В др. источнике, глоссе к одному из переводов К. А. (ркп. XIII в.), говорится, что К. А. был мусульм. купцом, много путешествовал, в Салерно познакомился с братом Гизульфа II (1052-1077), последнего лангобардского правителя города, известным врачом Иоанном, от которого узнал о нехватке медицинской лит-ры на лат. языке. Вернувшись в Африку, К. А. 3 года изучал медицину, потом вновь отправился в Италию, взяв с собой множество книг, часть которых (практический раздел буд. соч. «Pantegni») пропала во время шторма у мыса Палинуро. По прибытии К. А. принял христианство, выучил лат. (и итал.?) язык и, поступив в мон-рь Монте-Кассино, перевел привезенные из Африки книги. Этот рассказ считается менее достоверным, чем биография, составленная Петром Диаконом. В частности, предположение о том, что К. А. был мусульманином, впосл. обратившимся в христианство, не имеет достаточных оснований и плохо согласуется с др. фактами его жизни. Впрочем, возможно, на нек-рое время К. А. переходил из христианства в ислам, поскольку его позднейший критик итал. медик Петр Абанский ( 1316) называл его «вероотступником» (apostata). Согласно т. н. Календарю Льва Марсиканского, К. А. скончался 22 дек. Время составления календаря (1098/99) является единственным надежным terminus ante quem для определения года смерти К. А. Распространенные в научной лит-ре более точные даты (1087, 1085) основаны на спорных аргументах, в частности на том, что неизвестны к.-л. упоминания в связи с К. А. преемника Дезидерия ( 1087) аббата Одеризия и что сохранился акт от 22 февр. 1086 г. о подтверждении прав мон-ря на владение ц. св. Агаты близ Аверсы ( Hettinger. 1990. S. 527-529). Список переводов К. А., который приводит Петр Диакон (ок. 20 наименований), постепенно уточняется в ходе изучения рукописей. Идентификация переводов осложняется тем, что К. А. не указывал авторов оригиналов, снискав т. о. репутацию плагиатора. Ему принадлежат переводы сочинений как античных медиков (Гиппократа, Галена), сделанные с араб. переводов, гл.

http://pravenc.ru/text/2057060.html

Многие философы поднимали проблему существования Бога и разработали целую серию доказательств Его бытия. Ибн Пакуда доказывает это исходя из сложности мира; Ибн Цаддик из Кордовы (1080–1149) в своем «Микрокосме» утверждает существование Бога, ссылаясь на случайный характер мира; Ибн Дауд из Толедо (1110–1180) доказывает его, опираясь на необходимость перводвигателя и на различие между возможным и необходимым. Против этих философских рационалистических интерпретаций иудаизма не замедлила выступить ортодоксальная традиция. Ее вдохновителем был Иегуда Галеви (1085– ок. 1141), который выступил с чисто еврейской апологетикой, лишенной всякой философии. Согласно Галеви, верить надо не в Бога ученых и философов, но в Бога Авраама, Исаака и Иакова, Который освободил детей Израилевых из Египта и дал им во владение землю Ханаанскую. Это антифилософское выступление напоминает аналогичную реакцию аль-Газали в мусульманском мире. Одним из самых известных иудейских философов Средневековья был Моисей Маймонид (Моше бен Маймон) (1135–1204). Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и вклю­чает работы по логике, философии, еврейскому рели­гиозному законодательству, медицине. Философ­ская и религиозная проблематика затрагивается в мно­гочисленных посланиях Маймонида (особенно «Послании об астрологии» и «Послании о воскре­сении мертвых»). Самое известное философское его сочинение – «Путеводитель заблудших». Оно адресовано людям, уже знающим философию, но неумеющим согласовать ее с буквальным смыслом Писания. Маймонид признаёт, что Закон и философия являются знаниями различной природы, но они обязательно должны быть согласованы, поскольку собственный объект философии – это рациональное подтверждение Закона. Для реализации этой задачи философ опирается на Аристотеля, неоплатонические же мотивы в его творчестве гораздо менее заметны, чем у Гебироля. Этим, в частности, объясняется влияние, которое он оказал на христианских философов следующего столетия, в особенности на Фому Аквинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Григорий VII (ок. 1021-1085)- папа римский с 1073 г., в миру Гильдебранд из Соаны. Известен своей борьбой за инвеституру (право назначения епископов) с императором Генрихом IV, который унизился перед ним в Каноссе в 1077 г., но в конечном счете заставил его бежать из Рима. Комплекс мер, предпринятых им по ужесточению церковной дисциплины, получил название " грегорианской реформы " . Канонизирован в 1606 г. Готфрид Бульонский действительно происходил от Каролингов. Епископом Льежа и Вердена в 1092-1117 гг. был Одберт. Балдуин... король Иерусалимский. — Балдуин, или Бодуэн (ум. 1118), младший брат Готфрида Бульонского, после смерти последнего в 1100 г. стал первым королем Иерусалимского королевства под именем Балдуина I. До этого был графом Эдессы (1098-1100). Все время проводил в постоянных походах, подчинив себе береговую полосу со значительными городами и обеспечив сообщение с Западом. Гуго, граф Вермандуа (Гуго Великий, 1057-1102) — сын французского короля Генриха I и Анны Ярославны Русской, брат короля Филиппа I, один из вождей первого крестового похода. Первым принес ленную присягу Алексею I Комнину. Отличился в битве при Дорилее (1098 г.), но не пошел к Иерусалиму и вернулся во Францию. Вновь отправился в поход в 1101 г., потерпел поражение в Каппадокии и получил здесь смертельную рану. Герцог Нормандии Роберт — Роберт II Коротконогий (после 1060-1134), старший сын Вильгельма Завоевателя, короля Англии. В 1096 г. отправился в крестовый поход, прославился при взятии Антиохии и Иерусалима. Отказавшись от трона в Иерусалиме, вернулся в Европу. С 1105 г. вплоть до самой смерти, ослепленный своим братом Генрихом I, королем Англии, содержался в тюрьме замка Кардифф. Вильгельм Завоеватель (1023 -1087) — побочный сын герцога Нормандии Роберта I Дьявола. В 1033 г., когда Роберт отправился в паломничество в Палестину, был признан его наследником и отстоял свои права после смерти отца (1035 г.) с помощью французского короля Генриха I, своего опекуна. В 1066 г. высадился в Англии и в битве при Гастингсе победил последнего англосаксонского короля Гарольда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

К юго-востоку от гос-в йоруба в кон. XII - нач. XIII в. возникло гос-во народа бини - Бенин. Хорошо укрепленный и богато украшенный царский дворец находился в г. Бенин (ныне Бенин-Сити). В XV-XVII вв. гос-во Бенин достигло наибольшего могущества, его территория простиралась на западе до Лагоса, на востоке - до нижнего течения р. Нигер, на юге - до побережья Атлантического океана. Цари Бенина имели постоянное войско; они жаловали своим приближенным в пожизненное владение деревни свободных общинников, с к-рых те собирали налоги, и назначали наместников в покоренные земли. Жители Бенина занимались земледелием, ремеслами и работорговлей. Наиболее крупными гос-вами т. н. Среднего пояса Н. в доколониальный период были Боргу и Игала (с центром в г. Ида). К северу от Игалы, в районе слияния рек