обозначение Аристотеля как praecursor Christi in naturalibus, т. е. «предтечи Христова во всем, что касается вещей естественных»). Потенциально в тех и других текстах уже дана полнота истины; чтобы актуализировать ее, надо истолковать самый текст (исходный для схоластического дискурса жанр lectio, букв, «чтение», имеется в виду толкование выбранного места из Библии или, реже, какого–нибудь авторитета, например, Аристотеля), затем развить и вывести из текстов всю систему их логических следствий при помощи непрерывной цепи правильно построенных умозаключений (ср. характерный для С. жанр суммы — итогового энциклопедического сочинения, предпосылку для которого дает жанр сентенций»). Мышление С. остается верно гносеологии античного идеализма, для которого настоящий предмет познания есть общее (ср. платоновскую теорию идей и тезис Аристотеля: «всякое определение и всякая наука имеют дело с общим», Metaph. XI, с. 1, р. 1059В, пер. А. В. Кубицкого); оно постоянно идет путем дедукции и почти не знает индукции, его основные формы — дефиниция, логическое расчленение и, наконец, силлогизм, выводящий частное из общего. В известном смысле вся С. есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она представляет контраст как новоевропейской науке с ее стремлением открыть доселе неизвестную истину через анализ опыта, так и мистике с ее стремлением узреть истину в экстатическом созерцании. Парадоксальным, но логичным дополнением ориентации С. на авторитетный текст был неожиданно свободный от конфессиональнорелигиозной мотивации подбор авторитетов «естественного» знания; наряду с античными язычниками, как Платон, Аристотель или астроном Птолемей, и мыслителями исламской культуры, как «Аверроэс» (ибнРушд, 1126[?8]) в канон зрелой С. входил, например, испанский еврей ибн–Гебироль (ок. 1020 — ок. 1070), известный как «Авицебронн» (причем цитировавшие его христианские схоласты помнили, что он не является христианином, но забыли за ненадобностью сведения о его национальной и религиозной принадлежности, выясненной лишь исследователями XIX века).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕБХАРД [нем. Gebhard; лат. Gebhardus, Gebehardus, Kebehardus, Gebardus] (ок. 1025, Швабия - 15.06.1088, Верфен, близ Зальцбурга), архиеп. Зальцбургский (с 1060), блж. католич. Церкви (пам. 15 июня). Происходил из древнего швабского рода. Рано посвятил себя церковной жизни. 4 марта 1055 г. был рукоположен во пресвитера. Вскоре назначенный капелланом при дворе герм. имп. Генриха III , Г. с сент. 1058 по дек. 1059 г. исполнял также функции канцлера империи. Весной 1060 г., после смерти архиеп. Зальцбургского Балдуина, Г. стал его преемником (еп. Вюрцбургский Адальберт рукоположил Г. 30 июля в Ратисбоне (совр. Регенсбург)). В 1062 г. имп. Генрих III отправил Г. в К-поль с целью заручиться поддержкой визант. императора против норманнов в Юж. Италии. По возвращении Г. участвовал в рейхстаге в Майнце (июль 1062). Будучи хорошим администратором, он упорядочил взимание десятины, в частности со слав. населения в Каринтии. Основал в Каринтии новое еп-ство Гурк в составе Зальцбургского архиеп-ства, что было подтверждено буллой папы Александра II от 21 марта 1070 г. и имп. Генрихом IV 4 февр. 1072 г. В Штирии Г. основал бенедиктинское аббатство Адмонт (1074), подчиненное непосредственно архиепископу. В новый мон-рь были приглашены монахи из аббатства св. Петра в Зальцбурге. Сторонник церковных реформ папы Григория VII (см. Григорианская реформа ), в рамках к-рых можно рассматривать и основание еп-ства Гурк и аббатства Адмонт. Архиепископ участвовал в рим. Соборе (март 1074), осудившем николаитизм и симонию . Однако в 1075 г. Г. поддержал имп. Генриха IV в войне в Саксонии, но воздержался от участия в Соборе герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1976), принявшем решение о низложении папы Григория VII. Участвовал в договоре герцогов против императора в Трибуре (1076), в Форххайме был среди избравших герм. королем герц. Швабии Рудольфа Райнфельденского (15 марта 1077). В 1077 г. имп. Генрихом IV Г. был смещен с архиепископской кафедры и провел 9 лет в изгнании в Саксонии и Швабии, пытаясь организовать выступления противников императора. Участвовал в Соборах епископов в Кауфунгене (1081) и в Герштунгене (янв. 1085), собранных с целью урегулировать отношения между папой и императором, но результатов данные встречи не принесли. В 1085 г. принял участие в Соборе в Кведлинбурге, на к-ром имп. Генрих IV был вновь отлучен от Церкви. Император в свою очередь хотел отлучить от Церкви Г. и передать Зальцбургское архиеп-ство одному из своих сторонников. Однако успешные выступления противников императора в Саксонии вынудили Генриха IV отказаться от действий против Г.

