не повторять более грехов своих. Но как же трудна эта малость!.. Помилуй мя, Боже, помилуй мя Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание Раздирающаго ея. «Ты, о душа моя окаянная, не поревновала блуднице, которая, взяв алавастр мира, со слезами помазала им и отерла своими волосами ноги Спасителя, Раздирающего рукописание прежних согрешений ее» 1823 .. Что еще сказать тебе, душа моя, о той грешнице, которая излила драгоценное миро на Спасителя? 1824 Разве – сравнить ее с тою женщиной, которая " пришла к Нему в Вифании, когда пребывал Он в доме Симона прокаженного, с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» ( Мк. 14, 3 ; Мф. 26, 7 )? С той, о которой «Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. ...Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» ( Мк. 14:6, 8–9 ; Мф. 26:10, 12–13 )? Одна – омыла грехи свои и, помазав Христа и омыв Его пречистые ноги, себя приуготовила к восстанию: к восстанию от ига греха, от смерти, каковою является грешная жизнь, от рабства вечного и жестокого, которое готовит сатана тем, кто поработился греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:00 мин. Размер 3.9 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Иеромонах Иоанн (Лудищев) Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова (праздник Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как праведному Захарии по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. И Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк.1: 9-13). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном – прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы. Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом.

http://pravoslavie.ru/47482.html

Служи Богу всем существом твоим — духом и вместе телом. Глава 66 Закхей, Симон фарисей и блудница     Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблазняшеся и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущего крепость[п] (власть) оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати.     Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим. Согреших, якоже блудница... един согреших Тебе: яко миро, приими, Спасе, и моя слезы.     Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы[п] (волосами) древних[п] (прежних) согрешений рукописание Раздирающего ея.    В последние дни земной жизни Своей Господь Иисус на пути в Иерусалим проходил через Иерихон. Здесь искал видеть Его Закхей, начальник мытарей, человек богатый, но за народом не мог, потому что ростом был мал. И вот, забежавши вперед, он взбирается на смоковницу, мимо которой надлежало проходить Иисусу. Иисус заметил его и сказал ему: «Закхей, сойди скорей; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей поспешил домой и принял Иисуса с радостью. И видя то, люди, презиравшие и ненавидевшие мытарей, начали роптать, зачем Христос зашел к грешному человеку. Закхей же сказал Господу: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».    Чем Закхей мог заслужить столь великую милость Божию? Истинным покаянием. Может быть, и желание видеть Иисуса, вступившего в Иерихон, было уже плодом не простого любопытства, а покаянного душевного настроения. Закхей имел возможность знать, как милостиво относился Христос к грешникам, и как грешники, взысканные Его любовью, обращались на путь покаяния и изменились к лучшему в нравственном отношении. Эти опыты милосердия к ним Господа и их раскаяния трогали грешную душу Закхея и внушали ему, сначала конечно нерешительное, желание последовать примеру покаяния подобных ему грешников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Смотри, как бы в орденах не забыть тебе о нищете Христовой и о том, что ты окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг [ Откр. 3, 17 ], чтобы не презреть ничем не отмеченную низшую или бедную братию свою в рубищах, у которой, быть может, вся слава внутрь и на которую Господь призирает оком благоволения и милости за ее простоту и смирение. Смотри, как бы слава мира сего не лишила тебя славы небесной, ибо всё высокое в человеках есть мерзость пред Богом. Гордый князь века сего учит сынов своих самомнению, тщеславию и исканию отличия, дабы лишить их будущей славы. Скажи, кто тебя отличает? Что имеешь ты, чего бы не принял от Бога, и если принял, то за что хвалишься, как бы не принявший? [ 1Кор. 4, 7 ]. Вот я чувствую горько, как отревает меня от небесного, от духовного, вечного, от любви Божией желание земных наград, которые, в существе дела, нелепы, несправедливы, ибо награда наша только в Боге и от Бога! Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Святые Архангелы и Ангелы, помогите нам презирать дольнюю мимотекущую славу! Святой Предтече Спасов Иоанне! поправший мужески славу мира сего и пустыню возлюбивший с безмолвием, молитвою, постом, совершенною нестяжательностию! Помоги нам презреть дольнюю, преходящую, как сон, славу! Вси святии апостоли, мученицы, святителие, преподобные и праведные и вси святии, помогите нам презреть суетную дольнюю славу. Аминь. 