Согласно этому тексту, Г. также принял монашеский постриг в юности, но стал исповедником, защищая почитание икон еще при имп. Льве III Исавре (717-741). Был возведен на кафедру г. Митилины при Константине VI и Ирине (780-802). Прославился как чудотворец. Перед возобновлением гонений на иконы при Льве V в Митилине происходили грозные знамения. Однажды во время службы в храме св. Феодоры напрестольный крест с шумом поднялся в воздух и упал. Через неск. дней в алтарь вошел огромный вепрь с обрезанными ушами и хвостом и лег на горнем месте. С большим трудом свирепое животное удалось выгнать из церкви. Эти знамения были истолкованы прп. Симеоном, братом Г., присутствовавшим при них, как предвестники воцарения нечестивого императора и правления епископа-еретика в Митилине. Когда на престол взошел Лев V, Г. в числе др. архиереев был призван в К-поль (815), где обличил императора и иконоборческого патриарха Феодота I в ереси. За это Г. был отлучен от кафедры и сослан в Херсонес (вероятно, имеется в виду Херсонес Таврический (ныне в черте г. Севастополя)), а его преемником в Митилине стал архиепископ-иконоборец. В ссылке Г. продолжал совершать чудеса. В день его кончины на небе появилась яркая звезда, к-рая была видна и на Лесбосе. От мощей Г. происходили исцеления. Если согласиться со сведениями Жития о том, что Г. застал сразу 2 иконоборческих императоров, то выходит, что он скончался, будучи глубоким старцем. В синаксарях Греческой Церкви память Г. кроме 7 апр. помещена также под 16 мая (SynCP. Col. 687, 692). Нем. ученый М. Эрхард и др. считали, что было 2 архиепископа Митилинских с именем Георгий (пам. 7 апр. и 16 мая), один из них был исповедником при Льве III, а другой (Георгий младший) - при Льве V. Греч. исследователь И. Фундулис предположил, что существовало 3 архиепископа Митилинских с именем Георгий (пам. соответственно 7 апр., 16 мая и 1 февр.) примерно в одно и то же время, но позже Фундулис признал неубедительность этой гипотезы. Совр. исследователь Р. Обер склоняется к тому, что был всего один Георгий, архиеп.

http://pravenc.ru/text/164315.html

5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – скончался в ссылке в Команах; 6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – скончался в ссылке в Херсонесе; 7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии; 8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750); 9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – в 831-842 гг. был в ссылке в Херсонесе; 10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов. Все эти и многие другие святые 8 , просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти Всех русских святых наша Церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми 9 . Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси 10 . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы " упреждая церковную канонизацию " , началось сразу после их убиения ( 23 , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I " с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира – Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно " ( 10 , кн. 2, 54–55). Примерно в то же время, около 1020–1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( 10 , кн. 2, 58, 67; 23 , 40).

http://pravoslavie.ru/2367.html

Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311–325), Капитон († после 325) – память 7 марта. Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября). Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января). Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля). Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида – и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375). V век Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия). VII век Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония. VIII век Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря). Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая). IX век Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831–842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. Православные монастыри, основанные не территории будущей Российской Империи (в Крыму) до крещения Руси 629 VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви (1-Х ВВ.) 630