http://pravenc.ru/text/161806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО [лат. Hugo; франц. Hugues] († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж). Сведения о жизни Г. содержатся в «Gesta abbatum Fontanellensium» (Деяниях аббатов Фонтинеллы), созданных в этом мон-ре в 20-х - 30-х гг. IX в. 2-м источником является Житие, составленное Бальдерихом, архиеп. г. Доль (1107-1130), по просьбе аббата Жюмьежа Урсина. Наряду с множеством недостоверных и легендарных сообщений в Житии рассказывается о том, что Г. изгнал из города проституток, боролся с азартными играми и пьянством, устраивал трапезы для бедных. «Деяния...» об этих фактах умалчивают, описывая лишь деятельность Г. на благо мон-ря. Г. был сыном Дрогона, старшего сына франк. майордома Пипина II Геристальского. После смерти отца (708) воспитанием мальчика занималась его бабка по матери Альфледа. По ее совету Г. жертвовал земельные владения из доставшейся ему доли наследства мон-рям, особенно Фонтинелле. По протекции родственника, майордома Карла Мартелла, Г. был рукоположен во пресвитера и получил должность примицерия собора апостолов Петра и Павла (впосл. св. Арнульфа) в г. Меттис (совр. Мец). Ок. 720 г., также благодаря дяде, был поставлен архиепископом Ротомагским и получил в управление кафедры городов Паризии (совр. Париж) и Байокассы (совр. Байё). Формально он не был епископом этих городов, а являлся только управляющим (rector) кафедрами, однако до его смерти епископы на эти кафедры не поставлялись. Г. руководил аббатствами Геметик и Фонтинелла (724). В «Деяниях...» сообщается о том, как много он сделал для материального благополучия Фонтинеллы: он побуждал представителей франк. знати следовать его примеру и делать вклады в этот мон-рь. Г. разделил монастырские владения на 12 частей, каждая должна была поставлять необходимые средства для обеспечения обители в определенный месяц года. Автор «Деяний...» подчеркивает, что за это экономическое новшество, введенное Г., «его память пребывает благословенной». По-видимому, подобные хозяйственные реформы были проведены и в Геметике. Впосл. в этом мон-ре он скончался в преклонном возрасте и был погребен в главной церкви аббатства Пресв. Девы Марии. Во 2-й пол. IX в., когда аббатство Геметик подверглось нападению норманнов, мощи Г. были укрыты в имении Аспр (между Камбре и Валансьеном), где находился приорат аббатства Жюмьеж. В 1070 г. мощи были перенесены в новую церковь. В 1555 г. частица мощей Г. была передана в одну из церквей Руана.

http://pravenc.ru/text/168243.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОНТИЙ I РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Леонтий Ростовский Леонтий I (+ ок. 1070 / 1073 / 1077 ), епископ Ростовский , святитель Память 23 мая , в день обретения мощей в 1164 году, к чему приурочено и празднование Собора Ростово-Ярославских святых , а также в Соборе Зверинецких преподобных Родом был грек , уроженец Константинополя , или же русский , уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ( " освящен от пелен, от младых ногтей " ), и с молодости начал постигать " научение книжное " . Как сказано о нем, " российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа " как первый престольник " из иноков печерских, не позднее 1051 года . В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов по смерти страстотерпца Бориса Владимировича долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого , Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду , тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки - первый святитель Феодор и его преемник Иларион , - были с бесчестием изгнаны язычниками из города. Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Памятником этой просветительной деятельности святителя служит его " Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец " . Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей " видеша великого Леонтья... свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею. "

