Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Жизнь преподобных Дамиана пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев, описана преподобным Нестором Летописцем (память 27 октября). Преподобный Дамиан († 1071) помнил еще Крещение Руси (988 г.). Ревностный подражатель жития преподобного Феодосия (память 3 мая) был кроток, трудолюбив и послушлив на радость всей братии. Целые ночи он проводил в молитве и чтении Божественных книг. Святой Дамиан был строгий постник и, кроме хлеба и воды, ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов. Преподобный Иеремия имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости († ок. 1070). Преподобный Матфей († ок. 1088) также обладал даром прозрения духовного мира. Свои видения старец рассказывал братиям, отвращая от опасных для души поступков. В Иконописном Подлиннике сказано: " Матфей прожорливый подобием стар, изчерна сед, брада акт Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу " . Общий тропарь этим отцам: " Христовых повелений светом сердца своя просветивше, страстный мрак прогнасте: тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете и Ангелом сопричастницы суще, молитеся Христу Богу, даровати нам причастие святых " . Память их также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XV. Преставление прп. Дамиана. Миниатюра Радзивиловской летописи. Русь. Конец XV в. БАН. Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Киев. 1702. Прп. Дамиан Печерский. Л. Тарасевич. Гравюра. Киево - Печерский патерик. Киев. 1702.

http://patriarchia.ru/db/text/912947.htm...

ок.1031–1043 гг., 26 июля Св. прмч. Моисей Угрин, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Ок. 1045 г. Прп. Маркиан, игумен киево-зверинецкий (25 октября). Св. блгв. кнг. киевская Ирина (10 февраля). † 1052, 4 октября Св. блгв. кн. новгородский Владимир. † ок. 1053 г., 28 января Прп. Ефрем Новоторжский. † ок.1053 г. (?) Свт. Иларион, митр. Киевский и всея Руси (21 октября, 28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1054, 19 февраля Св. блгв. кн. киевский Ярослав (в крещении Георгий) Мудрый. † 1058, 15 октября Свт. Лука, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Судислав (в крещении Георгий), кн. псковский, затворник киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). Прп. Варлаам, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (19 ноября). Прп. Иларион схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (21 октября).ок.1070 г. Прп. Иеремия прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Прп. Дамиан пресвитер, целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября).1070-е гг. Свт. Леонтий сщмч., еп. Ростовский (игумен киево-зверинецкий ?) (23 мая). † 1075, 7 мая Прп. Антоний Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (10 июля, 2 сентября). † ок.1073–1077 гг., 29 октября Прп. Авраамий, архим. ростовский. † после 1073 г. Свт. Михаил, еп. Юрьевский (игумен киево-зверинецкий ?) (6 сентября). † ок. 1074 г. Прп. Софроний, игумен киево-зверинеикий (11 марта). † 1074. 3 мая Прп. Феодосии Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (14 августа, 2 сентября). † после 1074 г. Прп. Иаков монах, Киево-Печерский (23 октября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1076. 