В этом, прежде всего, истинное богатство нищих духом, истинное их Царство «Нельзя сознавать себя нищим в человеческом духе, не будучи охваченным богатством Духа Божия, Небесного Царства» (Lange I. Р., стр. 71). Никакие обстоятельства, никакие невзгоды и страдания человеческой жизни не могут лишить христианина этого богатства. Святые мученики с христианской радостью переносили ужаснейшие страдания, потому что никто и ничто не могли отнять у них самого драгоценного – отрадного, сладостного сознания, что и в эти моменты страданий их дух продолжает свой царский путь к самому лучшему и совершеннейшему – Христу и осуществлению Его заветов, Его воли. И в Евангелии Царство Божие обозначает, прежде всего, внутреннее радостное, духовное состояние верующих, как состояние мира, предощущение праведности, возможности спасения в силу искупительных заслуг Христа – Спасителя. В этом смысле Не приидет Царствие Божие с соблюдением [со усмотрением]: ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20-21 ). «не придет Царствие Божие приметным образом, И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». И, по словам апостола Павла: Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе. ( Рим.14:17 ). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» . В этом смысле Царство Божие принадлежит нищим духом. Но им же принадлежит Царство Божие, как Церковь, которую составляют верующие на земле, объединенные одними стремлениями, одними верою, надеждою и любовию. Здесь-то они получат новое богатство – воспримут от Спасителя золото, огнем очищенное, в таинствах Церкви; белую одежду, в которую оденутся, – в христианских добродетелях, и получат глазную мазь, которою помажут глаза свои для исцеления от слепоты, – в истине, Христом возвещенной ( Апок.3:15-22 ). Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл [о, дабы студен был еси или горящь]. Тако, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст Моих имам [тако, понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящь, имам тя изблевати из уст моих]. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам ( Апок.3:15-22 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«И Ангелу Лаодикийския церкве напиши: тако глаголет аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия: вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл. Так, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст моих имам. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжженое огнем, да обогатишися: и одеяние бело, да облечешися: и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз ихже аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем моим на престоле Его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». Вопрошающий. В каком смысле Господь именует себя начатком создания Божия? Отвещающий. Созданием Божиим Господь называет здесь Церковь , себя же именует начатком Церкви, то есть главой ее, как называет Его и апостол Павел в послании к колоссаем ( Кол.1:18 ): «И той есть глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, да будет во всех той первенствуя». Вопрошающий. Что означают слова Господа: ни тепл, ни студен еси, но аки обуморен еси? Отвещающий. Теплым Господь именует христианина, имущего веру православную и дела, достойные верующего; студеным – неверного; а обуморенным – христианина, не имущего дел, достойных веры. Поминает же Господь студеного не для того, чтобы желал кому-либо быть студеным, но показует сим, что верующему не свойственно быть без дел, быть обуморенным, как не свойственно ему быть и студеным, т. е. неверным. Вопрошающий. Как понимать прещение Господне: аще не покаешися изблевати тя имам? Отвещающий. Страшно сие прещение Господне! Христианин, живущий в небрежении о заповедях Господних, по многом к нему долготерпении Божии пребывающий неисправленным, лишается благодати Божией, которая соблюдает его в правоверии, впадает в различные ереси, как Арий, Македоний и прочие еретики. Тогда сбывается на нем апостольское слово: «предаде их Бог в похотех сердец их» ( Рим.1:24 ), лишив их своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Откр.3:12 . «Побеждающаго сотворю столпа в церкви Бога Моего, и боле не имать изыти ктому». Правильно сказал, что побеждающего соделает столпом во храме Божием. Ибо победитель противных сил есть столп и утверждение