21) ГИМ, Синод. 791; 4°; сер. XVI в. (запись 1543 г.). Л. 59 – «Послание Нифонту». Подробное описание см.: М. Н. Тихомиров. Летописные памятники б. Синодального собрания. Историч. зап., т. XIII, стр. 283; 22) ГПБ, Q.XVII.50 (Толст., II, 341); 4°; втор. пол. XVI в. (принадлежала в 1575–1587 гг. волоколамскому игумену Евфимию). Л. 16 – «Послание Иосифа Нифонту»; л. 296 – «Послание Геннадия Нифонту»; 23) ЦГАДА, собр. Мазур. ф. 196, 1054; 8°; сер. XVI в. Л. 418 – «Послание Нифонту»; л. 443 – «Златоуст Маргарит»; 24) ГПБ, Погод. 1309; 8°; перв. пол. XVII в. Л. 162 об. – «Послание Нифонту»; л. 169 – «Златоуст Маргарит»; л. 169 об. – послание «Фотея митрополита» Ивану III (в действительности – известное «Послание Вассиана на Угру»). Краткая редакция Краткая редакция «Послания Иосифа Нифонту» представлена одним списком: ГNБ,Q.XVII.64 (Толст. II, 68); 4°; сер. XVI в. (принадлежала в 1543– 1554 гг. Новоспасскому архимандриту Нифонту Кормилицыну). Л. 245 – «Послание Нифонту»; л. 249 – «Послание Иосифа Симону» (в связи с делом Серапиона); л. 317 об. – «Послание Геннадия Прохору Сарскому» Как уже указано выше, краткая редакция не содержит второй половины «Послания» (о действительности или недействительности еретического проклятия). Конец «Послания» в этой редакции совпадает с концом «Послания» в особом изводе пространной редакции и особенно в списках Мазур. 1054 и Погод. 1309: «Послание» здесь также оканчивается словами «повелением и властию святаго духа, словом и учением»; далее следует Златоуст. С особым изводом пространной редакции совпадает краткая редакция и в ряде отдельных чтений: как и в особом изводе, здесь говорится о «скверном пастыре» – «укрепится вся его пагубная и сквернаа злодеяния»; в цитате из апостола Павла говорится, что отступников надо убивать «без милосердна» 4 и т. д. 5 В пределах совпадающего текста пространной редакцией в целом и краткой редакцией наблюдаются следующие отличия: 1) в начале «Послания» «беда, постигшая Рускую землю» связывается в краткой редакции не с митрополитом, а с еретиками вообще: если в пространной редакции говорится, что «на том же престоле ныне седит скверный злобесный волк, оболкийся в пастырскую одежу», то в краткой – «ныне в том граде иже мудрьствующеи жидовьская, глаголю ж новогородских еретиков»; вместо «жидовству учя» – «жидовству научают»; вместо «отступник Христов» – «отступници Христовы» и т. д.;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В библейской части апокрифические фрагменты первой редакции восстанавливаются до полного вида, в них вносятся отсутствовавшие прежде блоки неканонических повествований. За счёт хронографических пополнений значительно увеличивается объем текста и одновременно раздвигаются временные рамки событий, ограниченные в начальном изводе ветхозаветной эпохой царей. Таким образом, по основным признакам вторая редакция, согласно В. М. Истрину, соответствует младшей Хронографической редакции Н. С. Тихонравова (сюда относились Синод. Рум. Погод. Унд. и ряд других). Третья редакция квалифицируется как Краткая редакция Хронографической Палеи. Её происхождение увязывается с сокращением Полной Палеи, в результате которого памятник окончательно приобрёл характер чисто исторического сочинения, близкого Хронографу (наиболее характерные списки – Погод. Синод. Сол. Эта близость лучше всего проявляется в Хронографической части памятника, где имеет место наибольшее число совпадений с Полной Палеей. Пути образования третьей редакции, впрочем, не вполне ясны. Главный оппонент В. М. Истрина – А. А. Шахматов –обращал внимание на то, что третья редакция местами значительно полнее второй, а это свидетельствует не в пользу последовательного развития текста от первого к третьему виду Палеи и даёт основание предполагать существование некоего