27 декабря Св. блгв. кн. киевский Святослав (в крещении Николай) (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1077 г., 13 декабря Прп. Аркадий, Вяземский и Новоторжский (11 июля, 14 августа). † 1078. Св. блгв. кн. киевский Изяслав (в крещении Димитрий) 3 октября (26 октября). † до 1080 г.? Свт. Николай, еп. Переяславский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святаго священномученика Григория епископа, просветителя Великия Армении († ок. 335) Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце, Вологодскаго († 1442) Октябрь Минея за октябрь (оцифрованный текст) 1 октября Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Святаго апостола Анании, единаго от 70-ти (I), и преподобнаго Романа Сладкопевца († ок. 556) Преподобнаго Саввы Вишерскаго, Новгородскаго († 1461) Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящаго Иконы Божия Матере «Псково-Покровския» (1581) 2 октября Святаго священномученика Киприана и святыя мученицы Иустины († 304) Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго († ок. 936) Преподобнаго Кассиана Углечскаго († 1504) Святыя благоверныя княгини Анны Кашинския († 1338) Святых мученик Казанских: Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия (XVI) 4 октября Святителей Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго (обретение мощей, 1595) Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго (I) Святаго священномученика Петра Капетолийскаго († кон. III — нач. IV) Святаго благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго († 1052) Преподобнаго Аммона странника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Преподобнаго Пиора Затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Святаго праведнаго Стефана Щиляновича, Сербскаго († 1515) 5 октября Собор святителей Московских: Петра († 1326), Алексия († 1378), Ионы († 1461), Филиппа († 1569) и Ермогена († 1612) Святыя мученицы Харитины († 304) Преподобных Дамиана пресвитера, Целебника († 1071), Иеремии († ок. 1070) и Матфея († ок. 1085) прозорливых, в Ближних пещерах почивающих 7 октября Святых мученик Сергия и Вакха († ок. 290–303) Преподобнаго Сергия Обнорскаго, Нуромскаго, Вологодскаго († 1412) Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514) (службу зри 12 января) 8 октября Преподобныя Пелагии Антиохийския († 457) Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго († 1612)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но и с Иудою у Ягве суд, и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав – боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами. А Ягве есть Бог Саваоф; Ягве – имя Его. 1069 Загадочный и почти не поддающийся толкованию текст 32-й главы книги Бытия о ночном борении Иакова по-разному толковался в среде иудейских и христианских толкователей, однако лучшее и авторитетнейшее (и древней­шее!) толкование дает, безусловно, Божий пророк Осия (ок. 750 г. до Р.Х.). Наши размышления о борении Иакова мы основываем на понимании этого события пророком Осией и следующим за ним толкователям. С кем боролся Иаков? Основная экзегетическая дилемма – боролся ли Иаков с Богом или с некиим тварным существом, с некиим ангелом? Иудейская экзегеза, восходя­щая к Мидрашам на книгу Бытия, именует Боровшегося с Иаковом ангелом- хранителем Исава 1070 . Мидраш, без рассуждений на предмет обоснования, гово­рит об «ангеле Эсава», именуя его даже «сатан», правда, потом на заре «ангел запел свою песнь Ашему (Богу)». «Сатан» Мидраша – явно не то же самое, что сатана, описанный в Новом Завете. «Сатан» Мидраша – это некий ан­гел Исава, противящийся Иакову ( – Сатан – «враг», «противник»), но при этом вместе со всеми ангелами воспевающий Бога на заре при восходе солнца. Думать так заставляет составителей Мидраша некая богословская робость. Это четко выражено словами современного библеиста Д.