Осн. источник – πιτφιος Никифора Хумна. Изд.: 435 .//Boissonade J. F. Anecdota graeca 5. Paris 1833. 183–239. Сочинения Жизнь во Христе, аскетич, гимнографич., Против приверженцев Векка, Против арсенитов, письма, литург. стихи, проповеди . Собрание творений 436 . Gregoropoulos I. К. Φεολπτου Φιλαδελφας το μολογητο (1250–1322) βος κα ργα. Β μρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια. Κατερνη 1996. 512. [Сод.: πιστολιμαα, 15–54; Κατηχητικ, 55–126; Παραινετικ, 127–152; Κανονικ, 153–172; Νηπτικ, 173–304; Δογματικ, 305–348; Περιστατικ, 349–370; Ποιητικ, 371–432; μφιβαλλμενα, 433–438. Указ. 439–512]. Для истории исихазма особое значение имеют соч. в разделе Νηπτικ. Слова, гомилии и аскетические соч. Orationes monasticaë 437 . Theoleptos of Philadelpheia. The Monastic Discourses/Crit. ed., transl., study by Sinkewicz R. E. Toronto 1992. (Studies and texts. Pontifical Institute of MS. 111). Текст: 84–382 [=TLG 3214/1]. Papadakis A.//Spec 1994. 69(4). 1282–1283. пер. фрагм. по изд. Синкевича: Teolepto diFiladelfia. Sulla hesychia e la preghiera. Discorso sulla pratica segreta in Cristo/Trad. Rigo A.//AdQ 6 .509). 61–72. [Sinkewicz, 192–198, 84–108]. 438 . Gregoropoulos I. Κ. ννυμος συγγραφες το Παρισινο κδικα Suppl. Gr. 64 [ Θεληπτος Φιλαδελφας (1283–1322)] κα τ τρα ργα του ( Λγος κα μιλες)// Θεολογα. 1993. 64(3). 438–478. [Изданы: De miraculis Moysis in Aegypto, 443–451, De regula monachorum, 452–467, De muliere infirma, 467–478=Gregoropoulos 6 .436). 127–138, 173–196, 139–150. Для истории исихазма особенно важно слово «О сокровенном во Христе делании», 452–467]. 439 . Salaville S. Un directeur spirituel à Byzance au debut du XIV е sièclë Théolepte de Philadelphie. Homélie inédite sur Noël et la vie religieuse//Mélanges Joseph de Ghellinck. Gembloux 1951. 2. 877–887. (Museum Lessianum, Sect. hist. 14). Тексты добротолюбия 440 . Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 4. 4–12=PG 143, 381–400. [С опущением первых 2 параграфов. Обращения к женщине заменены на обращения к мужчине]. изд. греч. текста://Sinkewicz 6 .437). 84–108 [MD 1];//Gregoropoulos 6 .436). 173–196. пер.: 1) Слово о сокровенном делании//ХЧ 1826. 22. 141 сл. (пер. прот. Д. С. Вершинского); 2) Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 163–175; 3) Добротолюбие/Пер. и сост. И. М. Носов 9 .802): Слово, о Христе тайное делание объясняющее (226–235). Пер. на европ. языки см. в секции «Добротолюбие» (Разд. 7 ); кроме того: пер.: Discorso sulla pratica segreta in Cristo//AdQ 6 .509). 65–72. пер.: Theoleptos van Filadelfia. Verhandeling over de monniksgelofte, Negen hoofdstukken over de monastieke gelofte. Diadochus van Fotike. Honderd uitspraken over de kennis. Filokalia. Bonheiden 1982. 161. (Monastieke cahiers. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

433-435 435-436 436-437 437-440 440-502 «ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» журнал, издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде 502-504 «ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ» ежемесячный ж., издававшийся в 1878-1887 гг. в Москве афонским Русским вмч. Пантелеимона мон-рем «ДУШЕПОЛЕЗНЫЙ СОБЕСЕДНИК» ежемесячный ж., издававшийся в 1888-1918 гг. в Москве афонским Русским вмч. Пантелеимона мон-рем 504-507 ДХАРМАГУПТАКА ответвление буддийской школы махишасаки, одной из 3 основных школьных ветвей традиц. буддизма 507-508 ДХЬЯНА понятие инд. духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность сознания на объекте созерцания ДЫЛЕВСКИЙ Николай Михайлович (10.11.1904 - 23.10.2011), проф., филолог, лингвист, основатель болг. русистики 508-509 509-510 ДЬЕТРИШ Сюзанна де (1891 - 1981), одна из основателей экуменического движения, представительница «библейского возрождения» 510-512 ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. 512-513 513-514 514-516 «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима 516-518 518-520 521-522 522-523 523-524 524-525 525-527 527-528 ДЭБТЭРА в Эфиопской Церкви особая категория мирян, получивших духовное образование и выступающих во время богослужений в роли певчих и танцоров ДЭВА наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев 528-530 530-531 531-532 532-533 ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции 533-534 534-535 535-536 ДЮПАНЛУ Феликс Антуан Филибер (1802 - 1878), еп. Орлеанский, католич. церковный и политический деятель, педагог 536-537 ДЮПЛЕССИ Дейвид (1905 - 1987), южноафрикан. пятидесятник, один из организаторов и активных участников международного диалога католиков и пятидесятников 537-538 538-539

