История предсмертных дней Н. В. Гоголя берётся Мережковским как пример противоборства священства и пророчества. Более подробно, чем Тернавцев, он выстраивает их оппозицию, обозначая статичность и динамизм, традицию и новизну, аскетизм («умерщвление плоти») и творчество. Вслед за Соловьевым он использует и «темпоральные» соотнесения – иерархию представляет как прошлое, а пророчество – как будущее. Видимо, открытый диалог священнослужителей с представителями интеллигенции на РФС остро обозначил проблему авторитета в Церкви. Оказалось, что на практике политическая теология Соловьева не получала такого идеального воплощения, как в теории. С одной стороны, в церковной публицистике и богословских трудах этого времени – особенно после кризиса 1905 г. – усиливается существовавшая тенденция неприятия посягательств «вольного пророчества» на «учительство» . Так, в статье 1908 г. митр. Антония (Храповицкого) «Ложный пророк» покойный философ в попытке претендовать на «пророческую» роль сравнивается с Симоном Волхвом . С другой стороны, в ответ на эту тенденцию усиливается стремление представить В. Соловьева (а вместе с ним – Хомякова, Толстого и Достоевского) пророками . Поэтому, как кажется, попытки участников РФС, вслед за Соловьевым, претендовать на роль «пророков», ясно считывались современниками. В частности, этот концепт осмыслялся и в духовно-академической среде. Осмысление « пророка » в духовно-академическом богословии Первым среди представителей духовно-академической корпорации попытался поместить соловьевскую фигуру пророка в экклезиологию будущий священник Павел Флоренский (1882–1937) . В курсовом сочинении «Понятие о Церкви в Священном Писании» (1906) он, студент Московской духовной академии (МДА), использует триаду Соловьева, но осмысляет ее по-новому. Дело в том, что другим важным для него автором становится Р. Зом с концепцией Церкви как харизматической организации . Флоренский выделяет три составляющие в жизни Церкви: «1) миряне, 2) клирошане, 3) харизматики» (последние две он называет также «священством» и «пророчеством»), которые «образуют главные ткани церковного организма» . Эти начала Флоренский определяет через «1) авторитет, 2) предание, 3) откровение» . Флоренский не обозначает отдельно государственную власть, как Соловьев, но относит ее, по всей видимости, к мирянам. Все три элемента Флоренский рассматривает в их неразрывном единстве: миряне содержат церковную истину, священство ее сохраняет от чуждых влияний, а пророки как главнейший элемент есть «творческое очищение уже существующей церковной жизни», то есть откровение, которое «дает для верующего живое и внутреннее действующее начало действия, заключенное в личном сознании» .

http://bogoslov.ru/article/6175698

Ведь в существе дела для мирян в деле спасения обязательно все то, что обязательно и для монахов, – за исключением некоторых аскетических. упражнений и специфических особенностей быта. Миряне не в меньшей степени должны соблюдать евангельские заповеди и церковные уставы, чем монахи. Между тем, в нашем обществе под влиянием указанных» выше напоминаний, невольно укрепилось убеждение, что чтение Слона Божия, знание христианского вероучения, соблюдение постов, посещение богослужения и пр. есть дело монахов и священников, а не обязанность каждого православного христианина. Против этого ложного убеждения, конечно, нужно всячески бороться Появление во главе академии светских лиц, думается, могло бы служить средством для этого: для многих оно было бы напоминанием о том, что богословские вопросы имеют важность не для одних монахов, и что христианские идеалы должны быть дороги и людям, светский. Мы, по крайней мере, знаем, не мало фактов, когда благотворное влияние производило именно то обстоятельство, что в качестве представителей и защитников церковности выступали миряне. Но Преосв. Антоний не только против допущения на начальнические места в академиях лиц не монашествующих, а и против выборного начала вообще. В Московской Академии, говорит, он, «выборное начало не было увенчано успехом: при выборном, ректоре и инспекторе в 1876–1887 г. наука не процветала, а хозяйство Академии подвергалось разграблению начальников, за что они и были уволены по доносу студентов,... При выборном ректоре протоиерее Смирнове получение кафедр и прочих, академических должностей было связано с женитьбой на одной из восьми его дочерей; подобное же было и в Киевской Академии при выборных инспекторах» (стр. 25–26). Этим и исчерпывается содержащаяся в «Записке» критика выборного начала. Сила аргументации автора ясна для каждого, и об этом не стоит распространяться. Ненужно много говорить и о другой стороне приведенной тирады, о той удивительной легкости, с которой почтенный автор, относится и к фактам, и к доброму имени ближних...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

