Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ († сер. XV в.), Олонецкий, прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Корнилия Палеостровского. Об А. П. известно из «Сказания о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» (ГИМ. Барс. 863. Л. 4об.- 6, нач. XIX в.). А. П. пришел к прп. Корнилию, когда тот уже поселился в каменной пещере на о-ве Палье («Вспальев») Онежского оз. Общежительный Палеостровский монастырь был устроен прп. Корнилием не позднее 1415-1421 гг. (этим временем датируется самый древний акт мон-ря - данная грамота Толвуйской земли на Палий о-в с малыми островами (ГВНиП. 90. С. 147). Вместе с др. учениками А. П. строил храмы в честь Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии и свт. Николая, кельи для братии. Поскольку прп. Корнилий бóльшую часть времени проводил в затворе, он уже при жизни должен был назначить себе преемника, к-рым стал А. П. После кончины прп. Корнилия (ок. 1420) А. П. похоронил его в пещере на месте подвигов, а впосл. обрел его святые мощи и положил под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы. Мощи А. П. покоились под спудом в соборном храме, рядом с прп. Корнилием. Время местной канонизации неизвестно. В 1613 г. Палеостровский мон-рь подвергся разорению от польско-литов. интервентов, впосл., в 1687-1689 гг., мон-рь был разорен разбойниками из раскольников, и большая часть архива пропала. Местное почитание обоих начальников мон-ря засвидетельствовано на протяжении всего XIX в. Архиеп. Сергий (Спасский) указывал общую память преподобных Корнилия и А. Палеостровских на 21 авг. и ставил их обоих в раздел местночтимых святых (Т. 2. Ч. 1. С. 253). Архим. Никодим (Кононов) в 1910 г. отмечал, что память А. П. «доныне благоговейно чтится служением панихид», но не привел никаких свидетельств об офиц. отмене прежнего почитания (С. 43). Местная канонизация А. П. была подтверждена включением его имени в 1974 г. в Собор Карельских святых, в 1981 г.- в Собор Новгородских святых.

http://pravenc.ru/text/73419.html

86 Сосница – небольшая речка, рядом с Вишерой, название получила от Соснового Бора, в 5 км от монастыря. 88 Иоанн II – архиепископ Новгородский (ум. 24.VI.1417), управлял Новгородской епархией с 1388 по 1415 г. 89 ...бревно взяти... конецъ приатъ... – Восстановлено по списку: РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 288 об. 90 ...Лисичиа гора зовомаа... – Лисицкий (на Лисичьей горке) Богородичный монастырь был расположен в 7 верстах от Новгорода. Первое упоминание в летописи 1389 г. 91 Ефрем – Согласно церковному преданию ученик преподобного Саввы, после смерти Саввы Вишерского удалился на берег озера Ильмень, где основал на западном берегу Перекомский Никольский монастырь. Память преподобного Ефрема Перекомского – 16 мая. Ефрем Перекомский вместе с Саввою Вишерским изображен на знаменитом Киликиевском кресте Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, который являлся государственной святыней в Казанском походе 1552 г. Современные научные данные показывают, что Ефрем Перекомский основал свой монастырь в 1407 г., на 10 лет ранее, чем Савва Вишерский. 92 ...Славный конецъ... – Новгород делился на две стороны – Торговую и Софийскую, которые в свою очередь делились на концы. Славный (Славенский) конец находился на юге Торговой стороны. Савва Вишерский посылает Ефрема туда, потому что именно в введении Славенского конца и находился Лисицкий монастырь. 93 ...и тамо обитель составити. – Савво-Вишерский монастырь, прежде Вознесения Господня Саввина пустынь, был расположен в 10 верстах к северо-востоку от Новгорода, близ Московской дороги, на левом берегу реки Вишеры. Известна также «докончальная грамота» – документ XV в. – об установлении границ монастырских владений. (См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 112. С. 172). 94 ...и церковь помыслив здвигнути... воскор поставлена бысть. – В «Краткой летописи о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою ркою жившаго, Новгородскаго чудотворца, с присовокуплением древних грамот царских и прочих данных сему монастырю» (СПб., 1849. С. 1) сказано: «Сей преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению преосвященного Симеона (ум. в 1421 г. – М. Ф.) архиепископа Новгородского в 1417 году». Новгородская III летопись сообщает под 1418 г., что поставлена деревянная церковь «Вознесения Христова в Саввине пустыни у Саввы Вишерского». (См.: ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. С. 236–237). По указанию В. В. Зверинского, собор Вознесения уже с приделами Покрова Богородицы и Саввы Вишерского «существует с 1661 г., в нем под спудом почивают в раке, устроенной в 1670 г., мощи преподобного Саввы». (Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. СПб., 1890. Т. 1. С. 221. 