http://drevo-info.ru/articles/15126.html

Михайловская церковь сооружена в 1070-х г.г. князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Сохранилась её западная часть с нартексом на высоту до начала сводов. Ленточные фундаменты шириной 1,7 м составлены из бутового камня на известково-песчаном растворе. В их нижней части было положено 2–3 ряда деревянных брусьев. Сверху фундаменты были покрыты слоем раствора и нанесены графией контуры, по которым строили стены толщиной 1,1 м. Кладка – «со скрытым рядом», в которой каждый второй ряд плинфы несколько углублен и закрыт известково-цемянковым строительным раствором. В кладке много камней небольшого размера, ряды его выходят и на поверхность стен. Снаружи постройка была покрыта светлой известково-цемянковой штукатуркой, остатки которой еще недавно можно было видеть на южной стене нартекса. Первоначальное было трехнавным крестовобанным сооружением с нартексом. В ходе исследований 1972–1973 г.г. был найден фрагмент фундаментов северной апсиды, что позволило реконструировать триапсидную восточную часть церкви. Она была такой же, как и в других киевских достопримечательностях, и не имела дополнительного поперечного членения, как предполагал М. Каргер. Размеры древней церкви в плане – около 28х15 м, ширина среднего нефа 6,2 м, боковых – 2,5 м. Над нартексом и крайними западными частями боковых навысот ок. 7 м расположены хоры, открывающиеся в центральное пространство широкими арочными отверстиями. В северной части нартекса расположена лестничная башня. Поскольку ширина бокового нефа была недостаточной для устройства башни, мастер выдвинул ее объем за пределы нартекса двугранным ризалитом на северном фасаде. В южном участке нартекса была усыпальница. Между южным и западным рукавами пространственного архитектурного креста на хорах сохранился парус. Это позволяет считать, что церковь имела еще четыре меньших купола, то есть была, как и остальные великокняжеские церкви Киева 11 в., пятибанной. С севера и юга в церковь были пристроены две часовни-усыпальницы, из которых южная – одновременная с церковью, а северная построена чуть позже.

http://sobory.ru/article/?object=05591

Сомнительное с канонической точки зрения поставление патриарха стало поводом для протеста недовольных им митрополитов ( 1037 ), которых поддерживал стремившийся к патриаршему трону временщик Иоанн Орфанотроф, брат императора. Алексий Студит согласился оставить патриарший престол при условии низложения всех поставленных им епископов и отлучения трех императоров, венчанных им на царство; ввиду неисполнимости этих требований дело было закрыто. В апреле 1042 года патриарх сыграл активную роль в столичном восстании против имп. Михаила V (1041-1042): незадолго до этого Алексий Студит был низложен и выслан в Пиперудский монастырь по обвинению в заговоре, но с началом восстания вернулся в Константинополь , потребовал низложения императора и венчал на царство сестру Зои Феодору . Когда же к власти пришел Константин IX Мономах (1042-1055), вступивший в брак с 64-летней Зоей, Алексий Студит уклонился от личного участия в заключении третьего брака императрицы, но на другой день венчал ее мужа на царство. Вскоре после смерти патриарха принадлежавшие ему сокровища (25 кентинариев, т. е. ок. 800 кг золота), хранившиеся в основанном им монастыре, были найдены и конфискованы в казну. Не исключено, что эти деньги Константин IX истратил на постройку новых храмов и монастырей. В 1034 году Алексий Студит на свои средства основал на берегу Босфора близ Константинополя монастырь в честь Успения Богоматери, известный под именем " кир Алексия» (το κυρο Αλεξου). Для него Алексий Студит составил богослужебный и дисциплинарный устав, основываясь на традициях Студийского монастыря ( Студийский устав ). Этот т. н. Студийско-Алексиевский Типикон известен лишь по нескольким славянским спискам; его первый древнерусский перевод был выполнен в конце 1060-х - первой половины 1070-х годов для Киево-Печерского монастыря , откуда был заимствован другими русскими обителями. Алексий Студит поставил на Русь митр. Феопемпта (упоминается в 1039/40). Патриарх Алексий Студит скончался 20 февраля 1043 года. Сочинения

http://drevo-info.ru/articles/13680010.h...

