55 . Всякое культовое имущество как пожертвованное, так и приобретенное, добровольные пожертвования, подлежит обязательному занесению в инвентарную опись культового имущества. Добровольные приношения (пожертвования), сделанные в целях украшения пожертвованным предметом молитвенного здания или в целях украшения предметов культа, заносятся в инвентарную опись всего культового имущества, находящегося в бесплатном пользовании религиозного общества. Все остальные виды добровольных пожертвований натурой, сделанные без упомянутых выше целей, а также денежные пожертвования как для нужд религиозного общества по содержанию (ремонт, отопление и т. п.) молитвенного здания или помещения, так и в пользу служителей культа, занесению в инвентарную опись культового имущества не подлежат. Денежные добровольные пожертвования верующих учитываются путем ведения казначеем религиозного объединения приходо-расходной книги. 56 . Расходование пожертвованных сумм в соответствии с целями по управлению молитвенным зданием и имуществом культа может производиться членами исполнительных органов религиозных обществ и уполномоченными групп верующих. 57 . В зданиях религиозного культа или в специально приспособленных помещениях, удовлетворяющих строительно-техническим и санитарным правилам, молитвенные собрания верующих, объединенных в группы или общества, происходят без уведомления или разрешения органов власти. В помещениях, специально не приспособленных, молитвенные собрания верующих происходят с уведомления в сельских поселениях – сельского совета и в городских поселениях – отделения милиции, а где последних нет – административного отдела. 58 . Во всех государственных, общественных, кооперативных и частных учреждениях и предприятиях не допускается совершения каких-либо религиозных обрядов и церемоний культа, а также помещение каких-либо предметов культа. Настоящее запрещение не распространяется на отправление по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, а равно на отправление религиозных обрядов на кладбищах и в крематориях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во что может быть оценено ныне Годовой доход Годовой расход (кроме турецких податей) Турецких податей в год Недоимки Близ города Яффы постройки 110000 110000 150000 На Масличной горе постройки 160000 3800043000 363000368000 1380–1480 425000 В деревне Силоам постройки земля и пещеры В деревне Горнее постройки 904500 У города Хеврона постройки земля и Дуб 68000 + Дуб ? В городе Иерихоне постройки 21000 26000 На постройки 398100 Постройки 663600671600 1062010879 281326 ИТОГО: На прочее 110200 103000 189473 Все прочее (кроме пещер и Дуба) 15689001573900 1851–1895 На постройки 496100 501100 12471–12765 На прочее 110000 АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/7, д. 24, л. 28. То же: ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2421, ч. 1, л. 135. 497. Донесение управляющего генеральным консульством в Иерусалиме А.Г. Яковлева послу в Константинополе А.И. Нелидову Иерусалим 12 июня 1895 г. Доверительно Копия Невакуфные участки архимандрита Антонина 904 Милостивый государь Александр Иванович , Один из вопросов, рассмотрение которых Вашему Высокопревосходительству благоугодно было мне поручить указаниями от 17/29 мая 1894 г. 464, касается недвижимостей, оставшихся после смерти многоуважаемого о. архимандрита Антонина, начальника здешней Русской Духовной Миссии. 342 документам, принятым мною из Миссии, была составлена в канцелярии вверенного моему управлению Генерального Консульства опись с подробными извлечениями. Из нее выяснилось, что за исключением недвижимостей, внесенных в вакуф, остальные могут быть разделены на три разряда: 1) недвижимости, записанные на имя умершего о. архимандрита Антонина, 2) записанные на имя турецкоподданного Я.Е. Халеби, нынешнего драгомана Духовной Миссии, и 3) записанные на имена разных лиц. Они находятся на: 1) Масличной горе, 2) в деревне Силоам, 3) в Вифсахурской долине, 4) в Горнем Граде Иудовом, 5) в деревне Бет-Джала, 6) в деревне Аната, 7) около города Хеврона, 8) около города Яффы, 9) в деревне Кана Галилейская и 10) в городе Тивериаде. 1. На Масличной горе Пять недвижимостей: 4 записаны на имя о. Антонина и одна на имя Я.