Наверху каменных ступеней, по которым мы сошли к пещерам, меня ожидала монастырская одноколка, и тот же приветливый инок С.., заботившийся о моем успокоении в гостинице, сопутствовал мне по лесам; все тропинки их были ему знакомы, по давнему пребыванию в пустыне. Мы въехали в густой лес, окружающий обитель, такою узкою песчаною дорогою, что едва могла пробираться по ней сильная и привычная лошадь, промежду огромных дерев, или обгоревших пней, при частых подъемах и спусках в малые овраги, покрытые вековою тенью глухого бора. «Вот достойное жилище отшельников», сказал я своему спутнику, и он отвечал: «гнезда остались, но отлетели райские наши птицы; вы увидите сломанные их кельи, где уже никто более не живет. По грехам нашим, Господь лишил нас сих великих подвижников, к которым стекались отовсюду за духовным советом». «Кто же был последний пустынник?», спросил я,– «иеродьякон Александр, скончавшийся весьма недавно», сказал мне в ответ С.., «и после него уже никто не получал благословения на пустынное житие, хотя были желающие. Вот и тот холмик, где стояла его келья, которой нет теперь и следа». – «Где же были кельи Марка и Серафима?», спросил я опять инока.– «Марк не имел нигде постоянной кельи», отвечал он, «памятуя слова Господни: лисы язвины имутъ и птицы небесныя гнезда, Сын же человеческий не имать где главы подклонити ( Матф. 8:20 ). Он скитался до глубокой старости по всему лесу, беспрестанно изменяя свое жилище, доколе от дряхлости не укрылся в обитель; а у отца Серафима были две кельи в разных местах, одна за пять верст, другая за две от пустыни, потому, что он два раза уединялся, на расстоянии нескольких лет. Я укажу вам только место последней над источником, потому что самую келью взяли к себе, из уважения к памяти старца, сестры Дивеевской общины, основанной с его благословения. Вы, конечно, читали житие обоих старцев, составленное в Лавре Троицкой, одним из приближенных учеников отца Серафима; а о других отшельниках наших там же написал другой выходец Саровский, в своей духовной лествице».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А.Л. Дворкин Раздел пятый. Псевдобиблейские (псевдоевангельские) секты Глава 12. «Семья» («Дети Бога») 1. Эта группа – классический пример того, как лидер может извращать христианское Писание и как это приводит к извращению нравственных ценностей и жизни вообще Поэтому давай вернемся в Эдемский Сад, вернувшись к Богу, Его Слову, Его Любви! И будем в полной мере наслаждаться Божиим даром секса и любви! Моисей Давид (Дэвид Берг) 813 Раньше эта секта называлась «Семья любви» , а еще раньше – «Дети Бога» . Их теперешнее официальное название – «Семья» . А еще они называют себя «Христианская миссия «Семья»», или «Союз независимых миссионерских христианских общин «Семья»» . Ее можно охарактеризовать как глубоко аморальную растленную псевдоевангельскую оккультную порноцентричную апокалиптическую секту. Году в девяносто втором все петербургское метро было оклеено листовками этой секты. Листовки были цветные, сусальные, на них был изображен седоволосый старец с лицом основателя секты Дэвида Берга (очевидно, Бог Отец) или Иисус Христос, раскрывающие руки для объятия, много сердечек, полуодетые юноши и девушки с воздетыми руками, несущиеся навстречу божественной любви. А на обороте убористым шрифтом был написан текст и адрес – почтовый ящик в Польше. По этой причине многие думали, что это католические листовки, но на самом деле это было типичное произведение пропагандистского отдела секты «Семья». Эта очень странная группа – классический пример того, как лидер может согласно извращениям своего больного ума извращать христианское Писание и как это приводит к извращению всей жизни и всех нравственных ценностей адептов руководимой им секты. Сектанты начинают со ссылки на Писание, со своей обоснованности на Писании, но в конце концов Писание превращается в цитатник, откуда можно вытащить любую фразу (часто – без начала и без конца), чтобы подтвердить свой образ жизни, деятельность и взгляды. Начинала эта группа в среде молодежного крыла евангеликов в рамках «Крестового студенческого похода за Христа» в Калифорнии. Основатель ее – американец Дэвид Бранд Берг, скончавшийся в конце 1994 года в неизвестном месте и при неизвестных обстоятельствах. В конце жизни он прятался от мира, и