«Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср. Мф.5:10 ), как говоритином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср. Лк.21:12 ), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса ...Христа, потерпят гонение» (ср. 2Тим.3:12 ). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, ибо «удостоились потерпеть безчестие... за имя Его» (ср. Деян.5:41 ), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда... ваша на небе...» ( Мф.5:12 ), и: «в тот день... возрадуе тесь» (ср. Лк.6:23 ). «Горе вам, богатые» ( Лк.6:24 ). Заметь, что Господь не окончил (Своей речи) этим словом 103 , дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как, сказав: «блаженны нищие в духе своем» (ср. Мф.5:3 ), прибавкой «в духе своем», указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных); но говоря: «горе вам, богатые» ( Лк.6:24 ), – обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут. Итак, блаженства не для того обещаны, чтобы их именем, как бы прекрасным покровом, прикрывали злое, но достаются (обетованы) тем, которые (в совершенстве) исполняют то, что в них содержится. Имена может присвоить (себе) всякий под каким угодно предлогом, но дело, обозначенное именем, свойственно тому, кто не хочет усвоить себе имя добродетели, которой не имеет. Итак, особые блаженства обещаны за особые дела, и особенные дары – особым людям, подвигом готовящим себе награду. Предвозвещены и воздаяние, какое следует за добрыми делами, и наказание, которое следует за преступлением. Как содействием солнца и глаза созерцается все видимое, что есть на небе и на земле, так и Животворец Бог есть свет живых, и когда приобщается уму (человека), то устремляет его к познанию таинств, приводит к бездне премудрости, объявляет ему сокровенное. Потому: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ), и: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: «Я не пришел нарушить закон или пророков,.. но исполнить» (ср. Мф.5:17 ). Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, (сие) показывает, говоря: «вот, мы восходим в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне» (ср. Лк.18:31 ). А о недостатках сказал: «древнее прошло» ( 2Кор.5:17 ). Тем же, которые крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ), и: «всякий, кто нарушит одну из заповедей...» (ср. Мф.5:19 ), то есть Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

—85— между тем, что на небе, и тем, что на земле ( Кол.1:20 )». И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «в какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему ( Лк.10:5 )». Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии ( Рим.8:14 )». – «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды ( Мф.5:10 )», как говоритином месте): «будут гнать вас и предадут вас ( Лк.21:12 )», и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение ( 2Тим.3:12 )». Посему Апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть бесчестие за имя Его ( Деян.5:4 )», как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, – говорит, – и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе ( Мф.5:12 )», и: «в тот день возрадуетесь ( Лк.6:23 )». «Горе вам, богатые ( Лк.6:24 )». Заметь, что Господь не окончил (своей речи) этим словом, 920 дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как сказавши: «блаженны нищие в духе своем ( Мф.5:3 )», прибавкой «в духе своем» указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных), так говоря: «горе вам, богатые», тех обозначил, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут. Итак, блаженства не для того обещаны, чтобы их именем, как бы прекрасным покровом, прикрывали злое, но достаются тем, кои (в совершенстве) исполняют то, что в них содержится. Имена может присвоить (себе) всякий под каким угодно предлогом, но дело, —86— которое обозначается именем, свойственно тому, кто не хочет усвоить себе имя добродетели, которой не имеет. Итак, особые блаженства обещаны за особые дела и особенные дары особым людям, которые подвигом приготовляют себе награду. Предвозвещены и воздаяние, какое следует за добрыми делами, и наказание, которое следует за преступлением. Как содействием солнца и глаза созерцается все видимое, что есть на небе и на земле, так и Животворец Бог есть свет живых, и когда приобщается уму (человека), то устремляет его к познанию таинств, приводит к бездне премудрости, объявляет ему сокровенное. Посему: «вы – свет мира ( Мф.5:14 )» и: «вы – соль земли ( Мф.5:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но