Конгресс продолжался в течение четырех дней, причем Деллингер, избранный председателем собрания, произнес блестящий доклад «о прошлом и настоящем католического богословия». Высказанные в этом докладе мысли оказались крайне резкими и невыносимыми для слуха представителей новой схоластики и иезуитов, и вызвали оживленные дебаты и прения. Хотя Деллингер своими объяснениями и успокоил подозрительность иезуитов и папы, однако, когда протоколы собрания были изданы in extenso, то последовало папское бреве, которое ограничивало дальнейшие подобные конгрессы известными условиями, и эта мера пагубно отозвалась на последующих собраниях, так что все предприятие впоследствии расстроилось, и если и теперь еще по временам собираются «конгрессы», то они ведутся под строгим контролем иезуитов. Собственно римско-католическое богословие, по преимуществу в научном смысле, разрабатывалось лишь в Германии. В других римско-католических странах оно находилось почти в полном застое, за исключением разве Франции. Там, на почве ультрамонтанства, в качестве крайнего протеста вырос и сильно развился библейский рационализм, выразителем которого выступил воспитанник семинарии св. Сульпиция Эрнест Ренан, внесший крайнее разложение в религиозную жизнь французского народа 39 . Но его произведения вместе с тем послужили толчком к оживлению библейско-исторической науки, на поприще которой с большим успехом трудятся такие почтенные ученые, как аббат Вигуру (наиболее известны из его сочинений: «Библия и новейшие открытия», в 4 томах для Ветхого Завета и в 1 томе для Нового, «История рационализма» и многие другие), аббат Ле-Камю («Жизнь Иисуса Христа», 3-е изд. 1879 г.) и знаменитый проповедник Дидон († 1900), которого книга «Иисус Христос» (в окт. 1890 г.) в несколько недель разошлась более чем в десяти тысячах экземпляров в одном Париже, и переведена была на несколько европейских языков, в том числе и на русский. Научному движению в области римско-католической церкви немало содействовал папа Лев XIII. Сам высокообразованный человек и основательный ученый, он оказал важную услугу особенно церковно-исторической науке, открыв сокровища ватиканских архивов в 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Церкви: 2) за погребение бывшими греко-униатами мертвых без надлежащего разрешения, испрашиваемого и выдаваемого в порядке, указанном в 131 статье Гражд. Улож., если с сим нарушением гражданского порядка не соединяется преступления, подлежащего уголовному преследованию, виновные подвергаются штрафу или аресту, налагаемым в порядке и пределах, указанных в Высочайшем повелении 20 сент. 1876 г. (56381) о сохранении в губерниях Варшавского Судебного Округа за названными чинами местной администрации власти на положение взысканий 166 . В январе 1886 года эти правила были дополнены следующим постановлением: «возложенныя Высочайшим повелением 16 июля 1882 г. на войтов гмин обязанности относятся: в городах уездных и безъуездных – к Бургомистрам, а в губернских – к Президентам; в случае же невозможности для Президентов, в виду многосложных занятий их, лично исполнять означенныя обязанности, предоставляется им возлагать таковыя на уполномоченных ими для сего лиц» 167 . §3. Иноверные христианские исповедания. В 1886 г. 11-го декабря Высочайше было повелено, чтобы постройка храмов иноверных христианских исповеданий в местностях Царства Польского, населенных бывшими униатами (губернии: Люблинская и Седлецкая и Мазовецкий уезд Ломжинской губ. и Августовский – Сувалкской), была разрешаема не иначе, как по сношению гражданского начальства с православным духовным ведомством; в прочих же местностях Царства Польского определение необходимости, в каждом отдельном случае, такого сношения было предоставлено усмотрению главного начальника края 168 . Дальнейшее законодательство касается почти исключительно римско-католической церкви. В 1887 г. сентября 7-го был сокращен штат римско-католического духовенства в войсках Варшавского военного округа и взамен того введен лютеранский причт, именно: 1) Военный Совет положил сократить означенный штат на 7 капелланов и на 6 причетников при них, возложив исполнение обязанностей капелланов при 5-м армейском корпусе на будущее время на Административного Декана, с назначением ему, вместо одного, двух причетников: одного – для разъездов с ним, а другого – для постоянного пребывания при военном римско-католическом костеле Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Далее