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6 . Е. Свв. четыредесяти двух мученик, иже во Аммории; По М.В.С. и Х.М.: еодра, Вассоа и прочих с ними. Они были знатными гражданами и защитниками г. Аммории (во Фригии), при нападении на него Сарацин. Несмотря на их мужественную оборону, город был взят вследствие измены одного из вождей амморийских, и они захвачены в плен. После семи лет томления в темнице св. страстотерпцы за непринятие ислама были обезглавлены (в г. Самаре, на реке Тигре) в 845 г. (или ок. 847 г.). В службе упоминаются «всеблаженный» Феодор, «непобедимый» Каллист, «доблий» Константин, «чудный» Феофил и «крепчайший» Васой. Кондак, гл. 2. Новоявленныя звезды веры, за Христа усердно пострадавшия, похвальными венцы достойне еси венчаем, о нас молящияся Христу: яко суще столпи, и забрала христианскаго начальства. Пр. С юных лет инок и подвижник (на о. Кипре), он был наставником и руководителем своих учеников, Иулиана врача и Еввула, от Юлиана пострадавших, около 361 г. Оплакав их мученическую кончину, пр. Аркадий вскоре и сам мирно отошел ко Господу. Преподобномуч. Конна и сына его Конна, пострадавших при Аврелиане (270–275). Св. Конон жил в г. Иконии (в Малой Азии) и, овдовев, удалился с семилетним сыном в монастырь, где за строгую подвижническую жизнь получил от Бога дар чудотворений и многих обращал ко Христу. Начальник области, узнав об этом, подверг св. Конона с сыном страшим мучениям и приказал перепилить обоих деревянной пилой. Обретение честного Креста и честных Гвоздей св. царицей Еленой (Х.М.). 59 Сн. 21 мая. 7 . Д. Свв. священномученик, в Херсоне епископствовавших: Ефрема, и прочих: по М.В.С. и Х.М., – и Агаодра. Они были епископами и много потрудились над распространением веры Христовой в Херсоне Таврическом, в IV в. Свв. Василий «богомудрый» и Ефрем «славный» прибыли на проповедь ок. 300 г. Оба скончались мученически: Василий в Херсоне, будучи побит камнями от иудеев, а Ефрем на Дунае, от меча. После них проповедовали Христа в Херсоне прибывшие туда «славный» Евгений, «мудрый» Елпидий и «божественный» Агафодор; но иудеи и язычники всех их умертвили. После них (по некоторым, при Константине Великом ) проповедовал в Херсоне св. Еферий. Он построил в Херсоне храм и мирно правил духовной паствой своей до самой кончины своей. Скончался он на возвратном пути из Константинополя (на о. Алосе, в странах р. Днепра). Его преемник, «священнейший пастырь» Капитон, по преданию, вследствие требования от него язычниками знамения, вошел в святительских одеждах в раскаленную пещь и пробыл в ней около часа, оставаясь невредимым. Это чудо весьма многих язычников обратило ко Христу. Отправившись однажды в Константинополь, св. Капитон был на пути застигнут бурей, которая прибила корабль к устьям Днепра. Жители страны, язычники, захватили всех бывших на корабле и потопили. В Уставе нет имен: Елпидия и Агафодора, но в службе они имеются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и неизреченной ради Его к нам грешным милости, дабы еще лучше удостовериться могли мы о том, что не оскудеет Князь от дому Петрова, и Вождь от рода Его никогда, к твердому и известному защищенно Кафолической Церкви, о которой сказано, что и врата адова не одолеют ей во век 310 . Аминь. Слово XIV. В день усекновения Святого Иоанна Предтечи Якоже скончаваше Иоанне течение. ( Деян.13:25 . Ныне чтенные Деяний Апостольских Списателя слова) Глас слова, светильник света, денница солнца, пустыни красота, Пророков печать, друг небесного Жениха, Предтеча и Креститель Спасителя мира скончал сего дня течение свое, слышатели благочестивии! скончал течение, которого рождество с немалою славою от великого в Архангелах Гавриила предвозвещено было вселенней. Скончал течение, о котором Малахия пророчески прежде многих лет предвозгласил: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовить путь Твой пред Тобою 311 . Скончал течение, которого, по свидетельству самого воплощенного Бога, болий в рожденных женами не востал Пророк 312 . Приидите убо, о возлюбленнии! и со благоговением побеседуем, каково сие его скончание было. Побеседуем же, да не только ему почудимся, но и да сами, подражая следам его, по силе оного увещания Павлова, взирающе на скончание жительства праведных, подражайте вере их 313 , Богоугодно течение живота нашего окончить возможем. Предначни же нам беседу сию ты, Евангелисте святый Марко! Скажи, как начало окончания празднуемого ныне Пророка сделалось? приключшуся, говорит Евангелист, дню потребну, егда Ирод рождеству своему вечерю творяще князем своим и тысящничком и старейшинам Галилейским, вниде дщерь к нему Иродиады 314 . Стани здесь мало Евангелисте святый! Внемлите вы, слышатели благочестивии! в которое время скончал живот свой великий во Пророцех Иоанни? В тое, когда Ирод рождеству своему вечерю творил. Умер Иоанн, когда родился Ирод; изгналась из света чистота и святыня, когда скверна и беззаконие на свет вышло. Приметьте убо отсюду, как нет сообщения свету со тьмою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