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Можно сделать вывод о том, что на протяжении всего периода работы кассы по выплатам пенсий подавляющее большинство участников выбирало слишком низкий разряд и, как следствие, получало небольшие пенсионные выплаты, так что невозможно серьезно говорить об эмеритуре как основном источнике дохода заштатного духовенства. Специально для помощи бедному духовенству существовало Московское попечительство о бедных духовного звания. Поступление средств на его счет за 1903 г. приводится в ведомости о состоянии сумм попечительства от 2 марта 1904 г. 249 Структура поступлений в 1903 г. на счет попечительства следующая 250 (в руб.): Кружечного сбора в пользу бедных духовного звания за 1902 г. 14 436,24 Доходов от кладбищ: за места для могил, обкладку могил дерном и пр. 89 104,96 Доходов от процентных бумаг 104 777,90 Штрафных по указам консистории 292,35 Оставшихся долей доходов от праздных священно- и церковнослужительских мест 568,97 Пожертвований Билетами 18 704,81 7 935,42 От Островского дома призрения Доходов с других недвижимых имений попечительства 5 440,64 От благотворительных учреждений попечительства и др. 839,83 Оборотных сумм в приходе (билетами) 34 000,00 Залогов(билетами) 3 000,00 Из ведомости о состоянии сумм попечительства следует, что баланс за 1903 г. был следующий (в руб.): Наличными Билетами 378,05 2 679 016,74 2 679 394,79 242 939,33 37 470,00 280 409,33 241071,24 241 621,24 Обращено из наличных сумм в билетную 33 856,10 33 856,10 К 1 января 1904 г. 2 246,14 2 715 936,74 2 718 182,88 За 1904 г. баланс Московского попечительства о бедных духовного звания был следующий 254 (в руб.): Наличными Билетами 2 246,14 2 715 936,74 2 718 182,88 271 896,78 47 200,00 319 096,78 271 505,81 27 700,00 299 205,81 В 1904 году обращено из наличной суммы в билетную 43 991,30 43 991,30 В 1904 году обращено из билетной суммы в наличную 25 200,00 25 200,00 К 1 января 1905 г. в остатках состоит 2 637,11 2 735 436,74 2 738 073,85 Несмотря на всю благодетельность попечительства, из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод, что средств его было недостаточно. Попечительные кружки оставались пустыми, штрафных денег было мало. При таком положении попечительство могло обеспечить лишь малые пособия в 10–15 руб., и то далеко не всем просителям, которых подвергали тщательной проверке: насколько бедственно их положение, есть ли у них родственники или земля, причем многим отказывали. Попечительство принципиально не меняло сложившегося порядка вещей: стабильная социальная система помощи духовенству не была создана за все время существования попечительств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

: «рыыса макваннынт» («глава макваннынов», так сказать – «архиархонт»), «commandant en chef», – который носит Феодор. Видеть в этом «commandant en chef» высокого сановника вроде magister militum никак невозможно: Феодор несомненно подчинен другим военачальникам и стоит скорее в начале своего cursus honorurn, чем в конце его. Такой же титул (440, 11. 201,24), но с характерным дополнением: «рыыса маквавнынт за хагара самнуд», «commandant supérieur de la ville de Semnoud», носить и некий «Дарыс», которому «les gouverneurs» посылают свои приказания», l’ordre. Что никакого magister utriusque militiae per Sebennytum не могло быть, это не требует доказательств. 451,26 . 