Но предрассудки старого Комба 3 (или лучше сказать – Вольтера) превращают их в изгоев республики. Правда, кроме вольтерианских предрассудков существуют еще не порванные связи католических кругов с роялистским дворянством, с крупным капиталом, который почитался в XIX веке лучшей опорой старой Церкви, Но эти круги уже потеряли право говорить от имени Церкви: за ними не стоит епископ, не стоит и Рим. Для нас, русских и православных, этот вековой и трагический акт католической Церкви, законченный примиряющим благословением Пия XI, очень поучителен. Да поможет он нам избежать тех ошибок, которые столь роковым образом исказили духовную и политическую жизнь Франции, все еще не оправившейся от своей революции. 1 Гильдебранд – папа Григорий VII (1020/1025–1085) – папа римский с 22 апреля 1073 по 1085 годы. Окончательно утвердил в католической церкви целибат– безбрачие духовенства. Боролся за политическое преобладание в Западной Европе с германскими императорами. Одного из них – Генриха IV, принудил явиться к себе с покаянием в тосканскую крепость Каносса. Но в конце жизни был изгнан из Рима и умер в изгнании. 2 Иннокентий III (в миру– Лотарио Конти, граф Сеньи, граф Лаваньи) (ок. 1161–1216) – папа римский с 1198 по 1216 года. Инициировал 4-й крестовый поход (1199–1204), который в 1204 году положил начало Латинской империи в Константинополе. Покровительствовал созданию в 1198 году в Палестине Тевтонского ордена. Инициатор крестового похода против альбигойцев (1208). В 1212 году состоялся благословил крестовый поход детей, который завершился трагически. В 1215 году созвал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений. Взаимоотношения папы и Англии были сложными. После того, как папа наложил на Англию интердикт (1208) и низложил английского короля Иоанна Безземельного (1209), тот в 1213 году полностью покорился папе. Папа запретил Франции войну против Англии, на что французский король Филипп II Август заявил: «Папе нет дела до того, что происходит между королями».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