16. Иеромонах Геронтий (Ермаков). Умер в ссылке. 17. Иеромонах Иерофей. Выбыл из Козельска. 18. Иеромонах Серапион. (Далее знак вопроса, – Сост.). 19. Иеромонах Севастиан, впоследствии архимандрит. Бывший келейник старца Нектария. Умер и погребен в Караганде (место ссылки) в 1965 году. 20. Монах Питирим, бывший келейник старца Нектария. Умер в ссылке. 21. Архидиакон Лаврентий (Левченко), потом иеромонах. Умер в ссылке. (Другим почерком приписано: 1946 г. – Сост.) 22. Иеродиакон Игнатий. Умер в ссылке. 23. Иеродиакон Даниил, потом иеромонах. Умер в ссылке. 24. Монах Родион (Шейченко), потом иеромонах Рафаил. Два раза был в ссылке. Умер и погребен в Козельске в 195 (?) году. 25. Монах Василий (Белоградский), канонарх. Выбыл из Козельска. 26. Монах Иоанн (Левченко): отец архидиакона Лаврентия. Умер в Козельске. 27. Монах Акакий, певчий. Выбыл из Козельска. 28. Монах Кирилл (Зленко). После ссылки умер в г. Мичуринске в 1932 году. 29. Монах Карп. Умер в ссылке. 30. Монах Евтихий. Выбыл из Козельска. 31. Монах Евфимий. 32. Монах Клеопа. 33. Схимонах Тимон, звонарь (слепой). Умер и погребен в Козельске. 34. Монах Урван, сапожник. (Поставлен знак вопроса. – Сост.). 35. Монах Григорий. Выбыл из Козельска. 36. Схимонах Иаков. Умер и погребен в Козельске. (Другим почерком прибавлено “схи” к слову “монах” и в конце – дата: 1934 г. – Сост.) 37. Монах Иаков (Сивцов), – Георгий. Убит и погребен в Гомеле в 194 (?) году. 38. Монах Илия (Жирнов), потом иеромонах Иоанн. Умер в ссылке. 39. Монах Викентий (Никольский). Умер в ссылке. (Приписка: 1938 г. – Сост.). 40. Монах Авенир, певчий. (Знак вопроса. – Сост.) 41. Монах Иоанн (Шустов). Умер в ссылке. 42. Монах Агапит (Таубе). Умер, возвратясь из ссылки в 1930-х годах. Примечание: Монахи: Агапит Таубе, Иоанн Шустов, Иаков Сивцов, иеродиакон Игнатий и иеромонах Аифал Панаев до ареста и ссылки жили в Оптиной пустыни и работали в музее “Оптина пустынь”. М. Добр[омыслова]». Дополним эти скупые сведения в отношении некоторых оптинцев (об иных мы привели и еще приведем то, что известно нам, в нашем труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зложелательное предание заявляет, что кровожадный Юстиниан не только не скорбел о гибели стольких людей, но был этому рад и собирался снарядить новый флот для продолжения экзекуции, которая, по его мнению, была произведена недостаточно жестоко. По-видимому, такие слухи пошли в Херсоне и окрестной стране. Они вызвали большое возбуждение, и население стало усиливать укрепления, где они были, а херсонцы обратились к хазарскому хану через послов с просьбой прислать войско для защиты города. Верховная власть в Херсоне должна была, согласно распоряжению Юстиниана, принадлежать, за отсутствием протополита, Илии, но, по всей вероятности, Илия не располагал достаточной военной силой, чтобы осуществить свои права. Известие о тревоге населения в Тавриде было получено в столице, и Юстиниан отправил в Херсон патриция Георгия по прозвищу Сириец, префекта Константинополя Иоанна, своего генерального логофета и с ними отряд воинов в количестве 300 человек под начальством турмаха фракисийцев Христофора. 790 Сановники имели поручение восстановить тудуна и Зоила в их правах по управлению городом, отозвать Илию с его поста и вместе с Варданом отослать в Константинополь. Но то возбуждение, которое охватило население города, повернуло дело иначе. Херсонцы держали ворота на запоре под военной охраной и согласились впустить в город начальствующих лиц без военной свиты. Не сознавая опасности своего положения, сановники решили войти в город без охраны, но были тут же перебиты. Расправившись с начальствующими лицами, действовавшее в Херсоне правительство передало хазарам, находившимся в городе, тудуна, Зоила и военный отряд имперских войск с их командиром для препровождения их к хану. По дороге тудун умер, и хазары перебили на его поминках имперских солдат вместе с турмархом. Население Херсона отложилось от Юстиниана и провозгласило императором Вардана. Когда в Константинополь пришло известие о том, что произошло в Херсоне, Юстиниан, в гневе на Илию, приказал зарезать его детей на глазах их матери и выдал ее замуж за ее же повара, раба, индийца по происхождению, крайне безобразного.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

