16. Поклонение честным веригам святаго и всехвальнаго апостола Петра. Праведнаго Максима, иерея Тотемскаго (1650). Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161 –180). Мученика Данакта чтеца (II). 17. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Великаго (356). Преподобнаго Антония Дымскаго (ок. 1224). Преподобнаго Антония Черноезерскаго (XVI). 18. Иже во святых отец наших архиепископов Александрийских Афанасия (373) и Кирилла (444). Святителя Максима Новаго, митрополита Угровлахийскаго (1516). Преподобнаго Афанасия Сяндемскаго, Вологодскаго (XVI). Праведнаго Афанасия Наволоцкаго (XVI–XVII). Преподобнаго Маркиана Кирскаго (ок. 388). 19. Преподобнаго отца нашего Макария Великаго , Египетскаго (390–391). Преподобнаго Макария, постника Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Праведнаго Феодора, Христа ради юродиваго (1392). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (обретение мощей, 1652). Преподобнаго Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI–XVII). Мученицы Евфрасии девы (303). Преподобнаго Макария Александрийскаго (394–395). Святителя Арсения, архиепископа Керкирскаго (VIII). Преподобнаго Антония, столпника Марткобскаго (VI) (груз.). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесскаго (1457). 20. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфимия Великаго (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновскаго, Болгарскаго (1393). Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобнаго Евфимия Сянжемскаго, Вологодскаго (ок. 1470). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). 21. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника (662). Мученика Неофита (303–305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученицы Агнии девы (ок. 304). Мученика Анастасия (662). Преподобнаго Максима Грека (1556). Икон Божия Матери Ватопедских: Ктиторския (IV) и именуемыя «Отрада и Утешение» (807).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нифонт, святой 74 Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ 451 Ноак Август (1 822–1905), немецкий художник 295 Носов Исаак Павлович (1847–1940), старообрядческий священник, собиратель и торговец иконами 188 О Овербек Фридрих Иоганн (1789–1869), немецкий художник 310 Овчинникова Е.С. 97, 99, 100, 101, 139, 160, 206, 316, 467, 481 Олеарий Адам (1603–1671), немецкий путешественник, автор «Описания путешествия в Московию» 24, 26, 28, 37, 44, 76, 467 Олсуфьев Юрий Александрович, историк искусства 304 Ольга, великая княгиня 350 Ольга, святая 350 Онаш К. 7, 467 Онуфрий, святой 74 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680), боярин, государственный и военный деятель 370 Островский Г. 30, 292, 467 Острогорский Г. 230, 296, 467 Остроухов Илья Семенович (1858–1929), художник, коллекционер 195 П Павел, апостол 92, 141, 277 Павел (1754–1801), император (с 1796) 108 Павел, архимандрит 34, 122–124, 135, 212, 467 Павел Алеппский (ок. 1627–1680), архидьякон, автор описания путешествия в Россию 21, 22, 24, 28, 32–39, 54, 77, 100, 135, 148, 158, 159, 170, 410, 411, 459 Павел Любопытный, старообрядческий писатель 148 Паисий 81 Палеотти Габриэль 394 Палецкие, князья 159 Панкратов Семен (упом. 1648–1649), иконописец из Владимира 182 Панкрышевы А.И. и ИА. (вторая половина XIX-haчaлo ХХ в.). иконописцы, владельцы иконописной мастерской в Мстере 168, 332, 350, 354, 355 Панофский Э. 436 Пантелеймон (ум. 305), св. великомученик 278 Панченко Х.М. 83, 380, 396, 447, 465, 467 Папулин Николай Андреевич, судиславский купец, собиратель и торговец иконами 216 Параскева, святая 234, 332 Парилов Иван Иванович, иконописец из Палеха 190, 191 Парилов М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 385 Парилов М.Л., иконописец, преподаватель Палехской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 279 Париловых Л. и М. мастерская, в Палехе 168 Пармиджанино Франческо (1503–1540), итальянский художник 305 Пафнутий Боровский (ум. 1478), святой 67, 240 Пекарский П.П. 221–223, 234, 467

