Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ХОРТАЗМЕН [Хортасмен; греч. Ιωννης Χορτασμνος] (ок. 1370 - ок. 1436/37, К-поль), в монашестве Игнатий (Iϒντιος), визант. ученый, митр. Силимврии. Выходец из небогатой семьи; получил блестящее светское образование. В 1391-1415 гг. служил нотарием в ведомстве Великой ц. в К-поле. Между 1397 и 1400 гг. по поручению патриарха К-польского Матфея I (RegPatr, N 3060) протэкдик и кафолический дидаскал (т. е. преподаватель как светских, так и церковных дисциплин) Михаил Вальсамон обучал И. Х. геометрии. Эти занятия в то время являлись подготовительным курсом для овладения астрономией. Насколько основательно И. Х. занимался этой наукой, показывают рукописи из его библиотеки с пометами владельца, среди к-рых - «Альмагест» Клавдия Птолемея и «Каноны» Феона Александрийского (Vat. Urb. 80). И. Х. составил обширную компиляцию из «Географии» Птолемея и извлечений из различных астрономических сочинений, гл. обр. из «Первооснов астрономической науки» Феодора Метохита , рукопись которых содержит многочисленные маргиналии владельца (Vat. gr. 1365). Это сочинение Феодора Метохита до занятий им И. Х. в Византии почти не использовалось. Опасения в отношении астрономии в то время в Византии были столь велики, что И. Х. потребовалась санкция патриарха Матфея I для занятия этим предметом. Др. астрономическая компиляция И. Х. (Vat. gr. 1059) создана из произведений Прокла Диадоха , Исаака Аргира , Птолемея, Феодора Метохита и Феодора Мелитиниота ( Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 256). И. Х. находился в К-поле во время осады города османским султаном Баязидом I (1394-1402); об этом свидетельствует его автограф на полях рукописи Vat. gr. 163. Fol. 233r ( Hunger. 1969. S. 16). Поражение турок под Анкирой в 1402 г. и освобождение К-поля от блокады нашли отражение в заметках И. Х. в рукописи Vindob. Suppl. 75. Тем не менее предположения о существовании некой «Хроники Хортазмена», которая бы заполнила пробел между «Историей» Иоанна Кантакузина и сочинениями историков времени падения К-поля, не подтвердились ( Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 482).

http://pravenc.ru/text/471546.html

С другой же стороны, Еф. дает понять, что к подобным поискам может примешиваться и своя ложь, когда желание реставрировать воображаемую изначальность оборачивается попытками ниспровергнуть хотя и более поздние, но необходимые формы жизни Церкви, будь то ее обрядовая сторона или иерархическое устройство. Тем более, что даже самое радикальное протестанство или обновленчество (последнее – как пародия на подлинное и, безусловно, всегда необходимое церковное обновление) не может не облекаться в свои обрядовые и иерархические формы. Со временем они перестают чем-либо принципиально отличаться от любой другой формы. Желание обновления и возврата к живому дыханию Духа, каким оно было в начале, а значит, и протест против застылости и мертвящей буквы оправданы. Но освобождаясь от указанных болезней, непозволительно «выплескивать с водою и младенца». 478 Прот. А. Мень относил к посланиям «из уз» и 2 Тим., что с формальной точки зрения тоже правильно, так как «2 Тим., где апостол говорит о близкой смерти, более соответствует событиям кон. 60-х гг. – времени его предполагаемого второго ареста.» – Мень А., прот. Послания «из уз».//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 467. Ср., однако, в другой редакции: Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Мир Библии. 1 2., М. 1994. С. 63, где говорится, что посланий «из уз» все же четыре. 482 См. Brown R., где Флп. и Флм. разбираются после Гал., но перед 1 и 2 Кор. и Рим., после которых идут Кол. и Еф. 485 См. Byrne B., S.J. The Letter to the Philippians.//NJBC. P. 792; Brown R. P. 493–6 («Совершенно невозможно разрешить этот вопрос, но из трех возможностей Кесария, Рим или Ефес., наисильнейшие аргументы – в пользу Ефеса, наислабейшие – в пользу Кесарии» – С. 496); Kummel W.G. P. 325–32 («... римская гипотеза имеет наименьшую степень вероятности» – С. 332). 486 См. Charpentier E. P. 47. Другие датировки: ок. 63 г. – Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 367; три послания, написанные между 54 и 58 гг. – Byrne B., S.J. The Letter to the Philippians.//NJBC. P. 792.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