387 В синаксарном варианте уточняется, что ссыльный был здесь не одинок: «...многие верные были изгнаны в Херсон и нечестивую Армению» 388 . Это упоминание «верных» вместе со словами о «негодном царе» у Иоанна Диакона указывает скорее на время активизации иконоборства во второй половине 30-х гг. IX в., но другие обстоятельства не увязываются с таким заключением, осторожно высказываемым некоторыми византинистами 389 . В частности, именно пребывание в Херсоне и знакомство с местными, видимо, поздними житийными преданиями о мученичестве римского папы Климента, по легенде свершившемся в этих краях, подвигло Иосифа на сочинение богослужебного канона св. Клименту. Частое прославление в нем телесных воплощений Христа говорит о том, что канон появился после восстановления иконопочитания в 843 г., но до 861 г., когда в Херсоне при участии Константина Философа состоялось открытие мощей Климента Римского 390 . Следовательно, мы имеем косвенный довод в пользу пребывания Иосифа Сикелиота в Херсоне не ранее конца 850-х гг., куда, несмотря на свой незлобивый, мирный нрав, он попал, если верить его младшему современнику Феофану, по повелению василевса, в результате преследования со стороны дяди Михаила III, кесаря Варды, очевидно, как приверженец «игнатиан». Скупые, лаконичные упоминания этих источников о раннесредневековом Херсоне не идут в сравнение с такими жемчужинами агиографии, как Паннонская легенда или жития Константина – Кирилла и Мефодия, которые принадлежат к числу наиболее ранних произведений, созданных на старославянском языке в Моравии в конце IX в. 391 По мнению немецкого переводчика текста, Норберта Рандова, первое из них появилось между 869 и 874 гг. в Паннонии, в период между смертью Константина Философа и изгнанием Мефодия и его учеников из Паннонии, причем сам Мефодий мог участвовать в сочинении текста или руководил его написанием 392 . Впрочем, Игорь Шевченко, высказывая свой взгляд на культурные координаты и источники обоих памятников, полагал, что они основаны отчасти на византийских текстах и были поначалу написаны по-гречески, хотя сохранились благодаря записи «варварским славянским языком» 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В недавнем исследовании Н. М. Богдановой «Церковь Херсона в X--XV вв.» приведены многочисленные факты, свидетельствующие о воистину мощном «наступлении» католицизма в Крыму, начавшемся в 1330-х годах, то есть за полвека до Куликовской битвы. Причем надо оговорить, что объектом этого исследования была главным образом ситуация только в одном из крымских городов, Херсоне, чьи остатки находятся на окраине нынешнего Севастополя. «Одним из известных источников, освещающих деятельность католических миссионеров ... в Крыму,- говорится в исследовании,- являются письма папы Иоанна XXII (1316-1334), написанные в июле-августе 1333 г. 5 июля Иоанн XXII сообщает о том, что создана митрополия с центром в Воспоро (ныне - Керчь.- В. К.)... Этой митрополии подчинялся и Херсон. Спустя несколько дней - 16 июля - папа пишет, что «в Херсоне ... уже основана епископская кафедра и уже принято решение воздвигнуть там собор в честь св. Климента»; херсонским епископом назван брат Ордена Проповедников Ричард Английский. О деятельности двух архиереев - Франциска и Ричарда - в письмах папы сообщается, что они уже давно вели миссионерскую деятельность в Крыму, обратили в католичество алан во главе с их правителем Милленом и подвластные ему народы... Необходимо учесть, что, во-первых, учреждение епископии - свидетельство важности кафедры и значительности числа католиков и, во-вторых, то, что центрами и организующими началами миссионерских конгрегаций были их монастыри... Уже в конце XIII в. ... были основаны монастыри в Каффе, возможно, в Херсоне, Солхате и Сарае... ко времени около 1320 г. ... братья минориты имели 18 монастырей... К 30-м годам XIV в. число католиков... увеличилось, поэтому два епископа - Франциск и Ричард - прибыли к папе 28 апреля 1333 г., чтобы обрисовать сложившуюся ситуацию и просить помощь. Именно это и послужило, вероятно, поводом к возведению Воспоро в ранг митрополии и принятию решения о строительстве в Воспоро и Херсоне кафедральных соборов. Известны некоторые сведения о Ричарде Английском, епископе Херсонском, и после 1334 г., когда... он принял участие в богословском диспуте в Константинополе. 30 сентября 1335 г. Ричард Херсонский присутствовал на собрании епископов в Авиньоне (Франция). Затем он вновь отправляется на Восток