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Фавста девица, Евиласий и Максим, мучч. Кизические в 303 году. 6 февр. Фавстиан, муч. Керкирский, с ап. Иасоном и др. 28 апр. Фавст пресвитер, Авив диакон и другие 13, мучч. Александрийские при Декии. 6 сент. Фавст, муч. Александрийский при Валериане, с Гаием и др. 4 окт. Фавст диакон, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Фавст муч., с Серапионом Египтянином. 24 мая. Фавст, преп. Далматский, 5 в., с Исаакием и Далматом. 3 апр. Фаина, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Фантин, преп. Солунский, 9 в. 30 авг. Фармуфий, преп. Армянский. 11 апр. Фарнакий, муч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 24 июня. Феврония, преподобномученица при Диоклетиане. 25 июня. Феврония, в иночестве Евфросиния, княгиня Муромская, ум. 1228, со св. Петром, князем Муромским. 25 июня. Федим, еписк. Амасинский, учитель Церкви 3 века. В субб. сырн. Феликиссим диакон, муч. Римский при Валериане, с Лаврентием архидиаконом и др. 10 авг. Феликс, муч. Римский ок. 164 г., из 7 сынов Филицаты. 25 янв. Фенгон воин, муч. Амисийский ок. 310 г., с Климентом Анкирским. 23 янв. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней, мученицы Персидские в 341 году. 4 апр. Фива св., диаконисса Кенхрейской церкви. 3 сент. Филагрий священномуч., еп. Кипрский, ученик ап. Петра. 9 февр. Филаделф, муч. Италийский, при Ликинии, с Алфием и др. 10 мая. Филарет Миилостивый, в конце 8 в. 1 дек. Фнлитер, муч. Никомидийский при Диоклетиане. 30 дек. Филикитата, мученица Африканская, с Перпетуей и др. при Севере. 1 февр. Филикс, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Филикс, муч. Варкинонский, в Испании, при Диоклетиане, с муч. Евлалией. 22 авг. Филимон, из 70 апп., с Архиппом. 19 февр. и 22 ноября. Филимон, Аполлоний, Арриан и Феотих, с тремя протекторами, мучч. Египетские при Диоклетиане (ок. 288). 14 дек. Филимон, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Филиппия, мученица 2 в., постр. в Пергии Памфил., с Феодором, своим сыном. 21 апр. Филипп, из 12 апп. 14 ноября. Филипп диакон из 70 апп. 11 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анастасия Узорешительница, вмц. - житие Святая великомученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря по старому стилю) Святая великомученица Анастасия Узорешительница (U ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (U ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

http://pravicon.com/info-1748

К III–IV веку относятся подвиги великомучениц Параскевы и Анастасии Узорешительницы, великомучеников Пантелеимона (304) и Димитрия Солунского (ок. 306), великомучениц Варвары Илиопольской (ок. 306) и Екатерины Александрийской (305). Святой великомученик Пантелеимон (305), отец которого был знатным язычником, а мать христианкой, был обращен к вере и крещен пресвитером Ермолаем. Он имел дар исцелять больных и воскрешать умерших своей молитвой. Святой великомученик Пантелеимон особо почитается в Русской Церкви. «Новомучениками» принято называть лиц, пострадавших за Христа в недавнее время. ХХ век стал временем массового мученичества и исповедничества для Русской Православной Церкви. Жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей начались сразу же после октябрьской революции 1917 года. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября (13 1917 года. 25 января (7 февраля) 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) . Вскоре расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. Казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью, многих священнослужителей перед смертью пытали. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы — поруганию и сожжению. На Архиерейском Соборе 2000 года Новомученики и Исповедники Церкви Русской — как известные по именам, так и те, чьи имена известны одному Богу, — были торжественно прославлены для общецерковного почитания. Священномученики — это мученики, имевшие священный сан Священномучениками стали святые Древней Церкви: Климент, епископ Римский (I век), Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (Ι – начало II века), Ириней, епископ Лионский (конец II века), Киприан, епископ Карфагенский (258) и многие другие. В Русской Церкви почитаются священномученики Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1612), Макарий, митрополит Киевский (1497) и др. Среди прославленных в ХХ веке — священномученики митрополит Киевский Владимир (1918), митрополит Петроградский Вениамин (1922), митрополит Крутицкий Петр (1937) и многие иерархи и другие священнослужители Русской Православной Церкви, замученные безбожной властью.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