Е. Халеби:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В первом случае акт называется закладною на недвижимое имущество, в последнем – домовым заемным письмом с закладом движимого имущества (1667–1669, 1673). Как тот, так и другой акт должны быть писаны при свидетелях, которым предъявляются самые вещи; вещам составляется непременно опись в двух экземплярах для обеих сторон, с означением цены каждой вещи. Тут же вещи сии, за печатями свидетелей и заемщика, отдаются займодавцу (1670, 1671). Но по уставу Государственного Банка июня 6 1894 г. (Собр. Узак. N 698), Банку предоставлено оставлять в пользовании заемщиков или на хранении принимаемые в обеспечение обязательств движимые имущества; в таком случае им составляется, при трех свидетелях и при чинах полиции, опись и налагаются видимые знаки приема их в заклад (печати, клейма и т.п.), если это возможно по свойству вещи, – в противном случае закладное право Банка по отношению к третьим лицам силы не имеет (ст. 8). Ср. касс. реш. 1872 г. N 975 и 991. Закон в определениях своих имеет в виду только письменную форму заклада, однако заклад не только возможен, но большею частью и совершается в обыкновенной жизни одним словесным соглашением и передачею заложенной вещи, которая, находясь в руках займодавца или верителя, сама по себе уже служит ему обеспечением. Касс. Д. Сената в решениях своих признает заключение договора о закладе в письменной законной форме необходимым для права на удовлетворение продажею заложенных вещей. См. 1867 г., N 212 и мн. др. Ср. реш. 1870 г., N 813. Простая письменная сделка, нигде не явленная, о предоставлении заложенной вещи непосредственно в собственность кредитора за просрочку платежа по обязательству, – не дает кредитору законного права на залог, так что должник, не освобождаясь от обязанности уплатить долг свой, может требовать свою вещь обратно. Касс. реш. 1868 г., N 340, 378. 1872 г., N 991. Если кредитор, в противность 1665–1673 ст. Х т. 1 ч., оставит заложенные вещи у должника, без приложения к ним печатей, то его закладное право не оказывает действия на сделки должника с третьими лицами об этом имуществе, разве будет доказано, что третье лицо знало о существовании закладного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Недвижимое имущество Орловской духовной семинарии состоит из: а) главного корпуса, в котором помещаются классы, различные комнаты для пансиона (спальни, гардеробные, умывальни и [тому] под[обное]), квартиры служащих и помещения для служителей; б) пристройки при нем с церковью в верхнем этаже, библиотекой – в среднем и ученической столовой – в нижнем; в) больничного корпуса; г) здания для образцовой начальной школы; д) флигеля для квартиры духовника семинарии и е) различных надворных построек (баня, сараи, погреба и пр.). При зданиях – усадьба, состоящая из парка, фруктового сада, огорода и черного двора. Вся усадьба обнесена деревянным забором. Из движимого имущества семинария до войны владела всем необходимым как для учебных занятий (парты, классные доски, шкафы, столы, стулья, классные кафедры и пр.), так и для семинарского общежития (койки, матрасы, подушки, одеяла, столовая и кухонная посуда, котлы, кубы, принадлежности для освещения и [тому] под[обное]). Все эти предметы внесены были в подробную инвентарную опись и до 1914 г. ежегодно осматривались и поверялись ревизионной комиссией. С водворением с осени 1914 г. в семинарских зданиях военного госпиталя 49 весьма значительная часть движимого имущества (котлы, кубы, койки, столы, шкафы, гардеробные ящики и пр.) поступила в пользование госпиталя. Сданы были все эти предметы в свое время по описи, но в каком состоянии они сейчас находятся после четырехлетнего пользования, и даже целы ли они, администрация семинарии сказать не может; можно лишь с уверенностью утверждать, что многие вещи совсем распропали или приведены в полную негодность. Равным образом подверглось поломке очень значительное число парт: вследствие крайне стеснительных условий, в которых пришлось жить семинарии в эти четыре года, и вследствие теперешней чрезвычайной дороговизны классная мебель не ремонтировалась и не пополнялась за все это время. Наконец, много принадлежностей семинарского пансиона (главным образом койки и постельные принадлежности) после закрытия общежития приходилось отдавать казеннокоштным ученикам на частные квартиры, а оттуда они по большей части возвращались в крайне поврежденном виде, а иногда и совсем не возвращались. Ввиду всего этого прежняя инвентарная опись семинарского движимого имущества совершенно не соответствует действительной наличности, и администрация семинарии сейчас не может даже определить, что подлежит исключению из инвентаря и что должно быть оставлено. Инвентарь необходимо составлять совершенно заново, но это может быть сделано только после эвакуации из семинарии госпиталя и окончательной ликвидации всех последствий, связанных для семинарии с годами войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По желанию каждый сотрудник мог им пользоваться бесконтрольно. Таков был порядок. 