На средства Святослава в Киево-Печерском монастыре был возведён Успенский собор . Он был заложен весной-летом 1073 года, князь лично принимал участие в закладке фундамента (освящение состоялось уже по смерти князя, 14 августа 1089 года). Для Святослава было важно заручиться поддержкой Киево-Печерского монастыря, киевлян и Церкви в целом, поскольку на престол он вступил, нарушив порядок наследования власти. Следуя традиции, заложенной его отцом и старшим братом, Святослав основал свой монастырь в Киеве, на Копыревом конце, во имя св. Симеона   . В период киевского княжения Святослав заказал две пергаменные иллюминированные рукописи, сохранившиеся до настоящего времени и являющиеся одними из древнейших кириллических четьих книг: Изборник 1073 года и Изборник 1076 года. Первая из книг, переписанная писцом Иоанном, содержит миниатюру, на которой изображена семья князя: он сам, его вторая супруга и пятеро сыновей. В " Избор­нике " Святослава содержатся статьи по христиан­скому богословию, астрономии, зоологии, ботани­ке, математике, физике, истории, этике и много по­учений. Вот как говорится, например, о пользе чте­ния книг: " Добро есть, братия, почитание книжное, егде чтение книги, ты не тщася борзо идти до дру­гая главезны, но поразумей, что глаголют книги и словеса, то и трижды, обращался о единой главы… Красота воину оружие и кораблю ветрила, то и пра­веднику почитание книжное " . Святослав Ярославич скончался 27 декабря 1076 от неудачной операции по вскрытию опухоли или нарыва ( " желвы " ), эта болезнь, судя по всему, мучила его ещё с 1072 года. Он был похоронен в черниговском Спасо-Преображенском соборе. Первая жена Святослава - некая Килликия (Кикилия), упомянута в перечне черниговских князей в так называемом Любецком синодике. От брака с нею родились его сыновья Глеб , Олег , Роман и Давид Святославичи. Вторая жена, согласно западноевропейским источникам, - Ода, родственница германского короля Генриха IV, брак с которой был заключён ок. 1070/1071 года, родила сына Ярослава . Святослав Ярославич - основатель клана черниговских князей в династии Рюриковичей, получивших название по имени его сына Ольговичи .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Вероятно, ок. 1070 г. в мон-ре Монте-Кассино (Италия) с «Littera Florentina» и некой неизвестной (возможно, полной) рукописи была изготовлена исправленная копия - т. н. Codex Secundus (S). На ее основе и путем сопоставления с др. источниками средневек. болонские глоссаторы разработали критический текст «Дигест» («Littera Bononiensis», или «Vulgata»). Текст, с к-рым работают исследователи,- результат сопоставления вышеназванных рукописей. Эта работа была начата еще в Болонье в кон. XI в., где «Дигесты» были поделены на 3 части, составившие первые 3 тома (volumina) Свода гражданского права: Digestum vetus (старые «Дигесты» - книги 1-24 до титула Dig. 24. 2); Infortiatum (титул Dig. 24. 3 - кн. 38, в т. ч. Tres partes - 2-я ч. Infortiatum с последнего абзаца фрагмента Dig. 35. 2. 82, начинавшегося словами «Tres partes», и до конца кн. 38); Digestum novum (новые «Дигесты» - книги 39-50). Скорее всего болонское деление связано с тем, что сначала в Болонью попали начальные книги «Дигест» («старые»), затем завершающие («новые») и, наконец, 2 части центральных книг («Infortiatum», «Tres partes»). Возможно, данное деление закрепилось под влиянием переписчиков. Во 2-й пол. XV в. появились печатные издания «Д.» Ю. вместе с др. частями CJC. Подобно рукописным копиям, они воспроизводили текст «Littera Bononiensis» вместе с глоссами и делили его на 3 тома (старые, средние и новые «Дигесты»). В 1525 г. вышло 1-е изд. свода без глосс, а в 1529 г.- 1-е отдельное изд. «Дигест» на основе «Littera Florentina», к-рое подготовил Г. Галоандер. В 1583 г. Готофред впервые издал все тома «Дигест» Юстиниановой кодификации под общим названием Corpus juris civilis. Лучшее на данный момент критическое изд. «Д.» Ю. подготовлено Т. Моммзеном на основе «Littera Florentina», с указанием интерполяций и разночтений с др. рукописями. В 1870-2001 гг. оно переиздавалось более 20 раз. «Д.» Ю. полностью переведены на основные европ. языки. Оценка «Д.» Ю. Корпус задумывался и создавался как совершенный по содержанию храм рим. юстиции (Tanta. 20) и изначально имел значение законодательного и исторического документа. Имп. Юстиниан под угрозой привлечения к уголовной ответственности запретил комментировать «Дигесты» и снабжать их сокращениями (sigla) (Tanta. 21-22), к-рые могли бы внести в текст неясности. Но запрет не соблюдался (известны схолии Стефана и др.). В Византии «Д.» Ю. теоретически сохраняли силу закона до составления «Василик» (кон. IX в.). Однако к этому времени мн. положения либо устарели, либо были заменены последующими законами и не применялись на практике (особенно в области семейных, наследственных, земельных отношений; подробнее см. статьи Византийская империя , разд. «Право и Церковь»; «Номоканон XIV титулов» , «Эклога» ).