- Каково Ваше мнение о качестве подготовки молодых богословов того времени, когда Вы сами были студентом, а это как раз пришлось на период после 1944 г., и теперешнего? - Трудно давать оценки студентам. В любой высшей школе есть как способные и амбициозные студенты, так и студенты, подготовленные хуже. И это нормально. В последнее время создается впечатление, что интерес не только к богословию, но и к высшему образованию в значительной мере упал. Причин для этого много, и нет смысла их комментировать. - Вы преподаете Догматическое богословие. Что необходимо для нашей веры с точки зрения догматики? - Вера – основа религиозной жизни. Чтобы заниматься богословием, а точнее, догматикой, человек нуждается в сильной вере. Вера, в смысле уверенности, а не как предположение или доверие. Вспомним слова св. ап. Павла в его послании к Евреям (гл. 11:1) «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Исходя из этих слов, хочу с ясным сознанием подчеркнуть, что в основе любого богословия, в том числе и догматического, лежит вера, как руководящий и движущий фактор. - Как Вы считаете, каким образом можно укрепить и разжечь веру? - Человек либо носит веру в себе, либо нет. По моему личному мнению, любой человек уже с рождения хранит в себе религиозное чувство. Оно не привносится извне. Человек рождается с ним. И насколько это чувство будет развито, культивировано и выражено, или останется неразвитым, зависит от социальной, семейной, экономической среды. Здесь движущими силами являются именно те, которые просвещают людей в области веры, те духовники и миряне, которые занимаются этой проблематикой. Они должны, прежде всего, нести в себе веру, и своими словами и делами привлекать к себе остальных. - Вы говорите, что миряне и духовники должны разжигать веру. Как Вы прокомментируете обвинения, что современное богословие является самодовольным, искаженным, модернистским? - Меня не интересует, кто так думает. Наше богословие, не только в своей основе, но и, в общем, остается православным. Что означает «искаженное богословие»? Это понятие пустое. Неужели на Богословском факультете преподают «искаженное богословие»? Новое – да, в смысле обновление языка богословия в соответствии с потребностями современного человека. Это обновление не означает изменение сути богословия. Ведь мы не можем говорить на языке 50-60 летней давности, потому что иначе останемся непонятыми. В этом смысле, обновление языка сочетается с сохранением сущности богословия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Наиважнейшее – не оставить больного человека наедине со своей болезнью, – сказал глава Социального отдела Сумской епархии священник Сергей Левша. – Конечно, священник не может постоянно быть с больным, но в храме всегда есть ответственные люди, которым можно поручить проследить за ним хотя бы в период лечения. Если человек ощутит, что священнику не до него, это может плохо кончиться. Такие люди, оставленные всеми, способны даже покончить с жизнью». Затем участники семинара провели несколько ролевых игр – ведущие моделировали перед студентами семинарии и академии конкретные жизненные ситуации, а последние должны были отвечать, как бы они вели себя, будучи священниками. Также им, как будущим пастырям, ставили сложные жизненные вопросы, связанные с наличием у человека ВИЧ-инфекции. " На сегодня уже сформирована большая теоретическая база, посвященная противодействию распространения ВИЧ-инфекции, – говорит протоиерей Максим Денисенко. – Много публицистического материала посвящено именно выражению православного взгляда на проблему ВИЧ/СПИДа и отношения к больным людям. Надеемся, со временем все это станет основанием как для практической деятельности православных общин, так и для написания богословских научных работ». Организаторы планируют проводить такие семинары и в дальнейшем, причем на повестке дня будут ставиться и другие актуальные проблемы, с которыми в регионах сталкиваются православные священнослужители и миряне. Такие, как алкоголизм, наркомания, проституция, неуважение к родителям, служба в армии и прочие. «Студенты Киевских духовных школ хорошо подготовлены к осуществлению социального служения в регионах, – говорит заместитель председателя Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ дьякон Иоанн Диденко, – но на конференциях и круглых столах, как правило, мало людей в рясах. Мы поставили перед собой цель проявить в будущих пастырях творческую инициативу к участию в таких мероприятиях. Сегодня, как никогда, мы, православные священнослужители и миряне, должны взять инициативу в свои руки. Тысячи людей по всей стране крайне нуждаются в нашей помощи, а сказать об этом вслух хватает сил не у многих " .

