– Против кого затевается заговор на сей раз? – поинтересовался Пожарский. – Против бояр-блюстителей и всей продажной своры их прихлебателей, впустивших поляков в столицу, – ответил Горбатов со стальным блеском в глазах. – Мне ведомо, князь, что ты наперекор воле Семибоярщины отказался приводить к присяге Владиславу жителей Зарайска. – Я еще разумом не тронулся, полковник, – мрачно обронил Пожарский. – Кучка бояр-изменников желает надеть на Русь польский хомут и надеется, что это сойдет им с рук. Не сойдет! Никогда русские не гнулись перед поляками. Никогда! – Я ведь не от своего имени приехал звать тебя к оружию против бояр-изменников, князь, – помолчав, промолвил Горбатов. Сунув руку за отворот кафтана, он вынул из-за пазухи сложенный вчетверо плотный лист бумаги. – Вот, князь. Прочти. Пожарский взял письмо и развернул его, придвинувшись к зажженной свече. Увидев на письме личную печать патриарха Гермогена, Пожарский слегка вздрогнул, его взволнованный взгляд метнулся к Горбатову. Тот молча и со значением покивал головой, выразительно выгнув крутую бровь. Мол, не зря же я гнал коня сюда из Москвы в метель и стужу! В руках у Пожарского было письменное воззвание патриарха, заголовок которого гласил: «Ко всем честным русским людям, кои душой и сердцем радеют о своем Отечестве и не желают быть в рабстве у латинян, обращаюсь я – Гермоген, предстоятель и верховный пастырь Русской православной церкви!» Далее Гермоген писал, что пришла пора всем и каждому браться за оружие, дабы изгнать из Москвы польское войско и бояр, подписавших предательский договор с Сигизмундом. Всякий русский человек, знатный и простолюдин, должен прочитать это воззвание и передать его другому такому же патриоту, как и он сам. Всех жителей сел и городов на Руси Гермоген своею властью патриарха освобождает от присяги Владиславу, сыну Сигизмунда. «Из державцев земли Русской, – писал Гермоген, – бояре стали ее губителями, променяли свое государское прирождение на постыдное рабское служение врагу; совсем наши бояре-блюстители оглупели, а нас всех выдали латинянам. Мужайтесь и вооружайтесь, люди добрые, совет меж собою чините, как вернее врагов одолеть. Время подвига пришло! Польский королевич навязан нам силой, он несет разлад и гибель Руси, надо избрать себе царя свободно и от рода русского!»

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

25–38 Предложенный заместителем председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Н. Н. Поповым проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) о деле патриарха Тихона и о католической церкви 11 июля 1923 г. 11/VII Секретарю Ц.К. Р.К.П. т. Сталину. Прошу поставить на ближайшем заседании Политбюро вопросы: 1) О директивах Наркоминделу при переговорах с Ватиканом на предмет урегулирования правового положения католической церкви в С.С.С.Р. (конкретные предложения: 1) разрешить групповое преподавание католическим детям катехизиса перед конфирмацией, 2) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими) согласовано с Чичериным. 2) О дальнейшем ходе процесса б. патриарха Тихона. (конкретные предложения: 1) продлить следствие, 2) не возражать против изменения меры пресечения и тем из сопроцессников Тихона, которые публично покаятся в своих преступлениях) [ 38 ]. Н. Попов. – Л. 57. Рукописный подлинник на бланке ЦК РКП(б), автограф. Дата в левом верхнем углу карандашом. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “19/VII-23” и входящим номером. – Л. 56. Машинописная копия того времени, сделанная для делопроизводства ЦК РКП(б). Дата в левом верхнем углу отсутствует. В правом верхнем углу машинописная помета: “Отп[ечатано] в 1 экз[емпляре]”. На левом поле документа напротив абзацев с конкретными предложениями две рукописные резолюции: “принять”. Слово “катехизиса” приписано над строкой вместо зачеркнутого “натекизма”. Подчеркивание текста отсутствует. 