§ 145. Вступление в церковь из других религий Принятие в церковь лиц, исповедующих другую религию, совершается тремя способами: а) чрез крещение, б) чрез миропомазание и в) только чрез исповедь. Посредством первого, то есть крещения, принимаются, прежде всего, те, которые исповедуют какую-либо нехристианскую религию, напр. евреи, магометане и под., затем все те, которые принадлежат к какой-нибудь христианской секте, содержащей извращенное учение о Святой Троице и о таинстве крещения 2063 . Чрез миропомазание принимаются еретики, которые не отрицают Святой Троицы, но погрешают в некоторых отдельных истинах веры, крещенные во имя Отца и Сына и Святого Духа, хотя и чрез обливание, и не имеющие ни законной иерархии, ни таинства миропомазания. Сюда принадлежат все протестанты. Чрез миропомазание принимаются также римско-католики и армяне, которые до своего перехода в православие, по какой-либо причине, не были миропомазаны своими епископами или законно поставленными священниками 2064 . В отношении римско-католиков, вследствие чрезвычайных обстоятельств, наступивших в отношениях церквей греческой и римско-католической, на Константинопольском соборе 1756 г. было издано общее постановление, по которому всякого римско-католика, желающего перейти в православную церковь , должно снова крестить 2065 . Подобно этому и вследствие таких же причин, как и в греческой церкви, было издано такое же постановление и в России в 1620 г. на одном Московском соборе 2066 . Но постановления эти, в силу своего разногласия с общей практикой восточной церкви нескольких веков (со времени разделения церквей и до XVII века), не имеют и не могут иметь общеобязательного значения 2067 . Наши современные славянские требники указывают нам правильный и исторически верный чин принятия римско-католиков в православную церковь 2068 . Третий способ принятия иноверных христиан состоит в том, что данное лицо отрекается устно или письменно от своего прежнего вероисповедания, исповедует символ православной церкви и, после установленных молитв со стороны православного священника, причащается св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Доксастарии – славники. Йотация – в одном из значений: расшифровка. Ипотипосис (Начертание устройства Студийского монастыря) – сочинение, приписываемое св. Феодору. Из данного труда, а также из Диатипосиса, который атрибутируется прп. Афанасию Афонскому , можно почерпнуть сведения об устройстве, в том числе богослужебно-уставном, Студийского монастыря. Календы (лат. kalendae, calendae) – в римском календаре название первого дня каждого месяца. Кекрагарии – стихиры на «Господи воззвах». Кодификация (лат. codificatio, от codex – собрание законов, facio – делаю) – упорядочивание, систематизация. Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – построение определенного объекта, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие; музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение. Компаративный (лат. comparatius – сравнительный) – сравнительный. Литания (лат. litania, от греч. lite – молитва , просьба) – молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литургия часов (лат. liturgia horarum) – в Римско-Католической Церкви общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением мессы); книга, содержащая эти чинопоследования. Локальный (лат. locus, localis – место, места) – местный, не выходящий за определенные пределы. Менологий (греч. menos – месяц, logos – слово) – календарь святых. Миссал (лат. missale – относящийся к мессе) – богослужебная книга Римско-Католической Церкви, содержащая тексты для совершения мессы. Мистерия (лат. misterium – служба) – в одном из значений: связанный с религией жанр европейского средневекового театра. Ноктюрн (ноктюрна) (лат. nox, noctis – ночь, ночи) – часть католической службы, исполнявшаяся на рассвете. Октава (лат. octava – восьмая) – празднование в течение восьми дней в Римско-Католической Церкви. Паннихис (греч. pannihis – всенощное бдение) – торжественная служба накануне праздников, а также на первой седмице Великого Поста и Страстной седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Белград между 1718 и 1739 гг. стал практически католическим городом, даже старейшая мусульманская Байракли-джамия была превращена в католический храм. Католическая пропаганда расцвела буйным цветом: особые привилегии получили иезуиты. Однако беспрепятственно действовали и другие католические ордена: францисканцы, тринитарии, капуцины, бенедиктинцы, католическая епископия была сформирована в Смедерево, однако епископ практически постоянно пребывал в Белграде. В 1726 г. стали открываться народные школы, но преподавателями в них в основном становились иезуиты. Уже тогда отчетливо просматривалось стремление монархии превратить сербов в «католический мост» продвижения на Восток. После австро-турецкой войны 1788-1791 гг. Белград был возвращен Турции, а Сербия была разорена и опустошена . В монархии Габсбургов римско-католическая церковь основывала католические типографии, печатала православные богословские книги с изложением римско-католического учения и раздавала их православному духовенству, вводила запреты на распространение богословских книг из России, оказывала давление на руководство сербской православной церкви с целью проведения переговоров о заключении унии и т.п. [iv] Католические прелаты, в частности, применяли особый прием для перевода православных в католицизм: сооружение «алтарей любви» – это означало воздвижение в православных церквах католических алтарей, перед которыми проводились совместные службы. Православные, в юрисдикции которых оставался храм, лишались его самобытного и неприкосновенного внутреннего устройства, на нем ставилась печать принадлежности к Св. Престолу. Однако нет свидетельств о сооружении подобных алтарей в католических храмах [v] . Земли сербских священников подлежали значительному налогообложению. В сербских селах, оставшихся без священников, католическое духовенство исполняло требы вместо них. Зачастую у тех православных, кто отказывался принимать унию, имущество отнималось, тем, кто соглашался – конфискованное возвращалось [vi] . Так политика прозелитизма римско-католической церкви заложила фундамент межрелигиозной нетерпимости.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/06/iezuit...