http://pravoslavie.ru/14813.html

Ниже предлагается классификация акафистов, которая позволит нам в дальнейшем произвести их стратификацию. Далее будут рассмотрены причины популярности акафистов и дан обзор имеющихся на сегодняшний день гимнов. В заключительной части статьи мы рассмотрим тенденции, характерные для этого древнего жанра в XXI в. Классификация акафистов Прежде всего необходимо заметить, что мы будем рассматривать лишь «настоящие», «серьезные» акафисты. Что имеется в виду? То, что за пределами нашей статьи останутся пародийные акафисты, известные по меньшей мере с XVIII в. (к примеру, акафист «матери кукурузе», упомянутый у Н. С. Лескова как творение студентов Киевской духовной академии). Хотя по форме они нередко (впрочем, не всегда) совпадают с «обычными» акафистами, однако коммуникативная установка их авторов принципиально иная. Теперь, после этого замечания, обратимся к классификации. Мы будем классифицировать акафисты исходя из того, что любой опубликованный акафист: 1) имеет автора (хотя автор, как правило, и не указывается), 2) обращен к какому-либо святому (или к Господу, или к Богородице, или к кому-либо из бесплотных), 3) получил (либо не получил) в той или иной форме одобрение священноначалия. Соответственно, вырисовываются следующие параметры классификации: 1) статус автора, 2) статус адресата, 3) уровень одобрения священноначалием 414 . Рассмотрим значения, которые может принимать каждый из параметров. Статус автора Авторами акафистов могут быть клирики и миряне, мужчины и женщины, люди, имеющие богословское и/или филологическое образование либо не имеющие такового. Однако в данном случае важнее другое. Несмотря на то что жанр акафиста зародился в Византии, т. е. в Восточно-Христианской Церкви, позднее он получил более широкое распространение. В частности, имеется богатая традиция униатских акафистов. В наши дни авторами некоторых акафистов являются лица, находящиеся в расколе. Таким образом, авторами акафистов могут быть: 1) клирики и миряне одной из Поместных Православных Церквей, 2) лица, относящиеся к деноминациям, отколовшимся от одной из Православных Церквей, 3) инославные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Первые 300 студентов ПСТБИ с огромным воодушевлением учились вечерами в подвалах, на чердаках, так же вдохновенно преподавали священники и достаточно опытные миряне. Постепенно приобретались новые знания, преподавание вводилось в некоторую систему. Учебные планы, программы, курсы с годами совершенствовались и во многом достигли университетского уровня. Сегодня университет имеет более 500 преподавателей, более 1000 студентов на дневном и вечернем отделениях на 7 факультетах и около 3000 студентов на заочном отделении. Среди преподавателей — профессора и доценты МГУ, духовной академии, Академии наук, из разных вузов; действует ученый совет, на заседаниях которого защищаются кандидатские, магистерские и докторские диссертации. С 1990 г. во всей стране начали возникать православные гимназии, лицеи, а затем и другие учебные заведения, в том числе высшие, такие, как Иоанно-богословский университет в Москве, Институт философии и богословия в Петербурге и т. д. § 2. Ежегодные Международные образовательные «Рождественские чтения» С начала 1990-х гг. стали проводиться богословские и церковно-исторические конференции, имеющие цель широкого обсуждения проблем развития не только Церкви, но и страны и общества. Наиболее значительными из числа таких конференций до сих пор являются «Рождественские образовательные чтения». Уже в 1993 г. «Чтения» выросли до уровня международных и привлекли представителей всех регионов СНГ и всех епархий РПЦ. Сегодня «Рождественские образовательные чтения» — это международная конференция, первые два пленарных заседания которой проходят в Кремлевском Дворце съездов. На этих заседаниях выступают Святейший Патриарх, митрополиты, министры, общественные и государственные деятели, крупные ученые. Зал на 5500 человек всегда полон. В своих выступлениях президент Россйской Академии наук Ю. В. Осипов и президент Российской академии образования Н. Д. Никандров и другие говорят об острых проблемах, стоящих перед отечественным образованием и воспитанием, о невозможности наладить воспитание школьников и студентов без активного участия Церкви. На проходившем в январе 2007 года пленарном заседании выступление министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко было встречено присутствующими враждебно, поскольку широко известна его антинациональная политика, ориентированная на реформы глобализации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Тогда летом 1990 года в наши храмы родители, бабушки привели детей и внуков, чтобы мы дали им духовно-нравственный стержень, чтобы эти дети выросли людьми. В Николо-Кузнецкий храм привели 650 детей разного возраста, в соседний — 450 и т.