5/18 Мученицы Харитины (304). Святителей Петра (1326), Алексия (1378), Ионы (1461), Филиппа (1569) и Ермогена (1612), Московских и всея России чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Тропарь мученице Харитине, глас 4 Агница Твоя, Иисусе... (общий мученице). Кондак, глас 2 Крепким разумом, Харитино,/душу утверждши верою,/борителя врага яве посрамила еси,/у Христа предста, от кровей твоих носящи,/и присно со ангелы радующися,/моли за ны, страстотерпице. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Харитино,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, Московским и всея России чудотворцам, глас 4 Первопрестольницы Российстии,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, Православия Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 3 Во святителех благочестно пожисте,/и люди к Богоразумию настависте, и добре Богу угодисте,/сего ради от Него нетлением и чудесы проелавистеся,/яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/святителие Христовы/Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Дамиану пресвитеру, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах почивающих, глас 1 Христовых повелений светом сердца своя просветивше,/страстный мрак прогнасте,/темже Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/Дамиане, Иеремие с Матфеем,/от Неяже благодать приемше,/недужныя исцеляете, будущая возвещаете/и, ангелом сопричастницы суще,/молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак, глас 2 Якоже древний пророцы благодать пророчествия приемше/и неложне духом прозревше, прорекоша найти хотящая,/тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/и ныне да не постигнут ны злая,/испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Дамиане и Иеремие с Матфеем,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г. Подскальски V. Приложения Епархии Киевской митрополии (X-XIII вв.) + Епархиальные центры (=княжеские резиденции) – Границы Древней Руси – – – Приблизительные (твердо не установленные) границы древнерусского государства на севере и юге – Границы епархий, учрежденных до середины XII в + + + Границы епархий, основанных около 1150 г. ± ± ± Примерные границы Сарайской епархии а. Карта Киевской митрополии и список ее епархий Век Центр епархии Время учреждения Кафедр, собор Примечания Конец X в. 1. Белгород близ Киева Св. Апостолов До 1165 г. белгородский епископ был πρωτθρονος Киевской митрополии 2. Новгород 988/990 г. Св. Софии После 1165 г. новгородский епископ становится титулярным архиепископом и πρωτθρονος митрополии 3. Чернигов Св.Спаса Преображения После 1060 г. и примерно до 1085 г. титулярная митрополия; после 1246 г. центром епархии становится Брянск 4. Полоцк 988 г. или 1015/1024 г. Св. Софии 5. Переяславль (Русский) 988 г. или после 1036 г. Св. Арх. Михаила После 1072 г. и примерно до 1100 г. титулярная митрополия 6. Юрьев(на Роси) После1036 г. Св.Георгия Примерно с 1165 г. около 25 лет центром епархии был Канев (собор Св. Георгия) 7. Ростов 1073/1076 г. Успения Богоматери Примерно с 1093 г. кафедра вакантна и управлялась из Переяславля; восстановлена около 1136 г.; с 1160 г. второй резиденцией епископа становится Суздаль 8. Владимир- Волынский 1078/1085 г. Успения Богоматери 9. Туров Ок. 1088 г. Успения Богоматери 10. Смоленск 1134/1136 г. Успения Богоматери Образована в результате отделения от Переяславской епархии 11. Галич 1147/1156 г. Успения Богоматери Образована в результате отделения от Владимирской епархии 12. Рязань После1190 г. Успения Богоматери Образована в результате отделения от Черниговской епархии XIII в. 13. Владимир- на-Клязьме 1213/1214 г. Успения Богоматери Образована в ходе разделения Ростово-Суздальской епархии; Суздаль становится второй резиденцией владимирского епископа XIII в. 14. Перемышль 1219/1220 г. Св. Иоанна Предтечи Образована в результате отделения от Галицкой епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины в Салерно папы Григория VII (25 мая 1085) его сторонники около года не могли организовать папские выборы. Только 24 мая 1086 г. кардиналы провозгласили папой аббата Монте-Кассино Дезидерия. Однако его не признали сторонники императора. В это же время преемник Роберта Гвискара герцог Апулии Рожер I Борса, недовольный тем, что на Папский престол не был избран предложенный им кандидат, освободил имперского префекта Рима, к-рый с 1084 г. содержался под стражей. Возвращение префекта в Рим вызвало новые волнения. Не желая участвовать в вооруженной борьбе, Дезидерий отказался занять Папский престол и в кон. мая удалился в Монте-Кассино. Только в марте 1087 г. он согласился стать папой и принял имя Виктор III , Весной 1087 г. его сторонникам удалось взять Рим под контроль. 9 мая в базилике св. Петра состоялись епископское рукоположение и интронизация Виктора III, но уже в июне папа был вынужден оставить Рим (город вновь осадили войска К.) и вернуться в Монте-Кассино. К. укрепился в ц. Санта-Мария-ад-Мартирес (рим. Пантеон). К июню он контролировал почти весь город и сохранял достаточно прочные позиции в Риме вплоть до 1093 г. В этот период благодаря поддержке имп. Генриха IV его признали законным папой на значительной части герм. и итал. земель, а также в Дании, Англии, Португалии, Венгрии, Хорватии и Сербии. Летом 1089 или в 1091/92 г. К. провел Собор в Риме, к-рый снял все церковные отлучения с имп. Генриха IV, принял постановления против симонии, подтвердил обязательность целибата, выступил за укрепление общежительного образа жизни (vita communis) клириков (Decretum Wiberti vel Clementis papae//MGH. Lib. T. 1. P. 622-626). К. прилагал усилия к сближению Римской и К-польской Церквей, действуя в русле политики Генриха IV, который стремился заключить союз с визант. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118). Ок. 1085/86 г. К. отправил письмо Киевскому митр. Иоанну II , греку по происхождению (не сохр.; известно по ответному посланию митрополита). В 1089 или 1090 г. к К. обратился за помощью Василий, греч. митрополит г. Реджо на юге Италии (ныне Реджо-ди-Калабрия), изгнанный в 1078 г. с кафедры норманнами. В ответном письме К. обещал помощь Василию после прихода в Италию войска во главе с имп. Генрихом IV (сохр. текст на греч. яз.: Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexios I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ. 1928. Bd. 28. S. 59-60).