http://pravenc.ru/text/171973.html

Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (срв. такое же сомнение Авраама, Быт. 17:17, и Сарры, Быт. 18:12). Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему дается немота, которая должна разрешиться только вместе с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (1:36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Елисавету; та по радостному «взыгранию» сына в ее чреве и по вдохновению свыше понимает, что перед ней мать Мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвращается в Назарет, а Елисавета рождает сына; семья намерена назвать его именем отца, но немой Захария пишет на дощечке для письма: «Иоанн имя ему» (1:63). Тотчас же к Захарии возвращается дар речи; «по всей нагорной стране иудейской» взволнованы этим знамением, а Захария в ветхозаветных метафорах пророчествует о приходе мессианского времени и о призвании своего сына (1:67–80). Византийские легенды, получившие широкое распространение в средневековом мире, повествуют далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребенка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала. Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына убит людьми Ирода в храме; его кровь превратилась в таинственный камень. ИБН ГЕБИР0ЛЬ Соломон бен Иегуда (араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное — Авицеброн [Avicebron, Avencebrol, Avi–cebrol]) (ок. 1021, Малага, — 1055 или 1070, Валенсия) еврейский поэт и философ. Его философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Baumker, fasc 1–3,1892–95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но в отличие от неоплатоников придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

«Богородичные икосы, читаемые сегодня по преимуществу, некоторые приписывают тогдашнему патриарху Сергию, другие же –Георгию Писиду, современному хартофилаксу великой церкви, от которого осталась поэма с следующим заглавием: «Ha последовавшее нашествие варваров и их неудачу или изложение бывшей у стен константинопольских войны между варварами и гражданами» 509 . О крещении иудей при Ираклии царе во Африкии и Карфагене (дек. 19) 510 . Память великого труса при Льве Исавре 740 г. (окт.26). В нашем отечестве поразительные события – особенно те, в которых видна была милость Божия к русскому народу, – также увековечивались для памяти потомства посредством внесения в календарь. Таковы: знамение от иконы Богородицы в вел. Новгороде на Ильине улице во время нашествия суздальского и иных князей при архиепископе Иоанне 1070 г. (ноябрь 27); Димитриевская суббота в память воинов, павших на куликовом поле 1382 (ок. 26 окт); сретение иконы Пр. Богородицы владимирския, еже бысть во время нашествия безбожного агарянского царя Темир-Аксака 1395 г. (авг. 26); празднование икон Пр. Богородицы владимирския ради избавления Москвы от нашествия большия орды безбожного царя Ахмата 1480 г. (июнь 23); память взятия Смоленска 1514 г. (июнь 28); память избавления Москвы от нашествия Магмет-Гирея 1521 г. (мая 21); память взятия Казани 1552 г. (окт. 1); память полтавской победы 1709 г. (июнь 27); память избавления России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык 1812 г. (дек. 25) 511 . Черты византийской истории по прологам и житиям святых в период от торжества православия до падения Византии (842–1453) Шестивековой период, к разбору которого мы теперь преступаем, сравнительно беден новыми святыми и новыми церковными праздниками. Под давлением тяжелых внешних обстоятельств замирала жизнь Византии, сокращались пределы империи и упадок нравственный соответствовал упадку политическому. Шесть веков для обогащения греческого календаря дали менее, чем давал один век периода предшествующего. И новорожденная русская церковь могла с успехом соперничать со своей матерью – церковью греческой – как по степени развитая религиозной жизни, так и по количеству новоявленных святых и чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010