1959. С. 182). По мнению Зимина, И. еще до публичного выступления в защиту монастырских «стяжаний» «рассматривал вопрос о монастырском землевладении с практической точки зрения игумена Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1953. С. 168-169; Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий как публицист и обществ. деятель//Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 54-56). По убеждению И., никто, даже носитель высшей власти, не имеет права отчуждать церковные владения. Такой порядок создавал твердый фундамент для существования сильной и независимой Церкви, которая, оказывая поддержку гос. власти, должна была брать на себя решение социальных задач. И. основал в дер. Спировской «Богорадный монастырь», при к-ром погребались тела людей, скончавшихся «нужными всякими смертями» (РГБ. Вол. 681. Л. 101 об.- 102). По всем погребенным совершались заупокойные службы, а имена, если их удавалось узнать, записывались в синодики. Тем самым И. показал пример христ. отношения к «заложным покойникам», чем изменил многовековую традицию ( Алексеев. 2002. С. 160-161). Сложившаяся в Волоколамском мон-ре система поминальной практики стала образцом для крупнейших русских обителей: ок. 1526 г. почти одновременно она была введена в Троице-Сергиевом (АРГ, 1505-1526 гг. 263) и в Кирилловом Белозерском монастырях (РНБ. Соф. 1152. Л. 27). Поступление вкладов в мон-рь создавало возможности для широкой благотворительной деятельности. В Послании кнг. Голениной И. объяснял: «А розходится на всякой год полутораста рублев денгями, а иногда боле, да хлеба по три тысячи четвертей на год розходится, занеж на всякь день в трапезе едять иногда шестьсот, а иногда семьсот душь, ино коли его Бог пошлет, тогды ся и разойдеть» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 182). По свидетельству Жития, в обители строго соблюдалось указание игумена «келарю и казначею, дабы никто не сшел с манастыря, не ядши» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 482). В период сильного голода мон-рь кормил от 400 до 700 чел. и принял на содержание 50 детей ( Досифей (Топорков). 1865. С. 174-175; ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI СТРАТИОТИК Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Στρατιωτικς], визант. имп. (22/31 авг. 1056 - 30 авг./3 сент. 1057). Фамильное имя - Вринга. Также в источниках М. С. упоминается как Старик, поскольку пришел к власти в пожилом возрасте («...жизнь его уже клонилась к осени» - Mich. Psell. Chron. VI 223). По свидетельству Михаила Атталиата , первоначально это прозвище было выдумано противниками М. С. ( Mich. Attal. Hist. P. 44). Прозвище Стратиотик связано со службой М. С. в ведомстве военного казначейства. Возможно, М. С. был логофетом стратиотиков ( Мохов, Боровиков. 2001. С. 13-14). М. С. был избран на престол в конце краткого самостоятельного правления последней представительницы Македонской династии - имп. Феодоры (пришедшей к власти в нач. 1055 в возрасте ок. 70 лет, ранее делившей престол со старшей сестрой Зоей и ее 3-м мужем Константином IX Мономахом ). Летом 1056 г. императрица заболела, и группировка влиятельных чиновников во главе с протосинкеллом Львом Параспондилом убедила ее избрать своим преемником М. С., надеясь, что им будет легко манипулировать. Согласно кратким поздневизант. хроникам, не восходящим к к.-л. известному средневизант. источнику, избрание М. С. состоялось 22 авг., а 27 авг. Феодора умерла ( Schreiner. 1977. S. 150). Сообщение Иоанна Скилицы о провозглашении М. С. императором 31 авг. ( Scyl. Hist. P. 481) вступает в противоречие с рассказом очевидца событий Михаила Пселла , к-рый утверждает, что императрица успела сама при жизни короновать М. С. При этом Пселл (в завуалированной форме) сообщает, что Феодора скончалась 31 авг. ( Mich. Psell. Chron. VI 224). Точная хронология событий не может быть восстановлена ( Shepard. 1977. P. 26-27, 30). Попытка Феодосия Мономаха, родственника Константина IX, поднять мятеж и не допустить М. С. к власти провалилась ( Scyl. Hist. P. 481-482).