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

Скачать epub pdf Страдание святых священномучеников Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне Память 7 марта В шестнадцатый год царствования Диоклетиана 1758 , святейший патриарх иерусалимский Ермон послал многих епископов в различные страны и к разным народам возвещать, по примеру апостольскому, слово Божие, и проповедовать Христа. Двое из этих епископов, Ефрем и Василий, пришли в страну тавроскийскую и здесь, в городе Херсоне, оба трудились некоторое время, проповедуя истинного Бога не ведающему Его народу и просвещая помраченных тьмою еллинского идолослужения. Затем святой Ефрем, оставляя жителей Херсона святому Василию, пошел к скифам, жившим по Дунаю, проповедью своею обращал там многих к Христу и, претерпев довольно скорбей и трудов в благовестии Христовом, в седьмой день марта был обезглавлен. Между тем святой Василий, обличая в Херсоне заблуждение людей неверных и показывая им правый путь спасения, возбудил народный гнев: нечестивые взяли его, били без милости и изгнали из города. Удалившись на некую гору, он пребывал в пещере; отстояла та гора от Херсона на сто стадий 1759 и называлась Парфенон, что значит: девичья, ибо на ней было капище и идол какой-то еллинской богини – девы. Пребывая в той горе, святой Василий радовался духом, что сподобился претерпеть ради Христа раны и изгнание, оплакивал погибель душ человеческих, прельщенных диаволом, и со слезами молил Бога об обращении их. Так прошло несколько времени. У одного херсонского начальника умер единственной сын и был погребен вне города. С великой скорбью сидели родители у гроба его, скорбя и плача; и ночь наступила, а они не отходили от сыновнего гроба. И вот во сне является им умерший их сын, говоря: – Что вы оплакиваете смерть мою? Вы не можете взять меня отсюда живым, ибо не могут воскресить меня наши боги, бездушные идолы, изобретенные бесом на соблазн и погибель людям. Если вы хотите оживить меня, то упросите того странника, которого били и изгнали, чтобы помолился он обо мне Богу своему, и сами уверуйте в того Бога, Которого он проповедует: ибо Он есть Бог истинный, имеющий власть над живыми и мёртвыми, и силен восставить меня из мертвых живым молитвами оскорбленного вами мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010