25–39 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о деле патриарха Тихона и о католической церкви. Из протокола заседания Политбюро 16, п. 42 от 12 июля 1923 г. СТРОГО СЕКРЕТНО Слушали: 42. Вопросы антирелигиозной комиссии. (т. Попов Н. Н.) Постановили: 42.1) Принять следующие предложения антирелигиозной комиссии: а) Разрешить групповое преподование католическим детям катехизиса перед конфирмацией; б) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими. в) Продлить следствие по делу Тихона и не возражать против изменения меры пресечения и тем из сопроцессников его, которые публично покаятся в своих преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85 Православное Богородичное Здолбуновское Братство, о котором говорится в справке 133, было организовано иеромонахом Тихоном [Шараповым] с целью ограждения начал Православия от покушения на них со стороны польско-католических притеснителей, а также для укрепления среди местного населения верности Московскому Патриаршему Престолу. Здолбуново – крупный железнодорожный узел на Волыни, несколько южнее г. Ровно. Оказавшись здесь после окончания войны 1914–1918 гг., иеромонах Тихон [Шарапов] развил широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи раненым солдатам и огромному количеству беженцев из различных местностей России, попавших сюда так же случайно, как и он сам, и испытывавших множество всевозможных лишений и нужд в своём кочевом положении. Так зародилось Здолбуновское Братство при местном храме Почаевского подворья. После ликвидации тяжёлых последствий войны деятельность Братства, как выше было сказано – в связи с притеснением поляками любого проявления русского Православия, – была направлена на самооборону против польско-католического нападения. Далее, после возникновения инспирированной иезуитскими кругами, пресловутой «автокефалии Русской Церкви» в Польше, Братство, стоя на страже интересов Московской Патриархии, всячески сопротивлялось антиканоничным начинаниям «автокефалистов». В связи с тем, что прокатолические возглавители русского Православия в Польше, митрополиты: Георгий [Ярошевский], Дионисий [Валединский] и иже с ними, начали жесточайшее преследование и утеснение Братства, как только усмотрели в нем непримиримого противника своим бесчинствам, Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод, осведомлённые о многополезной деятельности Братства и угрозе его существованию со стороны митрополичьих кругов в Варшаве, присвоили ему, по ходатайству председателя оного, иеромонаха Тихона [Шарапова], права патриаршей ставропигии и, таким образом, изъяли его из юрисдикции русской иерархии в Польше, продавшейся католичеству. После ряда лет героического сопротивления патриархистов в Польше своему автокефальствующему священноначалию Здолбуновское Братство, разумеется, было наконец разгромлено полицейскими силами, а несколько виднейших руководителей этого сопротивления заточены в монастыри и тюрьмы или высланы за пределы Речи Посполитой. В частности, иеромонах Тихон [Шарапов] был выслан из Польши в Германию, где проживал до 1925 г. в Берлине, при бывшей посольской, Князь-Владимирской церкви на Находштрассе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1063 Акт. Южн. и Зап. Рос. VI, 41, стр. 104, ср. VIII, 20, стр. 90. Виленск. Археогр. Сбор. V, стр. 219. 1075 Соловьев. Ист. России III, XII, стр. 473, 476. Еще в 1673 г. царь писал Тукальскому, чтобы он отступил от союза с турками. (Акт. Ю. и З. Р. XI, 57). 1076 Амвросий. Ист. Рос. Uep. I, 61 . Вил. Археогр. Сбор. V, стр. 219. Приложение. Историч. известие о иерархии могилевской до 1845 года. Здесь сказано, что Тукальский умер 26 июля 1676 г. Тоже у м. Евгения (Опис. Киев.-Соф. соб. стр. 196) и у Строева (Списки, стр. 4); у Амвросия вернее. В 1675 г. боярину Матвееву особым сверточком, припечатанным хлебом, донесли, что 18-го августа 1675 г. гетман со всем войском вышел из Батурина на соединение с Ромодановским и сообщил, что «м. Тукальский подлинно умре и без надгробнаго пения в церкве в гробе положен есть» (Акт. Юж. и Зап. Рос. XII, 71). Ясно, что митрополит недавно умер, именно в 1675 году. В том же году в августе Антоний Винницкий просил себе митрополию, ссылаясь на то, что Тукальский умер. (Соловьев. Ист. Рос. III, XII, стр. 518). 