Из числа безымянных сострадальцев преподобных Василия и Иоасафа в летописи назван пресвитер Иосиф, а в упомянутой выше проложной заметке — пресвитер Константин. Василий, благоверный князь Ростовский, мученик Благоверный князь Василий, или Василько, как называют его древние летописи, был сын великого князя Константина Всеволодовича и родился в Ростове Великом в 1209 году. Усобица отца с великим князем Георгием почти не затронула Василия, тогда еще ребенка. Из его детских лет известно одно событие — «постриги» в 1212 году, а затем в 1218 году он остался сиротой после кончины своего отца, великого князя Константина. Незадолго перед смертью Константин послал детей своих на уделы, — Василька в Ростов, — и, отпуская, обратился к ним следующим наставлением: «Любезные дети! живите в любви между собою, Бога бойтесь всей душою и соблюдайте Его заповеди во всем; живите, как жил я, нищих и вдовых не презирайте, не уклоняйтесь от церкви, чтите иерейский и иноческий чины, внимайте учению книжному, будьте в любви между собой, и Бог мира да будет с вами; слушайтесь старших, они учат вас добру, а вы еще молоды возрастом. Вижу, дети мои, что приблизился конец мой. Поручаю вас Богу и Пресвятой Богородице и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня». Князь Константин выделялся среди своих современников начитанностью, книголюбием, собрал большую библиотеку из славянских и из греческих книг, заставлял переводить с греческого языка на русский. Сообщил ли отец эту любовь к просвещению своим детям, в частности, святому Василию, неизвестно: так рано оборвалась жизнь последнего, что трудно судить о разных сторонах личности благоверного князя. Его деятельность протекает в великое княжение святого Георгия Всеволодовича. В 1220 г. благоверный князь Василий по приказанию великого князя посылает свои полки из Ростова и Устюга против болгар на реку Каму, а потом сам идет против болгар в Городец на Волге. Спустя три года Василий вместе с ростовцами ходил на помощь южным князьям против татар, впервые появившимся в южных степях, но за дальностью расстояния его помощь опоздала: в Чернигове князь узнал о страшном поражении русских на реке Калке и возвратился в Ростов. В 1224 г. князь Василий помогает двоюродному брату Всеволоду Георгиевичу, не поладившему с новгородцами и ушедшему из Великого Новгорода в Торжок, а через год идет с великим князем в Чернигов на помощь святому князю Михаилу против курского князя Олега. В 1227 году благоверный князь Василий вступает в брак с дочерью святого князя Михаила Черниговского Марией; венчание совершается в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В другой раз усобицу начал Владимир Всеволодович, выбежавший из своего города Юрьева Польского сперва на Волок, а оттуда на Москву, чтобы отнять их у Георгия. За последнего стал брат Ярослав. Полки Владимира были прогнаны дмитровцами, до большой битвы дело не дошло, великий князь не пожелал мстить нападавшему, и братья опять помирились. Князь Ярослав рассорился с новгородцами, которые взяли себе князем храброго Мстислава Мстиславича Удалого; возникла новая усобица, в которой Георгий Всеволодович должен был поддерживать Ярослава, а с новгородцами соединились псковичи, смольняне и все сторонники князя Константина Ростовского. В апреле 1216 года произошла Липицкая битва (битва называется от речки Липицы в Юрьевском уезде, Владимирской губернии, близ которой она разыгралась), в которой великий князь и его союзники были разбиты наголову, и ему пришлось уступить первенство брату Константину. Уходя из Владимира в Радилов — городок на Волге, Георгий Всеволодович молился у отцовского гроба и со слезами говорил: «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этого». В 1217 году Георгий Всеволодович получил от брата Константина предложение взять княжение в Суздале; а когда 2 февраля 1218 года великий князь Константин скончался, то следующий за ним по старшинству Георгий Всеволодович возвратился на великокняжеский стол, который занимал до своей страдальческой кончины. Отмеченные черты смутного состояния Руси выступали во всей силе в течение дальнейшего правления Георгия Всеволодовича и привели государство к страшному погрому, известному под именем монгольского (татарского) ига. Новгородская вольница причиняла великому князю великие заботы и отвлекала его силы на бесплодную внутреннюю борьбу. По просьбе новгородцев он неоднократно посылал им в правители то сына своего Всеволода, то шурина своего святого князя Михаила Черниговского, вынуждался идти походом на земли Новгородские и занимал своими полками Торжок: порядка в Новгороде не удалось достигнуть. Между тем государство терпело от набегов восточных соседей — камских болгар и мордвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В лета 6273 (1215). Новгородцы выгнаша от себе Мстислава Мстиславича и Ярослава Всеволодовича приведоша к себе на стол. Ярослав князь засяде Торжок, а гости боле 2000 исковав посади. Того же лета в Новегороде глад бысть. Тогда Мстислав Мстиславич слышав то зло, выехав Новгород и целоваша крест за едино и поиде с новогородцами на зятя своего Ярослава. И Ярослав выводе свою волость из Переяславля, Владимира с полки Юрия и Святослава. И ста Ярослав с братиею у Юрьева на реце Хзе. Мстислав и Костянтин и два Владимира с новогородцы к Юрию – кланяемся, нету нам обиды с тобою, обида нам с Ярославом, пусти мужи наши и волость отпусти, а мир с нами елми, а крови не проливай. Отвечаше же: не хощем мира, а мужи у мене, а далей шли есте и вышли есте акы рыба на сухо. И новогородцы сшедши с конь и порты пометаша без сапог боси и поидоша брат на брата, отцы на сыны, сыны на отцы, раби на господу, и бысть побоище зло априля 21 и победи