423. «Земля была б без них мертва…» 424. Это неоконченное стихотворение, предположительно датируемое 1831 г., имеет несколько вариантов прочтения пушкинского автографа (скорее всего, три), каждый из которых содержит две из трех имеющихся строфы: первую и вторую или первую и третью. Франк цитирует все три, при этом, к сожалению, оказывается упущенной версия последней строфы, которая восстанавливается так://Животворящая святыня.//Земля была б без них мертва,//Как [без оазиса] пустыня//И как алтарь без божества.//«Без оазиса» – вариант: «без источника». 425. 1828 г. 426. 1829 г. 427. Неточность: письмо написано в начале 1860 г. (Прим. И. Сурат). 428. Замечательно, что Хомяков в этом упреке сошелся с таким своим антиподом, как Фаддей Булгарин, который тотчас после смерти Пушкина выразил его, только резче и грубее: «Жаль поэта, а человек был дрянной». Известно, что таково же было мнение о Пушкине большинства сановных его современников. 429. Переписка Пушкина, изд. Академии Наук, т. 1, стр. 148 (где в дальнейшем отмечается том и страница, имеется в виду это издание 430. Единственная известная нам работа такого рода есть старая статья первого пушкиноведа и редактора первого посмертного издания сочинений Пушкина П. В. Анненкова: «Общественные идеалы Пушкина» (Вестник Европы. 1888. Т. III), где впервые опубликованы некоторые материалы, вошедшие теперь в собрания сочинений Пушкина. Работа эта – для своего времени в высшей степени ценная – теперь, конечно, устарела. 431. Без гнева и пристрастия (лат.). 432. «О Ekamepuhe II». 433. Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою (фр.). 434. Ср. нашу статью «Религиозность Пушкина», Путь, 1933, Париж, YMCA-Press. 435. Много от прапорщика и немножко от Петра Великого (фр.); по-французски у Пушкина фраза выглядит несколько иначе. 436. Письмо к жене от 11 июля 1834 г. 437. Письмо к жене не позднее 14 июля 1834 г. 438. В сущности говоря (фр.). 439. Письмо от 11 июня 1834 г. 440. Таково же суждение Пушкина о московском обществе в эпоху волновавшей Пушкина французской революции 1830 г.: «Здесь никто не получает французских газет, и в области политических мнений оценка всего происшедшего сводится к мнению Английского клуба, решившего, что князь Дмитрий Голицын был не прав, запретив ордонансом экартэ» (намек на ордонансы Карла Х, давшие толчок июльской революции). «И среди этих-то орангутангов я принужден жить в самое интересное время нашего века» (письмо к Э. Хитрово 21 августа 1830).

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

431. Ср.: Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 28. 432. Herodoti Historiae VII, 143. 433. Platonis Respublica 479atonis Respublica 479 b.. 434. Lycophronis Alexandra 276. 435. Ibid. 143. 436. Ibid. 1440-1443. 437. Ibid. 5-8. 438. Cp.: Papini Stati P. Silvae V, 3, 157; dementis Alexandrini Stromata V, 50, 1. 439. Riemschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus deremschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus der byzantinistischen Arbeit der DDR. I. Berlin, 1957. S. 46.yzantinistischen Arbeit der DDR. I.emschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus deremschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus der byzantinistischen Arbeit der DDR. I. Berlin, 1957. S. 46.yzantinistischen Arbeit der DDR. I. Berlin, 1957. S. 46.erlin, 1957. S. 46. 440. Христианское чтение. 1914. Май. С. 555—580. 441. Достаточных оснований отождествить его с епископом Нонном, обратившим танцовщицу Пелагию, или с приятелем Синесия и отцом юноши, для которого Синесий написал рекомендательное письмо, не существует. Некая анонимность вообще присуща посмертной судьбе Нонна; не все рукописи его были надписаны его именем, так что не все его читатели в позднеантичную эпоху знали о его авторстве. 442. Ср.: Тарн В. Эллинистическая М., 1949. С. 190. 443. Уроженцами Хеммиса были: Трифиодор, автор поэмы «Взятое Илиона» (см.: Памятники поздней античной поэзии и прозы II—IV века. М., 1964. С. 56—61); Кир Панополитанский и Пампрепий; наконец, Гораполлон, знаменитый толкователь египетской символики. Уроженцем города Копта был Христодор Коптийский, автор описания статуй в Зевксипповом гимнасии, образующего собой вторую книгу Палатинской антологии (см.: Памятники византойской литературы IV—IX веков. М., 1968. С. 138—141). Уроженцами египетских Фив были Олимпиодор и Христодор Фиванский. Ср.: Cameron А. Claudian. Poetry and Propaganda at the Court of Honorius. Oxford, 1970. P. 4—5. 444. Eunapii Vitae sophistarum X, 7, 12.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