1077 Акт. Юж. и Зап. Рос. XI, 121; XII, 112, 124, 127, 130, 132, 206, ср. 211, 213... XIII, 9, 17, 24, 30 и др. 1080 При поступлении Шумлянского на львовской кафедре вышли замешательства. По смерти Афанасия Желиборского (1667 г.) латинец Симеон через волошского господаря просил себе у константинопольского патриарха Мефодия освободившуюся кафедру. Мефодий не согласился сделать этого без ведома львовских православных. Латинец отправился в волошскую землю и там нашел двух запрещенных митрополитов, которые посвятили его в епископа в Сочеве и отпустили во Львов. Львовские жители не приняли самозванца. Они сами выбрали набожного и доброго человека монаха Иосифа, послали его в Константинополь. Патриарх поставил избранного. Симеон обратился к Дорошенке и Тукальскому; эти рекомендовали его патриарху, а когда п. Мефодий отказал, обратились к Султану. Султан приказал отдать кафедру Симеону. Патриарх повиновался и отставив Иосифа, поставил Симеона. (Соловьев. III, XII, 45), но кажется ненадолго. В 1673 г. набожный инок, епископ львовский отправляется в Чигирин к Дорошенке и Тукальскому склонять их поддаться польскому королю (Акт. Юж. и Зап. Р. XI, 86–87). В 1675 г. Дорошенко заточил было Шумлянского в чигиринский замок, когда тот в качестве друга польского короля явился послом от Собесского с предложением польского владычества людям, стремившимся к национальной самостоятельности (Акт. Юж. и Зап. Р. XII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С начала весны 1654 года шла счастливая полурелигиозная война русских с поляками. Русское войско, вышедшее в поход с мая 1654 г., к 20 июня с бою и без боя взяло польские белорусские города: Дорогобуж, Невель, Белый, Полоцк, Рославль и Мстиславль. Могилевский шляхтич Поклонный выехал на государево имя и пожалован в полковники 1019 . Польские войска, истощенные войнами Хмельницкого, не могли остановить движения русских полков. Православный народ рад был видеть у себя русского царя и просил его покровительства. Сначала архиереи, бывшие в походе с царем, затем сам Никон, стали распоряжаться в завоеванном крае. Сильвестр не устоял против общего течения. В конце июля 1654 года к царю под Смоленск явилось духовное посольство во главе с никольским игуменом Иннокентием Гизелем. Гизель привез от Сильвестра грамоту, в которой митрополит высказывает свою радость по поводу успокоения гонимых сынов православия, приклоняется под царскую руку, просит извинения за отказ строить крепость на церковной земле, объясняет, почему он раньше не слал послов к царскому величеству и т. п. Это произошло не от нерадения или презрения пресветлой державы; митрополит хотел слать послов, но гетман, будто бы, удержал его делать это прежде, чем гетманские посланники возвратятся от царского величества. Вместе с митрополитом прислали свои грамоты Зосима еписк. черниговский и печерский архимандрит. Хмельницкий, являясь примирителем, в обоюдных интересах поддерживал митрополита и просил царя не верить наговорам 1020 . Гизель подал статьи, утверждения которых просило малороссийское духовенство. Важнейшие из них: 1) чтобы малороссийское духовенство осталось под властью константинопольского патриарха, 2) чтобы наличные духовные власти удержали свои должности до смерти, а преемников им вольно будут избирать духовенство и миряне, и чтобы государь не посылал москвичей в малую Россию на духовные места, 3) чтобы в духовных судах виноватых не отсылать в великую Россию, 4) чтобы православные, живущие за пределами Малороссии в Литве и Волыни, оставались в ведении киевского митрополита, 5) чтобы духовенству вместо имений, отошедших к Литве и Волыни, даны были другие близ Киева. Посольство просило о всех этих правах, но особенно оно хлопотало о первой вольности, которая, по словам челобитчиков, была всем вольностям и правам корень – именно – остаться под послушанием константинопольского патриарха. «На этом основании, говорилось в челобитной, все наши вольности изданы; если царь не даст этой вольности, то митрополит со всем духовенством начнут сильно скорбить и унывать, и другие духовные, которые еще не под рукой царской, а только усердно желают этого, видя нашу скорбь, начнут малодушествовать» 1021 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И.