В. Щедровицкого «человек с Богом, конечно, сражаться не может» 1071 . А раз не может, значит понимать библейский текст так, как он напи­сан, не представляется возможным. Мы намерены следовать прямому значению текста 32-й главы книги Бы­тия, веруя, что невозможное человекам, возможно Богу 1072 . О та­инственном борении Иакова с Богом рассуждает св. Иоанн Златоуст : «(Гос­подь) в образе человека вступает в борьбу с праведником» 1073 , блж. Феодорит Кирский : «Из всего этого познаем, что и здесь явился Иакову Единородный Божий Сын и Бог» 1074 и другие отцы и учители церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так, перу Герберта (ок. 945–1003), также Реймсского архиепископа, а с 999 года – папы Римского под именем Сильвестра II, принадлежит собственный богословский трактат «О Теле и Крови Господних» (De corpore et sanguine Domini), опирающийся как на авторитет патристики, так и на более поздние сочинения по той же тематике, в частности и на полностью одобряемую Гербертом книгу Пасхазия. Что же касается Ланфранка Бекского (ок. 1005– 1089), ставшего в 1070 году архиепископом Кентерберийским, то и среди его трудов наибольший теолого–философский интерес представляет опирающаяся на труды святых отцов и Пасхазия Радберта «Книга о Теле и Крови Господней против Беренгария Турского» (Liber de corpore et sanguine Domini adversus Berengarium Turonensem; ок. 1059–1066), речь о котором пойдет ниже. Среди других прямых или косвенных последователей Пасхазия можно назвать Гильома из Шампо (ок. 1068/1070–1121), богослова, друга и единомышленника Бернарда Клервоского, главу парижской кафедральной школы Нотр–Дам. Его перу принадлежит трактат «О таинстве алтаря» (De sacramento altaris), или «О Евхаристии» (De Eucharistia), вероятно, являющийся частью его более обширной «Книги сентенций» (Liber sententiarum). Собственный трактат «Евхаристия» (Eucharistion) написал и Гонорий Августодунский (1075/1080– ок. 1156), а «О таинстве алтаря» (De sacramento altaris) – Гильом из Сен–Тьерри (ок. 1085–1148). Однако наиболее выдающийся вклад в разработку учения о Евхаристии в период классической схоластики принадлежит Петру Ломбардскому (ок. 1095/1100–1160), выдающемуся теологу, ставшему в 1159 году Парижским епископом. Наибольшую славу принесли Петру Ломбардскому его «Четыре книги Сентенций» (Libri quattuor Sententiarum, 1155–1158), представляющие собой одно из самых значительных систематических изложений христианской догматики. Главный принцип, в соответствии с которым определяется порядок расположения материала «Сентенций», обосновывается Петром исходя из интерпретации положения блж. Августина о том, что «всякое учение касается или вещей, или знаков», т. е. – в данном контексте – касается или того, что, будучи рассматриваемо само по себе, не служит обозначением чего–либо иного (res), или того, что, являясь церковным таинством, выступает как действенный символ благодати (signum). Исходя из этого, «Сентенции» состоят из трех книг, посвященных вещам, и одной, последней, – посвященной знакам, или таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Собор в Сантьяго-де-Компостела относится к типу т. н. паломнических базилик и является главной из них; остальные (Сен-Мартен в Туре (ок. 1070 - ок. 1100; не сохр.), Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; не сохр.), Сент-Фуа в Конке (ок. 1040-1130) и Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1070-1119)) были построены во Франции и отмечали узловые точки на путях паломников в Сантьяго-де-Компостела. Эти храмы имели ряд особенностей, связанных с потоком паломников, к-рые поклонялись хранящимся в них святыням,- круговой обход храма (через боковые нефы наоса и трансепта и за алтарем), причем в обоих ярусах, а также капеллы в трансепте (по одной в Конке и Лиможе, по 2 в остальных храмах - с восточной стороны каждого рукава) и за апсидой (3 в Конке и 5 в остальных храмах), в которых, собственно, и хранились реликвии. Храм в Сантьяго-де-Компостела имел 8-гранную башню над средокрестием, 2 массивные квадратные башни по сторонам зап. фасада, а также небольшие башни по углам трансепта и у его пересечения с боковыми нефами. В интерьере четко выражена вертикаль: при высоте 22 м главный неф всего 8 м в ширину; она подчеркнута наложенными на пилоны полуколоннами, тянущимися от пола до подпружных арок цилиндрического свода. Архитектура интерьера, сдержанная и величественная, контрастировала с роскошным внутренним убранством (серебряный, покрытый золотом антепендиум, украшенный эмалями киворий, драгоценные светильники и т. п.) и со скульптурным декором порталов. «Старый собор» в Саламанке. 