д. Для того, чтобы организовать около 40 классов воскресной школы нужны были прежде всего преподаватели: привлекались студенты, аспиранты, родители, и для них в первую очередь был создан Православный Свято- Тихоновский Богословский Институт. Первые 300 студентов ПСТБИ   с огромным воодушевлением учились вечерами в подвалах, на чердаках, так же вдохновенно преподавали священники и более опытные миряне. Постепенно приобретались новые знания, преподавание вводилось в некоторую систему. Учебные планы, программы, курсы с годами совершенствовались и во многом достигли университетского уровня. Сегодня Университет имеет более 600 преподавателей, более 1000 студентов на дневном и вечернем отделениях на 7 факультетах и около 3000 студентов на заочном отделении. В ПСТГУ преподают профессора и доценты из МГУ, Духовной Академии, Академии Наук, из других ВУЗов, действует Ученый Совет, на заседаниях которого защищаются кандидатские, магистерские и докторские диссертации.   Подобного типа ВУЗы сейчас   существуют в Москве, Петербурге и многих других городах. С 1990г. начали возникать и православные гимназии, лицеи. 2. Ежегодные Международные Образовательные Рождественские Чтения. Тогда же стали проводиться ежегодные всероссийские конференции: Рождественские Образовательные Чтения. Уже в 1993г. Чтения выросли до уровня международных и привлекли представителей всех регионов СНГ и всех епархий РПЦ. Сегодня Рождественские Образовательные Чтения – это международная конференция, первые два пленарных заседания которой проходят в Кремлевском Дворце Съездов. На этих заседаниях выступают Святейший Патриарх, митрополиты, министры, общественные и государственные деятели, крупные ученые. Зал на 5500 человек всегда полон. В своих выступлениях президент РАН Юрий Осипов , и президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров и другие говорят об острых проблемах, стоящих перед отечественным образованием и воспитанием, о невозможности наладить воспитание школьников и студентов без активного участия Церкви. На проходившем в январе 2006 г.   пленарном заседании выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко было встречено враждебно, поскольку широко известна его антинациональная политика, ориентированная на реформы глобализации. Выступление было прервано голосами, топотом ног и даже свистом. Министру не давали говорить до тех пор, пока Патриарх не успокоил зал. Подобный прием этот министр встретил и на общем собрании Российской Академии Наук.

http://pravmir.ru/propovedovat-veru-xris...

Систематический курс. 1) Мир допотопный. 2) Мир послепотопный: а) период патриархальный; б) поселение израильтян в Египте; в) пребывание в нём и г) исход из него. 3) Ветхозаветное пророчество. Пророческое служение и история его. На практических занятиях студенты знакомились с первоисточниками и источниками науки, с памятниками древних Египта, Вавилона и Палестины, имеющими отношение к задаче науки, при чем студентам предлагались для обсуждения труды некоторых ассириологов и египтологов в целях уяснения научного значения этих трудов. —41— Экстраординарный профессор Анатолий Орлов прочитал студентам I-ro и III-ro курсов ряд лекций по истории и обличению западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 г. до настоящего времени (группа Б. 4) – по следующей программе: 1) Обзор главнейших направлений русской научно-богословской литературы по истории и обличению католичества. 2) Римско-католическое учение о догматической, церковно-административной и социально-политической власти папства (Система и историческое развитие папства и историко-богословская оценка этого института). 3) Клир и миряне в католической церкви. 4) Характер и историческое развитие католического монашества. 