23 июня. Вечер, 11 часов. Образ благочестия у многих есть, а силы его нет [ 2Тим. 3, 5 ] – враг давно украл из сердца за самолюбие и разные житейские пристрастия. Сердце мое непрестанно почти двоится – и тогда, когда не молюсь, и даже нередко тогда, когда молюсь и совершаю Таинства: плевелы греховные глубоко пустили во мне свои корни. Господи, помилуй! Есть о чем христианину подумать, размыслить, есть что прочувствовать, что полюбить всей душой, чего достигать всей силой, в чем совершенствоваться! До того ли, чтобы заниматься житейскими пустяками и убивать напрасно и ко вреду себе столь дорогое и столь краткое время, данное для приготовления к вечности? Где толк? Неумеренность в пище – мое бессилие, лишение благодати; воздержание – моя сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Три великих дара этой неистощимой Спасовой благостыни указует и обещает нам вышеприведенная Иорданская песнь: Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия, но уже и этих трех как наиболее важных, не говоря о множестве и безконечном разнообразии других, вполне достаточно, чтобы предпочесть им какое угодно земное сокровище, чтобы обогатиться так, как только может быть богат бренный человек, чтобы в слезах умиления и безпредельной благодарности воскликнуть с псалмопевцем: «Что есть человек, Господи! Яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» ( Пс.8:5 ) столь чудными неизглаголанными благодеяниями? «Приидите, приимите вси Духа Премудрости»!.. – Духа Той Самой Божественной Премудрости, Которую, по слову Божию, «прежде век от начала произвел Создатель всех» и Которая «не скончается во веки». «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. Сол.7:25). «Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (7:26). «Она – таинница ума Божия и избирательница дел Его» (8:4). «Она вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю… обошла круг небесный и ходила во глубине бездны» ( Сир.24:3,5 ). «Она одна, но может все… все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Сол.7:27). Она Сама есть «Дух разумный, святой, тонкий, удободвижный, светлый, чистый, ясный, благодетельный, человеколюбивый, проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» ( Прем.22–23 ). «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд» ( Прем.29 ). «Она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» ( Притч.3:15 ). Она начертила единым мановением этот роскошно горящий миллионами огней круг небесный, водрузила единым повелением на ничесомже эту неудержимо тяготеющую жизненосную землю, распростерла единым протяжением эти неизмеримые внеземельные пространственные бездны. Она произвела одно из величайших непостижимых чудес Своих – человека, этот в малом виде целый мир из души, представительницы мира невидимого, и тела, представителя мира видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа). Об этом событии повествуют евангелисты Матфей и Марк (гл. 6, ст. 17–29) ( Мк.6:17-29 ). Матфей, гл. 14, ст. 3–12 ( Мф.14:3-12 ), по русскому переводу: Ирод (царь) , взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа; потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей. И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде, и дали девице; а она отнесла матери своей. Ученики же его, пришедши, взяли тело его и погребли его. Тропарь. Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущым во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость. Память праведника чтится похвалою: для тебя же, Предтеча Христов, достаточно одного свидетельства о тебе Господа. Ибо ты показал себя воистину более славным, чем пророки, потому что сподобился крестить в струях (Иордана) Предреченного пророками. Затем, с радостью пострадав за истину, ты благовестил и находившимся в аде о явившемся во плоти Боге, взявшем на Себя грехи мира и подающем нам великие милости. Кондак. Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущым во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный. Славное усекновение Предтечи совершилось по некоему усмотрению Божию, да проповедует он и в аде находящимся пришествие на землю Спасителя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Усекновение главы Предтечи: трагическая, нелепая и бессмысленная смерть? 11 сентября, 2008. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Источник: Псково-Печерский монастырь С лово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна   В о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите… вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя,— усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. “…жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; …он будет велик пред Господом… и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии…” (Лк. 1, 13-17).

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pred...

