Таким образом, сохранившиеся описания двухдневных торжеств позволяют с определенной уверенностью полагать, что и 20 мая 1072 г., и 2 мая 1115 г. были отслужены специальные службы в честь праздника перенесения мощей свв. Бориса и Глеба. То есть, получается, должны были бы быть две службы, как и предполагала Н.С. Серегина, на перенесение мощей 20 и 2 мая. Между тем, служебные Минеи XI-XII вв. содержат, как уже отмечалось, только службу на 24 июля, обозначенную как " творение Ioaha, митрополита Русьскаго, святыма мученикома Бориса и Глеба " (Абрамович Д.И. Жития святых... - С.136.) , в которой выражен общерусский характер праздника. ( " Св?тозарьна и свята и благообразьна мученику Бориса и Глеба вьсепраздьная память, вьсю землю просвещающа... " ; " сию бо ради святою вься земля русьская просветися " (Абрамович Д.И. Жития святых... - С.138, 145.) . Служба же на 2 мая, со специально написанными стихирами, сохранилась лишь в служебной минее XV в.: " Въ тъ же день npehecehie мощемъ святою мученику Бориса и Глеба " . В ней четко прослеживается связь с конкретными торжествами по перенесению мощей святых в новую церковь в конкретном месте - Вышгороде: " Радуйся и веселися, Вышеграде, красуися и веселися, святая церкы, въ нюже пренесена быста исцелению святая источника... " (Абрамович Д.И. Жития святых... - С.168.) Следовательно, сохранившиеся две службы совершенно четко отражают два разных по масштабам праздника: общерусский - 24 июля, и местный - 2 мая (который, впрочем, позднее тоже станет общерусским). Вариативность службы на 2 мая, отмеченная Н.С. Серегиной (С. 86) , может свидетельствовать о том, что две разновременные службы, но посвященные сходному торжеству - перенесению мощей святых в новую церковь, причем оба раза в мае месяце - слились в одну (впрочем, они могли отличаться только тремя стихирами " на хвалитех " ). То есть, два праздника стали со временем осознаваться как один. Об этом косвенно говорит встречающаяся в рукописях житий передатировка событий 1072 года 2-м мая вместо 20-го, т.е. сказалось влияние более торжественного праздника 1115 года, который позднее и стал общерусским, а 20-е число мая со временем вытеснилось 2-м мая. Во всяком случае, служебные минеи и месяцесловы XII-XIII вв. и Пролог XIII в. день памяти 20 мая (перенесение мощей) не упоминают. (Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. II, ч. 1. - М., 1997. - С. 128. В этом сводном месяцеслове 2 мая указано как общий день памяти о перенесении мощей кн. Бориса и Глеба в 1072 и 1115 гг. 20 мая упоминается в XV и XVII вв. (С. 151) .)