никто кроме его ближайшего окружения не знал (и до сих пор не знает), где он проживал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наполним прибалтам об их настоящих героях! Часть III. Арнольд Мери сражался с фашизмом до последнего дня 28.10.2009 521 Время на чтение 7 минут Часть 1 Часть 2 Для героев-ветеранов Великой Отечественной войны в современной Эстонии война как будто и не закончилась. Порой кажется, что националистическое правительство уже запуталось в выборе немыслимых обвинений в их адрес. Особую неприязнь у властей вызывают антифашисты-эстонцы, которые своим живым примером разрушают искусственно сконструированную " национальную идею " . Подвиг Арнольда Мери Для героев-ветеранов Великой Отечественной войны в современной Эстонии война как будто и не закончилась. Порой кажется, что националистическое правительство уже запуталось в выборе немыслимых обвинений в их адрес. Особую неприязнь у властей вызывают антифашисты-эстонцы, которые своим живым примером разрушают искусственно сконструированную " национальную идею " . В полной мере испытал на себе такое отношение властей скончавшийся в этом году эстонский антифашист N1 Арнольд Мери, первым из эстонцев ставший Героем Советского Союза за участие в боях под городом Порхов Псковской области в 1941 году. Незадолго до смерти прокуратура Эстонии возбудила против него уголовное дело, были выдвинуты обвинения в депортации и " геноциде " мирного населения. До приговора ветеран Великой Отечественной не дожил - 27 марта 2009 года Арнольд Мери скончался от рака легких в возрасте 89 лет. На следующий день, 28 марта 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о посмертном награждении Героя Советского Союза Арнольда Мери орденом Почета. До последних дней жизни Мери, несмотря на тяжелое состояние здоровья, продолжал свою борьбу с ненавистной ему фашистской идеологией; он являлся председателем эстонского Общественного союза против неофашизма и межнациональной розни (таково юридически зарегистрированное название Антифашистского комитета Эстонии, созданного в 2004 году). Арнольд Константинович Мери родился 1 июля 1919 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Бочка, человек весьма примечательный; одиннадцатый – из Скепсиса, человек богатый и знатный, большой любитель наук, – это он вывел в люди своего земляка Метродора; двенадцатый – грамматик из Эрифр, записанный в граждане Лемноса; тринадцатый – вифинец, сын стоика Дифила, ученик Панэтия Родосского; четырнадцатый – ритор из Смирны. Все они писали прозою. Из поэтов же первый писал комедии в их древнюю пору; второй сочинял эпос, из которого уцелели только такие стихи на завистников: Им ненавистен живой, но им же скончавшийся дорог – И о гробнице его, о бездушном его истукане Город на город пойдет, и распрями встанут народы; третий из Тарса, сочинял сатировские драмы; четвертый – слагатель ямбов, очень едкий; пятый – ваятель, упоминаемый Полемоном; шестой – из Эрифр, разносторонний писатель, сочинявший также книги и по истории и по красноречию. 6. Гераклид 86 Гераклид, сын Евтифрона из Гераклеи Понтийской. Весьма богатый человек, в Афинах он вначале предался Спевсиппу, был слушателем пифагорейцев и ревнителем Платона; но потом перешел слушать Аристотеля (как о том пишет Сотион в «Преемствах»). Одежды он носил мягкие и телом был так тучен, что в Афинах его называли не «Гераклид с Понта», а «Гераклид с пузом» 417 . Взглядом же он был величав и кроток. 87 Ему приписываются отличные и прекрасные сочинения-диалоги, в том числе этические: «О справедливости» 3 книги, «Об умеренности», «О благочестии» 5 книг, «О мужестве», «О добродетели вообще», другое такое же, «О счастье», «О власти», «Законы и то, что к ним относится», «О названиях», «Соглашения», «Недобровольное», «О любви, или Клиний»; физические: «Об уме», «О душе», «О душе в частности», «О природе», «Об образах», «Против Демокрита», «О небесном», «О подземном», «Об образах жизни» 2 книги, «Причины болезней», «О благе», «Против учения Зенона», «Против учения Метрона»; грамматические: «О поколении Гомера и Гесиода» 2 книги; «Об Архилохе и Гомере» 2 книги; 88 мусические: «О вопросах по Еврипиду и Софоклу» 3 книги, «О музыке» 2 книги, «Решения гомеровских вопросов» – 2 книги, «К теоремам», «О трех трагиках», «Характеры», «О поэзии и поэтах», «О догадке», «О предусмотрении», «Толкования Гераклита» – 4 книги, «Толкования против Демокрита», «Решения споров» – 2 книги, «Предпосылки», «О видах», «Решения», «Назидания», «Против Дионисия»;