Что здесь сходного с событием, которое мы воспоминаем? – Русский Царь, напутствуемый молитвами своего народа, не в пустыне, не пеший, не с посохом в руках, но с царским великолепием, путешествует по своей земле на колесницах, о которых древний мир и помыслить не мог; спрашиваем: что здесь сходного? Опасность, которой подвергался и древний патриарх и Русский Царь. На нынешних железных путях, как показывает опыт, есть опасности, которых не может устранить и упредить никакая прозорливость человеческая, опасности, более страшные, чем в безлюдных степях от разбойников и зверей пустынных. Опасность, угрожавшая Иакову, была совершенно устранена Божиим покровительством, но опасность, постигшая Русского Царя, была доведена до последней крайности страшного осуществления, – и оба целы, – один с потомством, носимым в чреслах его, другой с семейством, бывшим на глазах его; один почивая мирно в пустыне, другой мирно трапезуя на гремящем пути,-оба с упованием на Промысел Божий. Господь сказал Иакову в видении: „вот я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь... Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе“. Не словом, а делом то же самое сказал Господь и благочестивейшему Государю нашему. Когда в страшном крушении среди разбитых железных колесниц, среди убитых и раненых спутников, открыли из под тяжести железной крыши вагона невредимых Царя и Царицу, когда собрали Чад их целых и здравых: не слышал ли сердцем Он, Царь наш, голос Божий: „вот я с тобою и сохраню Тебя везде, куда ты не пойдешь“. Так, Он почувствовал это; ибо тотчас после оказания помощи раненым первым движением Его была молитва, как ответ Его благодарного сердца Богу-Спасителю. Что же обещал Господь Иакову? – „Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и будет семя твое, как песок земной, и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню“. Царь наш в минуту крушения упал на собственную богоданную землю, простирающуюся во все страны света на необозримые пространства, но упрочение этой земли за потомством Его, но размножение и благосостояние Его потомства – эта часть благословения Божия, данного Иакову, молим Господа, да исполнится на Нем в будущем; но уже видим, что и ныне исполняется. „Чада Его, по слову Псалмопевца, как молодые масличные ветви вокруг трапезы Его“ ( Пс. 127, 3 ). Невзирая на мятежные движения окрестных народов, царство Его мирно; оно скрепляется от края до края крепкими узами благотворных законов; душа Его Царства, Церковь Православная, радуется о царственных заботах Его, направленных к ее охранению и процветанию. О, да будет, Господи, чудесное спасение Царя нашего залогом продления Твоих милостей к Нему и потомству Его, а с ними и ко всем нам, Его верным и любящим сынам!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве». Святые апостолы, не таясь и не скрывая своих намерений в дальнейшей проповеди христианского учения, решительно ответили на слова первосвященников: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. И, даже несмотря на это заявление, синедрион, опасаясь волнений в народе, который с напряжением ждал решения, вынужден был отпустить апостолов, потому что все прославляли Бога за происшедшее. Тем более, что лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. То есть в течение целой сознательной жизни, и тому было много свидетелей, страдающий хромотой мучился, не мог ходить, вынужден был просить милостыню, а вот, по молитвам апостолов, силою и славой воскресшего Господа, обрел благое здравие телесное и, самое главное, возрождение духовное. Потому что именно вера в Иисуса Христа, Который исцелил его, толкала этого человека на невиданные для него до сего времени подвиги, побуждала не бояться гонений со стороны властей и повсюду следовать за апостолами, подтверждая совершенное ими чудотворение. Так вера послужила для него источником добродетели, когда, даже под угрозой расправы и смертельной опасности, этот человек не ушел в сторону, хотя вполне мог бы, не спасовал, не отрекся от Господа и людей, восхваляющих Спасителя. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждое Апостольское чтение, звучащее во время Богослужения, предоставляется Святой Церковью для нашего вразумления и назидания. Вот и сегодня спросим себя, где бы мы оказались, если бы были тем исцеленным хромым: пошли бы домой, подальше от грозивших испытаний или смело следовали бы за апостолами, желая до конца разделить их участь?! Каждый сам знает свой ответ. Истинная вера в Господа не только служит нам источником благочестивой и правильной жизни, но и определяет нашу верность Богу, силу христианской любви. Ведь к каждому из нас обращен глас Божий: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010