Церкви, имеющий недвижимое в ней основание, по Божественному Апостолу. Откр.3:12 . «И напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое». И на сердце сего столпа начертаю видение Божественного имени и вышнего Иерусалима, чтобы очами духовными увидел он красоту его, и новое имя Мое, которое ведомо будет святым в будущем веке. Бога Моего – человечески сказал об Отце, как непреложно нас ради соделавшийся плотию. Свыше нисходит Иерусалим, так как Божественное ведение, начинаясь от Ангелов, достигает для нас, при соединении тех и других через Христа главу нашу. Откр.3:13 . «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». Будем молить, чтобы и мы получили таковое ухо. Глава 9-я. Откровение Ангелу Лаодикийской Церкви Откр.3:14 . «И Ангелу Лаодикийския церкве напиши, тако глаголет Аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия». Словом верный означается истина Христова, лучше же, что Он Сам есть самосущая истина. Начаток создания, вместо: царство и начало всего, как владычествующий над тварью. Ибо начаток создания есть причина владычествующая и несотворенная. Откр.3:15–16 . «Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: о дабы студен был еси или горящ. Тако понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящ». И Богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть, или тщательно быть холодным. И подлинно; ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит ee; а горящий духом через крещение и охладевший потом от лености, отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры. В делах нельзя порицать середины; так, беззаконный брак, составляя середину между девством и блудодеянием, не отвергается, в вере же середина и теплота не имеют цены. Откр.3:15–17 . «Имам тя изблевати из уст Моих. Зане глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп и наг».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Словом, нет язвы, которую бы не исцелял, нет страсти, которую бы не укрощал и не сокрушал доблестный крест, на нас возлагаемый, – тем более, крест Христов. Он, по словам Церкви, есть падших восстановление, страстей умерщвление, очистилище нечистот, обоюдоострое оружие, непобедимая победа. И какой же путь может быть вернее и необходимее к Небесному Царству, к которому не может приразиться ничто скверное и нечистое, если не очистительный путь крестный? Так, кто хочет спасен быти, да возмет крест свой ( Мф. 16, 24 ). Но велик шаг на пути к царству славы – очиститься от всякой скверны плоти и духа, величественно и торжество креста, очищающего скверны души нашей; однако не этим еще оканчиваются все подвиги восхищающего Царство Божие, не здесь еще и предел всем победам побеждающего мир и вводящего в Царство Небесное креста Христова. Пусть очистимся мы от всех скверн греховных, пусть совлечемся ветхого человека; но, Господи, с одним сим, како внидем мы, во светлостях святых Твоих, в преукрашенный чертог Твой, мы недостойные? Небрачная одежда тотчас обличит нас, и, связанные, мы будем низвержены от Ангелов. С одним очищением от скверн греховных душа человека есть только пометенная, праздная и пустая храмина, весьма удобная для того, чтоб нечистый дух, изшедший из нее, поял с собою седмъ других духов горших себе, и возвращшеся и вшедше, жил ту ( Мф. 12, 43 ). Нет в ней ничего нечистого, но и совершенно нет ничего хорошего. И напрасно мнит человек он, яко приимет что от Бога во Царствии Его ( Иак. 1,7 ). Вем твоя дела, яко ни студен ecu, ни тепл. О дабы студен был ecu, или тепл. Но якоже ни студен ecu, ни тепл, ниже горящ, имам тя изблевати из уст Моих ( Откр. 3, 15 ), – вот горький жребий такого в вечности. Кто же благословенный наследник благословенного царства? Кто избранный сын неба? Это человек новый, созданный по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4, 24 ), облеченный во утробы щедрот, благость, милосердие, кротость, веру, воздержание, любовь ( Кол. 3, 13 ). И вот здесь-то воссиявает вся слава и является вся сила победносного креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Лаодикия «Святейший Синод, что в Лаодикии, во Фригии, составленный из XXV Епископов противу Монтана и других ересей. Сих еретиков и врагов истины Святейший Синод предает анафеме». Прочтем теперь суд божий над этою церковью в Апокалипсисе: «И Ангелу Лаодикийския церкве