маленьких шапочках, все молодые и безбородые с кудрявыми пышными волосами. Этот тип характерен для образов святых и в стенописи - в росписях базилики Протата (ок. 1290 г., мастер Мануил Панселин), Успенской ц. в Грачанице (ок. 1320). Все 3 изображены в юж. части храма, усечение мучеников мечом - в сев.-зап. куполе. Сцена усечения встречается также в росписях Георгиевской ц. Старо-Нагоричино (1317), ц. Св. Троицы в мон-ре Козия (1390/91), ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718). Фигура М., стоящего рядом со св. Иаковом Персянином, входит в состав декора ц. Вознесения Господня в Дечанах (1348-1350) - оба с крестами в руках, на М. шапка с двойной опушкой. С. и И. представлены на соседнем столбе в том же ярусе, в платье С. сочетаются красный и лиловый цвета, в платье И.- зеленый и красный, на головах шапки. Фигура М. входит в чин мучеников в росписи кафоликона мон-ря Ватопед (1312), в чин преподобных - в росписи трапезной мон-ря Хиландар (1-я четв. XIV в.). В поствизант. росписях Афона святые представлены в минейных циклах - в нартексе кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский), или в сонме святых в наосе, как в росписях кафоликона Вел. Лавры (1556/57, мастер Феофан Критянин). На миниатюре визант. Минология Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1, 1322-1340) под 17 июня показано усечение главы молодого святого, рядом с ним на фоне гор средовек и юноша, на полях миниатюры подписи с именами С. и И. Все трое изображены как средовеки, в плащах - в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 117 об., кон. XV в.). В иконописных подлинниках отмечался молодой возраст святых - «млади все», М. подобен вмч. Димитрию Солунскому, ему следовало писать шапку, как у прор. Даниила; все несли в руке по кресту. Согласно подписи одежды братьев сочетали в разных вариантах синий и красный цвета. В Строгановском лицевом подлиннике М., как и его спутники, изображен юношей с короткими волосами, в шапочке, как у прор. Даниила и 3 отроков. Согласно подписи, в одеждах братьев варьировались синий и красный цвета. Академик В. Д. Фартусов рекомендовал (1910) писать святых как братьев, в одеждах персид. воинов, без лат: М., как средовека с круглой бородой, С.- моложе, с малой бородой, И.- с едва пробивающейся бородой. Лит.: Менолог. С. 191, 195, 197, 198, 280, 301, 359, 388. Ил. 11; Евсеева. Афонская книга. С. 310; Большаков. Подлинник иконописный. С. 105-106; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 319-320 ; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος - 17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 56, 77, 122, 195, 247. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ [греч. Ακτος - приумноженный, Ταυρων - бычий, Θεσσαλονκη - фессалопобедительница], мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.). Св. Фессалоникия, дочь Клеона, знатного и богатого жреца бога Диониса, обратилась ко Христу. Когда отец, стараясь вернуть ее к языческой вере, ничего не добился, он высек ее воловьими жилами, разбил ребра палками и, лишив наследства, выгнал из дома. Св. дева поселилась в маленьком имении, доставшемся ей от покойной матери. Христиане А. и Таврион вступились за нее, обличая жестокость Клеона. Тогда тот выдал их наместнику Торибию, к-рый приказал бить их палками, затем камнями; печь, в к-рую кинули мучеников, чудесно погасла от дождя; пускали в них стрелы, рвали тела железными орудиями и, наконец, бросили в залив. Когда святые спаслись от этих пыток, наместник приказал усечь их мечом. Тела А. и Тавриона были погребены вместе с др. мучениками на месте их казни, в г. Амфиполь (Македония). Св. Фессалоникия исповедовала Христа и почила в мире, по др. версии, скончалась от мучений. Краткое житие святых переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, в XVI в. под 7 нояб. включено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138-139). Иконография Мученичество святых представлено: на миниатюре Минология Василия II - перед Фессалоникией мавр усекает средовека А., юноша Таврион стоит в ожидании казни рядом (Vat. Gr. 1613. P. 167, 976-1025 гг.); в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- А. и Таврион изображены на крестах, их расстреливает лучник, погрудное изображение Фессалоникии представлено в верхнем регистре, над мучениками; святая в мафории, в правой руке крест, левая - в жесте приятия благодати. В настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г., представлено погрудное изображение 3 мучеников. Лит.: SynCP. P. 202-204; ЖСв. Ноябрь. С. 143-144; Bardy G. Auctus//DHGE. T. 5. Col. 293; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 63; НКС. Т. 2. С. 253. Иконогр.: Menol Bas. Tav. 167; Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 291; Менолог. C. 325, 348. А. Ю. Виноградов, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/62844.html

Блаженнаго Лаврентия, Христа ради юродиваго, Калужскаго (1515). 11. Святаго мученика архидиакона Евпла (304). Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Преподобнаго Феодора, князя Острожскаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (ок. 1438). Мученицы Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римскаго, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296). Святителя Нифонта, патриарха Константинопольскаго (1466). 12. Святых мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306). Священномученика Александра, епископа Команскаго (III). Мучеников Памфила и Капитона. 13. Отдание праздника Преображения Господня. Преподобнаго Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго (обретение мощей, ок. 1547). Святителя Тихона, епископа Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (1783). Мучеников Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии в Риме (258). Икон Божия Матери Минския (1500) и именуемыя «Страстная» (1641). 14. Предпразднство Успения Пресвятыя Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков, VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Феодосия Печерскаго (перенесение мощей, 1091). Преподобнаго Аркадия Новоторжскаго (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейскаго (ок. 389). Икон Божия Матери, именуемыя «Беседная» (1383) и Нарвския (1555). 15. Успение Пресвятые Владычице Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Припевы на 9-й песни канона: Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере. Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо. Иконы Софии, Премудрости Божия (Новгородския). Чтимыя иконы Успения Божия Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божия Матери: Моздокския (XIII), Ацкурския (I), Цилканския (IV), Влахернския (груз.), Владимирския-Ростовския (XII), Гаенатския (XIII), Чухломския (XIV), Сурдегския (1530), Тупичевския (XVII).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010