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Прииди, о, Каргополие, и сторжествуй твоим согражданом, паче же – вышняго Иеросалима первенец яко и ты ничимже осталася 2466 от прочих градов российских, и не токмо российских, но и от восточных, во произвождении святых Божиих угодников, яко и ис тебе произыдоша святии Божии угодницы. Сияют на тверди церковней преподобнии твои, в преподобии Господеви служившей и преподобне пучину жития преплывшии, преподобне скончавшийся и к преподобным преселившиися, царствуют со Христом. Светлеются во историях церковных пустыннии ошелницы твои, в пустынях скитающийся, озлобляемии пустынным озлоблением, пустынный подвиг трудившеся, со зверьми и с духи бесовскими бравшийся и одолевшии, и в пустынях богоугодне в будущую жизнь отшедшии, и наслаждаются вечных благ. Озаряют на места церковном солнца твои – чюдотворцы, чюдодействующии в концех пределов твоих, яко лучами проницающии чюдно, нетлением мощей и дарованием немощным различных болезней и недугов здравия, и бесов от человек отгнания без вести, и прочих благ подаванием и повсюду, идеже кто верне просит, егоже требуют, нескудно приемлют и, радуйся, благополучив желаемое, отходит благодарствуя. Молниелучне проницают во всю Россию славою денницы и вечерницы 2467 твои – священных обителей ктитори святии, от основания святоводрузившии в славу Божию, и здати 2468 и совершити прекрасне потщавшиися, и яко райская селения всеми благими преисполнивший и четы иноков собравший, чины же и пределения 2469 спасителныя предавший им, и яко грады великия множеством живущих и доволством хитростей всяких умноживший, и дивно стенами оградивше, скинии подобне вообразивший, яко можно пригласити еже прорече, зря 2470 на израильтяны: «Яко добри доми твои, Иакове, и скиния твоя, Израилю! Яко разделы осеняющеся и яко сади при реках и яко куща, яже поткну Господь, аки кедр подолг Оле славы и величества, чрез святых, в пределех твоих святопочивших и лежащих в нетлении, славная Каргополие, и ты, яко славу от сограждан, иже и та иногда мала бе и неславна, от произшедших же Петра апостола и прочих последи бысть славна, – от апостола Павла, – от великаго – от Великаго и прочия мнози гради, прежде славни не суще, от сограждан бывших славных последи прославишася и ведоми Быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын, а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся; я – Божий: вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе» 181 . Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Конотантином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану 182 . Являлся и другой претендент на Сербскую корону, и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля Сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает» 183 . Владислав должен был покориться Стефану, когда увидал, что Сербия не за него, а против него 184 . Но вот открылась необходимость защищаться против неприятеля отважного, сильного и умного. Болгарский князь Михаил нанес тяжкое оскорбление Стефану, прогнав невинную жену свою Неду, сестру Стефана. Блаж. Стефан и после того старался отклонить войну, к которой готовились в Болгарии и Константинополе за умершего Константина: он посылал способного посла в Царьград, и к Михаилу – блаж. епископа Даниила. Михаил показался на тот раз удовлетворенным 190 , но зависть к успехам Сербского короля не дала ему покоя. Он собрал многолюдное войско, нанял Татар и Молдаван; вызвал войско императора на границу Сербии. Сербский краль увидал против себя грозных врагов, которые беспощадно опустошали пограничные места Сербии. Не желая проливать крови для пустой славы, Стефан писал князю Михаилу: «вспомни, дорогой и любезный брат мой, что никаким злом не платил я тебе за твои недобрые дела. Однако, как слышу, ты ведешь много иноплеменников и идешь против отечества моего. Пойми значение любви христианской, смири гнев; пусть любовь, какую имели между собою наши родители, будет и между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