http://pravoslavie.ru/5289.html

До встречи, дорогие! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии раба Божия тамара 31 мая 2021, 15:45 Людмила и о. Евгений, от всего сердца выражаю свои соболезнования вам и всем вашим родным, друзьям об упокоении раба Божия Николая, терпения и сил претерпеть эту боль и страдания. Храни вас Господь!!!Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Николая в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, а жизнь бесконечная… Аминь! Тамара, Абердинский приход. ольга 30 мая 2021, 15:00 Вы очень добрый человек!! Молиться за упокой тех за кого некому молиться это дорогого стоит. Хорошо читать по отошедшим в мир иной 118 псалом 40 дней. Elena 28 мая 2021, 23:30 Царства Небесного р.б.Николаю!!! раба Божия тамара 26 мая 2021, 17:28 Царство небесное и вечная память рабу Божьему Николаю!!! Елена 25 мая 2021, 22:24 Благодарю Вас, Людмила, за пример настоящего христианина Natalie 25 мая 2021, 18:32 Спаси Господи, Людмила! Божией помощи Вам! А Господу так угодно, чтобы православные молились по всему миру! Божий промысел во всём! Олег 25 мая 2021, 18:18 Непонятно. Почему имя новоприставленной писала в записке о здравии? А в общем плане очень душевно написано. Что-то похожее и я чувствую, когда поминаю усопших родных и не только. Чувствуется , что молитва- это связь с ними. Помяни их Господи во Царствии Своем !!! Екатерина 25 мая 2021, 17:38 Екатерина, супруг автора статьи - священнослужитель, его послали служить в Англию. Оксана 25 мая 2021, 17:09 А мне , простите, интересно, почему умер сын? Что за боль? Так тяжело сейчас нам всем... Вы так глубоко написали и трогательно. Не могу ,, прощаться " , не хочу. У Вас такое испытание.. Помоги Господь. Этот год ,, урожайный " . Людмила Селенская 25 мая 2021, 11:39 Natalie, " о здравии " это опечатка, и не единственная. К сожалению, глаз замылился. Конечно о упокоении. Екатерина 25 мая 2021, 10:33 А почему Англия? Удивительно. Вся Россия умирает, а жить и поминать Россию лучше в Англии? Антонина 25 мая 2021, 10:27 Спаси Господи! Плачу! Ничего сильнее этого очерка не читала! Это и есть Православие. Грань между нами и умершими есть, но она в нашей вере очень тонкая. Живем, чтобы умереть.

http://pravoslavie.ru/139478.html

я сына родила, Родиона. Благодарение Господу нашему, Иисусу Христу, за все милости, посланные нам, грешным! Татьяна 28 мая 2019, 11:16 Помяни Господи во царствии твоем Протоирея Николая! Вечная Память. р.Б. Наталия 28 мая 2019, 09:24 Помолись о нас грешных, отче наш Николае!!! Михаил 27 мая 2019, 07:19 А вы говорите " достойная жизнь " . Вот она, жизнь достойная. Божья правда. Нина 26 мая 2019, 22:48 Батюшка отче Николай, моли Бога о нас. И о моем сыне болящем рабе Божием Михаиле. Игорь 26 мая 2019, 10:02 С днём рождения батюшка,молись о нас Любовь 26 мая 2019, 08:35 С праздником, отче Николае! Царствия небесного! Помолись, дорогой батюшка о моих детках за р.Б. Вячеслава, Александра, отрока Ариадну. Тамара 26 мая 2019, 00:44 Царствие Небесное батюшке Николаю.Отче ,моли Бога о нас грешных.. Анна 26 мая 2019, 00:43 Господи , помилуй нас грешных ! Пресвятая Троица, помилуй нас! Моли Бога о нас отец Николай! Р.Б. Анна, Александр, Иоанн, Мария , Валерия, Борис, Михаил, Александр, Даниил, Надежда 25 мая 2019, 17:03 й були люди. Хай бог Марина 25 мая 2019, 14:13 Удивительные происходят вещи! Несколько дней не открывала сайт Православие.ру. Сегодня открыла и узнала, что вчера был день памяти о.Николая! Я каждый день читаю электронную книгу, все о духовной жизни, много читаю. Вчера поставила заряжать и взяла книгу " Женская исповедь " (которую знаю наизусть) и листая страницы почему то захотелось прочитать о о.Николае Гурьянове. Читала весь день и молилась ему читая. Даже спать легла и не могла заснуть обдумывая его наставления и советы. Почему то вчера особенно подействовало на меня это чтение. Читая, мне даже показалось в одном месте, что слова как будто обращены ко мне и моей переживаемой ситуации. Старец о.Николай видимо молился за меня вчера. Гость 25 мая 2019, 12:24 Сейчас таких батюшек не встретишь.Очень жаль вот им с кого пример надо брать. елена 25 мая 2019, 09:59 Я как узнала о батюшке, все хотела его посетить, но медлила. Думала надо же не с любопытством одним к нему ехать, а с проблемой. Ну вот и не доехала. Успенским постом я была в Дивеево в скиту. Мы трапезничали и нам сказали, что батюшка умер. Такое впечатление было сильное, я его до сих пор помню. Упокой Господи душу усопшего раба Твоего отца Николая.