http://pravenc.ru/text/1841379.html

Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобных Аммона странника (XIII) и Пиора (XIII) затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III–IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.). 5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Литовския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264–265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.). 6. Святаго славнаго апостола Фомы (I). 7. Святых мучеников Сергия и Вакха (290–303). Преподобнаго Сергия Послушливаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобнаго Сергия Нуромскаго (Вологодскаго) (1412). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийския (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 8. Преподобныя матере нашея Пелагии (457). Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (1482). Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго (1612). Преподобныя Таисии (I). Святыя Пелагии девицы (303). 9.Святаго апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V). Праведнаго Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. X.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима (361–363). Мученицы Поплин исповедницы, диаконисы Антиохийския (IV). Преподобнаго Петра Галатийскаго (IX). Праведнаго Стефана Сербскаго (1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мон-рь Уэльгас в Бургосе. Ок. 1190 — ок. 1220 г. Мон-рь Уэльгас в Бургосе. Ок. 1190 — ок. 1220 г. Стремление к возрождению традиций вестгот. монархов, к-рое проявляли леоно-кастильские короли, наталкивалось на трудности в установлении контактов с христ. Европой. Подчеркивание особенностей древних испан. традиций, в т. ч. испано-мосарабского богослужения, препятствовало взаимопониманию между испан. правителями и Папским престолом, поэтому принятие рим. обряда богослужения стало рассматриваться испан. монархами как непременное условие интеграции их гос-в в христ. ойкумену, объединенную под духовным главенством Римского папы. В 1071 г. по благословению папы Александра II впервые была совершена месса по рим. обряду в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья - важнейшем духовном центре Арагона. В 1080 г. кор. Альфонсо VI созвал Собор в Бургосе, на котором по настоянию папских легатов испан. епископы запретили использовать испано-мосарабский обряд в Леоне и Кастилии. Вид на кафедральный собор Вознесения Пресв. Девы Марии (быывш. Большая мечеть) в Кордове. 786-988, 1523-1607 гг. Вид на кафедральный собор Вознесения Пресв. Девы Марии (быывш. Большая мечеть) в Кордове. 786-988, 1523-1607 гг. К кон. XI в. относится унификация церковного управления - после отвоевания у арабов Толедо (май 1085) кафедре было возвращено первенство среди испан. еп-ств (18 дек. 1086, по мосарабскому календарю - в день Благовещения Пресв. Девы Марии, состоялось празднование восстановления Толедской кафедры). Первым Толедским архиепископом и примасом И. стал Бернард (1086-1124), аббат клюнийского мон-ря Саагун, уроженец Юж. Франции и деятельный сторонник григорианской реформы. Восстановление системы церковного управления в И. происходило при активном участии Папского престола. В 1089 г. папа Урбан II объявил о восстановлении митрополичьей кафедры в Таррагоне (на тот момент остававшейся в руках мусульман). До отвоевания города титул архиепископа Таррагоны был передан епископу Вика. В 1118 г. гр. Рамон Беренгер III после многочисленных попыток захватил Таррагону, пришедшую в упадок за время мусульм. господства. Архиепископская кафедра была передана св. Олегарию († 1137), еп. Барселоны (с 1116). В течение последующих 10 лет под руководством архиеп. Олегария велись активные работы по заселению города, повышению его обороноспособности и строительству церквей.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Петр (Петър), царь Болгарии в 927–969 гг. – 421 Петр Деляя (Оделян, сер. XI в.), глава антивизантийского восстания в Болгарии – 422 Петр I , русский император в 1694–1725 гг. – 118 Петр Патрикий (Магистр, VI в.), византийский историк – 252 Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт – 130 Пипин III Короткий (714–768), франкский майордом, с 751 г. франкский король, сын Карла Мартелла, отец Карла Великого – 362, 460 Пирс Г. (Peirce), английский историк византийского искусства – 92 Платов (428 или 427 – 348 или 347 до н. э.), древнегреческий философ – 130,182,183,257 Плутарх Херонейский (ок. 46 – ок. 127), греческий писатель и философ-моралист – 148 Покровский Иосиф Алексеевич (1868–1920), историк греко-римского права – 211 Порфирий (Константин Александрович Успенский, 1804–1885), епископ Чигиринский, исследователь христианского Востока – 442 Приск Фракийский или Панийский (V в.), византийский ритор и историк, ездивший в 447 г. с посольством к гуннам и оставивший описание этой поездки – 186 Прокопий Кесарийский (ок. 500–562), византийский историк эпохи имп. Юстиниана Великого , автор сочинений «История войн Юстиниана», «О постройках Юстиниана», «Тайная история», секретарь военачальника Велизария- 174, 194, 202, 203, 205, 223, 224, 230, 237, 251, 252, 258 Прокопия , жена имп. Михаила I – 364 Птолемей Клавдий (II в.), греческий астроном, математик и географ – 232 Пульхерия , сестра Феодосия II – 121, 155, 162, 317 Райт Ф. A. (Wright), английский филолог-классик и византинист – 77 Рамбо Альфред (Rambaud, 1842–1905), французский историк – 74, 222, 407 Рансимен Стивен (Runciman), английский византинист – 68, 69, 439 Регель Василий (Андреас Фридрих Вильгельм) Эдуардович (1857–1932), византинист, медиевист, славист, редактор «Византийского временника», основатель «Византийского обозрения» – 89, 90 Ришелье Арман-Жан дю Плесси (1585–1642), герцог, французский кардинал с 1622 г., первый министр Франции с 1624 (в годы правления Людовика XIII) – 42 Роберт Гуискар (Гвискард, 1015–1085), предводитель норманнов, завоевавших южную Италию и Сицилию, герцог Апулии и Калабрии с 1061 г. – 433, 472, 473

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VII (ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь св. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа ), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов. После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX ), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX ), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский. Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений.

