По первому и наиболее ясному свидетельству, исповедь земле встречается не в простом, темном народе, а, я сказал бы, среди интеллигенции вольных городов Пскова и Новгорода, в секте стригольников (второй половины XIV в. – перв. пол. XV), которые, отвергнув иерархию и отделясь от церкви, ссылались «на божественное писание и священные каноны», «изучили словеса книжная» и говорили к народу от книжного писания, главным образом от Евантелия 925 . Епископ Стефан, вероятно, св. Стефан, просветитель Перми, обличая стригольников, пишет: „Еще и такую ересь прилагаете, стригольники, – велите человеку земле каяться (а не попу). А не слышите Господа, говорящего: «исповедайте грехи свои и молитесь друг за друга, да исцеляете». Для того же святые Отцы уставили духовных отцев, чтобы исповедывались им христиане. Как больной человек объявит врачу болезнь свою, и врач приложит ему лекарство сообразно с тою болезнью, и исцелеет: «так и духовному отцу исповедает человек грехи свои, духовный же отец повелит перестать грешить и положить ему епитимию по греху, и того ради Бога отпустите грех тот. А кто исповедается земле, та исповедь не в исповедь: ибо земля – бездушная тварь, не слышит, не умеет отвечать и не воспретит согрешающему. Потому не подаст Бог прощения грехов исповедающемуся к земле». Далее Стефан говорит, что исповедь земле – это злая сеть, которую дьявол положил чрез Карпа, основателя секты, чтобы отнять у духовенства иерейскую честь – власть вязать и решить, данную Христом 926 . Всмотримся внимательнее в это старшее свидетельство об исповеди земле. Она, установлена основателем секты. Отрицая иерархию и церковное покаяние, стригольники поставили землю на место духовника: перечисляли ей грехи свои и верили, что земля разрешит их. В какие обряды облекалась исповедь сектантов, – припадали ли, например, они к земле, совершали ли другие символические действия, произносили ли, наконец, свои покаянные молитвы, из приведенных слов еп. Стефана не видно. Не выясняется, к сожалению, и та идея, которая лежала в основе обряда: почему на место священника стригольники поставили именно землю и как они смотрели на нее. Приходится искать разъяснения на стороне, в аналогичных явлениях византийской и русской древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

1607 «О окаянне многоженец и любодей!...» – В «Театре» же и в «Саде» петух обвиняется не в распутстве, а в кровосмесительстве. 1610 ...славный мучитель Дионисий Сикулус. – Сицилийский тиран Дионисий Старший (см. коммент. к басне 52). В списках III вида: злославный. 1611 Регио – Регий (совр. Реджо-ди-Калабрия), город на восточной стороне Мессинского пролива. В 387 г. взят Дионисием Старшим. 1612 Диодор, книги 14. – Историческая библиотека. XIV. 106–108 и 111–112; ср.: Фронтин. Стратегемы. III. 4. 3. 1613 85. О коте и о мышах. – Басня Федра (IV. 2), но в основе Эзоп. Несколько иная версия в переводе Гозвинского 25). 1616 Сице скудость – во умышлении зело есть претружше изобильства... – В печатной «Зрелище» этот мотив снят. 1620 Митридат (перв. пол. IV в. до н. э.) – сын Ариобарзана, сатрап Ликаонии. Инсценировав в 362 г. поддержку Датама, завлек мятежного полководца на переговоры и предательски заколол его. 1621 царь Понтийский – Ошибка Виниуса, отождествившего Митридата, сатрапа Артаксеркса II Мнемона, с его младшим родичем, тоже Митридатом, но сатрапом Артаксеркса III Оха, после гибели Оха ставшего первым царем Понта (337–302 гг. до н. э.). 