Нигер и Кадуна, между X и XV вв. образовалось гос-во Нупе. В VIII-IX вв. к северу от оз. Чад предками народа канури было создано гос-во Канем, становлению и развитию к-рого способствовало удобное географическое положение на караванном пути, соединявшем Египет со средневек. гос-вом Гана. Благодаря этому пути с IX в. на территорию совр. Н. стал проникать ислам. В 1085 г. правитель Канема (маи) официально принял ислам в качестве государственной религии. В кон. XIII в. под натиском племен булала, наступавших на Канем с востока, правящая династия Сейфува (Сефава) была вынуждена переселиться в юго-зап. часть владений Канема, основав государство Борну. Ок. 1483 г. столица Борну была перенесена в Нгазаргаму (на территории совр. Н.). К западу от Борну в период между VIII-X и XIII вв. сформировались гос-ва хауса (Даура, Кацина, Гобир, Кано, Зария, Рано, Бирам). Наиболее влиятельные из них Кацина и Кано конкурировали с Борну за доминирование в транссахарской торговле. К XV в. в этих гос-вах укрепился ислам, привнесенный сюда так же, как и в Канем, торговцами-мусульманами. Влияние ислама сказалось на системе управления и судопроизводства, а также способствовало созданию мусульм. элиты. В нач. XVI в. империя Сонгай подчинила себе гос-ва Кано и Кацина. В 1516-1517 гг. Канта, правитель хаусанского гос-ва Кебби, объявил независимость от империи Сонгай и на короткий период объединил все гос-ва хауса. Это привело к конфликту с Борну, в результате которого союз гос-в хауса в 1526 г. распался. Разобщенность гос-в хауса сохранялась на протяжении XVI-XVII вв. После распада империи Сонгай (1591) Борну стал самым могущественным гос-вом Зап. Судана. Его правитель Идрис Алума (1580-1617) провел религ. реформу, в результате к-рой укрепилось положение мусульм. духовенства и обычное право в судопроизводстве было заменено шариатом.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

1055 К 1086/7 г., когда Ярополк Изяславич был убит, его сыновья, Ярослав (будущий князь берестейский) и Вячеслав, были еще достаточно малы и не имели своих столов, так что мать не могла остаться жить при старшем из сыновей, как то обычно бывало. Замок Байхлинген входил в родовые земли графов орламюндских и составлял, очевидно, наследственную долю Кунигунды, так что граф Куно, родоначальник графов байхлингенских, приобрел его благодаря браку с дочерью Оттона Орламюндского. См. также фрагмент 23. 1056 Оттон, граф нортхаймский (по замку Нортхайм в Южной Саксонии, близ северной границы Тюрингии), в 1060-х гг. был герцогом баварским, отсюда его титул в «Саксонском анналисте». 1058 Граф Адальберт I из Балленштедта (к юго-западу от Магдебурга), представитель восточносаксонского рода Асканиев (антикизированная форма родового имени по замку Ашерслебен в низовьях Зале), сильно укрепившегося при императоре Генрихе III. Благодаря браку с Адельхайдой Аскании унаследовали выморочное графство Ваймар-Орламюнде. 1059 Заимствовано из «Книги о саксонской войне» Бруно 24). Имя саксонского пфальцграфа Фридриха I автор «Саксонского анналиста» эксплицитно вводит в текст (см. 24, примеч. 737). 1060 Удона II из рода Штаденов, маркграфа Саксонской северной марки, которая в то время обнимала земли по обоим берегам Эльбы к югу от устья Хафеля. 1061 См. примеч. 