общего источника (или источников), к которым могут независимо друг от друга восходить палейные редакции. Из сопоставления взглядов Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина следует, что оба исследователя развивали схожие гипотезы литературной истории Палеи, при том что основные структурные элементы предложенных реконструкций совпадают. Принципиальное отличие между ними сводится к появлению в Истринской схеме принципиально нового компонента – Краткой Хронографической Палеи. Нивелирование отличий между древнейшей и средней разновидностями Толковой Палеи не выглядит у В. М. Истрина убедительно и не отменяет выводов Н. С. Тихонравова, тем более, что выделенные признаки средних списков принимаются В. М. Истриным и лишь трактуются как ответвления.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

и., как, например, Книга Рафли. 1165 8. Язычество Как в вопроснике конца XVI в., так и в епитимийном тексте XIV в. встречается статья: «Страха ради не поведавши поганьства?» 1166 В некоторых списках слово «поганьство» заменено на «поганого». Смысл статьи в том, что человек, знающий о людях, придерживающихся языческих обрядов, не рассказал о них из страха. Чем же мог быть вызван страх и кому должен был рассказать о «поганьстве» кающийся? В XIV первой половине XVII в. государство и светские власти не занимались искоренением язычества; оно оставалось в ведении церкви, которая пыталась духовными методами привести к христианству население страны. Языческим обрядам посвящены различные поучения, адресованные как духовным детям, так и самим духовникам. Рассказать о язычестве следовало представителям церкви, которые могли бы попытаться вразумить как тех, кто практиковал языческие обряды, так и тех, кто обращался к ним за помощью. При этом речь идёт не о язычестве в чистом виде, как оно существовало до принятия христианства на Руси, а о применении обрядов, с помощью которых люди пытались магически воздействовать на окружающий мир. Страх, не дававший рассказывать о «поганьстве», был не страхом перед духовником (который не имел возможности применить какие-либо серьёзные санкции против прихожан), а страхом перед «поганым», его способностью отомстить за раскрытие тайны. 1128 Дробленкова Н.Ф. Макарий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.), ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 76–88. 8 Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории: Исследование преимущественно по рукописям. Одесса, 1894. Т. 1–3. 1134 ВВ-Арханг. 22: Арханг. Д. 72, л. 46, КДА 174л, л. 295 об. 296; ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.; ВВ-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 212–213. 1141 М-Соф. 875: Соф. 875 , л. 129 об.–132 об.; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.– 221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Не проказил ли еси образа своего, не бривал ли еси брады своея и подпупия? или образ свои проказил, браду бривал ... Не здал ли еси града сопостатом? В чюжую землю отъехати не мыслил ли еси? Согреших, помыслих здати град сопостатом или в чюжую землю отъехати... В XVII в. многие составители покаянных текстов в стремлении хоть немного сдержать рост объёма чина исповеди стали сокращать вопросники и поновления для вельмож, делая их более универсальными. В результате специальные «вельможные» поновления начинают снова переделываться в общие. В них оставляли несколько статей, упоминающих о специфических «властительских» грехах, но весь остальной текст (т. е. большую часть памятника) брали из обычного мирского поновления. При этом как в начале текста, так и в конце особо подчёркивалось, что адресован он боярам и только им. Например, в поновлении конца XVI – начала XVII в. «боярам и князьям» 380 из 12 статей весьма значительного объёма лишь три заимствованы из поновления вельможам, вошедшего в состав печатного требника, а остальные статьи списаны из обычного мирского поновления. А И. Алмазов называет ещё три рукописи с подобными поновлениями. 