1622 Дамат – Датам (Датис – у Геродота), сын Камизара, персидский полководец первой трети IV в. до н. э., сатрап Каппадокии (центральной области Малой Азии). Оклеветанный перед Артаксерксом II Мнемоном, объявил о своей независимости и успешно боролся против армий, посланных для его уничтожения. (См.:Корнелий Непот. О выдающихся полководцах иноземных народов. XIV. «Датам», 10–11; Полиен. Стратегемы. VII. 29. «Митридат»). 1625 ...под ризами сокровенное. – В «Театре» (как и в списках III вида) нет. Оружие было заранее припрятано Митридатом на месте переговоров. Но сокращения рассказа требовали компенсации хотя бы коротким пояснением, и оно было дано. 1628 ...вельможа Марко Катон (в списках III вида – сенатор Марко Катон) – крупный землевладелец, неразборчивый в истоках наживы, расчетливый и жестокий хозяин, Катон Старший составил трактат «О сельском хозяйстве», в котором делился опытом, как он выжимал силы рабов, экономил на их содержании и сеял меж ними рознь, не допуская их сплочения и объединенного протеста, а «выжав из рабов, словно из вьючного скота, все соки, к старости выгонял их вон и продавал» (Плутарх).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Критон, отпущенник Ликона V 72, 74 Кробил, лицо неустановленное III 24 Кротон, автор «Водолаза», лицо неустановленное. См. Ук. ист. Ксантиппа, жена Сократа, известная своей сварливостью II 26, 34, 37, 60; III 32 Ксанф Лидийский, родом из Сард, историк перв. пол. V в., написал историю Лидии, содержавшую сведения по лидийской мифологии и этнографии VI 101; ср. Ук. ист. Ксанф, афинянин, учитель музыки IV 29 Ксенократ IV 6–15; I 14; II 134; III 38, 46; IV 3, 6, 19, 24; V 2, 3, 4, 10, 39; VII 2; X 1, 13; соим. IV 15 Ксенофан Колофонский IX 18–29; I 15, 16; II 46; VIII 37, 56; IX 1, 5, 21, 22, 72; соим. IX 20; ср. Ук. ист. Ксенофил, пифагореец из фракийской Халкидики, слушатель Филолая и Еврита Тарентийского VIII 16, 46 Ксенофонт Афинский II 48–56; II 13, 22, 47, 64, 65; III 34; VI 84; VII 2, соим. II 59; ср. Ук. ист. Ксеркс, персидский царь в 486–465 гг., воевавший с Грецией I 9, 72; II 7; VIII 57; IX 34 Ктесарх, один из душеприказчиков Феофраста V 56 Ктесибий, друг Аркесилая, Менедема и Антигона Гоната, автор исторических сочинений IV 37 Ктесипп, сын сократика Критона, слушал Сократа II 121 Лаг, отец Птолемея I Сотера II 102 Лаида, прославлены две гетеры с таким именем: старшая – подруга киренаика Аристиппа и младшая – Алкивиада II 75, 84, 85; IV 7 Ламиск Тарентийский, пифагореец из круга Архита, руководил посольством в Сиракузы на помощь Платону III 22; VIII 80 Ламия, одна из знаменитых гетер, подруга Деметрия Полиоркета, которой был выстроен храм как Афродите; здесь, возможно, ошибочно связывается с Деметрием Фалерским V 76 Лампирион, перипатетик, ученик, доверенное лицо и душеприказчик Стратона V 61, 63 Лампрокл, старший сын Сократа II 26, 29 Лас, мудрец и музыкант, наряду с Арионом считался основателем дифирамбического жанра, существовал сборник его афоризмов, учитель Пиндара I 42 Ласфения из Мантинеи, ученица Платона, подруга Спевсиппа III 46; IV 2 Лахет, отец Демохара и шурин Демосфена IV 41; VII 14 Левкипп IX 30–33; I 15; IX 34; X 13 Леодамант Фасосский, математик, старший современник Платона, Архита и Феэтета III 24