2 1 0, из: Феодор, сам названный только макваннын, «le général», отставляет от должности некоего «le général (= макваннын) Domentianus» и на его место назначает одного декуриона. Судя по этому происшествию 97 , Доментиан едва ли был «генералом» византийской службы. По моему мнению, он был обыкновенным στρατηγς κα παγρχης, а Феодор и Дарыс, оба «рыыса макваннынт», были  πιστρτηγοι, окружные стратиги 98 . δ) 436,  2. 6. 17 . 199, 14.17.25 . 440,  9 . 201, 22 . 441, 20 . 202, 28 . : «агаызг», «les gouverncurs». Araызr ecmь plurale fractum от ыгзиы и следовательно буквально значит  κριοι. Но едва ли можно сомневаться в том, что этот титул равносилен греческому ο ρχοντες, латинскому indices 99 . Имена командиров, упоминаемых в «хронике», следующие: 1 . Иоанн. Это имя носят пять лиц. а). Иоанн, упоминаемый (или подразумеваемый) в 434,  2. 10. 15 ? 435,  1. 8. 13 . 443,  12 . 198.  2. 9. 13 ?  16. 22. 26 . 204,  8 ). Трижды он назван  : «рыыса ахзиб», однажды   «лика ахзаб» и однажды  : «лика хара». Первый титул Зотанбер переводит дважды «geueral des milices» и однажды «chef des milicos», второй – «commandant desmilices», третий – «chef de l’année». В подлинном гыыз все это выражено далеко не столь ясно. Слово: «рыыса» значит «глава (чего)», «лика» – «старшина (чего)»; и то и другое употребляется для замены « ρχι» – в греческих сложных именах. «Хара» значит «войско», «milites» 100 . Но «ахзаб», plnrale fractum от «хызб» δμος 101 , значит или δμος 102 или θνη 103 . «Рыыса ахзаб», как ρχων τν δμων, всего вероятнее, значит: предводитель народного ополчения, милиции, если не général, то во всяком случае chedes milices 104 . Но если «рыыса ахзаб» есть  θνρχης, то контур его власти значительно меняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Департамент гос. хозяйства и публичных зданий — 382, 422, 424, 499–500 Департамент уделов — 176, 177, 383, 425–428, 500 Державин, Гавриил Романович — „Кузнечик“ — 292 („Счастлив ты, златой кузнечик“), 471 Диев, Михаил Яковлевич — 429 Диканька, имение — 270, 464, 478 Директор Опекунского совета — 210, 441 Директорская ключница (лицо не выяснено) — 99 Дмитриев, Иван Иванович — 238–242, 247–248, 450, 451, 452 Днепр — 338 Доленга-Ходаковский (Dolga-Chodakowski), Зорыян — 284, 311 („толстые книги“), 467, 469, 477 Долинин, Аркадий Семенович — 435, 438 Дондуков-Корсаков, Михаил Александрович — 337 („попечитель“), 340, 350 („князю“), 364, 483, 489, 493, 494, 501 Дорогой, собака — 107, 115, 130, 411 Дубровное, имение — 399 „Дума о Федоре Безродном“ — 311, 477 Дурылин, Сергей Николаевич — 396, 400, 401, 406, 419, 431, 462 Дюканж (Ducange), Виктор — 204 Дюма (Dumas), Александр — 434 Дюрер (Dürer), Альбрехт — 156, 423 Дядьковский, Иустин Евдокимович — 237, 240, 246, 274, 451 Евгений Савойский — 109 Евлампий, фельдшер — 103, 410 Европа — 98 („за границу“), 153, 164, 171, 204, 290, 299, 376 „Европеец“ — 462, 463, 485 Егоров, Алексей Егорович — 428 Екатерина II — 177, 441 Екатерина Григорьевна — 199 Екатерининский институт — 194, 210, 432, 441 Екименко, управляющий имением — 70, 76, 89, 408 Емельян, священник — 265, 287, 462 Ермолов, Дмитрий Иванович — 176, 182 Жанен (Janin), Жюль — 366, 495 Житомир — 279, 335, 336, 339, 349, 482 Житомирская гимназия — 335, 349 Жуковский, Василий Андреевич — 47 („Собрание образцовых сочинений“), 48, 205–208, 214, 218, 291, 305, 309, 312, 322, 332, 336, 337, 369–370, 394, 431, 436, 439–441, 443, 444, 449, 452, 453, 460, 461, 480, 482 — „Баллады и повести“ 218, 443 — „Путешествие по Саксонии“ 341, 485 — „Сказка о царе Берендее“ 207, 440 — „Спящая царевна“ 207 („Начата другая“), 440 — „Сражение со змеем“ 217, 444 — „Стихотворения“ 349, 488 „Журнал Министерства народного просвещения“ — 296 („Журнал ваш“), 317 („Тему для статьи в журнал“), 318, 320, 321, 344, 348, 378, 420, 472, 473, 479, 480, 485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

