Обаче же во обычное моление притеку. Како быша въ запустние? Вънезапу исчезоша и погибоша за беззакония своя, яко сония востающего”. 302 Яко погибоша благоговйнии от земли, яко правда въ человецхъ оскуд, и воцарися неправда и всяка злоба, и ненависть, и безмрное пиянъство, и блудъ, и несытное мъздоимание, и братоненавидние умножися, яко оскуд доброта, и обнажися злоба, и покрыхомся лжею. „Неведохъ бо на вы запустние и прузи, 303 и гусницы, и гладъ, и плнение, и всякое зло, злобы же вашея от васъ не отскохъ». И о сихъ всхъ не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока». 304 Како ужаснуся, како твоему, Христе, удивлюся долготерпнию! О горкаго всемирнаго заколения, христоименитыи роде, якоже листъ уже и цвтъ отпадшии, подъятъ чашу нераствореннаго праведнаго гнва! 305 Увы! О небо, како не потрясеся, и земля не поколебася, и солнце не померче, сия зря? како претерп, толико видвъ всенародное заколение? како еще не зазрло приснобдству сему? и в ндрахъ земных безвЬстию себе предало бы, и вся во тм оставило бы, яко же при Спасеннй страсти въ полудне? 306 О, «кто дастъ глав моей воду и очима моима источникъ горких слезъ» 307 неисчерпаемыхъ, и восплачю дщери новаго Сиона 308 – преславноцарьствующаго нашего града Москвы, яко же любоплачевенъ пророкъ, 309 яже древле Иерусалиму плачетъ злая? Тм же персть на устхъ своихъ полагаю, въ бездну смиреномудрия себе снося, еже и по уверзению виновъно, ожидающи свыше божественное утшение, иже над нами солнцу Создатель рече: «Егда поражу, паки исцлю», яко «не до конца прогнвается, ни вовки враждуетъ» 310 человеколюбивыи нашъ Господь Богъ. Начну же сице бесдовати въкратц богоизбранному стаду, словеснымъ овцамъ беззлобиваго пастыря Спаса Христа. Сего ради падеся превысокая Россия, и разорися толикии твердыи столпъ. Сущии в немъ живущии царие вмсто лствицы къ Богу возъводящеи спасительных словесъ, еже раждаются от книгородных догматовъ, прияша богоненавистныя дары: бсовския козни, волшбу и чарование. И вмсто духовных людей и сыновъ свта 311 возлюбиша чадъ сатаниныхъ, иже отводятъ от Бога и от неблазненаго свта во тму. И не даша мста умному видти своему слуху словеси правдива, но клевету на благородныхъ ненависти ради ясно послушающе и крови многочисленнаго народа того ради, яко рка, излияша. И вмсто непобдимаго жезла богоподражателныя кротости и правды гордость и злобу возлюбиша, еяже ради, иже преже бысть пресвтелъ, яко денница, съ превысочайшаго небеси спаде и аггельския свтлости и славы отпаде. 312 Къ сему же от великих благородныхъ, от премудрыхъ и до простых, и въкратц реку, – от главы и до ногу вси неисцлными струпы обязашася 313 и Содома и Гомора и прочихъ бесчисленныхъ бёсовъских язвъ исполнишася. 314 И того ради прежде гладом, встягновения ради, от Бога наказани быша – и нимала взыдоша от пути погибели на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преследование христиан не всюду было одинаково жестоким. В Галлии, Британии и Испании Констанций отнесся к эдикту весьма формально и лишь разрушил несколько церквей. Ни один человек не был казнен. После смерти Констанция в Йорке 25 июля 306 г. солдаты провозгласили императором его сына Константина. Константин, как и его отец, поклонялся Непобедимому Солнцу. Однако в его семье было христианское влияние - сестра Анастасия. В критический момент своего восхождения к власти в войне 312 г. за власть на Западе Константин призвал помощь христианского Бога и не был разочарован. Но уже с его приходом к власти в 306 г. можно было рассчитывать, что гонения не коснутся той части Империи, которая