Реакция Константинополя последовала еще до того, как участники собора покинули Латеран. Папа Мартин был арестован и доставлен в восточную столицу. В Константинополе Мартин был подвергнут пыткам, после чего он был сослан в Херсонес, где и скончался 15 сентября 655 г. Восточная Церковь причислила папу Мартина к лику святых исповедников и мучеников. Преемники Мартина вынуждены были покориться воле Константинополя. Основная заслуга в победе православного учения принадлежит простому монаху, Максиму Исповеднику, выразившему богословское учение Церкви о Христе. Преподобный Максим был арестован в Риме вместе с папой Мартином. После судебного разбирательства он был сослан во Фракию. Позднее его вернули в Константинополь, поскольку и в ссылке он продолжал писать и проповедовать. В столице Максиму отсекли язык, правую руку, после чего он был вторично сослан на Кавказ, где умер в 662 г., не дожив до Шестого Вселенского собора. Шестой Вселенский собор Поиски примирения между Римом и Константинополем. Римский собор 680 г. После расправы над папой Мартином и Максимом Исповедником преемники Мартина сохраняли с Константинополем дипломатический мир. Впрочем, в Риме прервали установившуюся со времен Юстиниана традицию утверждать кандидатуру нового папы в Константинополе. Император Констант думал перенести свою столицу в Рим, и даже сам переехал туда на некоторое время, что очень понравилось римлянам. Сын убитого заговорщиками Константа, Константин Погонат, осознавал необходимость укрепления добрых взаимоотношений между Константинопольской и Римской Церковью, поскольку эти отношения были очень напряженными. О сложности этих отношений свидетельствует тот факт, что патриарх Феодор настаивал на необходимости вычеркивания из церковных диптихов имен всех преемников Гонория. Церковная же политика императора требовала мира. Поэтому после заключения мирного соглашения с аварами, Константин Погонат в 678 г. обратился к папе Домну прислать своих представителей для обсуждения догматических вопросов и примирения.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Димитрия Солунского (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 35v, 1322-1340 гг., Фессалоника) - в левом нижнем клейме 4-частной листовой миниатюры на 11-14 апр. (присутствует надпись с именем), в правом углу в горках представлена в 3/4 поколенно фигура старца с молитвенно протянутыми вперед руками, над его головой палач заносит меч, на нем одежды, напоминающие подризник и фелонь (возможно, хитон и плащ); омофор, к-рый мог бы указать на его сан, не просматривается, при этом на полях клейма по вертикали и горизонтали дважды приведено имя «ο αγιος Μαρτινου»; 2-й святой, едва выступающий из-за левого поля миниатюры, наблюдает за сценой казни (в левом нижнем углу клейма - мученичество св. Крискента Мирликийского, горящего в пламени, пам. 13 апр.). На миниатюре в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58), изображение святого помещено в минейной части (под 13 апр.; Л. 109 об.) - М. представлен в рост, в легком развороте влево; в соответствии с традиц. иконографией церковного иерарха - в зеленой фелони, светло-лиловом подризнике, с омофором, правая рука с именословным перстосложением - перед грудью, в левой держит закрытое Евангелие; старец с седыми вьющимися волосами, оставляющими открытой высокую проплешину, и клиновидной бородой средней длины. Напр., в иконописи: на минейной иконе, т. н. Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., К-поль, пинакотека мон-ря вмц. Екатерины на Синае),- в сцене мучения. Св. Мартин, папа Римский. Фрагмент иконы «Святители Мартин Исповедник, Николай Чудотворец и Иоасаф Белгородский». Нач. XX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) Св. Мартин, папа Римский. Фрагмент иконы «Святители Мартин Исповедник, Николай Чудотворец и Иоасаф Белгородский». Нач. XX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) В русской традиции изображение М. не получило достаточно широкого распространения, несмотря на сходство судеб святителя и особо почитаемого на Руси свт. Климента, папы Римского: оба пребывали в ссылке в Херсоне (Херсонесе), оба там скончались.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Миниатюра Лицевого летописного свода Проблема рецепции правил Трулльского Собора на Западе По завершении Трулльского Собора Церковь столкнулась с обструкцией его канонов со стороны Римской кафедры, первенствующей в диптихе. Епископ Гортинский Василий, представлявший на Соборе папу, поставил подпись под текстом трулльских канонов, причем имеющееся в Liber pontificalis (Папской книге) замечание, что он вынужден был это сделать, иными словами, находился под давлением, не соответствует действительности, но папа Сергий, получив соборные акты из Константинополя, решительно отказался их подписать, заявив, что он не сделает этого даже под угрозой смерти. Очевидной причиной такой его реакции послужили каноны, отвергающие отдельные особенности римской церковной практики: 13 (отвергающий обязательность целибата для диаконов и пресвитеров), 55 (осуждающий пост в субботу), 73 (запрещающий начертание креста на земле) и 82 (возбраняющий изображение Спасителя в виде агнца). Епископ Гортинский Василий, выполнявший на Соборе роль папского легата, не проявил, с точки зрения папской курии, должной бдительности по поводу этих канонов, вероятно, потому, что осуждаемые в них римские обычаи не практиковались ни в его церкви, ни в других церквях Крита, который хотя и входил в юрисдикцию Рима, но в культурном отношении принадлежал грекоязычному миру. Попытка императора Юстиниана II доставить упорствующего папу в Константинополь для объяснений провалилась с потерей лица для императора – уполномоченный им на исполнение его приказа протоспафарий Захария вынужден был прятаться в покоях папы, которого он собирался арестовать, потому что римская толпа и отказавшие ему в повиновении солдаты, набранные в Равенне, защищая папу, грозили ему убийством. Это произошло в 695 г., в том самом, когда Юстиниан был свергнут с престола и подвергся увечию, от которого пошло его прозвище Ринотмет (безносый), и ссылке в Херсонес. Уродование византийских императоров Юстиниана II и Филиппа В 701 г. папа Сергий скончался, и его место занял Иоанн VI, которого смерть настигла в год возвращения Юстиниана II на престол: в 705 г.

http://pravoslavie.ru/107358.html

Когда сребролюбцы с изумлением спрашивали многих богачей, кто это такой, ради которого раздают они свои стяжания и становятся бедными, все они отвечали одно и то же: Господь мой и Бог мой! Одни увидели Его и сказали: Господь мой и Бог мой! Другие только услышали и сказали: Господь мой и Бог мой! Некоторые осязали и сказали: Господь мой и Бог мой! Иные усмотрели Его в хитросплетении событий и в судьбах народов и сказали: Господь мой и Бог мой! Были и [такие,] кто ощутил Его присутствие в собственной жизни и воскликнул: Господь мой и Бог мой! Кое-кто распознал по некоему знамению в себе самом или в ближних и дальних – и исповедал: Господь мой и Бог мой! А были и такие, кто только услышал о Нем от других, и уверовал, и [от души] воззвал: Господь мой и Бог мой! Поистине эти последние – самые блаженные! Воззовем же и мы от всего сердца, каким бы способом ни пришли мы к познанию Его или к ведению о Нем: Господь мой и Бог мой! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 14 апреля 1. Св. Мартин исповедник, папа Римский . Стал папой 5 июля 649 года, как раз в период ожесточенных споров православных с еретиками-монофелитами (единовольниками). Царствовал тогда Констанс, внук [императора] Ираклия, а цареградским патриархом был Павел. С целью восстановления мира в Церкви сам царь издал Типос [то есть образец веры. – Пер.], весьма благоприятный для еретиков. Папа же Мартин созвал собор из 105 епископов, на котором осудил этот царский Типос. В то же время написал он письмо патриарху Павлу, умоляя его держаться чистой, православной веры и увещевать царя отказаться от еретических мудрований. Это письмо рассердило и патриарха, и царя. Царь отправил в Рим воеводу Олимпия, чтобы тот привел связанного папу в Царьград. Воевода не дерзнул открыто арестовать папу, но подослал одного воина, чтобы тот убил папу в церкви. Но когда воин вошел в церковь со скрытым под одеждой мечом, то внезапно ослеп. Так Промыслом Божиим [святой] Мартин избежал смерти. В эту пору на Сицилию напали сарацины. Воевода Олимпий отправился на войну и там умер. Тогда, уступая интригам патриарха-еретика Павла, царь послал [в Рим] другого воеводу, Феодора, с тем же заданием. При этом на папу были возведены обвинения в том, что он якобы состоит в связях с агрессором и не почитает Пречистую Богоматерь. Когда воевода прибыл в Рим и прочитал обвинение против папы, тот ответил, что это клевета, что у него нет никакого общения с сарацинами, врагами христианства, «а Пречистую Богоматерь если кто не почитает и не исповедует и Ей не поклоняется – да будет проклят и в сем, и в оном веке». Но это не изменило решения воеводы. Папа был в узах доставлен в Царьград, где, больной и обессиленный, долго лежал в темнице, изнуряемый теснотой и голодом, пока наконец он не был приговорен к ссылке в Херсонес, где прожил два года и в 655 году скончался, предав свою душу Господу, за Которого много пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому император Констант II (641–668) опасался открытого разрыва c Римом и в ответ на вмешательство папы издал Типос (648), в котором любому христианину под страхом сурового наказания запрещалось дискутировать о двух природах и двух волях. Затем начались преследования и гонения на православных, в особенности на монахов и друзей преподобного Максима. Исповедник встретился в Риме c новым папой Мартином I (память 13 апреля), который был твердо настроен поддерживать правую веру. По его инициативе в 649 году был созван Латеранский собор, осудивший монофелитство и отменивший императорский эдикт. В высшей степени раздраженный таким противостоянием, император направил в Рим экзарха во главе армии (653). Они арестовали больного и бессильного папу и, жестоко c ним обращаясь, доставили в Константинополь. Там его судили как преступника, подвергли публичному оскорблению и сослали в Херсонес. В сентябре 655 года святой Мартин Исповедник скончался. Преподобный Максим также был арестован незадолго до папы Мартина, вместе со своим верным учеником Анастасием и папским апокрисиарием, также носившим имя Анастасий (память 20 сентября). Максим провел несколько месяцев в тюрьме, а после предстал перед тем же судом, который столь сурово обошелся со святым епископом Рима. Процесс над главой Православия хотели представить как политическое дело, поэтому Максима обвинили в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, завоевавшим Египет и другие африканские территории. Затем Максима осудили за то, что он своим учением вносит раскол в Церковь. Пребывая духом в Боге и исполненный милосердия к своим врагам, святой c невозмутимым спокойствием отвечал на клевету, объясняя, что не исповедует никакого особенного учения. Он заявлял, что готов скорее порвать общение со всеми Патриархатами и даже умереть, чем пойти на сделку c собственной совестью и предать веру. Все трое обвиняемых были приговорены к ссылке: Максим был отправлен в Визию (во Фракии), его ученик Анастасий – в Перверу, а другой Анастасий – в Месемврию.