04 января 2012 г. Некоторые аспекты В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеимон (Успенский) , к сожалению, очень рано скончавшийся (а, может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 г., избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: “Христианство взятое в целом как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь есть таинство – тайна Таинство христианства это, с одной стороны – христианская жизнь по вере; тайна христианства это – живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами” 1 . Далее этот автор ещё отмечает: “Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия”. Согласно учёному монаху, таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. “Но что ещё более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства даётся в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию Поэтому церковные таинства должны быть названы τμυστρια κατ’ εξοχν (таинствами по преимуществу – А. С.). Если христианство как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни мы позволим себе назвать μυστριον как бы в квадрате, то в церковно-литургическом употреблении тот же термин является возведённым уже в куб” 2 . Не будучи специалистом в области догматического богословия и литургики, я позволю себе не акцентировать внимания на “кубе”, а сосредоточиться более на “квадрате”. Естественно, что “куб” в данном случае всегда будет предполагаться, и исходным пунктом здесь должно быть то определение рассматриваемого таинства, которое, например, в XIX в. дал архиепископ Евсевий: “Покаяние есть таинство, в котором верующий, с искренним раскаянием исповедуя грехи свои пред духовным отцем и получая от сего разрешение в них, в то же время невидимо, действием Святаго Духа, получает разрешение своих грехов от Самого Христа Спасителя” 3 . Подобного рода определения (естественно, с различными нюансами и несколько иными расстановками акцентов) встречаются в различных учебниках по догматическому богословию 4 . Учитывая этот существенный момент, мы, тем не менее не концентрируя внимания на литургическом священнодействии, без которого, естественно, немыслимо таинство покаяния, остановимся на соотношении внутреннего и внешнего в нём, обычно выражаемого понятиями μετνοια, и ξομολγησις.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

—313— баккалаврства не домогаюсь; сами Вы предложили мне его. Оказалось, что Кирилла поставили на третье место, тогда как он во все время выше 17-го не занимал в общем списке разрядном. Меня, который по 4-м, если не по 5-ти, предметам занимал первое место, а в общем ниже третьего никогда не стоял, понизили на пятый Такая несправедливость оскорбила всю академическую корпорацию, и особенно студентов. Какое же это обстоятельство изменило дело? Скажу не сплетню, – просьба дяди о. Кирилла придворного протоиерея Наумова и его приятеля, наместника Лавры архимандрита Вениамина, с которым близок был и о. Макарий. Прибавлю к этому еще и то, что уже предрешено было у о. инспектора Макария женить своего брата, перешедшего в старший курс Академии, А. Булгакова на сестре Кирилла, родной племяннице протоиерея Наумова, что и состоялось после окончания курса. Брат о. Макария окончил магистром, не стоил того, он был туп, вообще, а пошел по протекции быстро, и скончался протоиереем Казанского Собора. Вот, что значит протекция и у духовных лиц! С о. Кириллом, о котором еще будет речь впереди, мы остались в хороших отношениях, однако ж, навсегда. Итак, о. Кирилл остался в Академии бакалавром по нравственному богословию, а я поступил в Петербургскую Семинарию помощником ректора по профессорской должности. Вступление мое в службу состоялось вместе с прочими товарищами в Ноябре 1847 г. Долго мы ожидали из Учебного Управленья назначения. Я вступил в должность 9-го ноября, и поселился в здании Семинарии. О. Ректор Семинарии, многоуважаемый архимандрит Феогност (скончавшийся архиепископом Псковским), сводил меня к Митрополиту Антонию за благословением, а в класс не повел меня, как я ни просил его; «Идите сами, Вас без того знают». И вот я сам и явился в аудиторию высшего отделения Семинарии и, отрекомендовавшись, начал урок, право не помню по какому предмету, кажется по Гомилетике. На обязанности моей лежало преподавание Нравственного богословия, Сравнительного и Гомилетики, хотя часто приходилось за ректора читать и Догматику. Дел было очень много: но для молодого монаха это и хорошо. Семинария