Учреждение это, соответствующее нашему св. Правительствующему Синоду, состоит из председателя – архиепископа-митрополита могилевского, двух членов, которые назначаются один из епископов, а другой– из прелатов, и семи заседателей, по одному от каждой епархии – всего 10 человек. 66 В Духовной Коллегии сосредоточивается главное управление всеми делами римско-католической церкви и её имуществом. Коллегия собирается в присутствие три раза в неделю в назначенные для того дни, а в летнее время (с 15 июня по 15 августа) только один раз в неделю. 67 При Коллегии состоит прокурор и канцелярия. 68 Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы, власть которых соответствует власти наших епархиальных епископов В качестве вспомогательных органов , при епархиальных епископах состоят епископы суффраганы (викарные), кафедральный капитул и консистория. На обязанности консистории, существующей в каждой римско-католической епархии, лежит предварительное рассмотрение важнейших судебных и административных дел. Голос консистории только совещательный; в случае несогласия с мнением консистории епископ не только в праве постановить решение по собственному усмотрению, но не обязан даже объяснять основания своего решения. 69 При консистории состоит особая канцелярия. Особенность римско-католической консистории состоит в том, что должность членов её прекращается каждый раз со смертью или выбытием управляющего епархией епископа или викария; новый епископ или временный его преемник, принимая управление епархией, немедленно составляет консисторию вновь (всегда однако с согласия правительства). 70 На решения консистории по дисциплинарным делам, вели виновные присуждаются к отрешению от должности и вообще к какому-либо строгому наказанию, допускаются отзывы недовольных таким решением. Отзывы яти подаются в Духовную Коллегию. 71 – Что же касается дел, имеющих догматический или чисто канонической характер, разрешение которых превышает каноническую власть епископа, надо заметить, что такие дела представляются на разрешение римского папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

У существовавшего с 1874 года в губернском городе прихода не было своего храма. Богослужения, по слову симбирского краеведа П.Л. Мартынова, «совершались в тесных квартирах, арендованных в частных домах». После смерти К.Ф. Пашкевича, последовавшей в 1893 году, завещанный дом был перестроен в храм, и уже 2 (14) октября 1894 года торжественно освящён в честь Воздвижения св. Креста Господня. «С тех пор католическое население г. Симбирска получило возможность отправлять свои богослужения с подобающим благолепием», — отмечал П.Л. Мартынов. Католический храм был сравнительно невелик. На площади в 25,2 квадратных сажен (около 113 кв. м), находилось четыре деревянных алтаря и восемь скамей для прихожан. В главном алтаре помещалось деревянное Распятие. Боковой алтарь с правой стороны был посвящён Остробрамской иконе Божией Матери. Этот чудотворный образ хранится в г. Вильнюсе, столице Литовской республики и издавна почитается католиками и православными. В алтаре с левой стороны была помещена икона св. Екатерины. Эта святая являлась покровительницей симбирской помещицы, великобританской подданной и католички Екатерины Максимилиановны Перси-Френч. Широко в крае известная деятельница и благотворительница, Е.М. Перс-Френч играла исключительную роль в жизни Симбирской католической общины того времени. В 1909 году она выступила членом-учредителем Приходского благотворительного общества при Римско-католической церкви в г. Симбирске, в 1912 году возглавила Комитет по постройке Римско-католического костела в г. Симбирске. Четвёртый алтарь был посвящён св. Апостолу Петру. В нём находилась икона основателя Римской церкви, первого Папы Римского. Главной святыней костёла являлся металлический крест, содержавший частицу Животворящего Креста Господня. В храме находилась статуя Пресвятой Богородицы Лурдской, увенчанная серебряной короной. При входе в храм помещалась мраморная посуда для освящения воды. Для музыкального сопровождения богослужений имелась фисгармония. В апреле 1912 года общее собрание прихожан Симбирского римско-католического приходского костела приняло решение о необходимости строительства нового, каменного костела. В июле 1912 г. Симбирское губернское правление утвердило проект костёла в готическом стиле, разработанный выдающимся симбирским архитектором А. А. Шоде. Но на пути симбирских католиков возникли бюрократические сложности. Стоимость нового храма определялась суммой в 32 тысячи руб., прихожане располагали тремя тысячами, намереваясь провести кампанию по привлечению благотворителей, а для начала строительства, по существующим требовалось представить половину необходимой суммы. Только в марте 1913 года был утверждён согласованный с губернскими властями порядок сбора пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=46779

«Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос . Царство Его есть Церковь воинствующая с началами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно, метко и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы-Христа – ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силою благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом – общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую Истинную Главу Церкви – Христа ; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы – тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всею силою, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате» (стр. 52). А вот, что, как глубоко и метко указывает св. праведный Иоанн, является первопричиной зла в римско-католическом папизме: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной Главой Церкви, да еще – непогрешимою . Отсюда весь гнет западной церкви. Гнет мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни, на все папа наложил свою тяжелую руку: отсюда – ложные догматы , отсюда – двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда – различныя ложныя правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда – «взимание на разум Божий» ( 2Кор. 10, 5 ) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией» (стр. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В православной церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в свящ. книгах В. и Н. Завета и в Свящ. Предании, – которое раскрыто и уяснено свв. отцами церкви на 7 вселенских и 9 поместных сборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит одна только православная церковь во всей чистоте и неповрежденности. Вначале, как известно, все верующие во Христа составляли Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , имели одну веру, одни св. таинства, одного Главу Господа Иисуса Христа, а потому тогда все были православные, и у всех было одно учение, одно наставление. Появлялись, правда еще со времен апостолов в церкви Христовой еретики и раскольники, и чем более и дальше распространялось христианство , тем больше и разнообразнее возникали лжеучения; некоторые из древних еретиков и раскольников составляли из себя значительные по своей численности общества, но все такие еретические или раскольнические общества или были не долговечны, или были лишены характера стройной самостоятельной религиозной общины; они были лишь больными членами церкви, иногда отсекаемыми, иногда терпимыми, а не особым больным телом, не особою церковию (хотя наименование «церкви» неправильно усвояется неправославным христианским общинам). Но с IX века отделение в церкви Христовой получило более острый решительный, устойчивый и более определенный характер. Прежде всего от истинной православной церкви уклонилась большая часть западных христиан и составила из себя церковь римско-католическую; от церкви римско-католической, в свою очередь, отпала церковь лютеранская, называемая также протестантскою, в XVI в., с ее многочисленными сектами, и явились таким образом три главные христианские исповедания: православное, римско-католическое и протестантское, и у каждого вероисповедания образовался свой особый катехизис.   10 Примеч. Здесь уместно будет доказать, что называется догматом веры. Догматами в строгом смысле на языке церковном называются только истины веры, в отличие от всех истин деятельности христианской, нравственных, обрядовых и канонических.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ватикан представляет собой небольшой (44 гектара) живописный архитектурно-при­родный ансамбль (базилика св. Петра, двор­цовый комплекс, сады, украшающие склоны Ватиканского холма), обнесенный высокой стеной. И хотя в него можно пройти четырь­мя различными входами, однако лишь Брон­зовые врата ведут в сам дворец — средото­чие жизни Римско-Католической Церкви. Здесь резиденция Римского Папы и централь­ные органы управления града Ватикана и Римско-Католической Церкви, иначе называ­емые Римская курия. «Словом «курия» обычно обозначается цент­ральный церковный аппарат, при помощи ко­торого Папа осуществляет руководство Рим­ско-Католической Церковью. Официальный смысл термина «Римская ку­рия» уточнен в регламенте, утвержденном Папой 22 февраля 1968 года. Согласно его 1-й статье в курию входят: Папский Государ­ственный Секретариат, Совет по внешним де­лам Церкви, конгрегации, трибуналы, служ­бы, секретариаты, Совет по делам мирян и комиссия Справедливость и мир» Проф. Д. П. О г и ц к и й. Римско-Католическая Церковь, 4-я часть. 1970, с. 109 (ма­шинопись). Согласно основному закону Ватикана пра­вящий Папа «обладает полнотой законода­тельной, исполнительной и юридической вла­сти». По выражению монсиньора Павла Пупара, автора книги «Знакомство с Ватика­ном» (1967 г.), «это ради него (Папы. — А. О. и А.) существует град Ватикан, создан­ный для того, чтобы ему позволить осуществ­лять со всей независимостью свою духовную власть» (с. 42) над 600 миллионами като­ликов, живущих по всему земному шару. «Оком, сердцем и рукой» Папы является Го­сударственный Секретариат, который стоит во главе всех организаций Святейшего Престола и осуществляет от лица Предстоятеля Рим­ской Церкви руководство всей курией, то есть всем аппаратом государственной и церковной деятельности Ватикана. Государственный секретарь имеет право со­зывать руководителей всех дикастерий курии для координации их деятельности. Кардинал — государственный секретарь, ис­полняющий фактически функции премьер-ми­нистра и министра иностранных дел, всегда поэтому — первый и ближайший помощник Папы. Он является одновременно префектом (главой) и так называемого Совета по обще­ственным делам Церкви, который заведует всей папской дипломатией. Делами этого Со­вета непосредственно занимается заместитель госсекретаря, имеющий должность секретаря Совета.