 См.: Brown P. Op. cit., S. 39-51. 429 См.: Прохоров Г. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912, с. 52-110; Courcelle P. Recherches sur les «Confessions» de S. Augustin. Paris, 1950, p. 106-138. 430  О Викторине и его философских взглядах см.: Benz E. Marius Viktorinus und die Entwicklung der abendländischen Willensmethaphysik. Stuttgart, 1932; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 169 - 176. 431  См.: Boyer Ch. Christianisme et Néo-Platonisme dans la formation de Saint Augustin. Paris, 1953; Theiler W. Porphyrios und Augustinus. Halle, 1933; Courcelle P. Op. cit. 432   Трубецкой Е. Указ. соч., с. 41. 433  Как отмечал К. Ясперс, после обращения изменился смысл философского мышления Августина. Он начал философствовать на библейской основе, осуществляя «рефлексию над тем, что в Библии было нерефлектированным» (Jaspers К. Op. cit., S. 323-324). 434  См.: Possid. Vita August. 3. 435  Подробнее о донатистском движении см.: Thümmel W. Zur Beurteilung des Donatismus. Halle, 1893; Frend W. H. The Donatist Church: a Movement of Protest in Roman North Africa. London, 1952; Brisson J.-P. L " Autonomisme et le Christianisme dans l " Afrique romaine. Paris, 1958; Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. Киев, 1912; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. М., 1961. 436  Possid. Vita August. 7. 437  См.: Дилигенский Г. Г. Указ. соч., с. 217; Brown P. Op. cit., S. 119-125. 438  пелагианстве и борьбе с ним у Августина см.: Brown P. Op. cit., S. 298-308; там же дана и специальная библиография вопроса. 439 Подробнее о епископской деятельности Августина и его духовной жизни в этот период см.: Possid. Vita August.; Brown P. Op. cit. 440  О философских взглядах этих мыслителей см.: Майоров Г. Г. Указ. соч.. с. 101 - 142. 441 По этому же пути, кстати, шли и первые христианские школы, например александрийская, руководимая Климентом, Оригеном и их последователями. 442 Altaner B. Patrologie: Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 5. Aufl. Freiburg, 1958, S. 378. 443

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

427 Novella 8 (16), 10. 428 Novella 8 (16), 8. 429 Novella 28 (31), 5. 430 Novella 8 (16), 10. 431 Edictum 13 (96), introd. 432 At. Gelzer . Studien zur byzantinischen Verwaltung Aegyptens, SS. 21— 36; J. В. Bury . A History Later Roman Empire... vol. II, pp. 342—343; G. RouIIIard . L " administration civile de l " Egypte byzantine. Paris, 1928, d. 30. 433 Novella 33 (54), introd. 434 Malalas , p. 486. Если я не ошибаюсь, Бьюри не упоминает этот текст 435 Corippus . De laudibus lustini, II, vv. 249—250. 436 Ioanni Laurentii Lydi De magistratibus. III, 70. 437 Ch. Diehl . Justinien et la civilisation byzantine... p. 311. 438 Видимо, по отношению к Египту. В тексте — «over the sea it invaded ». Примечание научного редактора. 439 Лучшим и основным источником является Прокопий, который жил в Константинополе во время эпидемии. De bello pers., II, 22—23. См. также: J. В. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, pp. 62— 66. См. также: H. Zinner . Rats, Lice and History. Boston, 1936, pp. 144— 149. 440 К. E. Zacharia van Lingenthal . Jus graeco-romanum, III, 3. 441 А. А. Васильев не успел ознакомиться с одной важной работой, где очень подробно рассмотрены все анализируемые им в данном разделе вопросы: H. В. Пигулевская . Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком IV-VI вв. М.; JI., 1951; idem . Byzanz auf den Wegen nach Indien. Aus der Geschichte des byzantinischen Handels mit dem Orient von 4. bis 6. Jahrhundert. Berlin, 1969. Примечание научного редактора. 442 Индикоплов означает «плывущий в Индию», или «плывущий по Индийскому океану». Сочинение было переведено на английский язык Дж. Мак-Криндлом: The Christian Topography of Cosmas, an Egyptian Monk. London, 1897. См.: C. Beazly . The Down of Modern Geography London, 1897, vol. I, pp. 190—196; 273—303. Наиболее полный и красочный очерк о сочинении Космы, согласно Уинстеду (The Christian Topography of Cosmas Indicopleustes. Cambridge, 1909, p. VI), — это M. V. Anastos . The Alexandrian Origin of the Christian Topography of Cosmas Indicopleustes. — Dumbarton Oaks Papers, vol. III, 1946, pp. 75—80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

