Прп. Арсений поселился на возвышенном месте, к-рое после явления Пресв. Богородицы, именовалось Св. горой; затем переселился в бухту, на берег Ладоги. По позднему преданию, через год на Коневец пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой, чтобы позвать преподобного на Валаам. Но прп. Арсений не согласился. Из печатной редакции Жития (1850) прп. Арсения известно, что в числе первых насельников К. м. были преподобные Феофил и Иаков Омучские, после 1395/96 г. основавшие Феофилову пуст. в Псковском крае (совр. дер. Феофилова Пустынь). В 1398 г. братия К. м. построила первую небольшую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В конце правления Новгородского архиеп. свт. Симеона (1416-1421) прп. Арсений вторично отправился на Афон. Во время его отсутствия в К. м. не хватало хлеба, братия голодала и решила оставить мон-рь. Тогда ученик преподобного, старец Иоаким, взошел на гору и стал молиться. В полусне ему явилась Пресв. Богородица, сказав в утешение, что игумен скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прп. Арсений доставил из Новгорода на 2 больших судах множество припасов. Место молитвы инока Иоакима назвали Св. горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти основателя К. м. совершался крестный ход. Ок. 1421 г., после наводнения, прп. Арсений с братией перешел на более возвышенную часть острова, где обитель находится до наст. времени. Вероятно, летом 1446 (1444 ?) г., во время поездки по Северу, преподобного посетил архиеп. Новгородский Евфимий II Вяжицкий , бывш. игумен Лисицкого мон-ря. Святитель оставил прп. Арсению на память свой ветхий белый клобук. В честь архиерея монастырский залив, где его встретили игумен с братией, назвали Владычной Лахтой. Вскоре после этого события прп. Арсений скончался и был похоронен под папертью ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Впосл. над местом погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого, т. к. коневской подвижник преставился в день его памяти - 12 июня. Еще при жизни прп. Арсения его преемником стал игум. Иоанн.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Посему трудами своими он старался принести плоды, по Евангелию, не в тридцать или шестьдесят, а во сто крат 1874 . Прежде, когда он еще не принял высокого святительского сана, он имел заботу только об одной душе своей, а теперь, когда стал епископом, явилась потребность заботиться уже о душах многих, чтобы можно было с дерзновением сказать Господу Владыке: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» ( Ис.8:18 ). Помышляя о сем и о многом другом в любомудренной душе своей, преподобный Евфимий ощущал в сердце своем большое смущение, но все возлагал на Бога, и надежды его не посрамил Господь, Которому да будет слава теперь, всегда и вечно 1875 . Тропарь, глас 4: Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем. Кондак, глас 8: Яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающыя, и честным мощем твоим поклонящыяся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю богомудре. 1857 Такое наименование носил в древности нынешний город Новгород. Он был одним из древнейших и известнейших городов в древней Руси. 1861 Новгородский архиепископ Симеон (Сампсон), из простых иноков, управлял Новгородскою епархией после смерти архиепископа Иоанна с 1416 до 1421 года. 1862 В практике новгородских владык это был первый случай, когда заведование церковным имуществом поручено было иноку, до сего времени экономы архиепископского дома в Новгороде избирались из мирян. 1863 Тут разумеется Евфимий I (Емелиан) брадатый, занявший архиепископскую кафедру в Новгороде после краткого правления (с 1421 до 1423 г.) избранного, но не посвященного Феодосия; Евфимий I был архиепископом Новгородским с 1423 до 1429 года. 1864 Хутынский монастырь (Хутынь) основан был в 1192 году знатным новгородцем Алексием, в монашестве Варлаамом, и находится на реке Волхове, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода вниз по течению этой реки. 1865 Рождество-Богородицкий Лисицкий (на Лисьей горе) монастырь находился в 7 верстах от торговой стороны Новгорода. Упоминается в 1392 году. 1867 Избрание Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с собором епископов, а исключительно от самих новгородцев, от их веча. Избирали обыкновенно трех кандидатов, и жребии их полагались на престол в храме святой Софии; два жребия по окончании литургии вынимались один за другим протопопом и объявлялись всему народу; наконец, жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Так избран был и преподобный Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