напиши: тако глаголет Аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия». «Вем твоя дела, яко не студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл». «Тако яко обуморен еси и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст Моих имам». «Зане глаголеши: яко богат есмь, и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп и наг». «Совещаю тебе купити у Мене злато, разжженое огнем да обогатишися: и одеяние бело до облечешися, и да не явится срамота наготы твоея; и коллурием помажи очи твои да видиши». «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревную убо и покайся». «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери: вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною». «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его». «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». С каким сердоболием Сын человеческий, превечная истина (Аминь), начало создания Божия, выражение, напоминающее нам Благовестие Иоанна «в начале бе Слово» призывает Лаодикийских христиан к покаянию, обещая в заключение своих глаголов вечерять с ними; – но Он же говорит им, что Он уже близ есть при дверях  109 . Лаодикийцы пребыли ни хладны ни горячи. Но познавшие свет должны были приять лишшее осуждение, ибо нельзя служить в одно время Богу и идолу богатства Маммоне. – Роскошь Лаодикийцев возрасла до высочайшей степени; – торговые обороты их города, особенно чрез размен монет  110 , сделали его одним из главнейших в Азии; руно его стад затмило знаменитое руно Милетское. Тацит говорит, что когда Лаодикия была разрушена землетрясением, жители её отказались от помощи Рима и сами восстановили с прежним великолепием свой город  111 . То же самое было, когда её разрушил Митридат-Евпатор; но злато Лаодикицев не было злато, очищенное огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

«Воскресное чт.», ч.10 Это – одно из посланий Спасителя, переданных чрез Иоанна Богослова, управлявшего Малоазийскими Церквами. Наставления, содержащиеся в оном, первоначально относятся к Лаодикийской Церкви, но они относят­ся и ко всем христианам, имеющим нравственное сходство с лаодикийскими христианами. Лаодикийцы здесь обличаются в богопротивной ду­ховной теплоте, но в какие времена многие христиане не заслуживают той же укоризны? «Вем твоя дела, яко ни студен еси, ни горящ: о дабы студен был еси или горящ. Тако, понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящ, имам тя изблевати из уст Моих». Теплый колеблется между истиною и ложью, между добром и злом, не причисляет себя к злым, но не может назваться добрым; желал бы иногда жить благочестиво и избегать пороков, но боится подви­гов добродетели и убегает борьбы с пороком. Намеренно как будто не хочет оскорбить Бога и на основании одного сего нехотения считает себя благочестивым, а потому свободно попускает укрепляться и усиливаться многим слабостям, по его мнению, малым и извинительным. Он мог бы сделаться добрым, если бы не было сильных искушений, но, при сих иску­шениях, при первом случае впадает в тяжкие грехи; он не видит ясно опасности своего положения, но, хотя бы и видел, не придумает средств для избавления; если б и придумал, не умел бы ими воспользоваться, потому что решимость его воли колеблется от всякого ветра учения, от самого легкого дуновения страстей. Он ни истинный христианин, ни закоренелый язычник, но готов иметь общение с теми и другими, равнодушен и к православному учению, и к нечистым ересям, и, смотря по обстоятельствам, может согласиться с еретиками и православными. Он хвалится иногда и верою во Иисуса Христа, но не имеет благих дел; кое-что знает, но знание его безжизненно и бесплодно. Боится быть явным преступником, но стыдится и явного исповедания веры пред кощунами и врагами веры; боится сделаться явным злодеем, но никогда не решится явно на великий подвиг самоотвержения, а тайно может решиться на всякое зло; с грешниками он готов даже приписать себе слабости и пороки, каких не имеет, а с благочестивыми представляется благочестивым и набожным, и в сем случае он лицемер, фарисей, набожностью прикрывающий безобразие души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«За пять минут» до епископской хиротонии нареченный во епископа – простой пресвитер, который не может рукополагать клириков; «спустя пять минут» в ходе