http://pravoslavie.ru/51367.html

Показано было затем, через прочтение соответствующих мест, несогласие монофизитов с учением Вселенских соборов (4–е заседание) и св. отцев, и наоборот — согласие с прежде отвергнутыми Церковью еретиками; православное учение о волях и действиях изложено в особом Символе и ограждено сверх того анафемами в οροσ " е из 20–ти пунктов. Акты собора с энцикликой папы отправлены были на Запад галльским и африканским епископам, на Восток — Иоанну Филадельфийскому (в Палестине), которого папа назначил своим викарием для патриаршеств Иерусалимского и Антиохийского, монофизитствующие патриархи Антиохийский (Македонии) и Александрийский (Петр) провозглашались отвергнутыми. В Фессалонику папе пришлось писать клиру и народу о низложении перешедшего в монофизитство местного епископа Павла. Отправлены были акты и императору с посланием от имени папы и собора, где император был приглашаем присоединиться к осуждению ереси и ее сторонников. От императора между тем, еще во время собора, прибыл в Рим экзарх Олимпий с поручением захватить папу, если это окажется возможным, и принудить епископов подписать Типос. Олимпий, однако, встал на сторону Мартина и не выполнил поручения, удалился в Сицилию, где потом и умер, подозреваемый в измене. Уже в 653 г. другой экзарх, Феодор Каллиопа, арестовал папу (16 июня) и отправил его в Константинополь. После долгого путешествия и пребывания в тюрьме, 20 декабря над ним устроен был суд, причем его обвиняли в сочувствии заговору Олимпия. В следующему году (17 марта 654 г.) его сослали в Херсонес Таврический, где он через полтора года скончался (16 сентября 655 г.). Также был захвачен и привезен в Константинополь и Максим. После двух допросов (в 655 г.) и он был приговорен к ссылке в Визию (во Фракии). Ему ставили в вину политическую измену, анафематствование Типоса, изданного императором, а также обиды, нанесенные им Пирру. Были сосланы и два ученика Максима, Анастасий–монах и еще раньше Анастасий–апокрисиарий. В 656 г. Максим был вызван в Константинополь для переговоров и опять сослан, сначала в Селимврию, потом в Перветис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Вторичное правление Юстиниана Пребывание Юстиниана в Херсоне и у хазар. Восстановление на царстве. Дела с болгарами и арабами. Посещение Папой Константинополя. Дела Юстиниана в Равенне и Херсоне. Низвержение его и гибель Город Херсон служил местом ссылки для сановников высокого ранга еще в IV веке, и дед Юстиниана продолжил эту традицию, отправив туда папу Мартина. Его внук оказался сам в ссылке на этой далекой окраине. Население города, сохранявшее от глубокой старины свой греческий язык, давно уже ставшее христианским и связанное важными торговыми и культурными интересами с центром империи и торговыми городами северного побережья малоазиатского материка, умело своими силами отстаивать свою самостоятельность и политическую независимость от надвинувшегося на него варварского мира, не раз сменявшегося в своем этническом составе. Оно удержало от глубокой старины свой республиканский строй и свободные учреждения, имело свою аристократию, из среды которой организовалось правительство. Ни представителей власти императора, ни гарнизона из состава имперского войска Херсонес в ту пору не имел и не знал. Папа Мартин, сосланный на этот край света из мировой столицы и властного положения, страдал и томился в Херсоне, как говорят нам о том его письма из ссылки, до нас дошедшие. Для Юстиниана, попавшего в такую же ссылку под охрану местных властей, положение было не столь тяжко, как для папы, человека другого мира, другого языка, других нравов. Несмотря на свое состояние опального, он имел в своем окружении близких и преданных ему людей, не из туземцев, а из военных людей, связавших с ним свою судьбу. Искалечение, которое он перенес, и ссылка не сломили его энергии, и он не терял надежды вернуть себе трон. Когда низложивший его Леонтий был сам низвергнут военной революцией, надежды Юстиниана оживились, и он стал вести себя настолько смело, что вызвал своими речами опасения у членов херсонского правительства, что он может причинить им затруднения и вовлечь их в мятежное движение. Быть может, это поведение Юстиниана стояло в связи с предсказанием ему от одного отшельника, проживавшего в Амастриде, что он вернет себе царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