обратимся к откровению Господню и посмотрим на тех, которые идут по пространному пути, вовсе не разумея, по неверию своему, что конец его спускается во глубину ада. Слово Господне указывает нам, что по пути к погибели, идут все те, которые не веруют в Сына Божия. Ибо нет иного имени, которым бы подлежало спастись нам, кроме Господа Иисуса Христа; и потому всякий, неверующий в Него, уже осужден есть ( Ин. 3:18 ), определен на вечную муку. Кроме этих осужденных, идут в погибель и все те, которые, хотя и веруют в Него, но не следуют Его учению, по той причине, что не имеют веры словам Его. И о них свидетельствуя, Господь говорит: многие скажут Мне в тот день (страшного суда): Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7:23 ). Делать противное повелению Господню и не каяться, не просить у него прощения, свойственно только тем, которые не верят учению Господню и отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества или ожесточения сердца. – «Я, – говорит святой Златоуст, – таким, скажу: ты не христианин, ты хуже язычника. Почему? Потому что нечестие-то по крайней мере последовательно: кто не думает, что Христос есть Бог , тот по необходимости не верует и учению Его; а этот даже не держится и последовательности, – признает Его Богом, и не почитает достоверным того, что Он сказал». Хочет ли кто видеть каждого порознь из тех, которых шествие в погибель? Господь указывает на них, говоря: горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные земными благами; ибо и сии идут по тому же пути, по которому многие стремятся в погибель. Горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете вы и возрыдаете ( Лк. 6:24,25 ). – Вот верный признак шествующих в вечную муку: кто любит есть, пить и веселиться; у кого рот, как у блудниц, не закрывается от смеха, кто утешается песнями, кто славится своим богатством или властью и умением жить согласно с человеческим мнением. Ибо и о таких Господь говорит: горе вам, когда люди будут говорить о вас хорошо ( Лк. 6:26 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ах, брат, поверишь ли ты когда-нибудь в то, что бесконечная Премудрость Божия пожелала предать Свое Пресвятое Тело на такие великие страдания не только при Своем рождестве, но и на протяжении всей Своей земной жизни и смерти, потому что и тебе тоже необходимо избегать удовольствий и обуздывать свое тело? И чем поможет тебе такое пустое оправдание, что, дескать, Христос Своими заповедями не давал повеление удаляться от наслаждений и упокоения чувств и тела, но только увещевает, говоря: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мк. 8:34 ). Как можешь ты подвергать своему собственному суду наставления нетварной Премудрости, измышлять оправдания своим грехам и стремиться без Бога управлять своей сладострастной жизнью? Знай же, что, если ты хочешь быть достойным Царствия Небесного, тебе подобает подражать Иисусу Христу, ибо жизнь, полная наслаждений, нисколько не соответствует страдальческой жизни Искупителя, Который подал нам пример. И послушай оные страшные определения, которые громогласно произносит младенец Иисус прямо из яслей: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» ( Лк. 6:24–26 ). Что можешь ответить на это ты, который желает проводить жизнь в комфорте и, к тому же, стремится найти тому оправдания? Ты считаешь, что сказанное Господом суть пустые слова и что Бог оставит их без исполнения? Выбрось это из головы! «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). Устыдись, устыдись же всех твоих плотских похотей, и считай себя недостойным носить имя христианина, ибо своею жизнью и своими делами ты оставил великое пятно позора на своем звании христианина и столько раз помышлял, что лучше угождать плоти, чем Богу. Твое поведение стало поводом к тому, чтобы христианство и всехвальное имя Божие хулилось среди язычников, как Он Сам сетует, говоря: «Вас ради присно имя Мое хулится во языцех» ( Ис. 52:5 , ср. Рим. 2:24 ). Поэтому прими твердое решение отречься сначала от всех удовольствий, которые явно не являются необходимыми в твоем положении, а потом с благодарением принять всякий крест и всякую скорбь, которые пошлет тебе Бог . Добровольно возлюби злострадание, в котором содержится истинное покаяние, не желая иного повода для него, кроме той любви, которую Христос явил Своим Рождеством. Возблагодари Господа, Который по любви к тебе захотел родиться с такими лишениями, и, наконец, попроси Его послать тебе благодать, чтобы по Его примеру твердо усвоить следующую истину: нынешняя жизнь есть время для плача и скорбей, а не для смеха и развлечений, как говорит Екклесиаст: «Время плакать» ( Еккл. 3:4 ), а вместе с ним и апостол Павел: «Время уже коротко, так что… радующиеся [должны быть] как не радующиеся… ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:29–31 ). 3. Любовь к славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