tom. 6 juxta editionem Parisiensem anno 1724 p. 395” 426 и ‘epistola ad Gregorium fratrem suum, quae est num. XXXVIII, alias XLIII, tom III. edit. Parisiens. anno 1730” 427 . Несомненно бывшими под руками у автора можно считать только те издания, относительно которых он сам делает замечания: penes nos, noster codex, nostra edition и под. Таковые издания – следующие: Bibliotheca Patrum de la Bigne anno 1576 428 , Athanasii opera editionis Commelianae 429 , Editio operum Basilii Iani Cornarii 430 и издание творений Тертуллиана Antverpensi anno 1589 Иакова Памелия († 1587) 431 . Судя по Prolegomena, у Феофана были под руками еще следующие издания, к ссылкам на которые делается прибавление – “ut apud nos est”, или “ut penes nos est”: Clementi Alexandrini Stromata 432 , Eusebii Pamphili Demonstratio evangelica, Paris 1628 433 , Epiphanii opera, Basileae 1560 434 и Eusebii Historia ecclesiae Basileae 1549 и Basileae 1587 435 . Относительно остальных изданий, цитируемых в трактатах Феофана, нельзя наверное сказать, находились ли они у него под руками: одни из этих цитат он мог заимствовать из тех второисточников, которыми он пользовался; другие же из них могли подвергнуться изменению со стороны издателя. Помимо изданий святоотеческих творений, Феофан ссылается еще на следующие патристические труды: акты флорентийского собора, изданные Горацием Юстинианом 436 , Collectio conciliorum Северина Биния 437 , Collectio conciliorum иезуитов Ляббе и Косартия 438 , opuscula aurea theologica quorundam clarissimorum vitorum posteriorum graecorum circa processionem Spiritus Sancti Петра Аркудия († 1633) 439 и Indiculus scriptorium Augustini Поссидия 440 . Обращаемся теперь к догматическому и полемическому богословию. Из этой области Феофан имел особенно много источников, как первостепенных, так и второстепенных (хотя относительно большинства трудно сказать, пользовался ли он ими непосредственно, или посредственно). Опуская богословские системы Аманда Полянского, Беллярмина, Герарда, Квеншедта и Голлазия, которые для Феофана имели значение более, чем черновой материал, и богословскую литературу, относящуюся к социнианству, о которой мы уже говорили (в IV главе нашего исследования), мы укажем здесь на следующие сочинения: Theasaurus orthodoxae fidei Parisiis ann.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Эти побочные отделения алтаря находились в ближайшей связи с ним и почти так же мало доступны были народу, как и алтарь. Древние писатели упоминают о них очень часто, но придают им разные названия и большей частью сбивчиво определяют их назначение. В Постановлениях апостольских они называются пастофориями и одно из них определяется, как место, куда диаконы должны вносить остатки после причащения 436 . Павел Ноланский отделения эти называет секретарями. По описанию его они помещались в небольших полукруглых выступах, находившихся внутри абсида по бокам среднего большого выступа. Одно из них служило для, принятия приношений, а другое для совершения благодарственных молитв 437 . Собор карфагенский обозначает эти отделения названиями: sacrariun и gazophylacion 438 . Собор Лаодикийский упоминает об одном из таких отделений, служившем для помещения, сосудов и называет его диакоником 439 . Иногда, отделения эти имели очень значительные размеры, так что в них могли происходить соборы 440 . В больших и богатых церквах особенную обширностью отличалось то отделение, в котором заключался диаконик. Отделение это состояло иногда из нескольких частей – двух или трех. Первая из них, называлась: salutatorium – здесь клирики собирались перед началом богослужения, – вторая: mutatorium, diaconicum или vestiarium – здесь клирики одевались в священные одежды, – третья: scevopnylacium – хранилище церковной утвари и драгоценностей 441 . Но вообще в древности относительно этих отделений не было еще общепризнанных и определенных правил; в одних церквах они были, в других нет; в одних имели такое положение, в других другое. Самые точные сведения об этих отделениях можно извлечь из рассмотрения самых памятников. Памятники эти показывают, что действительно отделения эти в древности, как и ныне, не были чем-то необходимым, но существовали только в более обширных храмах, или в таких, в которых конструкция алтарей часто давала возможность дать им удобное место. Устройство той стороны зданий, где располагался алтарь, было различно: или во первых сторона эта вовсе не имела для алтаря особой полукруглой пристройки, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Готовящиеся получить тело и кровь... Слова Божия, отгоните от Вашей души чуждые мысли. Отверзите врата мысленного разумения. Пойте с ангельскими силами: «Поднимите ваши верхи, о врата! И поднимитесь, о древние двери! Ибо может вступить Царь славы. ( Пс.23:7 ) Поскольку он Тот, Кто восставил нас и уготовал нам место с Ним на небесах... 433 Исчезновение антифонной псалмодии из Великого входа У нас нет никаких явных свидетельств хода увядания древнего антифона. Одно бесспорно: процесс, в результате которого произведение церковных авторов (в данном случае, песнь) вторглось и, в конечном счете, заглушило библейский элемент, является довольно распространенным явлением в литургической истории. Мы видим это на примере песен византийской утрени, 434 в псалмодии Лельо и других частях сирийских служб суточного круга. 435 Мы прослеживаем данный процесс в Трисвятом и причастном, двух родственных антифонных песнопениях византийской литургии. 436 Из гимнов, аналогичных нашему антифону Великого входа, мы видим то же самое в римском офертории, 437 халдейском гимне онита д-разе и ныне утраченном сирийском манит од-разе. 438 Иерусалимские документы показывают нам временную развертку данного вырождения. В армянском лекционарии, представляющем стадию литургического развития до середины V в., мы находим упоминание только об изначальном респонсории перед песнопением. 439 Но в грузинском лекционарии, являющимся памятником богослужения, сформировавшегося в течение VVIII вв., мы видим антифонную псалмодию на своем исконном месте – т. е. на умовение рук – где в следующем веке псалмодия уже почти полностью исчезает. 440 Мы увидели, что только несколько больших праздников свидетельствуют о наличии гимна Великого входа Пс. 23 с аллилуйей в изначальной антифонной форме. Для других дней приведен один или несколько примеров, и хотя в то время псалмодия все еще была в обиходе, мы не можем доказать, что процесс упадка уже начался. Во всяком случае, Лееб восстанавливает историю антифона следующим образом: на второй стадии развития поэтические строфы были добавлены к антифонной псалмодии как припевы, а заменяющие припев аллилуйя постепенно перемещается в конец псалма как перисси. На заключительном этапе псалмодия и аллилуйя исчезают, оставив только поэтический рефрен. 441