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

20–21 «Поэтики». После этого теорией грамматики занимались также эпикурейцы, но наибольшая глубина и последовательность этого искусства об-наруживается в учении стоиков . Среди представителей этой школы своими грамматическими учениями выделялись Хрисипп из Сол (280–208 гг.), его ученик Диоген Вавилонский (II в.), Антипатр из Тарса (II в.) и Кратет Мелосский (перв. пол. II в.). Стоикам принадлежит большая часть современной грамматической терминологии, теория высказываний, учение о частях речи, а также знаменитый принцип аномалии 639 . С ними конкурировала не менее знаменитая александрийская школа грамматики , группировавшаяся вокруг Александрийской библиотеки и основанная Аристархом Самофракийским (ок. 217– 145 гг.) и его учеником – Дионисием Фракийским (ок. 170–90 гг.). Последний стал автором первого специализированного учебника по грамматике. На достижениях этой школы здесь нет необходимости останавливаться, так как они – перед читателем, ибо вся данная книга Исидора выдержана в духе александрийцев. В Риме начало научной грамматики положил стоик Кратет, кото-рый читал там лекции в 169 г. Крупнейшими римскими филологами были Варрон и Реммий Палемон (I в. н. э.), который составил первый учебник по латинскому языку. Сначала у римлян преподавали, ко-нечно, греки и на греческом языке, постепенно грамматические штудии сориентировались на тексты Вергилия, Теренция, Цицерона и Саллюстия. Со времен Реммия влияние александрийской школы на латинскую грамматику становится преобладающим, и в этом духе написаны позднейшие латинские учебники по грамматике (изводы) Доната (IV в. н. э.) и Прискиана (ок. 500 г. н. э.). Огромный трактат Прискиана является приложением к латыни принципов, изложенных в труде грамматика александрийской школы Аполлония Дискола (II в. н. э.). Российскому читателю, желающему получить более подробные сведения о латинской грамматике, мы можем посоветовать замеча-тельную «Грамматику латинского языка» С. И. Соболевского, не-однократно переиздававшуюся в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Σβ. Εφρεμυ πρηπηсыβαετся τακжε οκολο 50 πεcεν β чεсτь Βογοματερη, βολьшηνсτβο κοτορыχ τοжε υποτρεβλяετся νыνε υ μαρονητοβ; εсτь ηζβεcτηε, чτο ηζ эτηχ πεсνεй cβ. Εφρεμα Παβελ Ακμορεйсκηй (β ΧΙ-ΧΙΙ β.) ηζβλεκ cβοη сτηχηρы πρεcβ. Βογοροδηцε, πολοжεννыε β ναшεμ οκτοηχε να Γοcποδη βοζζβαχ βοсκρεсνοй βεчερνη «ηδεжε νεсτь μηνεη». Γημνы cβ. Εφρεμα, νεсμοτρя να τεπλοτυ ρεληγηοζνογο чυβсτβα, νε βοшλη β ναшε цερκοβνοε υποτρεβλενηε, δ.β.π.ч. ναπηсανы βыλη να cηρcκομ яζыκε. Γρηγορηю Βογοcλοβυ († 389), δοβολьνο πλοδοβητομυ ποэτυ, πρηπηсыβαετся οκολο 12 γημνοβ, λυчшηε μεжδυ κοτορыμη: «Γημν Βογυ», δοβολьνο βληζκηй πο сοδερжανηю κ «Τεβε Βογα χβαλημ», «Γημν Χρηcτυ ποcλε βεζμολβηя (ποcτα να παcχυ», β κοτορομ βπροчεμ, προсλαβλяετся νε βοcκρεcενηε, α τβορчεсκο-προμысλητελьναя δεяτελьνοсτь Βοжηя η βοπλοщενηε. Γημνы cβ. Γρηγορηя νεсκολьκο οτβλεчεννογο сοδερжανηя η ποτομυ νε πρηνяτы β βογοсλυжενηε (νελьζя υτβερжδατь, чτο νε υποτρεβλяληсь ζα βογοсλυжενηεμ β δρεβνοcτη). Ζα το ρяδ μεcτ ηζ cλοβ cβ. Γρηγορηя πρεβραщεν ποζδνεйшημη πεсνοπηсцαμη β цερκοβνыε πεcνη (ναπρ., «Χρηcτοc ροжδαετся»). Εщε βολьшεю οτβλεчεννοсτью οτληчαюτся γημνы Σηναζηя Κηρενcκογο, νεсκολьκο προνηκνυτыε νεοπλατονηζμομ.    