P.S. Говоря о непохожести разных этносов, надо особо заметить, что кроме поведенческих и ментальных различий есть что-то еще, выходящее за рамки человеческого сознания. Гумилёв писал: «Как любое природное явление этнос дан людям в ощущениях. Когда мы видим человека, принадлежащего к другому этносу, мы даже не можем определить, почему он не свой. Но мы чувствуем, что он – не свой». Но об этой важной особенности – в другой раз. Евгений Альбертович Евтушенко , историк, Красноярск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 7. У нас природа была суровой, а людей хронически не хватало на такую территорию Если Индия с Китаем находятся в стороне от влияния иноплеменников,то Россия " перекрёсток семи дорог " .Отсюда все бедствия и напасти,которые были и будут.Ландшафт не позволяет спрятаться от неприятеля.Сравнение с этими государствами считаю неприемлимым. 6. Ответ на 1, Андрей Карпов: И вот вопрос: автор считает, что это плохо? Что надо бы, чтобы россиянин жил хуже? Тогда он не будет столь буржуазным и будет более традиционным.... Так? Тут, справедливости ради, автор просто констатирует факт. И это ведь и правда факт. Да, любая " жизнь лучше " имеет свою оборотную сторону. И, в общем-то, про " горе вам, богатые " и " легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому в Царствие Небесное " не автор придумал. Я, со своей стороны, не думаю, что, если " уронить " уровень жизни людей, это сделает их лучше. Это примерно как невозможность вернуть потерянную девственность. Но, вроде, автор тоже этого не предлагает. 5. Евгений Альбертович, честно говоря, не помню, чтобы Гумилёв это говорил: " Лев Гумилёв часто повторял, что каждый человек, если его спросить, кто он, не задумываясь, скажет: русский, француз, поляк, армянин, японец. А потом уже добавит, что он рабочий, бизнесмен или студент. " Где он это говорил? Ну и, в общем-то, всё от контекста зависит. Что именно интересует вопрошающего - моя вера, национальность, профессия... Вот Вас незнакомый человек на улице вдруг спросит: " Ты кто? " Вы ему что ответите? )))

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/17/po...

Нищета Ничто не богатее добродетельной нищеты. Петр нищ, но взял добычу со смерти. Иоанн нищ, но исправил ноги хромого. Филипп нищ, но в Сыне видел Отца (см. Ин. 14:9 ). Матфей нищ, потому что оставил богатство вместе с хищением (см. Лк. 5:27, 28 ). Фома нищ, но отрыл некрадомое сокровище – ребро Владыки. Павел нищ, но стал наследником рая. Владыка нищ по плоти, потому что безмерно богат по Божеству (1). Научись не приниматься за худые дела по причине нищеты и в самых тяжких злостраданиях не терять надежды и не сидеть в праздности и бездействии, но прибегай к Богу, Который, даруя столько ласточке, тем больше подаст тому, кто возопиет к Нему от всего сердца (2). Не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельской целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Потому блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: блаженны нищие духом ( Мф. 5:3 ), – не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Поэтому всякая добродетель, а преимущественно перед всеми нищета, имеет отличительным признаком свободное произволение (2). По слову Господню должно не обогащаться, но быть нищим: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие... горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк. 6:20, 24 ) (4). Кто суть нищие духом ( Мф. 5:3 )? Поскольку Господь говорит в одном месте: слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин. 6:63 ), в другом: Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин. 14:26 ); не от Себя говорить будет ( Ин. 16:13 ): то нищие духом суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим ( Мф. 19:21 ; Лк. 18:22 ). Но если кто, прияв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собой по воле Божией, как Лазарь; то и этот не чужд блаженства (5). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