божественной литургии он уже рукополагает пресвитера и дьякона. Но можно и не углубляться в Божественное и сверхъестественное, то есть в церковные Таинства, и в житейских делах действуют подобные законы. «За пять минут» до подписания договора и приложения печати это не договор, а простая бумажка; «спустя пять минут» – это официальный документ, создающий определенные правовые последствия (права и обязанности). «За пять минут» до подписания завещания оно ничем не отличается от оберточной бумаги; «спустя пять минут» оно определяет судьбу имущества, оценивающегося в сотни миллионов. «За пять минут» до принесения присяги президент – обычный гражданин, не имеющий никакой особенной власти; «спустя пять минут» он может отправить в отставку правительство и распустить парламент… 5 . Если мужчина и женщина могут, не опасаясь греха, иметь плотское общение до брака, в то время как по причине разногласий дело может вообще не дойти до свадьбы (не раз уже обрученные люди расставались, когда уже были разосланы приглашения на свадьбу!), то что из этого выйдет? Наверное, и тот, и другая будут искать новых «супругов». А если и в этом случае повторится все то же самое (плотская связь, ссоры, развод до брака), неужели они всю жизнь будут оставаться безбрачными? Конечно, нет. Оба они снова будут искать очередного сожителя. А если несчастье повторится… в третий раз, что не так уж невероятно, то они вновь выйдут на поиски «супруга». Но чем же такое положение дел отличается от так называемой «свободной любви»? Мы еще можем говорить о браке «во Христе» или мы имеем дело с обычным плотоугодием, или, если хотите, с «бесплатной проституцией»? 6 . А тем временем Церковь официально и недвусмысленно выразила свою точку зрения. И она ясно и категорично заявила, что плотское общение мужчины и женщины «за пять минут» до брака – не простой, а великий грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

  26 апреля 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 10 часов утра вышла в Покровский храм обители к обедне. По окончании обедни возвратилась в покои. В 1 час дня выехала из обители в автомобиле в глазной лазарет для раненых воинов по Б[ольшой] Никитской ул[ице], дом 46. Пробыла 30 минут и отправилась в дом 10 в лазарет по Садово-Каретной улице, пробыла 25 минут, возвратилась в обитель. В 5 часов 15 минут дня выехала в М[алый] Николаевский дворец, пробыла 30 минут, возвратилась в обитель. В 7 часов вечера выехала вторично в М[алый] Николаевский дворец в Кремль, пробыла 1 час 25 мин[ут], возвратилась в обитель. В 12 часов 20 мин[ут] ночи выехала из обители на Курский вокзал, откуда с поездом 14 отбыла до города Владимира благополучно. Мордвинов, Гупайлович, Поляков.   27 апреля 1915 г. В один час ночи с поездом отбыла до г[орода] Владимира, по прибытии на ст[анцию] Владимир в 6 часов утра вагон с Ее Императорским Высочеством был поставлен на запасный путь. В 8 часов 50 минут отбыла в Успенский собор, пробыла два часа, отбыла в дом Пробыла 30 минут, отбыла в лазарет Дворянского собрания, пробыла один час, отбыла на вокзал. В один час дня с экстренным поездом отбыла до станции Боголюбово, при выходе из вагона отбыла в Боголюбовский где слушала краткое молебствие. По выходе посетила епархиальный лазарет при селе Боголюбово, пробыла 20 минут и возвратилась на станцию, где поездом выехала в город Владимир, где посетила епархиальный лазарет. Пробыла 35 минут, отбыла в лазарет Дамского комитета. Пробыла 30 минут, отбыла в Девичий Пробыла 1 час, отбыла в лазарет Губернской земской управы. Пробыла 1 час 10 минут, отбыла в дом губернатора. Пробыла 2 часа 15 минут, отбыла в Успенский собор. Пробыла 1 час, отбыла на вокзал в 11 часов 20 минут вечера. Примечание: при выходе из Девичьего монастыря Ее Императорского Высочества было подано прошение неизвестной Ее Императорскому Высочеству о просьбе [принять] ее в сестры милосердия. В 4 часа 15 минут с поездом Ее императорское Высочество благополучно отбыла в Москву. Седун, Должиков.