И. Малышевский , посвятивший большой труд роли александрийского патриарха Мелетия Пигаса в борьбе против унии 15 , занимал, по сути, те же позиции, что М.О. Коялович. Сведения о начале унии давались и в других публикациях 16 , а их интерпретация следовала той же линии, что и книги М.О. Кояловича и И.И. Малышевского . Созданная Кояловичем и Малышевским концепция очень характерна для русской официозной историографии XIX в. В сравнении с нею особенно отчетливо виден вклад «Истории Русской Церкви» митрополита Макария в научное исследование украинско-белорусского православия XVI в., происхождения и последствий Брестской унии. Исследование митрополита Макария сопровождалось вовлечением в научный оборот многих новых источников, хотя неизбежны были и серьезные лакуны, обусловленные недоступностью автору многих собраний документов, и рукописей 17 . В предложенном митрополитом Макарием объяснении причин и механизмов рождения греко-католической церкви есть два доминирующих момента. Во-первых, уния виделась ему как результат «всех действий латино-польского правительства» против православной церкви, «всех усилий литовских иезуитов и других ревнителей латинства к подчинению ее Римскому первосвященнику». 18 Во-вторых, православное духовенство Белоруссии и Украины пошло навстречу этому стремлению потому, что «при господствовавшей там системе раздачи епархий, монастырей, иногда и церквей и оставленное почти без всякого надзора со стороны Цареградского патриарха, естественно, не могло отличаться и не отличалось соответствием своему высокому призванию» 19 . Уния, таким образом, стала следствием кризиса православной церкви и духовенства, с одной стороны, и агрессивной политики польского правительства и католической церкви – с другой. На этой констатации митрополит Макарий считал возможным остановиться в анализе причин Брестской унии. Характер доступных автору источников был таков, что политическая сторона конфликтов получила более полное освещение, чем взаимоотношения между православными и католиками вне сеймов, сеймиков и судов. В «Истории Русской Церкви» было ясно показано, что специфические политические условия и государственно-правовые институты Речи Посполитой делали невозможным насильственное насаждение унии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Переродившийся под влиянием патриарха Гермогена Прокопий Ляпунов писал в разные города:„Встанем крепко, двинемся всею землею к Царствующему граду-Москве и со всем православным христианством обдумаем, кому быть на Москве государем. У нас одна дума: или веру нашу православную защитить, или всем до одного помереть». Всюду начали составляться вооруженные ополчения. В Нижегородско-Суздальской области их собирал Димитрий Михайлович Пожарский. Зашевелились в Калуге служилые люди, – а по разным городам казаки, прежде служившие самозванцу. Таким образом, по призыву патриарха Гермогена, составилось стотысячное ополчение служилых людей двадцати пяти городов и большие отряды казаков из Северской земли, под предводительством прежних тушинцев – Трубецкого и Заруцкого. Сидевшие в Москве поляки и их русские приспешники, узнав обо всем этом, сильно заволновались, а Салтыков, по приказанию Гонсевского, в марте 1611 года, опять явился к Гермогену и угрожающим тоном сказал ему: „Это ты по городам посылал грамоты; ты приказывал всем собираться да идти на Москву! Отпиши им, чтобы не ходили!» Патриарх мужественно ответил: „Если ты, все изменники и поляки выйдете из Москвы вон, я отпишу к своим, чтобы вернулись. Если же вы останетесь, то всех благословлю помереть за православную веру. Вижу ее поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле латынское пение и не могу