была под его контролем. На Востоке, где христиан было намного больше, все было по-другому. Диоклетиан искренне хотел избежать кровопролития. Но в 304 г. он отошел от дел, а в 305 г. отрекся от власти и стал вести частную жизнь пенсионера-огородника в своем дворце в Сплите в Далмации. Фанатик Галерий , уже никем не ограничиваемый, продолжил кровавое гонение при помощи своего кесаря Максимина Дайи. Казни свирепствовали повсюду. Они продолжались до конца правления Галерия. В 311 г. Галерий тяжело заболел. А 30 апреля 311 г. , уже при смерти, мучимый жестокими болями, Галерий издал эдикт . В нем он объяснял, что пытался убедить христиан вернуться к религии своих отцов, однако многие «продолжили упорно держаться своего заблуждения», так что теперь он дарует им веротерпимость и право собраний, чтобы они молились за его здоровье и за защиту государства. После смерти Галерия в мае 311 г. гонения возобновились. Масса инспирированных сверху прошений от язычников была направлена Максимину Дайе с просьбами раздавить христианские нововведения. Но Максимин вскоре был втянут в междуусобную войну против Лициния. Лишь к концу 312 г. определились два победителя - Константин на Западе и Лициний на Востоке. В феврале 313 г. Константин и Лициний в Милане издали эдикт о веротерпимости ко всем религиям - христианам и язычникам - и о восстановлении всей собственности христиан, как личной, так и церковной

http://sedmitza.ru/lib/text/434703/

303 Ibidem, I, 7, 23: Sed injustitiae genera duo sunt etc. 304 Русская библия: «Спасай взятых на смерть». Греческая: Ρυαγομνους εις θανατον . Вульгата: Erue eos, qui ducuntur ad mortem. 305 У св. Амвросия этот текст тождествен с текстом греческим; тексть же Вульгаты приближается к русскому. 306 В греческой библии последняя фраза читается так: Παντα ο θεριστν ταπενωσον . В Вульгате: et respiciens omnem arrogantem humilia. В русской: Посмотри на все гордое и смири его. 307 В послании глагол поставлен в 1 лице множеств. ч.: σχυραν παρακλησν εχωμεν и Вульгата: fortissimum sohcium habeamus. 308 Cp. Cic. De off. I, 20, 68: Non est autem consentaneum, qui metu non frangatur, eum frangi cupiditate etc. 309 Ibidem. I, 23, 79: Exercendum tamen corpus et ita afficiendum, ut oboedire consilio rationiqua possit etc. 310 Cic. De off. I, 20, 66. 311 Ни у Миня, ни у Krab. этот текст не напечатан курсивом, т. е. не отнесен к священному тексту. 312 В греческом тексте нет определения этого (мира), затем повелительное наклонение (не прикасайтесь…) поставлено в 2 лице единст. ч. ( μ αψη …) В этом отношении текст св. Амвросия приближается к Вульгате, где читаем: Si ergo mortui estis cum Christo… hujus mundi… Ne tetigeritis, neque gustaveritis, neque contrectaveritis: quae sunt omnia in interitum ipso usu. 313 Ясно, что и во времена св. Амвросия духовенство пользовалось, т. с., подцерковной землей, доходы с которой и должны были обезпечивать существование клира. Иногда вместо земли духовенство получало жалованье или от правительства, или от общества. 314 Cic. De officiis, 20, 69. Vacandam autem est omni animi perturbatione… и I, 26, 90: Atque etiam in rebus prosperis et ad voluntatem nostram fluentibus… Cp. Tuscul III, 11, 24; IV, 6, 11. 315 Cic. De offic, I, 21, 72: Capescentibus autem rempublicam nihilominus quam philosophis… и I, 25, 85. Omnino qui reip. profuturi sunt… 316 Cic. De off. I, 21, 73: Ad rem gerendam autem qui accedit etc. 317 Cp. Ibidem, I, 24, 83; Numquam omnino periculi fuga commitendum est etc.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2666...