12 ст. и далее. Один прокаженный, увидев Господа, падает пред Ним наземь, моля Его и говоря: Господи, если хочешь, Ты можешь меня очистить. Простерши руку, Спаситель коснулся его и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа отошла от него. О Творче мой! Сколь много чудес Твоих! Книжники запрещали детям еврейским называть Тебя Мессией. Но если бы они умолчали о Твоей славе, то, наверное, камни начали бы вопить о Тебе, о Твоем Божестве. 16 ст. Господь часто удалялся в пустыню на богомолье. И ты уединяйся во внутренней своей храмине и молись чаще Богу. 17 . Сила Господня являлась в исцелении больных. В один из дней Господь учил, народ слушал Его; фарисеи и законоучители из всех весей Галилеи, Иудеи и Иерусалима сидели тут же. Господь нарочито пока, вероятно, никого не исцелял, но неведомо, так сказать, для Него Самого сила Его исцеляла всех больных, здесь находившихся. Глава 6, 12. Пред избранием учеников Своих и посольством их на проповедь Господь молился целую ночь. Так и мы должны молиться пред начатием всякого важного дела. 19 ст. Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Буду и я, хотя мысленно, прикасаться к Тебе, Жизнодавче, верою, и от этого получу я пользу. Полнота Божественной силы Твоей бесконечно велика. 20 [и далее]. Он (Господь), возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Говоря эти блаженства, Господь во всем свете видит будущие, бесконечно великие радости Своих последователей, и потому речь Его необыкновенно сильна и впечатлительна, будущие блага представляются как бы настоящими. 24 и далее. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Какая благодать исходит из уст Господа нашего! Взгляд на людей и их жизнь такой светлый, премудрость до такой степени высокая, нравственные правила такие возвышенные, что трудно не узнать в Господе Спасителе Бога Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

20 декабря 107 года по Р. X. приговор Траяна был приведен в исполнение: святой Игнатий, привезенный в Рим, был брошен в цирке (Колизее) на растерзание львам. И это только один пример мученической кончины праведников за имя Христово, а их великое множество. И всем гонимым за имя Его Христос обещал блаженство в будущей вечной жизни: Блаженны вы , сказал Он, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф. 5, 11-12). «Гонения за веру Христову есть и теперь и будут до скончания мира; только теперь гонят не пытками, не казнями, а неверием, дерзким отрицанием веры, поношением, насмешками, кощунством, клеветой или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верой черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервной раздражительностью; милостыню — глупой расточительностью; наружную молитву — лицемерием; напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ее бесчисленным похотям называют современным прогрессом; отчуждение же от молитвы и жизнь, чуждую всяких обязательств веры, — признаком современного человека. Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих среди таких людей весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, — терпи гонения, насмешки, колкости; впрочем, не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие!» (Отец Иоанн Кронштадтский. Беседы о блаженствах). Евангелист Лука дополняет повествование Евангелиста Матфея о возвещенном Иисусом блаженстве; он приводит слова Иисуса заключающие в себе предостережение тем людям, которые счастье, блаженство видят лишь в упоении земными благами. Горе вам, богатые! (Лк. 6, 24), — сказал Господь. Сопоставляя эти слова со словами «блаженны нищие духом», следует признать, что здесь речь идет не о богатых в буквальном значении этого слова, не о тех, которые обладают вещественным богатством, так как и они могут быть нищими духом; под именем богатых здесь разумеются те, которые составляют противоположность нищим духом, то есть гордые, возмечтавшие о своем величии, стремящиеся своими мнимыми достоинствами выделиться из среды своих братьев, стать выше них, и утешающиеся раболепством перед ними тех, которые почему-либо от них зависят. Не нужно пользоваться особой властью или каким-либо выдающимся положением в обществе, чтобы быть таким богатым: глупая гордость, самомнение и самообожание присуще людям всех классов и положений. Такие люди получают удовлетворение своих желаний здесь, на земле; они утешаются в этой жизни, нисколько не заботясь о будущей, вечной. Таким-то людям Господь дает предостережение, говоря: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Когда ты будешь вести такую беседу в других местах, многие, изнеженные многоразличными наслаждениями, станут над тобой и смеяться. Но находящиеся в несчастьях, будучи смиренны духом, будут внимать твоим словам с великою кротостью, похвалят тебя и сделаются лучшими. И