послание св. Кирилла к Целестину особенно замечательно теме, что оно проливает некоторый свет на отношения между древними пастырями восточной церкви и Римскими. Для римско-католических богословов и историков всякое почтительное обращение восточных епископов к римскому служит непременно доказательством подчиненности восточных епископов западному; такое же доказательство подчиненности восточной церкви западному властителю римско-католические канонисты усматривают, и в обращении св. Кирилла Александрийского к папе Целестину, но нужно только внимательнее рассмотреть и весь ход обстоятельств, и самое содержание сего послания, чтобы видеть, как неосновательны доказательства якобы подчинения еп. восточных западному папе, заимствуемые из послания св. Кирилла к Целестину. Изобразив папе Целестину истинное положение церковных дел в Константинополе и свои отношения к этим делам, св. Кирилл пишет между прочим: «признаюсь, я соборною грамотою хотел довести до его (Нестория) сведения, что мы не можем входить в общение с тем, кто так говорит и мыслит; но еще прежде чем решиться на такой разрыв сношений, я заблагорассудил на наперед сделать сношение с твоим благочестием: благоволи письменно изложить свое мнение о том, должно ли нам еще иметь общение с ним или прямо объявить, чтобы никто не входил в общение с ним, когда он остается с таким образом мыслей и с таким учением». Отношения очевидно равного к равному: св. Кирилл не хочет один делать последний решительный шаг в столь важном деле вовсе не по страху какому перед епископом Рима, и не по какому-либо каноническому правилу, а единственно из приличия и братского общения спрашивает братского совета предстоятеля церкви Римской. Защитника папства может соблазнить то обстоятельство, что св. Кирилл испрашивает у папы письменное уведомление об этом предмете епископам Македонским и всем прочим пастырям восточной церкви, но у самого же Кирилла читаем и прекрасное толкование на это представление папе со стороны Кирилла: «согласно желанию их, т. е. епископов Макодонии и прочих) пишет между прочим св. Кирилл, мы дадим им опору и оружие, чтобы стоять им всем единодушно и еднимысленно и подвизаться за правую веру, против которой открылась брань». Видно, что и себя самого св. Кирилл не отделяет от авторитета папы: «мы дадим им опору и оружие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Можно оставить в стороне вопрос: сколько пострадает достоинство Православных пастырей от этой зависимости от стороннего иноверного ведомства – но будет ли этим обеспечено самое назначение лучших законоучителей? Я замечал, что училищные начальства одобряют в нашей стране, по большей части, не тех законоучителей или, по крайней мере, не за те качества, за которые бы следовало. Да и может ли учебное ведомство похвалиться ныне таким благоустройством, чтобы на него возлагать контроль и по пастырскому смотрению за учением Православной Церкви. Да простится мне всё изложенное выше. Надеюсь, что эти мои мысли найдены будут не безосновательными. И потому покорнейше прошу Святейшей Правительствующий Синод, не окажется ли возможным предписанное указом 15 апреля 1857 года правило, о предварительном соглашении с училищными начальствами при назначении законоучителей, отменить, или предстательствовать о том Благочестивейшему Государю. Мне неизвестно положение других епархий, а потому не знаю, во сколько для них это правило безвредно; но для Литовской оно будет решительно вредоносно. Довольно училищному начальству предоставить право (а это право и всегда предполагалось) обращаться к епархиальному начальству, в случае если назначенный законоучитель окажется несоответственным, по качествам ли или по нерадению. Тогда начальство епархиальное обязано или сменить, или исправить такового законоучителя – я, по крайней мере, никогда не отклонял этой обязанности. Настоящий рапорт написан секретным потому только, что причина несогласия на назначение священника Петкевича сказана была мне князем Шихматовым-Ширинским конфиденциально. 