Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г. Мозаика арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент В эпоху Ренессанса создаются сложные многофигурные композиции, действующими лицами которых становятся, зачастую, современники художника. На картине Сандро Боттичелли в свите волхвов изображена семья Медичи, их двор, и сам художник. Это желание изобразить себя в библейском сюжете изначально коренится не в какой-то гордыне самолюбования, или политических интересах, а в искреннем стремлении соучаствовать в происходящем, стать причастным к чуду. Заказчикам полотен хотелось, чтобы и их молитва и поклонение вот так, зримым образом, были принесены и приняты Богом. Хотя случалось, что художник был так безжалостно точен, что, может быть, передавал и то, что заказчик не планировал делать явным. Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Живописцы часто интуитивно, а иногда и вполне осознанно помещают библейские сюжеты в «декорации» своей эпохи. Итальянцы изображают вертеп таким, каким они привыкли видеть его на родине — навесом, крытым соломой или черепицей, или же античной руиной. Северные мастера помещают караван волхвов на заснеженную улицу тихого бюргерского городка, как это делает Питер Брейгель Старший. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Фра Беато Анджелико. Поклонение волхвов. Фреска монастыря Сан Марко. 1440-1441 г. Флоренция, Италия Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. 1487 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Дирк Боутс. Центральная часть алтаря «Жемчужина Брабанта». 1467г. Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия Диего Веласкес. Поклонение волхвов. 1619 г. Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение Икона из праздничного ряда. Последняя треть XVIII в. Палех. Россия. Частное собрание

http://pravmir.ru/volxvy-kakimi-my-ix-pr...

— В связи с признанным фактом гонений христиан на Ближнем Востоке и в связи с тем, что географически Италия расположена на пути потока мигрантов из стран Ближнего Востока в Европу — были ли случаи, когда христиане-мигранты, оказывающиеся в Италии, обращались за помощью в приходы Русской Православной Церкви? Андрей — Вы правы, Италия расположена на пути потока мигрантов, которые, спасаясь от гуманитарной катастрофы у себя на родине, приезжают в Европу в поисках защиты. Почти ежедневно на итальянский остров Лампедуза прибывают лодки с беженцами. Италия старается их принимать, обеспечивать необходимые условия для того, чтобы они могли интегрироваться в местное общество. Зачастую Италия служит для беженцев лишь транзитной страной по пути в другие европейские государства. Конечно, все эти люди нуждаются в помощи, и, говоря об Италии, отмечу, что такую помощь оказывает прежде всего Католическая Церковь. Существуют различные католические благотворительные организации, которые предоставляют мигрантам кров, пищу, одежду, возможность выучить итальянский язык, получить необходимые для легального пребывания в стране документы. Иногда беженцы обращаются и к нам, в приходы Московского Патриархата в Италии, и мы со своей стороны стараемся помочь тем, чем можем – продуктами питания, размещением и т.д. Но стоит отметить то, что по большей части за помощью к нам обращаются выходцы не с Ближнего Востока, а из братской Украины. Вот таких нуждающихся на наших приходах очень и очень много. С начала кризиса на Украине в Италию прибыли тысячи беженцев в надежде спастись от военных действий на востоке страны. Мы помогаем им не только на месте, но и организуем регулярные отправки и средств, и продуктов, и вещей первой необходимости в охваченные противостоянием регионы. В детские дома, в дома престарелых, в приходы и монастыри Украинской Православной Церкви. — При Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям действует Паломническая служба. Какие наиболее популярные маршруты сегодня у российских паломников? Планы развития службы?

http://sinfo-mp.ru/aktualnoe-intervyu-s-...

— священник Димитрий Сизоненко, исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям; — Е.С. Сперанская, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподаватель Московской духовной академии. Зарубежные приходы С сообщением о епархиях и приходах за рубежом перед участниками заседания выступил Святейший Патриарх Кирилл. Священный Синод постановил: — включить в состав Сурожской епархии новообразованный приход в честь Сретения Господня в городе Брадфорде (Великобритания); — включить в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии новообразованный приход во имя святой блаженной Матроны Московской в городе Лиме (Перу); — направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора для назначения на пастырское служение в Италии священника Василия Федика, заштатного клирика Белгородской епархии; — освободить протоиерея Вениамина Ону от должности клирика приходов Московского Патриархата в Италии и направить в распоряжение митрополита Кишиневского и Молдавского Владимира; — назначить клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода города Рима иеромонаха Антония (Севрюка), клирика Московской епархии; — освободить протоиерея Владимира Кучумова от должности настоятеля подворья Святителя Николая в городе Бари (Италия) и направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора для назначения настоятелем Андреевского храма в городе Неаполе (Италия); — назначить священника Андрея Бойцова настоятелем ставропигиального храма-подворья Святителя Николая в городе Бари (Италия), освободив его от должности настоятеля Андреевского храма в городе Неаполе (Италия); — освободить протоиерея Михаила Гоголева, клирика Сурожской епархии, от должности настоятеля Петропавловского ставропигиального прихода в городе Дублине (Ирландия); — направить священника Михаила Насонова, заштатного клирика Костромской епархии, в клир Сурожской епархии и назначить настоятелем Петропавловского ставропигиального прихода в городе Дублине (Ирландия).