1977 Отсюда ложно и крайнее воззрение С. F. G. (Erklärung der Korinthierbriefe II, S. 591), будто, «говоря только об оживлении благочестивых, св. Павел описывает его преимущественно в красках иудейской апокалиптики», а Rev. John E. H. Thomson думает (Books which influenced our Lord and His Apostles, Edinburgh 1891, p. 488): «It seems probable, that the Apostles and their contemporaries were prepared for receiving the truth concerning the future by the writing of the apocalyptists». 1978 По этой причине в эсхатологических вопросах дозволительно допускать ограниченность прозрения (ср. 1Кор. 13:12 ) и у св. Павла (А. В. Вгисе, St. Paul’s Conception of Christianity, p. 385=«The Expositor» 1894, X, p. 305), который сам желал собственно вступить в иной мир не бестелесным (А. В. Bruce ibid., p. 384=304) и в 1 Кор. стремится больше всего к нравственному назиданию верующих (А. В. Bruce ibid., p. 395 = 313); посему W. Fr. Gess предполагает здесь (Christi Person und Werk II, l, S. 121–122) и в других указаниях по данному предмету (ibid. II, 1, S. 70–71. 126. 373) специальное откровение Божие. 1979 Совсем иначе в раввинизме, где весь процесс описывается грубо реалистическими чертами, ибо говорилось, что «Святой возьмет большую трубу, которая – по божественной мере – будет в 1.000 локтей, и станет дуть в нее, почему звук ее пройдет от края до края земли» и пр. См. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 352–353=Jüdische Theologie, S. 369. Jo. Jac. Wetstenii Novum Testamentum Graecum II (Amstelaedami 1752), p. 172–173. 1980 Уже отсюда ясно, насколько поспешно суждение по этому предмету R. Kabisch’a, который утверждает зависимость св. Павла от иудейских апокрифов, а по поводу частных различий в апостольских посланиях замечает: «Dass aber eine Fortbildung dieser Anschauung vom Thessalonicherbrief, der nur eine (Posaune) kennt, bis zum Konintherbrief, der ihrer mehrere hätte, stattgefunden habe, wird gerade bei solchen unwesentlichen Einzelzugen, die der Apostel nur seiner seitgenossischen Tradition verdankt, wohl nicht anzunehmen sein» (Die Eschatologie des Paulus, S. 239). Privatdoz. Lic. Paul Wernle даже утверждает (Paulus als Heidenmissionar, Freiburg i. B. Leipzig und Tübingen 1899, S. 34): «Dabei hat er (Paulus) Widersprüche so wenig gescheut, als irgend ein Apokalyptiker».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

303 Crusius Μ. Op. cit. P. 274; Gerlach S. Op. cit. S. 30. 304 См. выше: С. 203, прим. 3. 305 Historia Patriarchica (С. S. Η. В. ed.). P. 141–152. Об Арсении Монемва–сийском см. ниже, гл. 4. 306 Historia Patriarchica (С. S. Η. В. ed.). P. 153–172; Gerlach S. Op. cit. S. 502, 509. 307 Historia Patriarchica (C. S. H. B. ed.). P. 173–191; Dorotheus of Monemvasia. Chronicle. Ed. 1818. P. 440–443. До своего возведения на престол Митрофан посетил Венецию и Рим, на чем и основывались подозрения против него. 308 Historia Patriarchica (С. S. Η. В. ed.) P. 191–204; Dorotheus of Monemvasia. Op. cit. P. 439–440. Дорофей не любил Иеремию II и неосновательно обвинял его в скудоумии. Полный обзор деятельности Иеремии см.: Sathas С. Βιογραφικν Σχεδασμα περ το Πατριρχου Ιερεμου Β " ; Petit L. Jeremie II Tranos//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. VIII. 1. Col. 886–894. О его отношениях с лютеранами и Россией см. ниже, гл. 5. 309 Historia Patriarchica (С. S. Η. В. ed.) P. 179; Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 82 ff. 310 Vailhe S. Constantinople (Eglise de)//Dictionnaire de theologie catholique. T. III, 2. Col. 1418–1426. 311 Ibid. Col. 1430–1432. Согласно J. Aymon. Monuments authentiques de la religion des Grecs et de la faussete de plusieurs confessions de foi des Chretiens. P. 486, Дионисий III в 1662 г. уплатил 12 000 экю. Сэр Paul Ricaut. The Present State of the Greek and Armenian Churches, Anno Christi, 1678 (ed. 1680), говорит, что патриарх обычно платил 10 000 долларов при своем избрании, но теперь цена возросла до 25 000 (С. 107). Grelot говорит, что когда он был в Константинополе в 1670–х гг., двое удачливых патриархов заплатили 50 000 и 60 000 крон (Op. cit. Р. 138). Эти сведения подтверждает Pitton de Tournefort. Relation d un voyage du Levant, 1700. P. 118, который говорит, что патриаршее достоинство ныне стоит 60 000 экю. 312 Vailh. eS. Op. cit. Col. 1432. 313 Ibid. Col. 1432–1433. 314 Ibid. См. также: Papadopoullos Т. Η. Studies and Documents relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. P. 132, 160. После 1763 г. кандидаты на патриарший престол должны были платить пеш–теш из своего кармана: Hypsilantis А. С. Op. cit. Р. 397. Это способствовало улучшению финансового положения Церкви, но делало кандидатов более зависимыми от их богатых друзей. Тем не менее, накануне Греческой революции долги патриархата составляли 1 500 000 турецких пиастров. См.: Raybaud Μ. Memoires sur la Grece (historical introduction by A. Rabbe). P. 80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Голова шута с косичкой и 4 бубенцами, контрамарка MIAM (л. 138—151), в трех вариантах. 3) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 351 — 70—80–е годы XVII в. Рукопись в развернутый лист, на 607 листах. Одним почерком: л. 4 — 603 об. Филиграни основной части фолианта: Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РС (л. 4—11, 20—27, 40, 44—115, 116—251, 260—292, 294—297, 299—313, 315—328, 330—347, 350—351, 353, 356—371, 375—376, 380—390, 393—403), в двух вариантах, один из них — Дианова и Костюхина, 456 (1670—1676 гг.); Голова шута с 7 бубенцами (л. 12—19, 28—39, 41—43, 116, 252—259, 293, 298, 314, 329, 348—349, 352, 354—355, 372—374, 377—379); Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391—392) — это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404—571)—два варианта — оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572—603) — Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 — 568 об.) — кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций — Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189—192) — конца XVII — начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной — типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI — Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI — Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами — типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама — типа: Хи–вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 — около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 — 70–е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR — Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной — Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Что же касается моего дяди Исаака, то он был такого же роста, как и брат, да и в остальном не очень от него отличался. Лицо у него было несколько бледным, борода росла не слишком густо, реже, чем у брата, особенно на щеках. Оба брата нередко, когда их не одолевали заботы о делах, занимались охотой. Впрочем, охоте они предпочитали воинские дела 305. В наступлении Исаак, даже когда он сам командовал войсками, никому не позволял идти впереди себя, и стоило ему завидеть ряды противников, он забывал обо всем, как молния бросался в гущу врагов и мгновенно рассекал их фаланги. Поэтому-то он не раз был взят в плен, сражаясь в Азии с агарянами 306. Единственное, за что мой дядя достоин порицания в военных делах, – это за неукротимость в бою. 4. Никифор Мелиссин, согласно данному ему обещанию, должен был получить сан кесаря 307. В то же время старшего по возрасту из братьев – Исаака – следовало почтить еще более высоким титулом. Так как сана более высокого, чем кесарь, не существовало 308, император Алексей образовал новое слово и именовал брата «севастократором» – сложным словом, состоящим из двух частей: «севаст» и «автократор», и сделал таким образом Исаака как бы вторым императором 309. Он понизил сан кесаря и отвел ему в славословиях третье место после императора. Затем он приказал им, севастократору и кесарю, по торжественным дням надевать венцы, значительно уступавшие в пышности диадеме, которой увенчивался он сам. Императорская диадема правильным полукругом облегала голову. Вся диадема была украшена жемчугами и драгоценными камнями, одни из которых вставлялись в нее, другие привешивались; с каждой стороны у висков, слегка касаясь щек, свисали цепочки из жемчуга и драгоценных камней. Эта диадема и является отличительной особенностью императорской одежды 310. Венцы же севастократоров и кесарей только в отдельных местах украшены жемчугом и драгоценными камнями и не имеют округленного покрытия. В это же время был произведен в сан протосеваста и протовестиария 311 муж сестры императора Таронит 312, который вскоре был провозглашен паниперсевастом 313 и занял место рядом с кесарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Hunziker. Op. cit. S. 227. Евсевий. О Палест. мучениках, гл. 2. Он, впрочем, не называет прямо по имени того государя, при котором произошел случай с Романом, но Пруденций (Hymn. X, vers. 31 et caet.) говорит, что это был Галерий. Hunziker. Op. cit. S. 227–228 ( " отец железного века " (лат.) - Прим. Издат.). Евсевий. Церк. ист. VIII, 11. Lact. Institutiones divinae, lib. V, cap. 11. ______________________ Нам остается сказать еще об одном и последнем исполнителе указов Диоклетиановых — разумеем Максимина, который избран был Галери–ем в помощники себе со званием кесаря, после того как Диоклетиан отказался от престола, в 305 году (впоследствии он стал императором, жил же в качестве кесаря попеременно в разных местах южных стран восточной половины Империи, а в качестве августа