Великих почестей сподобляются воины доблестные в бою, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и по обстоятельствам, не позволительно, а в других благих обстоятельствах допускается и позволяется » 24 . Если Афанасий Великий восхваляет воинов убивающих за «правое дело», то другой великий святитель IV века, Амвросий Медиоланский (340–397), уже возносит молитвы о том, чтобы это «правое дело» увенчалось успехом. В своем трактате «О вере» (De Fide), адресованном его духовному чаду императору Западной Римской Империи Флавию Грациану (359–383), Амвросий возносит молитвы о победе легионов Грациана над готами: « Через нашу собственную кровь и наши муки ныне мы избавлены от смертей исповедников, от наказаний священников и от обвинений в высокомерном бесчестии… Не военные орлы, не полет птиц, предваряют авангард нашей армии, но Твое Имя, Господи Иисусе, и почитание. Это уже не земля неверных, но земля исповедников. Италия, Италия, часто соблазнялась, но никогда не отпадала. Италия, которую ваше величество всегда защищало, и сейчас снова спасло от варваров. Не единого колебания в умах о нашем императоре, но только крепкая вера (fides fixa) . Покажи ныне (Господи) явный знак Твоего Величества, чтобы тот кто верует что Ты есть истинный Господь Воинств, и Водитель небесной армии, кто верует что Ты есть настоящая Сила и Мудрость Божия… пусть он (император) получить поддержку Великою Твоею Силою (Tuae majestatis fultus auxilio) и заслужит победу (tropaea mereatur – букв. «будет достоин памятника победы») за свою веру » 25 . 20-летнему Грациану и его войску действительно нужна была поддержка свыше. Армия уже состояла из значительного количества христиан. Более того, отказавшись в начале правления от священного титула «Великого Понтифика», предложенного ему римскими жрецами, и вышвырнув из здания римского Сената статую Победы (в 381 году) 26 , Грациан рассчитывал на нечто большее, чем епитимии Василия или «допускается и позволяется» Афанасия.

http://azbyka.ru/otluchit-ili-proslavit

Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы журнала " Famiglia Cristiana " (Италия). ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы журнала " Famiglia Cristiana " (Италия). 12.04.2001 - Прошло десять лет с того момента, как рухнул атеистический советский режим. Какова духовная ситуация в сегодняшней России? В какой степени осуществились надежды на религиозное возрождение страны? - Семидесятилетний период жестоких гонений на Церковь не смог уничтожить религиозное чувство в сердцах россиян. Даже в самые трудные годы многие смогли сохранить веру и исповедовать ее перед окружающими. Однако воспиталось несколько поколений людей, слишком мало знающих о христианстве, далеких от глубокой церковности. Поэтому возвращение людей к вере, их новое воцерковление, то, что мы называем Вторым Крещением Руси, никогда не виделось как легкий и беспроблемный процесс. Не уповали мы и на скоротечную " моду на религию " , ведь мода всегда быстро приходит и быстро уходит. Но хотел бы засвидетельствовать: души многих наших соотечественников, некогда оскверненные неверием, ныне возрождаются. Это происходит в каждом приходе, в городах и селах, безо всякой рекламной кампании и без какого-либо указания из центра. Общаясь с верующими в Москве, во время архипастырских поездок по России и странам Содружества Независимых Государств, я вижу признаки истинного духовного обновления. Оно выражается не только в посещении людьми храмов во время богослужения, но и в активном участии многих прихожан в трудах милосердия, в просветительской деятельности, в устроении окружающей жизни по правде Божией. Особенно заметно это в местах лишения свободы, где люди, совершившие тяжкие преступления, строят церкви и приносят в них покаяние за грех, содеянный против Бога и ближнего.