http://pravenc.ru/text/2563710.html

476 См. о последовательности написания Богословско-полемических сочинений прп. Максима в главе 12 настоящей статьи. 477 opusc. 14: PG 91, 153А. К тому же в opusc. 25, которое Ларше вслед за Шервудом датирует началом полемики с монофелитами (ок. 640 г.) (Larchet 1998, p. 43), мы встречаем призыв к тому, чтобы отдать отчет в понятии гномической воли, намерения (γνμη) и других смежных с ними: «Кроме того, [следует уяснить себе], что такое преднамеренный выбор (προαρεσις) и что такое намерение (γνμη), что такое гномическая воля, а что – избирающая» (opusc. 25:91, 273C–D). 482 Ср. аргумент, который встречается уже в послании патр. Сергия папе Гонорию, а потом повторяется в Псифосе и Экфесисе. Там сказано, что учить о двух энергиях во Христе – «значило бы принимать две противоположные одна другой воли (θελματα), как то [волю] Бога Слова, желавшего совершить спасительное страдание, и [волю] Его человечества, противящуюся Его воле, и таким образом вводить двух волящих (θλοντας) противоположного друг другу, – что нечестиво» (Serg. ep. ad Honor. (ed. Allen), p. 190, пер. c небольшими изм. по: Деяния 1996 , Т. IV. c. 175). 483 В opusc. 16 еще не воспроизводится эксплицитно точка зрения монофелитов по этому поводу, которая, однако, воспроизводится в Диспуте с Пирром, так что знал к тому времени прп. Максим терминологию монофелитов или нет, сказать точно нельзя. 484 В opusc. 20: PG 91, 232 прп. Максим уже проводил аналогичное рассуждение в толковании свт. Анастасия Антиохийского применительно к энергии: различия между природными энергиями (которых две) и единым делом, совершаемым Христом. При этом он категорически отвергает возможность приложения ко Христу единой энергии (в смысле энергии Его ипостаси) на основании одного дела, совершаемого Им (Ibid, 232D). Пол Блоуверс недавно отметил, что прп. Иоанн Дамаскин (что характерно, уже после отрицания прп. Максимом γνμη у Христа и в Боге в целом), с одной стороны, всецело разделяя и повторяя учение прп. Максима, вместе с тем допускает в определенном смысле приложение γνμη и к Троице, и ко Христу: «Только что отвергнув гномическую волю во Христе, он может сказать и то, что в Троице, тем не менее, одна γνμη, укорененная в каждой из трех божественных ипостасей, но без различения [у Лиц – Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1) Акафист «Взбранной Воеводе» . Этот акафист выделяется из всех остальных не только тем, что он из всех акафистов (не только Богородице) был написан первым, но и тем, что он единственный входит в состав общественного богослужения (поется на утрене в субботу пятой седмицы Великого поста); все прочие акафисты предназначены, строго говоря, для келейного чтения. Это единственный неседальный гимн, сохранившийся в молитвенном обиходе старообрядцев 467 (несмотря на существование еще нескольких дониконовских акафистов 468 ). Однако в последнее время Великий акафист нередко используется в богослужении как один из акафистов Богородице; в частности, он может рассматриваться как один из двух акафистов на Благовещение, оказываясь, таким образом, в ряду акафистов в честь двунадесятых праздников 469 . В стандартном молитвослове он занимает место между акафистами Иисусу Сладчайшему и свт. Николаю Чудотворцу – в соответствии с иерархическим статусом адресатов 470 . Великий подвижник Сербской Православной Церкви свт. Николай (Велимирович; † 1956), взяв за основу Великий акафист, составил новый гимн, в несколько раз по своему объему превышающий оригинал. В литературе также встречаются упоминания о переложении Великого акафиста ямбическими триметрами византийским придворным поэтом Мануилом Филом (ок. 1275–1345) 471 . 2) Акафисты в честь праздников. Известны 28 акафистов в честь Богородичных праздников 472 , из них по пять – Успению Богородицы 473 и Введению Ее во Храм 474 , по четыре – Рождеству Богородицы 475 и Покрову 476 , два – Благовещению 477 и один – Сретению 478 . Акафист Сретению отражает специфику этого праздника: будучи первоначально и по содержанию, и по богослужебным особенностям Господским, он с течением времени превратился в Богородичный 479 . В этом акафисте часть хайретизмов обращена к Спасителю, часть – к Богородице; однако рефрен относится к Богородице: Гряди, Пречистая, Господь с Тобою и Тобою с нами. В качестве экзотического случая отметим включение в сборник акафистов «Акафиста Непорочному зачатию Пресвятой Богородицы» (рефрен: Радуйся, в зачатии Твоем греху неповинная) 480 . Этот акафист, содержание которого противоречит догматическому учению Православной Церкви, является (как и некоторые другие) униатским по происхождению 481 . При этом в рукописи известен «Акафист Непорочному зачатию Пресвятыя, Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы Богородицы» 482 , содержание которого (несмотря на название) еретических мыслей не содержит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