Мстислав Ярослава и побеже Ярослав и паде Ярославлих без числа, а иных изымаша. Воздвиже котору диавол меж братии князем Констянтином, Юрьем, Ярославом, и бысть бои меж ими у Юрьева, и одоле князь Костянтин, и сяде Костянтин во Володимери, а Юрьи в Суздали, и умирися с ними меж себе. В лето 6726 (1218). Преставися христолюбивый великий князь Констянтин сын Всеваолож, внук Гюргев, правнук Владимира Мономаха . Слышав же Гюрги и Ярослав и вся братия его вскоре съехашася в Володимир и плакаша по нем плачем вельим. В лето 6731 (1223). Всеволод Юрьевич ушёл из Новгорода к отцу своему во Владимир, а новгородцы призвали к себе на княжение Ярослава Всеволодовича из Переяславля. В то же лето пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары. В лето 6734 (1226). Того же лета воеваша литва Новогородскую волость и много зла сотвориша Новугороду, и около Торопца, и около Смоленска, и до Полтеска. И слышав князь Ярослав Всеволодович иде на них; Ярослав победи литву и много их изби, а князя их изыма, а полон весь отнял, а оттоле иде Ярослав в Новгород княжити.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию на дворе, изрубил ее и велел бросить в реку. Это было 21 декабря 1406 года. Гнусный убийца убежал к татарам, но, не найдя там покоя от мучений совести, удалился в Рязанскую пустынь, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 году 1067 . Весною один расслабленный бродил по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения; изумленный тем, что видел, он почувствовал оживление в больном теле своем и услышал голос: «Человек Божий! Иди в Торжок, в соборную церковь , скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Исцеленный с радостью поспешил исполнить приказание явившейся. В сопровождении многочисленного народа святое тело перенесено было в собор, и здесь многие больные получили исцеление. В 1598 году соборный диакон Иоанн хотел сам собою осмотреть мощи святой княгини. Он постился 40 дней и потом стал откапывать гроб; но внезапно исторгшийся из земли огонь опалил его, и он упал в изнеможении. «Не трудись напрасно, отец! – был к нему голос. – Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и получил исцеление у гробницы княгини-мученицы. В 1811 году на второй неделе Великого поста жена соборного протоиерея Артемия потеряла рассудок и зрение; много она мучилась и страдала. В день памяти святой княгини совершен был соборный молебен, и – больная освободилась от своей болезни. Три года спустя, при разобрании обветшавшего собора, открылся каменный гроб благоверной княгини Иулиании, и потекли потоки чудесных исцелений. Более 50 таких исцелений записано в книге, хранящейся в соборе, при раке святой княгини-мученицы 1068 . Повторим наставления Священного Писания, которые так свято чтила блаженная княгиня: бегайте блуда. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога,и вы не свои?Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор. 6, 18, 19–20 ). Брак у всех да будет честен и ложе непорочно: блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр. 13, 4 ). Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо (см.: Притч. 6, 32–33 ). Преставление Прокопия юродивого, Вятского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Торжок Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.041338; 34.960149 Россия, Тверская область, Торжок Торжок, Тверская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Тверской области в 40 км от Твери, 205 км к северо-западу от Москвы. На р. Тверце. Население – около 50 тыс. человек. Субъективно Тех, кто не знает истории Торжка, город удивляет количеством храмов. Тем же, кто знает, насколько это древний и значительный город, жалко, что храмы недостаточно старые, а их святыни разграблены. Для беглого знакомства с городом хватит одного дня. История города [ править править код ] Такой старый Новый Торг Вначале Торжок назывался Новым Торгом. Его основали новгородцы в целях торговли с соседними племенами. Новый Торг снабжал Новгород хлебом, который поступал с юга через р. Тверцу. Впервые Новый Торг упоминается в летописях в XII в. Но раскопки показывают, что славяне поселились здесь уже в X в. Если Новый Торг – такой старый, то когда и где был старый Торг? Археологи считают, что – неподалёку. Археологам в Торжке не приходится думать, где искать древностей. Местные археологи занимаются лишь их спасением: когда строители намереваются возвести в центре города новое здание, учёные (не без труда) добиваются у властей права провести предварительные раскопки. И взору открываются века один за другим… на самом дне обнаруживаются деревянные жилища с печами и остатками утвари X-XI вв. Археологи нашли уже 15 берестяных грамот. В Новом Торге жили ремесленники и, конечно, купцы. Городом управляли новгородский наместник и своё вече. Форпост Новгорода Путь из русских княжеств и южных степей на Новгород лежал через Новый Торг. Поэтому когда враг шёл к Новгороду, первым горел его торговый и оборонительный форпост. Разоряли Новый Торг и русские князья во время междоусобиц, и литовцы с поляками. Но благодаря поддержке богатого Новгорода и выгодному положению, город снова и снова вставал на ноги. Новоторы – не новаторы Осаду монголов в 1238 г. Новый Торг выдерживал две недели. Все жители были истреблены. После Батыя имя города стало меньше и скромнее: Торжок. А жители Торжка до сих пор называют себя новоторами. Историки полагают, что так новоторы показывали враждебной Твери, влияние которой усиливалось, свою верность Новгороду, вообще прошлому. Недаром древний летописец отметил, что новоторы – «человеци суровы, непокориви, упрямчиви, непоставни». Заносчивые коренные новоторы гордились тем, что не имеют родственников в деревне.