6) Как был и кем перевезен и принят архив с Екатерингофского проспекта и были-ли описи и производилась ли проверка материалов? Архив упаковывался в пачки поденными [работниками] по указанию тов. Аннинского, перевозился под наблюдением тов. Туберозова и складывался на полки по номерам пачек. Описи сданы в отдельных пачках. Проверки не было, т.к. слишком много времени нужно было бы этому уделить. 7) Были ли привезены в числе других материалов, буллы, была ли к ним опись, как они были приняты (проверены) и где хранились с объяснением причин хранения в том или ином [месте]? Буллы привезены не были, но остались на Екатерингофском, где и обнаружены мною позже. Опись их найдена в недавнее время. К. Здравомыслов.   В дополнение к 7-му вопросу: привезена была одна папка с несколькими буллами (она и в настоящее время в архиве). Остальных булл я не видал и не знал, что они были в архиве. Означенная папка лежала на красном диване. К. Здравомыслов. АУФСБ РФ по СПб и ЛО, д. П–29558, л. 93 об.– 94.Рукописный подлинник на листе бумаги в клетку. Вопросы, скорее всего, написаны рукою Здравомыслова. Подписи – автографы.   Датируется по содержанию документа. Леонид Дмитриевич Аксенов ( 1876 г.– 19 августа 1937 г.), с 1903 г. помощник обер-секретаря Правительствующего Сената, с 1910 г. чиновник Министерства путей сообщения, до 1917 г. работал корректором в Синодальной типографии при Управлении Святейшего Синода. По сведениям на июнь 1917 г., делопроизводитель Главного управления по делам местного хозяйства Министерства путей сообщения, член Совета по делам отчуждения недвижимости, помощник обер-секретаря Правительствующего Сената, коллежский советник. Принимал участие в работе Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг. Считался знатоком канонического права, оказывал большое влияние на «либеральную группу» в Патриаршей Церкви. Сразу после Октябрьского переворота здание Синодального архива предполагалось приспособить под авиационную школу ( Старостин Е. В., Хорхордина Т. И. Архивы и революция. С. 85).

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Капиталы других вероисповедных учреждений и религиозных обществ передаются в соответствующие советские установления, применительно к настоящей ведомости. Во всех случаях, вызывающих на местах при отобрании тех или иных бывших церковных капиталов недоумения, запрашивается VIII отдел Народного комиссариата юстиции 423 . СУ. 1918. 62. Ст. 685. II.1.48. Распоряжение Северо-Двинского губисполкома религиозным общинам всех конфессий, обществам, союзам, братствам, кружкам и т. д. о представлении описей их движимого и недвижимого имущества Не ранее 30 августа 1918 г. 424 На основании Декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы и Инструкции Народного комиссариата юстиции от 24 августа того же года о порядке проведения в жизнь означенного декрета, Северо-Двинский губернский исполнительный комитет постановил: 1. Все приходы церквей: православной, старообрядческой, католической всех обрядов, армяно-григорианской, протестантской и исповеданий: иудейского, магометанского и буддийско-ламаистского, приходские и попечительские советы при храмах, религиозные общины, общества, союзы, советы, братства, кружки, монастыри и другого рода организации, ограничивающие круг своих сочленов исключительно лицами одного вероисповедания, а также все иные частные религиозные общества, образовавшиеся для отправления какого-либо культа, обязываются предоставить в двухнедельный срок со дня опубликования сего постановления в газете «Крестьянские и рабочие думы» 425 в местные волостные или городские Советы: а) подробную опись принадлежащему им или находящемуся в их фактическом обладании движимому и недвижимому имуществу, в чем бы такое ни заключалось и где бы оно ни находилось, и б) состояние кассы по день опубликования сего постановления. 