5) Исторический очерк католической богословской науки (Средневековая схоластика и мистика. Модернизм). Практические занятия состояли преимущественно в чтении и комментировании различного рода источников и пособий, иллюстрирующих и пополняющих изложение тех или других вопросов в теоретических лекциях. Экстраординарный профессор по первой кафедре Священного Писания Ветхого Завета, священник Димитрий Рождественский читал: А) По первой кафедре – студентам I-ro и II-ro курсов совместно – по следующей программе: I, а) Место экзегетики в ряду других богословских дисциплин, науки вспомогательные при изучении Ветхого Завета. б) Общие исагогические понятия и обзор исагогической и экзегетической литературы. в) Особенности традиционного и отрицательно-критического изучения Слова Божия. г) Изложение и разбор начал высшей библейской критики. д) Внутренняя история подлинного ветхозаветного текста. е) Важнейшие переводы священных книг. II, а) Понятие о Частном Введении в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне Православной Церкви. Именно для них, не менее чем для студентов духовных учебных заведений, в первую очередь предназначена эта книга. Очевидно, что в силу временной ограниченности курса сектоведения в него (а значит, и в данную книгу) вошла информация не о всех сектах, с которыми в последние годы приходится сталкиваться гражданину нашей страны. Я попытался отобрать секты либо наиболее широко распространенные и влиятельные, либо наиболее типичные”. Но все же первое издание книги показало, что для полноты картины в книгу следовало бы включить еще целый ряд сект. Во второе издание книги добавлены новые главы и новые сведения, исправлен ряд ошибок и не точных данных, отражены изменения, происшедшие за последнее время. “Теоретические”, а также большая часть “тематических” глав практически полностью переписаны; в несколько раз расширен библиографический аппарат, все цитаты сверены с оригиналами; добавлен подробный предметно-именной указатель. Думаю, книга будет расширяться и совершенствоваться и в дальнейшем. Лекции по сектоведению читались для студентов 4 курса Богословского института, уже прошедших полный курс догматических дисциплин и апологетики. Поэтому я стремился сделать курс наиболее информативным за счет сокращения антисектантской богословской полемики, рассчитывая на то, что студенты уже обладают достаточным богословским инструментарием для опровержения сектантских лжеучений. Я попытался лишь обозначить направление их аргументации. Эта позиция сохранилась и во втором издании книги. Внимательный читатель обнаружит в нем некоторые повторы в ряде глав. Их наличие вызвано моим желанием сделать рассказ о всякой секте автономным и самодостаточным, чтобы из каждой главы можно было бы получить всю необходимую информацию об описываемой в ней секте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Осуждение Синодом в Карловцах Студенческого движения не отвратило его членов от Церкви. Они сознавали себя православными и твердо верили, что не только духовенство, но и миряне могут и должны говорить от ее имени. Дух преданности и свободы воодушевлял деятелей Студенческого движения. Эта молодая поросль русского православия научилась делиться своими идеями с западным миром на языке, доступном и католикам, и англиканам, и протестантам. 379 Знаменательно, что дух активности, вообще свойственный интеллигенции, стал теперь характерным и для Церкви. Хотя возможность миссионерской работы среди широких кругов русской молодежи осложняли условия эмиграции, Студенческое движение провело успешные опыты в тех странах Европы, где существовало мночисленное русское православное население: в Польше, Латвии, Эстонии и Подкарпатской Руси. Больше всего православных находилось в Польше, но антиправославная политика ее правительства препятствовала там миссионерской деятельности Движения. 380 В 1930 г. начали организовываться студенческие кружки в Латвии. Их быстрый рост, однако, вызвал подозрения правительства, относившегося враждебно к любым организациям в среде национальных меньшинств, и вскоре на работу Движения был наложен запрет. Исключение составляла Эстония, где удалось добиться положительных результатов. Восточная часть Эстонии, расположенная вокруг Псковского озера, оставалась преимущественно, православной и русской, и правительство разрешило Движению созывать в этой области конференции. Студенческие съезды устраивались там ежегодно и собирали до 300 участников. Деятельность Движения приобрела популярность также и среди рабоче-крестьянской молодежи, для которой в Ряпино в июне 1934 г. был специально созван съезд. Темы, предложенные его участникам для обсуждения, мало чем отличались от вопросов, поднимаемых в коммунистической антирелигиозной литературе: наука и религия, истина христианства, коммунистическая этика и загробная жизнь. Преображающая сила Евхаристии и церковные песнопения помогли большинству оживить в душе и глубже, по-новому воспринять христианство. Движение продолжало свою деятельность в Эстонии вплоть до вступления ее в состав СССР. 381

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010