1056. Особое внимание «Саксонского анналиста» к потомству Оттона Нортхаймского объясняется тем, что на внучке Оттона был впоследствии женат саксонский герцог, а затем германский король Лотарь III. 1064 Брак Евпраксии Всеволодовны и маркграфа Генриха состоялся, вероятно, ок. 1085 г. и преследовал цель нейтрализации польского князя Владислава I, у которого искал поддержки волынский князь Ярополк Изяславич в своем конфликте с дядей Всеволодом Киевским (см. подробнее: Назаренко 2001а. С. 539–547). Из слов анналиста, вроде бы, можно заключить, что Всеволодовна получила имя Адельхайда в браке с маркграфом Генрихом. В то же время надо учесть, что это имя было династическим в королевском семействе как Оттонов, так и Салиев – поэтому наречение им Евпраксии могло быть связано именно с замужеством за Генриха IV, тогда как «Саксонский анналист» анахронично употребил закрепившееся впоследствии имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вицелин, еп. ольденбургский (1149–1154) 267 вкладная книга Пассауской ц-ви 31 вкладная книга м-ря св. Эммерама в Регенсбурге 274–275 Владимир, кн. оломоуцкий (1189 – прежде 1200 [?]) VI, 263 Владимир (Володаревич?), кн. минский (ум. после 1182 г.) IXa, 318 Владимир Всеволодович Мономах, кн. киевский (1113–1125) III, V, IXb, 182–183, 202, 236, 240, 250, 255, 257–263, 286, 363, 374 Владимир Мстиславич, кн. берестейский (ум. в 1170 г.) IXb, 310–311, 318 Владимир Рюрикович, кн. киевский (1223–1236, ум. в 1239 г.) IXb, 372 Владимир Святославич (Святой), кн. киевский (978–1015) V, VIII, IXa, 38, 56, 58, 60–61, 63, 67, 67–68, 72, 72–77, 80–81, 87, 89, 92, 104, 107, 112, 116, 135, 173, 187, 190, 227–228, 227, 229, 329, 344, 344–345, 356 Владимир Ярославич, кн. новгородский (1034/6–1052) IXa Владимир Ярославич, кн. галицкий (ум. в 1199 г.) IV, IXa, 309, 312–315, 313, 321, 321, 324 Владимирко Володаревич, кн. перемышльский, затем галицкий (1125–1153) IXa, 202, 257, 306, 306–307, 345, 370–371 Владислав I Херманн, кн. польский (1079–1102) IV, 173, 173, 175–176, 175–177, 229, 229, 233, 253, 360–361 Владислав II Изгнанник, кн. польский (1137–1146, ум. в 1159 г.) II, IV, 178, 198, 200, 200, 204, 250–251, 256, 265, 265–266, 280, 308, 311, 311, 318 Владислав III Тонконогий, кн. польский (ум. в 1231 г.) IV, 309, 309–310, 325, 325 Владислав I, кн. чешский (1109–1125, с перерывами) VI, 261, 261, 263 Владислав II, кн. чешский (1140–1172, кор. с 1158 г.) VI, 220, 241, 251–252, 261, 261–266, 263–264 Владислав, с. чешского кн. Собеслава I (ум. в 1165 г.) 261 Власий, св. (умучен ок. 316 г.) 189–190 Влодарский Б., см. Wlodarski В. Володарь Глебович, кн. минский (ум. после 1166/7 г.) IXa, 343 Володарь Ростиславич, кн. звенигородский, затем – перемышльский (ум. в 1125 г.) VIII, IXa, 199, 210, 255, 303–306, 303, 305–306, 361 Вольф, см. Ульв (Вольф) Вольф, о. гр. Випрехта I (посл. четв. X – сер. XI в.) 218–219 Вратислав I, кн. чешский (915–921) VI Вратислав II, кн. чешский (1061–1092, кор. с 1085 г.) IV–VI, 176–177, 184–186, 186, 208, 208, 219–220, 219–220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своеобразная традиция, отчасти связанная с архитектурой Германии, сформировалась в местности вокруг оз. Комо. С названием озера часто отождествляют упоминающихся в источниках умелых magistri comacini; однако, по др. версии, предложенной У. Моннере де Вийяром, это название связано с использованием технических средств (cum macinis). Пятинефная ц. Сант-Аббондио в Комо (посвящена покровителю города) была основана в раннехрист. время и посвящена апостолам, а ок. 1050-1085 гг. была перестроена и освящена папой Урбаном II в 1095 г. Ряды круглых столбов, делящих пространство храма, аккуратно выложены мелким камнем на профилированных базах и увенчаны капителями простой формы. Все нефы перекрыты деревом. Крестовые своды присутствуют