учение Христово (Мф 7:6). важный государственный чиновник у римлян, сосредоточивавший в своих руках военную и юридическую власть. или проконсул, правитель края. малоазийский город, расположенный на берегу Эгейского моря. В древности славился своим богатством и торговлей. римский император, царствовал с 249 по 251 г. Мученическая кончина святого Пиония последовала в 250 г. Метафраст — замечательный византийский общественный деятель и церковный писатель XI b. Из его сочинений особенно замечательны Жития святых. Симеон, составляя этот труд, не ограничился одним только собранием древних сказаний, а пересказал, переложил их на разговорный язык. Отсюда и его прозвище Метафраст (от μεταφρζειν — пересказывать). ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Память святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского наименование носил в древности нынешний город Новгород. Он был одним из древнейших и известнейших городов в древней Руси. или Важище — местность, находившаяся в 12 верстах к западу от Новгорода. было в 1411 году. в иночестве носил имя Пахомия. архиепископ Симеон (Сампсон), из простых иноков, управлял Новгородскою епархией после смерти архиепископа Иоанна с 1416 до 1421 года. практике новгородских владык это был первый случай, когда заведование церковным имуществом поручено было иноку, до сего времени экономы архиепископского дома в Новгороде избирались из мирян. разумеется Ebфuмuй I (Емелиан) брадатый, занявший архиепископскую кафедру в Новгороде после краткого правления (с 1421 до 1423 г.) избранного, но не посвященного Феодосия; Ebфuмuй I был архиепископом Новгородским с 1423 до 1429 года. монастырь (Хутынь) основан был в 1192 году знатным новгородцем Алексием, в монашестве Варлаамом, и находится на реке Волхове, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода вниз по течению этой реки. Лисицкий (на Лисьей горе) монастырь находился в 7 верстах от торговой стороны Новгорода. Упоминается в 1392 году. епископы носили звание архиепископов с 1165 года. Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с собором епископов, а исключительно от самих новгородцев, от их веча. Избирали обыкновенно трех кандидатов, и жребии их полагались на престол в храме святой Софии; два жребия по окончании литургии вынимались один за другим протопопом и объявлялись всему народу; наконец жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Так избран был и преподобный Евфимий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на месте явления построены часовня и скит. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний монастырь, Владычной лахтой. В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

25 февраля 1419 года архиепископ Симеон благословил принятого новгородцами князя Константина Дмитриевича, поссорившегося со своим братом, великим князем Василием Дмитриевичем, а в 1421 году с посадниками, тысяцким и боярами, одарив его, проводил из Новгорода. В 1419 году архиепископ Симеон объезжал Корельскую землю, после того как норвежцы произвели в ней опустошение и разорили несколько церквей и монастырей. В целях примирения карелов с норвежцами и для распространения христианства среди язычников неоднократно совершал поездки на север. Скончался 15 июня 1421 года. Погребен в Мартириевой паперти Новгородского Софийского собора. Мощи его покоятся под спудом. Труды: Послание в Снетогорский монастырь о соблюдении общежительного устава//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, 24. Поучение в Псков//Полное собрание русских летописей. – 2-е изд. – Л., 1925. – Т. 4, вып. 2. – С. 424–425. Поучение о молитве (синодальная рукопись, 321). Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 231–239. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 213, 241. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 36. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 3-е изд., с доп. – СПб., 1882. – Т. 1. – С. 200–204. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 236. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 218–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Коневский, прп. - житие Преподобный Арсений, Коневский чудотворец (Память 12 июня по старому стилю) Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он был 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве. Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсении поставил Крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие». Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

http://pravicon.com/info-1820