http://zavet.ru/news/news-p010411.htm

принятие новообразованного русского прихода во имя святой великомученицы Екатерины в городе Риме (Италия) в лоно Русской Православной Церкви на правах ставропигии; принятие новообразованного русского прихода во имя святых Жен Мироносиц в городе Венеции (Италия) в лоно Русской Православной Церкви, поручив его архипастырское окормление архиепископу Корсунскому Иннокентию; принятие новообразованного русского прихода во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Барселоне (Испания) в лоно Русской Православной Церкви, поручив его архипастырское окормление архиепископу Корсунскому Иннокентию; принятие в юрисдикцию Русской Православной Церкви прихода Польской Православной Церкви во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в городе Гамбурге (Германия), включив его в состав Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата и направив настоятеля прихода священника Константина Линдберга в распоряжение архиепископа Берлинского и Германского Феофана; настоятелем прихода во имя святой мученицы Ирины в городе Ставангере (Норвегия) назначить священника Димитрия Румянцева, сотрудника Отдела внешних церковных связей; священника Андрея Бойцова, клирика Тверской епархии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для пастырского окормления православных соотечественников в городе Неаполе (Италия); священника Филиппа Парфенова, заштатного клирика Читинской епархии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для зачисления в клир Корсунской епархии. Священный Синод, заслушав доклад митрополита Кишиневского и всея Молдовы, - о целесообразности учреждения на территории Молдавской митрополии церковных орденов и медалей, благословил учреждение следующих высоких церковных наград: ордена в честь благоверного воеводы Стефана Великого и Святого (двух степеней) и медали в честь благоверного воеводы Стефана Великого и Святого, ордена преподобного Паисия Величковского (двух степеней) и медали преподобного Паисия Величковского, ордена преподобной Параскевы (двух степеней) и медали преподобной Параскевы. Утверждено описание учрежденных орденов и медалей.

http://zavet.ru/news/0207/n18.htm

Под властью имп. Оттона I оказались Сев. Италия, Тоскана, Сполето, в вассальной зависимости от него находились Капуя и Беневенто; с этого момента имп. престол перешел в руки герм. королей (см. Римско-Германская империя ). Коронация в Риме, совершаемая папой от лица «римского народа», являлась по традиции обязательным условием получения имп. титула. Император считался верховным сеньором светских владений папы в И. Союз папы и императора был недолгим. После ухода Оттона I на север И. для войны с укрепившимся там Беренгаром II папа Иоанн XII вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в И. и обещая поддержать в борьбе с императором. Папа пытался заключить союз с Византийской империей и с венграми, призывая их напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Оттон I, узнав о возвращении Адальберта, с небольшим отрядом прибыл в Рим и вынудил сторонников Иоанна XII и Адальберта бежать в Тиволи (или, по свидетельству Liber Pontificalis, в Кампанию) (окт. 963). В нояб. того же года император созвал Собор, который низложил Иоанна XII и избрал вместо него папу Льва VIII (963-965). Но в Риме усилились антиимперские настроения, началось восстание (3 янв. 964). После отъезда Оттона I из Рима туда вернулся с войском папа Иоанн XII (26 февр. 964). В Ватиканской базилике состоялся новый Собор, объявивший Собор 963 г. незаконным, Иоанн XII был восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал к имп. Оттону I, который начал подготовку нового похода на Рим. 14 мая 964 г. папа Иоанн XII при загадочных обстоятельствах скончался. К этому времени имп. войска подавили сопротивление Беренгара II (он попал в плен и был выслан в Бамберг, где умер в 966). Войска Адальберта были разгромлены, его брат Гвидо погиб, 2-й брат, Конрад, перешел на сторону Оттона I. Адальберт, безуспешно пытавшийся заключить союз с Византией, умер в Бургундии (972/975). Центр. Италия и Рим оказались во власти Оттона I. Византия, сохранявшая позиции в Юж. Италии, долгое время отказывалась признать его императором. Оттон I подчинил граничившие с визант. владениями на юге И. княжества Капуя, Беневенто и Салерно и заставил их правителей принести вассальную присягу. Территориальный спор с визант. имп. Никифором II Фокой после долгих переговоров был улажен в результате династического брака имп. Оттона II (967-983, правил самостоятельно с 973) с визант. принцессой Феофано (апр. 972). Византия отказалась от прав на Беневенто и Капую, а также от притязаний на Центр. Италию и Рим, но сохранила за собой Апулию и Калабрию.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