Запад в этот период выдвинул более знаменитых песнописцев Илария Пиктавийского (Пуальеск. † 367), папу Дамаса († 384), св. Амвросия Медиоланского († 397), бл. Августина († 430), Пруденция (Aurelius Prudentius Clemens, род. 318 г.), Седулия (Coilius Sedulius, перв. пол. V в.), Фортуната (Venantius Fortunatus, † ок. 610 г.). Этой же эпохе принадлежат на западе гимн «Тебе Бога хвалим» (Te Deum) (судя по упоминанию о нем у писателей VI в. ), надписанный в р.-католических богослужебных книгах именем св. Амвросия и Августина. По одному преданию он был написан св. Амвросием в благодарность за окончательную победу над арианством. По другим преданиям воспет по вдохновению (импровизирован) Ссв. Амвросием и бл. Августином во время крещения последнего первым, когда они оба стояли в источнике; св. Амвросий пел один стих, бл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3445 Разумеются древнейшие церковные правила: апост. 37, перв. никейск. соб. 5, антиох. 20, халкид. 19. 3454 Григорович замечает, что он прочитал это имя «по догадке». Не стояло ли в подлиннике Θεφιλος? См. выше примечание 2 на стр. 71–72. 3456 Григорович, вместо μ το Θεο, читает ματαδος и переводит: «да смилуешься и дашь свое благословение». 3460 Григорович читает εναι и переводит: «На сие нужно ваше благословение», с замечанием под текстом: «Это место я перевел по догадке, потому что в тексе не достает, кажется, слова χρεα или νγκ». 3464 О позднейших отношениях галицкой митрополии к угровлахийской см. интересные подробности, выбранные из тех же Acta Patriarchatus, Голубинским в «Кратком очерке истории православных церквей болгарской, сербской и румынской», стр. 373–376. Москва. 1871. 3472 Нет сомнения, что дальнейшие названия городов, в греческой транскрипции, более или менее изменились. Для восстановления правильного чтения, мы, подобно Григоровичу (см. легенду), пользовались известным списком русских городов, помещенным в летописи по Воскресенскому списку (Пол. Собр. Лет. т. VII, стр. 240–241). Миклошич, с той же целью, приводить выписку из Петрушевича, которая, впрочем, оказывается совершенно сходной с переводом Григоровича (см. Указатель к Acta Patriarchatus под словом ‘Οσητζενο). 3473 В воскресенском списке Ржева упоминается в числе городов и литовских (с эпитетом Пустая) и залесских. 3474 У Григоровича Жижка. В воскресенском списке «градов литовских» есть Жижец и Сишка. Последнее, очевидно, ближе к греческой транскрипции. 3478 Микл. Λομι, – Лукы (без Великие) – последний литовский город в воскр. списке; стоит и между городами залесскими. 3479 Кличен в воскр. списке стоит между городами залесскими, а в числе литовских поименован на 4-м месте Клеческ. 3491 Нагубник, оставленное в греческом без перевода, без сомнения, происходить от губа. А губой в литовской Руси называлось пространство земли, которое крестьянин мог вспахать в течение одного дня сохой (см. Горбачевского. Словарь древнего актового языка северо-западного края и Царства Польского. Вильна. 1874 г.). Таким образом слово нагубник, по всей вероятности, означало в Литве служилого человека, владевшего, на поместном праве, известным числом губ княжеской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Оттон, с. польского кн. Казимира I (ум. ок. 1148 г.) IV, 173 Оттон I, II, III, кн. оломоуцкие, см. Ота (Оттон) I, II, III Оттон, герц, каринтийский (978–985, 1002–1004) 164 Оттон, гр. нортхаймский, герц, баварский (1061–1070, ум. в 1083 г.) 232–233, 232, 342 Оттон, пгр. баварский (1156–1180), герц, баварский (1180–1183) 252 Оттон, гр. орламюндский, мгр. майсенский (1062–1067) IXa, 230–231, 230, 232, 233 Оттон, с. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда (уб. в 1057 г.) IXa, 328, 329 Оттон, б. гр. Випрехта I 218 Оттон II, гр. вольфратсхаузенский и дисенский (ум. в 1122 г. ?) III, IXb Оттон Богатый, гр. балленштедский, о. мгр. бранденбургского Альбрехта Медведя (ум. в 1123 г.) 342 Оттон Орсеоло, дож венецианский (1009–1027) V, 350 Оттон Шваб, кор. германский (ошибочно) 348, 348, 354 Оттон, еп. регенсбургский (1060/1–1089) 159 Оттон, еп. пражский (1140–1148) 261, 265 Оттон, монах Цвифальтенского м-ря (перв. пол. XI в.) 199 Оттон Бамбергский, еп. (1102/6–1139), миссионер 253, 255, 257 Оттон Фрайзингенский, еп. (1138–1158), немецкий хронист II, 237–252 Оттоны, см. Саксонская династия Павел, св., апостол 75, 75, 205, 206, 252, 285 Павел Диакон, лонгобардский хронист (ум. в 799 г.) 45, 45, 125, 148 Пазмань, венгерский род 366, 368 Пандульф I Железная Голова, герц, беневентский и капуанский (943–981) 117 Пандульф II, герц, беневентский (981–1014) и капуанский (с 1007 г.) 164, 164 Пантелеимон, св. (умучен в 303 г.) 180–183, 181–183, 193 Парис, с. троянского царя Приама, герой «Илиады» 202 Пасхалий II, п. римский (1099–1118) 176, 207, 285 Пасхалий III, (анти)п. римский (1164–1168) 251–252, 251, 258 Пашуто В. Т 33, 58, 87, 107–108, 137, 173, 198, 202, 252, 255, 263–264, 280, 309–310, 317, 329, 343, 347, 356 «Пегауские анналы» (сер. XII в.) 218–219 Педиадит Василий, см. Василий Педиадит «Пёльденские анналы» (кон. XII в.) 327 Пелка (Фулькон), еп. краковский (1186–1207) 315, 320, 320 Передслава, д. киевского кн. Владимира Святославича (ум. после 1018 г.) IXa, 82, 168, 329 Передслава, ж. венгерского герц. Альмоша, д. киевского кн. Святополка Изяславича (ум. после 1106/8 г.) V, IXa, 202, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варда Фока, византийский полководец, предводитель мятежа против имп. Василия II (ум. в 989 г.) 87 Вартеслав, с. киевского кн. Святослава Ярославича (ошибочно; см. Ярослав Святославич) 339 Вартислав I, кн. западнопоморский (уб. в 1134/47 г.) 253 Василевский I, см. Wasilewski Т Василий I, имп. византийский (867–886) VIII, 22–24 Василий II Болгаробойца, имп. византийский (976–1025) VIII, 73, 83, 86–87, 87, 94, 94 Василий Блаженный, св. (ум. в 1557 г.) 77 Василий Виоанн (в латинизированной форме – Вулкан), византийский катепан Южной Италии (1017–1028) 87, 94, 94 Василий Педиадит, византийский военачальник в Сицилии (1040-е гг.) 95 Васильев A. A. (Vasiliev А.) 54 Васильевский В. Г. 32, 34, 87, 275 Василько Романович, кн. владимиро-волынский (1238–1268/9) IXb, 372 Василько Ростиславич, кн. теребовльский (ум. в 1124 r.)IXa, 199, 201–202, 255, 361 Василько (Ярополчич ?), кн. дорогичинский (ум. после 1182 г.) IV, IXb, 318 Васой (Василий), двоюродный б. венгерского кор. Иштвана I Святого (перв. пол. XI в.) V 137, 351, 356, 356 Вата, предводитель языческой реакции в Венгрии (ср. XI в.) 356 Вацлав, св., см. Вячеслав (Вацлав), св. Вацлав (Вячеслав) I, кор. чешский (1230–1235) VI «Великопольская хроника» (нач. XIV в.) 311, 324 Вельф II, гр. швабский (ум. в 1030 г.) III, 189 Вельф