http://e-vestnik.ru/church/svyashchennyy...

местах. Воюет, наконец, против ислама и христианская Италия 86 , под предводительством западного императора, или норманнских князей, на которых, в особенности указывает наш автор. Не подлежит, следовательно, никакому сомнению, что борьба христианства с исламом началась гораздо ранее того, что мы привыкли разуметь под крестовыми походами; но никак нельзя утверждать, что эта борьба стояла совершенно независимо от влияния церкви. Там, где глава католической церкви, епископ Римский, находился вблизи этой борьбы, он принимал всегда в ней самое близкое, деятельное и часто даже руководящее участие. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь припомнить политические события девятого, десятого и одиннадцатого веков в Италии, на которую, как мы знаем, наш автор обращает преимущественное внимание. В 849-м году сильный арабский флот, уже не раз прежде делавший разбойнические нападения на берега Италии, грабивший даже и самый Рим, собрался у берегов Сардинии, угрожая Риму новым набегом. На этот раз христианская Италия встретила его энергическим отпором и при Остии нанесла ему решительное поражение. Южные города: Амальфи, Гаэта и Неаполь составили союз, и их соединенному флоту Италия обязана была в настоящем случае своим спасением от нового грабежа. Но кто организовал союз этих городов и возбудил на защиту угрожаемой области? Папа Лев IV-й, который усиленно настаивал на необходимости союза и напутствовал собранных защитников торжественною молитвою, религиозными процессиями и приобщением Святых Тайн. Только благодаря его стараниям Италия была в состоянии дать отпор своему врагу. Тот же папа, ввиду угрожающей опасности, настойчиво заботился об укреплении Рима, лично наблюдал за этим делом и побуждал к ускорению работы, результатом которой была новая укрепленная часть города, имевшая впоследствии весьма важное значение 87 . Двадцать семь лет спустя мы опять видим папу главным защитником Италии. В 876-м году мусульманские полчища беспощадно опустошают Кампанию, переходят Тибр и не раз появляются даже пред воротами самого Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Михаил Кукин , Мария Рощупкина . « Воскресение Христово »: что скрывается за внешней простотой этой фрески Пьеро делла Франческа. [Однажды эта фреска спасла целый город. Английский писатель Олдос Хаксли написал о ней строки, полные восхищения, а позже, в 1944 году, читавший их капитан Энтони Кларк приказал прекратить обстрел итальянского города Сансеполькро, желая спасти эту, как назвал ее Хаксли, «лучшую картину в мире». Потом выяснилось, что немцы оставили Сансеполькро, и в обстреле города не было необходимости. И фреска, и город вместе с ней уцелели. Речь о знаменитой работе итальянского художника Пьеро делла Франческа «Воскресение Христово», созданной в середине XV века. Фреска при первом взгляде на нее может показаться довольно простой. Но так ли это на самом деле? Разбираемся вместе с Михаилом Кукиным и искусствоведом из UCL (University College London) Марией Рощупкиной]. Ил.: Воскресение Христово. Пьеро делла Франческа. Фреска. Ок. 1460. Музей города Сансеполькро, Италия; Пьеро делла Франческа. Гравюра из биографии, 1511-1574; Схождение во ад. Фреска монастыря Богородицы Хора. Стамбул, XIV век; «Не прикасайся ко Мне». Джотто. Фреска в Капелле Скровеньи. Падуя, Италия, XIV век; Воскресение Христово. Мантенья, алтарь Сан-Дзено (фрагмент), около 1459. Музей изящных искусств, Тур, Франция; Воскресение Христово. Фреска Андреа дель Кастаньо. Монастырь Сант-Аполлония. Флоренция, около 1450; Воскресение Христово. Николло ди Сенья, роспись алтаря собора Сансеполькро. Тоскана, Италия, около 1348. Город Сансеполькро, Тоскана, Италия. Здесь находится фреска Пьеро делла Франческа «Воскресение Христово». Фото FrancoVannini/Flickr/CC BY 2.0; Фреска «Воскресение Христово» Пьеро делла Франческа в интерьере. Зал заседаний городского совета в ратуше Сансеполькро, сейчас относится к городскому музею. Сансеполькро, Тоскана, Италия. Фото Smeven Zucker/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0//Фома. - — апрель 2022. - С.72-81. - (раздел « Культура »). - На врезке к материалу (С.77): фреска Пьеро делла Франческа «Воскресение Христово» с разбором деталей произведения (всего 8 пояснений).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Италия: православные святыни и люди Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым 19.03.2009 439 Время на чтение 9 минут - У большинства людей слова «святыня», «святость» сегодня ассоциируются скорее с христианским Востоком, нежели с христианским Западом. А между тем Италия ничуть не уступает Востоку. И святая италийская земля исхожена стопами апостолов, обагрена кровью мучеников, прославлена великими богословами блаженными Амвросием Медиоланским и Августином, а при входе в Колизей возвышается крест. Отец Алексий, почему именно Италия представляет собой своеобразный «клондайк» христианских святынь? - Христианская традиция в Италии имеет 2000-летнюю историю. Первохристианские общины Рима и Медиолана состояли как из простых людей, так и из знати. Все слои общества были проникнуты верой Христовой и готовностью ее исповедать. Поэтому Рим полон святынь. И римская земля, и римский воздух пропитаны проповедью веры Христовой, свет которой несли сами апостолы и первые мученики. Сегодняшний дух западного христианства иной, но в каждом шаге по земле Рима ты ощущаешь их присутствие. Святыни я бы разделил на две группы. Это святыни собственно италийские и святыни, привезенные