http://pravoslavie.ru/121340.html

В службе святому Крестителю Болгарской земли (†907; память 2 мая) акростих читается так: Царство оставив, Борис Царство получи 64 . Акростих первого канона в службе чудотворному образу Богоматери Свенской-Печерской (память 3 мая) читается как обращение к Пречистой Деве: Спаси, Пречистая убогаго монаха Антония 65 . Майские памяти прославляют нескольких учеников преподобного Сергия Радонежского. Акростих в службе преподобного Михея Радонежского (†1385; память 6 мая) читается: Преподобному Михею пою хвалу от сердца 66 . Другому ученику преподобного Сергия, преподобному Симону Радонежскому (XIV в.; память 10 мая) акростих предполагает имя автора-гимнографа: Ангелу своему песни хваления приношу 67 . В агиографической справке отмечено: “Служба преподобному Симону Радонежскому составлена архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном” 68 , ныне митрополитом. Современник смуты XVII века преподобный Дионисий Радонежский (†1633; память 12 мая) в службе также почтен акростихом Мольбу ти приношу, Дионисие преподобне 69 . В молебном каноне святым равноапостольным Кириллу и Мефодию читается буквенный акростих: Кюрила Философа и блажена Методия пою 70 . В службе преподобного Макария Овручского (†1678; память 13 мая) первый канон имеет акростих Макария угодника память честную пою 71 . Служба святому благоверному царевичу Димитрию (†1591; память 15 мая) содержит два канона. Акростих отмечен надписанием только во втором, однако, он имеется и в первом: Мученика Дмитрия славу [п]оем 72 . Второй канон имеет надписание сицево: Хвалю славу царевича Димитрия. Прочая же, кроме сего, да разумеются 73 . Указанный акростих заканчивается последним тропарем 8 песни канона, а богородичен 8-й песни и вся 9-я песнь читается так: итавас. Если прочесть это слово в обратном порядке, то получится имя Саватий 74 . Его можно отождествить со справщиком Московского печатного двора первой половины XVII века. В некоторых своих произведениях он называется чернецом Савватием 75 . “Савватия-поэта отличала многогранность творческих интересов: он успешно работал в жанрах традиционной гимнографии, обращался и к полемической прозе Однако эти стороны его творчества практически не изучены” 76 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

В XIV-XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (†1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (†1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (†1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (†1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский(†1597,память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV – начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (†1884, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословят, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444, память 25 июля) – основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сюда направляется торговля с Востока; здесь сосредоточивается художественная промышленность. Масса паломников приходят сюда со всех концов мира, и оставленные ими описания святых мест представляют собою целую литературу. Таковы: 1) Бордосский путник 333 г.; 2) Евсевия епископа кесарийского «Об именах местностей в Свящ. Писании» около 333 г.; 3) Иеронима «Об именах местностей в Свящ. Писании» около 390 г.; 4) Павлы (и Евстохия) «О святых местах» около 386 г. (в письме к Марцелле inter epist. Hieronimi 46 у Migne lat. ser. t. XXII; 5) Паломничество по святым местам конца IV в. (около 390 г.) Снльвии (предполагаемый источник для Петра диакона половины XI в.); 6) блаж. Иеронима «Паломничество св. Павлы» около 404 г.; 7) Евхерия епископа лионского (сконч. между 449–455 гг.) «О некоторых святых местах» около 440 г. (хотя принадлежность сочинения лионскому иерарху далеко не бесспорна); 8) «Описание иерусалимской епархии» около 460 г.; 9) Стефана византийского «О городах» около 500 г.; 10) Феодосия «О Святой земле» около 530 г.: 11) Прокопия «О постройках Юстиниановых» около 560 г., 12) Антонина из Пьяченцы «Паломничество» около 570 г.; 13) Бревиарий «Об Иерусалиме» около 590 г.; 14) Софрония, патриарха иерусалпмского, «Анакреонтические гимны о святых местах Иерусалима» около 637 г.; 15) Аркульфа «Повествование о святых местах, написанное Адампаном» около 670 г.; 16) Веды Достопочтенного «О святых местах» около 720 г.; 17) Паломничество св. Виллибальда, около 723–726 г.; 18) «Памятная записка о монастырях Святой Земли» 808 г.; 19) Епифания «Описание Сирии и святого города» около 840 г. (на греч. и слав. языках). Читать далее… Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 2  чел. Всего просмотров 51 тыс. Всего записей 182 поделиться: ©2024 Православный паломник к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