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У Бенеке вся эта мифология духа перешла в алхимию духа 435 ; в его психологии начинается ряд таких психических мистерий, которые невольно заставляют вспомнить о временах алхимии 436 , его метафизическая эпопея, по богатству и причудливости вымысла, далеко оставляет за собой теорию Гербарта и производит неприятное впечатление, какое способна производить чепуха еп masse 437 . Более дикой и бессмысленной алхимии духа 438 , кажется, трудно и представить в нашем столетии, чем занимается психология Бенеке? Важной проблемой, как из миллионов чувственных сил созидается существо, которое мы называем душой: доктор Бенеке, подобно доктору Вагнеру у Гёте, наблюдает происхождение духовного homunculus – а. Но самое странное обстоятельство, заключающееся во всем этом, – это простодушное самохвальство и наивное самомнение Бенеке, связанное с той idea fixa, что психология его, опирающаяся на метафизико-алхимические бредни, есть совершеннейший продукт экспериментального исследования. Бенеке 439 незнаком (с нашим петухом – Крылова?) с этим единственным измерителем достоинства наших опытных исследований о духе, – с экспериментальными методами, которые были указаны Бэконом и которыми руководствовались все английские психологи из школы Локка; от того-то слова: точное наблюдение, факт, самая вероятная гипотеза стоят у него именно там, где другие пользуются более отвечающими делу терминами, как то: метафизика, вымысел, чепуха и т.д. – Бенеке, воспитанник двух школ, не имеющих между собой почти ничего общего, – немецкой, главным образом, Фриза, и английской, главным образом, Броуна: этим объясняется поражающая нелепость системы Бенеке, разрешаются главные мистерии фундаментальных его теорий, объясняя их немудрое происхождение, насколько у них дела, позаимствованного в своей ясности и оригинальности у Броуна и с какого пункта начинаются собственные вымыслы Бенеке, довершавшие истории отсталых теорий Фриза и Гербарта 440 . Вообще банкротство немецкой философии заметно для всех. В самом деле, что могло выйти из такой занимательной работы – воздушных построений? Ложь в квадрате, в кубе и т.д., ложь, разрастающаяся во все стороны и совершенно закрывающая собою действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