и императора — по крайней мере, по смерти Галерия — в Никомидии). Максимин чуть ли не больше правил Востоком, чем сам Галерий. Максимин был ревностным гонителем христиан почти до самой смерти его в 313 году. Характер Максимина христианские писатели, например Евсевий, рисуют в чертах мрачных. По словам Евсевия, он был крайне суеверным и грубым язычником; волхвы и прорицатели окружали его престол; тот же Евсевий говорит, что он был предан пьянству и распутству. С особенным ударением Евсевий описывает его заботы о процветании языческой религии; он заботился об увеличении числа храмов в Империи, подновлял и восстановлял приходившие в ветхость; ревностно заботился о том, чтобы в понтифексы и жрецы поступали лица лучших умственных дарований и известные своей гражданской деятельностью. Верховные жрецы окружены были, по воле Максимина, замечательной помпой; их окружал в торжественных случаях отряд Вообще видно, Максимин был заклятый язычник. Светские языческие писатели того времени вообще изображают его таким же образом, как и Евсевий, но в то же время и не отказывают ему в природных Ревность Максимина к язычеству была причиной, что он старательно поддерживал гонение, начатое Диоклетианом. Максимин годину своего призвания к правлению государством в качестве кесаря открыл тем, что снова разослал по областям Востока последний указ Диоклетиана о повсеместном гонении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

1 Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305 , начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 3 «Похвале Константину» и «Жизни Константина». 4 Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса» , император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305 , отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305 , ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311 , и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305 , ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306 . Галерий при отречении Диоклетиана и Максимиана добился назначения цезарями Флавия Валерия Севера, будущего императора Запада 306—307 , и своего племянника Максимина Дазы, будущего императора Египта и Сирии 309—313 . 6 Первый год двести семьдесят первой олимпиады — 304 г. Констанций же умер во время похода в Британию в Эбораке совр. Йорк 25 июля 306 г. 7 Гай Флавий Валерий Константин 272—337 стал цезарем Британии и Галлии, получив власть из рук умирающего отца и поддержанный легионами западной армии, несмотря на недовольство Галерия, который передал титул августа Запада, вакантный после смерти Констанция Хлора, цезарю Флавию Северу. Титул августа Константин получил 31 марта 307 г. от вернувшегося к власти Масимиана Геркулия. 8 Марк Аврелий Валерий Максенций, сын Максимиана Геркулия и зять Галерия, был провозглашен цезарем в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. он стал августом Италии, Испании и Африки и оставался им до своей гибели 28 октября 312г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Причем пресвитер получил приказ отдать это завещание в руки управляющего востоком сына Константина, Констанция, а не кому другому. Сделав завещание, царь прожил еще несколько дней и скончался. При его кончине не было ни одного из сыновей. Поэтому к Констанцию, на восток, тотчас же отправлено было донесение о смерти его отца. Глава 40 О погребении царя Константина    Приближенные положили тело царя в золотой гроб и перенесли его в Константинополь, тут оно положено было в царском дворце, на возвышении, и окружено всеми знаками почестей и множеством телохранителей, как и при жизни. Это делалось, в ожидании приезда которого-либо из сыновей. Когда же с востока прибыл Констанций, тело Константина почтено царским погребением и положено в церкви, соименной Апостолам, которую Константин построил для того, чтобы цари и иереи были недалеко от останков апостольских. Царь Константин жил шестьдесят пять лет, царствовал тридцать один год и умер во время второго консульства Филикиана и Тациана, в двадцать второй день месяца Мая. То был второй год двести семьдесят восьмой Олимпиады. Вся эта книга обнимает тридцать один год времени.    Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия.    Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305, начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г.    «Похвале Константину» и «Жизни Константина».    Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг.    Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса», император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305, отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305, ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311, и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305, ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010