Таковы: 1) Бордосский путник 333 г.; 2) Евсевия епископа кесарийского «Об именах местностей в Свящ. Писании» около 333 г.; 3) Иеронима «0б именах местностей в Свящ. Писании» около 390 г.; 4) Павлы (и Евстохия) «О святых местах» около 386 г. (в письме к Марцелле inter epist. Hieronymi 46 у Migne lat. ser. t. 22); 5) Паломничество по святым местам конца 4 в. (около 390 г.) Сильвии (предполагаемый источник для Петра диакона половины 11 в.): 6) блаж. Иеронима «Паломничество св. Павлы» около 404 г.; 7) Евхерия епископа лионского (сконч. между 449–455 гг.) «О некоторых святых местах» около 440 г. (хотя принадлежность сочинения лионскому иерарху далеко не бесспорна); 8) «Описание иерусалимской епархии» около 460 г.; 9) Стефана византийского «О городах» около 500 г.; 10) Феодосия «0 Святой земле» около 530 г.; 11) Прокопия «О постройках Юстиниановых» около 560 г., 12) Антонина из Пьяченцы «Паломничество» около 570 г.; 13) Бревиарий «Об Иерусалиме» около 590 г.; 14) Софрония, патриарха иерусалимского, «Анакреонтические гимны о святых местах Иерусалима» около 637 г.; 15) Аркульфа «Повествование о святых местах, написанное Адамнаном» около 670 г.; 16) Веды Достопочтенного «0 святых местах» около 720 г.; 17) Паломничество св. Виллибальда, около 723 – 726 г.; 18) «Памятная записка о монастырях Святой Земли» 808 г.; 19) Епифания «Описание Сирии и святого города» около 840 г. (на греч. и слав, языках). Не менее важно, что Иерусалим с этого времени становится городом исключительным по своей своеобразности: для всего христианского Востока он служит естественным и привилегированным убежищем всех крупных несчастливцев. Быстро устанавливается и распространяется обычай богатых и благочестивых людей устраивать погребальные склепы и мавзолеи в долине Кедронской и по склонам Масличной (Елеонской) горы, дабы именно там ожидать встретить день страшного суда. Отсюда и множество остатков мозаических полов, иногда с мозаическими эпитафиями, открытых в последнее время и свидетельствующи о том, что Масличная гора некогда на большое пространство была покрыта подобными усыпальницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Наталья 1 мая 2018, 19:48 Христос Воскресе! Батюшка Адриане помолитесь о детях моих бол.Александре, бол.Сергии о маме Валентине и о мне грешной и недостойной бол.Наталии Фотина 1 мая 2018, 18:27 Со святыми упокой новопредставленного архимандрита Адриана. Вечная память, вечный покой! 1 мая 2018, 13:07 Христос Воскресе! Воистину Воскресенье! Упокой Господи нов Архимандрита Адриана! Вечная память! Батюшка Адриан Помолись Господу Богу за здравие моих детей и близких Воина Евгения Елену отр Варвару Александра Ксению бол Олега отр Никиту отр Георгия Татьяну Валерия Ивана Василия Павла Юлию отр Артемия отр Георгия Галину Алексея Елену Светлану Сергея Галину Андрея Марию Анатолия Анну Вилентину Михаила Аришу Даниила Ирину Татьяна 1 мая 2018, 10:34 Батюшка отец Адриан очень многим людям помогал до конца своих дней, не взирая на тяжелые болезни и телесные немощи, к нему обращались за духовным утешением, по его молитвам разрешались многочисленные трудности, он предвидел исход событий в будущем и о многом предупреждал, желая оградить от беды, или прямо давал советы о том, как лучше было бы сделать; приходящих к нему всегда обращал ко Христу в первую очередь, наставлял к молитве и жизни по Евангелию. Прощание с батюшкой было очень радостным, можно сказать, Пасхальным. Вечная память дорогому и любимому старцу отцу Адриану! Христос Воскресе! Валерий 1 мая 2018, 09:25 Христос Воскресе! Царство Небесное! Господи Со Святыми упокой его чистую душу. Прости меня Батюшка за Все! Твой Валерий Любовь 1 мая 2018, 09:04 Царствие Небесное батюшке Адриану! И вечная Память! Людмила 1 мая 2018, 08:22 Христос Воскресе! Вечная память удивительному старцу Адриану, да подаст Господь милости Свои ему, читаю и душа радуется! Слава Богу за все! Да помилует нас Господь по молитвам старцев Псково- Печерских. Чтобы сыновья Сергий и Александр к вере пришли по их молитвам за нас , грешных. 1 мая 2018, 07:36 Вечная память Собиралась поехать хоронить батюшку, а потом как-то дела, суета, не поехала. Теперь сижу, реву. Дура и есть дура! Обязательно надо было поехать....