только над нартексом и служат основой галереи. Снаружи храма мелкий, грубо отесанный известняк сочетается с крупными блоками серого гранита. Портал, мн. окна и их широкие резные обрамления исполнены из больших, чисто отесанных плит светлого и темного камня. Зап. фасад членится лопатками, а боковые и апсида - узкими полуколоннами, как бы поддерживающими вереницу плоских арочек, тянущуюся под самым карнизом. Изящество членений поддержано легкой орнаментальной резьбой и простыми, составляющими часть орнаментов рельефами. Особо среди продольных композиций выделяется базилика Сан-Феделе в Комо (XII в.; первоначально на этом месте был раннехрист. собор, посвященный св. Евфимии), представляющая собой большой триконх с боковыми нефами вдоль зап. рукава, продолженными обходами за поперечными экседрами. Возможно, композиция восходит к ц. Сан-Лоренцо в Милане. Строгие формы фасадов ц. Сан-Феделе обусловлены гладкими стенами, расчлененными редкими лопатками, и присутствием довольно простых по формам порталов и окон с традиционными, перспективно сужающимися гладкими откосами. Своеобразие форм ц. Санта-Мария-дель-Тильо в Граведоне (сер. XII в.), на сев.-зап. берегу оз. Комо, заключается в сочетании 3-конхового плана с 3-частным алтарем и трилистником апсиды, а также в присутствии галереи над центральным квадратом, который перекрыт стропильной конструкцией, а не куполом.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Б. не было. Они возобновились в дек. 1076 г., после смерти Святослава. Уже летом следующего года (неясно, до возвращения Изяслава Ярославича на киевский стол 15 июля 1077 или после него) Всеволод Ярославич с сыном совершили поход на Полоцк. Зимой 1077/78 г. блгв. кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах в сопровождении Святополка Изяславича снова разорил окрестности стольного города В. Б. Как и после 1069 г., предполагалось вытеснить В. Б. из Полоцка, а город должен был перейти либо к Изяславу, либо ко Всеволоду. Ответ В. Б. не заставил себя ждать. Немедленно после захвата в конце авг. 1078 г. безземельными князьями Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем Чернигова, принадлежавшего тогда Всеволоду Ярославичу, В. Б., оставив в покое Новгород, вернувшийся под власть Изяслава, совершил нападение на др. город Всеволода - Смоленск. Последовавший в кон. 1078 г. поход Владимира Мономаха на владения В. Б. (были разорены Лукомльская, Логожская и Друцкая волости, т. е. весь юго-восток Полоцкого княжества) получил продолжение в 1081 г. (по реконструируемой хронологии «Поучения» Владимира Мономаха), когда Мономах ходил войной на юг Полоцкой земли - в Минскую вол. После этого сведений о военных действиях против В. Б. нет. Однако брак сына В. Б. Глеба Всеславича , буд. кн. минского, с дочерью волынского кн. Ярополка Изяславича Анастасией, к-рый следует датировать если не ок. 1085 г., то во всяком случае временем киевского княжения Всеволода Ярославича (до апр. 1093), свидетельствует о сохранении определенной напряженности между Киевом и Полоцком, коль скоро один из самых активных сыновей В. Б. ищет союза с потомками покойного Изяслава Ярославича. Отсутствие В. Б. и каких бы то ни было его представителей на общерус. княжеском съезде в Любече в 1097 г. можно объяснить и сохранявшимся недоверием полоцкого князя по отношению к Киеву, и демонстративным желанием подчеркнуть, что его вотчинные права не зависят от решений съезда. Летописная дата смерти В. Б.- 6609 г., «априля в 14 дьнь, индикта 9, в среду» - содержит внутреннее противоречие, т.