381 В XVII в. вслед за вопросниками для вельмож появляются тексты, обращённые к иным социальным группам людей, например к «поселянам» Пос-Погод. 308 и «торговым людям» Торг-Погод. 308. 382 Последний составлялся без использования письменных источников, целиком являясь произведением одного сочинителя. Вопросник пестрит разговорными выражениями: «упрямые цены», «за очи», «оманивал» вместо «обманывал», «божбою» вместо «клятвою», «прямово» вместо «прямаго» (как было бы в книжной традиции того времени). Несмотря на то что в настоящее время эти вопросники известны в единственном списке, очевидно, они имели некоторое распространение, поскольку вопросы, обращённые к «торговым людям», вошли в текст, предназначенный для мирян, по списку первой трети XVII в. 383 Около 1630 г. появились на свет отдельные печатные издания: «Чин исповеданию православным царем и великим князем Московским и всея Руссии» и «Чин исповеданию святейшим патриархом Московским и всея Руси, священноиноком, иноком», с соответствующими вопросниками.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

24) ГПБ, Погод. 1309; 8°; перв. пол. XVII в. Л. 162 об. — «Послание Нифонту»; л. 169 — «Златоуст Маргарит»; л. 169 об. — послание «Фотея митрополита» Ивану III (в действительности — известное «Послание Вассиана на Угру»). Краткая редакция Краткая редакция «Послания Иосифа Нифонту» представлена одним списком: 1) ГПБ, Q.XVII.64 (Толст. II, 68); 4°; сер. XVI в. (принадлежала в 1543— 1554 гг. Новоспасскому архимандриту Нифонту Кормилицыну). Л. 245 — «Послание Нифонту»; л. 249 — «Послание Иосифа Симону» (в связи с делом Серапиона); л. 317 об. — «Послание Геннадия Прохору Сарскому» (см. выше, стр. 309). Как уже указано выше, краткая редакция не содержит второй половины «Послания» (о действительности или недействительности еретического проклятия). Конец «Послания» в этой редакции совпадает с концом «Послания» в особом изводе пространной редакции и особенно в списках Мазур. 1054 и Погод. 1309: «Послание» здесь также оканчивается словами «повелением и властию святаго духа, словом и учением»; далее следует Златоуст. С особым изводом пространной редакции совпадает краткая редакция и в ряде отдельных чтений: как и в особом изводе, здесь говорится о «скверном пастыре» — «укрепится вся его пагубная и сквернаа злодеяния»; в цитате из апостола Павла говорится, что отступников надо убивать «без милосердна» (осн. списки простр. ред.: «милости») и т. д. (ср. разночтения к пространной редакции по списку Б и краткую редакцию). В пределах совпадающего текста пространной редакцией в целом и краткой редакцией наблюдаются следующие отличия: 1) в начале «Послания» «беда, постигшая Рускую землю» связывается в краткой редакции не с митрополитом, а с еретиками вообще: если в пространной редакции говорится, что «на том же престоле ныне седит скверный злобесный волк, оболкийся в пастырскую одежу», то в краткой — «ныне в том граде иже мудрьствующеи жидовьская, глаголю ж новогородских еретиков»; вместо «жидовству учя» — «жи довству научают»; вместо «отступник Христов» — «отступници Христовы» и т. д.;

http://sedmitza.ru/lib/text/433607/