терпеть». Гонсевский сам заговорил: „Ты, Гермоген, главный заводчик сего возмущения. Тебе не пройдет это даром. Не думай, что тебя охранит твой сан». Но запугать готового на мученичество первосвятителя было нельзя. С этого времени уже не довольствовались прежним надзором над ним: его стали держать под стражей, состоявшей из 50 человек и, стерегли так, что, без ведома и позволения начальника польского отряда, никого к нему не допускали,а сам он и за порог не мог переступить. Видя возрастающее озлобление народа, поляки думали утешать москвичей, суля им„разные свободы», которые даст им Сигизмунд III. При этом они, конечно, выхваляли особенности польского государственного строя, которые выражались в ограничивающих власть короля выборных сейме и сенате, в праве вооруженных восстаний против королевского правительства и проч. Но москвичи отвечали им, что в Польше не настоящая воля, а своеволие: сильный грабит слабых, и по их законам нигде нельзя найти правды. Озлобленные москвичи говорили полякам, чтобы или поскорее приходил в Москву их королевич, или пусть бы они убирались отсюда: Россия – не такая невеста, чтобы ей не найти жениха получше их Владислава. По всем признакам, в Москве готова была разразиться гроза. Сюда тайно прибыл из Суздаля князь Д, М. Пожарский с ополченцами и укрылся в своем дворе у Введения на Лубянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

17 сентября 2006 г. 12:17 — 22 сентября 2006 г. 12:17 С 17 по 22 сентября 2006 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Саввы в Республике Польша будет проходить концертная программа «Голоса православной России», организатором которой уже более пяти лет является Международный Фонд единства православных народов . За эти годы благодаря программе Фонда с лучшими произведениями русской духовной музыки познакомились в Болгарии, Великобритании, на Кипре, в Германии и Македонии.  17-18 сентября в Варшаве состоится открытие программы «Голоса православной России в Польше», на котором предполагается присутствие Президента Польской Республики Леха Качиньского, митрополита Варшавского и всея Польши Саввы и других высокопоставленных должностных лиц, в том числе и из России. В программе примут участие три хоровых коллектива: Московской духовной академии и семинарии , училища им. Гнесиных и камерный хор Международного Фонда единства православных народов «Классика». Свои приветствия организаторам и участникам программы уже направили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов , председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлов , министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов . В частности Святейший Патриарх Алексий II отметил, что «настоящая программа станет хорошей возможностью обогатить новым высокогуманным  содержанием многовековые связи между славянскими народами России и Польши. Голос славянства должен звучать громче в новой Европе, ибо без него не может проявить себя в полной мере культурная идентичность континента — нашего общего дома». В своем приветствии Блаженнейший митрополит Варшавский Савва обращает внимание на воспитательные свойства церковного пения. «Оно располагает нас к хорошим чувствам, которые неизменно передаем следующим поколениям. Никакие границы, политические взгляды, мода — правды этой  не в состоянии поколебать. Пение —  это своего рода воспитатель». В свою очередь министр культуры А.С. Соколов подчеркнул, что сейчас для всех народов Европы жизненно важен «основной дух программы Международного Фонда единства православных народов — дух гуманизма, терпимости, поиска общих принципов согласия и взаимопонимания на основе общечеловеческих ценностей, морально этических норм». В рамках программы российские хоровые коллективы и солисты познакомят жителей Варшавы, Люблина, Лодзи, Кракова, Вроцлава, Белостока и других городов Польской Республики с лучшими произведениями русской духовной музыкальной сокровищницы. Патриархия.ru/ Бюро коммуникаций МФЕПН Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/138410.htm...