http://pravenc.ru/text/155544.html

Близкий друг аббата Дезидерия, мон. Альфан († 1085), вместе с ним переселился из Беневенто в М.-К. и через неск. лет был возведен на архиепископскую кафедру в Салерно. Альфан считается одним из лучших средневек. поэтов, работавших в духе классической античной литературы (I carmi. 1974), но он известен гл. обр. переводами греч. сочинений по медицине, в т. ч. трактата Немесия Эмесского «О природе человека». Архиеп. Альфан заложил основы школы в Салерно, ставшей важнейшим средневек. центром изучения медицины. Помощником Альфана был Константин Африканский , к-рый впосл. стал монахом в М.-К.; у него учились Азон (Аттон), бывш. капеллан имп. Агнессы, и крещеный сарацин Иоанн Аффлаций, к-рый занимался в т. ч. переводом греч. и араб. трудов по медицине (см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 93-110, 127-134). Мон. Альберик Старший († ок. 1105), эксперт по лат. риторике, преподававший «свободные искусства» в М.-К., считается основоположником средневек. эпистолографии (ars dictandi; см.: Murphy J. J. Rhetoric in the Middle Ages: A History of Rhetorical Theory from Saint Augustine to the Renaissance. Berkeley etc., 1974. P. 202-211). Среди его учеников был Иоанн из Гаэты, к-рый в 1088 г. стал папским канцлером и в 1118-1119 гг. занимал Папский престол (см. Геласий II ). Альберик Старший обладал познаниями в богословии, поэзии и музыке. На Римском Соборе 1079 г. он вступил в полемику с Беренгарием (см. ст. Беренгар Турский ) и составил трактат «О Теле Господнем» (не сохр.). Утрачено также полемическое соч. «Об избрании Римского понтифика против императора Генриха». Из др. произведений Альберика сохранились Жития св. Схоластики, св. Аспрена Неаполитанского, католич. св. Доминика из Соры († 1031), Страсти мч. Модеста, гимны (см.: Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1931. Bd. 3. S. 301-305; Lentini A. Alberico di Montecassino nel quadro della riforma gregoriana//StGregEccl. 1952. Vol. 4. P. 55-109). Агиографией занимался также поэт и проповедник Гвайферий († между 1078 и 1086), уроженец Салерно; его труды отличает стремление к стилистическому изяществу в подражание античным классикам (Гвайферий использовал «Диалоги» Сенеки, «Флориды» Апулея и трактат Цицерона «Об ораторе») (см.: Limone O. L " opera agiografica di Guaiferio di Montecassino//Monastica. 1981-1984. Vol. 3. P. 77-130; Dell " Omo M. Guaiferio//DBI. 2003. Vol. 60. P. 95-99).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Из многочисленных (ок. 100) сочинений А. до нас дошли 5. Наиболее известное из них - «Учения последователей ислама и расхождения среди молящихся» - является одним из самых значительных произведений мусульм. доксографии и ценным источником по истории ислама. В полемических сочинениях А. отстаивал использование рационалистического метода в теологии ислама против сторонников подражания религ. авторитетам. Строго говоря, А. не создал особого учения, его заслуга в том, что он объединил на основе калама нек-рые важные догматические положения, разработанные др. теологами. Так, А. признавал несотворенность Корана «в отношении его смысла» и существование реальных и вечных божественных атрибутов; признавал Аллаха творцом всех действий людей с одновременным представлением о «касбе» как о «приобретении человеком своих деяний» и допускал возможность лицезрения Аллаха праведниками в потустороннем мире, «но не в буквальном смысле». Это мнение разделяли и наиболее «умеренные» ашариты последующих поколений. Так, аш-Шахрастани (ум. в 1153), говоря о «методе» А., отмечал, что последний присоединился к общине последователей «благочестивых предков», подкрепив их учения основами калама. А. относили к тем ученым, к-рые считали, что «рациональное рассуждение и извлечение доказательств» ведет к познанию Бога. Преемственность учения А. основана на идее объединения мусульм. права шафиитского толка (см. Фикх ) и метода спекулятивной теологии (см. Калам ). Разработчиками и фактическими создателями учения, возводимого к А., были теологи -мутакаллимы последующих поколений. Наиболее видными представителями этой школы, получившей распространение гл. обр. в среде шафиитов в вост. провинциях Халифата, были аль-Бакиллани (ум. в 1013), Ибн Фурак (ум. в 1015), Абу Исхак аль-Исфараини (ум. в 1027), Абд аль-Кахир аль-Багдади (ум. в 1037), аль-Джувайни (ум. в 1085), аш-Шахрастани, Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209). Общим в мировоззренческой позиции ашаритов было утверждение приоритета разума перед религ. традицией и символико-аллегорическое толкование Корана. По мн. др. позициям они расходились во мнениях не только с мутазилитами, но и между собой. Тенденция сближения ашаритского калама с философией, наметившаяся в творчестве поздних ашаритов (аш-Шахрастани, Фахр ад-дин ар-Рази), вскоре привела к соединению этих дисциплин.

http://pravenc.ru/text/77242.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010