3. Выразить удовлетворение уровнем сотрудничества церковных и светских специалистов в рамках состоявшейся конференции.   ЖУРНАЛ 63 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , председателя Отдела внешних церковных связей , о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Брюссельско-Бельгийская епархия: 1. Включить в состав Брюссельско-Бельгийской епархии новообразованный приход в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в г. Льеж, Бельгия. 2. Включить в состав Брюссельско-Бельгийской епархии новообразованный приход во имя преподобного Серафима Саровского в г. Намюр, регион Валония, Бельгия. Берлинско-Германская епархия: 1. Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованный приход во имя преп. Севастиана Карагандинского, исповедника в г. Бамберг, Бавария. 2. Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованный приход в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в г. Дуйсбург, Германия. 3. Включить новообразованный приход во имя сщмч. Илариона Верейского в г. Леер, земля Нижняя Саксония, в состав Берлинско-Германской епархии. Корсунская епархия: 1. Включить в состав Корсунской епархии ставропигиальный приход в честь Святых Равноапостольных царей Константина и Елены в г. Кламаре, Франция. 2. Принять в состав Корсунской епархии новообразованный приход во имя св. мц. Агафии в г. Катания, Сицилия, Италия. 3. Принять в состав Корсунской епархии новообразованный Свято-Троицкий приход в г. Брешия, Италия. 4. Игумена Владимира Порубина, клирика Кишиневско-Молдавской митрополии , направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для пастырского служения в Италии. Свято-Николаевский приход в Риме, Италия: Игумена Филиппа Васильцева освободить от должности клирика Свято-Николаевского прихода в г. Риме и назначить клириком храма св. вмчц. Екатерины в г. Риме. Приходы Московского Патриархата в Норвегии :   Священника Димитрия Останина, сотрудника Отдела внешних церковных связей, назначить настоятелем Богоявленского прихода в г. Бергене, Норвегия с поручением ему пастырского окормления прихода св. мц. Ирины в г. Ставангере, Норвегия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

Николай Чухнов (1897–1978) общественный деятель, публицист. В годы Второй мировой войны служил в полку СС «Варяг», XV Кавалерийском казачьем корпусе генерал-лейтенанта Хельмута фон Паннвица, а затем в т. н. Зальцбургской группе власовской армии. Владимир Рудинский (1918–2011), наст. имя Даниил Петров, журналист, лингвист, эмигрант «второй волны». В годы войны служил переводчиком в Вермахте и испанской Синей дивизии, затем в отделе пропаганды Вермахта. Борис Башилов (1908–1970), наст. фам. Юркевич, журналист, писатель, эмигрант «второй волны». В годы войны попал в плен, служил в Русской освободительной народной армии Бранислава Каминского (29я дивизия СС), а затем в ВС КОНР Андрея Власова. Здесь автор по понятной скромности пропускает свое имя. Между тем Алексей Алымов [т. е. Б. Н. Ширяев], как «новый», дал Зарубежью самый ценный, самый обширный и самый документальный материал. – Прим. ред. газеты «Знамя России». Григорий Аронсон (1887–1969), меньшевик, общественный деятель, автор книги «Правда о власовцах. Проблемы новой эмиграции» (1949). Екатерина Кускова (1869–1958), социал-демократ, общественный деятель. Неоднократно высказывалась против власовцев. Послевоенные политические объединения «второй волны» эмиграции: САФ – Союз Андреевского флага; РОНДД – Российское Общенациональное Народно-Державное Движение; АЦОДНР – Антикоммунистический Центр Освободительного Движения Народов России. Рукопись, прежде находившаяся в архиве упраздненного католического издательства «Жизнь с Богом» (Брюссель) в настоящее время хранится в Центре «Христианская Россия» (г. Сериате, Италия); опубликована в: Юдин А. В. «Перемещенные лица»: судьба литератора Б. Н. Ширяева согласно неизданному очерку//Россия – Италия: этико-культурные ценности в истории/под ред. М. Г. Талалая. М.: ИВИ РАН, 2011. С. 200 и далее. После окончания Московского университета Б. Ширяев некоторое время учился в Гёттингенском университете в Германии. Здесь и далее комментарии сделаны о. Вячеславом Умнягиным для републикации в: Ширяев Б.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