из других мест и хранящиеся в Италии. Одних лишь исконно италийских святынь (это мощи апостолов, первых мучеников и учителей Церкви) сотни, а может быть, и тысячи. В Риме я жил долго и помню, как меня поразила надпись, на которую наткнулся случайно, гуляя по древнему римскому порту Ostia Antica. В сооружении этого важного стратегического и торгового объекта принимали участие Цицерон и многие именитые римляне. Сейчас это музей под открытым небом, по которому просто приятно побродить. Так вот, там я однажды обнаружил дощечку с надписью: «На этом месте была захоронена блаженная Моника, мать блаженного Августина». А мы-то знаем, какой глубокой веры была эта женщина и как она вымолила своего сына, блаженного Августина! - Если говорить о моих впечатлениях, то самый глубокий след в сердце оставили расположенные вдали от центра шумного Рима, в тиши Аппиевой дороги катакомбы. Там ты погружаешься в жизнь древнего Рима, и кажется, что по этим ступеням спускаешься в первые века христианства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он добывал себе пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого, прозванного веронцами «мавром», часто изображают с посохом и книгой, к последним добавляют удилище и две рыбы. В древней веронской церкви Св. Зенона (Chiesa di San Zeno in Oratorio), построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился и рыбачил на берегу Адидже св. Зенон, ныне хранится большая каменная глыба, на которой он сидел во время рыбалки (20, с.30).Покрыто неизвестностью и время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где Зенон был посвящен в сан епископа 8 декабря 362 г. Во время служения Зенона, обратившего многих веронцев ко Христу, в Римской империи господствовали императоры Юлиан, известный как Юлиан Отступник (361 – 363), противник христианства и сторонник реставрации языческих традиции, а также Валент (364 –378), исповедовавший арианство. Широко образованный епископ Зенон стойко переносил притеснения еретиков, и как латинский писатель твердо отстаивал в своих многочисленных проповедях и письменных поучениях евангельские истины. Его писательские труды были совершенно неизвестны до открытия в 1508 г. вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеки, где числилось свыше ста его поучений народу ( 2 ). Имя Зенона впервые упоминается ок. 380 г. в одном из посланий святителя Амвросия Медиоланского . В V в. святой епископ Петроний Бононский ( Болонский) вспоминает о «дне памяти святого Зенона» и называет его «выдающимся архиереем Христовым», «блаженнейшим пророком», прославившимся добродетелями и многочисленными чудотворениями, которые и после смерти продолжают совершаться на его могиле. Однако епископ Петроний не указал, где и в какой церкви находилась первая могила веронского проповедника. Ее точное местонахождение и перемещение в городе мощей святого до сих пор является объектом споров итальянских исследователей ( 15 и 18 ). В сочинениях Григория I Великого (ок. 540 – 604), наложивших отпечаток на церковную жизнь Запада, повествуется о чуде в Вероне, произошедшем в 558-м г., когда во время наводнения вода остановилась на пороге той церкви, где якобы покоились мощи Зенона. Какую именно веронскую церковь имел ввиду Григорий I Великий, до сих пор выясняют итальянские историки, выдвинувшие по меньшей мере три версии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и, начиная приблизительно с VIII в., была широко распространена в землях «севернее Альп», в частности, в Баварии, где берущие свое начало в горах реки и ручьи часто выходили из берегов и топили большие пространства. Верующие пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая через город и широко разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св. Зенона. Ее двери были открыты и вода, со всех сторон окружившая храм не проникла в него, где собралось много народа. Вода в глазах людей будто бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же время твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к становившейся у дверей церкви воде и черпали эту пригодную для питья воду. Это примечательное событие свидетельствовало западным христианам о праведности и святости епископа Зенона, ставшего небесным покровителем Вероны. В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781 – 810 г.) неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об обращении жителей города в христианство , сотворении им многих чудес и возведении в христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона» упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII: «Io fui abate in San Zeno a Verona/sotto lómperio del buon Barbarossa,/di cui dolente ancor Milan ragiona...»). Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной кончине епископа Зенона. В других текстах его называют «исповедником» и даже «мучеником», однако это всего лишь предположения ( 4 ). Согласно немецким источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 ( также –372 ) года, а по другим данным, это случилось в конце III-ro – начале IV века. В V-м веке на месте захоронения св. Зенона появилась небольшая церковь , а в 807 – 810 гг. при участии епископа Радольфа ( Ратольд) Веронского (ок. 770 – между 840 и 858), построено новое здание (11, с.181), где поместили мощи св. Зенона. В течение последующих нескольких столетий его мощи несколько раз переносили из одной веронской церкви в другую, из-за чего с останками святого и местами их нахождения произошла довольно запутанная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