2. Означенная опись должна быть составлена в трех экземплярах по прилагаемому образцу с обозначением в ней качества (золотой, серебряный, бриллиантовый, медный и т. п.), количества и размера предметов и указанием где именно таковые находятся и в чьем распоряжении; предметы, представляющие особую ценность, должны быть отмечены исчерпывающим объяснением, а представляющие особо историческое, художественное и другое значение должны быть также отмечены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Те же крестьяне подписали и опись недвижимого имущества, которую я не привожу здесь, — дома и земли, принадлежащие храму, а также опись имущества в храме — книги, иконы, богослужебная утварь и прочее, при чем особо пристально описывались изделия из серебра — подвески, венцы, потиры, тарелочки, «корец», кадило... Подписан от властей документ «Делопроизводителем Л.Виноградовой». Крестьяне, вероятно, не ведали о том, что происходит, подписывая этот Ликвидационный акт, — кажется, и сам о. Николай Шумилин тоже не отдавал в том же отчета себе до конца, хотя черным по белому акт назывался вполне однозначно: Ликвидационный. Глаза — видели, но сердце, душа — не вмещали того. Да и как?.. Каким образом — ни с того, ни с сего — могло враз все здесь закончиться?.. Вот они стоят пред тобой — вернувшиеся с военных полей первенствующие крестьяне из Ломов, из Жоглова, из Коскина, из других деревень, которых ты знаешь с 1893-го года, — это сколько лет? Четверть века? Разве они могут посягнуть на собственную святыню, на этот вот храм, который воздвигли их прадеды на Гуменецком холме? Конечно же, нет! Ну, составим бумагу с глупым, ничего не значащим именем Ликвидационный акт, но это же по сути — ничто, понарошку, — мы же все понимаем... Все это — временно. Уступка такая временным же московским властителям. Разум, душа, все естество отказываются верить в то, что на деле под ногами разверзается инфернальная бездна. Стены храма, древние иконы, убранство, ухоженность места, знакомые лица крестьян — ведь все это — мы, все это — наше... И разве может быть по-другому? Ладно, подпишем глупую эту бумагу — она ведь не значит ничего, правда? Да, трудные ныне времена, где-то на юге гражданская война, и беззаконие — стало законом и доблестью, да и здесь, в Ярославле, только в июле минувшего 1918 года, захлебнулось в крови и в пушечном дыме восстание горожан, которые хотели по всей видимости просто исправить ошибку: вернуть обратно утраченную российскую государственность. Но в реку — не войти дважды, — никак... Такие вот идеалисты — с двенадцатью револьверами напали на оружейный склад... И вот, — свыше 5000 казненных большевиками, разрушенный город, 28000 горожан остались без крова, пожары, в которых гибнут фабрики и заводы... Да что такое жалкая эта бумага, этот Акт, — если дожили мы до такого? Может быть, все еще образуется?..

http://pravoslavie.ru/114296.html

В 1829-1831 гг. с успехом шла проповедь среди мусульман Ахалцихского пашалыка (Юж. Грузия), благочинным прот. Иосифом Орбелиани было обращено свыше 800 чел. ( Кронек, фон//Там же. Т. 8. С. 245-247; Евгений (Бажанов)//Там же. Т. 9. С. 712). В 1830-1832 гг. И. осуществил опись церковного имущества и доходов Экзархата. Его переписка с Паскевичем позволяет представить имущественное положение Церкви в Грузии на тот момент. Так, в письме от 17 янв. 1830 г. И. пишет, что «достояние Грузинской и Имеретинской Церквей (т. е. в Вост. и в Зап. Грузии.- Авт.)… состоит из крестьян и разного недвижимого имения». В Вост. Грузии это ок. 15 тыс. церковных крепостных крестьян муж. пола; подать составляла ок. 30 тыс. р. серебром в год; среди недвижимого имущества числились сады, дома, лавки, красильни, мельницы, пахотные и сенокосные земли, рыбные ловли, минеральная баня в Тифлисе и др., годовой доход с чего составлял 17-20 тыс. р. серебром. В Зап. Грузии было 7 тыс. церковных крепостных крестьян (доход до 11 тыс. р. серебром в год); недвижимое имущество приносило годовой доход в размере 1 тыс. р. серебром. И. отметил, что «церковные крестьяне и имения» в Гурии и Мегрелии находились в ведении местных епархиальных архиереев, а не Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Собранные И. сведения оказались неполными. Он писал, что невозможно определить точное число церковных земель, поскольку «генерального со стороны Российского правительства размежевания в Грузии и Имерети земель и лесов казенных, церковных и помещичьих доселе еще не было», а в имеющихся документах «мера их» не указана; точное число крестьян также установить было невозможно, поскольку «при учинении камеральных церковных описаний многие не вошли в оныя или за отлучками их… по своим надобностям за границу, или по жительству их в помещичьих селениях и скрытию принадлежности к Церкви» ( Иона (Василевский)//Там же. Т. 7. С. 247-248). И. стремился вникать во все дела, много ездил, не щадил своих сил. За 10 лет служения в Грузии он ни разу не пропустил ни одной службы.