48. Список с рапорта Св. Синоду, от 24 февраля 1859 года за 626, с ходатайством об отмене состоявшегося в Виленской Римско-католической консистории противозаконного постановления, по случаю доноса Сморгонского ксёндза, будто тамошний Православный священник полицейскими мерами заставляет Римских Католиков к принятию веры Православной В Литовской духовной консистории получено отношение Виленской Римско-католической консистории, от 13 минувшего декабря, с утверждения Римско-католического митрополита Жилинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1659 Прием депутатов, по заявлению «Босанско-Херцеговачкаго Гласника» был вызван крайнею необходимостью, так как депутация решила, в случае отказа и в этот раз, обратиться с тою же жалобою на управление Каллая к европейским державам, подписавшим берлинский договор. См. Моск. Ведом. 1897, 97. 1665 Сараевский архиепископ Штадлер стоит во главе особого учреждения римско-католической церкви «пропаганды», цель которой – привлечение православных сербов Боснии и Герцеговины под власть папы. Пропаганда эта имеет ныне одного архиепископа в Сараево с 93 священниками, одного епископа в Мостаре с 51 священником (мостарский епископ управляет и требинской епископией с 8 священниками) и одною епископа в Баньей Луке с 48 священниками К услугам их готовы 10 римско-католических монастырей с 310 фратрами, низшие богословские школы во многих монастырях с учителями монахами, высшая богословская школа в Сараево, высшая иезуитская гимназия в Травнике, все коммунальные высшие и низшие школы, в коих признается только «боснийский» язык и «боснийская» народность, весь пришлый народ, чиновничество и т. д. (Весник српске цркве, 1897, июль. 667–668). О средствах и способах римско-католической пропаганды в Сараево см. также заметки В. Кораблева: «Чрез Фрушку гору в Боснию (Путевые впечатления)» – в Рус. Труде, 1897, 45, 49 и 51–52. 1667 О сем митроп. доносил Св. Синоду от 19 февраля 85. См. Собрание его мнении и отзывов, т. IV, 400. Москва, 1886. О том же подробнее владыка сообщал от 21-го ч. испр. д. обер-прокурора А.И. Карасевскому. 1672 О своей болезни владыка писал к лаврскому наместнику от 19-го апр.: простуда упрямая в левой половине тела; от ней болит левая сторона языка, и мешает мне говорить, потому что при движении языка боль увеличивается» (п. 1037). – Письма м. Фил. к архим. Антонию, III, 332. 1676 Речь напечатана в III томе слов и речей митроп. Филарета, стр. 378. М. 1861 г. См. также в издании 1885 г., т. V, стр. 323. 1677 Граф Влад. Фед. Адлерберг сконч. 8-го марта 1884 г., в С.-Петерб. погребен на Волковом кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

у Hahn. Blbliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche. 1877. 1598 См. прим. 9 и 10 § 21 и ср. E. J. Kimmel, Monumenta fidei ecclesiae orientalis. 2 vol. Jenae, 1850. 1607 Ibid. II, 287–292. Относительно России ср. постановления 27 июля и 17 августа 1787 в. (Барсов, 281); об изданиях же Св. Писания, неодобренных церковною властью, см. указ 3 янв. 1868 г. (ib. 289). 1609 В Сербии – правила о духовной цензуре см. в постановлении архиер. собора 1863 г. 49 («Србска црква, стр. 156). Относительно России см. «Устав цензуры гражданской и духовной» в приложении к XIV тому свода законов, а о духовных цензурных комитетах ср. у Барсова, стр. 80–99. 1610 Τος ναθεματζομεν, говорят отцы Трулльского собора в своем 63 каноне о тех, которые преступят это постановление (Аф. Синт., II, 452). 1614 В данном случае разумеется, между прочим, поступок Феофила Александрийского с книгами Оригена (Sulpicii Severi dialog. I, n. 6–7), с Сочинениями Нестория (Concil. Ephes., Act. I et Cod. Theodos. I. 66, De haeret., Cod. Justinian. I, 5,1. c. De libris Nestorii. Cf. Basilicor. lib. I, tit. 1), с «аскетиконом» мессалиан (Concil. Ephes. Act. VII ), с сочинениями евтихиан (Cod. Justinian. I, 5, I. 8 De apollinaristis seu eutychianistis. Cf. Basilicor., lib. I, 27). 1615 Этот decretum послужил основою для позднейшего Index librorum prohibitorum в римско-католической церкви, о чем см. Dr. Jos. Fessler, Censur und Index (Sammlung vermischter Schriften uber Kirchengeschichte und Kirchenrecht. Freiburg im. B., 1869. S. 127 fg.). 1618 Номоканон XII, 3 (Аф. Синт., I, 265–268). Относительно Австрии ср. §§ 122, 123 и 303 свода уголовных законов 27 мая 1852 г. 1621 Так бывало в Карфагенской церкви еще при св. Киприане, а в Александрийской при св. Александре и в начале арианских споров. Об этом установлении в римско-католической церкви см. Thomassin, Vetus et nova ecclesiae disciplina. P. II, lib. IIU, cap. 74–76 (ed. cit. VI, 517 sq.). 