416.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Орловка – на ровной и безлесной местности, в 4 верстах от Азовского моря, по левой стороне р.Лозоватки. До 1860 г. здесь был ногайский аул Сусукан. В 1861 г., по выходе ногайцев в Турцию, здесь первые водворились малороссы из Поповки, бердянского уезда, и составили небольшой поселок, который они назвали Александровкой. Но вскоре затем сюда же начали прибывать крестьяне из губерний: орловской, тамбовской, курской, воронежской, харьковской, полтавской, херсонской и екатеринославской. Так как вблизи уже была деревня Александровка, то они переименовали селение свое в Орловку, потому что в Александровку первые после поповцев пришли орловцы. Молитвенный каменный дом, обнесенный каменною оградою, построен прихожанами и освящен в 1869 г. во имя Архистратига Михаила, но метр. книги хранятся с 1863, а исповедные – с 1864 года. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 94 руб. 8 коп. и от прихожан 700 р. и 49 ½ дес. земли. Живут в общественных домах. Приход – одно селение: в нем 4/5 великороссов и 1/5 малороссов. Всех прихожан 724+697=1421. Дух. 6+9. Главное занятие – хлебопашество. Садоводства нет. 14. Инзова – на ровной местности, несколько покатой к р. Лозоватке, впадающей в Азовское море. Здесь был ногайский аул Арманчи. В 1851 г. сюда перешли болгары из бессарабской колонии Тамбунар и назвали селение в память бывшего наместника бессарабской области и потом новороссийского генерал-губернатора Ивана Никитина Инзова, который скончался в Одессе 27 мая 1845 г., а погребен в Митрофановской церкви Белграда в ноябре 1846 года. Молитвенный каменный дом построен прихожанами и освящен 17 декабря 1863 г. в честь Успения Божией Матери. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 94 р. 8 к. и от прихожан 900 р. и 60 д. земли. Живут в общественных домах. Прихожане – болгары. Они очень усердно занимаются хлебопашеством и некоторые имеют кирпичные заводы. Их 623+617=1240. Дух. 6+5. 15. Новоалексеевка – на левом берегу р. Лозоватки, на ровной местности, с небольшими возвышенностями и лощинами, не имеющей ни лесов, ни пещер, ни озер. До 1860 г. здесь был ногайский аул Улькон-Бескеклы, По выходе ногайцев, здесь стали селиться сперва жители Николаевки, бердянского уезда, а потом крестьяне из внутренних губерний России.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 февр. 1419 г. К. Д. вновь отправился в Новгород, где после благословения архиеп. Симеона получил в управление от новгородцев пригороды, к-рые ранее держал литов. кн. Лугвень (Семен), а также «бор («черный бор» - налог в пользу ярославских князей - А. К.) по всеи волости новгородчкои, коробеищину (подать зерном.- А. К.)». При этом в Новгороде находился наместник Василия I литов. кн. Феодор Патрикеевич. Летом и осенью 1420 г. и в янв. 1421 г. К. Д. с новгородцами посылал бояр на р. Нарову для заключения мира и разрешения спорных дел с Ливонским орденом и Юрьевским епископством (ПСРЛ. Т. 3. С. 412-413; Веселовский. 1969. С. 460-461; Кузьмин. 2014. Т. 1. С. 189). Мирный договор был заключен в нач. февр. 1420 г. (ГВНиП. С. 96-100. 59-60; Янин. 1991. С. 106-107). В том же году К. Д. вновь посетил Клопский мон-рь и беседовал со своим родственником прп. Михаилом, к-рый предсказал К. Д. благополучное разрешение конфликта со старшим братом. К. Д. выделил средства на завершение строительства каменного Троицкого собора Клопского мон-ря. В 1421 г. К. Д. примирился со старшими братьями. Вернувшись в Москву из Новгорода в 1421/22 г., К. Д. вновь сел на княжение в Угличе. Как свидетельствуют более поздние междукняжеские докончания, он признал себя «братом молодшим» Василия Васильевича. После 1421/22 г., основываясь на статьях завещания отца, он получил во владение от кн. Георгия Димитриевича неск. звенигородских и бежецких волостей, а от кн. Петра Дмитриевича - две костромские волости, в к-рых также находились митрополичьи владения. Права на них К. Д. были подтверждены в Москве 11 марта 1428 г. в новом договоре с кн. Георгием Димитриевичем, который утвердил митр. Фотий. Правитель Галицко-Звенигородского удела не стал выдвигать претензии на эти владения и был вынужден ограничиться получением с них соответствующих податей, что в 1433-1434 гг. неоднократно подтверждал в своих докончальных и духовной грамотах (ДДГ. С. 64-67. 24; С. 74. 29; С. 75-80. 30). Во 2-й пол. 1423 или в 1424 г. К. Д. стал поручителем 3-й (по Л. В. Черепнину - 2-й) духовной грамоты Василия Димитриевича. Наряду с литов. вел. кн. Витовтом , родными братьями Андреем и Петром Дмитриевичами он становился одним из гарантов ее исполнения. К этому времени иерархический статус правителя Угличского удела значительно вырос, и К. Д. занял позицию выше старших сыновей кн. Владимира Андреевича, боровско-серпуховских князей Семена и Ярослава Владимировичей и «их братьи» (ДДГ. С. 59-60. 