Солов. 751/861; РГБ. Ф. 199. 128) и сборник таблиц (напр., РГБ. Ф. 256. 449; РНБ. ОСРК. F.I.543). Эта тенденция реализована в 2 списках редакции 7049 г.: РГБ. Ф. 247. 588 (2-я четв. XVII в.) и 667 (2-я пол. XVII в.) - они не содержат хронологических материалов. Не позднее 2-й четв. XVII в. возникла Особая редакция «К. в. м.». Она восходит к редакции 7049 г. и представлена 4 списками 2-й трети XVII в. (ИРЛИ. Собр. Каликина. 67; РНБ. Погод. 1292; ОСРК. Q.I.190; РГБ. Ф. 310. 1062).Редактирование статей в этом изводе производилось гл. обр. за счет сокращения и компиляции, ряд статей был переименован. Видимо, создание этой редакции связано с потребностью иметь краткий сборник календарно-хронологической тематики. Во всех списках данного извода содержится «Сказание о том, егда седмь тысящ лет изошла да и пасхалия, сложение святых отец седмаго Собора, скончалася», составленное из «Изложения пасхалии», «Начала пасхалии» и Предисловия свящ. Агафона. Можно говорить о 2 видах Особой редакции. К 1-му относятся списки РГБ. Ф. 310. 1062 (1648 г.), РНБ. ОСРК. Q.I.190 (3-я четв. XVII в.), ко 2-му - ИРЛИ (ПД). Собр. Каликина. 67; РНБ. Погод. 1292 (оба 2-й четв. XVII в.). Рукописная традиция 1-го русского сборника календарно-хронологического содержания охватывает период с сер. XVI до сер. XIX в. и представлена 48 рукописями. Вкладные и владельческие записи указывают на то, что «К. в. м.» был известен духовному, служилому, купеческому, крестьянскому сословиям. О том, что сборник получил широкое распространение и занял в ряду сочинений календарно-хронологической тематики одно из центральных мест, помимо прочего свидетельствуют рукописи 1-й пол. XVII в., содержащие извлечения из сборника свящ. Агафона (напр.: ГИМ. Син. 901; РГБ. Ф. 178. 4304; РНБ. Солов. 329/349, 1119/1228; РГАДА. Ф. 357. 17 (73)). Наибольшей популярностью сборник пользовался в сер. XVII в. Проводившаяся в то время богослужебная реформа вызвала рост эсхатологических настроений, проблемы, рассматриваемые в статьях «К. в. м.», снова приобрели актуальность.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

в РНБ. Кир.-Бел. 354/611; в Минеях праздничных и в Трефолоях рус. святым последование княгине помещалось под 11 июля самостоятельно, причем ее память часто даже не упоминалась, напр. в: ЯМЗ. 15694; РНБ. Соф. 409; ГИМ. Син. 677, 885; РГБ. Рум. 397. Особенности указаний на Октоих в списках службы О. говорят о том, что уже в XVI в. наряду с совершением объединенного шестеричного последования мц. Евфимии и рус. княгине существовала практика совершения отдельной простой службы на память О. В кон. XVI-XVII в. появились праздничные последования в честь О., также предполагавшие совершение отдельной службы: полиелейной (РНБ. Погод. 589а) и бденной в 2 редакциях (РНБ. F.I.576; РГБ. Егор. 247; РНБ. Погод. 589б.). Основной состав простой службы О. варьируется в источниках. В одних списках нет тропаря, другие включают разные тексты тропаря; достаточно редко встречается светилен. Имеющиеся песнопения отличаются по редакциям: можно выделить 2 редакции архаичного светильна с упоминанием кн. Владимира; существуют и 2 редакции тропаря 8-го гласа. В соответствии с составом списки службы О. по типу простой службы из Иерусалимского устава распадаются на следующие группы: А - без тропаря, со светильном (ЯМЗ. 15694; РНБ. Кир.-Бел. 442/699; 340/597 - кон. XV-XVI вв.); Б - без тропаря и без светильна (напр.: ГИМ. Син. 885; 677; 317; РНБ. Соф. 225; РГБ. ОР. 408 - кон. XV-XVII в.); В - с тропарем 1-го гласа и со светильном в более поздней редакции (РГБ. Вол. 372; ГИМ. Син. 316; РНБ. Кир.-Бел. 450/707 - XVI в.); Г - с тропарем/тропарями разных гласов, без светильна, напр., с тропарем 1-го гласа (РГБ. Рум. 397; РНБ. Кир.-Бел. 354/611; 474/731 - XVI в.); с тропарем 8-го гласа (РНБ. Соф. 409, XVI в.); с тропарями 1-го и 8-го гласов (РНБ. Кир.