Замечено в летописи, что при архиепископе Иоанне «в 1407 г. приходил из Царяграда в Новгород владыка Феодул Тряпизонский, милостыня ради» 581 . 15. Св. Архиепископ Симеон 582 (1415–1421) Св. архиепископ Симеон вступил на кафедру Софийскую после добровольного удаления на покой владыки Иоанна в 1415 г., когда уже немного времени оставалось Новгороду пользоваться своею самобытностью. Летописец, описывая избрание Симеона в архиепископы, говорит: «того же 6923 (1415) лета Новгородцы, сдумав на Ярославля дворе и став вечем у святей Софеи, положиша три жребии на престоле, во имена написав: Самсона чрьнца от святого Спаса с Хутыни, Михаила игумена святого Михаила с Сковородкы, Лва игумена святей Богородицы с Колмова; и по отпетии святыя службы, Василий протопоп старый первое вынесе на вече Лвов жребий, по сем Михаилов, а на престоле остася Самсонов. И посадник Андрей Иванович и тысяцкой Александр Игнатьевич с Новгородци, взведоша Самсона честно в дом святей Софии на сени, месяца августа в 11 день, в неделю» 583 . Новоизбранный владыка, в сопровождении почетного посольства, отправился на поставление в феврале и прибыл в Москву 25 числа. Но так как Самсон был простой инок и не имел никакого духовного сана, то митрополит Фотий 15 марта поставил его диаконом, в субботу третей недели поста (21 ч.) рукоположил во священника; а «в неделю средокрестную 22 числа на память святого отца Василия, поставлен бысть архиепископом Новугороду, в церкви святаго архистратига Михаила, и наречен бысть от митрополита Симеоном». В хиротонии его принимали участие с митрополитом 5 владык: «Григорий Ростовский, Суздальский Митрофан, Антоний Тферский, Сарьский Тимофей, Исаакий Пермьский, при великом князе Василии Дмитриевиче и при брате его Юрьи и Константине». Возвратившись в Новгород 16 апреля в великий четверток, архиеп. Симеон торжественно был встречен с крестным ходом «конец Славна, и того же дни сверши святую литургию в святей Софии, у своего престола, Богом подарованного ему» 584 . Первым добрым делом нового владыки было поставление им «своим стяжанием» двух каменных церквей – св. Петра митрополита Московского и св. великомуч. Анастасии-узорешительницы 585 . Первая церковь , по всей вероятности, сооружена им в память чудес, которые совершились у гроба святителя в бытность его в Москве: так, 9 марта получил исцеление больной, у которого скорчены были ноги, а 15 марта исцелилась черница, которая страдала болезнию в руках 586 ; и это последнее чудо совершилось в самый день посвящения Симеона в диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Примерное время жизни К. установил В. И. Корецкий. Изучая документы Палеостровского мон-ря, исследователь пришел к выводу, что обитель была создана в нач. XV в.: 1415-1421 гг. датируется самый древний монастырский акт. Почитание К рубежу XVII и XVIII вв. существовало устойчивое местное почитание К., его имя вошло в некоторые списки «Описания о российских святых» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; под 23 авг.). Под 23 авг. память святого и описание его образа помещены в Строгановском иконописном подлиннике и сводном подлиннике Г. Д. Филимонова кон. XVIII в., под 9 янв.- в Каликинском подлиннике кон. XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2). К. почитали и старообрядцы Выголексинского общежительства . Выговский киновиарх Семен Денисов включил имя К. в составленное им в 30-х гг. XVIII в. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших»: «И Корнилий Палеостровский, пресветлая звезда обонежская. От темныя и тесныя пещеры, яко от мрачныя нощи, во вся концы обонежския пресветло возблиставши, путеводитель к Небесному Царствию многим незаблудный бысть» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 14 об.- 15). К. упоминается в выговском Житии Кирилла Сунарецкого (НБУВ ИР. Ф. 312. 505. Л. 41). Службу и молитвы К. включали в выговские рукописные сборники и стихирари. Имя К. с цитатой из «Слова воспоминательного...» внес в «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский ; он отметил, что в месяцесловах память святого указана под 23 авг. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 311, 1807-1811 гг.). Согласно путевым дневникам Я. Я. Мордвинова, в 1752 г. над местом погребения К. близ ц. Рождества Пресв. Богородицы стояла посвященная святому часовня. Над мощами была устроена деревянная рака, около раки висели вериги святого, которые богомольцы надевали на себя «на малое время, по обету» ( Мордвинов. 2007. С. 170). Сведения Мордвинова подтверждаются монастырской описью 1755 г. Местом паломничества стала пещера, в к-рой подвизался К. В 1791 г. пещеру описал П. И. Челищев: «В нее ход из деревянной часовни; тесная сия ущелина не имеет довольно места, чтобы лечь и вытянуться человеку. Не имеет ни окна, ни печи, ни горна, ниже крышки для защиты от дождя, снега и ветров» ( Челищев. 1886. С. 19).