21). Как и др. рус. князья, К. Д. утвердил духовную грамоту старшего брата личной вислой 2-сторонней черновосковой печатью с круговой владельческой надписью (на лицевой стороне имеется изображение 2 чел., держащих под уздцы лошадей и идущих навстречу друг другу, на оборотной - сцена «гостеприимства Авраама» (СГГД. Ч. 1. С. 49-50. 41; Лакиер А. Б. Рус. геральдика. СПб., 1855. С. 137-138; Соболева Н. А. Рус. печати. М., 1991. С. 139, 151, 153, 162, 163).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

1385), Рождества Христова за-Стеною (основ. 1388), Воскресения за Домонтовой-Стеною (построена 1395), Богоявления (поставл. 1397), Покрова Богородицы (поставл. 1398), Николы на Звозе (1404), Софии за Домонтовой-Стеною (перестроена 1416), Варвары на Усохе (поставл. 1421), Благовещения на Песках (поставл. 1421), Знамения у Старого Вознесения (поставл. 1421), Старое Вознесение (существ. прежде 1421), Бориса и Глеба возле Петра и Павла (постав. 1434), Всемилостивого Спаса на Торгу (поставл. 1434), Похвалы Богородицы на Романовой горе (поставл. 1441, камен. постр. 1466), Успения на Завеличьи (поставл. 1444), Богоявления на Бродах (поставл. 1444), Димитрия в Довмонтовой-Стене (упомин. 1451), Космы и Дамиана на Запсковье. (дерев, упомин. в 1458 г., каменная построена в 1462), Воскресения на Полонище (деревян. упомин. 1458), Вознесения на Полонище (1467), Николы на Волку (1483), Афанасия (1483), Георгия в Печки (1483), Нерукотворенного образа на Запсковьи (1487), Анастасии на Полонище (1487), Алексея святого за Довмонтовою-Стеною (1508). Везде в пригородах, как новгородских, так и псковских, были главные патрональные церкви, стоявшие посреди укрепления: им приписывалось покровительство и над городком и над волостью к нему тянувшею. Так, в Ладоге была церковь Великомученика Георгия, в Русе Преображения, в Порхове Николая, в Городце св. Лазаря, в Демане св. Георгия, в Торжке св. Спаса, в Изборске-Старом св. Николая, а в Новом – св. Спаса, в Велье св. Михаила, в Выборе Воздвижения Креста, в Опочке св. Спаса, в Вороноче св. Георгия, во Владимирце св. Николы, в Вышгороде псковском Бориса и Глеба, в Кобыльем городе Архангела Михаила, в Красном Георгия, в Навережской губе св. Николы. 539 Обыкновенная архитектура новгородских и псковских церквей такова: внутри купол на четырех столпах, два отделяют алтарь от трапезы и образуют в алтаре своды, соединяясь со внешнею алтарною стеною; часто же идут стеною до внешней алтарной стены, и в этой поперечной стене (т. е. от столбов до внешней стены) сделаны полукруглые входы из боковых частей алтаря в главную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Однако Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии. Тогда султан завоевал Болгарию, приступил к столице империи и держал самую продолжительную в истории Константинополя осаду с 1394 по 1402 год. За помощью против турков Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Откликнулся венгерский король Сигизмунд: он отправился в поход против турок, который закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 года в сражении у Никополя. В 1399 году французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл к осажденным с 1200 воинами. С 1400 по 1403 год Мануил объезжал европейские столицы, пытаясь убедить королей составить союз против турок. Однако помощь пришла совсем с неожиданной стороны – от Тамерлана, чей опустошительный набег на Русь за несколько лет до этого был остановлен чудом Владимирской иконы Богородицы. В 1402 году, потерпев сокрушительное поражение от монголов, турки вынуждены были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. В 1413 году Мануил помог следующему султану Мехмету I (1413–1421) в войне с его братом Мусой, благодаря чему Мехмет поддерживал мир с Византией во все время своего правления. В 1421 году Мануил посадил на трон своего сына Иоанна VIII, а сам ушел в монастырь Перивлептос, где принял постриг с именем Матфей. Из-за недальновидных политических шагов Иоанна VIII султан Мурад II (1421–1451) в 1422 году предпринял осаду Константинополя, к счастью, неудачную. 21 июля 1425 года после продолжительной болезни Мануил-Матфей умер и был похоронен в монастырской церкви Вседержителя. Стойкость, смелость, честность и верность истине не погубили Мануила II Палеолога, но, напротив, помогли стать последним ярким императором Византии.

http://religare.ru/2_33125.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010