-Бел. 586/843, XVI-XVII вв.). Все редакции более торжественных типов службы О. (полиелей и всенощное бдение) создавались на основе одного из вариантов простого последования с добавлением необходимых компонентов. Списки простой службы, относящиеся к группе А (без тропаря, со светильном), имеют ряд отличительных структурных признаков и текстологических особенностей: надписание имени автора, именование княгини преподобной, наличие подобна, седальна 1-го гласа «Гроб Твой»; отсутствие упоминания во 2-м тропаре 5-й песни канона царя Соломона; ошибочную мену 3-го тропаря и богородична на 5-й песни канона; особый порядок упоминания святых в 1-м и 2-м тропарях 9-й песни канона (сначала мученики, затем кн. Владимир); наличие светильна кн. Владимиру и О. со своим богородичном. В целом списки этой группы текстологически различаются между собой незначительно, при этом наиболее близки друг другу РБН. Кир.-Бел. 442/699 и 340/597. Старейший список группы, созданный в кон. XV - нач. XVI в. (ЯМЗ. 15694), содержит более древний вариант текста.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

349 Старшие списки – XIII в: ркп. Тр.–Серг. Л. 15 (1219 г.) и Выголексинский Сборн. Моск. Публ. и Рум. М. По списку XVI в. издано И. Общ. люб. др п. XXXIX, LXII и LXX. 351 Старшие списки – XIV в.: ркп. Тр.–Серг. Л. 36 и Моск. дух. Ак. 7. Изд. Общ. л. др. п. XLVIII, LXI, LXXII. 353 Старшие списки – XIII и XIV в.: ркп. М. Синод, б. 1296 и Сильвестр. Сборн (Ср. Срезневский. Сказания, XIII–XIV). 354 Ссылка на него в Ефремовом житии Авраамия Смоленскаго. («Прав. Собес.» 1858, III, 145–6. Ср. Голубинск. Ист. р. ц. 2 I–1, 908). 355 Намек в житии Авраамия (ib. 142). Старший сп..– XIV в.: рукп. И. Π. Б. Погод. 71. (Ср. Чет.–Мин. под 21 окт.). 357 Рукоп. И. П. Б. Погод. 64. Изд. Срезневским в Др. п. р. п. и яз. и Ягичем – в VI т. «Archiv». 361 В замечании Крумбахера «Von der Abfassungszeit und den Quellen Verhältnissen der " Αποφθγματα, Γεροντικ, Πατερικ, die in einer grossen Anzahl von Hss. vorliegen, haben wir noch keine klare Vorstellung» (Gesch. d. Byz. Lit. 2 , 188) – нет пессимистического преувеличения. Hagiographi Bollandiani et Henr. Omon в своем предисловии к Catalogua codicum hagiographicorum graecorum biblioth. nationalis Parisiensis (Bruxel.–Par. 1896, IV) прямо говорят относительно сборников, известных под именем «Historia monachorum» и «Vitae patrum», что их «nimia copia eruditi plerique deterriti videntur». По убеждению Болотова, будущий исследователь греческих Патериков должен выступить во всеоружии знания восточной аскетической литературы: сирской, армянской, коптской. 363 Е. Preuschen. Palladius u. Rufinus. Giessen, 1897. Возьмем начало и конец 313 гл. В слав.–р. пер. «бше нкотерыи оуноша въ градъ», в латинском т. «fuit quidam vir in hac proxima civitate» (Migne. Patrol Ser. lat. XXI, 400), в греч. пер. «ν γαρ τις τερος νεανας, φησν, ν τη πλει» (Preusch, 14–37); или: в слав.–р. пер. ««сълоучени писаноумоу быти ко всь въсносис съмритьс»» (кон. гл.), в латинск. т. « sic humilitas et conversio bonorum omnium materiam praebat: elatio et desperatio, interitus et mortis est causa» (Migne, 401), в греч. «πς ταπεινν αυτν ψωθσεται. προηγουμνως ον, τxνα, τν ταπεινοφροσνην σκσωμεν xρηπΤδα οσαν πασν των ρετν. πανυ δ συμβλλεται μν xα " ι μαxροτρα ρημος πρς τν σxησιν» (Preusch., 17–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

– Оная мысль Андроника подала повод изыскивать безубыточное и удобнейшее средство к распознанию ветров; и таким образом открыт напоследок выставляемый ныне для сего на возвышенных местах флюгер.» Вода Что есть вода; сколько родов оной; подробное изъяснение, каким образом теплота и стужа выпаривают воду; почему оная выпаривается наиболее в болотах, нежели в реках; начало блудящего огня и падающих звезд; странное мнение Русских суеверов о сих явлениях, и действия их при видении оных. Почему темные, густые облака ходят ниже светлых, тонких; рождение тумана и дождя; предсказание погод по туману, по восхождению и захождению солнца по луне, по утренним и вечерним сумеркам, по звездам, по запаху цветов, по зловонию на нечистых местах и по летучим насекомым; почему цветы пахнут