п. (Отв. 434, 436, 435 и др.). „Вообще“, заключает В. Керенский , „в рассуждениях о протестантстве хотелось бы видеть у проф. Светлова поменьше мнимо-учёного апломба и побольше действительных знаний“ (440). Сказано, без сомнения, с апломбом, должно быть – настоящим учёным апломбом. Но великие и „действительные знания“ г. Керенского „в протестантском богословии или по крайней мере по затронутому им вопросу“ с моей стороны всё-таки требуют проверки и „существенных поправок“, хотя, как видим, г. Керенский очень доволен своими познаниями и взял на себя труд внести „исправления“ в сказанное мною. „Исправления“ оказываются существенными: что у меня выдаётся за чисто протестантское учение о церкви, это на самом деле, по сообщению В. Керенского , не есть таково и представляет собою учение уже в значительной степени изменённое сравнительно с первоначальным чистым учением протестантства по этому вопросу. Что же проф. Керенский называет чисто-протестантским учением о церкви? На этот, столь законный, вопрос во всех рассуждениях проф. Керенского не обретается никакого определённого ответа, и из противоречивых его заявлений с неизбежностью вытекает лишь один вывод: проф. Керенский не имеет ясного и отчётливого представления по данному вопросу. У него мы находим два существенно различных ответа на вопрос, какое понятие о церкви следует признавать чисто протестантским. Протестантским проф. Керенский называет такое понятие о церкви, которым „отдаётся перевес невидимой стороне Церкви над видимой“, „элементу невидимому перед видимым“ (Ответа стр. 436, 437, ср. 443, 444–445), так, по нему, „целая половина (?!) новейших протестантских богословов восстановляет истинно или чисто протестантское учение о церкви“ стремлением своим „отдать решительный перевес в понятии о церкви элементу невидимому перед элементом видимым“ (стр. 437). Итак, специфически протестантской чертой понятия о церкви г. Керенский —478— считает „решительное предпочтение“ невидимой стороны церкви её видимой стороне. Конечно, в этом г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

425 Рабинович М. И., Мюезинолу М. К. Нелинейная динамика мозга: эмоции и интеллектуальная деятельность//УФН. 2000. Т. 180. 4. С. 371–387. 427 Wicker B. et al. Brain Res. Rev., 43, 224, 2003; Kelley W. M. et al. Cognitive Neurosci., 14, 785, 2002; Northoff G. et al. Neuro Image, 31, 440, 2006; Broyd S. J. et al. Neurosci Biobehav. Rev., 33, 279, 2009. 428 George F. R. Ellis. Top-Down Causation and the Human Brain Brain//Downward Causation and the Neurobiology of Free Will, 2009, Springer-Verlag, Berlin Heidelberg. P. 63–81 (Nancey Murphy, George F. R. Ellis, and Timothy O’Connor (Eds.)). 431 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 435 Реутов В. П., Шехтер А. М. Как в ХХ веке физики, химики и биологи отвечали на вопрос: что есть жизнь?//Успехи физических наук. 2010. Т. 180. Вып. 4. С. 395. 436 Иваницкий Г. Р. XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики?//Успехи физических наук. 2010. Т. 180. Вып. 4. С. 339. 440 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. М.: Книжный дом «Либроком», 2009; Кадомцев Б. Б. Динамика и информация//Успехи физических наук. 1994. Т. 164. Вып. 5. С. 449. 443 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 444 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 447 Обсуждение этого вопроса можно найти, например, в работе: George F. R. Ellis. Top-Down Causation and the Human Brain Brain//Downward Causation and the Neurobiology of Free Will, 2009, Springer-Verlag, Berlin Heidelberg. P. 63–81 (Nancey Murphy, George F. R. Ellis, and Timothy O’Connor (Eds.)). В работе, в частности, говорится: «Коротко: есть другие формы причинной обусловленности, помимо описываемых физикой и физической химией. Полное научное представление о мире должно признать этот факт, или иначе оно проигнорирует важные аспекты причинной обусловленности в реальном мире и, таким образом, даст причинно неполный взгляд на вещи (Эллис, 20 θ5, 2006a, 2006b).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

107. Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108. Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109. Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110. См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111. Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112. Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113. Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114. Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115. Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116. Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117. См. Слова 7 и 8. 118. Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119. Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120. Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121. Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122. Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123. Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124. См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125. Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126. Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127. Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128. Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129. Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130. См. об этом Giet. Sasimes. 131. Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132. Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133. PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134. PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135. PG 37, 1065–1066=2.361. 136. Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137. Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138. Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139. Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140. Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141. Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

436 Затем идут служащее императорских конюшен, которыми управлял комит священных конюшен 437 , и еще множество других гражданских чинов: decani, cursores, magistriani  и т.д., которые, будучи сгруппированы в приказы, работали под ведением начальника служб. 438 Потом – различные корпуса гвардейцев 439 , доместики и прожекторы , сведенные в два полка, один пехотный, другой конный, которыми командовал комит доместиков 440 ; далее схоларии и кандидаты, организованные в семь схол под высшей властью начальника служб. 441 Не смотря  на силу их насчитывалось 3500 схолариев , а при Юстиниане их было до 5500; несмотря на их роскошные костюмы и украшенное золотом вооружение, эти войска представляли для защиты дворца довольно посредственную опору. Это были, по выражению одного историка того времени, скорее «статские в роскошной форме» 442 , чем солдаты, и их единственная роль состояла в том, чтобы своим присутствием усиливать блеск императорских торжеств. В былое время, и еще в IV столетии, быть зачисленным в этот корпус отборного войска считалось самой лучшей наградой за храбрость; теперь же, в VI веке, схоларии уже являлись ни чем иным, как придворными должностями, покупаемыми за хорошие деньги, при чем носители их не имели ни военного опыта, ни склонности к походной жизни. 443 К тому же Юстиниан, с своим практическим смыслом, видел в этом учреждении главным образом средство к созданию доходной статьи: он извлекал доход из трусости схолариев, угрожая отправить их в поход в Африку или Италию; и после того как он, в целях продажи означенных должностей, увеличил на 2000 человек наличную численность дворцовых схол и когда позднее платить им жалование стало для него обременительным, он вычеркнул этих добавочных солдат из списков без всякого зазрения совести и без уплаты им денег. 444 Каковы бы они ни были, все же они, – в своих чудных одеждах, длинных белых туниках, поверх которых блистало золотое ожерелье, с своими золотыми щитами, украшенными инициалами Христа, золотыми шлемами с красными султанами, инкрустированными золотом копьями, с своими длинными роскошными мечами 445 – производили хороший эффект при дворцовых церемониях и, быть может, даже вводили в заблуждение пораженных варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010