В капелле св. Врачей в базилике Санта-Мария-Антиква на Римском Форуме, расписанной при папе Римском Иоанне VII (705-707), К. и Д. фигурировали дважды: на сев. и зап. стенах - в ряду со св. целителями Пантелеимоном, Киром и Иоанном (не сохр., изображение Д. см.: Nordhagen. 1968); на юж. стене - в нише со святыми аввой Киром, архидиак. Стефаном и Прокопием (сохр. фигура К., греч. надписи с именами др. святых). К.- средовек, держит свиток (футляр?) c большим количеством отделений для лекарств и для инструментов и медицинских снадобий. Аналогичным образом - со свитками - К. и Д. изображены: на синайских иконах VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае ( Weitzmann. 1976. Vol. 1. Pl. LXV; CII); на фреске VI-VII вв. в капелле 28 в мон-ре прп. Аполлония в Бауите, Египет,- оба средовеки; на фреске VI-IX вв. в оратории на кладбище св. Луции в Сиракузах, Сицилия, К.- средовек, Д. юный, помимо свитков в руках сумки-футляры для медикаментов ( Harrold. 2007. P. 99-108). Прототипами этих ранних изображений святых, по-видимому, были чтимые образы, находившиеся в главных местах почитания св. целителей, в частности в Космидионе в К-поле (утрачены), обновленном в сер. VI в. имп. Юстинианом (Ibid. P. 110). Св. бессребреник Косма. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164 г. Св. бессребреник Косма. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164 г. В дальнейшем атрибуты в руках К. и Д., связанные с родом деятельности св. врачей, варьируются. Их изображают с разной формы ящичками в левой руке, напр. со сдвоенными футлярами (фреска в оратории на кладбище св. Луции в Сиракузах, Сицилия, VI-IX вв.; икона «Св. Дамиан» в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, X в.; триптих «Распятие, с избранными святыми», 2-я пол. X в., и Арбавильский триптих, сер. XI в.,- оба в Лувре, Париж), с ковчежцами с крышкой (фреска в базилике Мучеников в Чимитиле, Италия, X в.; фреска в Гроте святых в Кальви-Ризорта, Италия, XI в.; росписи в крипте Сан-Леонардо в Массафре, Юж. Италия, XI-XII вв.; мозаика в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале, Сицилия, 1183-1189), с прямоугольными коробочками-пеналами (костяная икона, Музей Виктории и Альберта, Лондон, кон.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