сильнее по утру и к вечеру, нежели днем. Сколь необходимо нужно, что морские воды волнуются и что солоны; почему куриное яйцо в соленой воде плавает, а в пресной тонет; об обилии соли в морях; великая польза от подымающихся из морей паров; преудивительное о непрерывном круговом обращении вод; исчисление препон для торговли, ежели бы не существовало океана. На чем прежде разъезжали по морским водам; о первом корабле; о бывших пременах воды и о последствии того; почему: 1. лед плавает; 2. сосуд от замерзлой в нем воды разседается; 3. лед во время стужи разщеливается, а вешний распадается; и 4. мертвое тело в воде тонет, а начиная согнивать плавает. Действие привязанных к тяжелому телу пузырей на воде; забавный на сей случай опыт; почему трава, хворост и деревья растут на ветхих зданиях и развалинах; явления от твердости и густоты воды; удивительное о силе, с какою дерево от воды расширяется; почему струны на музыкальных инструментах в сырую погоду рвутся; описание гидрометра, орудия, коим познается степень влажности; почему тихий дождь делает в земле рыхлость, а от сильного проливного дождя оная твердеет, затворяется; и для чего садовники рыхлят землю вокруг растений. Почему от отварной воды не бывает ворчания в желудке; причины погашения водою пламени; почему зимою металл, стекло, а паче зеркало, по внесении их с надворья в тепло, покрываются тонким паром, или, как обыкновенно говорится, потеют, отходят и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kar...

РГБ. Ф.247. Рогожс. Л. 363–364 Глава об инокинях из Скитского устава РНБ. Погод. 876. Л. 310–312 об. Приложения к главе 8 Правила о диакониссах, выработанные Предсоборным Присутствием Диакониссами называются православные христианки, изъявившие желание быть постоянными служительницами Церкви Христовой и принявшие на такое служение посвящение от архиерея. Причисляясь к клиру церковному, диакониссы служат храму Божию и приходу. Служение храму состоит в трудах по соблюдению чистоты в нем, по содержанию в исправности священных облачений и церковной утвари и вообще в содействии благолепия храма Божия. Примечание.Для уборки алтаря диакониссам, как посвященным, дозволяется входить в оный, но воспрещается касаться престола и напрестольной утвари. Присутствуя за богослужением, диакониссы наблюдают за поведением в храме женщин и детей, помогают подносить детей к причащению, в случаях крещения взрослых лиц женского пола диакониссы прислуживают при крещении таковых и, вообще, содействуют порядку при богослужении. Служение приходу состоит в том, что диакониссы прилагают усердное попечение о научении неведующих христианского учения, особенно женщин, готовящихся к святому крещению, и о вразумлении заблуждающихся, но при этом они должны быть по своим познаниям правоспособны к сему и во всем поступать по указанию пастырей Церкви. Диакониссы помогают священнику и приходскому Совету в заботах и трудах по призрению сирот увечных воинов, и вообще в делах благотворительности содействуют в изыскании на это средств, посещают квартиры бедных и больных, входят в их положение и по возможности облегчают тяготу их жизни. В тех приходах, где есть богадельни, приюты, больницы и другие благотворительные учреждение, диакониссы могут служить в таковых учреждениях или иным способом содействовать благосостоянию их. Имея такие святые обязанности, диакониссы для поддержания в себе ревности служения Господу и святой Церкви должны быть прилежны к молитве и слушании Слова Божия. Для сего каждый день начинают и оканчивают чтением положенных молитв, присутствуют, по возможности, за каждым богослужением, а в случае невозможности, должны восполнять это опущение диаконисс чтением Евангелия, Псалтыри и положенного церковного правила.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010