1152 — до 1200 г. К наиболее ярким произведениям испан. романской архитектуры относится группа храмов на юж. землях Леонского королевства - соборы Эль-Сальвадор в Саморе (ок. 1140-1190) и Санта-Мария («Старый собор») в Саламанке (1152 - до 1200), а также коллегиальная ц. Санта-Мария-ла-Майор в Торо (пров. Самора; ок. 1170-1240). Они имеют типичное пространственное построение - 3-нефные 3-апсидные, со слабо выраженным в плане трансептом. Система крестовых сводов с высокой стрелой подъема и мощными нервюрами повторяет аквитанские и пуатевинские образцы, но при этом вводится в испан.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Шумеры, затем аморреи – 2050–1750. Аккадские поэмы о сотворении мира и потопе. Хаммурапи ок. 1750 Поздняя бронза 1550–1200 XVIII и XIX династии 1580–1200. Тутмос III 1468–1436 – палестино-сирийские кампании. Аменхотеп IV (Эхнатон) 1375–1350. Культ гелио-польского бога Солнца Ра, а не фиванского Амона. Сети I 1314–1292. Рамзес II 1291–1225. Борьба с хеттами. Мернептах 1225–1215 В Ханаане – хетты. Угаритские таблички (1400– 1300). Выход из Египта в пустыню. В Малой Азии и на севере Сирии – хетты. Начиная с XV в. – апогей хеттской цивилизации. Рост могущества Ассирии 1230 – прибытие в Ханаан Тексты из Тель-Амарны. Стелы Сети I и Рамзеса II в Бейт-Шеан. Стелы упоминают о победе над народом Израиля Железный век 1200–900 XX династия 1184–1070. Рамзес III – ок. 1175 – победа над «народами моря» на берегах Палестины Ок. 1200 – начало завоевания Иисуса Навина. Завоевание Асора и многих «царей» 1200–1100 XXI династия 1070–945 Судьи Девора и Варак. Гедеон. Победа филистимлян при Афеке 1050. Начало царствования Самуила – 1040. Цари Саул 1030–1010 – победы над аммонитянами и филистимлянами. Давид 1010–970 – победы над филистимлянами, моавитянами, арамеями Хова и Дамаска, аммонитянами, амаликитянами, едомитами. Взятие Иерусалима в 1000. Соломон 970–930; строительство Храма; активная торговля, развитие литературы; религиозные традиции евреев фиксируются писцами; широкое использование верблюда в хозяйстве Арамейские царства Арам-Хова, Арам-Хамат, Арам-Мааха, Арам-Рохот, время господства в Вавилоне К 1100 г. апогей могущества Ассирии. Феглаффелласар I, затем упадок Резон, царь Дамаска – ок. 950 Египет Пророки Израиль Арамейские царства Месопотамия Железный век II 900–600 930 – собрание в Сихеме и схизма XX династия. Шешонк I 945–925 – победа над землей Израиля. Стела в Мегиддо Ровоам 928–911 Храм, построенный Шешонком I AXIЯ из Силома Иеровоам 928–907 – пребывание в Фирце; храмы: Дан и Вефиль Дамаск. Тавримон. Венадад I Упадок Ассирии Египет теряет могущество Авия 911–908. Аса 908–867 союз с Венададом I против Ваасы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в 50-х гг. XX в. в 20 км к югу от Телль-Сан-эль-Хагар, на юго-запад от араб. дер. Кантир, археологи (под рук. Л. Хабаши) обнаружили остатки большого города периода правления династии Рамессидов. В наст. время исследователи пришли к выводу, что г. Пер-Рамсес был построен на новом месте ок. 1070 г. до Р. Х., куда перенесли все предметы с надписями, в к-рых упомянуто имя Рамсеса (близ совр. дер. Кантир) ( Rainey, Notley. 2006. P. 118-119; Hoffmeier. 2008. P. 52). В дальнейшем археологи обнаружили близ Кантира остатки конюшни, вмещавшей до 500 лошадей ( Hoffmeier. 2008. P. 52), что согласуется с сообщением Исх 14. 