http://pravenc.ru/text/578300.html

Подать настоящее прошение и копию получить доверяю брату моему, коллежскому секретарю Евфимию Константиновичу Апостолиди 108 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 151. 74. Донесение генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе И. А. Зиновьеву Иерусалим, 22 марта 1899 г. Копия. В ответ на предписание Вашего Высокопревосходительства от 10 февраля сего года, 85, касательно перевода невакуфных недвижимостей о. Антонина на имя Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, я имею честь донести, что трудность этого дела ныне значительно уменьшилась. Я только что получил от Тайного Советника Хитрово надлежащую доверенность Якова и Ивана Капустиных, наследников о. Антонина. Сущность её заключается в том, что мне разрешается распоряжаться вполне по моему усмотрению всеми недвижимостями, принадлежащими или могущими принадлежать их дяде. При донесении моем от 19 июня 1895 г., 451, я имел честь представить Императорскому Посольству карту и подробную опись всех недвижимостей, принадлежащих России в Сирии и Святой Земле. Ныне, согласно приказанию Вашего Высокопревосходительства, я имею честь донести, что в отношении закрепления их за нами, они делятся на четыре разряда: I. Уже укреплённые 1) Переведённые на имя Правительства и находящиеся внутри Иерусалима – 1 и 2; – близ стен его – 3, 4, 5, 6 и без прежде принадлежавший Действительному Тайному Советнику Мансурову; – на Масличной Горе – 12, 15, 16 и 17; – в Горнем Граде Иудином (деревня Айн-Кярем) – 24; в деревне Бейт-Джала – 26 и 27; – в Назарете – 38. Об этом Императорское Посольство сообщило Генеральному Консульству предписанием от 21 августа 1897 г., 673. 2) Переведённые на имя Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича: близ Иерусалима – 7 и 8; – в Вифлееме – 25. О них я имел честь донести Императорскому Посольству 8-го июня 1898 г., за 529. 3) Записанные отцом Антонином в вакуф: – на Масличной Горе – 10; – в деревне Силоам – 18; – в Горнем Граде Иудином – 21; – близ Яффы – 30; – близ Хеврона – 32; и в Иерихоне – 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Наиболее яркие страницы в историю иерусалимского генконсульства вписал, несомненно, Александр Гаврилович Яковлев (1854–1909 управляющий генконсульством в 1894–1897 гг., генконсул в 1897–1907 гг.). Глубоко осведомлённый в русско-палестинских делах ещё по прежнему своему месту службы, драгоманом константинопольского посольства, с начала 1880-х гг., он оказался незаменимым тружеником по укреплению за Россией русских недвижимостей в Святой Земле. Подраздел, который мы обозначили «В борьбе за русские интересы», в основном составляют отчёты и донесения А. Г. Яковлева, хотя хронологически самым ранним документом является донесение первого консула в Иерусалиме В. И. Доргобужинова от 27 января 1859 г. Забота о русском землевладении – главной материальной основе русского присутствия и влияния в Палестине – всегда оставалась в повестке дня иерусалимских консулов и генконсулов. Но только А. Г. Яковлев сумел поставить дело так последовательно и юридически строго, что составленные им аналитические обзоры и описи российских недвижимостей доныне являются надежнейшим историческим источником. Донесение послу в Константинополе А. И. Нелидову от 29 апреля 1895 г. (документ 16) открывает серию аналитических обзоров владельческой документации по русским земельным участкам и постройкам. Опись, составленная тогда же, в излюбленной Яковлевым табличной форме, подвела впечатляющий итог русского присутствия в Палестине к концу XIX в. (документ 17). Генконсула занимали не только вопросы русского землевладения, но и попытки других государств и конфессий ущемить интересы России и Православия. В справке об участке на Сионской горе, подаренном султанским правительством кайзеру Вильгельму II, А. Г. Яковлев разделяет опасения Иерусалимской Православной Патриархии относительно католического засилия в этом районе города (документ 25). С другой стороны, генконсула не могли не беспокоить проявлявшиеся время от времени недружественные настроения по отношению к России со стороны самой Патриархии. Особое значение имела в этом смысле последовательно патриотическая и юридически безукоризненная позиция генконсула в так называемом «Айн-Фарском деле». Именно его стараниями лавра преподобного Харитона, возобновлённая русскими афонскими иноками на законно ими приобретённом участке в Айн-Фаре, осталась за Россией (документ 27; см. ниже, в т. 2, специальный раздел, посвящённый «Айн-Фарскому делу»). Дело А. Г. Яковлева в отстаивании национальных интересов достойно продолжил последний российский генконсул в Иерусалиме А. Ф. Круглов (1908–1914). 1. Высочайший Указ Императрицы Екатерины II Коллегии иностранных дел

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010