http://azbyka.ru/palomnik/Торжок

Город моего детства: Торжок (+аудио) Я помню Торжок 1920-х годов. Именно тогда я увидел и узнал его. Это был сохранивший свою патриархальность, мало изменившийся после революции город: очень уютный, чистенький, зеленый, с множеством храмов. Было тридцать шесть действующих церквей. И население предвоенное тоже составляло около тридцати шести тысяч человек. Так что на каждую тысячу населения приходился храм. 26 июня, 2013 Я помню Торжок 1920-х годов. Именно тогда я увидел и узнал его. Это был сохранивший свою патриархальность, мало изменившийся после революции город: очень уютный, чистенький, зеленый, с множеством храмов. Было тридцать шесть действующих церквей. И население предвоенное тоже составляло около тридцати шести тысяч человек. Так что на каждую тысячу населения приходился храм. Город, в котором прошло наше детство, формирует нашу личность так же, как и семья. Его образы, традиции, бытовой колорит, культурный аромат, его радость и его боль. Родной город — всегда в нас, где бы впоследствии мы ни оказались. Связь с городом, глубокая и сокровенная, живет в нас. Этот город у каждого свой. Архитектор, художник, профессор Московского архитектурного института Лев Васильевич Андреев родился 11 июня 1924 года в Торжке в семье учителей. В годы Великой Отечественной войны служил радистом переносной рации 248-го гвардейского минометного дивизиона, входившего в состав знаменитого 10-го Уральского гвардейского добровольческого танкового корпуса. Участник Курской битвы, боев на правобережной Украине, в Польше, Германии, битвы за Берлин и марш-броска на Прагу. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Став архитектором, на протяжении многих лет изучал архитектурно-градостроительный ансамбль Торжка, выполнял проекты по реконструкции города. Автор эпопеи в двух томах «Этюды памяти: Мозаика моей жизни» (Торжок, 2009, 2012). Почетный гражданин города Торжка.

http://pravmir.ru/gorod-moego-detstva-to...