http://pravoslavie.ru/112616.html

Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке – преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Марина Маркова 6 мая 2016, 17:57 Денис спасибо огромное, всегда с удовольствием читаю ваши рассказы, очень нравится когда вы пишите о грузинских женщинах, мне есть чему у них поучиться :-) ТАТИАНА17 6 мая 2016, 15:22 Денис,какой прекрасный рассказ!Дай Вам Бог не оскудеть творчеством!Всегда радуюсь,когда люди помнят и чтут свои корни.Дедушка и бабушка,солнце,горный ручей,отец,друзья детства,запахи и звуки - все это с нами навсегда.Спасибо Вам ! Елена 6 мая 2016, 14:54 Уважаемый Денис! Генацвале! Ваши колоритные сочные материалы - большая радость для нас ))) Мадлобат!!храни Вас Бог молитвами св. Нины, Георгия и всех великих святых Грузинской земли! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!! Марина Бирюкова 6 мая 2016, 14:45 Спасибо, Денис, прекрасный текст! Валентина Попова 6 мая 2016, 14:28 Замечательно! Всегда с интересом читаю Ваши статьи. Людмила 6 мая 2016, 13:53 Спаси Господи! Душа возрадовалась до слез от такого красивого, доброго, откровенного рассказа. Люблю Грузию, добрых, искренних, веселых, отзывчивых грузин. Родилась с Тбилиси. Храни Господи Грузию! Анна 6 мая 2016, 13:18 Спасибо за рассказ! Как все-таки прекрасны люди! Тит Лобановский 6 мая 2016, 13:09 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!Мир грузии!мечтаю попасть в Грузию там мой св.мч.Константин....Денису и его бзизким радости во Христе...больше таких рассказов Вера 6 мая 2016, 12:32 Спасибо большое!!! Всегда хотелось съездить в Грузию!! Может когда то это осуществится! тамара 6 мая 2016, 11:55 Какая красота и доброта.Как хотелось бы побывать на родине моей СВЯТОЙ ТАМАРЫ.Господи,помоги.Святая царица Тамара ,помоги.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!Дорогие братия и сестры во Христе далёкой Грузии.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!Денис,пишите почаще,ждём с нетерпением.Многая и благая Вам лета. Татьяна 6 мая 2016, 11:32 Спасибо, Денис. Как будто из родника напилась чистейшей воды. Вспомнились грузинские короткометражки советских времён, которые мы с мамой так любили смотреть. Люблю Грузию, хотя никогда там не была, только мечтаю попасть. Большое Вам спасибо! Оксана 6 мая 2016, 11:25

http://pravoslavie.ru/93112.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010