Sermo in natale S. Zenonis), а затем распространилось по всей Сев. Италии и приграничным областям (см.: Giuliari, ed. 1883. P. XXX-XL). В 552 г. в Равенне была построена церковь во имя З., а в кон. VI в. свт. Григорий Великий передает рассказ о том, как веронская церковь с мощами З. чудесным образом не пострадала от разлива р. Атес (ныне Адидже) во время сильного наводнения ( Greg. Magn. Dial. III 19). Тот же рассказ воспроизводится и в Житии З. ( Coronatus. Sermo de vita S. Zenonis. 9). В каролингскую эпоху почитание З. распространилось в Юж. Германии ( Grazioli. 1940. P. 296-301), но основным центром по-прежнему оставалась Верона, где в средние века была перестроена и расширена церковь З. ( Jeanes, ed. 1995. P. 19). Дни памяти З. в Римско-католической Церкви отмечаются 8 дек. (рукоположение), 12 апр. (кончина) и 21 мая (перенесение мощей), в Православной - 12 апр. Проповеди Еще при жизни З. был известен как ревностный проповедник и миссионер, приложивший немало усилий для распространения христ. благовестия в Сев. Италии. Сохранилось собрание из более чем 90 проповедей, к-рое усваивается З. и в наст. время является самым ранним известным собранием христ. проповедей на латыни ( Jeanes, ed. 1995. P. 1). Хотя были попытки подвергнуть сомнению авторство З. (см., напр.: Geminianus. Trattati e sermoni: Nel sedicesimo centenario del «Natale» di san Geminiano/Ed. W. Montorsi. Modena, 1991), большинство исследователей согласны с тем, что для этого нет никаких серьезных оснований ( L ö fstedt, ed. 1971. S. Simonetti. 1986. P. 127; Banterle, ed. 1987. P. 13; Sgreva. 1989. P. 9; Jeanes, ed. 1995. P. 51-53). Молчание же о лит. деятельности З. таких древних историков христ. письменности, как блж. Иероним Стридонский, Геннадий Марсельский и Исидор , еп. Гиспальский (Севильский), вероятно, объясняется тем, что проповеди З. имели исключительно местное литургическое применение и их обнародование в качестве отдельного сборника было осуществлено гораздо позднее времени жизни З. (см.: L ö fstedt, ed.

http://pravenc.ru/text/199839.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010