Торжок не только дал мне жизнь. Здесь я был обласкан судьбой, здесь с детства меня окружали замечательно умные, интересные, милые люди. Здесь я впервые ощутил красоту мира, красоту жизни, красоту человека. Здесь я глубоко вдохнул чувство родины — великое чувство любви и добра. Здесь слагалась основа моей натуры, здесь был создан „я“. … позднее став архитектором, я столкнулся с Торжком в новой своей ипостаси: много лет подряд изучал его архитектурно-градостроительный ансамбль, работал над диссертацией, выполнял проекты по реконструкции города. И снова родной город раскрыл предо мной глубины своей красоты и мудрости, на этот раз градостроительной. Это оказался такой кладезь архитектурной мысли и таланта, в структуре города оказалось скрыто столько композиционных связей и закономерностей! Изучение их было не только научно значимым, но и приносило радость познания, художественное наслаждение… Постоянная же связь с Торжком, частые приезды сюда к родным и по делам, прогулки по городу и окрестностям, с детства знаемым и любимым, дали пищу для создания многих картин, этюдов и зарисовок. Этим вдохновением я также обязан Торжку. Спасибо Торжку! Всю жизнь Торжок лелеял меня, сына своего, растил, воспитывал, учил, вдохновлял. Моя любовь, мои мечты и помыслы, мои труды и вдохновение — Тебе, МОЙ РОДНОЙ ТОРЖОК!» Фотографии старого Торжка — с  сайта фотографа В. П. Юркова и из открытых интернет источников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 ноября, 2021 9 июля, 2021 19 февраля, 2021 10 июня, 2020 1 марта, 2020 8 февраля, 2020 29 января, 2020 17 января, 2020 25 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/gorod-moego-detstva-to...

Но я ж православный, какие проблемы? Аней десять ушло на подготовку: ходил по складам, запоминал эти книги, в каком количестве и где лежат, нырял в них, наугад, ероша страницы, где на пару минут, а где и забыв обо всем... Остальная специфика усваивается по ходу дела, маршруты ,в общем, известны, имеются карты, телефоны и адреса, инструкции и комментарии прилагались устно, Серегой, вплоть до самого отъезда. Я чувствовал себя все уверенней и наконец отправился вместе с шофером-напарником в свой первый многодневный вояж. Всего и делов: объехать с книжным товаром полдюжины монастырей да с десяток храмов, ночевки и питание согласно рекомендациям (но больше - по усмотрению), на все-про-все четверо суток, вернуться живыми и лишних не брать. Так начались мои летние путешествия, мы уезжали и возвращались, дожди были любимы и поэтому редки, между поездками всегда тишина - работа при храме. Проезжаем Торжок. Что за имя! Сколько в нем веселой любви! Кажется, само это место, оборотистое да удачливое, подсказало такое легкое имечко Небольшой Торжок - тут тебе и творожок и рожок и соболий пушок! Мне нравятся такие имена, а тс ведь у нас города строгие, как шаги императора Москва... Санкт-Петербург... Новгород... Тверь... а между ними Торжок, как шажок, озорной, с под-мигом!.. Иное дело - Выдропужск. Сама ли выдра пужала людей тут или ею бывало, кого из незваных гостей пугнут, кто теперь скажет? Видать серьезная была выдра. Так и ждешь следующего названьица. Неспроста ведь дадены, неспроста они живут в языке. Неразгаданная поэзия наша. Вот пожалуйста - Холохоленка. А? Уж как поди ее холили, как лелеяли, всем миром, души не чаяли, такую " снегурку " поставили, что и язык-то разомлев выдыхая это словечко... Только где она нынче, колоколенка? Не видно нигде, одно эхо осталось. Вышний Волочек. Не волок - Волочек, знать, не надрывали пупы, в охотку волокли лодьи груженые - тащить-то недалеко было. В городке васнецовская речка с мостиком и кувшинками... двухэтажный черный сруб, сидит, прислонившись к нему затылком, мужик. Месяц спустя, когда мы снова ехала здесь, я глазам не поверил: опять он. Уже не в рубахе, а в майке, сидит и так же глядит перед собой из-под кепчонки. А перед ним - машины, машины, беспрерывный караван дороги ... чего глядит? Бахмара. Одному Богу известно, откуда она тут взялась и что это такое. Ну как тут не упомянуть, как пройти мимо названий придорожных закусочных в нашей глубинке? Чего только не встретится: и " Кошкин дом " , и " Ромашка " , и какой-нибудь " Кузьмич " , а то и просто " Харчевня " ...

http://foma.ru/vremya-dorogi-chast-perva...