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Луг I. Мосха § 76 по русск. переводу. 3     Тимофей и Мавра. В Деяниях св. (Mai I. 375 и 741) тоже житие, что и в славянской минее. Издатели полагают, что оно составлено на основании проконсульских актов. В Константинополе торжественно праздновалась память их в созданном им храме близ Иустиниановых, отсюда заключают, что в семе храме были мощи их или часть мощей. По греч. житию св. Тимофей был чтецом в селении перанейском, по Никодиму пенапейском.     Петр, еп. аргосский. В Деяниях св. (Mai I. 428 и 746) тоже, что и в прологе. Из пролога видно, что святой процветал во время патриарха Николая Мистика (895—930). Из другого синаксаря видно, что сей патриарх поставил его и в епископа Аргоса. В месяцеслове Василия Х века, след. не долгое время спустя после его кончины, он называется чудотворцем. В стишном прологе 12 в. говорится, что св. мощи его изливают благовонное миро, прогоняют демонов и врачуют различные болезни. В прологе неудобопонятное: Пелопову страсть притчею прорек, по толкованию Болландистов и Никодима: предсказал в притче несчастие Пелопонесу. По Никодиму Петр в Атрое 3 янв. есть одно лице с Петром аргосским. Несправедливо. По славянским прологам древнейшим 239 и др. 13 сент.) Петр в Атрое был при патриархе Тарасие († 806), след. за довольно долгое время до Петра аргосского. Ле-Кьен говорит, что ему принадлежит описание жизни св. Афанасия мефопского, который родился около 879 года, повествование о манихеях и слово на бессребреников Косму и Дамиана. В 1421 году мощи его перенесены были в Навплию; при открытии гроба, как повествовали очевидцы, потряслась земля, воздух наполнился благовонием и явился свет, потекли многие исцеления. (Ог. chrism. II. 184). 4     Пелагия тарсийская. В Деяниях св. (Mai 433 и 747) тоже сказание, что и в слав. минее. В Константинополе в честь святой был храм, где торжественно совершалась память ее; он был в Пере близ церкви муч. Конона. Тело ее было перенесено в Царьград при Константине Копрониме (741—775. Дю-Канж IV, 150). В церковных песнях мощам ее приписываются бесчисленные чудеса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. В 1462 и 1463 годах он окончательно утвердил в христианской вере «Великую Пермь» – народы, жившие по Вишере, Каме и Чусовой. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. В 1461 году принимал участие в Соборе, избравшем митрополитом Московским и всея Руси Феодосия (Бывальцева, † 1475). Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви [Благовещения Пресвятой Богородицы], по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различныя подают с верою приходящим...» Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого из них) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Ивановиче Шуйском. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 248. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1421. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885. – Т. 1. – С. 518–523.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010