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Особой краткостью своих проповедей прославился протоиерей Родион Путятин . Его поучения к простому народу длились в среднем 3–5 минут. Как отмечалось выше, он изобрел особый жанр проповеди, получивший название кратких поучений. Архиепископ Никанор (Бровкович) обычно готовил для произнесения довольно пространные проповеди. Во время богослужения он выходил на амвон без митры, надевал очки и читал текст проповеди по тетради. По воспоминаниям современников, читал он проповеди довольно быстро, почти скороговоркой, что сильно утомляло слушателей. Несмотря на то, что при чтении он сокращал заранее написанный текст, его проповедь обычно длилась около получаса и с трудом воспринималась на слух 309 . Различные подходы к продолжительности проповеди можно видеть и в XX – начале XXI в. Так, Святейший Патриарх Алексий I (Симанский, 1877–1970) рекомендовал духовенству произносить проповеди продолжительностью не более четверти часа. Анализ видеозаписей речей современных проповедников показывает, что сегодня богослужебные проповеди длятся обычно от 10 до 15 минут. Например, проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в среднем длятся около 15 минут. Лишь в редких случаях они могут достигать 20 минут и более. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий обычно произносит проповеди длиной в 10–15 минут. Проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия обычно длятся около 10 минут. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) , как правило, произносит проповеди продолжительностью в 10–13 минут. Продолжительность проповедей митрополита Бориспольского и Броварского Антония составляет, как правило, около 15 минут. При этом известны и приверженцы более краткой проповеди. Например, митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) рекомендовал проповедникам говорить 5–8 минут, иногда чуть больше – до 10 минут. Митрополит Антоний полагал, что в случае более продолжительной проповеди люди будут ее чувствовать «только в ногах, а не в сердце и не в уме» 310 . Из современных проповедников краткими проповедями известен, например, наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его проповеди обычно длятся около 5 минут и довольно редко могут достигать 10 минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Источник. ...Необходимо всякому, поставленному для борьбы, хотя бы часто преодолевал и побеждал своего противника, и самому иногда быть уязвленным (прп. Иоанн Кассиан , 57, 75). Источник. Есть брань и в членах наших, поселенная для нашей же пользы, как читаем у Апостола: плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал. 5, 17 ). По промыслительному распоряжению Божию она внедрилась как бы в самую природу нашу. И можно ли почитать ее иным чем, как не естественною как бы принадлежностью человеческой природы, после падения первого человека, если она всем без исключения обща? Можно ли не верить, что она имеется в нас по воле Божией, во благо нам, а не во зло, если она всем прирождена? Так, некоторым образом, самим промышлением Божиим оставлена в нас сия спасительная брань, чтобы возбуждала нас и вела к высшему совершенству, так что с прекращением ее, по противоположности, должен настать опаснейший мир (прп. авва Даниил, 57, 228). Находясь в середине между , сими двумя стремлениями, воля души нашей не услаждается греховными делами и не находит удовольствия и трудах ради добродетелей, располагаясь так воздерживаться от плотских страстей, чтобы нисколько не терпеть скорбен, неизбежных при исполнении требований духа, желая без озлоблений плоти достигнуть телесной чистоты, без трудов бдений стяжать чистоту сердца, с упокоением плоти обиловать духовными добродетелями, без всякого оскорбления злословием получить благодать терпения, являть смирение Христово без ущерба в чести мирской, следовать простоте благочестия с гордостью века сего, служить Христу с хвалою и благоволением людским, говорить решительную правду, не встречая никаких оскорблений, вообще приобретать блага будущие, не теряя настоящих. Воля сия (если оставить ее в таком состоянии) никогда не новела бы нас к истинному совершенству; но, содержа в состоянии противной теплоты, сделала бы только такими, каковы те, коим с укорением изрекает Господь праведный суд Свой в Апокалипсисе: вем твоя дела, яко ни студен, ни горяч, о дабы студен был еси или горяч! Тако понеже тепл еси, изблевати тя имам от уст Моих (ср.: Апок. 3, 15–16 ); в таком состоянии теплоты мы оставались бы навсегда, если бы из него не выводила нас восстающая в нас брань.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010