Вскоре к нам в деревню пришел представитель горсовета. Он говорил, что объявлена всеобщая эвакуация Торжка, спрашивал: «Куда вы хотите?». Папа захотел в Пермь, потому что там жила тетка, мамина сестра. И вот мы от Владенино за лошадью шли 28 дней, огибали с севера Калинин, потому что город был взят и оттуда доносилась артиллерийская канонада. Торжок не взяли, но его продолжали бомбить, он горел. Два зарева было видно по вечерам: Торжок и Калинин. За 28 дней мы дошли до Мышкина, оттуда до Рыбинска нас подбросили на попутной машине. С лошадью мы расстались, отдали ее в горкомхоз в Мышкине. Ну, и дальше от Рыбинска по железной дороге в тамбуре случайного поезда доехали до Ярославля, а там уже комплектовались эшелоны эвакуированных. Дождались, когда скомплектовали эшелон до Перми. В декабре мы приехали в Пермь: эшелон долго шел, уступал дорогу, ждал на полустанках. А в Торжок я вернулся ровно четыре года спустя, в октябре 1945-го.   Добровольцы – Лев Васильевич, вы ведь воевали в составе знаменитого 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса? – Да. В армию меня призвали в 1942 году, в ноябре. Сначала я учился на курсах в Свердловске. Там из меня сделали радиотелеграфиста, определили в 10-й Уральский добровольческий танковый корпус. Воевать мы начали на Курской дуге в июле 1943 года. Тогда с Урала нас перевезли на станцию Кубинка, где формировались танковые армии; наш корпус влили в 4-ю танковую армию. И в составе этого корпуса я прошел Орел (первые победные салюты были в честь освобождения Орла), потом освобождали Брянск, после переправили нас на Украину и ввели в состав 1-го Украинского фронта. Так до конца войны мы и воевали: на правобережной Украине, потом в Западной Украине, Польше, Германии, участвовали в Берлинском сражении. После Берлина нас бросили на юг, через Судецкие горы, в Чехословакию. Мы ее освободили в День Победы – 9 мая: где-то часа в 3 или в 4 утра наш корпус ворвался в Прагу и освободил ее. Так что День Победы мы отмечали в Праге. – Кто были ваши однополчане?

http://pravoslavie.ru/30336.html

Стемнело. Может, гроза будет? Зовут на разгрузку, срочно. Носим по нескольку пачек сразу, носим - отдуваемся, бросим - возвращаемся; носим и хлопаем, носим и хлопаем... отдуваемся, седьмым потом умываемся, не разговариваем... На задворках ризы вывешивают... Нагнувшись над краном, млею под струёй. Гроза передумала, зато пришёл Василич, обнялись, поболтали; завтра опять под тридцать. В храме молебен; перед Богородицей чья-то спинка с рюкзачком, как мембранка: просит о чём-то, выпрашивает, видно, прямо с уроков ... Дёргают за рукав: опять машина с тиражом; хлопаем - носим - хлопаем, заполняем пол и свод штабелями, башнями; крестик липнет под рубахой... А на улице ни ветерка. Маша звонит к вечерне, по улице бегут и бегут, едут и едут... Проезжаем Торжок. Что за имя! Сколько в нём весёлой любви! Кажется, само это место, оборотистое и удачливое, подсказало такое лёгкое имечко. Небольшой торжок - тут тебе и творожок, и рожок, и соболий пушок! Мне нравятся такие имена, а то ведь у нас города строгие, как шаги императора: Москва... Санкт-Петербург... Новгород... Тверь... а между ними Торжок, как озорной шажок!.. Иное дело - Выдропужск. Сама ли выдра пужала людей тут, или ею, бывало, кого из незваных гостей пугнут, кто теперь скажет? Видать, серьёзная была выдра. Так и ждёшь следующего названья. Неспроста ведь даны, неспроста они живут в языке. Неразгаданная поэзия наша. Вот, пожалуйста, - Холохоленка. А? Уж как её холили, как лелеяли всем миром, души не чаяли, такую " снегурку " поставили, что и язык разомлел, выдыхая это словечко... Только где она теперь, колоколенка? Не видно нигде, одно эхо осталось. Вышний Волочёк. Не волок, а " волочок " , знать, не надрывали пупы, а в охотку волокли ладьи гружёные - тащить-то недалеко было. В городке васнецовская речка с мостиком и кувшинками... Двухэтажный чёрный сруб; сидит, прислонившись к нему затылком, задумчивый мужик. Месяц спустя, когда мы снова здесь ехали, я глазам не поверил: опять он. Только не в рубахе, а в майке, сидит и опять глядит перед собой из-под кепчонки. А перед ним - дорога, машины, беспрерывный караван машин...Чего глядит?.. Едем дальше.Бахмара. Одному Богу известно, откуда она тут взялась и что это такое.

http://zavet.ru/krohi/ym/dor/001.htm

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010