http://radonezh.ru/analytics/znakomstvo-...

Несколько миллионов униатов, благодаря такой поддержке, в конце 18 века оставили унию. В следующие два царствования присоединения униатов не прекращались, только уже униаты присоединялись не к православной церкви, а к римско-католической. Римско-католическое духовенство очень ловко пользовалось либерализмом русского правительства и, не теряя времени, разными способами одних из униатов совсем перетягивало к себе, совращая в католичество, других подготовляло к совращению. В 1828 г., когда император Николай решил закончить дело своей бабки, опасность окатоличевания грозила ни более, ни менее, как 1 ½ миллионам русских людей и их потомкам, так как в то время около 1 ½ миллионов русских исповедовали унию. Половина их принадлежала к Белорусской епархии. Что белорусские униаты были не далеки от полного окатоличевания, это очень ясно; они исповедовали все догматы р. к. церкви, в жизни, в молитве между ними и католиками уже установилось полное общение; католические ксендзы и униатские св-ки сослужили друг другу, заменяли друг друга, униаты ходили безразлично, как в свои, так и в католические храмы, исповедовались, причащались, крестили детей, как у своих священников, так и р. к. ксендзов; униатское монашество состояло, главным образом, из католиков, униатские священники женились на католичках и своих дочерей крестили в р. к. веру; в 1837 г. в Белорусской епархии более 100 жен священнических исповедовали римско-католическую веру; католическая церковь в лице своей коллегии уже открыто в переписке заявляла, что «оба сии обряда составляют то же самое вероисповедание», а наша государственная власть по временам бывала склонна отдать униатов в руки католикам, – известно решение императора Павла I; униаты не принадлежат ни к нам, ни к католикам, своих членов в коллегии они иметь не могут, поэтому… подчинить их р. к. коллегии… При полной близости униатов к католической церкви, отношение их к церкви православной становилось все более холодным, общения с ней уже почти никакого не было. О родстве и связи с православной церковью униатам должна была бы напоминать обрядовая сторона богослужения, но она находилась, – скажем словами преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Со времени разделения Церквей, римская Церковь продолжала вносить в состав своего вероучения все новые и новые догматы. В настоящее время она разнится от православной Церкви в следующих пунктах христианского вероучения: 1) об источниках Церковного учения – Св. Писании и Св. Предании; 2) об исхождении Св. Духа и от Сына; 3) о первородном грехе и непорочном зачатии Пресвятой Девы; 4) об оправдании и спасении человека: 5) о Церкви и ее устройстве, (главенство папы в Церкви и его личная непогрешимость); 6) о таинствах; 7) о загробной судьбе человека. Эти особенности, допущенные римской Церковью, мы теперь и рассмотрим. Об источниках Церковного учения – Св. Писании и Св. Предании. Римско-католическая Церковь , соглашаясь в общем с православной относительно Св. Писания и Св. Предания, как источников учения Церковного, в частностях значительно отличается от нее. Именно: она расширяет объем Св. Писания, дозволяя путем логических построений выводить различные смыслы из одних и тех же мест его, о которых Св. Писатели не имели понятия и даже не догадывались, но о которых тем не менее утверждается, что они имелись в виду у Св. Духа, а это способствует возникновению все новых и новых догматов; своеобразно понимает богодухновенность Св. Писания; определение подлинного смысла Св. Писания всецело отдает в руки духовенства и, наконец, запрещает мирянам читать Библию . Она расширяет также объем Св. Предания, внося в состав его весьма многое, появившееся во времена позднейшие и предоставляет учащей Церкви определять его истинность. Отступление римско-католиков в учении о личном свойстве Св. Духа: догмат об исхождении Его и от Сына; искажение 8 члена символа веры . По учению Православной Церкви, Бог имеет три Лица, Которые отличаются друг от друга личными свойствами: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица. Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Дух Святый предвечно исходит от Отца. Об отношении же Лиц Св. Троицы к миру или внешней жизни Триединого Бога она учит, что Сын Божий временно послан был Богом Отцом в мир для совершения нашего спасения, а Дух Св. временно посылается Им, или исходит от Него для усвоения нами спасения, совершенного Сыном, или для нашего освящения. Таким образом, Церковь Православная различает вечное и временное исхождение Св. Духа и относит первое к личному свойству Св. Духа, а последнее к внешней деятельности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010