1622 Ср. о «съездах епархиального духовенства» в России, о которых упомянуто на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Это могли быть и местные христиане, и переселенцы из Египта или Сирии. Становление католической иерархии В XII в. во мн. городах Сев. Африки, в т. ч. в Тунисе, появились общины католиков. В 1135-1160 гг. ряд городов на побережье Сев. Африки был захвачен сицилийскими норманнами, к-рые пытались утвердить здесь власть Римско-католической Церкви. Все их усилия были вскоре перечеркнуты завоеваниями Альмохадов. В 1270 г., во время 8-го крестового похода, войско франц. кор. Людовика IX Святого высадилось в Тунисе и захватило крепость К. Король вскоре скончался, по преданию на холме Бирса, в историческом центре древнего К. Его преемникам Филиппу IV Красивому и Карлу Анжуйскому удалось заключить с мусульманами выгодный мирный договор. Территория К. отходила христианам, к-рым также была обещана свобода исповедания во всех городах тунисского эмирата (позднее султаната) Хафсидов. В К. образовалась сильная миссионерская колония из представителей монашеских орденов мерцедариев и тринитаристов, занимавшихся благотворительностью и выкупом пленных христиан, а также францисканцев и доминиканцев, пытавшихся проповедовать среди местного населения. Положение христиан в К. и Тунисе оставалось стабильным до 1534 г., когда Тунис впервые подвергся нападению турок-османов. Султан Туниса Мулай Хасан обратился за помощью к кор. Испании Карлу I (имп. Римско-Германской империи Карл V), который в 1535 г. выгнал турок и восстановил его на престоле. В Тунисе остался испан. гарнизон, что фактически ставило Хафсидский султанат в зависимость от Испании. Все это расширяло возможности для проповеди католич. миссионеров. Даже после окончательного захвата Туниса турками в 1574 г. католической миссии продолжали действовать и даже были усилены по решению папской Конгрегации пропаганды веры в 1622 г., когда к ним присоединились представители орденов капуцинов, августинцев, лазаритов и иезуитов. Их роль была тем более значима, что беи Туниса, с 1591 г. лишь формально признавшие власть Османской империи, постоянно проводили пиратские экспедиции против Италии и Испании, доставляя множество пленных христиан. Интерьер собора св. Людовика в Карфагене, Тунис. 1884–1890 гг.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

NN Элеонора Казимировна, состоящая в Римско-Католическом (или в другом) исповедании, 17 лет от роду, вследствие изъявленного ею решительного желания, помазанием св. мира (последние слова, конечно, пропускаются, когда кто миропомазан прежде), присоединена к православной Греко-Российской церкви с наречением имени (напр.) Мария во имя св. Равноапостольной Марии Магдалины, празднуемой церковью Июля 22 дня, или с оставлением прежнего имени, если оно встречается в святцах православных (сравн. ниже, приложение под буквой Б). Вместе с этим выписка из этой метрической книги, вместе с подпиской, взимаемой от вновь воссоединяемого пред присоединением (сравн. выше § 10), в начале каждого года представляется священником при особом рапорте епархиальному преосвященному для сведения. О случаях же замечательных, а равно и о присоединении значительного числа иноверцев вместе, священники должны доносить немедленно, по закону (Ук. Св. Синода 1865 г. Августа 25 дня). Подписка, взимаемая с присоединяемых, хранится в архиве Консистории на всякий случай до востребования (Уст. Дух. Консист. § 22, 25). § 15. Что касается, в частности, до воссоединения духовных лиц римско-католического, а вместе с сим, конечно, и англиканского, и армянского исповеданий, в случае обращения их к православию, то воссоединение таковых может быть совершаемо не иначе, как с ведома и при ближайшем участии самих епархиальных преосвященных. А потому священники сами не могут присоединять их своей властью, и вследствие этого все дела по этому предмету должны препровождать своему архипастырю, который в, этом случае, действует на основании особых правил, нарочито указанных для сего церковной властью (Ук. Св. Синода 1840 г. Февр. 20; Уст. Дух. Консист. Раздел II, гл. I, § 30). Само собой, разумеется, что исключение из этого должны составлять те случаи, когда бы кто из иноверных лиц духовного звания нашел необходимым для себя обратиться к православной церкви в случае смертной опасности. Тогда священник так же может присоединять их к православию, по сокращенному последованию, как и мирян (сравн. выше § 13), и потом уже, не медля, доносят обо всем епархиальному преосвященному на его усмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В 3-х, Библия , насколько необходима для церковного Богослужения и удовлетворения