329 . Письмо архиепископа Палермского и всея Италии Лоренцо (Касати) (Итальянская епархия УАПЦ) от 18 декабря 2008 года автору монографии. Архив автора. 330 . Письмо архиепископа Палермского и всея Италии Лоренцо (Касати) (Итальянская епархия УАПЦ) от 21 декабря 2008 года автору монографии. Архив автора. 331 . Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 года архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC–html40. 332 . Письмо митрополита Миланского Евлогия (Хесслера), Первоиерарха «Священного Миланского Синода», митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету (Вахромееву), Патриаршему Экзарху всея Беларуси, от 14 января 1987 года. Архив канцелярии Минского Епархиального Управления. Дело «Италия». 333 . Письмо митрополита Миланского Евлогия (Хесслера), Первоиерарха «Священного Миланского Синода», митрополиту Минскому и Сду цкому Филарету (Вахромееву), Патриаршему Экзарху всея Беларуси, от 24 февраля 1991 года. Архив канцелярии Минского Епархиального Управления. Дело «Италия». Входящий 245 от 22 марта 1991 года. 334 . Письмо митрополита Миланского Евлогия (Хесслера), Первоиерарха «Священного Миланского Синода», митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету (Вахромееву), Патриаршему Экзарху всея Беларуси, от 29 марта 1999 года. Архив канцелярии Минского Епархиального Управления, Дело «Италия». 335 . Письмо сотрудника журнала «Православная Русь» А.В. Псарева (РПЦЗ) от 11 ноября 2004 года автору монографии. Архив автора. 336 . Циркулярное письмо архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) (РПЦЗ) клирикам вверенной ему епархии, извещающее об архиерейском указе 607 от 28 октября/10 ноября 1978 года, относительно архимандрита Иоанна (Роша) (на французском языке). Архив автора. VII. Публицистика в сети Интернет: 337 . Агафангел (Пашковский), епископ Одесский и Таврический. О нашем разделении. В связи с возникшем в нашей Русской Зарубежной Церкви разделением, я хотел бы сделать краткое пояснение о существе происшедшего события//Русская Православная Церковь Заграницей. Одесская и Запорожская епархия [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: http://www.ipc.od.ua/jzn_tcervi_txt_070529–2. files/filelist.xml. Дата доступа: 12.11.2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Сергий Соловьев (1885–1942) § I. «От Боцена к Триенту дорога идет на девять миль по плодоносной и плодороднейшей долине. Все, что только пытается расти на высоких гористых местах, здесь приобретает уже более силы и жизни, солнце жарко греет, и снова верится в Бога. Меня окликнула бедная женщина, прося взять ея ребенка в экипаж, так как горячая почва жгла ему ноги. Я сделал это доброе дело во славу могучего небесного светила». Так написал Гете и сентября 1786 года, в начале своего первого путешествия в Италию. В этих словах уже весь Гете, набожный и мудрый служитель Солнца, ученик эллинов, не только полный радости жизни, но и кроткого человеколюбия. «Солнце жарко греет, и снова верится в Бога... Я сделал это доброе дело во славу могучего светила». Измученный душой и телом, на 36 м году жизни, Гете покинул Германию, и через два года вернулся на родину новым человеком. Что прежде смутно просвечивало в его душе, теперь засияло шлным светом. Почва Италии, классическия руины, чтение древних поэтов – все это окончательно способствовало рождению в Гете того Олимпийца, пред которым преклонилась Европа. Итальянская природа, согретая благодатными лучами полуденного солнца, остатки древнего искусства и новое искусство Ренессанса: Микель Анджело, Рафаэль,– вот на чем остановил свои взоры Гете. Рядом была католическая, средневековая Италия, монашеские ордена, святыя реликвии, торжественное богослужение, аскетическая живопись. Две противоположныя Италии предстали пред Гете. Преклонившись перед первой, он естественно отнесся ко второй с отвращением. Католическая Италия была ему противна и как протестанту, и как эллину-язычнику. После обедни в соборе св. Петра, в день Рождества, Гете записал: «я настолько состарелся уже в своем протестантском диогенизме, что это великолепие более ошеломляет меня, нежели дает мне. Я тоже мог бы, как мой благочестивый предшественник, сказать этим духовным покорителям мира: не закрывайте же от меня солнца высшего искусства и истинний человечности».

http://azbyka.ru/otechnik/6/gete-i-hrist...

Еще при святом Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в эти префектуры, имея своих особых префектов. Вместе с восточным Иллириком префектура Восток составляла грекоязычную половину государства, а Италия, Галлия и западная часть Иллирика – латиноязычную. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского полуострова, Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию (в диоцез с этим названием была включена также Эллада) и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центром в Ефесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; Фракия (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась и новая столица империи – Константинополь; Сирия со столицей в Антиохии и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). Термин «диоцез» первоначально употреблялся применительно к гражданскому административному делению. Гражданские на­чальники диоцезов именовались экзархами (по-латыни – викариями, vicarius). Затем экзархами или, чаще, архиепископами стали титуловать предстоятелей Церквей в границах этих диоцезов. Юрисдикция Римской кафедры шаг за шагом распространилась на весь латиноязычный Запад, и все же Церкви Африки, а также Медиолана на севере Италии сохраняли фактическую автокефалию, в то время как предстоятели Церквей Галлии, Испании и даже Иллирика, в состав которых входили не только латиноязычные общины Далмации, но и грекоязычные Церкви Македонии и Эллады, признавали юрисдикцию Рима. После смерти епископа Дамаса в 389 году на Римский престол взошел папа Сириций, который занимал его до своей смерти, последовавшей вскоре после кончины святого императора Феодосия, в 398 году.

http://pravoslavie.ru/48899.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010