474 Ср. для осознания временной дистанции икону Николая Чудотворца из Новодевичьего монастыря, ок. 1200 г. (с. 447, 448). 475 Ср., например, «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Спасителя» – обе в Синайском монастыре (Бельтинг X. Образ и культ, Ил. 128, 166). 476 О. Е. Этингоф отождествляет их с доказательством провинциальных образцов для памятника. (Этингоф О. Е. Греко-русские пли «русские» домонгольские иконы... С. 154–155). 477 Зонова О. В. Богоматерь Умиление XII в. из Успенского собора Московского Кремля//ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 270 и сл.; Корина О. А. Живопись домонгольской Руси... 14; Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери//Лазарев В. Н. Византийская живопись. Μ., 1971. С. 318. 479 Такой храм существовал в Новгороде (каменный с 1195 г.) и во Владимире (Положения ризы Богоматери на Золотых воротах, 1160-х годов). С точки зрения датировки «Богоматери Умиления», владимирская церковь предпочтительнее, но столь маленькая икона не обязательно связывалась с построением храма. Отметим, что ряд признаков иконы делает возможной её более позднюю датировку – концом XII в., предложенную В. Н. Лазаревым. Это плат-убрус, наброшенный поверх мафория, – черта, известная по целому ряду образов Богоматери рубежа XII–XIII вв., слишком размытое письмо лика Младенца, подчеркнутая глубина и явная стилизация складок мафория Марии. 480 Корина О. А. Живопись домонгольской Руси. 1; Лазарев В. Н. Русская иконопись... С. 94, 98, 112, 113, 227; ГТГ. Каталог. 1 (с указанием литературы). 482 Ср.: «Гармонию, пути которой сродни круговращениям души, Музы даровали почитателю своему не для бессмысленного удовольствия, но как средство против разлада в круговращении душ, долженствующее привести её к строю и согласованности» (Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 3. С. 488). 484 Лифшиц Л. И. Ангельский чин с Эммануилом и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XII в. М., 1988. С. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вселенский IV Собор (Халкидонский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Деяния Собора известны в неск. редакциях на греч. и лат. языках. Еще до открытия Собора документы, имевшие отношение к делу Евтихия (деяния К-польского (448) и Эфесского (449) Соборов, переписка и др.), были переведены по поручению папы св. Льва I Великого на латынь и вместе с его Томосом к свт. Флавиану, архиеп. К-польскому, были опубликованы, послужив основой «Новарского собрания о деле Евтихия» (Collectio Novariensis de re Eutychis; ACO. T. 2. Vol. 2 (1)). Первоначальный греч. текст деяний не сохранился, но известно, что вскоре после окончания Собора экземпляр соборных деяний был отправлен в Рим; там он хранился в папском архиве и послужил основой для последующих лат. редакций. По распоряжению имп. Маркиана ок. 454/5 г. соборные акты были отредактированы и опубликованы. При этом 3-е деяние (о Диоскоре) заняло место 2-го, нек-рые деяния (о Каросе и Дорофее, Домне Антиохийском, Фотии и Евстафии) были опущены, к протоколам соборных заседаний были присоединены собрания писем, имевших отношение к созыву, проведению и признанию Собора. В наст. время греч. текст деяний, к-рый приобрел окончательный вид только в VII в., представлен 2 рукописями: Venetus (Marc. gr.) 555 (XI в.) и Vindob. hist. gr. 27 (XII в.), в них в целом сохранен порядок расположения документов, сложившийся в сер. V в., но находятся опущенные прежними редакторами протоколы нек-рых деяний. Среди древних греч. редакций, содержащих фрагменты соборных деяний,- «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana, рукопись Vatic. gr. 1431), возникшее в Египте в лагере противников Халкидонского Собора при Александрийском архиепископе-монофизите Петре Монге (после 482) (ACO. T. 2. Vol. 2 (2)). Лат. версия известна в 3 редакциях. Работа над древнейшей (Фа) началась не ранее понтификата Гормизда (514-523). Эта редакция, сохраняемая в 3 рукописях IX столетия (Reginensis 1045, Barberinus 680, Parisin. lat. 16832), соответствует в целом греч.