XIV, 93 (1) [При архонте Демострате в Афинах] 435 ... умер боспорский царь Сатир, сын Спартака, властвовавший сорок лет 436 ; власть его наследовал сын его Левкон 437 на сорок лет... XVI, 31 (6) [При архонте Диотиме в Афинах] 438 ... умер в Понте боспорский царь Левкон после сорокалетнего царствования; наследовавший ему сын его Спартак 439 царствовал пять лет... XVI, 52 (10) [При архонте Каллимахе в Афинах] 440 ... умер понтийский царь Спартак, царствовавший пять лет; наследовавший ему брат его Парисад 441 царствовал тридцать восемь лет... ХХ, 22. [При архонте Гиеромнемоне в Афинах] 442 ... в Понте по смерти Парисада, царя Киммерийского Боспора, сыновья его – Эвмел, Сатир и Притан – подняли между собою войну из-за власти 443 . Старший из них, Сатир, получил власть от отца, царствовавшего тридцать восемь лет; но Эвмел, вступив в дружеские отношения с некоторыми из соседних варварских народов и собрав значительные военные силы, стал оспаривать у брата власть. Сатир, узнав об этом, двинулся против него со значительным войском; перейдя через реку Фат 444 и приблизившись к неприятелям, он окружил свой лагерь телегами 445 , на которых привез огромное количество провианта, затем выстроил войско и сам по скифскому обычаю стал в центре боевого строя. Союзниками Сатира в этом походе были греческие наемники в числе не более двух тысяч и столько же фракийцев, а все остальное войско состояло из союзников-скифов в количестве двадцати с лишком тысяч пехоты и не менее десяти тысяч всадников. На стороне Эвмела был царь фатеев 446 Арифарн 447 с двадцатью тысячами конницы и двадцатью двумя тысячами пехоты 448 . Когда произошло упорное сражение 449 , Сатир, окруженный отборными воинами, завязал конную стычку со свитой Арифарна, стоявшей против него в центре боевого строя, и после значительных потерь с той и другой стороны принудил, наконец, варварского царя обратиться в бегство. Сначала Сатир бросился его преследовать, убивая всех попадавшихся на пути, но немного спустя, услышав, что брат его Эвмел одолевает на правом фланге и обратил в бегство его наемников, он прекратил преследование и поспешил на помощь побежденным; сделавшись вторично виновником победы, он разбил все неприятельское войско, так что для всех стало ясно, что и по старшинству происхождения, и по храбрости он был достоин наследовать отцовскую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

393-398 398-399 399-404 404-405 405-406 406-408 408-409 409-410 410-411 АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) 411-413 АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 413-414 АНДРОНИК митр. Сардский с титулом " ипертим и экзарх всей Лидии " (на каф. в 1250-1260 и 1261-1284 гг.) 414-415 АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 415-416 416-417 416-417 417-418 418-419 АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта) 420-421 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) 421-423 423-424 424-427 427-428 АНДРОПЕЛАГИЯ мц. Александрийская (пам. греч. 6 сент.) - см. Кириак, Фавст, Авив и 11 мчч. Александрийских 428-429 429-431 431-433 433-434 АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), 434-435 435-436 436-437 АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель 437-438 АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов 438-439 439-440 440-441 АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог 441-442 442-443 АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010