разных потребностей частных и общественных, является в разного рода из неё извлечениях более или менее систематически расположенных, самостоятельных, или в связи со службами и чинопоследованиями Церкви. Таковы чтения воскресные и праздничные Евангелия, Апостола, паремии, Псалтирь; рассказы по Св. Истории В. и Н. Завета, притчи, молитвы, прообразы и видения об Иисусе Христе п Церкви его и проч. В церковной римско-католической литературе заслуживают внимания: Толкования на воскресные и праздничные Евангелия в течении года, сочин. Э. Диаза и И. Ф. Мойра-де Мэллак. О прочих трудах римско-католической литературы тоже можно сказать с уважением к их авторам. 3 Из изданий протестантских по изучению Св. Библии и переводов оной очень важны: «Пособия к уразумению Библии на языке китайском», по изданию 1882 г. А. Вилльямсона; Библейский словарь 1878 г., конкорданция на Новый Завет Ноэса 1881 г. и много других, издаваемых протестантскими миссионерами и католическими. Сборник А. Вилльямсона может принадлежать к разряду энциклопедического изучения Св. Писания, составленного в сжатом виде. О прочих трудах протестантских миссионеров в Китае мы посвящаем особые очерки, из которых наиболее важна «История Библии на Востоке, в Китае по преимуществу». Часть сведений напечатана нами в Правосл. Собеседнике за 1887 г. Общее содержание Библейской энциклопедии А. Вилльямсона таково: 1) введение на В и Н. Завет; 2) введение к пятикнижию Моисея; 3) введение к В. Завету от И. Навина до пр. Малахии; 4) интервалы между В. и Н. Заветом, с очерком событий; 5) введение к книгам Н. Завета; 6) сравнительные хронологические таблицы В. и Н. Завета с указанием на синхронистические события в Китае, Японии, Корее, Аннаме, Сиаме и на востоке; 7) замечания о местах, упоминаемых в китайских книгах Ханьской династии за 206 до Р. X. и 220 г. по Р. X.; 8) иудейские весы, мера и монеты; 9) иудейский календарь и праздники; 10) гармония четвероевангелия; 11) растения и животные упоминаемые в Библии ; 12) Библейская этнология; 13) Библия и монументы: 14) Библейское руководство «Text-Book» или указатель предметов и проч. с глоссарием на фразы Св. Писания, требующие особенного объяснения их на китайском языке; 15) чудеса В. и Н. Завета; 16) пять различных карт древнего мира, Палестины, путешествий апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Духа, поскольку это посредничество выражается в формуле: «Дух Св. το Πατρς δι το ϒο πορεεται», существовало, несомненно, в древней Церкви, как частное мнение (Тез. 2 и 3); что не вопрос о «Filioque» обусловливал собою разделение церквей (Тез. 26), и потому в качестве частного мнения оно не может быть рассматриваемо как «impedimentum dirimens» для установления «Interkommunion " a» между православно-восточною и старокатолическою церквами (Тез. 27); что как «Filioque», так и « μνου το Πατρς» только теологумены (Тез. 7-й), а не догматы , так как для этого им недостает необходимой санкции вселенского собора; что оба эти теологумена по своему относительному историко-догматическому значению (если иметь в виду степень засвидетельствованной их авторитетности) стоят ниже формулы «δι το ϒο», поскольку последняя представляет собою не просто частное отеческое мнение, а «вселенски авторизованный теологуменон» (Тез. 2-й, ср. Тез. 7-й § 2 ср. еще Тез. 14 и 15) и что, наконец, эта формула («Св. Дух от Отца чрез Сына исходит») означает у свв. отцов вечные отношения Отца, Сына и Св. Духа. 1094 С точки зрения установленных принципов рассматривается и августиновское учение о Св. Духе (филиоквизм бл. Августина) и вкратце определяется его значение, как у самого Августина, так и отношение к нему западных и восточных отцов в эпоху древне-вселенской Церкви. Основные мысли по вопросу об августиновском учении о Св. Духе, содержащиеся в различных местах разбираемой работы В. В. Болотова , сводятся к утверждению следующих фактов: бл. Августин учил о «Filioque»; он даже родоначальник этого учения на Западе; «Filioque» Августина только его частное, богословское мнение (теологуменон, а не догмат), опирающееся лишь на его единичный авторитет; как и позднейшее римско-католическое «Filioque», этот, чисто западный, августиновский теологуменон (ex Filioque, una spiratio) значительно разнится от восточного «δι το ϒο» и по степени своего догматического значения ниже его. Следующие положения рассматриваемой статьи проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010