В авг. 1945 г. по инициативе митр. Евлогия Западноевропейский экзархат рус. приходов К-польского Патриархата воссоединился с Московским Патриархатом. К. негативно воспринял воссоединение с РПЦ. В окт. 1946 г., после смерти митр. Евлогия, К. был одним из активных участников епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции К-польского Патриархата. В 1948-1949 гг. К. читал публичные лекции, организованные студенческим христ. братством Св. Софии. В 1950 г. работал в Ватиканской б-ке , внес некоторые исправления в свой курс лекций по истории Рус. Церкви. В том же году К. принял участие в работе Византологического конгресса в Палермо (Италия). В 1951 г. вместе с прот. В. Зеньковским, прот. Н. Афанасьевым и Л. А. Зандером участвовал в конференции правосл. и протестант. богословов близ Парижа. В 1951 и 1953 гг. выступал в Сергиевском ин-те с докладами на торжественных актах, посвященных юбилейным датам IV и V Вселенских Соборов. Эти доклады были напечатаны в ж. «Православная мысль». В течение почти 40-летней научно-педагогической деятельности в эмиграции К. написал неск. десятков научных статей, посвященных различным проблемам рус. церковной истории: Крещению Руси и св. кн. Владимиру, расколу, оценке деятельности Русской Церкви в период империи и др. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. вышли в свет главные исторические труды К. В работе «Очерки по истории Русской Церкви» в 2 т. (1959) он систематически изложил развитие церковной жизни в России с древнейших времен до кон. XVIII в. В описании церковной истории К. исходил из равного воздействия на нее как внутрицерковных, так и внешних, гос. факторов, «равновесности, равнозначности» светских и гражданских элементов, идеи симфонии Церкви и гос-ва. Уже после смерти К., в 1963 г., его учениками и коллегами была опубликована кн. «Вселенские Соборы», над к-рой он работал много лет. В ней К. дал развернутое описание важнейшего периода в истории христ. Церкви в IV-IX вв., когда на церковных Соборах складывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями.

http://pravenc.ru/text/1681179.html

«Ловчие ямы» на дороге польско-русского диалога Простить — значит отказаться от мести и ненависти, участвовать в созидании согласия и братства между людьми, нашими народами и странами, что является основой мирного будущего 29 ноября, 2013 Простить — значит отказаться от мести и ненависти, участвовать в созидании согласия и братства между людьми, нашими народами и странами, что является основой мирного будущего Полтора года назад Патриарх Кирилл и Митрополит Юзеф Михалик подписали «Совместное послание народам России». Сегодня на конференции «Будущее христианства в Европе. Роль народов России и Польши», проходящей в Варшаве, католики и православные оценивают, какие из тезисов этого документа уже удалось воплотить в жизнь. Первый день конференции прошел в непротокольных спорах о конфликтах ХХ века. 28–30 ноября в Варшаве проходит конференция «Будущее христианства в Европе. Роль Церквей и народов Польши и России». На конференцию приехала делегация Русской Православной Церкви во главе  с митрополитом Волоколамским Иларионом, иерархи Католической Церкви в Польше и Польской  Автокефальной Православной Церкви, ученые, политики и деятели культуры обеих стран. 17 августа 2012 г. в Варшаве Патриарх Московским и всея Руси Кирилл и Председатель епископской конференции Польши архиепископ Юзефом Михалик подписали «Совместное послание народам России  и Польши». «Послание» содержит призыв к диалогу между Церквями и между народами и показывает полякам и русским путь примирения. Кроме того, оно призывает к совместному свидетельству Православной  и Католической Церквей в защиту основополагающих христианских ценностей в Европе XXI beka. За этими официальными сообщениями стоят не только «паркетные» встречи иерархов, но и дискуссии ученых, священников и политологов. Если при обсуждении истории XVII–XIX века на конференции в Варшаве  дискуссия касалась терминов и тонкостей в трактовках, то в разговоре о событиях ХХ века позиции русских и польских участников поляризовались. Русских историков на сессии, посвященной ХХ веку, представлял Андрей Борисович Зубов. Думается, что ни с каким другим российским участником у польских ученых не получилось бы такой напряженной  дискуссии. «Не наши» режимы и не наши преступления

http://pravmir.ru/lovchie-yamy-na-doroge...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010