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Юстиниан I Великий, ок. 482 – 565, византийский император с 527 г. Провел кодификацию римского права, в основе которой лежали централизаторские и универсалистские идеи: единая империя во главе с императором, обладающим неограниченной властью, единый закон, единая форма собственности, единая форма семьи, единая вера и т. д. Внешняя политика носила завоевательский характер. Во внутренней политике стремился к прочному союзу с Православной Церковью, преследовал еретиков и инакомыслящих, поощрял развитие торговли и ремесел и т. д. 137 Юсуф, пророк в исламе, сын пророка Якуба. Отличался необычайной красотой и умением толковать сны. История его жизни рассказана в 12-й суре Корана «Юсуф» 111 Ягайло (в крещении Владислав), великий князь Литовский в 1377– 1381,1382–1392 гг., король Польши в 1386–1434 гг., родоначальник династии Ягеллонов. Внук Гедимина, сын Ольгерда и православной княгини Иулиании. По мнению некоторых историков, в юности исповедовал Православие, по другим сведениям, до принятия католической веры был язычником 163 Якобсон В. А., известный российский востоковед, специалист по истории Древнего Востока и клинописи 12 Ян Длугош, 1415–1480, польский историк-хронист, дипломат, священнослужитель, автор 12-томной «Истории Польши» 163 Янин Валентин Лаврентьевич, род. в 1929 г., советский и российский историк, археолог, действительный член Российской академии наук. С 1962 г. возглавляет Новгородскую археологическую экспедицию МГУ. Историк первым стал использовать берестяные грамоты в качестве исторического источника. Автор более 700 научных работ – в основном в области изучения средневекового Новгорода, нумизматики, сфрагистики и эпиграфики древней Руси Янус, в римской религии являлся богом всякого начала (отсюда и название первого месяца в году – январь) и входа – выхода. Изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны 35 Ярила (Ярило), языческое восточнославянское божество и ритуальный персонаж. Согласно мифам древних славян, приезжал к людям весной на зеленом или золотом коне, держа в руках зеленую ветвь либо сноп колосьев, открывал («отмыкал») от зимнего сна землю 128,181–183 Ярослав Всеволодович, 1191–1246, князь переяславский, галицкий, рязанский, переяславль-залесский, новгородский, торжский, волоцкий, великий князь Киевский, великий князь Владимирский (с 1238 г.), сын Всеволода Большое Гнездо, отец святого благоверного великого князя Александра Невского 157

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ст. Монофизитство ). Борьба за утверждение в этих регионах правосл. вероисповедания и формирование иерархии, лояльной к Халкидону, тянулась неск. десятилетий и завершилась лишь компромиссом. В ходе ее в КПЦ впервые проявилась практика вмешательства в дела др. Восточных Церквей, что может рассматриваться как практически неизбежное следствие близости К-польского престола к визант. имп. двору. В 457 г. патриарх свт. Анатолий (449-458) получил от имп. Льва (457-474) распоряжение созвать Синод для разбора дела об убийстве в Александрии правосл. патриарха сщмч. Протерия (451-457) и о вступлении на Александрийский престол патриарха-монофизита Тимофея II Элура (457-460). Синод постановил низложить Элура, однако реализации этого решения удалось добиться лишь через неск. лет благодаря усилиям патриарха Геннадия I К-польского (458-471). В это же время КПЦ активно поддерживала сторонников халкидонского правосл. вероисповедания в Антиохийской Церкви. Ок. 479 г. патриарх Акакий К-польский (472-489) лично поставил на Антиохийскую кафедру правосл. патриарха Календиона . При патриархе Акакии и имп. Зиноне (474-491) начался поворот к компромиссной политике в отношении монофизитов, вызванный тяжелыми конфликтами, расколами и кровавыми столкновениями среди христиан на Ближ. Востоке. Во время краткого правления имп. Василиска (475-476) патриарх Акакий отказался присоединиться к его радикальным антихалкидонским мерам. Василиск же наряду с проч. решениями по отмене Халкидонского Собора предполагал лишить Патриархию КПЦ и ее высокого статуса, установленного 28-м соборным правилом. Непримиримая позиция патриарха Акакия в этом вопросе способствовала свержению Василиска и возвращению на престол имп. Зинона в 476 г. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Икона. Нач. XVI в. (частное собрание) Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Икона. Нач. XVI в. (частное собрание) В 482 г. Акакий разработал «Энотикон» - документ, призванный примирить сторонников и противников Халкидонского Собора, изданный от имени имп.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010