над Павлом, когда он проповедовал, иудеи часто смеялись; но узники внимали ему в великом молчании. Ничто так не располагает душу к любомудрию, как бедствие, искушение и угрожающая скорбь. Итак, представив себе все это, — сколько мы сделаем добра и содержащимся в темницах, и себе самим, если будем постоянно обращаться с ними, и станем употреблять на это все время, которое проводим в безвременных и пустых занятиях на площадях. Чрез это мы и им доставим пользу, и себе самим радость, и, послужив к славе Божией, сподобимся вечных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь. Благовременно плакать; но и вы, ограбленные и обиженные, примите участие в моем плаче; присоедините к своему плачу и мои слезы. Но будем плакать не о себе самих, а об них: не вас они обидели, а себя погубили. Вы за обиду получите царство небесное; а они, за неправильное приобретение, геенну. Поэтому лучше быть обиженным, нежели обижать. Будем плакать об них, но не человеческим плачем, а Священного Писания, которым плакали и пророки. Восплачем горько с Исаиею, и скажем: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. Многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей» (Ис. 5:8, 9). Восплачем вместе с Наумом, и скажем с ним: горе созидающему дом свой в высоту! Или лучше, будем плакать об них так, как сам Христос о живших в то время, говоря: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили» мзду вашу и «свое утешение» (Лк. 6:24)! Так, умоляю, станем непрестанно плакать и мы; а если не будет неприлично, то станем даже ударять себя в грудь при виде безпечности братий.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

«Логовищем львов» Н. называет Ниневию, львами - ее царей, львятами - их сыновей, а пастбищем - их подчиненных (Наум 2. 11 - Theodoret. In Nahum. 2. 10; ср.: Theod. Mops. In Nahum. 2. 11). Помимо исторического смысла, образы льва символизируют здесь сатану, лишившегося с пришествием Христа своей добычи (ср.: Пс 57. 7; 1 Петр 5. 8 - Суг. Alex. In Nahum. 2. 11-12), а их добыча - сборище еретиков, состоящее из верующих, похищенных диаволом из Церкви Христовой ( Hieron. In Naum. 2. 11-12). IV. Преступления Ниневии и причина ее гибели (Наум 3). Ниневия как «город кровей и весь лживый» (Наум 3. 1 по LXX) становится для свт. Кирилла Александрийского прообразом Иерусалима, где проливалась кровь пророков (Мф 23. 37) и где произносились лжесвидетельства о Спасителе (Мф 12. 24 - Суг. Alex. In Nahum. 3. 1), а также служит образом мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19 - Hieron. In Naum. 3. 1-4). Слова Наум 3. 1 по LXX: «Горе созидающему дом свой в высоту» сопоставляются свт. Иоанном Златоустом со словами Спасителя: «Горе вам, богатые!» (Лк 6. 24) и вместе служат свидетельством оплакивания грехов, совершаемых из-за человеческой беспечности ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 64. 4). Образ Ниневии под видом блудницы, к-рая, будучи украшена нарядами, «представляется смотрящим на нее очень привлекательной; но если она лишится своего одеяния, то окажется весьма безобразной» (Наум 3. 5-6), становится для свт. Кирилла Александрийского прообразом синагоги иудейской, которая, подвергнувшись божественному праведному наказанию за беззаконие против Христа, оказывается безобразной и «лишенной украшения божественных дарований» (ср.: Ос 2. 9-10 - Суг. Alex. In Nahum. 3. 5-6). По мнению Феодорита Кирского, слова Наум 3. 8 по LXX: «Приготовь долю, натяни струну, Аммон…» - обращены к Египту, к-рому повелевается праздновать разрушение Ниневии ( Theodoret. In Nahum. 3. 8). Свт. Кирилл Александрийский относит эти слова к Ниневии, тем самым говоря, что ее ожидает та участь («часть»), к-рую она ранее уготовила для др. стран. Слова «натяни струну» означают, что происходящее с Ниневией станет причиной пения и музыки (т. е. веселья) для стран, окружающих ее и претерпевших от нее унижения ( Суг. Alex. In Nahum. 3. 8-10). По мнению блж. Иеронима, «Но-Амон» (Наум 3. 8) означает Александрию и аллегорически обозначает народы Церкви, к-рая, если не будет внимать себе и со всей тщательностью охранять свое сердце, будет уведена в плен и станет оплакивать детей своих ( Hieron. In Naum. 3. 8-12). Феодор Мопсуестийский отвергает мнение комментаторов, полагавших, что в этом стихе может идти речь об Александрии. Учитывая, что свой труд он написал раньше блж. Иеронима, вероятно, в этом стихе может подразумеваться несохранившийся труд Оригена ( Theod. Mops. In Nahum. 3. 8).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010