С.Б. Сорочан Краткий мартирий братьев Евпрепия и Феодора (входит в так называемый Scholion sive Hypomnesticum, написанный по-гречески, вероятно, в конце 668 – начале 669 гг. и сохраненный в позднейшем латинском переводе в Collectanea Анастасия библиотекаря 281 . В нем повествуется о ссылке в 646 г. и продолжительном пребывании в Херсоне и других местах Юго-Западной Таврики монахов – братьев Евпрепия и Феодора и о ссылке в эти же края, смерти и погребении в Херсоне папы Мартина I в 655 г. 282 . Сохранился идентичный с латинским греческий текст схолии с указанным кратким мартирием, который вошел в состав так называемой «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина, бывшего папы Рима, а также преподобного Максима и его ученика» 283 . Последний памятник был скомпилирован в конце VII в. и из него следует, что автором первоначального краткого мартирия был некий Феодор, который может быть отождествлен с одноименным константинопольским монахом, Феодором Спудом, вероятно, клириком Св. Софии Константинопольской, состоявшим в переписке с высокопочитаемым им папой Мартином (письма XIV и XV) 284 . Исходя из текста мартирия братьев Евпрепия и Феодора и «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина», можно заключить, что мартирий был составлен вскоре после смерти последнего из братьев, Феодора, по словам автора схолия, последовавшей в 667 г. Ниже публикуется краткое содержание латинского текста, пересказанное С. П. Шестаковым, и цитаты из подлинника. Комментарии к приведенному отрывку выполнены С. Б. Сорочаном). Братья Феодор и Евпрепий, сыновья Плутина, главного интенданата «при блаженнейшей памяти императоре» (здесь разумеется Ираклий) 285 , захвачены были во время гонения со стороны еретиков близ Авида (Авидоса) и сосланы в Херсон. Там неоднократно были они насильственно разлучаемы и отправляемы в качестве послов в укрепления (городища) племен, живших по соседству («in castris gentium ibidem adjacentium) 286 . Евпрепий умер на 9-й год ссылки, 26 октября, в один год с папой Мартином I, умершим 16 сентября 655 года 287 . Феодор прожил лет 12 дольше 288 . Автор схолия ездил к нему в Херсон и получил от него некоторые вещественные памяти, оставшиеся после папы, а также выслушал его рассказы о многочисленных чудесах святого в Херсоне и вынесенных им здесь лишениях: »...jam memoratus videlicet frater Theodorus qui et propria manu multa sanctorum opuscula dignatus est exibere nobis, quipergebamus illuc ad visitationem et adorationem ejus, et pretiosae memoriae Martini summi et vere universalis papae et magni martyris veritatis. Cujus et miracula nobis copiosa quae ibidem facta sunt, cum illatis quoque illis importabilibus, retulit, donata etiam particula sancti orarii, id est facialis, quae sibi fuerat ab eo dimissa: et uno ex campagis ejus, id est caligis: quos nullus alius inter homines portat, nisi sanctus papa Romanus» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