III, герц, каринтийский (1047–1055) III Вельф IV, герц, баварский (1070–1101) III, VII Вельф V, герц, баварский (1101–1120) III, 337 Вельф VI, мгр. тосканский, герц, сполетанский (1152–1191) III, 188, 279, 279 Вельфы, знатный немецкий род (с IX в.) III, 81, 188–190, 221, 267, 347 «Венгерский хроникальный свод XIV в.» 224, 348–349, 351, 353–372 «Венская иллюстрированная хроника», см. «Лицевая (иллюстрированная) хроника» Вергилий Публий Марон, римский поэт (ум. в 19 г. до н. э.) Вернер, мгр. Саксонской северной марки (1003–1009; ум. в 1014 г.) 328 Вернер, архиеп. магдебургский (1063–1078) 154 Вернер, еп. мерзебургский (1059 [?]–1093) 154 Вернер, еп. мюнстерский (1132–1151) 280 Верхуслава, ж. польского кн. Болеслава IV, д. новгородского кн. Всеволода Мстиславича (ум. ок. 1160 г.) IV, IXb, 200

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мильман. Натюрморт. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань Что касается 1930-х годов, то мы постарались выбрать работы из региональных музеев, которые мало знакомы московским зрителям и которые с трудом известны даже специалистам. Они создают удивительно разнообразную картину, которая, я думаю, позволит покончить с представлением об искусстве 1930–1950-х годов как искусстве сплошного тоталитарного соцреализма. Попков В.Е. На работу. 1961 г. Ульяновский областной художественный музей И последний раздел выставки представляет выдающихся художников, которые начали работать в эпоху оттепели. Это, например, Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов. Последнему сегодня 92 года, и он один из двух или трех последних художников так называемого «сурового стиля», который сформировался в те годы. Это очень яркий, свободный и открытый взгляд на мир, создавший образ человека интеллектуального труда, который творит новую жизнь и новую страну. Никулин А.О. Голубой Алтай. 1808-09 гг. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул Даже для нас, тех, кто работал над этой выставкой, возможность проанализировать, что хранится в музейных собраниях 50 региональных музейных центров и отобрать из них 280 работ, было открытием огромного количества произведений и изрядного количества новых имен. Я уверена, что те, кто в течение трех недель придут на эту выставку, увидят очень много нового, и одновременно перед ними явится вся панорама развития отечественного искусства с XVIII века по вторую половину XX века. В частности, они смогут увидеть образы тех святых, которые являлись покровителями той или иной губернии, того или иного географического места, точки или части России. Для меня было большой радостью работать над экспозицией в качестве приглашенного куратора вместе с командой РОСИЗО. Макаров И.К. Портрет великой княгини Марии Александровны. Перв. пол. XIX в. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Я хочу обратить внимание еще на то, что к выставке издан богато иллюстрированный каталог, и все это было сделано в какие-то невероятные кратчайшие сроки. Также я благодарна моим коллегам из Третьяковской галереи, которые обеспечили научное сопровождение проекта, написали замечательные тексты и для каталога, и для аудиогидов, и оказывали всяческое содействие, консультируя нас и специалистов из региональных музеев.

http://pravoslavie.ru/116960.html

При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010