http://pravenc.ru/text/166757.html

Большинство таких архитектурных копий строили как погребальные церкви в раннероманскую (каролингскую) и романскую эпохи. Точные или произвольные копии храма Гроба Господня в Зап. Европе неизвестны до IX в. и остаются редкими до XI в. Древнейшая из церквей-копий Г. Г.- капелла св. Михаила в Фульде (ок. 820; перестроена в кон. XI в.), строившаяся как круглая в плане 8-колонная погребальная церковь-амбулаторий с криптой и коническим завершением, вмещавшая реликвии Синая и Вифлеема (Dalman, 1922). В 934-976 гг. еп. Конрадом в соборе г. Констанц была возведена Морицкапелле - круглое здание без амбулатория, с квадратной апсидой и моделью Кувуклии (Конрад трижды ходил в Иерусалим и погребен в своей капелле; совр. гробница - замена сооружения готического периода, ок. 1280). Еп. Майнверк (1009-1036) построил храм Гроба Господня в Падерборне (ок. 1036), для чего отправил в Иерусалим посланника, вернувшегося с рисунками и замерами для строительства (план капеллы выявлен в ходе раскопок: октагональная, без амбулатория, с 3 протяженными нишами - деталь, явно отвечавшая оригиналу). К погребальным относится и копия Г. Г. в Камбре, Франция (1036-1064). К храмам, основанным паломниками, принадлежит ц. в Нёви-Сен-Сепюлькр (деп. Эндр, Франция, сер. XI в., перестройка XII в.), сооруженная на пути к Сантьяго-де-Компостела. Храм был круглым в плане, с 11 колоннами и амбулаторием, с галереей и 3-нефным залом с юго-востока, имел копию Кувуклии (уничтожена в 1806) и др. реликвии. Построенные возвратившимися паломниками церкви, храмы по образу и подобию Г. Г. становились центрами притяжения для тех, кто не были в Иерусалиме: церковь паломника Петра Амьенского в Юи (Бельгия, ок. 1100); церкви в Камбре и Пьяченце были специально задуманы для тех, кто не могли пойти в Иерусалим. Посетившие Сан-Сеполькро в Милане (1036, переосвящен в 1099) получали 1/3 индульгенции за паломничество в Иерусалим; в 1085 г. индульгенция за паломничество в Санто-Сепулькро (Палера, Каталония) приравнивалась к иерусалимской.

http://pravenc.ru/text/168157.html

P. Так, в 866 г. Гинкмар Реймсский попросил Сансского архиеп. Эгилона привезти из Рима дополненную версию L. P. (MGH. Epist. T. 8. Pars 1. P. 194, 212). Каноник Флодоард Реймсский , посетивший Рим в 936-937 гг., получил там текст сборника, к-рый завершался жизнеописанием Николая I. В рукописях сохранилось большое количество сокращенных версий L. P. (LP. T. 1. P. CCIII-CCVI; Gesta. 1898. P. CI-CV). Мон. Аббон из Флёри составил эпитому сборника, в которую вошли биографии Римских пап до Григория II включительно ( Gantier L.-M. L " abrégé comme mode de transmission du «Liber pontificalis»: L " «Excerptum de gestis Romanorum pontificum» d " Abbon de Fleury (vers 996)//Liber. 2009. P. 153-177). Редакция L. P., созданная Адемаром Шабаннским (ок. 1030), завершается жизнеописанием Льва IV (см.: LP. T. 1. P. CLXXX-CLXXXV). В годы понтификата Григория VII (1073-1085) было составлено «Сочинение о жизни Римских понтификов» («Псевдо-Лиутпранд»), в к-ром повествование доведено до кончины папы Формоза (891-896); его автором мог быть Беннон II, еп. Оснабрюка. Эпитомы L. P. были составлены Ламбертом, каноником из Сент-Омера (ок. 1120; см.: LP. T. 1. P. CLXXXV- CLXXXVII), и мон. Ордериком Виталием (включена в «Церковную историю», завершенную ок. 1140). Между 1119 и 1125 гг. особая редакция L. P. была создана в Англии, вероятно, Уильямом из Малмсбери ( Thomson. 1978). В эпоху Каролингов L. P. послужила образцом для многочисленных лит. произведений в жанре «деяний» - сочинений об истории епископских кафедр и мон-рей в виде последовательных жизнеописаний епископов и аббатов ( Sot. 1981; Kaiser. 1994). В них подчеркивается непрерывная преемственность прелатов, приводится обоснование прав и привилегий кафедр и монашеских обителей, поэтому в тексты нередко включали грамоты и другие архивные документы. Самым ранним из этих произведений считается «Книга о Мецских епископах» (Liber de episcopis Mettensibus), составленная Павлом Диаконом предположительно между 783 и 785 гг. В XII в. она была положена в основу «Деяний Мецских епископов», к-рые дополнялись до XVI в.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010