передал К., говорится в послании К. ап. Иакову ( Ps.-Clem. Ep. ad Iacob. 2. 4-6). Однако приведенная в Мученичестве цитата из Евангелия (Мф 16. 19) не соответствует ни латинскому тексту послания в переводе Руфина, ни Вульгате. По мнению исследователей, изложенная в Мученичестве легенда о К. лишена исторической достоверности (напр.: Tillemont. Mémoires. 17012. P. 160; Lightfoot. 1890. P. 86; Dufourcq. 1900. P. 160-161; MartRom. Comment. P. 540). Как отметили Франки де Кавальери и Делеэ, в Мученичестве соединены 2 сюжета. В рассказе о чудесном обращении Сисинния содержатся многочисленные совпадения с рим. агиографическими сочинениями V-VI вв.; его рим. происхождение не вызывает сомнений ( Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 27; Delehaye. 1936. P. 101). Однако происхождение 2-й части Мученичества, где повествуется о ссылке и гибели К. в Херсоне, не получило удовлетворительного объяснения. По мнению ряда исследователей, составитель Мученичества отождествил К. и мч. Климента, пострадавшего в Херсоне; для того, чтобы объяснить, почему К. был казнен на Востоке, были вымышлены сведения о его ссылке по указанию имп. Траяна ( Tillemont. Mémoires. 17012. P. 566; Dufourcq. 1900. P. 161-162; LP. T. 1. P. XCI). Эта версия не подтверждается свидетельствами источников, т. к. находившуюся, по преданию, в окрестностях Херсона подводную гробницу связывали только с именем К.; о мч. Клименте, который якобы пострадал и был похоронен в Херсоне, нет сведений ( Lightfoot. 1890. P. 86; Delehaye. Origines. P. 254; Idem. 1936. P. 106). По мнению Лайтфута, легенда о К. была основана на сведениях о гибели консула Флавия Климента и ссылке его племянницы Флавии Домициллы на о-в Понтия ( Euseb. Hist. eccl. III 18). Согласно Иоанну Малале, при имп. Домициане мн. христиане были сосланы в Понт, т. е. на Чёрное м. ( Lightfoot. 1890. P. 87; см. аргументы против этой гипотезы: Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 29). Франки де Кавальери отстаивал предположение о рим. происхождении легенды, к-рая, как он считал, была вымышлена агиографом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

К вопросу о начальной истории Сугдейской епархии//Культовые памятники в мировой культуре: Археол., ист. и филос. аспекты. Севаст., 2003; он же. Крымская агиография как отражение изменений в полит. и церковной структуре Таврики иконоборческого периода//Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск, 2003. Вып. 13. С. 261-280; он же. О некоторых вопросах истории Вост. Крыма VIII-IX вв.//Сугдейский сб. 2006. Вып. 2. С. 237-248; он же. Православные святые средневековой Тавриды. Симф., 2012; он же. К вопросу о ссылке в Херсон Иосифа Гимнографа//Нартекс: Byzantina Ukrainensis. Х., 2013. Т. 2. С. 288-294; он же. Средневековый Крым (VI - сер. XIII в.): История, религия, культура. Симф., 2014; Оверман Э., Макленнан Р., Золотарев М. И. К изучению иудейских древностей Херсонеса Таврического//Apxeoлoriя. К., 1997. 1. С. 57-63; Рыжов С. Г. Новые данные о «базилике в базилике»//Античный мир. Византия. Х., 1997. С. 290-299; он же. Малые храмы-часовни Херсонеса//Древности, 2004. Х., 2004. С. 160-166; Созник В. В., Туровский Е. Я., Иванов А. В. Новый христ. памятник из некрополя Херсонеса у Карантинной бухты//Apxeoлoriя. 1997. 1. С. 64-74; Соломоник Э. И. Древнейшие евр. поселения и общины в Крыму//Евреи Крыма: Очерки истории. Симф.; Иерус., 1997. С. 9-22; Тур В. Г. Археологические исследования средневек. мон-ря на г. Перчем-Кая//Археология Крыма. Симф., 1997. Т. 1. С. 117-125; он же. Особенности нац.-религ. политики Российской империи в Таврической губ.: (По архивным мат-лам XIX ст.)//Mamepiaлu VII зbimhoï науково-практичноï конф. професорсько-викладацького складу Кримського юридичного ih-my НУВС. Ciмф., 2005. Ч. 1. С. 23-32; он же. Православные мон-ри Крыма в XIX - нач. XX вв. К., 20062; Бочаров С. Г. Фортификационные сооружения Каффы (кон. XIII - 2-я пол. XV в.)//ПричернСВ. 1998. Вып. 3. С. 82-116; он же. Фортификационные сооружения генуэзского Воспоро в XIV-XV вв.//Там же. 2015. Вып. 9. С. 127-147; Золотарев М. И., Коробков Д. Ю. Новое о еп. Капитоне и крещении жителей Херсонеса в IV в.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010