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В кружках орловского общества, которое не любило ни князя Трубецкого, ни епископа Смарагда, последний все-таки пользовался лучшим вниманием. В нем ценили по крайней мере его ум и его «неуемность». О нем говорили: — Сорванец и молодец — ни бога не боится, ни людей не стыдится. Такие люди в русском обществе приобретают авторитет, законности которого я и не намерен оспаривать, но я имею основание думать, что покойный орловский дерзкий епископ едва ли на самом деле «ни бога не боялся, ни людей не стыдился». Конечно, если смотреть на этого владыку с общей точки зрения, то, пожалуй, за ним как будто можно признать такой авторитет; но если заглянуть на него со стороны некоторых мелочей, весьма часто ускользающих от общего внимания, то выйдет, что и Смарагд не был чужд способности стыдиться людей, а может быть даже и бояться бога. Вот тому примеры, которые, вероятно, одним вовсе неизвестны, а другими, может быть, до сих пор позабыты. Теперь я сначала представлю читателям оригинального человека из орловских старожилов, которого чрезвычайно боялся «неуемный Смарагд».   В то самое время, когда жили и враждовали в Орле кн. П. И. Трубецкой и преосвященный Смарагд, там же, в этом «многострадальном Орле», в небольшом сереньком домике на Полешской площади проживал не очень давно скончавшийся отставной майор Александр Христианович Шульц. Его все в Орле знали и все звали его с титулом: «майор Шульц», хотя он никогда не носил военного платья и самое его майорство некоторым казалось немножко «апокрифическим». Откуда он и кто такой, — едва ли кто-нибудь знал с полною достоверностию. Шутливые люди решались даже утверждать, что «майор Шульц» есть вечный жид Агасфер или другое, столь же таинственное, но многозначащее лицо. Александр Христианович Шульц с тех пор, как я его помню, — а я помню его с моего детства, — был старик, сухой, немножко сгорбленный, довольно высокого роста, крепкой комплекции, с сильною проседью в волосах, с густыми, очень приятными усами, закрывавшими его совершенно беззубый рот, и с блестящими, искрившимися серыми глазами в правильных веках, опушенных длинными и густыми темными ресницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Помещик граф Сивер выселил моего деда со всем семейством в лес, где отец устроил хозяйство, в настоящее время принадлежащее брату Андрею. Условия нашей жизни, как новопоселенцев, не были блестящими. Но отец, качества которого унаследовал покойный владыка, был чрезвычайно работящим и строгим к себе и другим хозяином. Он живо интересовался просвещением и, принимая участие в движении народного пробуждения, старался дать своим сыновьям образование. У Андрея Поммера было шесть детей. Самая старшая дочь Анна, в настоящее время госпожа Турьян, проживает в провинции. Следующий шел Янис, будущий архиепископ, потом Андрей, проживающий сейчас в усадьбе отца и имеющий тоже шесть человек детей, потом шел Петр, скончавшийся в 1916 году в России, потом сестра Эде – теперь госпожа Наудинь – жена новохозяина в Лаздонской волости, и, наконец, самый младший Антон, со слов которого пишется настоящий очерк. – Недостаток средств не позволил всех детей отдать в гимназию. Поэтому пришлось на казенный счет учиться в духовной семинарии. Покойный при прохождении наук в семинарии, показывал блестящие успехи. Он живо интересовался также просвещением края и принимал также участие в поездках хора «Перкона» по Видземе и Курземе. Во время летних каникул мой брат очень усердно работал в хозяйстве отца, делая все сельскохозяйственные работы. Никогда, в течение всей своей жизни, он не прерывал связи со своими родными. После окончания духовной семинарии он работал некоторое время в качестве народного учителя в Лаздинях, Ляудоне и Лиепае. В 1900 году он поступил в киевскую духовную академию. И будучи студентом 4-го курса постригся в монахи. – Я знаю, – рассказывает А. Поммер, – как его письмо из Киева с сообщением о принятии монашеского пострига, оставило сильное впечатление на всю нашу семью. Правда, нас это не особенно удивило, так как покойный брат всегда имел склонность к уединению, был замкнутым и не любил шумного и веселого общества. Наш же покойный отец гордился своим старшим сыном. Узнав тогда о постриге, он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010