6-7 о 600 колесницах фараона. Данный памятник, располагающийся на территории от дер. Кантир до Телль-эд-Даба (в 2 км южнее), иногда рассматривают как единый объект ( Wood. 2007. P. 260). Археологи (раскопки 1941-1942 гг. начались под рук. Хабаши, продолжены другими) идентифицировали это место как древний Аварис, столицу гиксосов и резиденцию Рамессидов 19-й и 20-й династий в юж. части Дельты ( Bietak. 1997. P. 99). В конце правления 12-й династии (ок. 1800 г. до Р. Х.) здесь поселились азиатские иммигранты, носители сирийской культуры, следы которой обнаруживаются и в период правления 13-й династии (Ibid. P. 99-100). С началом правления гиксосов (ок. 1640 или ок. 1675 г. до Р. Х.) территория города была значительно расширена (до 2,5 кв. км), в т. ч. благодаря поселению здесь иммигрантов из Ханаана; судя по всему, он стал столичным центром с крепостью. Фараон Ахмос захватил город ок. 1530 г. до Р. Х. (Ibid. P. 100). Небольшое поселение с крепостью существовало до времени правления Аменхотепа II или даже до периода правления Рамессидов. В кон. XIV в. до Р. Х. здесь возобновилось строительство, Сети I построил большой храм. Т. н. 400-летняя стела, сооруженная Рамсесом II, первоначально находилась, судя по всему, в Аварисе (Ibid. P. 101). Очевидно, что приведенные варианты идентификации Пер-Рамсеса с конкретными археологическими объектами не могут использоваться для окончательного обоснования ранней или поздней датировки И., а лишь демонстрируют, что библейское повествование в целом соответствует историческому контексту, который реконструируется по егип. источникам.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Не последней причиной было и то, что он охотно удалялся от двора. Итак, он отправился, до сих пор не понимая, что против него задумано. Но спустя несколько дней, заехав вечером на постоялый двор, он приказал накрыть себе хороший стол. После того как его спутники уже несколько выпили, вскочил некий славянин, человек низкого звания, и сказал: «Не знаю, что я везу, что дал мне епископ Эппон 739 , велев отдать королю, к которому ты едешь с посольством». Когда тот попросил его показать ему это, славянин протянул письмо, запечатанное изображением короля. Он немедля сломал печать [и] приказал своему священнику объяснить, что это за письмо 740 . Священник прочел и объяснил, содержание же письма было следующим: «Знай, что свою дружбу ко мне ты лучше всего можешь доказать, если сделаешь так, чтобы этот мой посол никогда не вернулся в мое королевство – а подвергнешь ли ты его вечному заключению или смерти, безразлично». Предав письмо огню, он, радуясь, проделал свой путь, мудро исполнил посольство, вернулся с немалой наградой [и] своему королю доставил королевские дары. (Brun. b. Sax. 1963. Р. 206, 208) 737 Контест можно (хотя и необязательно) понимать так, что речь идет о саксонском пфальцграфе Фридрихе I, брате гамбургско-бременского архиепископа Адальберта (см. 45/19). 738 По хронологическому контексту повествования посольство относится ко времени ок. 1070 г. Поэтому его адресатом обычно считается киевский князь Изяслав Ярославич времени его первого изгнания, в 1068–1069 гг.: как и в 1075–1076 гг. (см. 21/4), Изяслав будто бы искал помощи у Генриха IV (Brun. b. Sax. 1963. S. 208–209. Anm. 5; Свердлов 1. С. 179. Коммент. 4; и др.). Вряд ли эта мысль удачна. Во-первых, в отличие от 1073–1074 гг., в 1068 г. Изяслав пользовался безоговорочной поддержкой польского князя Болеслава II, что делает его обращение к германскому королю излишним. Во-вторых, «король Руси», в описании Бруно, совсем не похож на князя-изгнанника. Значительно более вероятно, что речь идет о тех переговорах между Генрихом IV и черниговским князем Святославом Ярославичем, которые привели к заключению ок. 1070 г. второго, «немецкого», брака Святослава (см. 21, примеч. 550; 63, примеч. 1821). Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010